Образ сони мармеладовой. Роль Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе. Душевные и нравственные качества героини

Соня Мармеладова - героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой - ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды - осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба - отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и ϲᴏᴦласна «пострадать», чтобы очиститься.
Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью.
Соня Мармеладова - один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

Лекция, реферат. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

« назад Оглавление вперед »
31. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание « | » 33. Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание









Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание».

В черновиках «Преступления и наказания» Достоевский за­мечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужива­ет свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой неспра­ведливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретает­ся опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Жертвенную душу, героиню, принявшую страдание, писатель представляет нам в романе.

Соня Мармеладова жертвует собой, становится продажной женщиной во имя спасения своей семьи. Раскольников, по­знакомившись с Соней, пытается найти что-то родственное в их судьбах. «Ты же переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все рав­но!)». Однако в жизненной позиции героев есть существенная разница. Раскольников разрешил себе «кровь по совести». Соня же признает ценность жизни любого человека, незави­симо от его нравственных качеств. Преступление для нее не­возможно.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Ро­дион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Она прекрасно сознает всю мерзость своего ремесла. Думала она и о том, чтобы покончить с жиз­нью. Однако даже этого она не может себе позволить.

« – Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, стра­дальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смот­рел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действитель­но у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покон­чить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась пред­ложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать реши­мость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая по­лусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Д. Писарев говорит, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать цел­ковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка». Положение героини – неиз­бежный результат условий социальной жизни. Писарев заме­чает, что ни Мармеладова, ни его дочь, ни всю их семью нельзя ни винить, ни презирать. Вина за их состояние лежит не на них, а на обстоятельствах жизни, социальных условиях, ког­да человеку больше «некуда идти». Соня не имеет ни положе­ния, ни образования, ни какой-либо профессии. В семье – нищета, болезнь Катерины Ивановны, пьянство отца, плач несчастных детей. Она пытается спасти свою семью, делая маленькое, частное добро. На жизненном пути ее поддержи­вает кротость, смирение, вера в Бога.

Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блуд­ницы. В евангельской притче Христос спас блудницу от лю­дей, собиравшихся закидать ее камнями. И библейская блуд­ница оставила свое ремесло, стала святой. Таким образом, библейская героиня всегда имела свободу выбора. Соня же у Достоевского, как мы уже отмечали выше, этой свободы вы­бора лишена. Тем не менее эту героиню нельзя назвать пас­сивной. Соня – натура деятельная, активная. Профессия про­ститутки позорна, унизительна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотвер­женны и святы. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мерт­вым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробу­диться. Она воскресает для новой жизни. «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня». В окончательном вариан­те романа этих слов нет, они были лишь в черновиках романа. Однако мотив воскресения реализуется и в образе Сони.

Вместе с тем этот образ развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви. Соня Мармеладо­ва оценивает людей по их внутренним качествам, не придавая большого значения внешности, материальному положению. Даже плохого человека, подлеца и негодяя, она не торопится осуждать, пытается понять, что стоит за этим внешним злом. В отличие от Раскольникова она не разуверилась в людях. Поведением этой героини управляет всепрощающая, самоот­верженная любовь. И спасает она не только собственную се­мью, но и Раскольникова, который не может вынести совер­шенного им убийства. И в этом, по Достоевскому, – истин­ная красота человеческого поступка, нравственная высота личности. И может быть, именно таковым было понимание счастья у этой героини. Счастье – жизнь ради своих близких. Соня постигает свое счастье путем страдания.

Итак, в образе Сони Мармеладовой Достоевский выра­зил свою веру в добро, справедливость, милосердие. Эта ге­роиня – нравственный идеал писателя.

Здесь искали:

  • образ сони мармеладовой
  • образ сони мармеладовой сочинение
  • Сочинение образ сони мармеладовой