Журнал ок читать интервью мота и маши. Мот: «Если бы всё было гладко, это было бы что-то из сказки. Какое последнее приобретение

Артист лейбла Black Star Матвей Мельников, он же Мот, стремительно набирает популярность, его песни возглавляют чарты радиостанций и музыкальных каналов. Однако он не совсем типичный представитель хип-хоп-культуры.

Фотография: Дмитрий Журавлев

OK! поговорил с Матвеем о его большом сольном концерте, мечтах, планах на будущее и о предстоящей свадьбе.

Матвей, недавно у тебя был сольный концерт в «Крокус Сити Холле». Что он для тебя значит?

Если артист может собрать концертный зал «Крокус», то это уже говорит о его определенном статусе. Еще за месяц до моего концерта «голубиной почтой» из главного офиса мне сообщили радостную весть, что все билеты раскуплены. Мне было очень приятно и лестно узнать об этом. Наверное, люди ценят мое творчество, поэтому я мечтаю в следующем году выступать на этой площадке два дня подряд. Сейчас, как и раньше, мне не хочется задерживаться в одном определенном сегменте и стиле. Хочется всё время экспериментировать. Поэтому я думаю, что эта тенденция сохранится. Буду пробовать себя в новых жанрах, новых амплуа. Посмотрим, к чему это всё приведет.

Заметно, что ты любишь экспериментировать с музыкальными стилями и дуэтами. Не боишься когда-нибудь творчески иссякнуть?

Нет! Я подпитываюсь и ищу вдохновение буквально во всем. Это и путешествия, и гастроли, и чтение книг и научных статей, и общение с людьми, и мои личные отношения с женой и семьей. Благо меня окружают достаточно интересные и творческие люди, которые не дают моему мозгу и моим чувствам охладеть, постоянно подкидывая дров в топку. Помимо этого, я продолжаю обучение в аспирантуре МГУ. Для меня образование - это неотъемлемая часть творчества, позволяющая моему фонтану идей не иссякать и бить полным ключом. Если не будет этой пищи для ума, то с высокой долей вероятности можно сказать, что я, наверное, перестану писать. Постоянная подпитка мозга позволяет мне двигаться дальше.

Откуда такая тяга к учебе?

Эта тяга с детства. Моя мама по образованию филолог. Меня никогда не заставляли садиться за учебники и что-то зубрить. Тем не менее школу я закончил с золотой медалью и, получив диплом МГУ, всё равно не перестал заниматься своим образованием. Меня не покидает тяга к новым знаниям, поэтому я пошел в аспирантуру МГУ. Мой дедушка был заслуженным культработником, директором Дома культуры Крымска, моего родного города. Большая часть его жизни была связана со сценой. Но он не хотел, чтобы я шел по его стопам, рассказывал, какой это нелегкий труд, и всячески старался меня отговорить. Он мечтал, чтобы я стал министром... чего-нибудь.

Я окончил факультет государственного управления. Но, как говорится, от судьбы не убежишь. Как раз в тот момент, когда я получил диплом, мне позвонили с лейбла Black Star. Я уже писал песни, выпускал релизы, но это всё было на любительском уровне, просто хобби. Когда мне поступило предложение от такого солидного лейбла, я долго думал, соглашаться или нет. В итоге решил рискнуть, согласился и сейчас нисколько не жалею, что сделал такой выбор.

Как считаешь, благодаря чему тебе удалось привлечь внимание лейбла Black Star?

Многие говорят, что у меня есть некий акцент, кубанский диалект. И этот диалект проявляется не только в разговоре, но и в мыслях, в стиле и образе жизни. Эту самобытность я не скрываю, проявляю ее в песнях. Наверное, она и подкупила. А вместе с ней моя открытость и, как мне многие говорят, образ такого своего парня, который говорит о понятных вещах на понятном языке.

Кроме учебы, что еще тебя вдохновляет? Что по утрам заставляет вставать с кровати?

Утром вдохновляться чем-то очень сложно. (Смеется. ) Как правило, все свои песни я пишу либо ночью, либо в разъездах, в самолетах, когда можно поставить телефон в авиарежим и в течение нескольких часов полета быть уверенным, что тебя никто не побеспокоит, и с головой погрузиться в работу. Если открыть мои заметки в телефоне, там будет множество выдернутых слов, цитат, ну или уже готовых четверостиший, которые я записываю в процессе общения с людьми, когда слышу что-нибудь интересное или нехарактерное, либо какое-нибудь редко используемое слово. Эти слова и фразы я потом развиваю в полноценные тексты песен.

То есть идеи песен рождаются в процессе общения. А какие качества ты ценишь в людях?

Проще назвать качества, которые не ценю.(Смеется. ) Меня всегда подкупают открытые и бескорыстные люди. Моя жизнь стала публичной, а моя деятельность напрямую связана с общением с большим количеством людей, поэтому я уже привык, что многие хотят понравиться мне и как-то влезть в доверие, найти общий язык. Зачастую это делается в слишком льстивой манере. Мне никогда не нравились лесть и корысть. Не нравится и зависть, которой в последнее время стало очень много даже со стороны знакомых и друзей.

У тебя самого, наверное, тоже есть недостатки?

Если бы можно было засунуть себе в голову карту с несколькими терабайтами оперативной памяти, было бы здорово. Я не могу похвастаться хорошей памятью, часто что-то вылетает из головы. Помимо этого, бываю слишком мягок и добр. Как известно, многие люди принимают доброту за слабость. От этого тоже часто страдаю. Поэтому стараюсь быть жестче, но это не всегда получается.

В Москву ты переехал из Крымска. Когда это было?

Сначала из Крымска я с семьей переехал в Краснодар. Мне тогда было лет пять. У родителей там была работа, поэтому они решились на такой серьезный шаг и сменили город. В Краснодаре я пошел в детский сад, а затем и в школу, где закончил девять классов. Мама всегда мечтала, чтобы я окончил МГУ. У меня тоже была такая мечта, поэтому на семейном совете было принято волевое решение рискнуть и переехать нам всем в Москву. Я единственный ребенок в семье, и родители никогда ничего не жалели для меня, зачастую отказываясь от своих собственных желаний. Когда мы переехали в Москву, у меня были сомнения, смогу ли я поступить в самый престижный вуз страны или, может, стоит попробовать подать документы куда-нибудь еще. А жили мы в Кузьминках, квартира была на достаточно высоком этаже. Помню, как папа подвел меня к окну, из которого виднелось главное здание МГУ, и сказал: «Видишь это здание? Вот туда тебе и надо». Выбора у меня не оставалось, и тогда я твердо решил, что буду учиться именно там. Были, конечно, определенные трудности на пути к цели. В школе в Москве я чувствовал, что одноклассники и учителя относятся ко мне с некоторым презрением, поскольку я приезжий.

Девять классов в Краснодаре я окончил на отлично, а здесь мне многие учителя сразу сказали, что уровень образования в Москве выше, так что я могу даже не надеяться получить золотую медаль. Признаться честно, я занимался с репетиторами и учителями, проводил очень много вечеров и ночей за учебниками и тетрадками, чтобы достичь поставленных целей, а именно золотой медали в школе и самостоятельного поступления в МГУ.

То есть ты по натуре лидер.

Мне кажется, что любой творческий человек, а особенно артист, является лидером. Другое дело, проявляется это только на сцене или еще находит отголоски и в обыденной жизни. Мне очень нравилось учиться, и я не хотел останавливаться на том уровне образования. Помимо этого, я еще очень хотел преподавать. Но, поступив в аспирантуру, я сразу подписал контракт с лейблом, и свободного времени стало катастрофически не хватать. Так что мечта о преподавательской деятельности осталась нереализованной, по крайней мере, пока...

В апреле, кроме сольного концерта, у тебя еще одно важное событие - свадьба. Рядом с нами твоя любимая девушка. Я задам ей несколько вопросов?

Мария, как зарождались ваши отношения?

Познакомились мы в Instagram. Матвей нашел мою страничку через одногонашего общего знакомого и полайкал все мои фотографии. Я на тот момент была у мамы дома, во Львове. Я увидела, что какой-то мальчик добавился, даже комментарий оставил. Зашла на его страницу и увидела, что это артист лейбла Black Star. Но на тот момент я не знала о таком исполнителе. Первое мнение о нем сложилось плохое. Я подумала, что у него наверняка очень много девочек и совсем не лучшее поведение. Потом моя очень близкая подружка, которая живет в Москве, пригласила меня в гости. И раз уж я оказалась с Матвеем в одном городе, мы решили встретиться, и на свидание я пришла с той самой подругой...

Матвей: (Перебивает. ) ...Классное свидание - втроем. (Смеется .)

Мария: Это всё потому, что мальчик - из Black Star. Кто же мог подумать, что этот человек - отличник, учится в аспирантуре. И вот прошло несколько минут, а я уже забыла про свою подругу и вела с Матвеем душевный разговор. Я влюбилась в его глаза практически сразу. Так и завязалось наше общение. 8 апреля, когда у него состоялся большой сольный концерт в «Крокусе», нашим отношениям исполнилось три года.

Матвей: Я просто хотел так масштабно отметить наши три года, поэтому и собрал «Крокус». (Смеется .)

Мария: Мы год общались на расстоянии, это было очень тяжело в эмоциональном плане. Мне кажется, именно на фоне этих отношений у Матвея и родился его альбом «Наизнанку», так как мы правда переживали очень большую палитру эмоций. Но потом он набрался храбрости и перевез меня в Москву.

Матвей: До этого я не мог тебя перевезти, потому что ты училась в университете.

Мария: Да, это так. Пока он снимал клип, я защищала диплом. Он отправил меня на защиту и сказал, что кодом для входа в квартиру будет слово «пять». И я поняла в тот момент, что вариантов нет, нужно возвращаться с пятеркой, иначе я не буду вхожа в эту семью. (Улыбается. ) В итоге диплом по специальности «менеджер организаций» я защитила на отлично и с нужным паролем вернулась домой.

А вообще, после встречи с Матвеем я стала добрее, душевнее, радостнее, что ли. Он сделал меня счастливой. Мне всегда было интересно с ним общаться, он умеет слушать и слышать. Я поняла, что этот человек идеально мне подходит. Еще он напомнил мне моего отца.

Матвей: А ты мне мою маму. Вообще нам всё время говорят, что мы как брат и сестра, а когда видят наших мам, говорят, что и они удивительно похожи.

Мария: Да, у них одинаковые характеры, одинаковые знаки зодиака, даже фигуры одинаковые. Я смотрю на маму Матвея и вижу свою. Всё переплелось у нас очень правильно. Меня Матвей покорил своей преданностью и уважением. А это залог крепких отношений. Все мои мысли о ревности сами собой канули в Лету. Меня часто спрашивают, как я отношусь к его фанаткам. Ты тоже хочешь меня об этом спросить?

Не собирался.

А я все-таки отвечу. Мне казалось всегда, что я буду ненавидеть всех женщин, которые общаются с Матвеем. Красивых, некрасивых - неважно. А сейчас я испытываю к ним уважение и благодарность.

Очень важно уметь разделять личную жизнь и работу.

Конечно! И в этом большая заслуга моего мужа.

Матвей, а были ли какие-то трудности в ваших отношениях с Марией?

Если бы всё было гладко, это было бы что-то из сказки, из разряда фантастики. Если послушать мою песню «Капкан», которая является моим музыкальным эссе на тему становления наших отношений, можно услышать весь спектр эмоций. Это не только любовь и розовые сопли, это еще и недопонимание, ссоры, нервы. Всё это тоже было, поскольку до моих отношений с Машей я ни разу не встречался с девушкой серьезно. Когда у тебя нет опыта в серьезных отношениях, ты учишься и в процессе обучения зачастую делаешь неправильные шаги. И только если вы готовы идти на компромисс, готовы обсуждать эти ошибки и стараться исправлять их, только тогда можно прийти к гармонии, пониманию и доверию.

И как преодоление этих трудностей и опыт ошибок изменили тебя?

Если спросить об этом тех, кто меня знает, то они ответят, что я изменился кардинально. Я стал мужественнее, спокойнее, взрослее. Эти изменения и внутренние, и внешние. Мне самому трудно об этом судить, со стороны видно намного ярче.

Насколько мне известно, вы собираетесь сыграть свадьбу в Греции.

Матвей: Мы так хотели, потому что у меня есть греческие корни по маминой линии. Очень хотелось как-то исторически связать это событие. Остров Санторини в Греции - очень романтичное место, там невероятно красиво. Мы полгода вели переговоры, пытаясь организовать там свадьбу. Но в процессе переговоров мы узнали некоторые нюансы. К примеру, по их правилам после одиннадцати часов вечера любое веселье прекращается, потому что нельзя шуметь. И таких нюансов хватает. Поэтому мы решили не рисковать и перенесли это действо в Подмосковье, чтобы сделать всё так, как нам хочется.

Матвей, знаю, ты сделал Маше предложение как-то необычно. Расскажи об этом.

Мы полетели в Таиланд, это было перед Машиным днем рождения. Мне хотелось, чтобы к своему празднику она подошла уже в ином статусе. Мы были на экскурсии по островам. Когда мы оказались вдвоем на диком пляже неописуемой красоты...

Мария: ...Давай я расскажу. Мы зашли в воду, всё правда было неописуемо красиво. И тут он говорит: «Ныряем». Муж сказал - жена сделала. Я нырнула, потом выныриваю и вижу, что он стоит, а ныряла я одна. И я понимаю, что человек хочет что-то очень ответственное сделать. Вижу, что он очень нервничает, но я только вынырнула из воды и не могла понять, что происходит. И тут прозвучало предложение руки и сердца. Это было очень волнительно.

Вообще я человек, который всегда может найти нужные слова. Но для меня это стало такой неожиданностью, что я просто потеряла дар речи и первые секунд двадцать смотрела на него и пыталась понять, что произошло. Но потом меня охватила жуткая радость. Это было на Старый Новый год, что очень символично, так как этот праздник - что-то между старым и новым, некая бесконечность.

Матвей: Честно говоря, мы уже расписались, а свадьбу решили сыграть 23 апреля. Мы сразу выбрали эту дату, даже не зная, что это за день недели. Просто хотели именно 23-е число, так как я из Краснодарского края, 23-й регион, в футбол я играл под номером 23, и в 23 года я познакомился с Машей. А апрель - потому что месяц хороший. Весна, всё расцветает, красивая пора. В мае маются - уже не подходит, а в марте рано. Потом уже узнали, что 23 апреля - это Красная горка, первое воскресенье после Пасхи, а значит, самое лучшее и подходящее для свадьбы воскресенье в году.

А как быть с медовым месяцем? Я видел твой насыщенный гастрольный график.

Это да, сейчас нет возможности. Мы решили, что перенесем медовый месяц. Где-то в конце лета у меня будет отпуск, тогда и будем отмечать. Пока мы даже не знаем, где его проведем. Еще масса неизведанных мест. Мы очень хотим на Маврикий. Может быть, этим летом нам удастся осуществить свою мечту.

Текст: Алексей Логвинченко. Фото: Дмитрий Журавлёв

Стиль: Ксения Доркина, Маргарита Канунникова

Макияж: Аделина Кусова/Privé7. Прически: Марина Гаева/Privé7

Москва, будний день. У барбершопа 13 by Black Star на Большой Дмитровке переполох. На обочине припаркованы два черных «гелендвагена» и диковинный синий спорткар Mega Track. Вокруг суетятся люди с камерами, проводами и микрофонами – между ними лавируют два выделывающих трюки скейтера. Проезжающие машины притормаживают, у людей на верандах стынут бизнес-ланчи, вокруг барбершопа – толпа зевак. На Большой Дмитровке идут съемки клипа на титульный трек из нового альбома Тимати «Поколение».

Найти в гуще людей самого артиста удается не сразу: он, сопровождаемый бородатыми великанами-охранниками, находится в постоянном движении. Тимур Юнусов, прошедший за 17 лет путь от бэкап-MC, подстраховывавшего Децла, до поп-звезды, продюсера и совладельца группы компаний Black Star c выручкой в миллиард рублей, умеет эффективно организовывать свое время. Прямо на съемочной площадке он успел подстричься, раздать автографы поклонникам, сделать фото для социальных сетей, провести встречу с производителем чипсов, разместившим в клипе продакт-плейсмент, поговорить по телефону с трехлетней дочкой Алисой и дать интервью ­журналу GQ.

Рубашка и брюки из хлопка, все Louis Vuitton; носки, Nike; резиновые сандалии, Supreme; кожаная сумка, Supreme × Louis Vuitton.

GQ: Когда вы начали слушать хип‑хоп?

ТИМАТИ: Я всегда был меломаном, ­потому что у меня музыкальная семья. Я окончил школу по классу скрипки и фортепиано. Отец любил The Beatles, Deep Purple и AC/DC, мама предпочитала джаз. Первый раз я попал на рэп-концерт случайно. Мне было 14. Я тогда жил в Лос-Анджелесе и оказался на концерте Снуп Догга в клубе House of Blues на Сансет-бульваре. Заплатил $15 за билет и был в шоке: я увидел то, чего нигде раньше не видел, почувствовал атмосферу свободы. За те три года, что я жил в Америке, изучил все детали этой культуры. Кстати, мой первый большой фичеринг (привлечение стороннего артиста к своему проекту. – Прим. GQ ) с американской рэп-звездой был именно со Снупом.

Сколько вы ему за это заплатили?

Не так много. Ему было интересно зайти на рынок российских корпоративов, поэтому сумма была символической в сравнении с его обычными гонорарами. Но в рамках нашей сделки мы организовали ему пять-шесть концертов в Москве, так что свои бенефиты он получил.

Исходя из своего опыта, какой совет вы можете дать рэперу, который выпускает дебютный альбом?

Очень важно выстрелить с первым синглом. У меня получилось. Первым синглом с моего дебютного альбома Black Star была песня «В клубе». Сейчас у нас в компании – мегапрофессиональная команда, куча ресурсов для продвижения, которых раньше не было, но выстрелить с первого раза по-прежнему трудно. А когда я выпускал «В клубе», интернета толком не было. Свою роль сыграли сарафанное радио, ночные клубы и музыкальные каналы, которые затерли клип до дыр.

Вы платили за ротации «В клубе»?

Никогда. Если заплатишь один раз – с тебя будут тянуть деньги постоянно. Важно набрать такую критическую массу репутации, чтобы каналы и медиа были заинтересованы тебя ставить.

Пиджак из шерсти, хлопковая рубашка, галстук из шелка, все Boss.

Каким будет ваш новый альбом ­«Поколение»?

Это все то, что я накопил за годы на сцене. Это я в 34 года – взрослый мужчина с опытом, статусом, бизнесом, четко выраженной социальной и гражданской позицией. За эти годы вместе со мной выросло целое поколение. Почти у всех ребят моего возраста сейчас есть семьи. Я на этом альбоме хочу прокатить своего слушателя на воображаемой машине времени – от «Фабрики звезд» до сегодняшнего дня. На презентации «Поколения» в «Олимпийском» 4 ноября мы покажем максимальный аттракцион – шоу мирового уровня.

Какие артисты интересуют вас как продюсера?

Моя задача не накинуться на готовое, а найти человека без имени, разгадать его талант и сделать из него супер­звезду с нуля. Это самое интересное. Такими были все артисты в Black Star. За исключением, пожалуй, L’One, у которого был опыт в группе «Марсель» и клубно-промоутерская работа.

У лейбла Black Star не было про­валов?

Конечно, были. Не все выстреливает. ­Несколько проектов мы отменили, потому­ что они не пошли. Мне не ­хотелось бы называть имена, чтобы не обижать людей. Мы скорректировали работу так, что за последние два года у нас не было ни одного такого прецедента. Сегодня все наши проекты самоокупаются, а 70 % наших активов сверхмаржинальны, то есть находятся на пике прибыльности. Топовые артисты Black Star: Мот, Егор Крид, L’One, и к ним очень быстро подтяги­вается Скруджи.

У вас есть право вето, как у основателя? Например, можете сказать Моту: эту песню ты ни за что не ­выпустишь?

Юридически я имею право на все: могу убрать песню или заморозить всю деятельность музыканта. Но если вы поговорите с нашими артистами, поймете, что мы не делаем глупостей. Каждый может доказать свою точку зрения и право на существование любой идеи. У каждого – своя независимая команда, которая представляет его стратегию развития и новый материал на общих советах. Мы их обсуждаем, корректируем и чаще всего принимаем. Иногда помогаем доработать.

Как вы распределяете время между своими обязанностями – артист, продюсер, руководитель Black Star и отец маленькой дочки?

Я работаю без выходных и мало сплю. Распределение обязанностей зависит от недели. Случается, что я не бываю на студии и не даю концертов, занимаюсь только проведением встреч, стратегическим планированием и разработкой одежды. Бывает наоборот. Безусловно, большое количество направлений компании Black Star мешает настоящей творческой работе. Я с удовольствием заперся бы в загородном доме на пару месяцев с компанией хороших музыкантов и начал бы писать там шикарный альбом, но уже не могу себе этого позволить. Тем не менее у меня получается каждый год выпускать крепкие хиты, которые слушает вся страна.

Вы считаете себя хорошим отцом?

Да. Я могу дать своей дочери все, что ей нужно. Но мог бы и не давать половины, а проводить с ней больше времени. Я должен еще шесть-семь лет как следует потрудиться и выстроить систему так, чтобы она дальше работала автономно и я мог больше времени посвящать семье. Самый дорогой ресурс, что у нас есть, – это свобода. Она стоит очень больших денег. Надо работать сейчас, чтобы потом заниматься тем, чем хочешь: путешествовать, кататься на доске, собирать современное искусство, общаться с интересными людьми.

Куртка из денима, Levi’s; хлопковая футболка, Supreme; брюки из хлопка, Iceberg; крос­совки из текстиля, adidas Yeezy; кожаные перчатки, Louis Vuitton; повязка на голову из шерсти, Fendi.

Что вы коллекционируете?

У меня свои направления: виниловые игрушки, японские принты определенных брендов, винтажные сундуки и багажные сумки Hermès.

Какое последнее приобретение?

Есть такой нью-йоркский художник Брайан Доннелли по прозвищу KAWS. Он сделал гигантских мышей с крестами на глазах – называются Companion. Одного такого Companion, четырехфутового, мне удалось отыскать. Всего их шесть – осталось найти остальных. В 2005-м они стоили по $3000, сейчас цена доходит до $100 000. Возможно, через десять лет они будут стоить еще дороже.

Сколько вы тратите на одежду?

Я не шмоточник, как может показа­ться. Я покупаю очень мало и очень выборочн­о. У меня очень специфический вкус, поэтому я прошу никогда мне не дарить одежду или обувь. Я ищу культовые вещи. Например, хотел длинную парку Vêtements, сделанную с Grey Goose, – нашел ее, купил и успокоился. Коллаборацию Louis Vuitton и Supreme я пропустить не мог: знал, что хочу все, – и все собрал. У меня много вещей от Канье Уэста.

Вы встречались с ним?

Да, в Майами. Быстро, даже без фотографий. Неудобно было – мне ребята сказали, что он очень не любит фотографироваться. Я не стал просить.

Майка из хлопка, H&M; кожаные брюки, Balmain.

Шерстяной джемпер, Pal Zileri; спор­тивные брюки из хлопка, Nike.

В середине марта вышел новый альбом Мота "Наизнанку" , который с тех пор не покидает топ-3 iTunes. Клип "Капкан" находится на лидирующих позициях на телеканалах. В прошлом году он выпустил всего лишь две видеоработы, но каждая их них стала хитом. Презентация альбома пройдет во вместительных клубах двух столиц, а гастрольный график Мота расписан надолго вперед. Вряд ли кто-то, и он сам в том числе, думал о подобном результате хотя бы три года назад. Об этом и другом - в новом интервью для The Flow.

Сам не читал, но слышал, что в одном интервью ты утверждаешь, что сайт The Flow вырезает упоминания твоего имени из новостей и материалов. Откуда такие мысли?

У меня сложилось впечатление, что есть предвзятое мнение, и сложилось по объективным моментам. Допустим, взять интервью Zloi Negr , в микстейпе которого я участвовал. Он там перечисляет всех участников, меня не было. Я спросил его, упоминал ли он меня, он сказал, что да. Другой пример: недавно был тур "ГТО", там брали видеоинтервью. Тимати рассказывает, что планируются альбомы Натана, Kristina Si, Мота. В новости есть ссылка на это интервью, а написано "готовятся альбомы Натана, Kristina Si". Мота нет. И третий факт: я написал песню "Великий", посвященную русскому языку, мои менеджеры попросили разместить новость у вас на сайте. Лёша Горбаш (редактор The Flow - прим. редакции ) ответил, что не в этом случае. Потом мы сняли видео на этот трек, которое было создано по моей инициативе. Я в него вкладывался и морально, и эмоционально, и финансово - выкупали большой завод "Серп и молот". Дату релиза поставил на день русского языка и в этот же день связался с Лёшей. Говорю: “Ну трек не показали, но теперь-то клип и сегодня день рождения русского языка, песня про русский язык”. Он мне ответил, что неактуально. Если уж это не актуально, то что актуально? И через час на сайте появляется статья, посвященная этому дню. Почему она зашла, а клип не зашел? Было неприятно, непонятно. Не с пустых слов говорю, а основываюсь на реальных событиях. Или клип с ВИА Грой опубликовали, а с Бьянкой нет. Ну ладно, это R&B, не рэп.


Клип "Великий" не был размещен в день выхода, размещаем его сегодня.

Принято. Ты все-таки артист поп-направления хип-хопа, слушают тебя, скорее всего, не основные читатели сайта, не интернет-публика. Почему так важно присутствовать на таких площадках как The Flow, ведь на твои концерты ходят другие люди?

Однозначно, мне важно. Я даже писал как-то в твиттере, что какой-то клип опубликовали там-то и там-то, а The Flow нет. На что Yanix мне ответил: "Чувак, ты есть на каналах, нафига тебе?" Я ему там вкратце ответил и здесь могу в полной мере: мне это непринципиально, но многое из того, что я делаю, например, последний альбом "Наизнанку", это абсолютно некоммерческий проект. Даже ребята из нашего офиса сомневались в том, чтобы показывать клип "Капкан" каналам, потому что это стопроцентный неформат. И песню на радио не хотели отправлять. Но, по моему мнению, "Капкан" - это самая форматная песня с альбома, потому что остальное там: соул, рнб, распевки. Некоммерческий, неформатный альбом. И мне очень хотелось, чтобы такие вещи были услышаны и приняты не на голубых экранах, а хип-хоп сообществом. Буквально вчера ездил на Ру-Тв, спускаюсь вниз, вижу Птаху с пацанами. Мы с ним давно знакомы, оказалось, что он в инстаграме респектовал моему альбому. Говорит, что альбом понравился. Неделю назад Слим респектнул. Я проживу без внимания и без респекта, но если продукт стоящий, почему не выразить респект? Когда вышла "Абсолютно все" с Бьянкой, написал Гуф: "Крутой трек, не знал, что ты поешь". Мне хочется, чтобы творчество доходило и до масс, и до андеграундной публики.


Меня очень удивляет это мнение, и удивили твои строки на альбоме "плевал на форматы, плевал на шаблоны". Такое же встречал и у L’One - вы, популярные артисты, правда считаете, что ваши песни не подходят под формат? Это же максимально доступная и радийная музыка.

Чтобы ты понимал, когда мы приходили на радио, нам прямо говорили: "Нам не нравится рэп в куплетах. Постарайтесь сделать треки более мелодичными, тогда посмотрим".


Так в "Наизнанку" и есть.

Там по-разному. Вообще, история с ротациями у меня длинная. Раньше, например, мои клипы и треки не брали в ротации, только “Кислород” с ВИА Гра. Но потом вышла "День и ночь", сделанная буквально “на коленке”. Я как-то в четыре утра сидел в интернете, не мог уснуть, и приходит письмо от диджеев из Лас-Вегаса. Я до сих пор не спросил их, откуда почту взяли. Написали, что хотят со мной поработать, но не рэп, а что-то электронное сделать. Я на такое никогда не писал, но за любой эксперимент, поэтому согласился. Когда я принес этот трек в офис, он вообще никому не понравился. Даже речь не шла о его выходе. Потом я стал им показывать видео с концертов, где две тысячи людей как один прыгают под него. И это был второй мой трек, который взяли в ротацию. И сейчас я пришел с еще одной нетипичной работой, "Капканом", и его взяли на ТВ. Теперь у меня все карты на руках - могу создать любой трек: R&B, танцевальный, рэп, и его с большой вероятностью возьмут на ТВ и радио. Только сейчас могу сказать, что лёд подтоплен.


У тебя же и до ротаций с концертами все было уже неплохо?

Ну да. Но я не могу сказать, что мне не нравилось выходить на огромную Астана-Арену за тарелкой МУЗ-ТВ, что меня не переполняли эмоции, гордость. Особенно учитывая, как трудно давался трек “Кислород”, сколько было подводных камней. Я его выстрадал, вымучал, и получить за него тарелку было моей гордостью.


Я слышал, что ты не хотел эту песню писать.

Нет, там должна была быть другая исполнительница. Но в той тональности, в которой пела она, не мог спеть я, и наоборот. А в скором времени уже спланировались съемки клипа. Я где-то полтора месяца не притрагивался к треку, искал, кто мог бы спеть там. А Тим в это время был в жюри конкурса "Хочу к Меладзе", и мне пришла идея поработать с кем-то из его артистов. В ВИА Гра как раз обновился состав, было интересно сделать совместный проект: “молодая кровь” Black Star inc. и “молодая кровь” продюсерского центра Меладзе Velvet. Потом, на съемках, он ко мне подошел и сказал: "Имей в виду, что ты единственный человек, кому я отдал своих девочек". До этого они пели только треки, написанные самим Константином Меладзе.


Я могу понять Бьянку, но ведь новая ВИА Гра - их нельзя идентифицировать ни внешне, ни по голосам.

У каждого свое мнение, но на тот момент я рассчитывал на “шумиху”. “Шумиха” вокруг нового состава, вокруг нашего союза, ведь я тогда был не знаком широкой публике. Мне это было интересно, в том числе, с коммерческой точки зрения, но и то, как девчонки спели мне нравится. Никаких претензий к ним нет в этом плане.


На широкую публику сейчас без подобного фита не выйти?

Не согласен. Взять моего хорошего приятеля, человека, творчество которого я люблю и уважаю - Jah Khalib.


Но он не радийный еще. Я говорю о самом широком слое слушателей.

Ну тогда, наверно, да. Самому сложно выстрелить сейчас, по крайней мере, я таких артистов вспомнить не могу.

Ну с Олей и Димой (Дмитрий Тарасов, муж Ольги Бузовой, футболист «Локомотива» - прим. редакции ) я познакомился еще будучи не на Black Star. Меня позвали к ним на корпорат выступать вместе с Ильей Киреевым, с которым у меня был трек "Кошки-мышки". Им нравилась эта песня, но больше нравилось творчество Ильи. Они были на коннекте еще пять лет назад, когда никаким лейблом не пахло. Оля и Дима попросили его и меня взять. Недавно, кстати, мне Дима показывал видео с того выступления, я там молодой-зеленый, микрофон держать не умел. С тех пор поддерживаем отношения, это не новое знакомство из-за новых связей и новой тусовки.


Но эти новые связи все-таки привели тебя туда, где ты не был раньше?

Безусловно, когда ты выступаешь на каких-то корпоративах, знакомишься с людьми довольно влиятельными. Возможно, из правительства, возможно, из элиты музыкальной среды. Например, когда выступали на одном из крупных концертов, познакомился с Иосифом Кобзоном. У меня на тот момент болела бабушка, и я его попросил записать на видео: "Валентина Григорьевна, выздоравливайте!" Он вообще без проблем сделал, я ей отправил, она сразу поправилась. Стимул появился жить долго. И таких примеров масса - такие связи облегчают многое. Можешь помочь близким. Но я никогда не отворачивался от своей тусовки. Те мои корни, которые помогли мне оказаться там, где я сейчас, по-прежнему со мной. У меня второго марта был день рождения - да, там были артисты Black Star, но друзей из тусовки Soul Kitchen было гораздо больше. Мне вообще повезло, что я сразу познакомился с ними, когда переехал в Москву из Краснодара. Узнал Нела, Киреева, Левана, Чека, Наника, естественно, MS Sounday, Гаяну - тех, кто и сейчас по жизни шагает со мной. Вот в "День и ночь" поет Гаяна, и готовлю сейчас новые треки с ней. Эта тусовка как раз развила мои качества, которые я ярче всего проявил в "Наизнанку". До этого я слушал детройтскую андеграундную грязь, Мэдлиба, Гилти Симпсона. Но попал в такую тусовку, где балом правит соул и R&B, это повлияло.


Альбом вышел очень лиричным, для девушек.

Я как музыкант и автор песен, пишу о том, что чувствую. Писал его весь 2015 год, который у меня прошел под “флагом любви”, я перевёз девушку из Киева в Москву, наши отношения вышли на новый уровень. Все теплые чувства, которые были внутри меня, переполняли меня - пожалуй, я бы и не смог писать о чем-то другом в этот период.


В клипе "Капкан" снялась девушка Мота, Мария.


Ты такой впечатлительный?

Нет, но на тот момент мне хотелось писать именно об этом. Буквально за месяц записал порядка десяти треков. Что-то отсеялось, что-то осталось, но я не хотел останавливаться. Это живые эмоции. Альбом основан на реальных событиях. В дальнейшем, конечно, появятся другие темы, но любовь никуда не денется. Скажу больше, этот альбом сделан, наверное, для прослушивания дома, наедине. Я его поэтому специально планировал на весну. Но выступать летом с таким материалом на опен-эйрах было бы сложно. Поэтому буквально на днях я завершил запись летнего EP из семи треков. Часть песен нацелена на большие площадки, электронные - как референс, моя песня "День и ночь". Остальные тоже танцевальные, но более “диповые”, не для больших площадок.


У вас на лейбле степень творческой свободы такова, что ты можешь сказать: "Ребята, я влюблен, пишу только такой альбом!" Никто не попробует убедить тебя записать вторую "День и ночь"?

Я на лейбле уже 3 года, и всё это время я чувствую огромную поддержку со стороны команды. Они знают, что моему вкусу можно доверять и давать мне творческую свободу. А я знаю, что у меня за спиной целая командная работа и отсутствие рутинно-бумажных проблем. За что им низкий поклон и большое артистическое спасибо. Конечно, когда появляется хит, артисту предложат сделать еще такой же. Но повторить же это невозможно. Да и не было такого, что мне говорили убрать лирику. Слава богу, голова есть на плечах, и я сам понимаю, что не вариант под "Наизнанку" танцевать летом. Поэтому появится такой вот EP танцевальный. Он уже завершен, остались технические дела. Уже в мае полетят первые ласточки, а сам релиз в первых числах июня. На осень я готовлю еще один форматный трек, как с ВИА Грой, но, скорее всего, сольный. Прямое попадание в ротации.


Какие главные минусы быть артистом?

Ревность любимой девушки. Постоянный недосып, и недоедание - с подготовкой к альбому, к EP, к концерту, который будет 17 апреля, я сплю по три часа и ем раза два в сутки. И еще же гастроли! Такой темп не всегда, конечно, но бывает.


Как тебе новые артисты Black Star?

Я вообще не в материале, что делают девочки, Клава Кока и Дана Соколова. Зато хорошо знаю, что делает Скруджи. Он совсем не похож на тех, кто уже есть на лейбле. Такой дерзкий парень, немного криминальный. Он родом со Львова или с области, потом переехал, но те места, где он жил - не сахар. Недавно мы с ним болтали, после съемок клипа "Щепки", он рассказал, что сменил четыре школы. Я так понимаю, что не от хорошего характера, он довольно вспыльчивый, эмоциональный. И на сцене такой. Но при этом достаточно скромный. Очень надеюсь, что у него все сложится и он скоро поедет на гастроли. Думаю, "Щепки" ему дадут хороший старт, у него там куплет запоминающийся. В свое время такой же толчок мне дала песня "Туса", когда буквально через месяц у меня уже было 8 или 10 гастролей, только из-за одного куплета. Недавно я ему прислал несколько “злых” минусов, дерзких, он уже прислал демки. За него я уверен, знаю, что скоро ему будет, что показать публике.


Под любым видео ваших артистов сразу появляются подбадривающие комментарии других артистов. Вы сами ведете свои соцсети?

Что касается YouTube, то я ни разу ничего никому не писал сам, а в инстаграме мы все сами друг друга поддерживаем. Есть некоторый корпоративный дух. Пускай мы не супер близкие друзья, которые видятся друг с другом каждый день, но пересекаемся часто в офисе, на гастролях, бывает, вместе ходим покурить кальян или в кино. Никого не коробит поддержать друг друга лишний раз.


Кто из лейбла твой ближайший друг?

Дольше всего мы общаемся с Кристиной, с которой нас связывает Soul Kitchen, еще до Black Star мы записывали совместные треки. Есть парень, который пишет музыку для большей части артистов Black Star, Егор Глеб, он из Киева. И вот с ним мы очень хорошо дружим. Он делал сведение и мастеринг для "Наизнанку", доигрывал инструменталы, и сейчас мы доделывали с ним танцевальный EP. Он же подтянул из Киева Мишу Марвина, который сейчас тоже артист лейбла. У них самая творческая хата - творим там, виснем, генерируем идеи. Из-за работы мы и стали с ними больше всего общаться. И с Кридом тоже, потому что он там постоянно был, Егор ему тоже всю музыку сделал для альбома.


Альбом "Наизнанку" действительно по звуку ретро-R&B и вполне подходит под направление Soul Kitchen. Что, по-твоему, не хватает Илье Кирееву, Gayana, Ms Sounday и другим соул, R&B-артистам, чтобы у них были такие же гастроли и площадки, как у тебя?

Презентация альбома "Наизнанку" пройдет 16 апреля в Санкт-Петербурге ("А2") и 17 апреля в Москве (Ray Just Arena).

В прошедшую пятницу в концертном зале Известия-Hall состоялся сольный концерт МОТа, исполнителя лейбла Black Star. Приглашенные друзья, презентации новых треков, хореографические номера, одним словом, ребята устроили настоящее шоу. Этот парень прокачивал зал в течение 2,5 часов, но и этого почитателям его таланта было мало.

Как нам известно, ты занимался бальными танцами и даже попал в студию Аллы Духовой «Тодес»! Какое место в твоей жизни занимает танец сейчас?
«Да, все верно, было дело. В 10 лет я уже занимался в краснодарской студии Аллы Духовой „Тодес“. После переезда вместе с семьёй в Москву я также продолжил танцевать, но уже с упором на стиль „хип-хоп“. Сейчас же у меня нет столько свободного времени, но я все равно очень люблю их, поэтому в сегодняшнем концерте будет несколько композиций сопровождающихся хореографией. Мы репетировали безвылазно целый месяц. Надеюсь, вам понравится. Вообще давно хотел устроить такой концерт. Так как моё танцевальное прошлое немного позади, хореографию ставили профессионалы. Конечно, я не смог стоять в стороне и хореографию на трек „Мотстелет“ поставил сам».

Прекрасные танцевальные номера, безусловно, радовали публику. Но больший фурор произвели треки, который МОТ исполнял впервые. Один из таких треков «Суперзвезда», с бывшим участником лейбла Black Star Music Науk.

Алик, расскажите о вашем совместном треке «Суперзвезда». О чем он?
«Да, у нас сегодня большое такое событие с МОТом, мы презентуем совместный сингл, который называется „Суперзвезда“. У нас была сессия на английском языке, и МОТ придумал свою часть, я свою и мы записались на студии. Вот спустя 5-6 месяцев мы ее презентуем нашим слушателям.

Это песня о девушках гламурного поколения, которые приезжают сюда, чтобы добиться успеха. Но вы же знаете, всегда есть обратная сторона. Она хотела бы стать суперзвездой, но, увы... Возможно, кто-то в этой песне услышит некий философский мessage. А кто-то просто будет напевать мотив».

Уже планируете съемки клипа на этот трек?
«Мы с ним обсуждали как раз, если лейбл Black Star дает согласие, я с удовольствием! Для Москвы, да и вообще для нашего общества, это очень актуальная песня. В ней есть такой чуть-чуть юмористический посыл и нечто, над чем можно задуматься. У нас с МОТом есть еще одна новая песня, более лирическая. Она направлена на понимание, на эмоции, на символизм любви. Но пока что мы ее не будем петь».

А как называется? Чего нам ждать?
«Рабочего названия нет. Там интересный припев — длинная протяжная нота, которая не оставит вас равнодушным. В этом треке МОТ раскрывается как музыкант, как вокалист, и у него это получается наилучшим образом. Мне было очень приятно работать с ним на студии. Он отдается этому очень честно и искренне, что меня и подкупает в хорошем человеке. И, к тому же, он пишет очень интересные тексты, проживая каждое слово».

А пока нам приходится только ожидать новых трудов от уже сложившегося дуэта. В рамках концерта также был исполнен совсем недавно вышедший трек «24-7», который МОТ записал вместе со своим другом Nel’ом. По словам ребят, это было практически импровизированное выступление.

«Мы с МОТом исполняем сегодня первый раз на большой площадке новый совместный трек „24-7“. У нас была одна репетиция на вечеринке, буквально 2 недели назад. Поэтому сегодня мы будем импровизировать. Кстати он уже запущен в сеть, поэтому, те, кто сегодня не смог попасть на концерт могут послушать его дома», — прокомментировал Nel.

В насыщенной программе сольного концерта звучали и старые хиты, которые уже успели полюбить поклонники: «Мама я в Дубае», «Мотстелет», «Акуна Матата», «Бенджамин», «Кислород» и другие. Многих поклонников интересовало, собирается ли их кумир выходить на запад.

Матвей, в инстаграме мы часто смотрим видео ролики, на которых ты исполняешь треки на английском языке. Планируешь выйти на зарубежный рынок?
«На запад не пойду, так как мне ближе русская публика, они лучше понимают мои песни. Да и мне с ними проще. В свое время я окончил языковую школу, и поэтому на английском языке сейчас пою только для себя, для души. Большего пока не планирую».

Так что поклонники могут спать спокойно. Их кумир предан своей стране. Специально для фанатов певец выпустил лимитированную коллекцию чехлов на IPhone, которые все желающие могли приобрести при входе на танцпол. Прежде чем стать их обладателями, преданные фанатки, не смотря на плохую погоду в столице, уже за 4 часа до концерта ждали исполнителя у входа в концертный зал. Но стоило ли это того? Ведь, как оказалось, сердце звезды известного лейбла уже занято.

Ты настолько разносторонний человек, успеваешь и учиться в МГУ в аспирантуре, и писать песни, сниматься в клипах... Время на личную жизнь остается? В твоей жизни уже появилась "та самая"? "Нууу.. как вам сказать... Да, девушка у меня появилась. Но она не из медийной сферы, потому что когда два человека в семье гастролируют, это очень тяжело. Нам повезло, что у нас есть доверие, так как это самое главное, что должно быть между парнем и девушкой в отношениях! Когда мы далеко друг от друга — у нас не возникает лишних вопросов. Именно поэтому с ней так просто«.

А какое для тебя самое главное качество в девушке?
«В девушке для меня одно из главных качеств — хозяйственность. Я, в силу своей занятости, совершенно бесполезный в быту. Поэтому рядом мне нужен человек, способный создать уют в доме».

Так что, девушки, нам остается наслаждаться творчеством МОТа и радоваться его семейному благополучию.

Дерзкий на сцене и милый в общении: какой же он на самом деле?!

– Часто ли тебя узнают на улицах и чувствуешь ли ты себя звездой?

– Я чувствую себя обычным кубанским хлопцем (смеется ). Наверное, только полгода, как пересел на такси, до этого все время катался на метро. Не уставал раздавать автографы и делать селфи. Это, конечно, после университета или трудного дня сложновато, но в то же время ты ставишь себя на место ребят, которые хотят сфотографироваться. И понимаешь, что самому было бы неприятно, если человек, чьи песни я слушаю, с кислым лицом сказал бы: "Нет, я не фотографируюсь".

Поэтому, несмотря на свое состояние, я стараюсь не отказывать. С выходом каждого релиза и альбома желающих становится все больше. Уже охранник в моем доме неделю назад обратился ко мне и спрашивает: "Ты Мот?" Я кивнул и подумал, чего это он меня полгода не замечал, а тут внезапно заметил. Он продолжает: "Меня друг из Брянска просил с тобой сфотографироваться, автограф взять". Я говорю: "Давай ты не будешь заходить издалека". Он улыбнулся и говорит: "Да, для себя фотку можно".

– Какие самые странные вопросы задают тебе поклонники в Instagram?

– Самые странные вопросы задают воочию лично организаторы концертов в различных городах. Они хотят произвести хорошее впечатление и запомниться, но, не зная, что спросить, засыпают странными вопросами. Например, едешь в машине, уставший, вчера был концерт, с которого ты спешишь на самолет, не выспавшись, едешь из аэропорта в гостиницу и у тебя внезапно спрашивают: "Как там Тимати? А правда, что его дочка все время в черном ходит? Почему я не делаю татуировку? Правда ли я ношу очки из-за плохого зрения или это всего лишь образ?" И это самое приличное, остальное по цензуре не проходит. Последнее время еще часто спрашивают, когда свадьба.


– Вообще твой Instagram – это сплошные девушки, шикарные отели и красивые страны. Все так на самом деле или же Instagram для тебя – это просто картинки?

– Начнем с того, что в моем Instagram одна любимая девушка, много отелей, гастролей и стран. В реальной жизни все именно так и есть: огромное количество концертов закидывает нас по разным городам и уголкам мира, чему я несусветно рад. До подписания контракта с лейблом Black Star мой паспорт был девственно чист, и к 23 годам я был только в Турции и Египте. Летом были гастроли в Малайзии, Арабских Эмиратах, Великобритании, сейчас идут гастроли по Германии.

– Какая самая дорогая вещь в твоем гардеробе?

– Самая дорогая вещь в моем гардеробе – это цепочка. Золотая цепь на шее рэпера (смеется ) должна быть самой дорогой. Он может надеть майку из H&M и штаны из Zara, но на нем должно быть настоящее украшение самой высокой пробы.

– На какой машине ты ездишь? Любишь ездить за рулем сам или с водителем?

– К 25 годам у меня нет водительских прав, потому что они никогда не были мне нужны. У меня не было страсти сесть за руль. Наверное, это потому, что в переломный момент, лет в 13–14, когда парни хотят сесть за руль и приобрести свою тачку, я переехал из Краснодара в Москву. Я попал в огромный мегаполис с четырехполосными дорогами в одну сторону и шестиполосными – в другую. Я был в шоке от такого оживленного движения, я и города-то не знал.

О какой машине могла идти речь? Сейчас мне не до машины, меня долгое время устраивало метро, сейчас же я обхожусь услугами такси. С кайфом упасть на заднее сиденье, проверять социальные сети или писать песню, вместо того чтобы утруждать себя в боковые зеркала.

– Расскажи, что нужно для того, чтобы стать звездой?

– Наверное, это карма, кому суждено стать, тот станет. От самого человека требуется много труда и усердия, потому что, каким бы талантливым ты ни был, ты ничего не достигнешь, если будешь сидеть сложа руки. Как говорит моя мама, нужно составлять в своих мыслях на новолуние образ того, о чем мечтаешь. Мы все знаем, что мысли материальны, главное – верить и стремиться. Во многом успех приходит к тем, у кого есть надежный тыл в лице родителей, друзей, второй половинки. Никогда карьерный рост не бывает гладким, и в те моменты, когда хочешь сдаться, близкие могут помочь тебе советом и поддержать. На своей же воле и вере уйти можно, но недалеко.

– А за какими звездами, за чьим творчеством наблюдаешь ты? Помимо Black Star, конечно.

– За Black Star я вообще не наблюдаю.

– Я даже не знаю, в чем ходит дочка Тимати, да?

– (Смеется. ) Именно! За последние пару лет телевидение и сцена значительно омолодились, музыка становится более стильной, прогрессивной, порой даже радикальной, на пенсию уходят консервативные редакторы каналов, которые никого, кроме артистов своей молодости, не хотели ставить в эфир. Мне очень импонирует творчество группы IOWA. Quest Pistols для меня – это успешная смесь стиля и креатива с форматом и массовостью. Как правило, коммерческий продукт излишне приторный, а эти ребята умело находят баланс между первым и вторым. Если говорить о тех, с кем бы я записал песню, Quest Pistols стоят на первой-второй строчке.

С самого детства, когда я еще танцевал в "Тодесе" (и такая страница в моей жизни была), я познакомился с Сосо Павлиашвили. Мы поехали в Анапу и там выступали вместе с ним. Мне было лет 10, и я уже тогда копировал его и спел перед ним "Ждет тебя грузин", упав на колени. Он это оценил, сделали совместное фото. По сей день я остаюсь фанатом творчества и личности Сосо Павлиашвили, а песня "Радовать" для меня – самая мужская песня, посвященная противоположному полу.

Из зарубежных (мы ведь все волей-неволей оборачиваемся на Запад) я люблю Джей Коул, Дрейка, Бига Шона. Музыка не стоит на месте, появляется молодая кровь, и дай бог, чтобы и на нашей сцене эта тенденция сохранялась.

– Раз мы заговорили о творчестве, расскажи про трек, который у тебя недавно вышел.

– На этой неделе у меня вышел совместный трек с Бьянкой, давно хотел сделать с ней совместный трек. Она отличная вокалистка. Я люблю выставлять в Instagram зарисовки, где я напеваю под какой-либо инструментал только что написанную мелодию. Так получилось, что, когда я в очередной раз сделал подобный пост, Бьянка его увидела, написала мне, спросила, что это. Я рассказал, что я написал это только что, предложил сделать вместе трек.

На следующий день мы поехали на студию и записали песню, которая вышла совсем недавно, на следующей неделе выйдет клип. Композиция получилась очень душевная и лиричная, я хотел выпустить ее либо осенью, в период доброй грусти и меланхолии, либо весной, когда настроение подобающее. В такие холодные деньки, как сейчас, хочется слушать что-то теплое и вселяющее надежду, новая песня, словно батарея, призвана греть сердца и души людей.

– Как ты считаешь, звезды, как творческие люди, могут позволить себе в поведении больше, чем остальные?

– Ну да, конечно, могут, что греха таить! Например, они стоят не вместе со всеми к стойке регистрации, а проходят через VIP-вход, они не проводят часы в магазинах, пытаясь купить новые кроссовки от Kanye West, их привозят им на дом. Таких аспектов много, но важно не перегибать палку и помнить о том, что ты прежде всего человек, а не витающая в облаках звезда. Ведь сегодня ты на вершине, а завтра уже упал.

– Есть ли какие-то заповеди, например "я никогда не буду..."?

– Я никогда не буду болеть за футбольный клуб "Барселона", потому что с 10 лет я являюсь ярым фанатом клуба "Реал Мадрид". Я отлично отношусь к игрокам "Барселоны", но, когда я вижу гранатово-синие цвета, мне резко становится трудно.

– Это чтобы отличаться от остальных артистов лейбла Black Star?

– Нет, просто для меня татуировка – это что-то очень личное и вечное. Сейчас я не могу назвать ни одну вещь, которая настолько значима для меня, чтобы набить на теле. Я, конечно, могу набить на правой руке Спайдермена, потому что я люблю этого героя, "Реал Мадрид", имя мамы или фото сына, когда он будет, я имею в виду. Но последние две вещи непубличные, а набивать супергероя – немного по-детски. Идеи, что набить, нет, вряд ли это изменится, поэтому татуировки – не для меня.

– Все мы знаем, что в Black Star артисты пропагандируют здоровый образ жизни: никакой травы, сигарет, алкоголя. Но тем не менее выступал ли ты когда-нибудь на концерте в нетрезвом состоянии?

– Я вообще не употребляю спиртное. Чисто символически выпиваю бокал шампанского на Новый год и на свой день рождения.

– В общем, линия поведения в стиле Эми Уайнхаус и примеры "Клуба 27" не про тебя?

– Да, не моя история.

– В интернете про тебя нет никакой негативной информации…

– Да, учитывая, что недавно меня пригласили на интервью в журнале, где была рубрика со злостными комментариями и твитами. Они собрали все, что можно, со всех сайтов, дали мне и попросили прокомментировать каждую хейтерскую запись.

– У тебя, наверное, был пустой список?

– Нет, набралось около 50 фраз. Поэтому при желании, видно, можно найти что-то негативное (смеется ). Но в принципе, моя биография чиста.

– Ты решил создать новый образ для модного рэпера? Или это просто твоя человеческая натура?

– Если человек играет, его обман рано или поздно все равно становится явным. Корни моего поведения уходят в детство и юность, то воспитание, которое мне дали мои родители, не позволяет бегать голым, материться, проводить свободное время в борделях и стрип-клубах. Я не образ, а настоящий человек, за что хочется сказать спасибо маме и папе.

– Можешь охарактеризовать то, о чем твои песни, одним словом?

– Песни точно нельзя охарактеризовать одним словом. Если же говорить о творчестве – то это будет слово "попурри". У меня есть треки и для тела, под которые хочется танцевать, и треки для души, которые навевают романтическое настроение. Под какую-то одну гребенку невозможно подогнать. У артиста, как и у слушателя, бывает разное настроение, в зависимости от которого рождается та или иная композиция.

– Расскажи случай в твоей жизни, за который тебе сильно стыдно? Я, например, сбегала на свидание через балкон.

– Неплохо так, у меня подобных случаев море, но они тоже, боюсь, не пройдут цензуру. Не хочется травмировать читательниц.

– Как можно травмировать, если мы уже выяснили, что ты примерный парень?

– Ну я рос все-таки в Краснодаре, и детство, юность были очень насыщенные и активные. Не без греха, так сказать. Из детских проделок, помню, как мы собирали днем металлолом по Краснодару, вечером сдавали его и получали деньги. Ночью приходили, воровали его и его же днем опять приносили. Или еще забавный случай. Посмотрели фильм "Ямакаси" впервые и решили покорить олимп одного из домов. Однако это было очень просто, и мы решили покорить олимп одного из полицейских участков. Этаже на третьем окно открылось, нас приняли, и мы провели ночь в полиции, объясняя, что это не теракт, что мы просто впечатлились фильмом и захотели ощутить себя малолетними ниндзя. И со стройкой подобные вещи были, и много с чем еще…

– Ты часто рассказывал, что тебе нравится отдыхать в Греции и наслаждаться греческой кухней. Тем не менее клипы ты снимаешь в Дубае и даже посвящаешь ему песни. Как ты относишься к этому городу?

– У меня всего одна песня про Дубай. Я долго готовился к поездке в этот город, смотрел на фотографии "Бурдж-Халифа", острова, небоскребов. Я понимал, что скоро увижу это все вживую, поэтому было некоторое волнение. Многие у меня спрашивали, что я первым делом сделаю в Дубае: возьму напрокат крутую "Ламборджини", подергаю за гандору какого-нибудь шейха. Я же всем говорил, что просто позвоню маме и скажу: "Мама, я в Дубае". Именно в связи с этими впечатлениями родилась знаменитая строчка.

Я очень много пишу в самолетах, потому что времени на творчество зачастую не хватает, поэтому на обратном пути из Дубая в Москву я написал песню. Я не думал, что этот трек потом в свое время будет взрывать клубы. Для меня это было как фото в Instagram, которое описывает мои впечатления и говорит: "Посмотрите, я здесь был!"

В том году я впервые побывал в Греции, к сожалению, не с концертом, а пока что как турист. Очень вдохновлен был и впечатлен, ведь во мне кипит и течет греческая кровь, мой дед был родом оттуда.

Мне было интересно, когда я попаду в Грецию, на свою генетическую родину, почувствую ли я себя на своем месте. Все это произошло. В отеле на завтраке и ресепшене со мной разговаривали исключительно на греческом до тех пор, пока я на английском не объяснял, что я из России, – они безумно удивлялись.

– Ты знаком с термином "голддиггерши"?

– Честно, нет, не знаю. Есть такая песня у Kanye West, наверняка это как-то связано, но не знаю, каким образом.

– Голддиггерша – это девушка, которая охотится за парнем с толстым кошельком. Встречались ли тебе такие в жизни? Пытались развести?

– Честно, такие истории сплошь и рядом. Звезд и артистов, в том числе и меня, постоянно преследуют какие-то маньячки, которые хотят выставить фото с тобой. Бывают те, кто хочет за счет тебя получить славу и раскрутку в соцсетях либо полететь с тобой на отдых, получать каждый день по новым коллекциям "Агента Провокатора". На мой взгляд, таких видно за версту. Девушки готовы на все, чтобы подсадить богатого человека на крючок: на операции, обман, вымогательство.

– Ты совершаешь подписки на Instagram своих поклонниц?

– После каждого концерта я захожу по геолокации и смотрю фотографии людей, которые находились там. Захожу на страницы пользователей, лайкаю, комментирую, выставляю себе. Тем самым отдаю честь автору снимка за его работу. На вопросы по существу в профиле часто отвечаю, недавно писал, например, что новый альбом выйдет весной. Естественно, комментарии из разряда "Меня уволили из BurgerKing" и "Взаимные подписки и лайки" я игнорирую. – Лучший маникюр, похудение… – Да, это тоже редко интересует, как и предлагаемая травматика (смеется ).

– Как ты относишься к силиконовой груди? Ведь в последнее время пошел тренд на естественность.

– Долгое время эталоном женской красоты для меня была Ким Кардашьян. Потом мне открыли глаза на скулы, нос, губы и попу…

– Или ты увидел видео, которое гуляло в интернете?

– Это видео видели все, многие благодаря ему как раз и стали фанатами Ким Кардашьян. Нет, я просто понял, что в ней все искусственное, и разочаровался. Часто моя девушка порывается после какой-либо светской тусовки сделать себе пластику. Она видит сделанные скулы и говорит, что тоже хочет, спрашивает, почему я ей не разрешаю. Я провожу лекцию на тему того, что естественное намного красивее. Благо сейчас пошел тренд на натуральность и многие девушки, которые еще не испортили себя пластической хирургией, задумались.

Я не могу сказать, что я ярый противник. Многие Instagirls, имеющие по миллиону подписчиков, когда-то были отнюдь не красотками. Заходишь в группу "Голая правда в Instagram" и смотришь, что было "до", и понимаешь: в данном случае пластика изменила жизнь человека в лучшую сторону. Никто никогда бы и не узнал о ней, не посмотрел, а так она из серой Золушки стало желанной всеми царицей.

Если же девушка и так красивая, милая, харизматичная, то, на мой взгляд, не стоит заниматься этой ерундой.

– Кто твоя женщина мечты?

– Долгое время, я уже говорил, это была Ким Кардашьян, а сейчас, наверное, это моя девушка. Прежде всего тут важен не столько аспект внешности, сколько души. Артисты такие сложные, капризные, неблагодарные люди, что рядом с ними должна быть заботливая, терпеливая девушка, готовая, как говорили у нас на военной кафедре, терпеть все тяготы и лишения. Там была воинская служба, тут артистическая. Моей второй половинке часто приходится закрывать глаза на гастроли, фотографии с фанатками, клип с Бьянкой и относиться к этому по-философски.

– Не ревнует тебя?

– Внутри, я думаю, ревнует, но виду не подает, за это я ей очень благодарен.

– Я видела фотографии Марии, она очень похожа на Ким Кардашьян, кстати.

– Все-таки этот образ меня не отпустил до конца и, видно, не отпустит уже никогда.

– Два вопроса от подписчиков нашего Instagram напоследок. Первый: какое событие в своей жизни ты считаешь знаковым?

– Одно выделить сложно, наверное, золотая медаль в школе. Я к ней очень долго шел и с радостью приближал этот момент.

– И второй вопрос: какие предметы в школе любил, а какие – нет?

– Любил литературу, у меня мама филолог, с детства прививала мне любовь к слову. Любил физкультуру. На дух не переносил естественные науки, я все-таки гуманитарий, физика и химия тяжело шли, я в этих предметах плавал. Мне очень нравились мои учителя по физике и химии, но не выносил лабораторные работы, которые они проводили. Всегда старался подсесть в такие моменты к какой-то однокласснице. Там была совместная работа, она все делала, а я говорил: "Ну вот, отлично вместе поработали! Вот все и получилось!"