Русско-половецкие войны (XI – XIII вв.). Половцы кто они? Народ половцы

Издавна считалось, что половец - это враг земли русской, так как представители данного племени были замечены в многократных набегах на земли нашего государства. Однако историкам известны эпизоды соседского существования половецких племен и славян, а также их совместные походы против, к примеру, венгров, волжских булгаров, монголов и др. Материальных свидетельств, раскрывающих тайны племени, осталось достаточно мало, но и по ним можно отследить своеобразную историю половецкого народа.

Предки половцев были китайцами?

Значение слова «половец» в древнерусском языке указывает на то, что славяне называли так людей или пришедших из степей (от слова «поле»), или имевших желтоватый оттенок кожи (от слова «половъ» - «желтый»).

Действительно, предки половцев были кочевниками, проживавшими в степях между Восточным Тянь-Шанем и Монгольским Алтаем, которых китайцы называли народностью сеяньто. В том районе существовало древнее государство, образованное в 630 году, которое, однако, было быстро уничтожено уйгурами и теми же китайцами. После этого жители указанных мест сменили родовое имя «сиры» на «кипчаки», что означало «несчастливые, злосчастные», и ушли к Иртышу и в восточные степи Казахстана.

Трактовки девятнадцатого века и мнение Д. Сахарова

Значение и толкование слова «половец» также трактуется некоторыми специалистами как произошедшее от слова «лов», что означает охоту (в смысле на имущество и людей), а также от слова «полон» - плен, куда уводились представителя славян.

В девятнадцатом веке (в частности Е. Скрижинская и А. Куник) отождествляли наименование этих племен с корнем «полъ», означающим половину. Как предполагали вышеуказанные исследователи, жители находившегося на правом берегу Днепра, называли кочевников, пришедших с другой стороны реки, «с оного полу». Академик вообще считал все предлагаемые версии неубедительными. Он думал, что тайна происхождения названия этого племени никогда не будет разгадана, так как кипчаки-половцы оставили минимальное количество собственных письменных документов.

Половцы - это не отдельное племя

Сегодня полагается, что половец - это представитель конгломерации кочевых племен, и эти данные основываются на том, что в одиннадцатом веке нашей эры народ кипчаков был покорен монголоязычными племенами кумоси-кимаки, а потом мигрировал на запад вместе с представителями монголоидных племен - киданами. К концу тридцатых годов одиннадцатого века эта совокупность народов захватила степи между Волгой и Иртышом и подошла к границам древнерусского государства.

«Желтые» люди пришли к границам Руси

О том, кто такие половцы с точки зрения документальной русской истории, впервые дала разъяснения в 1055 году. По данным этого манускрипта, к границам Переславского царства пришли люди «светлые, желтые», что и позволило присвоить кипчаками и монголоидным племенам обобщенное название «половцы».

Новоприбывшие народы обосновались в Приазовье, течении Нижнего и Северного Дона, где обнаружены каменные «бабы», которые, как полагают ученые, устанавливались кочевыми племенами в память о предках.

Кто такие половцы тех времен с точки зрения религиозных учений? Полагается, что в среде этого кочевого племени изначально практиковался культ предков, который реализовывался через установку каменных изваяний на высоких участках степи, на водоразделах в специальных святилищах. При этом непосредственные захоронения находились рядом не всегда. В половецких же могилах часто было распространено погребение покойника вместе с бытовыми предметами и тушей (чучелом) его боевого коня.

Две тысячи каменных идолов и минимум письменности

Поверх могилы выдающихся по меркам половцев людей насыпался курган. В более поздние периоды, когда кипчаков покорили мусульмане, часть языческих памятников была истреблена. К настоящему моменту на территории современной России сохранилось около 2000 каменных «баб» (от «балбал» - «пращур»), которые до сих пор считаются обладающими силой для увеличения плодородия земли, восстановления природы. Эти памятники пережили многие века, в том числе период христианизации половцев. Язычники, мусульмане, христиане - вот кто такие половцы в разные периоды развития этой совокупности народов.

Они стрелой сбивали птиц на лету

После появления на территории степей восточной Европы в XI веке н.э. половцы не остановились в этой местности и продолжали расселяться дальше, благо этому способствовало наличие такого мощного средства передвижения того времени, как лошадь, и хорошего вооружения в виде лука.

Половец - это в первую очередь воин. Детей этих племен с малых лет учили верховой езде и приемам боя, чтобы впоследствии они поступили в состав кошуна - ополчения от одного рода. В кошун могли входить десятки людей или три-четыре сотни, которые лавинообразно нападали на врага, окружали его кольцом и засыпали стрелами. Помимо сложносоставных, технически продвинутых для того времени луков половцы обладали саблями, клинками, копьями. Они носили доспехи в виде прямоугольных пластин из железа. Их военное мастерство было настолько высоко, что на скаку из лука всадник мог сбить любую летящую птицу.

Походная кухня… под седлом

Кто такие половцы с точки зрения их быта? Эти народности были типичными кочевниками, весьма неприхотливыми даже по меркам того времени. Изначально они жили в крытых повозках или войлочных юртах, питались молоком, сыром и сырым мясом, которое размягчали под седлом лошади. Из набегов они привозили награбленное добро и пленников, постепенно перенимая от других культур знания, привычки и обычаи. Несмотря на то что происхождению слова не найдено точное определение, что значит половец, прочувствовали на себе многие народы того времени.

Перенимать культурные традиции половцам было от кого, так как кочевые племена кипчаков в двенадцатом веке дошли до Предкавказских степей (на р. Сунже была ставка половецких ханов), побывали в Поморье, Суроже и Корсуни, Поморье, Тмутаракани, совершили в общей сложности около 46 набегов на Русь, в которых часто побеждали, но и бывали побежденными. В частности, около 1100 года н.э. около 45 тысяч кипчаков были вытеснены русичами в грузинские земли, где смешались с местными народностями.

Половецкие привычки хватать все и всех, кто попался под руку, привели к тому, что к определенному времени часть кочевых народов научилась строить жилища на зиму, где даже были обустроены печи по подобию русских обогревательных элементов. Примитивные одежды из кожи украшались лентами на рукавах, как у византийских вельмож, среди племен появились признаки организации.

Половецкие царства были не меньше европейских

К моменту своего покорения монголо-татарскими войсками в XIII веке орды половцев представляли собой объединения, самыми сильными из которых были Донское и Приднестровское. В те времена половец - это представитель народа, проживавшего на территории, не уступавшей по размерам европейским королевствам. Данные квазигосударственные образования препятствовали проходу караванов по пути «из варяг в греки», осуществляли самостоятельные набеги на Русь и были активны до 90-х годов двенадцатого века, после чего кипчаки воевали преимущественно в русских дружинах во время межкняжеских усобиц того времени.

Так как же можно ответить на вопрос о том, кто такие половцы? Из древней истории можно сделать вывод, что этот народ, несмотря на некоторую примитивность, сыграл важную роль в формировании политической карты мира того времени и в образовании различных народностей, в том числе современных.

В середине XI века Киевская Русь столкнулась с серьезной угрозой в лице половцев. Эти кочевники пришли из азиатских степей и захватили Причерноморье. Половцы (или куманы) вытеснили из этих мест своих предшественников печенегов. Новые степняки ничем мало отличались от старых. Они жили грабежами и нашествиями на соседние страны, в которых проживало оседлое население.

Новая угроза

Появление кочевников совпало с началом процесса политического распада Руси. Восточнославянское государство было единым вплоть до XI века, когда его территория разделилась на несколько малых княжеств. Каждым из них правил самостоятельный выходец из Борьба русских князей с половцами была осложнена этой раздробленностью.

Правители часто ссорились между собой, устраивали междоусобные войны и делали собственную страну уязвимой перед степняками. Кроме того, некоторые князья стали нанимать кочевников за деньги. Наличие в войске своей собственной маленькой орды становилось важным преимуществом на поле боя. Все эти факторы в сумме привели к тому, что Русь на протяжении почти двух столетий находилась в состоянии постоянного конфликта с половцами.

Первая кровь

Впервые кочевники вторглись на территорию Руси в 1054 году. Их появление совпало со смертью Ярослава Мудрого. Сегодня его считают последним киевским князем, правившим всей Русью. После него трон перешел к старшему сыну Изяславу. Однако у Ярослава было еще несколько отпрысков. Каждый из них получил удел (часть державы), хотя формально они подчинялись Изяславу. Второй сын Ярослава, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод Ярославич, получил Переяславль. Этот город находился чуть восточнее Киева и был ближе всего к степи. Именно поэтому половцы часто нападали на Переяславское княжество в первую очередь.

Когда кочевники в первый раз оказались на русской земле, Всеволоду удалось договориться с ними, отправив к непрошенным гостям посольство с дарами. Между сторонами был заключен мир. Однако он не мог быть долговечным, так как степняки жили за счет грабежа соседей.

Орда вновь вторглась в в 1061 году. На этот раз было разграблено и уничтожено множество мирных беззащитных селений. Кочевники никогда не задерживались на Руси надолго. Их кони боялись зимы, кроме того, животных нужно было кормить. Поэтому налеты совершались весной или летом. После перерыва на осень и зиму южные гости возвращались.

Поражение Ярославичей

Вооруженная борьба русских князей с половцами поначалу носила несистематический характер. Правители уделов не могли в одиночку бороться с огромными ордами. Это положение вещей делало жизненно необходимым союз между русскими князьями. Сыновья Ярослава Мудрого умели договариваться между собой, поэтому в их эпоху проблем с координацией действий не было.

В 1068 году объединенная дружина Ярославичей встретилась со степным войском, которым руководил Шарукан. Местом битвы стал берег реки Альты недалеко от Переяславля. Князья были разбиты, им пришлось в спешке бежать с поля боя. После сражения Изяслав и Всеволод вернулись в Киев. У них не было ни сил, ни средств для того, чтобы организовать новый поход на половцев. Апатичность князей привела к восстанию населения, уставшего от постоянных набегов степняков и видевшего неспособность своих правителей что-то противопоставить этой страшной угрозе. Киевляне созвали народное вече. Жители города потребовали от властей вооружить простых граждан. Когда этот ультиматум был проигнорирован, недовольные разгромили жилище воеводы. Князю Изяславу пришлось скрываться у польского короля.

Тем временем набеги половцев на Русь продолжались. В отсутствие Изяслава его младший брат Святослав в том же 1068 году разгромил степняков в битве на реке Снове. Шарукан был взят в плен. Эта первая победа позволила на время парализовать кочевников.

Половцы на службе князей

Хотя половецкие набеги прекратились, степняки продолжали появляться на русской земле. Причиной тому послужило то, что кочевников стали нанимать русские князья, воевавшие друг с другом в междоусобных конфликтах. Первый такой случай имел место в 1076 году. Сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах вместе с половцами опустошил земли полоцкого князя Всеслава.

В том же году Святослав, до того занявший Киев, умер. Его кончина позволила Изяславу вернуться в столицу и вновь стать князем. Чернигов (наследственный удел Святослава) был занят Всеволодом. Таким образом братья оставили своих племянников Романа и Олега без земель, которые они должны были получить от отца. Дети Святослава не имели собственной дружины. Зато вместе с ними воевать пошли половцы. Часто кочевники отправлялись на войну по зову князей, даже не прося награды, так как награду они получали во время грабежей мирных сел и городов.

Однако такое союзничество было опасным. Хотя в 1078 году Святославичи разбили Изяслава в битве на Нежатиной Ниве (киевский правитель погиб в бою), совсем скоро князь Роман сам был убит половцами, которых он и позвал за собой.

Сеча на Стугне

В конце XI - начале XII вв. главным борцом со степной угрозой стал Владимир Мономах. Половцы решили вновь заявить о себе в 1092 году, когда тяжело заболел Всеволод, который тогда правил в Киеве. Кочевники часто нападали на Русь, когда страна оказывалась без власти или та была ослаблена. В этот раз половцы решили, что болезнь Всеволода не позволит киевлянам собраться с силами и отразить нападение.

Первое нашествие осталось без наказания. Куманы, не встретив сопротивления, спокойно вернулись в места своих зимних кочевий. Походами тогда руководили хан Тугоркан и хан Боняк. Мощный натиск степняков после продолжительного перерыва стал возможен после того, как разрозненные несколько лет орды объединились вокруг этих двух лидеров.

Все благоволило половцам. В 1093 году умер Всеволод Ярославич. В Киеве стал править неопытный племянник усопшего, Святополк Ярославович. Тугоркан вместе со своей ордой осадил Торческ - важный город в Поросье на южных рубежах Руси. Вскоре оборонявшиеся узнали о приближавшейся помощи. Русские князья на время забыли о взаимных претензиях друг к другу и собрали свои дружины для похода в степь. В этой армии оказались полки Святополка Изяславовича, Владимира Мономаха и его младшего брата Ростислава Всеволодовича.

Объединенная дружина была разбита в битве на реке Стугне, состоявшейся 26 мая 1093 года. Первый удар половцев пришелся на киевлян, которые дрогнули и бежали с поля боя. За ними были разбиты черниговцы. Войско оказалось прижатым к реке. Воинам пришлось в спешке переплывать реку прямо в доспехах. Многие из них попросту утонули, в том числе и Ростислав Всеволодович. Владимир Мономах попытался спасти брата, однако так и не смог помочь ему выбраться из бурлящего потока Стугны. После победы половцы вернулись к Торческу и наконец взяли город. Защитники крепости сдались. Их увели в плен, а город был предан огню. История Киевской Руси омрачилась одним из самых разгромных и страшных поражений.

Удар в спину

Несмотря на большие потери, борьба русских князей с половцами продолжилась. В 1094 году продолжавший бороться за отцовский удел Олег Святославович осадил Мономаха в Чернигове. Владимир Всеволодович оставил город, после чего тот был отдан кочевникам на разграбление. После уступки Чернигова конфликт с Олегом был исчерпан. Однако вскоре половцы осадили Переяславль и появились под стенами Киева. Степняки воспользовались отсутствием на юге страны сильных дружин, ушедших на север участвовать в очередной междоусобице на ростовской земле. В той войне погиб сын Владимира Мономаха, муромский князь Изяслав. Тем временем Тугоркан был уже близок к тому, чтобы взять Переяславль измором.

В самый последний момент на выручку городу пришла дружина, вернувшаяся с севера. Ее вели Владимир Мономах и Святополк Изяславович. Решающая битва произошла на 19 июля 1096 года. Русские князья наконец-то разбили половцев. Это был первый крупный успех славянского оружия в противостоянии со степняками за последние 30 лет. Под мощным ударом половцы бросились врассыпную. В этой погоне вместе со своим сыном погиб Тугоркан. На следующий год после победы на Трубеже русские князья собрались на знаменитом съезде в Любече. На этой встрече Рюриковичи урегулировали собственные отношения. Наследственные уделы покойного Святослава окончательно вернулись к его детям. Теперь князья могли вплотную заняться проблемой половцев, на чем настаивал Святополк Изяславович, которого формально продолжали считать старшим.

Походы в степь

Поначалу борьба русских князей с половцами не выходила за предел Руси. Дружины собирались только в том случае, если кочевники угрожали славянским городам и селам. Эта тактика была неэффективной. Даже если половцы терпели поражение, они возвращались в собственные степи, вновь набирали силы и уже через некоторое время вновь переходили границу.

Мономах понимал, что против кочевников необходима принципиально новая стратегия. В 1103 году Рюриковичи встретились на очередном съезде на берегу Долобского озера. На встрече было принято всеобщее решение идти с войском в степь, в логово врага. Так начались военные походы русских князей в места кочевий половцев. В кампании приняли участие Святополк Киевский, Давыд Святославович Черниговский, Владимир Мономах, Давыд Всеславович Полоцкий и наследник Мономаха Ярополк Владимирович. После общего сбора в Переяславле русская рать отправилась в степь ранней весной 1103 года. Князья торопились, надеясь как можно быстрее настичь противника. Половецкие лошади нуждались в длительном отдыхе после предыдущих походов. В марте же они были еще неокрепшими, что должно было быть на руку славянской дружине.

История Киевской Руси еще не знала такой военной кампании. На юг шла не только кавалерия, но и крупное пешее войско. Князья рассчитывали на него в случае, если конница слишком устанет после долгого пути. Половцы, узнав о неожиданном приближении врага, стали спешно собирать объединенную армию. Во главе нее встал хан Урусоба. Свои отряды привели еще 20 степных князьков. Решающее сражение произошло 4 апреля 1103 года на берегу реки Сутени. Половцы были разгромлены. Многие их князьки были убиты или попали в плен. Погиб и Урусоба. Победа позволила Святополку заново отстроить город Юрьев на реке Роси, который был сожжен еще в 1095 году и много лет пустовал без жителей.

Весной 1097-го половцы вновь пошли в наступление. Хан Боняк возглавил осаду города Лубена, принадлежавшего к Переяславскому княжеству. Святополк и Мономах вместе разбили его войско, встретившись с ним на реке Суле. Боняк бежал. Тем не менее мир был хрупким. В дальнейшем военные походы русских князей повторялись (трижды в 1109 - 1111 гг.). Все они были успешными. Половцам пришлось откочевать подальше от русских границ. Некоторые из них даже перебрались на Северный Кавказ. На два десятилетия Русь забыла об угрозе половцев. Интересно, что в 1111 году Владимир Мономах устроил поход по аналогии с Крестовым походом католиков в Палестину. Борьба восточных славян и половцев была еще и религиозной. Кочевники были язычниками (в летописях их называли «погаными»). В том же 1111 году русская рать дошла до Дона. Эта река стала ее последним рубежом. Были захвачены и разграблены половецкие города Сугров и Шарукань, в которых кочевники по обыкновению зимовали.

Долгое соседство

В Владимир Мономах стал киевским князем. При нем и его сыне Мстиславе (до 1132 г.) Русь в последний раз была единым и сплоченным государством. Половцы не беспокоили ни Киев, ни Переяславль, ни какие-либо другие восточнославянские города. Однако после смерти Мстислава Владимировича между многочисленными русскими князьями начались споры из-за прав на престол. Кто-то хотел заполучить Киев, кто-то боролся за обретение независимости в других провинциях. В войнах между собой Рюриковичи вновь начали нанимать половцев.

Например, правивший в Ростове, пять раз вместе с кочевниками осаждал «мать городов русских». Половцы активно вовлекались в междоусобные войны в Галицко-Волынском княжестве. В 1203 году они под командованием Рюрика Ростиславовича захватили и разграбили Киев. Тогда в древней столице правил князь Роман Мстиславович Галицкий.

Защита торговли

В XI-XII вв. половцы далеко не всегда вторгались на Русь по призыву одного из князей. В периоды, когда не было других способов грабить и убивать, кочевники самовольно атаковали славянские поселения и города. При киевском князе Мстиславе Изяславовиче (правил в 1167-1169 гг.) впервые за долгое время был организован и проведен поход в степь. Дружины отправлялись в места кочевий не только для того, чтобы обезопасить приграничные поселения, но и для сохранения днепровской торговли. Купцы на протяжении многих веков пользовались Путем из варяг в греки, по которому доставлялись византийские товары. Кроме того, русские торговцы продавали северные богатства в Константинополе, что приносило князьям большую прибыль. Орды грабителей были постоянной угрозой для этого важного обмена товарами. Поэтому частые русско-половецкие войны обуславливались еще и экономическими интересами киевских правителей.

В 1185 году князь Новгород-Северского предпринял очередной поход в степь. Накануне произошло солнечное затмение, которое современники расценили как дурной знак. Несмотря на это, дружина все-таки отправилась в логово половцев. Эта армия была разгромлена, а князь попал в плен. События похода легли в основу «Слова о полку Игореве». Данный текст сегодня считается самым значительным памятником древнерусской литературы.

Появление монголов

Отношения славян и половцев на протяжении почти двух веков укладывались в систему регулярного чередования войны и мира. Однако в XIII веке установившийся порядок рухнул. В 1222 году в Восточной Европе впервые появились монголы. Орды этих свирепых кочевников уже покорили Китай и теперь двигались на запад.

Поход 1222-1223 гг. был пробным и фактически являлся разведкой. Однако уже тогда и половцы, и русские ощутили свою беспомощность перед новым врагом. Эти два народа прежде постоянно воевали друг с другом, однако на этот раз решили выступить вместе против неожиданного противника. В битве на Калке половецко-русское войско потерпело сокрушительное поражение. Погибли тысячи ратников. Однако после победы монголы внезапно повернули назад и ушли в родные края.

Казалось, что буря миновала. Все стали жить как прежде: князья воевали друг с другом, половцы грабили приграничные поселения. Через несколько лет необоснованная расслабленность половцев и русских была наказана. В 1236 году монголы под руководством внука Чингисхана Батыя начали свой великий западный поход. В этот раз они шли в далекие страны для того, чтобы завоевать их. Сначала были разбиты половцы, затем монголы разграбили Русь. Орда дошла до Балкан и только там повернула назад. Новые кочевники осели в прежде Постепенно два народа ассимилировались. Однако как самостоятельная сила половцы исчезли именно в 1230-1240-х. Теперь Руси пришлось иметь дело с куда более страшным противником.

| В период с IX века по XVI век. Русско-половецкие войны (XI – XIII вв.)

Русско-половецкие войны (XI – XIII вв.)

Уход печенегов из Северного Причерноморья вызвал пустоту, которую рано или поздно кто-то должен был заполнить. Новыми хозяевами степей со второй половины XI века становятся половцы. С этого времени разворачивается титаническая русско-половецкая борьба, которая велась на широчайшем фронте от Рязани до предгорий Карпат. Небывалая по своим масштабам, она растянулась на полтора столетия и оказала существенное влияние на судьбы Древнерусского государства.

Как и печенеги, половцы не ставили задач захвата русских территорий, а ограничивались грабежами и уводом в полон. Да и соотношение населения Древней Руси и степных кочевников было далеко не в пользу последних: по различным подсчетам на территории Древнерусского государства проживало примерно 5,5 млн. человек, половцев же насчитывалось несколько сот тысяч.

Борьбу с половцами русским пришлось вести уже в новых исторических условиях крушения единого государства. Теперь в войне с кочевниками обычно участвовали дружины отдельных княжеств. Бояре были свободны в выборе места службы и могли в любой момент перейти к другому князю. Поэтому их войска не отличались особой надежностью. Отсутствовало единство командования и вооружения. Таким образом, военные удачи половцев были напрямую связаны с внутриполитическими изменениями в Древнерусском государстве. За полтора столетия кочевники совершили порядка 50 крупных набегов на русские земли. Иногда половцы становились союзниками князей, ведущих междоусобную борьбу.

Русско-половецкие войны можно условно разделить на три этапа. Первый охватывает вторую половину XI века, второй связан с деятельностью князя Владимира Мономаха, третий приходится на вторую половину XII - начало XIII века.

Войны с половцами, первый этап (вторая половина XI века)

Первое нападение половцев на русскую землю датируется 1061 годом, когда они разбили войско переяславского князя Всеволода Ярославича. Спустя семь лет был совершен новый набег. Навстречу ему выступили совместные силы великого князя Киевского Изяслава и его братьев Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

Сражение на реке Альта (1068 год).

Противники встретились в сентябре на берегах реки Альты. Битва происходила ночью. Половцы оказались удачливей и разгромили русских, которые бежали с поля боя. Следствием этого поражения стал мятеж в Киеве, в результате которого Изяслав бежал в Польшу. Нашествие половцев было остановлено князем Святославом, который с небольшой дружиной смело атаковал под Сновском многочисленное войско кочевников и одержал над ними решительную победу. До 90-х годов XI века летописи умалчивают о крупных набегах, но "малая война" периодически продолжалась.

Битва на Стугне (1093 год).

Особенно усилился натиск половцев в 90-е годы XI столетия. В 1092 году кочевники захватили три города: Песочен, Переволока и Прилук, а также разорили множество сел по обеим сторонам Днепра. В набегах 90-х годов прославились половецкие ханы Боняк и Тугоркан. В 1093 году половецкие войска осадили город Торческ. Навстречу им выступил великий князь Киевский Святополк Изяславович с дружиной из 800 воинов. По пути он соединился с войсками князей Ростислава и Владимира Всеволодовичей. Но соединив силы, князья не смогли выработать совместной тактики. Святополк самоуверенно рвался в бой. Остальные, ссылаясь на недостаток сил, предлагали вступить с половцами в переговоры. В конце концов, запальчивый Святополк, желая победы, склонил большинство на свою сторону. 24 мая русское войско перешло реку Стугну и было атаковано превосходящими силами половцев. Не выдержав удара, россияне бежали к реке. В бурных от дождей водах многие погибли (в том числе и переяславский князь Ростислав Всеволодович). После этой победы половцы захватили Торческ. Чтобы остановить их нашествие, великий князь Киевский Святополк был вынужден заплатить им дань и жениться на дочери половецкого хана Тугоркана.

Трубежское сражение (1096 год).

Женитьба Святополка на половецкой княжне ненадолго умерила аппетиты ее родни, и спустя два года после битвы на Стугне набеги возобновляются с новой силой. Причем на сей раз южным князьям вообще не удалось договориться о совместных действиях, поскольку черниговский князь Олег Святославич уклонился от борьбы и предпочел заключить с половцами не только мир, но и союз. С помощью половцев он выгнал из Чернигова в Переяславль князя Владимира Мономаха, которому летом 1095 года пришлось в одиночку отражать набеги кочевников. На следующий год Владимир Мономах и Святополк Изяславович выгнали из Чернигова Олега и осадили его войско в Стародубе. Этой распрей тут же воспользовались половцы, которые двинулись на Русь по обеим сторонам Днепра. Боняк появился в окрестностях Киева, а князья Куря и Тугоркан осадили Переяславль.

Тогда Владимир и Святополк, быстро двинулись на защиту своих пределов. Не застав Боняка у Киева, они переправились через Днепр и неожиданно для половцев появились под Переяславлем. 19 июля 1096 года русские стремительно перешли вброд речку Трубеж и атаковали войско Тугоркана. Не успев построиться для боя, оно потерпело сокрушительное поражение. Во время преследования многие половецкие воины были перебиты, в том числе погиб и хан Тугоркан (тесть Святополка) вместе с сыном и другими знатными военачальниками.

Тем временем Боняк, узнав об уходе князей за Днепр, чуть было не захватил неожиданным набегом Киев. Половцы разграбили и сожгли Печерский монастырь. Однако узнав о приближении полков Святополка и Владимира, половецкий хан быстро ушел со своим войском в степи. После успешного отражения этого набега на службу к русским начинают переходить торки и другие пограничные степные племена. Победа на берегах Трубежа имела большое значение в восхождении полководческой звезды Владимира Мономаха, который становится признанным лидером в борьбе с половецкой опасностью.

Войны с половцами, второй этап (вторая половина XII века)

Внешняя угроза позволила на время затормозить процесс распада государственного единства. В 1103 году Владимир Мономах убедил Святополка организовать крупномасштабный поход против кочевников. С этого времени начинается наступательный этап борьбы с половцами, вдохновителем которой становится Владимир Мономах. Поход 1103 год был крупнейшей военной операцией против половцев. В нем участвовали вооруженные силы семи князей. Объединенные войска на ладьях и пешим порядком достигли днепровских порогов и повернули оттуда в глубь степей, к местечку Сутень, где находилась одна из крупных группировок кочевников во главе с ханом Урусобой. Решено было выступить ранней весной, пока половецкие кони не успели набраться сил после долгой зимовки. Русские уничтожили передовые дозоры половцев, что позволило обеспечить внезапность нападения.

Битва у Сутени (1103 год).

Сражение русских с половцами произошло 4 апреля 1103 года. В начале сражения русские окружили половецкий авангард, возглавляемый богатырем Алтунопой, и полностью уничтожили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные половецкие силы и нанесли им полное поражение. По словам летописи, никогда еще русские не одерживали столь знаменитой победы над половцами. В битве была уничтожена практически вся половецкая верхушка - Урусоба и девятнадцать других ханов. Было освобождено много русских пленных. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев.

Сражение у Лубена (1107 год).

Спустя три года половцы, оправившись от удара, совершили новый набег. Они захватили много добычи и пленных, но на обратном пути были настигнуты за рекою Сулой дружинами Святополка и разгромлены. В мае 1107 года в пределы Переяславского княжества вторгся хан Боняк. Он захватил табуны лошадей и осадил город Лубен. Навстречу захватчикам выступила княжеская коалиция во главе с князьями Святополком и Владимиром Мономахом.

12 августа они перешли реку Сулу и решительно атаковали половцев. Те не ожидали столь стремительного натиска и бежали с поля боя, бросив свой обоз. Русские преследовали их до самой реки Хорол и захватили много пленных. Несмотря на победу, князья не стремились продолжать войну, а пытались установить мирные отношения с кочевниками. Об этом, в частности, свидетельствовал тот факт, что после битвы при Лубене русские князья Олег и Владимир Мономах женили своих сыновей на половецких княжнах.

Битва на Салнице (1111 год).

Однако надежды, что родственные узы укрепят русско-половецкие связи и принесут мир с кочевниками, не оправдались. Уже через два года военные действия возобновились. Тогда Мономах вновь убедил князей объединиться для совместных действий. Он вновь предложил характерный для его полководческой стратегии план наступательных действий и переноса войны в глубь половецких степей. Мономах сумел добиться согласованности действий от князей и в 1111 году организовал поход, ставший вершиной его полководческих успехов.

Русское войско выступило еще по снегу. Пехота, которой Владимир Мономах придавал особое значение, ехала на санях. После четырех недель похода войско Мономаха достигло реки Донец. Никогда еще со времен Святослава русские не заходили так далеко в степи. Были взяты два крупнейших половецких опорных пункта - города Сугров и Шарукань. Освободив там много пленных и захватив богатую добычу, войско Мономаха двинулось в обратный путь. Однако половцы не желали выпускать русских живыми из своих владений. 24 марта половецкая конница преградила путь русскому войску. После короткого боя она была отброшена. Через два дня половцы вновь повторили попытку.

Решающая битва произошла 26 марта на берегах реки Салница. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Владимира и Давыда. Половцы потерпели сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприятелей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Она способствовала росту популярности Владимира Мономаха - главного героя похода, весть о котором дошла "даже до Рима".

После смерти великого князя Киевского Святополка в 1113 году половецкие ханы Аепа и Боняк совершили крупный набег в надежде на внутренние смуты. Половецкое войско осадило крепость Вырь. Но узнав о подходе русских дружин, оно спешно отступило, не приняв боя. Видимо, сказался фактор морального превосходства русских воинов.

В 1113 году киевский престол занял Владимир Мономах. В период его княжения (1113-1125 гг.) борьба с половцами велась исключительно на их территории. В 1116 году русские князья под командованием сына Владимира Мономаха Ярополка (активного участника прежних походов) двинулись вглубь донских степей, вновь овладели Шаруканью, Сугровым. Взят был и еще один центр половцев - городок Балин. После этого похода половецкому господству в степях пришел конец. Когда в 1120 году Ярополк предпринял еще один "профилактический" поход, степи были пусты. Половцы к тому времени уже откочевали на Северный Кавказ, подальше от русских границ. Северное Причерноморье очистилось от агрессивных кочевников, и русские земледельцы могли спокойно собирать урожай. Это был период возрождения государственного могущества, принесшего мир и покой землям Древней Руси.

Войны с половцами, третий этап (вторая половина XII - начало XIII века)

После кончины Владимира Мономаха в донские степи из Грузии осмелился вернуться хан Атрак. Но половецкий набег на южные русские границы был отражен князем Ярополком. Однако вскоре потомки Мономаха были отстранены от власти в Киеве Всеволодом Ольговичем - потомком другого внука Ярослава Мудрого - Олега Святославовича. Этот князь заключил союз с половцами и использовал их в качестве военной силы в своих походах против галицких князей и Польши. После смерти Всеволода в 1146 году разгорелась борьба за киевский престол между князьями Изяславом Мстиславовичем и Юрием Долгоруким. В этот период начинается активное участие половцев в междоусобных бранях.

Здесь отличились полки половецкого хана Аепы. Так, Юрий Долгорукий пять раз приводил половецкие войска к Киеву, стремясь овладеть столицей Древней Руси.

Многолетние усобицы свели на нет усилия Владимира Мономаха по защите русских рубежей. Ослабление военной мощи древнерусского государства позволило половцам укрепиться и создать в 70-х годах XII века крупное объединение племен. Его возглавил хан Кончак, с именем которого связан новый всплеск русско-половецкого противостояния. Кончак постоянно воевал с русскими князьями, грабя южное пограничье. Наиболее жестоким набегам подвергались окрестности Киева, Переяславля и Чернигова. Половецкий натиск усилился после победы Кончака над новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Поход Игоря Святославича (1185 год).

Предыстория этого знаменитого похода, воспетого в "Слове о полку Игореве", такова. Летом 1184 года киевский князь Святослав Всеволодович во главе княжеской коалиции совершил поход против половцев и нанес им сокрушительное поражение в битве на реке Орели 30 июля. В плен попало 7 тысяч половцев, в том числи их руководитель - хан Кобяк, который был казнен в наказание за прежние набеги. За смерть Кобяка решил отомстить хан Кончак. Он явился к границам Руси в феврале 1185 года, но был разгромлен в битве 1 марта на реке Хорол войсками Святослава. Казалось, возвращались времена Владимира Мономаха. Необходим был еще один совместный удар для окончательного сокрушения возрожденной половецкой мощи.

Однако на сей раз история не повторилась. Причиной тому стала несогласованность действий князей. Под влиянием успехов Святослава его союзник - Новгород-северский князь Игорь Святославич вместе с братом Всеволодом решил без чьей-либо помощи получить лавры триумфатора и отправился в поход самостоятельно. Войско Игоря численностью примерно 6 тысяч человек двинулось вглубь степей и оказалось один на один со всеми силами Кончака, который не упустил предоставленный ему опрометчивым князем шанс.

Отступив после авангардного боя, половцы по всем правилам своей тактики заманили русскую рать в ловушку и окружили ее намного превосходящими силами. Игорь решил пробиваться назад к реке Северский Донец. Надо отметить благородство братьев. Имея для прорыва конницу, они не бросили на произвол судьбы свою пехоту, а велели конным воинам спешиться и вести бой в пешем строю, чтобы всем вместе пробиваться из окружения. "Если побежим, убжим сами, а простых людей оставим, то будет нам грех, что выдадим их врагам; или умрем, или живы будем вместе",- решили князья. Битва между дружиной Игоря и половцами произошла 12 мая 1185 года. Перед битвой Игорь обратился к воинам со словами: "Братья! Этого мы искали, так дерзнем же. Стыд страшнее смерти!"

Ожесточенный бой продолжался три дня. В первый день русские отразили половецкий натиск. Но на следующий день один из полков не выдержал и побежал. Игорь бросился к отступающим, чтобы вернуть их в строй, но попал в плен. Кровопролитное сражение продолжалось и после пленения князя. Наконец, половцы, за счет своей численности, сумели перемолотить всю русскую рать. Гибель крупного войска оголила значительный рубеж обороны и, по словам князя Святополка, "открыла ворота на Русскую землю". Половцы не замедлили воспользоваться своим успехом и совершили ряд набегов на новгород-северские и переяславские земли.

Изнурительная борьба с кочевниками, длившаяся уже не одно столетие, стоила огромных жертв. Из-за постоянных набегов обезлюдели плодородные окраины южных районов Руси, что способствовало их упадку. Постоянные военные действия в степях Северного Причерноморья привели к смещению старых торговых путей в Средиземноморский регион. Киевская Русь, бывшая транзитным коридором из Византии в Северную и Центральную Европу, остается отныне в стороне от новых путей. Таким образом, половецкие набеги не в последнюю очередь способствовали закату Южной Руси и перемещению центра Древнерусского государства на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.

К началу 90-х годов XII столетия набеги поутихли, но после смерти в 1194 году киевского князя Святослава началась новая полоса усобиц, в которую были втянуты и половцы. География их нападений расширяется. Половцы совершают неоднократные набеги на Рязанское княжество. Кстати, рязанский князь Роман "с братию" организовал последний в истории крупный поход русских против половцев в апреле 1206 года. В этот период половцы уже полностью переходят ко второй стадии кочевания - с постоянными зимниками и летниками. Начало XIII века характеризуется постепенным затуханием их военной активности. Последний половецкий набег на русские земли (окрестности Переяславля) летопись датирует 1210 годом. Дальнейшее развитие русско-половецких отношений было прервано ураганом с востока, в результате которого исчезли и половцы, и Киевская Русь.

По материалам портала "Великие войны в истории России"

  • Происхождение половцев

    Половцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.

    Происхождение половцев

    Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, и венгерских историков.

    Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

    Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

    Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

    Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Как выглядели половцы? Примерно так.

    История половцев: половцы и Киевская Русь

    Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

    Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

    С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

    Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

    Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

    В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

    Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

    В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

    Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

    Поздняя история половцев

    Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

    И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

    Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

    Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

    Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

    Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

    Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» – «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

    Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

  • Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

    «Злосчастный» народ

    Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» - «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

    Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

    В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

    От набегов до Золотой Орды

    Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества - Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

    В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

    Где искать потомков половцев?

    В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северск

    ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского !

    Итак, мать владимиро-суздал

    ьского князя Андрея Боголюбского , сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически

    м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

    Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов - одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

    Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

    Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

    Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…