Кто такая бэла из героя нашего. Цитатная характеристика Бэлы из «Героя нашего времени

Бэла - черкесская княжна, дочь мирно"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. Б. - горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она, чуждая индивидуализма и собственности, смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, -- я княжна, княжеская дочь!» Традиционную ситуацию романтической поэмы - «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество - Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин - равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин - горячо любящая Б. Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофична как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где обитает интеллектуальный герой.

Ситуация осложняется вводом третьего лица - горца Казби-ча, - также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад, для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    Всю жизнь главного геpоя pомана М. Ю. Леpмонтова "Геpой нашего вpемени" действительно можно назвать тpагедией. Почему и кто в этом виноват - темы, котоpым посвящено это сочинение. Итак, Гpигоpий Печоpин, выслан из Петеpбуpга за некую "истоpию"...

Образ и характеристика Бэлы в романе "Герой нашего времени" Руководитель: Адаменко О.К Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе: "...я княжеская дочь!.." "...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..." "...хоть он и татарин..."

Возраст Бэлы - 16 лет:

"...меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати...«

"...он переменился к этой бедной девочке..."

Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе:

«..я княжеская дочь!..»

"...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..."

"...хоть он и татарин..."

Бэла всю свою жизнь живет в ауле на Кавказе:

"...видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно...«

"...ей хотелось в горы, домой..."

Бэла - "дикая" черкешенка, выросшая в горах Кавказа:

"...дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он...«

"...этим дикарям больше ничего не надобно..."

"...Ага! – подумал я, – и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!.»

«..любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни..."

О внешности Бэлы известно, что она хороша собой:

"...«Прелесть! – отвечал он..." "...она была хороша: высокая, тоненькая..."

"...не один Печорин любовался хорошенькой княжной...«

"...азиатская красавица..." "...это милое личико!..«

"...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…"

У Бэлы большие черные глаза и черные волосы:

"...глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу..." (*серна - горная коза)

"...Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля..."

"...Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия...«

"...большие глаза потускнели..."

"...целовал ее черные локоны..."

Бэла - рукодельница. Она хорошо вышивает:

"...а вышивает золотом – чудо!.."

Бэла - невежественная, малообразованная, но искренняя, простосердечная девушка:

"...невежество и простосердечие одной так же надоедают..."

Печорин влюбляется в Бэлу и крадет ее из семьи:

"...ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива...«

"...черкешенка у Григорья Александровича..."

"...ты увез Бэлу…"

Бэла отвечает Печорину взаимностью:

"...мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила..."

"...она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления..."

Бэла - девушка с характером: "...Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…"

"...несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке..."

Бэла погибает в юном возрасте от рук разбойника Казбича: "...она покачала головкой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..

"...На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела..."

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова . «Герой нашего времени» - золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения - юная черкешенка по имени Бэла , воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имён.

Через всё произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину .

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она - нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых её обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе её старшей сестры, будучи приглашённым туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью. У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего - то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения - чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца. Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям. Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными. Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» характеристика Бэлы из романа изложена в этой статье.

«Герой нашего времени» образ Бэлы

Бэла главная героиня первой повести романа, княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера .

Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

В Бэле ощущается сила внутреннего достоинства. Хотя даже ее брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения — чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца.

После похищения оскорбленная девушка совсем замкнулась, и перестала отвечать на проявление внимания к себе Печорина. Но продлилось это недолго, и Бэла полностью отдается страсти, уходя «в омут с головой». Когда же Печорин сполна испробовал любовь «дикарки», девушка смирилась с этим. Любовная история построена на противоречии чувств: Бэла равнодушна — Печорин пылкий и наоборот. Эти миры несходны, и потому все кончается трагедией — гибелью героини.

Рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

1. Образ Бэлы.

2. Образ Мери.

3. Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов - один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера - светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла -дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» - такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен - она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери - образ девушки высшего света, а Бэла - обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть - вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» - мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце...».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе - они служат для детализации психологического портрета главного героя - современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.