Как сделать из бумаги вертолет муха. Летательные аппараты - Авиационный моделизм и самолетовождение. Ресурсы и оборудование

Вертолёт «муха». Статья о том как сделать вертолёт «муху» своими руками. Вертолет "муха" состоит из двухлопастного воздушного винта, насаженного на круглую палочку. Для работы необходимо приготовить небольшой брусок дерева размерами 140Х22Х8 мм и рейку сечением 4Х4 мм и длиной 200 мм. Изготовленный заранее шаблон винта накладываем на широкую часть бруска и обводим тонким карандашом. Острым ножом аккуратно вырезаем заготовку точно по линии обвода. На концах лопастей вырезанной заготовки делаем двухсторонние скосы. Обрабатываем лопасти, срезая их ребра до тех пор, пока лопасти примут наклонное положение. Верхняя сторона лопасти винта должна быть слегка выпуклой, а нижняя слегка вогнутой. Обрабатываем сначала рашпилем или грубым напильником, а потом стеклом и мелкой шкуркой (до получения гладкой поверхности). В центре винта сверлим тонкое отверстие, вставляем в него кусочек проволоки и проверяем, уравновешены ли лопасти. Если какая-либо лопасть перевешивает, зачищаем ее напильником и шкуркой. Тонкое центральное отверстие в винте рассверливаем до диаметра 4мм. Затем округляем квадратную рейку (4Х4 мм) сначала срезаем ножом только острые ребра, снимая древесину по слою, затем вращая палочку в руке, скоблим ее кусочком оконного тонкого стекла и ошкуриваем наждачной бумагой. Один конец палочки намазываем клеем и вставляем в круглое отверстие винта так, чтобы острый конец палочки выступал на 10 ... 12 мм. После высыхания клея модель можно покрасить и покрыть лаком. Запуск "мухи". Придав стержню вертикальное положение, зажав его между ладонями, заставляем винт быстро вращаться (перемещая ладонь правой руки по неподвижной левой ладони). Разжимаем ладони, и освобожденная "муха", вращаясь, стремительно поднимается вверх. Под действием подъемной силы лопастей винта "муха" набирает высоту 10 ... 12 м и спускается вниз. Если вовремя запуска придать оси "мухи" наклон, то вначале полет будет происходить по прямой, а затем траектория будет криволинейной (полет по дуге). Направление изгиба будет происходить в сторону, противоположную вращению винта. Нельзя производить запуск левой рукой, так как винт, вращаясь влево, может нанести травму запускающему и наблюдающему. Поэтому все наблюдающие должны находиться на расстоянии не менее 5 м от запускающего. Можно заставить "муху" летать в нужном направлении: если в момент запуска наклонить ось "мухи", то полетит в сторону наклона. Поэтому, проводя соревнования на дальность и высоту полета, нужно помнить о технике безопасности при запуске модели в воздух. Запуск следует производить на открытой площадке. При соревнованиях можно включить игру "попади в цель". Условную мишень рисуем на земле (круг диаметром 1 м) и с расстояния 5м запускаем модель в сторону круга, наклонив палочку с винтом в его сторону. Участники игры должны уметь запускать модель в заданном направлении с нужной силой.


Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование

Изделие: вертолёт «Муха».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Вертолёт„Муха"».

Задачи урока: познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом - пробкой и способами работы с ним.

Планируемые результаты: уметь конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт«Муха».

Новые термины и понятия: вертолёт, лопасть.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образец изделия «Вертолёт „Муха"», изображения разнообразных вертолётов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, карандаш, цветной картон, ножницы, шило, пробка, резак, клей, стержень от ручки.

Ход урока

«Наша следующая остановка - „Вертолётная площадка". Как вы думаете, что мы можем узнать на этой остановке? Проверим своё предположение, заглянув на страницу 120 учебника. Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрацию. За счёт чего летает вертолёт? Что такое лопасти? Как может летать вертолёт, в каких направлениях? В чём его преимущества перед остальными воздушными транспортными средствами? Где можно использовать вертолёт?»

Дополнительный материал. Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.

К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива и,как следствие, более высокую стоимость полёта.

Далее учащимся предлагается рассказать о профессиях штурмана, лётчика и авиаконструктора, информацию о которых предлагалось найти дома. Проверка выполнения этого задания проходит в виде дискуссии между учащимися,которую контролирует учитель.

Делаем сами. «Перед тем как приступить к работе над изделием, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.) Давайте проведём анализ готовой модели вертолёта. Какие материалы и инструменты нужны для её создания? Вспомните правила и приёмы работы с этими материалами и инструментами. Какую технику работы нам предстоит использовать? Какие элементы вертолёта надо подготовить? (Лопасти, шасси,крыло, фюзеляж.) Каким способом разметки и сборки вы воспользуетесь? Как будете оформлять изделие?»

После анализа готового изделия учащиеся знакомятся с планом работы и иллюстрациями в учебнике (с. 121) и самостоятельно составляют свой план работы. Когда план будет готов и откорректирован учителем, дети приступают к выполнению работы.

Разметка. По шаблонам в рабочей тетради (с. 64).

Раскрой. Вырезать ножницами размеченные детали. Учитель должен проконтролировать соблюдение техники безопасности при работе шилом. Разрезать пробку, строго следуя инструкциям на с. 121 учебника. Учитель должен рассказать учащимся о новом материале и его свойствах, продемонстрировать, как, в каком месте нужно разрезать пробку.

Сборка. Сборка вертолёта проходит по плану в учебнике(с. 121) с помощью учителя.

Отделка. Завершить и оформить композицию с помощью цветной бумаги учащиеся могут самостоятельно.

Подведём итоги. В конце урока целесообразно провести выставку работ учащихся и беседу о том, что оказалось наиболее сложным в работе над изделием.

Домашнее задание. Найдите информацию о самым быстром воздушном транспортном средстве и виде воздушного транспорта, появившемся первым. Принесите на следующий урок воздушный шарик, скотч, пластиковый стакан,фломастеры, салфетки, декоративные кнопки, цветной картон, карандаш, копировальную бумагу, толстые нитки или воздушные шарики, скотч, нитки, цветную бумагу,ножницы, поролон, ленточки

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

«Станция юных техников»

Конспект занятия

Изготовление вертолёта «Муха»

с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»

Составила:

педагог дополнительного образования

Захарова Тамара Григорьевна

Ханты-Мансийск,

Тема занятия:

«Изготовление вертолёта Муха»

Цель занятия:

    изготовить модель простейшего вертолета «Муха»

Задачи занятия:

Образовательные:

    познакомить учащихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета «Муха»;

    формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета: сборка, регулировка и запуск;

    закреплять умения и навыки работы с линейкой, ножницами;

Развивающие:

развивать:

    наблюдательность, внимание, зрительную память;

    мелкие мышцы кистей рук;

    основные функции мышления: самоанализ, самооценку, целеполагание и мотивацию к познанию.

Воспитательные:

    прививать интерес к техническому творчеству;

    воспитывать уважение к российским ученым, авиаконструкторам, летчикам;

    воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе;

    воспитывать чувство взаимопомощи

Новые термины и понятия : вертолёт, лопасть.

Ресурсы и оборудование:

У педагога: образец изделия «Вертолёт «Муха», изображения разнообразных вертолётов.

Материалы для работы:

    Альбомная, цветная бумага

Инструменты для работы:

  • Простой карандаш;

Следует уделить время технике безопасности, чтобы обезопасить учащихся и себя от обидных травм.

Техника безопасности при работе с ножницами:

    Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.

    Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.

    При вырезании детали поворачивай бумагу.

    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.

    При работе не держи ножницы концами вверх.

    Не оставляй их в раскрытом виде.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Психологический настрой:

Добрый день! Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! (дети стоят в кругу и хором произносят слова)

Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)

Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)

Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)

Прекрасно и во мне (показывают на себя).

Определите, с каким настроением вы пришли на занятие, покажите это цветом стикера : красное плохое настроение, зелёное - хорошее.

    Объяснение нового материала

Педагог:

Ребята, сегодня мы приступаем к новой теме «Авиамоделирование».

Дня, наверное, не проходит, чтобы вы, ребята, не видели в небе самолет. Аэрофлотом ежегодно пользуются более 10 миллионов человек. Многие из вас уже летали на нем. А более подробно мы сегодня с вами остановимся, отгадав загадку:

«Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет

Наш российский …» (вертолет)

Вы, наверное, знаете, ребята, что авиацию широко применяют в геологической разведке, в разведке рыбы в море, медленно кружа над участком моря, вертолет находит косяки рыб и указывает их рыбакам, для уничтожения вредных (насекомых) с/х культур, ГАИ несет службу на вертолетах, его используют в санитарной службе, в качестве «скорой помощи», в различных чрезвычайных ситуациях, например, при тушении сложных пожаров, во многих отраслях народного хозяйства.

Вертолёт просто необходим в городе. Вертолет поможет вам добраться на аэродром, находящийся в пригороде, и перевезет прилетевших пассажиров в самый центр города. Как птица, сядет на плоскую крышу высотного здания. Вертолеты спасают людей, заблудившихся в горах, перевозят строительные материалы и даже тяжелые ящики. Вводит корабли в гавань, снимает людей с тонущих кораблей. И ещё много и много можно бы рассказывать о вертолете - быстрой и смелой машине, верном помощнике человека.

Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы. К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива и, как следствие, более высокую стоимость полёта.

МИ-1. Первый серийный вертолет в СССР

В
ертолет – самый универсальный из всех летательных аппаратов. У вертолета крыльев нет, но у него имеется винт . Лопасти винта, вращаясь, отбрасывают назад поток воздуха, и за счет этого верто­лет поднимается с места без разбега.

Летает он за счет одного или нескольких горизонтально расположенных винтов с длинными лопастями. При этом может двигаться вперед, назад, вбок и даже неподвижно зависать в воздухе. Ему не нужен, как самолёту, взлетно-посадочная полоса аэродрома, так как он взлетает и приземляется вертикально.

Между прочим, это предсказал еще Леонардо да Винчи , великий итальянский художник и изобретатель еще в XV веке. Он спроектировал первый в мире вертолет. Но первым реальным проектом вертолета был проект М.В. Ломоносова. Он называл его «аэродинамической машинкой», способной подниматься вертикально. Идея ее проста: два небольших винта должны вращаться в разные стороны относительно одной общей вертикальной оси и создавать при этом подъёмную силу. Это был первый аппарат доказавший возможность вертикального полёта с помощью горизонтально вращающихся винтов.

КА-52 Аллигатор. Хвостового винта нет.

Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров, змеев, планеров, самолетов и ракет.

Многие из прославленных авиационных конструкторов, летчиков, космонавтов начинали свой путь с авиамодельного кружка.

Авиамоделистами были авиаконструктор дважды Герой Соц.труда – Александр Сергеевич Яковлев, Герой Соц.труда – Олег Константинович Антонов, трижды Герой Советского Союза – Александр Иванович Покрышкин, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и др.

Хочется назвать несколько фамилий известных авиаконструкторов, создателей вертолётов:

    Доктора технических наук, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР Николай Ильич Камов;

    Известный конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич МИЛЬ выпускал вертолеты серии Ми, в которую вошло около 30 моделей

(самые известные - Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24).

    Марат Николаевич Тищенко и др.

4 . Сообщение темы и цели занятия.

Перед тем как приступить к работе, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.)

Прежде чем перейти к практическому занятию, давайте ответим на несколько вопросов (применение компьютерных технологий):

    Где приземляются все летательные аппараты? аэродром

    Как называется летательный аппарат, имеющий крылья и хвост? Самолет

    Как называется летательный аппарат, имеющий винт? Вертолёт

    Как называется летательный аппарат, летающий без мотора? Планер (планер отли­чается от других летательных аппаратов тем, что не имеет мотора)

    Как одним словом можно назвать все то, что мы только что отга­дали?

Правильно, авиация .

5. Последовательность изготовления модели вертолета «Муха».

6. Практическая работа:

Изготовление вертолётика «МУХА» из бумаги

Очень забавная моделька! Вертолетик, опускаясь на землю, не падает резко вниз, а кружится вокруг своей оси. Так получается, потому что у нашей модели есть лопасти. Воздух эти лопасти обтекает и вертолетик плавно и красиво приземляется. Модель простая в изготовлении. Единственная ее сложность состоит в необходимости делить бумагу на равные части с помощью карандаша и линейки. Школьнику младших классов такая задача не только посильна, но и полезна. Научившись уверенно складывать модель, можно будет обойтись без линейки, выполняя всю работу «на глазок».

Чертим на листе бумаги и вырезаем полоску бумаги размером 21х5 см. Рисуем посредине вертикальную линию. Линию можно и не рисовать, а наметить сгибом – сложить полоску пополам, затем расправить – вот линия и намечена

Треть полоски – 7 см – согните вниз

Разверните бумагу, сделайте разрез посередине, до линии сгиба.

Прочертите линию чуть ниже линии сгиба. Разделите эту линию на четыре отрезка.

Сделайте надрезы с двух сторон по намеченной линии, прорезая четверть ширины бумаги с каждой стороны.

Загните одну сторону к центру, хорошенько разгладьте. Так же загните вторую сторону.

Согните так, как показано на рисунке, нижнюю часть.

Закрепите нижнюю часть вертолетика канцелярской скрепкой. Расправьте лопасти. Модель готова к полетам!

Чтобы запустить модель, надо просто сбросить ее с высоты хотя бы своей вытянутой рука. Но если забраться на стул, или стол, то будет интереснее.

7. Физминутка. Запуск изготовленных моделей

(Педагог показывает правильные приемы запуска модели, наблюдает за запуском модели каждого ученика, помогает при необходимости)

8. Подведение итогов занятия. Повторение теоретического материала.

    Модель какого вертолета мы сегодня изготовили?

    За счёт чего летает вертолёт?

    Что такое лопасти?

    Как может летать вертолёт, в каких направлениях?

    В чём его преимущества перед остальными воздушными транспортными средствами?

    Где можно использовать вертолёт?

Выставка работ учащихся и беседа о том, что оказалось наиболее сложным в работе над изделием.

9. Рефлексия. На какой планете вы сейчас находитесь?

10. Уборка рабочего места

(Педагог контролирует уборку рабочих мест детьми).

Список литературы

1.Фетцер В.Л. «Авиация в моделях». Изд.Ижевск «Удмуртия» 1992 г.

2.Ермаков. А. М. «Простейшие авиамодели». изд. М.: Просвещение, 1998. - 208 с.

3.Замотин, О.Е. Твори, выдумывай, пробуй [текст]/ О.Е.Замотин, Р.В. Зарипов, Е.Ф.Рябчиков – М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

4.Заворотов, В. От идеи до модели [текст]/ В.Заворотов. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

5.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. «Простейшие летающие модели». Научно-популярное издание. Москва 1988г.

Источники иллюстраций:

1.Леонардо да Винчи - Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо

2.Вертолеты – Википедия

avia . pro / blog / vertolet

Для изготовления модели нужна дощечка, лучше липовая (липа легко обрабатывается ножом). Если нет липы, можно применить ольху, осину или в крайнем случае сосну.

В первую очередь изготовим шаблон лопасти винта (рис. 1). Шаблон делают на одну половину винта. Для этого возьмем плотную бумагу или картон размером 20 X 100 мм, разделим его по длине осью, от одного конца оси отложим 70 мм и наметим вторую ось. Из точки пересечения осей проведем окружность радиусом 7,5 мм. Это будет ступица винта.

Рис. 1 Шаблон винта вертолета.

Нарисуем около шейку ступицы. Затем вырежем шаблон.

Выстругаем из заготовленной дощечки рубанком брусочек длиной 140 мм, шириной 15 и толщиной 10 мм. На заготовке с верхней и нижней стороны проведем долевые и поперечные оси. Наложим шаблон на расчерченный брусок так, чтобы их оси совпали, и обведем шаблон по контуру. Сделаем так и со второй расчерченной стороны бруска. С одной стороны бруска, начиная от ступицы, состругаем ножом или рубанком часть древесины (см. рис. 1).

Затем точно в центре пересечения осей проколем шилом или просверлим ручной дрелью отверстие, куда будет вставляться палочка для запуска модели. Затем точно по линиям карандаша срежем ножом лишнее, неровности выровняем напильником, зажав винт в настольные тиски.

Дальнейший порядок изготовления винта показан на рис. 2. Срежем ножом те кромки, которые расположены от нас справа на той лопасти, которую мы не держим рукой. Таких срезов у нас получится четыре. После того как срезы будут готовы, обработаем будущий винт крупным напильником так, чтобы профиль у лопастей получился снизу плоским, а сверху полукруглым.

Рис. 2 Порядок изготовления винта вертолета.

Окончательная обработка лопастей производится кусочком стекла и наждачной бумагой — сначала средней, потом мелкой. Зачистку надо продолжать до тех пор, пока толщина лопастей у ступицы не станет равной 3 — 4 мм, а на концах — 0,5 мм. При обработке будем строго следить за тем, чтобы лопасти были одинаковы по форме и толщине. Изготовленный винт наденем на проволоку и проверим балансировку лопастей. Для этого, держа проволоку горизонтально, повернем винт. Винт должен остановиться в горизонтальной плоскости. Если этого не случилось, значит, та лопасть, которая висит, тяжелее верхней и нужно ее зачистить до уравновешивания обеих.

Теперь выстругаем круглую палочку длиной 200 — 220 мм и диаметром 4 мм. Один конец палочки срежем ножом или обточим крупным напильником на конус и вставим в отверстие винта.

Для запуска модели «Муха» палочку зажмем между ладонями, и, раскрутив ее, выпустим модель в воздух (рис. 3). «Муха» взлетит вверх на 8 —10 м.
Если «Муха» при полете сильно качается, надо поставить палочку подлиннее, если плохо поднимется — укоротить (она тяжела для модели). Регулируя длину палочки, можно добиться подъема модели на высоту 12—15 м.

Рис. 3 Запуск модельки вертолета.

Направление полета «Мухи» задается наклоном ее оси, так как сила тяги винта всегда направлена вдоль оси вращения.