Но мы сохраним тебя русская речь. "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой

Мы сохраним тебя, русская речь…

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.

В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами - «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени - мы общаемся с «иностранцами» - с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, что у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык - понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа - понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он - исчезнет и нация. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи - это составная часть общей культуры человека.

На дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне - у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…»

В настоящее время в языке моих сверстников происходит нечто страшное, я бы назвал это криминализацией разговорной речи. Это означает, что в активный словарь разговорного языка внедряется все больше и больше слов и идиоматических оборотов, пришедших из преступной субкультуры. Некоторые из этих слов и оборотов стали настолько общеупотребительными, что их происхождение и первоначальное значение забыто. А для детей это особенно опасно, так как у них идет процесс формирования системы ценностей и отношений с окружающим их миром. Почему же так происходит?

Один из важных факторов - это «криминализация» сообщений, идущих из средств массовой информации. Особенно - из печати и телевидения, с которым мы проводим очень много времени, зачастую больше, чем взрослые. В газетах пишут о преступлениях, о жизни преступного мира, о наркомафии, и т.п. Художественные фильмы, новости дня - о преступлениях, романы, продающиеся в магазинах, ларьках - о том же, и даже комиксы, мультфильмы и игрушки - о преступлениях, погонях за злодеями, о звездных войнах, цивилизациях из далекого космоса, нападающих на человечество. И мы, проводя время за телевизором, невольно впитываем то, что идет с экрана. Последние несколько лет интенсивно развивается компьютерный бизнес, в котором также активно эксплуатируется данная тематика.

И на еще один фактор я обратил внимания в процессе своего исследования: дворовые детские субкультуры, влияние которых тем больше, чем меньше ребенок находится без присмотра, и чем меньше его связь с семьей. Переносчиками этой субкультуры являются дети из так называемых «маргинальных» семей и дворовые компании. Сначала дети слышат «выражения», от своих родителей, а затем они приносят их в школу и делятся с другими. В рамках нашего школьного проекта мы провели много исследований, записали интересные наблюдения. Например, ученик третьего класса сообщает своему другу:

Мы вчера опустили второклашек…

Это как?

На физре забили им три мяча. Продулись они в доску…

У меня эти слова вызвали легкое потрясение. Откуда девятилетнему ребенку знать, что это скверное слово означает насильственный акт в криминальном мире? И сказано оно было ребенку из благополучной семьи. Часто приходится слышать и такие словечки: бортануть, колоть, клеить, мозги компостировать. Или вот еще ситуация: малыш получил пятерку по математике, на перемене ему одноклассник сделал комплимент: «Ну ты, пахан, молодец!» Мне-то понятно, что значит это слово: старый вор, содержатель притона, главарь преступной шайки (кстати, это я прочитал в словаре воровского жаргона, чтобы быть точным). Поражает, что ребенок стремится быть впереди сверстников, уже в начальной школе демонстрировать свою модель поведения, удивлять. Значит, и дома, и на улице он бросает подобные словечки, демонстрируя свое превосходство. Где-то он впитывает, а затем и реализует ту систему ценностей, которую они (эти слова) несут. А та система ценностей, которую несет язык преступного мира, ведет к цинизму, к потере идеалов, выработанных человечеством.

В словаре преступного мира я наше не менее 17 (а их, возможно больше) слов, обозначающих принятие спиртных напитков (кирять, бухать и т.д.).). И примерно такое же количество выражений, обозначающих употребление наркотиков. Некоторые из этих слов перешли в наш повседневный словарь. Например, слово «кайфовать», первоначально означающее «принимать наркотики, наслаждаться опьянением» теперь используется в нашей подростковой среде в самом общем смысле «получать удовольствие от чего-либо». Аналогичный процесс произошел со словом «прикол» (слово «прикол» происходит от слова «укол», так как укол иголкой шприца необходим для введения наркотика). Вместе с этими словами из воровского и преступного лексикона в наше сознание внедряется и скрытая за ними система ценностей, а именно - физическое удовольствие, наслаждение как главная ценность бытия. Мои наблюдения коснулись и еще одного примера. Обозначение женщины словом «телка» пришло в язык из преступной среды, и оно уже стало обычным для анекдотов, которые печатаются в газетах и журналах, оно стало привычным в устах молодых людей, в том же числе моих сверстников. Это слово отражает отношение к женщине как к объекту, используемому для получения удовольствия, глупому и беззащитному, как корова.

В нашем селе есть представители криминального мира. Бросается в глаза, что в их жаргоне немаловажное значение имеет тема удовольствия и тема превосходства одного индивидуума над другим. Оборотная сторона этого - унижение другого человека, так как единственным средством превзойти кого-то является попрание человеческого достоинства (чужого, разумеется). По отношению к мальчикам, подросткам в клубе часто используются слова, скрытая цель которых унизить человека: шкет, шибзик, кадр, кореш, шушера, хмырь, субчик, фрукт, фуфло, чайник. По отношению к девочкам слышится далеко не лучшее: оторва, шмакодявка, шмара, кошелка. Первоначальное значение многих из этих слов забыто, а ведь они отвратительны.

Серьезную угрозу представляет, на мой взгляд, и засорение нашей речи американизмами, которые всё шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей. Все эти «ток-шоу», «хит-парады», «прайс-листы» и «супермаркеты», а также «спикеры», «саммиты», «имиджмейкеры» и тому подобные выражения мы слышим сегодня буквально на каждом шагу. Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики. Например, «Горбачев-фонд» (имеется в виду Фонд Горбачева), «Айс-Фили», «Иванушки-Интернешнл» и тому подобное. Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в рекламных объявлениях, и в сообщениях средств массовой информации. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в наше подсознание, привнося в него элементы чуждой культуры другой страны. К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, и меня, как ни странно, это очень волнует. На мой взгляд, хорошим примером для России в решении данной проблемы могла бы стать Франция, где ничего подобного не допускается, а забота о сохранении чистоты французского языка является одной из основных задач Института Франции, который выполняет в этой стране функции Национальной академии наук. Поэтому в современной французской литературе, включая газеты и журналы, мы не найдем не только американизмов, но и, за редким исключением, вообще никаких текстов и терминов на других иностранных языках.

Есть и еще одна великая боль в нашем языке: сквернословие, нецензурщина. Сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Это явление приняло массовый характер после известного революционного переворота, когда силы тьмы, захватывая сферу влияния на русский народ, добились искажения путей развития русской души. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Причиной сквернословия уже не служат раздражение, гнев; гадкие слова стали частью обыденной речи, ими перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта общения между людьми. Употребляющий брань прежде всего позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путем. Он уподобляется чудовищу. Что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. Когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери Церкви, против Матери Божией, против всего дорогого русской душе. В мате сатанинский дух, мат - язык общения с демоническими силами. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. «Инфернальный» - значит адский, из преисподней. Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. Особенно страшно за малышей, слушающих изо дня в день скверную брань. Это случается и в школьном коридоре. Мне кажется, когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их близким. В моем доме родители хранят целомудрие речи, у нас с сестрой выработалось стойкое отвращение к сквернословию.

В школе в рамках работы над нашим проектом мы пришли к выводу, что в современном русском есть много слабых мест. В частности, мы провели анкетирование по теме «Современный речевой этикет. Как вас теперь называть?» Оказывается, в современном языке отсутствуют удобные, общепринятые обращения к незнакомому человеку. Слово товарищ - советское и официальное (товарищ офицер, товарищ милиционер ), гражданин - связано с Конституцией, Уголовным кодексом. Господин, госпожа до сих пор воспринимаются многими россиянами как «дореволюционные» (господа в Париже) . И если обращение господин, госпожа отчасти возродилось в официальном языке («господин президент, госпожа Матвиенко, дамы и господа!») , в неофициальной обстановке, на улице, в магазине эти слова не прижились , так же как и замечательные обращения сударь , сударыня . А они так красивы! Иногда удается выкрутиться с помощью обращения по профессии: Доктор, что со мной? Но не со всеми профессиями это работает, не скажешь же: Слесарь, что у меня с краном ? В научной среде, например на конференции, можно обратиться к докладчику коллега , но не будешь же так называть человека, с которым ты едешь в вагоне метро. Вот и появляются в городском просторечии обращения «по половому признаку» - девушка, молодой человек, мужчина, женщина или «семейные слова» - браток, папаша, мамаша.

Что делать, как вежливо обратиться к незнакомому человеку? В современном речевом обиходе вместо обращений используются формулы вежливости, обороты типа будьте добры, скажите, пожалуйста; простите: Извините, вы не скажете, который час? Вы не скажете, как пройти на улицу Школьную? В анкетах отметили, что последние годы все реже в средствах массовой информации услышишь обращение по имени-отчеству, даже руководителей государства часто именуют не по имени-отчеству и фамилии, а по имени и фамилии: Дмитрий Медведев, Владимир Путин. А ведь (не лишне напомнить!) в Московской Руси отчества обладали особым престижем: так официально именовались лишь те, кто принадлежал к социальным верхам.

Готовясь к написанию этой работы, мне пришлось просмотреть огромное количество литературы. Меня дивило, что многие отечественные педагоги, ученые признают все эти проблемы, отмечают снижение качества изучения языка, недопустимо малое количество учебных часов, предусмотренных образовательными стандартами для изучения этой базовой дисциплины. Проблема настолько острая и серьезная, что о ней заговорили физики и математики, которые хорошо понимают, что язык - это важнейшее средство для развития способностей к абстрактному мышлению и моделированию явлений окружающего нас мира. Поэтому хорошее знание самого богатого по своим выразительным возможностям языка является необходимым условием для развития личности, способной к творческому мышлению. Вполне возможно, что именно по этой причине индийские математики и программисты добились сегодня впечатляющих успехов в разработке программного обеспечения для компьютерных систем. Ведь они хорошо знают не только английский язык, но также и хинди, а этот язык, очень близкий к санскриту, также является очень выразительным и вполне пригоден для развития способностей к абстрактному мышлению. Мне было интересно узнать, что хинди имеет 10 падежей и три числа: единственное, множественное и двойственное. По счастью, русский язык по своим выразительным возможностям является одним из самых богатых в мире, это наше национальное богатство, которое нужно особенно беречь.

Но в современной России существует проблема филологической культуры и филологического образования. Они находятся в плачевном состоянии. По мнению авторитетных специалистов, существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, и на ее восстановление потребуются многие годы. За годы перестройки были утрачены многие образовательные традиции. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного. Старшее поколение наших соотечественников помнит, что высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи не только на русском, но также и на двух-трех других языках

Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И. Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н. Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:

…Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

речь русский язык субкультура

Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.

В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

Литература

1. Бок Ф.К. Структура общества и структура языка. М, 2005

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М, 1987

3. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. М, 1996

4. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М, 1977.

5 Словарь воровского языка. Тюмень, 1991

6. Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский тусовочный как иностранный, Калининград, 2003.

7. «Азбука волшебных слов» в книге: Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела.

8. Материалы периодической печати, личные наблюдения.

«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество»

Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской блокады и восстановления страны после Великой Отечественной войны. В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». Следует сразу оговориться, что поэтесса никогда не была сторонницей советской власти, довольно открыто выражая свои монархические взгляды. Однако стихи из «Ветра войны» лишены даже малейшего намека на подобное.

Дело в том, что в этот период поэтесса переосмыслила очень многие важные для нее вопросы и пришла к выводу, что именно благодаря советской власти произошло единение русского народа, который смог дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Нет, Анна Ахматова не стала идейной коммунисткой. Уж слишком свежи еще были в воспоминаниях арест и расстрел мужа, поэта Николая Гумилева, а также сибирская ссылка сына, обвиненного в антисоветчине. Поэтому стихотворение «Мужество», преисполненное патриотизма, к советской власти не имеет никакого отношения. И рассматривать его следует не с политической, а с гражданской позиции .

В полной мере испытав на себе жернова сталинских репрессий, в период войны Анна Ахматова вновь ощутила себя нужной и полезной своему народу. Выражалось это в том, что ее стихи, преисполненные веры в победу, в какой-то момент оказались востребованными. В прошлом остались жесткая цензура и всевозможные препоны, благодаря которым поэтесса была лишена возможности донести до читателей свои произведения. И именно война в корне изменила эту унизительную для Ахматовой ситуацию.

Однако поэтесса осталась верна себе, четко разграничив такие понятия, как «народ» и «власть». Поэтому в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени . «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе . Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное. Однако справедливости ради стоит отметить, что в своем творчестве Ахматова после войны так и не вернулась к лирике, благодаря которой прославилась в 20-х года прошлого века. Ее стихи стали более резкими, с ярко выраженной социальной окраской и обличительным подтекстом, адресованным власть имущим.

На архиерейской дорожке Никольского кладбища, что за Свято-Троицким собором Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, безлюдно.

Я приехал всего на день, но первым делом отправился в духовное сердце города на Неве - одну из почитаемых святых обителей Русского мира, преображенную в это тихое утро новым, серебристым Покровом Пресвятой Богородицы.

Выпал первый снег, напомнивший и о предстоящем Рождестве Спасителя, и о купелях крещенских - иорданях, которые в память Богоявления, Крещения Господня, по традиции наших благочестивых предков вырубят на всех русских реках и озерах, покрывшихся к январю ледяным панцырем.

Впервые в волнение иду поклониться последнему земному пределу выдающегося иерарха Церкви нашего времени, христианского мыслителя, доктора церковной истории, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) /9.10.1927-2.11.1995/.

Владыка - один из тех, кто предвидел вызовы Русскому миру ещё на рубеже XX - XXI столетий, смело говорил о них с амвона в своих проповедях, писал в широко разошедшихся книгах. Причины нынешней русской смуты, трагедия Великой Державы, духовное одичание народа - таковы главные темы его многочисленных выступлений.

В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси?

Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере».

Его книги переиздаются ежегодно самыми разными издательствами немалыми тиражами, многое из написанного им воспринимается ныне как пророчество.

Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Святых Царственных Мучеников.

В Санкт-Петербурге трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах.

По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело».

Благодаря своим трудам, владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения.

«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» - это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» - это соборность; «русская идеология» - это Православие; «русский порядок» - это державность; «русское государство» - это Россия во всем многообразии исторических форм её существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России - Святая Русь; патриотизм - религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь - соборная совесть народа.

Но, главное, владыка Иоанн был не только опытным архиереем, не только крупным богословом и ученым, и даже не только русским патриотом.

В северной столице Господь возложил на него нелегкое служение - всероссийскую проповедь Православия.

Митрополит Иоанн, как и святой праведный Иоанн Кронштадтский, окормлял безчисленное количество духовных чад, был старцем и «народным Святителем» одновременно.

Вернее, не был, а остается таковым и после своей блаженной кончины.

На архиерейской дорожке кладбища появляется женщина, которая указывает мне, как пройти к владыке.

На каждую годовщину со дня его блаженной кончины клириками Санкт-Петербургской и других епархий служатся многочисленные панихиды. С утра до позднего вечера множество православного народа приходит почтить его память.

Да здесь никогда не иссякает людской поток! - говорит мне женщина, которая прикладывается к мраморному кресту.

За могилой владыки, у невысокой стены, множество цветов, припорошенных снежком. Иконы. Шкафчик со стеклянной дверкой для лампадки и свечей.

Ставлю свою свечу и я.

Владыка взыскующе, но по-доброму смотрит на меня с фотографии: мол, с чем пришел - с радостью или скорбью?

Впервые здесь? - спрашивает ещё одна подошедшая женщина.

Впервые...

Анна - так назвала себя женщина - несет ежедневное послушание: прибирает на могиле, возжигает лампадки и свечи.

И, конечно же, непрестанно молится.

А еще она кормит множество голубей. Вот и теперь, описав в небе несколько кругов, они как многочисленные духовные чада владыки, смиренно расселись на всех ближайших могильных крестах.

Подходят люди поклониться владыке. Их сменяют другие.

Увлекшись воспоминаниями о встречах с владыкой, Анна вдруг всплескивает руками:

Да они же их раздерут!

На стаю голубей, оказывается, напали вороны. И Анна спешит защитить их от обидчиков.

Подумалось: вот такие же грозные вызовы постоянно ощущает сегодня и Русский мир.

В ход идет все: и открытое давление, и клевета, и переписывание истории, и зомбирование молодежи...

Для ворон в человеческой плоти все средства годятся: лишь бы, разрушив наше единство, оторвать братьев по вере, крови, языку от «Киевской купели».

Медленно иду к воротам Никольского кладбища.

Вечная память, владыка Иоанн!

Вечная память покоящимся здесь и известным, и скромным представителям Русского мира, кто жил и трудился во славу нашей веры православной, нашего Отечества!

Остановившись в воротах, кланяюсь и святителю Николаю, храм во имя которого воздвигли здесь наши благочестивые предки, осеняю себя крестным знамением.

«Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»

Уже почти у самых святых ворот лавры, вспоминаю: в этой земле покоится и Анна Андреевна Ахматова. В памяти всплывают её безсмертные строки:

Мы знаем, что" ныне лежит на весах

И что" совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Написанное Ахматовой в годы блокады «Мужество», призывает нас и теперь к мужеству.

Горько, что русские люди ещё больше, нежели при жизни великого русского поэта, разделены государственными границами.

Горько, что русские люди, живя в условиях «необъявленной войны», «фронта без линии фронта», рискуют потерять «Великое русское слово» и у своих родных очагов.

Но, выстояв в блокаду, на трёх великих полях - Прохоровом, Бородинском, Куликовом, в Полтавской битве, Ледовом сражении - взгляд в глубины Отечественной Истории можно продолжать и продолжать! - неужто, не выстоим сегодня?!

Справка. Николай Алексеевич Головкин - публицист, эссеист, поэт, член Союза писателей России и Белоруссии. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия»: http://omiliya.org/ Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. В печати - с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2007-2008 годах работал в пресс-службе Фонда «Андреевский Флаг» и Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. В настоящее время - редактор сетевого литературного журнала «Камертон»: http://webkamerton.ru/ Живет в Москве.

Аннагулыева Селби

Сочинение посвящается 100-летию со Дня рождения Д.С.Лихачева. Ученица рассуждает о месте, которое занимает русский язык в нашей речи и жизни. Он проявление нашей внутреней и внешней культуры, по утверждению автора, поэтому сохранение "великого и могучего" не подлежит сомнению. Селби приводит цитаты великих людей о значимости языка в истории и культуре народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Посвящается 100 –летию со Дня рождения Д.С.Лихачева

«Мы сохраним тебя, русская речь!»

Аннагулыева Селби. Ученица 10 класса МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Хочется поразмышлять о необходимости сохранения нашего сокровища – русского языка.

Начну своё рассуждение с неоспоримого утверждения, что родной язык – это язык предков, его «надо любить, как мать». Но, думается, по отношению к «великому языку великого народа» в наше время этого недостаточно.

Известно, что русский язык – это история народа, путь цивилизации и культуры. А значит, будущие поколения должны, наследуя накопленное богатство, сохранить его. Почему?! Обратимся к высказыванию автора многих публицистических статей Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Язык человека – точный показатель его культуры». Продолжим мысль уважаемого академика. Культура – это не только живопись и литература, это история и религия. Всё вместе – это самосознание народа, его язык. И если в человеке нет этой исторической памяти, то он становится Иваном, родства не помнящим, существом без корней.

Нужно помнить, что язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются представления народа. В нем дары нашей России: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов ; и стихийность, и сила, и ясность, и красота. Обратимся к словам Константина Дмитриевича Ушинского, смысл которых сводится к мысли о том, что «через мысли и чувства народа, переданные в слове, отражается природа страны». И русский народ, создавший этот «правдивый и свободный» русский язык, сам призван достигнуть той духовной высоты, на которую зовет его язык. Значит ли это, что, сохраняя русский язык, человек совершенствуется?! Думаю, ответ очевиден.

Русский язык - отражение нашей истории и культуры, природы страны и человека в частности, значит, его сохранение является насущной необходимостью его носителей, то есть нас.

Закончить свои размышления о важности рассматриваемой проблемы хочется обращением Ивана Сергеевича Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Сегодня особенно тревожит вопрос о непонятно кем толкаемой очередной реформе русского языка. А застрельщиком в этом порочном начинании был, к сожалению, наш любитель реформ царь Пётр I. Годы своего правления он прославил реформами и нововведениями, многие из которых непоправимо сокрушили традиционный уклад жизни русского человека.

В результате утверждённого им в 1710 году образца новой азбуки светские и церковные книги стали печатать разными шрифтами, что положило начало разрушению единства духовной жизни русского человека.

В новой азбуке были исключены некоторые буквы, которые сочли «лишними», «силы» (знаки ударения), «титлы» (знаки сокращения). Буквенное обозначение цифр заменено на арабские цифры.

Вторая реформа русского письма грянула в 1917 году. Академией наук было утверждено «Постановление совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а Министерство просвещения предложило ввести реформированную азбуку и орфографию в школах.

В 1918 году М. Покровский и В. Бонч-Бруевич «в целях облегчения (!) широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школы от непроизводительного труда при изучении правописания (!)…» подписали «Декрет о введении новой орфографии», 11 пунктов которого «добили» уже израненную азбуку.

Писатель и педагог Людмила Ахременко утверждает, что вторая реформа, как и первая, «прервала связь времён». В результате новой орфографии менялся мелодический строй русского языка. Для примера достаточно представить, с каким скепсисом будет сегодня слушать молодёжь слова из песни «гимназистки румяныя, от мороза чуть пьяныя»… К сожалению, механизм разрушения языка, запущенный реформами, приводит к необратимым процессам, результаты которых ещё впереди, а тем временем…

«Тихо и неумолимо, как инфекция гриппа» (Л. Ахременко) надвигается очередная реформа русского языка. Силами каких-то таинственных учреждений, без широкого обсуждения, но, конечно же, «в целях облегчения усвоения». Для кого? Видимо, для тех недоучек, которые ленятся запомнить правила. А остальные, как всегда, должны равняться на худших.

Язык народа живёт вместе с народом, с народом «болеет» и с народом… погибает. Не в этом ли причина периодического подпиливания наших корней? Почему так стоически берегут свои иероглифы долгожители-японцы? Почему процветающие англичане не желают заменить свои двадцать времён английского языка на меньшее количество? Почему им не лень проставлять свои «титлы» и «силы», а нам русское правописание всё «облегчают» и «облегчают», заботливо избавляя от «непроизводительного труда»?

Реформаторы «третьего созыва» мотивируют свои порывы заботой о школьниках. Мол, трудно усваивается русский язык. Да, им действительно труднее, чем нам, старшему поколению, ведь мы ещё читали книги. И одного этого было вполне достаточно, чтобы ненавязчиво, в процессе чтения, постигать тайны русского слова. Правила можно было зубрить не так рьяно. Но дети теперь воспитываются телеэкраном, где всё меньше и меньше звучит это русское слово. Однако, разве это основание для того, чтобы вновь препарировать нашу орфографию?

Представим, что хирург отрезает нарывающий палец, для облегчения страданий больного. Путешественник выбрасывает свой рюкзак с провиантом, для облегчения ноши. Примеры кажутся абсурдными. Палец пациент пожелает непроизводительно полечить, рюкзак турист согласится непроизводительно потаскать. Ради себя самого же.

Но разница в том, что дети не могут осознать степень полезности для них «непроизводительного труда» познания русского слова, а «трогательная» забота взрослых дядей и тётей-реформаторов навсегда лишит их такой возможности. А главное – они и не поймут, чего их лишили. Ведь пациент был бы лишён пальца, а турист завтрака – материально, и эти потери, как говорят, налицо. Но ущерб нашим детям будет неизмерим не материально, а духовно. Это более серьёзно, но менее заметно.

Язык неразрывно связан с мышлением. Язык – средство хранения и передачи информации, средство управления человеческим поведением. Чем примитивнее язык – тем примитивнее мышление.

Вызывает тревогу то, что судьбу русского языка – быть или не быть реформе – будут решать депутаты Госдумы, многие из которых более всех других заинтересованы в его облегчении. Среди людей, профессионально занимающихся русским языком, нет тех, кто поддержал бы реформу. Ведь они как раз осознают её последствия. А дилетанты-реформаторы утверждают, что орфография – лишь форма языка, не связанная с содержанием. Однако, это противоречит закону диалектики о единстве формы и содержания. Как бы изысканно ни оделась уличная проститутка, её не пустят в приличное заведение. Нечто исходящее «изнутри», а именно её «содержание» непременно выдаст её. И.А. Бунин отказывался говорить послереформенным языком, называя его «языком прислуги».

Упрощение языка – это разрыв внутренних исторических связей. Именно его сложность и многогранность позволяют точно выразить самую суть сложной мысли.

Русские люди отличались своей немногословностью именно потому, что хватало лишь одной ёмкой фразы и недвусмысленного взгляда, чтобы передать мысль собеседнику. Но чем больше «обрезают» русский язык, тем больше приходится изощряться в многословии, чтобы правильно сформулировать и донести до собеседника свою идею, свою мысль.

Обратимся вновь к примеру. Известная фраза «миру-мир» после реформы имеет смысла не больше, чем кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево. Но когда одно из слов «мир» писалось с буквой «и», а другое – с «i», то смысл фразы был короток и предельно ясен. Людям мирским – духовное восхождение (мiр вселенский). А теперь обратите внимание, какая произошла подмена смысла в нынешнем написании. Примерно так: удел мирских людей – мирская суета, без всякой надежды духовно возвыситься.

Мы не имеем права реформировать наш язык, ибо в ответе за это, как правило, те, кто не ведает, что творит. Русский язык – исторический и культурный памятник нашего народа, поэтому он должен иметь такую же «охранную грамоту» , как исторические здания, сооружения, скульптурные монументы.

Облик слова имеет глубокое сакральное значение, наряду с религией и формой государственного устройства он определяет систему жизненных координат человека, и нет таких причин, которые бы побудили к его упрощению. Не говоря уже о том, каких материальных затрат потребует эта очередная реформа: миллионы учебников, словарей превратятся в ненужную макулатуру и миллиарды рублей будут истрачены на издание новых.

Неужели все эти жертвы ради той кучки недоучек?