Ртищев федор михайлович краткая биография. Первый русский просветитель федор ртищев. Императрица Мария Федоровна

Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным.


Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя

в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киев

ские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-гречес

кий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно за

ботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил

на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея

В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике"

У трагической Смуты был, пожалуй, лишь один положительный момент. В те годы, когда в силу обстоятельств человеку приходилось принимать самостоятельные решения, от которых зависела жизнь, в России появилось немало внутренне независимых, самостоятельных людей. Правда, как правило, каждый из них решал только личные проблемы. Кто-то проблемы материальные, кто-то маялся с собственной душой. И Ртищев был из той же эмансипированной породы, вот только вся его жизнь была направлена на помощь другим.

«Осада с лестницами». М. Гадалов

Почти все время царствования Алексея Михайловича Ртищев находился при государе, формально состоя при царе постельничим, а позже воспитателем старшего царевича. Однако в реальности был советником государя, причем «на общественных началах», поскольку от боярского звания категорически отказался. Разумеется, и он иногда выполнял различные государевы поручения: бывало – воевал, бывало – выполнял дипломатическую миссию, однако, прославился не этим, а тем, что делал как раз не по приказу, а по личной инициативе. Потому что, эти сугубо частные поступки во многом изменили жизнь тогдашнего государства.

Именно с его именем связано появление в России благотворительности. На личные средства и средства друзей Ртищев организовал ряд больниц и приютов в Москве и в глубинке. Создал даже первый вытрезвитель: мораль никому не читал, просто подбирал на улице пьяных и увозил к себе до протрезвления. Уже позже, по примеру Ртищева, благотворительностью занялась и власть. Сначала озаботились нищими и убогими в Москве. Здоровых определили на работы, а беспомощных поместили на казенное содержание в двух специально устроенных для того богадельнях. Наконец, на церковном соборе, созванном в 1681 году, власть предложила РПЦ устроить такие же приюты и богадельни по всем городам. Так частные поступки Федора Ртищева легли в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений в России. Благодаря ему тысячи русских людей смогли выжить, получив хлеб и кров.


Андреевский монастырь

В 1671 году, прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, а потом и деньги, продав часть своего имущества. Известна история и о том, как он подарил Арзамасу свои земли, в которых город очень нуждался, хотя, как свидетельствуют очевидцы, мог бы выручить за эту землю немалые деньги. Ртищев, однако, когда ему не хватало средств на благотворительность, просто предпочитал продавать свою одежду и утварь. Впрочем, по дружбе, любя и уважая Ртищева, нередко ему помогали и царь с царевной. И отчета о расходах никогда не требовали, знали, что на себя он не потратит ни одной копейки. Риторический, конечно, вопрос, но все же: где бы российской власти взять таких людей сегодня?

Ртищев выкупал русских пленных, и даже, предвосхищая появление Красного Креста, оказывал помощь вражеским воинам, вынося с поля боя не только своих, но и чужих раненых, а затем поддерживал иностранных пленных, оказавшихся в России. Не случайно о его доброте ходили легенды, а сразу же после смерти появилась биография в форме жития, где Ртищеву придан ореол святости.

«Это был один из тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия. Наперекор природным инстинктам и исконным привычкам людей, Ртищев в заповеди Христа любить ближнего, как самого себя, исполнял только первую часть: он и самого себя не любил ради ближнего - совершенно евангельский человек, правая щека которого просто, без хвастовства и расчета, подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона, а не подвигом смирения. Ртищев не понимал обиды и мести, как иные не знают вкуса в вине и не понимают, как это можно пить такую неприятную вещь. Некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный Ртищевым, потом стал его врагом. Ртищев… пытался утолить его вражду упорным смирением и доброжелательством; он приходил к его жилищу, тихо стучался в дверь, получал отказ и опять приходил. Выведенный из терпения такой настойчивой и досадной кротостью, хозяин впускал его к себе, бранился и кричал на него. Не отвечая на брань, Ртищев молча уходил от него и опять приходил с приветом, как будто ничего не бывало. Так продолжалось до смерти упрямого недруга, которого Ртищев и похоронил, как хоронят добрых друзей. Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие».

Впрочем, занимался Ртищев, конечно же, далеко не только благотворительностью. В 1649 году под Москвой, как пишет дореволюционный словарь Брокгауза-Эфрона, «пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа на месте своего первоначального поселения он построил Спасопреображенский монастырь», куда вызвал из Киево-Печерского и ряда других малороссийских монастырей 30 ученых монахов. Они-то и переводили иностранные книги на русский язык и обучали желающих греческой, латинской и славянской грамматике, риторике и философии. Сам Ртищев стал студентом этой школы и проводил там целые ночи в беседах с учеными. Немалое число молодых московских служилых людей, то есть чиновников, прошло обучение в этом частном монастырском учебном центре.

Впрочем, и здесь Ртищева спасал характер. Только он умудрялся (что в те времена жесточайшей конфронтации было почти невозможно), утихомиривать врагов, склоняя их к умеренности и убеждая, что реальные интересы России и русского народа выше идейных разногласий крайних западников и крайних патриотов. Нужно представлять себе этих сильных, заносчивых и неуступчивых людей, вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и патриарха Никона, чтобы понять, каким удивительным влиянием на них обладал такой неконфликтный человек, как Федор Ртищев.

Василий Ключевский «Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды… и старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора, устраивал в своем доме прения, на которых Аввакум бранился с «отступниками», особенно с Полоцким, до изнеможения, до опьянения».

Ртищев умел говорить правду без обиды, никому не колол глаз личным превосходством, был совершенно чужд тщеславия, а потому нравился даже привыкшим к своеволию за времена Смуты казакам. Именно Ртищева за правдивость и обходительность они желали иметь у себя царским наместником, «князем малороссийским». Уметь ладить с царем, Аввакумом, Никоном, казаками и при этом всем говорить в глаза правду, это, конечно, особый дар.


Алексей Михайлович. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон

Наконец, Ртищев был одним из первых, кто понял, какой несправедливостью и злом является крепостное право. Не в его силах было отменить это зло, однако есть свидетельства, как он заботился о своих крестьянах, поддерживал их ссудами, уменьшал оброки, а перед смертью всех дворовых отпустил на волю. И умолял своих наследников обращаться с теми, кто еще оставался в крепости, по-божески: «они нам братья».


«Медный бунт». Э. Лисснер

Немало прочитав об этом человеке, обнаружил лишь одну сомнительную страницу. Речь идет об истории с медными деньгами, которая спровоцировала известный Медный бунт. О том, кому принадлежала идея (кстати, вынужденная – чтобы поправить положение государственной казны, истощенной войной с Польшей) чеканить медные деньги одинаковой величины с серебряными, но выпускать их по одной цене, точно не известно. Версий хватает, однако, какая из них верна, сказать сложно. Тем не менее, не могу обойти тот факт, что историк Сергей Платонов, как на автора идеи, указывает на Ртищева. Правда, сам же его тут же и выводит из-под удара. «Произошла история аналогичная той, которая 80 лет спустя случилась с Джоном Ло во Франции, – пишет Платонов. – Беда заключалась не в самом проекте, смелом, но выполнимом, а в неумении воспользоваться им и в громадных злоупотреблениях».


Медная ефимка времён бунта. Полуполтина 1656 года выпуска

Сам Ртищев - убежденный бессребреник – к злоупотреблениям, да и вообще к практической реализации идеи не имел ни малейшего отношения. Зато ситуацией воспользовались очень многие, включая и тех, кто был обязан процесс выпуска денег контролировать. Чеканили и подделывали монету без счета. Что и привело, в конечном итоге, к бунту. Кстати, народ легко обошелся без Следственного комитета, достаточно было сравнить официальные доходы чиновников и их неофициальные расходы. И столь огромная разница в цифрах многих закономерно возмутила. Виноват ли во всей этой «медной истории» Ртищев? (Если вообще идея принадлежала ему, что не факт). Конечно, нет.

Жить в такие времена, быть при власти, пропустить через свои руки немалые деньги, так много сделать и, в конце концов, покинуть этот мир без единого пятнышка! Второго Федора Ртищева в русской истории нет.

Проект МИА «Россия сегодня» «Русские эволюционеры»

Ртищев Федор Михайлович

Р тищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя , который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха , Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киевские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и ) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-греческий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно заботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству , царь не только не обратил на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Р. был и патриарх , которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике" (ч. III). Ср. его "Житие" в "Древней Российской Вивлиофике" (т. XVIII) и ст.

Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киевские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-греческий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно заботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике" (ч. III). Ср. его "Житие" в "Древней Российской Вивлиофике" (т. XVIII) и ст. А. Терещенко в "Сыне Отечества", 1856, № 33.

  • - Флигель Мариинской больницы, в котором жил Ф. М. Достоевский.Москва. Достое́вский Фёдор Михайлович, писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук...

    Москва (энциклопедия)

  • - воев. во Владимире, 1652-53...
  • - род. 1712 г., в 1744 г. обер-инспектор СПб. таможни, открывший в ней злоупотребления в пользу иностранных купцов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Рус. сов. прозаик. Автор НФ романа-утопии "Дважды рожденный" , повествующей о далеком будущем, в к-рое можно попасть с помощью анабиоза...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дворянин...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. политол. и социол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил Ташкентский юрид. ин-т, асп. Ин-та гос-ва и права АН СССР. Докт. дисс. - "Государство и политика" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - докт. медиц. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Челябинского областного суда. Родился в г. Коркино Челябинской области. В 1978 году окончил Свердловский юридический институт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - обер-штер-кригскомиссар и генерал-майор; род. около 1683 г., умер после 1743 г.; внучатный племянник "милостивого мужа"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - городовой воевода; ум. в 1701 году; был вторым из сыновей думного дворянина Григория Ивановича Ртищева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - "ближний человек" Царя Алексея Михайловича; род. после 1626 года, сконч. 28-го января 1663 г.; был сыном окольничего M. А. Ртищева и братом "милостивого мужа" Федора Большого Михайловича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII в. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - окольничий, "милостивый муж"; род. в апреле 1626 г., ум. 21-го июня 1673 г.; сын Михаила Алексеевича Ртищева, Лихвинского городового дворянина, и жены его Иулиании Феодоровны, урожденной Потемкиной...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ртищев - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным...

    Биографический словарь

  • - русский государственный и культурный деятель. Сын окольничего. С 1645 занимал дворцовые должности стряпчего, постельничего, дворецкого. В 1656 получил чин окольничего...

    Большая Советская энциклопедия

  • - дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член "Кружка ревнителей благочестия". На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Андреевском монастыре...

    Большой энциклопедический словарь

"Ртищев Федор Михайлович" в книгах

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Достоевский Федор Михайлович (род. в 1821 г. - ум. в 1881 г.)Русский писатель, интимная жизнь которого была такой же мучительной и болезненной, как и у героев его романов.Описывая личную, а тем более интимную жизнь Федора Михайловича Достоевского, любой рассказчик

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ (род. в 1821 г. - ум. в 1881 г.) То, что Достоевский болел эпилепсией, знают все. Это одна из окололитературных прописных истин. Пушкин и Лермонтов погибли на дуэли. Гоголь уморил себя голодом. Ну а Достоевский был эпилептиком, и это, конечно, не

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Достоевский Федор Михайлович (род. в 1821 г. – ум. в 1881 г.) Самый известный за рубежом русский писатель, творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы.Несмотря на ту известность, которую Достоевский приобрел в конце своей жизни, поистине

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 10 гениев литературы автора Кочемировская Елена

Достоевский Федор Михайлович Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве в патриархальной мещанской семье. Его отец – Михаил Андреевич – сын священника, вопреки воле отца ставший врачом, был хирургом в госпитале для бедных. Мать – Мария Федоровна,

Костиков Федор Михайлович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Костиков Федор Михайлович Родился в 1920 году в гор.Плавске Тульской области. Здесь учился в начальной школе. В 1931 году вместе с родителями переехал в Москву. Окончил 8 классов средней школы, ФЗУ, аэроклуб Метростроя, в июле 1941 года Армавирскую школу летчиков, затем Липецкую

Фёдор Михайлович Достоевский

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) писатель, классик русской литературы... Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее

Чубуков Федор Михайлович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Чубуков Федор Михайлович Родился 21 июня 1920 г. в поселке Бирюч Курской губернии. В детстве переехал в город Воронеж, где окончил 10 классов школы № 12 и аэроклуб. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1940 г.С июня 1941 г. участвовал в

Апраксин Федор Михайлович

Из книги Полководцы Петра I автора Копылов Н. А.

Апраксин Федор Михайлович Сражения и победыОдин из создателей русского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии.На суше Апраксин защитил от шведской армии Санкт-Петербург, который шведы собирались сровнять с землей, а на море

Федор Михайлович Новосильский

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Федор Михайлович Новосильский Вице-адмирал.В ожидании неприятельского приступа на вице-адмирала Новосильского было возложено начальствование над батальонами, сформированными из экипажей и назначенными для обороны Южной стороны. С начала обороны командовал вторым

Федор Михайлович Достоевский

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Федор Михайлович Достоевский 1821–1881 гг. Один из самых значительных русских писателей в мире. Без великодушных идей человечество жить не может.Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей

Федор Михайлович Достоевский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) писатель, мыслитель Без великодушных идей человечество жить не может.Без детей нельзя было бы так любить человечество.Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой

Достоевский Федор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Мантулин Федор Михайлович

БСЭ

Матвеев Федор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Ртищев Фёдор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РТ) автора БСЭ

Фёдор Михайлович Ртищев («Большой») (6 апреля 1626 - 21 июня 1673) - друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище «милостивого мужа».

Биография

Детские и юношеские годы

Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании (Ульяны) Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Детство Фёдора прошло попеременно то в Москве, то в вотчине отца - селе Покровском, находившемся приблизительно в 32 км (15 верстах) от Лихвина. С 1635 по 1636 год Ртищевы жили в городе Темникове, куда Михаил Алексеевич был назначен воеводой. Фёдор Ртищев рано лишился матери, подробности того, как он рос и воспитывался неизвестны.

По достижении 15-летнего возраста, Ф. Ртищев был вёрстан поместьем, то есть зачислен на военную службу с одновременным назначением земельного и денежного жалованья, и стал «новиком», а затем, так же как и его отец, лихвинским городовым дворянином. В 1645 году он в течение четырёх месяцев вместе с отцом (в то время уже московским дворянином) и братом находился в Туле, в полку князя Якова Куденетовича Черкасского, отправленного туда для защиты русской границы от набегов крымцев и ногайцев.

Придворная и государственная деятельность

В 1645 году, вскоре после кончины царя Михаила Фёдоровича, Ртищевы были вызваны из Тулы в Москву царём Алексеем Михайловичем. Фёдор Михайлович был пожаловал чином стряпчего в «комнате у крюка», то есть во внутренних комнатах при государе. Осенью 1646 года Ртищев занял должность стряпчего с ключом, то есть дворцового эконома. 11 (21) августа 1650 года Ф. М. Ртищев был возведён в сан постельничего, став одним из приближённых людей царя Алексея Михайловича.

В 1654-1655 годах Фёдор Ртищев сопровождал царя в походах против Речи Посполитой. В сентябре 1655 года он, в качестве доверенного лица, был направлен к польному гетману литовскому Винценту Гонсевскому с извещением о согласии на ведение мирных переговоров и статейным списком, в котором шла речь о земельных уступках, денежном вознаграждении со стороны Литвы и о выборе места съезда послов. Однако, переправившись через Неман, Ртищев вскоре был арестован литовским отрядом Юрия Хрептовича и препровождён в местечко Крынки близ Гродно, как подозрительная личность. Спасла Фёдора Михайловича царская грамота, бывшая при нём и доказывавшая, что он является посланником московского царя. Переговоры Ртищеву пришлось вести с Павлом Сапегой, находившимся в Бресте, так как В. Гонсевский к тому времени был взят под стражу за свою приверженность к Москве. Главной заслугой Ртищева на этих переговорах было удачное выполнение тайного наказа об увеличении титула московского царя. По настоянию Ф. М. Ртищева, П. Сапега в своих статейных списках написал титул Алексея Михайловича с прибавлением слов «и Малыя и Белыя России». В начале ноября 1655 года Ртищев прибыл в Смоленск, где в это время находился царь.

12 (22) января 1656 года Фёдор Ртищев был пожалован в окольничие. При этом похвалялась его посольская служба в Литве. Ртищеву был назначен оклад на 400 четвертей больше обычного оклада окольничих. Одновременно с пожалованием в окольничие царь указал Ртищеву «сидеть во дворце», то есть назначил дворецким, а эту должность занимали обыкновенно только бояре.

15 (25) мая 1656 года Алексей Михайлович выступил в поход против Швеции. Ртищев, поставленный перед этим во главе Литовского приказа, сопровождал царя. 7 (17) декабря он провёл переговоры с посланником Гонсевского Казимиром Журавским. По возвращении 14 (24) января 1657 года в Москву, Фёдор Ртищев был назначен главным судьёй Приказа лифляндских дел и вступил в переписку с Гонсевским по поводу беспорядков в недавно завоёванных местностях Литвы и о желательности избрания Алексея Михайловича на польско-литовский престол. В 1657-1664 годах Ртищев управлял также Дворцовым судным приказом, затем Приказом Большого Дворца и Приказом тайных дел.