Фамусов: характеристика и образ героя в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”. Фамусов Фамусов. Отношение к службе. "Горе от ума"

Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы

Чацкий и Фамусов. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодер­жавно-крепостнических порядков. Уже из 1 действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. Фамусов высказы­вает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Ли­зой мы узнаем, что Фамусов, «как все московские», ценит в лю­дях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это уже создает определенное пред­ставление о Фамусове.

Совсем иным предстает перед нами в I действии Чацкий. Ис­кренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остро­умный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян фамусовского круга, их жизнь и времяпре­провождение.

Так намечается почва для идейного конфликта между Фаму­совым и Чацким, который и наступает во II действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». Он подкреп­ляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатери­нинских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низ­копоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, при­служиваться тошно»,- отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых «У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подртавить стул, поднять платок». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам», и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека сво­бодно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творче­ским, высоким и прекрасным». В ответ на это Фамусов объя­вляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москви­чей дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они пося­гают на тот строй жизни, который является основой его благопо­лучия.

Фамусов - крепостник, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно: наказы­вать, продавать, ссылать в Сибирь, на каторгу или поселение. Он не признает в крепостных людях человеческого достоинства. На­против, Чацкий высказывает уважение к простым людям, назы­вает русский народ «умным, бодрым». Против таких крепостни­ков, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаменитом монологе «А судьи кто?..». Гневно обрушивается он на извест­ного в Москве помещика-театрала, на «Нестора (главаря) него­дяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь. Он возмущается тем, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие кре­постники, порабощающие народ. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет», они укрывают расшитым мундиром свое сла­бодушие и рассудка нищету.

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого су­масшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал это от­крытие, и обосновывает свое суждение:

Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в про­свещении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах, культуре, морали ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий - человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий - мастер афоризмов, едких эпиграмм. Так, в споре с Фамусовым (II дейст­вие) поражают точные, меткие, беспощадные характеристики, которыми он наделяет московских богачей. Ненависть и глубо­кое негодование Чацкого придают особую силу его сарказму . В обличительных монологах («А судьи кто?..» и др.) Чацкий под­нимается до высокого гражданского пафоса. Слово Чацкого - разящее оружие; обличительный пафос его речи отвечает су­ществу его прямой и страстной натуры.

Речь Фамусова - это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие. В разговоре со Скалозу­бом гон его речи меняется: появляются вкрадчивость, подобо­страстие, в словах - ласкательные суффиксы («отдушничек», «в петличке орденок»). Он даже начинает прибавлять услужливое «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами Фамусов гово­рит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с воз­растом человека..

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

Сарказм - едкая, язвительная насмешка.

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью.

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину , он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству - служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Действие

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь «франт-приятель» Чацкий способен внести ненужную суеты и оживление. Для успокоения самого себя Фамусов занимается традиционным, ставшим уже ритуалом занятием: составлением календаря.

Это наглядно показывает всю распланированность жизни Фамусова: он строит планы не только на известные события, но и ещё на только ожидаемые:

Этот же календарь демонстрирует всем всю глубину повседневных интересов Фамусова: «Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «Я должен у вдовы, у докторши, крестить» - еда, смерть, рождение, причём еда стоит на первом месте.

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но как и другие персонажи Фамусов - собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama - молва, слух, общественное мнение) - олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Фамусов - как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов - яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.

Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

Единственным средством защиты от «окаянного волтерьянца» оказывает притворная глухота. Фамусов делает вид, что просто не слышит Чацкого: «Не слушаю! под суд! под суд!». Ему даже не приходит в голову применить против Чацкого его же собственные приёмы: насмешку и иронию, он полагает, что подобные методы не к лицу дворянину. Однако же, как только он узнаёт, что появились слухи о сумасшествии Чацкого, он одним из первых их горячо поддерживает:

Даже в этой ситуации проявляется степень влияния общественного мнения на действия Фамусова. Он не может первым начать высмеивать Чацкого, но как только он видит, что мнение почтенного общества уже изменило в отношении Чацкого рамки приличия, то он всеми силами стремится не отстать от сложившейся ситуации. Те слова, которые он совсем недавно из боязни «не слышал», притворяясь глухим, он моментально вспоминает и ставит Чацкому в упрёк:

И всё же, несмотря на все усилия Фамусова, Чацкому удаётся сломать привычный образ жизни последнего. Раздрай в семье, потеря уважения общества: «Ах! Боже мой! что станет говорить\\Княгиня Марья Алексевна!»

Критика

Литературная критика обычно не разделяет образ Павла Фамусова с тем обществом. которое он представляет. Появился даже специалный термин: «фамусовщина».

Исполнители роли

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли: Щепкин, Михаил Семёнович (1831), Самарин, Иван Васильевич (1864), Ленский, Александр Павлович (1887), Давыдов, Владимир Николаевич (1886), Станиславский, Константин Сергеевич (1906, 1914), Ильинский, Игорь Владимирович (1963), Царёв, Михаил Иванович (1963), Полицеймако, Виталий Павлович (1962), Папанов, Анатолий Дмитриевич (1975).

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фамилии
  • Фан-дер-Флит, Пётр

Смотреть что такое "Фамусов" в других словарях:

    ФАМУСОВ - герой комедии А.С.Грибоедо 421 ва «Горе от ума» (1824). Фамилию Павла Афанасьевича Ф. производят от лат. fama молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение.… … Литературные герои

    Фамусов - персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824), патриархальный барин, безразличный к делу важный чиновник, исповедующий принцип личной выгоды человек, робеющий перед мнением света, консерватор. Его имя используется как нарицательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Фамусов, Павел Афанасьевич ("Горе от ума") - Смотри также Слуга Беневольского. Получает от барина всего сорок рублей на месяц. Любит умничать и недоволен грамотеями: им не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги и сытехоньки и горя половина. Не прочь поравняться с господами; по его… … Словарь литературных типов

    Павел Афанасьевич Фамусов - … Википедия

    Павел Фамусов - Константин Станиславский в роли Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Персонаж 2 Действие … Википедия

Персонаж [ | ]

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью .

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовлетворившись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем, не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину , он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству - служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Исполнители роли [ | ]

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли:

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.

Краткие сведения

Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».

В комедии А. С. Грибоедова данный персонаж занимает важное место в системе образов. Фамусов является представителем «века минувшего», вступающего в острый конфликт с «веком нынешним», представителем которого является Чацкий. Главный герой отзывается о характере Фамусова так: «Низкопоклонник и делец».

Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.

Мировоззрение

Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».

Фамусов - ярый противник образования. Он говорит следующие выражения: «Ученье - вот чума», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь», «И в чтеньи прок-от не велик».

Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».

Отношение к людям

Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».

Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.

Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.

Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Начиная процесс по реабилитации Павла Афанасьевича Фамусова, Сторона защиты хочет напомнить уважаемому суду, что развитие Российской империи в XVIII веке шло семимильными шагами, а двигали её фамусовы, скалозубы и молчалины. Но никак не чацкие, которые, придя на готовые александровские пироги, тесто для которых замешивалось все предыдущее столетие, тут же стали критиковать мир за плохую подготовленность к их появлению. Лет 30 назад для некоторых категорий граждан, может и имело ещё смысл критиковать "проклятый царизм", но не понятно, почему сейчас на тот период нельзя посмотреть объективно. Вообще, всё, что ставится в вину Фамусову, можно трактовать и в его пользу. Надеждин писал про Фамусова: "Уютно проспал...", а кто воевал в екатерининскую эпоху? Дружба Фамусова и А.И. Чацкого откуда взялась? из-за карточного стола? Вместе лечились от ожирения?

Итак, Павел Афанасиевич Фамусов, возраст 50-60 лет, русский, православный, управляющий в казённом месте, чиновник, не менее чем, 5 класса по табели о рангах, вдов.

Тем… критикам, которые видят только отрицательные (какие именно?) черты Фамусова, не дают себе труда задуматься, а как это отзовётся на их любимце Чацком? Попытаюсь объяснить это тем, кто за кустами леса не видит.

Итак, «Служили два товарища в однем и тем полке». Вы представляете, какого качества должна быть дружба между двумя мужчинами, чтобы один из них поручил, а другой принял на воспитание его сына? Могло бы так случиться, если бы они оба не были людьми, если не самой высокой, то очень высокой пробы! Андрей Ильич Чацкий был уверен в Фамусове, как в самом себе, а Павел Афанасиевич не предал дружбы, несомненно, скрепленной кровью, не нарушил своего слова, вырастил и воспитал Александра, здесь мы не будем рассматривать, что из того вышло и почему. Мы не можем точно узнать, в каких именно переделках побывали Андрей и Павел, что их сроднило до такой степени, но можем поручиться, что не зелёное сукно карточного или бильярдного стола, не совместные «часы вина и драки», злодейства или разворовывание казны, не соседние кресла в театре или vis-a-vis в кадрили. Будь они оба татями, казнокрадами или светскими бездельниками… можете представить градус их дружбы? При всей своей возможной безалаберности А.И. ни за что не поручил бы сына, такому же как сам, если же это так, то наследственность Чацкого ещё хуже, чем можно было полагать, исходя из состояния ума его матушки. Но дурные предположения в адрес А.И. Чацкого неправдоподобны, следовательно, и П.А. Фамусов лет 30 назад был вполне достойным человеком. Если предположить, что в 35-40 лет человек уже сложился, то маловероятно, что Фамусов превратился в нечто такое, что из года в год должно вызывать отвращение у российских девятиклассников. Учитель, спросите у юношей класса, есть ли у их отцов такие друзья, кому они доверили бы в случае своей смерти их воспитание? И пожелайте их отцам такого друга, как Фамусов. Исходя только из его верности дружбе и слову, Фамусов уже выше всякой критики. Вряд ли верность слову диктовалась какой-то мафиозной круговой порукой: поручитель мертв и взятки гладки, то есть Фамусов был вообще человеком чести. Вот кто имеет право вопрошать школяров и не только их: «А судьи кто?»!

Сторона защиты просит Обвинение в ответном слове привести примеры подобной опеки, если они имели место, за последние 30-50 лет, а именно, кто и когда приютил ребёнка с сомнительной наследственностью, сохранив и приумножив его состояние.

Стоит принять во внимание, что Фамусов, оставаясь вдовцом, пожертвовал своей личной жизнью ради дочери и воспитанника, Бог весть, как отнеслась бы к ним его вторая жена.

Не вызывает сомнения, что для образования Чацкого Фамусовым было сделано всё возможное, и не вина последнего, что в результате учения Александр приобрёл только лишь красивый почерк да воспоминания о колпаке географа. Благодарность учителям, опекуну? Вы о чем? «Числом поболее, ценою подешевле» - вот и весь его сказ о педагогах*. Как-то Макаренко сказал в каком-то …просе: «Мне не нужны 9 40-рублевых учителей, мне нужно 3 120-рублевых**». Но выполнялся (ется) завет Чацкого.

Не стоит забывать, что последние 150 лет были годами небывалого в истории России развития и, повторюсь, двигали её фамусовы, а не чацкие. Фамусов представляет собой столп общества, без которого не могут жить и действовать молчалины всех рангов, которые так выучены фамусовыми, что последние могут подписывать бумаги не глядя, зная, что они отработаны по высшему разряду и не потребуют доработок, уточнений и разъяснений. Завидно? Фамусов олицетворяет собой большой и богатый, хлебосольный дом, где всегда и всем найдётся место. Его стремление окружить себя роднёй говорит, прежде всего, о том, что все, его окружающие ему не чужие. Фамусов если не знал, то предполагал, что все люди находятся друг от друга на расстоянии 6 рукопожатий и строил, говоря современным языком, «русский мир». Что плохого в том, что он помогал близким и дальним родственникам раскрывать свои способности или таланты? Сергею Львовичу Пушкину надо было какого-то чужого мальчика направлять в Лицей? Не случайно Грибоедовым приведен образец и другого способа комплектования штата сотрудников тестем Репетилова по чужеродному принципу – там все были ворами, уж в этом-то Репетилову можно верить на слово! Обвинение же Фамусова в патернализме разбивается о ближайшего его помощника – Молчалина, которого он рассматривал и в качестве зятя наравне с Чацким. У Молчалина, кстати, шансов было больше, так как нищий может разбогатеть, а у мота-сорванца нет перспектив, кроме долговой ямы!

Стоит также вдуматься и в название «фамусовское общество», так и видится, если не что-то монолитное, то, в основном, единое. А теперь составьте прилагательное к «обществу» от фамилии Чацкий? Общество Чацкого? То есть где доминирует Чацкий? Чацковское общество? – прости меня о, великий и могучий русский язык! Общество чацких? – да это сборище дробинок, которые не только никак не связаны между собой, но ещё и каждый расположен спиной ко всем соседям, ухитряясь при этом поглядывать на них свысока. Удержать такую горсть дроби можно только силой, и действовать они смогут только под воздействием внешней силы, и только для какого-то разрушения.

Уважение, оказываемое Фамусовым Скалозубу, которое, почему-то принимается за раболепие - это свидетельство того, что тот для Павла Афанасиевича такой же столп общества, как он сам, а по табели о рангах Фамусов вполне мог находиться на том же уровне, что и Скалозуб или даже выше.

Могут ли надменные потомки в своей холодной и высокомерной отстранённости вообразить страдания Фамусова, который видит всю тщету своих не менее, чем 15-20 летних стараний? Уж простите его, если он сказал в сердцах нечто вас не устраивающее. Надо отдать должное Чацкому – он создал достаточно поводов для раздражения. Даже не поздоровался! Как горько было сознавать Фамусову, что его воспитанник в 28 лет «отъявлен мотом, сорванцом», то есть и не научился ничему и промотал всё, что мог, а туда же, ещё и жениться захотел***! Так Фамусов Чацкому ещё и дельные советы дает: 1. «Не блажи!», «ну какой из тебя муж? Ни положения, ни средств, чтобы содержать семью. «Детей иметь, кому ума недоставало?» - достанет и Чацкому, а вот содержать их и дать им ума, это к Павлу Афанасиевичу. А наследственность? Стоит ли рисковать? 2-й и 3-й советы тоже толковые, но адресата вводят в ступор! Он к их восприятию не готов, ему лишь бы использовать домашнюю заготовку: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».

На книги он мог быть сердит за их бесполезность в деле лечения и образования Чацкого. А может за то, что просиживая за ними много времени, Чацкий добился только самых печальных результатов, подорвав свой и без того не больно крепкий умишко, а София тратит время на чтение всякой ерунды про Бову Королевича, хоть и по-французски.

Все его фразы, которые можно принять за высказывания ретрограда, исходят только от вежливости, ну какой смысл пытаться перевоспитать, например, Хлёстову? Его устаревшие собеседники, пребывая в своём уютном екатерининском мирке, не мешают ему заниматься делом, ну и пусть пребывают, коли помочь всё равно не могут. Уж он-то, в отличие от Чацкого, читал Диогена: «Учить старика и лечить мертвеца – пустое дело». Зато о молодёжи отзывается с восторгом и надеждой. Сторона защиты не может удержаться от цитирования Павла Афанасиевича:
«Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей - сынков и внучат,
Журим мы их, а если разберешь,
В пятнадцать лет учителей научат!» - и у вас повернётся язык сказать, что он ретроград, душитель передовых идей, это Фамусов-то, увидев молодого гения, закричит «Разбой!», «Пожар!»? Не тому адресуете свои возмущения, г-н Чацкий!

Интересно, почему все характеристики, данные Чацким или Софией в раздражении Фамусову, принимаются как истина в последней инстанции? У них отобрано право на субъективность оценки или эти персонажи по определению не могут и не должны вызывать неудовольствия Фамусова? Вы были бы так же снисходительны к чудачествам дочери и эскападам воспитанника?

Сторона защиты считает положительным качеством Фамусова и то, что он легко и с юмором говорит о своей должности – стоит ли на пороге пугать молодое поколение грандиозностью задач и проблем? А если вы хотите услышать на самом деле серьёзного человека, то включите интервью любого спортсмена и услышите, что он сегодня сыграл, пробежал, прыгнул, проплыл (нужное подчеркнуть), вот так, а в следующий раз… будет ещё лучше и всё это будет говориться с чувством высокого осознания важности своей роли в истории Родины и всего человечества.

От кого только не досталось Фамусову за его « Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?». Почему же никто не задался вопросом, а от кого «Марья Алексевна» узнает о происшествии в доме Фамусова? Вполне возможно, что она - достойная всяческих похвал женщина и Павел Афанасиевич назавтра приедет к ней за советом. Но скорее всего, она - тётка Чацкого, такая же неблагополучная по уму, как и его мать, зато сплетница, каких поискать, и пристально следит за событиями в доме Фамусова

Сторона защиты уступает трибуну Стороне обвинения и надеется, что её аргументы не смогу опровергнуть доводы Защиты. Если же Обвинение будет признано правым, то Сторона защиты будет завидовать людям, жившим в первой четверти XIX столетия в фамусовском обществе.

*Хотя это могло быть и единственное вполне здравое предупреждение на века вперед, которое подхватил потом Макаренко «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

**за дословность цитаты не ручаюсь.

*** Привет Митрофанушке!