Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Какова роль пейзажной зарисовки "Буран в степи"? (Капитанская дочка) Символическое значение бурана в капитанской дочке

Анализ эпизода «Буран в степи»

из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

МБОУ «СОШ №1» им. Максимова Н.М., учитель русского языка и литературы.

Абдиева Сания Анваровна

Что там зачернелось среди мутного кручения метели?

Основа повести – это «живые картины» взаимоотношений личностей на фоне «исторической метели». Но мы будем говорить о метели как о природном явлении.

Прочитайте описание . Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот эпизод?

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

Если попытаться дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм – это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. И при этой установке на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим. Скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.

В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные - подлежащие и глаголы - сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.

Краток и пейзаж. При этом он всегда включен в повествование, является элементом сюжета, развития действия.

Главное в этом описании – действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. А.С. Пушкин использует очень скромные эпитеты , всего два контрастных цвета – темное небо – снежное море (ранее – белая туча).

Метафор всего две: ветер завыл – воет зверь; снежное море – бесконечность снежной массы, похожей на морскую стихию. Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана имеет в повести несколько значений:

а) композиционное – благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;

б) аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представлявшего, как и буран, угрозу для жизни героя;

в) реалистическое – в степях бураны случаются и сейчас. Таким образом, описание это придает рассказу достоверность происшедшего на самом деле.

Убедимся в этом, обратившись к эпизоду «Буран в степи».

Выразительное чтение отрывка.

Обучающая беседа с элементами анализа:

Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?

Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка.

Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.

Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик?

Ямщик – местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев – дворянин, барин.

Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?

Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).

В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?

Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.

Проследим, как изменяются облако, небо, ветер, снег. Свои наблюдения отразим в плане.

    «Кругом простирались печальные пустыни».

    Перед бураном:

а) белое облако,

б) ясное небо,

в) небольшой ветер.

3. Буран начинается:

а) ветер стал сильнее,

б) белая туча облегала небо,

в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.

4. Буран разыгрался:

а) ветер завыл,

б) метель, снежное море,

в) «все было мрак и вихрь».

Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?

Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.

Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?

Находим в тексте и выписываем глаголы, передающие состояние и изменения ветра, снега, тучи, неба.

Туча – облачко обратилось в белую тучу, поднималась, росла, облегала все небо.

Небо – ясное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.

Снег – пошел, повалил, засыпал, валил.

Ветер – слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с такой свирепой выразительностью.

Благодаря тщательному подбору слов, их выразительности Пушкин заставляет нас видеть эти постепенные изменения в природе, присутствовать вместе с путниками при наступлении бури, испытывать вместе с ними страх перед ее последствиями.

Обратим внимание на речь героев, особенно на речь ямщика. Можем ли мы догадаться, что это говорит крестьянин?

В речи ямщика использовано много простонародных слов и оборотов: вишь, как он сметает порошу, невесть и так куда заехали и др.

Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?

Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них – Гринева.

Домашнее задание:

Возможная дальнейшая работа по тексту: написание изложения.

Анализ эпизода «Буран в степи» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Сцена бурана в степи из главы «Вожатый» служит завязкой событий исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Основная сюжетная линия произведения связана с образом повествователя – русского дворянина Петра Андреевича Гринева, служившего когда-то в Белогорской крепости Оренбургского края.

Разные обстоятельства приводят Гринева и предводителя крестьянского восстания Е.Пугачева на завьюженную метелью дорогу. Эпиграф , который взят автором из старинной народной песни, говорит об этом, но ставит перед читателем загадку: о ком пойдет речь – о Гриневе или неведомом «добром молодце», которого завела в «сторону незнакомую» «прытость, бодрость молодецкая».

Для раскрытия характеров героев Пушкин использует различные приемы: пейзаж, диалог, портрет . Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами». Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет «печальный». А сами события, как это часто бывает, начинаются со слова «вдруг: ямщик вдруг замечает облачко, предвещающее буран, и просит барина остановиться. Гринев молод, самонадеян, он и на этот раз не хочет слушать Савельича.

И вот, наконец, сцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину : туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо». Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем».

Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А.Блок в поэме «Двенадцать»). Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций.

В этом эпизоде есть «мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному морю». Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».

Но вот положение готовых погибнуть людей (и свое!) спасает случайный путник. Речь незнакомца успокаивает и завораживает; она рассудительна, уверенна и напевна: «Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек...» Здесь читатель вспоминает эпиграф и опять недоумевает: о ком он? Вожатому «сторона» оказывается «знакомой». Этот случайный попутчик привлекает Гринева. В нем все располагает: «хладнокровие ободрило», «сметливость и тонкость чутья…изумили», а позже и «наружность его показалась… замечательной».

Портретная характеристика Пугачева позволит многое узнать об этом удивительном человеке: ему «сорок лет», а в «бороде проседь», у него «живые большие глаза», говорящие об уме, «волосы обстрижены в кружок» по-казацки, но на нем был крестьянский оборванный армяк и татарские штаны». Не это ли прообраз психологического портрета у Лермонтова и Достоевского ? Примечателен и разговор вожатого с хозяином умета: из иносказательных фраз, напоминающих пословицы и поговорки , мы узнаем о каких-то готовящихся значительных событиях, о которых нельзя высказываться открыто.

Прием иносказания прослеживается и в эпизоде сна Гринева. Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят «пророческие» сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в «Пиковой даме»). Свой «вещий» сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи», а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом». Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.

Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.


Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».

Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».

Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.

Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении «Бесы». Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.

Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют... «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — писал Пушкин.

Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку...Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи!" — закричала она в исступлении... Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома.

Пугачевцы — это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели. Точно так же трудно «устоять» и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств.

Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.

Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.

Похожий образ метели, бесовского вихря, сбивающего человека с ног, мы встречаем в поэме Блока «Двенадцать». Движение снежного вихря символизирует здесь Россию, охваченную революцией. Беспощадный ветер у Блока сбивает с ног прохожих, «подолы крутит», «рвет, мнет и носит Большой плакат», сопровождает «державный шаг» красногвардейцев. Двенадцать идут в поэме «без имени святого», «без крест,а», им «ничего не жаль». На своем «революционном пути» они убивают Катьку, грабят погреба, обещают «полоснуть ножичком» и «выпить кровушку». Впереди них — Иисус Христос, но как далеки до него блоковские герои! Пока они неразрывно слиты со стихией метели, с бесовской, античеловечной атмосферой. Но финал их пути, по Блоку, — это принятие Божественного начала в жизни, это раскаяние, добро и милосердие.

Таким образом, картина бурана в «Капитанской дочке» весьма многозначна. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.

Введение

Наиболее глубокие из современных исследований представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое, которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов.

Пушкин, воспитанный в Лицее, был совершенно равнодушен к православию, нерелигиозен, но он был искренне верующим человеком с собственным глубоким мистическим опытом. Отец русской поэзии интересовался не только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но он знал и тайную силу камней и талисманов. Именно поэтому на его известном портрете вы можете видеть столько перстней на его пальцах.

Получив разрешение царя на работу с архивами для написания истории восстания Пугачёва, Пушкин занялся главным для себя делом - исследованием характера и души русского народа. Непрерывное многолетнее изучение русской и мировой истории и культуры, работа в архивах привели Пушкина к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя он сам был глубоко чужд любым идеям о монархии, использующей идеологию религиозного воспитания

Образ стихии в произведении

Функции образов природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» образ стихии выполняет прежде всего символическую и философскую функции, перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой сложные символы и помогают Пушкину раскрыть в этих произведениях свою философию.

В «Капитанской дочке» стихия предстает перед читателями в образе бурана, описанного во второй главе. При его изображении Пушкин использует детали и сравнения: зимнюю степь Пушкин называет «снежным морем», движение кибитки похоже на плаванье судна по бурному морю. Пугачев предлагает, если небо прояснится, искать дорогу по звездам, как это всегда делали мореплаватели. Несколько раз Пушкин называет буран «бурей», хотя это слово больше подходит для описания состояния морской, водной стихии. Рисуя образ страшного бурана, Пушкин использует аллитерацию, паронимический ряд слов на букву «б». «Ну, барин, -- закричал ямщик, -- беда буран!»

Пророческий сон Гринева навеян бураном («я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури, значит, образ бурана в произведении тоже является пророческим. Вся повесть «Капитанская дочка» представляет собой описание стихии Пугачевского восстания. Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря». Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.

Пугачев появляется внезапно из «мутного кружения метели», в предварение мужицкого бунта… Он - оборотень и - как оборотень - не поддается четкой фиксации. Точнее сказать, в нем совмещаются несколько зрительных образов, создавая перед глазами притягательную загадку. Фигура материализуется из ночного сумрака и снежного вихря, и образ Пугачева, знаменуя дальнейшие метаморфозы в романе, с самого начала вращается: «Вдруг я увидел что-то черное», «Что там чернеется?»; «… Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Развивая эту линию интерпретации образа Пугачева, Абрам Терц пишет: «Цепь переворотов и насильственных смертей плелась возле трона. А вы еще спрашиваете: отчего произошла революция в России?

«Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель». И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев. Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.

Невольно приходит на ум, что как в результате наводнения в «Медном всаднике», так и во время народного восстания в «Капитанской дочке» погибают невиновные люди. Пугачевцы убивают капитана Миронова, его жену, в период наводнения гибнут Параша и ее мать. В «Капитанской дочке» результаты гражданской войны страшны: «Бедствие доходило до крайности… состояние всего обширного края было ужасно». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» -- заключает Пушкин устами Гринева.

Полагаю, что образ стихии в повести Пушкина «Капитанская дочка» помогает читателям понять смысл этого произведения и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия -- это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов. Пушкину ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит и в своей гражданской лирике, и в рассматриваемой повести.

Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Основной пейзаж повести - картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась,росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.“Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран - символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом,Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага,и великодушие, но «жить убийством и разбоем» - значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг - и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой.Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки,источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.