Бунин честь и бесчестие. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка. Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Отчаяние

По Далю, понятие «отчаяние» обозначает состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Значит, его источник совсем не обязательно должен быть связан, скажем, с общественно-политико-экономическим фоном в социуме. Другое дело, что переживаемый исторический этап как-то обострил тонкие моменты в жизни людей, подведя их к неутешительным, так сказать, мыслям в плане перспектив. Но ведь из многих ситуаций должен быть выход, не так ли?

Согласно утверждению одного из героев пьесы знаменитого французского писателя, философа-экзистенциалиста ХХ века Жана-Поля Сартра «Мухи», «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Наверное, у каждого может быть свое понимание произнесенного, но ведь озвученную Сартром мысль возможно рассмотреть и с точки зрения как бы предоставленного человеку права выбора: что он собирается предпринимать в свете охватившего его (или периодически возвращающегося к нему) отчаяния? Продолжать угасать или приступить (восстановить) к активной деятельности, пусть и через значительные тернии?

В данном контексте ракурс отчаяния действительно можно определить как начальный (в определенной степени) путь к поиску необходимого решения, пробития тропинки к новым вершинам. То есть отчаяние, в зависимости от восприятия личностью «обстановки» внутри себя, может поспособствовать рождению (реанимации) вроде как утерянных сил (кто-то скажет, кондиций). Говоря иными словами, взять верх над отчаянием - это фактически преодоление себя, когда на смену стагнации постепенно наступает надежда, а вместе с ней и уверенность.

К слову, дело может быть и в том, что человек просто-напросто устал от неоднократных усилий, не дающих ожидаемый им результат. А отсюда - формирование в нем неуверенности в правильности избранной им жизненной дороги. Тут уместно сослаться на датско-американского журналиста, фотографа, прошедшего нелегкий жизненный путь, Якоба Августа Рииса (конец XIX - нач. XX в.).

«Когда начинает казаться, что уже ничто не может помочь, - писал он, -я иду смотреть, как каменотес наносит сотню ударов по камню, но трещина на нем не появляется. Лишь после сто первой попытки камень разделяется пополам. Однако я понимаю, что этому поспособствовал не заключительный взмах резака, а весь предшествующий труд».

Возможно, кому-то сказанное напомнит известную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет», практически призывающую к активности, ибо для получения необходимого тебе знаменателя, нужно, как минимум, не прекращать движения к намеченной цели.

В аспекте рассматриваемого представляется целесообразным привести эпизод, на который в своей книге ссылается выдающийся советский прыгун в высоту, Олимпийский чемпион 1964 года Валерий Брумель. Так, он вспоминает, как один из тренеров легкоатлетов провел эксперимент на обычные приседания, суть которого заключалась в психологическом воздействии. Тренер задал подопечному, присевшему около семисот раз, вопрос, по какой причине тот завершил упражнения. Спортсмен сослался на «свинец» в ногах, круги перед глазами и даже страх смерти в случае еще одного приседания. Однако тренер в течение двух недель убеждал воспитанника в способности человеческой мышцы на неограниченную работу.

«Преодолеть себя нужно только однажды, - сказал он, - потом сразу станет легче».

Как следствие, легкоатлет не дотянул до пяти тысяч приседаний всего пару сотен попыток. В.Брумель пишет, что столкнувшись с этой информацией, он задумался, а существует ли вообще предел человеческих возможностей?

Возможно, кто-то данный пример назовет некорректным в преломлении к рассматриваемой теме. Но так ли все однозначно? Отметим, что сам В.Брумель на пике своей спортивной карьеры попал в аварию, приведшей к перелому ноги в тяжелейшей форме. Перенеся 29 операций, он начал ходить лишь после лечения ставшим после этого случая знаменитым хирургом-ортопедом Гавриилом Илизаровым. Спустя некоторое время В. Брумель вновь оказался в секторе для прыжков(!).


Что приводит человека к отчаянию?

Отчаяние. Состояние безнадёжности, ощущение того, что «исхода нет» и лучше не будет. Это духовный кризис, когда человек думает, что не сможет изменить свою жизнь к лучшему. Что же приводит человека к отчаянию? Думаю, не только тяжелые жизненные невзгоды, но и утрата веры в светлое будущее, в возможность изменить своё существование и идти вперёд, преодолевая препятствия.

В романтическом рассказе М. А. Горького «Старуха Изергиль» автор показывает нам, как люди приходят к отчаянию. Для этого он включает в повествование легенду о Данко и обращается к давним временам. Весёлые, смелые и сильные люди, жившие в старину, погрузились в отчаяние, когда пришли иные, более могущественные племена и прогнали их в глубь леса.

Смрад от болот губил людей, но они не могли бороться с более сильными и злыми врагами, так как не имели права погибнуть – они обязаны были хранить заветы своих предков. Соплеменники впали в отчаяние, потому что не верили в то, что смогут пройти сквозь густой непроходимый лес к свету и солнцу. В этот момент явился Данко, который повёл их сквозь лесную чащу, и они пошли за ним, когда обрели веру. Отчаяние вновь пришло к ним в одну тёмную грозовую ночь, когда они утратили веру в своего предводителя и были готовы от злобы разорвать героя, обвиняя его в своих бедах. Данко разорвал обеими руками грудь, вынул оттуда горящее сердце, и, зачарованные ярким пламенем, люди вновь обрели веру и пошли за своим вождём, который вывел их на просторную солнечную поляну, а сам погиб.

Автор подводит нас к мысли о том, что к отчаянию люди приходят тогда, когда утрачивают веру в возможность изменения своей судьбы и боятся бороться за лучшую долю. Он поёт гимн тому смельчаку, который готов преодолеть преграды и повести за собой людей, вселяя в них веру в лучшее будущее, даже если ему придётся пожертвовать собой ради других.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе М. А. Горького «На дне» герои оказались не только на дне жизни, но и на дне своей души, исчерпав запасы веры, надежды и любви. «Бывшие люди» живут в ночлежке, раздражены, разобщены, озлоблены. Но вот приходит странник Лука, который вселяет веру в возможность изменения жизни к лучшему. Он ничего не обещает Сатину, Барону, Бубнову, так как эти «босяки» давно смирились со своей судьбой и не готовы бороться за выход со дна жизни к свету. «Лукавый старец» обращается только к тем, кому нужна надежда и кто готов преодолеть отчаяние. Спившемуся Актёру Лука говорит, что где-то есть бесплатная лечебница для алкоголиков, вселяя в него веру в то, что можно начать новую жизнь. Актёр бросает пить, подметает улицы, зарабатывая себе на дорогу. Но вот старец неожиданно исчезает, не сообщив Актёру адрес лечебницы. А Сатин говорит, что старик лгал из жалости, что никакой бесплатной больницы не существует. Утративший веру Актёр не выдерживает отчаяния и заканчивает жизни самоубийством.

Мы пришли к выводу, что человек приходит к отчаянию, когда утрачивает веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы этого не случилось, нужно обладать волей, смелостью и решительностью.


Что такое надежда?

Что такое надежда? Этим вопросом задается большинство людей, но так и не находят ответа. Надежда- это прежде всего вера человека в хорошее будущее, ожидание, предчуствие чего- то жизненно важного для него. Я считаю, что в любой жизненной ситуации у человека всегда должна оставаться надежда на лучшее. Существует много литературных произведений, где главные герои не теряют веры.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова "Ванька". Главный герой Ванька- маленький мальчик сирота. Он пишет письмо своему дедушке. Его письмо пропитано добротой, теплыми словами, Ванька хочет, чтобы дедушка забрал его к себе. То место, где живет Ванька, ему не нравится, так как его бьют. Ванька вспоминал все теплые моменты, связанные с его детством, проходившим в деревне у дедушки.

Письмо наполнено верой в то, что дедушка как только прочтет письмо, сразу заберет Ваньку. Но читатель понимает, что этого не произойдет, так как в поле для адресата указывается "на деревню дедушке". Таким образом, надежда Ваньки не угасала, и он верил, что любимый дедушка приедет за ним.

Еще одним ярким примером веры в лучшее является произведение А. С. Грина "Зеленая лампа". Ив, один из героев рассказа, который был бродягой. Однажды он встретил двух богачей, они накормили его, одели. После этого они предложили платить ему за то, что он будет каждый вечер ставить лампу на окно, и, не выходя из дома сидеть рядом с ней. Ив согласился, и каждый вечер он надеялся что произойдет какое-нибудь чудо. Несколько лет Ив зажигал эту лампу и одновременно с этим читал книги. Прошло 8 лет. Ив стал доктором. Таким образом, надежда Ива помогла ему обрести новую жизнь.

В заключение хочется сказать, что человек никогда не должен терять надежду, что бы ни случилось. Ведь она всегда может помочь выбраться даже из самых сложных ситуаций. Она заставляет человека верить в лучшее и стремиться к цели.


Цитаты на тему: Надежда

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
Карлейль

Надежда живет даже у самых могил.
Гёте И.

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Вовенарг

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Суворов А. В.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Гораций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче
Тибул

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Державин Г. Р.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ларошфуко

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Гете И.

Надежда на радость немного меньше, чем сбывшееся удовольствие.
Шекспир У.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Фалес

Надежды - сны бодрствующих.
Платон

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Пушкин А. С.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Вовенарг

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.
Дюма А. отец

Нам не пристало падать духом.
Цицерон

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Декарт

Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.
Поуп А.

Вся моя надежда - на себя самого.
Теренций

Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой.
Роллан Р.

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи

О обманчивая надежда человеческая!
Цицерон


Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь редко идет вместе с высокопарными речами. Не обязательно выставлять напоказ свои хорошие поступки, чтобы быть благородным человеком. Честь не требует благодарности и признания. Люди, у которых это качество на первом месте, помогают просто так, ничего не ожидая взамен. По – настоящему благородный человек не обращает внимания на общественное мнение, а живет по законам и совести. Для него это выше всего. Хотя, конечно, оскорбление чести не оставляли без ответа: раньше конфликты, связанные с унижением достоинства, разрешались дуэлью. И здесь уже некоторый вес имело и общественное мнение, но это было в прошлом и чаще случалось с молодыми, порывистыми людьми.

Очень тонкими и романтичными натурами. Люди старше и опытнее, или просто обладающие холодным и расчетливым умом редко попадали в подобные ситуации, так как руководствовались мудростью прожитых лет, а утверждавшееся в некоторых душах разочарование обществом заставляло их все меньше считаться с мнением окружающих. Конечно, если они получали вызов, то, как личности благородные, были обязаны его принять, иначе за ними закрепились бы звания трусов и подлецов, но самому поединку ни один человек не предавал никакого значения. Все это касается личной чести, а вот когда было задето достоинство более слабого, женщины, родных, оно защищалось ими до последней капли крови. Но, как уже сказано, это все в прошлом. А что же настоящее? Дуэли уже давно ушли из жизни, принципиальных и правдивых людей становится все меньше. Какое же место у чести в нынешнем обществе? Пожалуй, благородство и теперь имеет важное значение, хоть его и нелегко разглядеть за множеством масок. Правда, может и не всегда, но торжествует. Еще защищают слабых, даже во вред себе. И по сей день смотрят не только на слова человека, но и на его дела. И остаются те, кто следует важному правилу, высказанному древнегреческим философом Теофрастом: «Ни тщеславием, ни красотою одежд или коней, ни украшением не добывай себе чести, но мужеством и мудростью».

А что же бесчестие? Это полная противоположность всему благородному. К сожалению, людей с нечистыми помыслами было много во все времена. Сладки речи бесчестия, легко оно затягивает в свои сети. У него много лиц, но главные - ложь и предательство. Бесчестный человек не может быть правдивым. Его всегда сопровождает обман. Бесчестные люди никогда не помогут просто так, без выгоды для себя. Они не держат свои обещания. Верность слову, идеалам ничего для них не значит. Бывает так, что бесчестные люди пытаются показаться принципиальными и благородными. Они говорят красивые речи, создают видимость хороших поступков, а сами при первой же возможности нарушают все слова и обеты. Такие личности по сути своей трусливы и ничтожны. Но большое количество их опасно. Бесчестие словно чума, с которой нужно бороться.

О чести написано множество книг. Немало великих авторов занимал этот вопрос. Кто только не писал о нем! Это одна из самых многочисленных и важных тем в литературе. Вопрос чести занимал людей во все времена.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» произведение о чести и благородстве. Многие герои живые воплощения этих качеств, но есть и те, которым они чужды. Петр Гринев - молодой офицер, приехавший служить в Белогорскую крепость. Он на протяжении всего произведения рос духовно и совершал благородные поступки. Гринев, несмотря на запрет, вызвал Швабрина на дуэль, защищая честь Маши Мироновой. Юноша не дрогнул, когда в крепость пришел Пугачев. Гринев отказался перейти на его сторону, невзирая на щедрые предложения высоких должностей. Недаром отец юноши говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду». Гринев следовал этому завету стоически и неукоснительно.

Антагонистом ему выступает Швабрин. Он самолюбив и эгоистичен. Этот человек распускал лживые слухи о Маше Мироновой только потому, что не смог добиться ее любви. А потом удерживал девушку в плену, вынуждая стать его женой. Швабрин при взятии крепости перешел на сторону Пугачева и всячески перед ним пресмыкался. Нарушив присягу, герой придает честь офицера и показывает свое малодушие и не способность быть верным однажды данному слову.

Поэма А.С Пушкина поднимает проблему чести в эпизодах, связанных с дуэлью. Ленский, по горячности своей, вызывает Онегина на поединок, оскорбившись поведением Евгения на балу. Отказаться главный герой не может. Дуэль состоялась - финал трагичен. Онегин поступает, конечно, бесчестно по отношению к другу, но все же делает это не намеренно, а случайно, и сильно корит себя. Возможно, будь Ленский менее пылким, трагедии можно было бы избежать.

В качестве еще одного примера предлагаю роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, главный персонаж, индивидуалист, получающий удовольствие от игры на чувствах других, но, несмотря на это по-своему честен. Он, зная, что навязываемая ему дуэль изначально проигрышная, все рано принял ее, защищая честь княжны Мэри. Печорин дает Грушницкому возможность отказаться от своих слов и прекратить поединок, но тот оказывается слишком слаб и ничтожен для того, чтобы признаться в обмане и принять поражение.

Итак, честь имеет большое значение. Это благородство человека и его нравственные устои. Без честных людей общество не может существовать. Они его опора и поддержка. Только с их помощью общество может процветать. Поэтому очень важно, чтобы всегда были люди, которые имеют моральный кодекс, живут по совести и этим делают мир лучше.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.