Общая характеристика эмоций, их виды и функции. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности Способы работы с эмоциями

Подстройка под состояние другого. Контроль эмоций

Множество проблем, возникающих в процессе общения, связано с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве случаев мы предпочитаем отстраниться от человека, чей психический настрой не совпадает с нашим. Но этот рецепт срабатывает далеко не всегда. Вы прекрасно знаете, как раздражает чужое веселье, когда вам грустно. И напротив: чье-то унылое настроение способно испортить любой праздник. А ведь мы сейчас говорим о людях посторонних! Но что если в этом, противоречащем вашему, состоянии находится близкий человек? Или не близкий, но очень для вас значимый – например, партнер по переговорам или клиент? Пытаясь навязать ему свое состояние, вы только возведете стену непонимания между ним и собой. Гипнотизеру необходимо уметь моментально менять свое психическое состояние в соответствии с состоянием партнера.

Многие начинающие гипнотизеры «спотыкаются» именно на этом, считая, что подстройка под состояние партнера предполагает насилие над собой. Но это не так. Никто не заставляет вас насильно веселиться, если на душе у вас «кошки скребут». Подстройка означает, что вам нужно найти нечто среднее между вашим собственным состоянием и состоянием партнера. Ваш новый настрой должен быть в гармонии и с вашими собственными ощущениями, и с состоянием партнера.

Психическое состояние зависит от множества внутренних и внешних факторов, таких как эмоции, физиологический тонус, особенности мышления, стрессоустойчивость, воспитание, круг общения, условия жизни. Все эти факторы тесно связаны друг с другом. Малейшее изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение психического состояния. Трудно не согласиться с тем, что эмоции – самый изменчивый фактор. Действительно, эмоциональная сфера очень подвижна. В короткий промежуток времени человек может испытать десятки сильных и абсолютно противоположных эмоций. Под влиянием эмоций люди совершают такие поступки, о которых даже не помышляли.

Хороший гипнолог должен полностью контролировать свою эмоциональную сферу. Без этого контроля его психическое состояние будет невозможно не то что изменять, а хотя бы удерживать в стабильном состоянии.

Ключ к изменению психических состояний – в контроле над эмоциями. Упражнения этой главы помогут вам овладеть своими эмоциями, мгновенно менять «полюс» эмоций и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

Упражнение

«Изменить настроение жестом»

Эту технику я разрабатывал в течение нескольких лет. Ее назначение – помочь человеку изменить природу эмоциональных состояний. Особенно это важно для людей вспыльчивых, эмоционально нестабильных. Если вы остро реагируете на какие-то незначительные, пустяковые вещи или же замечаете, что ваше настроение меняется вдруг, ни с того ни с сего, – вам просто жизненно необходимо изменить природу этих реакций и метаморфоз. Без этого ни о каком серьезном самогипнозе, и уж тем более о гипнозе, и речи быть не может.

Расхожая мудрость говорит: чтобы устранить следствие, надо найти причину. Это верно только наполовину. Есть сферы, в которых через следствие можно изменить причину. Это касается и сферы эмоций. Изменяя физиологические ощущения, можно изменить эмоциональное состояние. Например, если в течение пяти минут держать кончики губ приподнятыми, то есть улыбаться, то настроение улучшается. А неудобное положение тела (например, при работе с механизмами или в путешествии) способно привести нас в скверное расположение духа.

Чтобы создать следствие, которое может изменить эмоциональную сферу, мы с вами обратимся за помощью к своему телу. Физические реакции на различные эмоциональные состояния отследить очень легко. Многие из таких реакций даже приносят дискомфорт: например, во время волнения сильно бьется сердце, подскакивает давление, может подняться температура, иногда появляется тошнота или головокружение.

Но есть и другие реакции, на которые мы не обращаем внимания, так как они происходят автоматически. Типичный пример таких автоматических реакций – человек хватается за голову, бьет себя по лбу или хлопает по бедрам, чешет лоб или затылок.

Однако бывают и нетипичные, индивидуальные реакции. У меня был клиент, который всякий раз, когда его вызывал начальник, в течение нескольких секунд стоял на одной ноге. Другой клиент, скандаля с женой, шел к холодильнику, хватался за ручку и говорил «х-ха!». Причем в обоих случаях люди не замечали своих движений, настолько они были привычны.

Возможно, что такое индивидуальное движение, являющееся реакцией на стрессовую ситуацию, есть и у вас. При желании вы можете проследить за собой (или попросить кого-то понаблюдать за вами со стороны). Но можете этого и не делать. А вот что вам просто необходимо сделать – это выработать новое, сознательное движение, которое вы будете производить всякий раз, когда градус ваших эмоций поднимется выше нормы.

Я предлагаю вам очень простую технику, которую без труда освоит даже ребенок. Единственная сложность заключается в том, что выполнять ее надо в несколько этапов (если вы очень эмоциональный человек).

Определите чувство, которое вы хотите научиться контролировать. Это может быть гнев или раздражение, внезапная тоска или скука. Кому-то, возможно, захочется получить контроль и над положительными эмоциями. Например, чрезмерный восторг или приступы смешливости порой мешают трезво мыслить.

После того как вы выбрали эмоцию, вам нужно придумать жест – движение, которое будет с ней связано. Жест должен быть нехарактерным для вас, но приемлемым в обществе других людей. Не выдумывайте сложных движений: вы их не запомните. Главное – простота и нехарактерность. Например, можно снять часы и убрать их в карман или в сумочку. Расстегивая ремешок, дайте себе мысленную установку: «Как только я спрячу часы, мое состояние изменится».

Для закрепления установки вам необходимо провести тренировочную практику. Алгоритм этой практики таков:

1. Придумайте нужную установку и движение, которое должно включить эту установку. Несколько раз «прорепетируйте» это движение, чтобы убедиться, что оно легко выполнимо.

2. Войдите в состояние самогипнотического транса (можете использовать дыхательные техники).

3. Вспомните ситуацию, которая вызывает в вас нежелательную эмоцию. Какие чувства вы испытываете в этот момент? А что бы вам хотелось испытывать? Например, вы чувствуете гнев или обиду, а хотелось бы испытывать радость или безразличие.

4. Мысленно произнесите про себя гипнотическую установку и одновременно сделайте движение, включающее эту установку.

5. Выполните технику релаксации.

6. Повторите алгоритм еще 2–3 раза.

Попробуйте, и вы поймете, что это действительно работает. На каждую эмоцию придумайте свое особенное движение.

Упражнение

«Рассказ о себе»

Каждому человеку полезно познакомиться с собой поближе. Особенно это нужно тем, кто занимается гипнозом. Это упражнение – медитация, в которой объектом медитации будете вы сами. Вы должны сконцентрироваться на своих мыслях о себе самом. В этом упражнении есть одна тонкость: вам нужно быть по отношению к себе как можно более беспристрастным. Это не значит, что обязательно надо выискивать в себе негативные стороны. Просто вы должны отстраниться от любых эмоций по поводу себя. В то же время нельзя представлять, что вы рассказываете о каком-то другом человеке. В этом упражнении очень важно местоимение «я». С этого слова должно начинаться каждое предложение.

Это упражнение выполняйте так, как вам удобно: стоя, сидя, лежа. Можете даже походить по комнате из угла в угол. А можете отправиться на природу, например, в лес. Никто не запрещает вам выполнять это упражнение, прогуливаясь по лесным тропкам. Все, что вам нужно – размышлять вслух на тему «кто я такой?».

Расскажите о себе все, что знаете. Как вы родились, во что любили играть в детстве, о чем мечтали в юности, что испытывали во время первой влюбленности. Подойдут любые воспоминания, мысли, мечты, главное, чтобы они начинались со слова «я». Чтобы вам было понятнее, как это должно звучать, я приведу в качестве примера рассказ о себе своей пациентки:

«Я родилась в три часа пополудни. Я появилась на свет в городке Сомерс в штате Висконсин. Я доставила своей матери немало хлопот, так как родилась недоношенной. Я не должна была выжить, поскольку в то время медицина была еще не столь продвинутой. Я росла замкнутым ребенком. Я любила лето, потому что в теплую погоду я могла лежать на траве, смотреть на облака и пить через трубочку молочный коктейль. Я пошла в школу для детей с отклонениями. Я не была ребенком с отклонениями, просто это была единственная школа, до которой я могла дойти пешком. Я не замечала разницы между собой и этими детьми. Я и сейчас думаю, что они ничем не хуже нормальных детей. Я дружила с девочкой по имени Ник, которая боялась высоты. Я мечтала купить воздушный шар и прокатить на нем свою подругу, чтобы ее страх исчез».

Рассказ о себе не должен быть длинным. Постарайтесь уложиться в 5 минут. Можете завести таймер. Не нужно за один раз вспоминать все сведения о себе. Оставьте что-нибудь на остальные занятия. Главное даже не в том, что именно вы говорите, а в том, что вы в течение пяти минут говорите о себе. Можете размышлять о своих планах, снах, о том, что бы вы сделали, будь у вас миллион долларов или способности человека-паука. Главное – будьте бесстрастны и начинайте любое ваше предложение со слова «я».

Упражнение

«Слушать, как уходит время»

«Слушать, как уходит время» – великолепная техника, помогающая быстро входить в состояние транса, поэтому вы можете использовать ее вместе с упражнениями первой главы. Но в данном случае нас интересует другое: это простое упражнение настраивает сознание «отделять зерна от плевел», то есть выделять главное и отсеивать второстепенное.

Я разработал эту технику специально для клиентов с неврозами, возникающими на фоне переутомления, связанного с огромным количеством дел. У каждого из нас есть повседневные дела и обязанности, но порой люди взваливают на себя столько, что это доводит их до невроза. Чтобы избежать перегрузки, надо уметь ранжировать дела и тратить свои силы в первую очередь на то, что действительно важно и необходимо.

Это очень непросто, потому что все срочные дела кажутся важными. Но все меняется, когда человек понимает, что его жизненное время ограниченно, а всех дел все равно не переделаешь. Такое понимание обычно приходит слишком поздно, когда у человека уже не остается никакого времени. Предлагаемая техника помогает по-другому взглянуть на свое жизненное время, понять его ценность. Выполняйте ее каждый день – и вы станете более сконцентрированным, сдержанным на эмоции, перестанете отвлекаться на посторонние факторы.

Для этого упражнения вам понадобятся небольшие наручные часы с секундной стрелкой. Расположите их таким образом, чтобы оба уха одинаково хорошо слышали их ход. Упражнение выполняется лежа на жесткой поверхности, значит, вам надо поместить часы прямо за макушкой. Лягте, примите удобное положение, расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и начните прислушиваться к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать, не воспринимать других впечатлений. Чтобы еще лучше сосредоточиться, можно считать удары часов до ста, подряд или через один удар. Чтобы ваше воображение не бездействовало, можете выбрать визуальный образ, гармонирующий со звуком часов. Например, представляйте, как падают песчинки в песочных часах, или капли дождя разбиваются об асфальт.

Время выполнения от 5 до 7 минут. Можете поставить таймер, который даст сигнал, что упражнение пора заканчивать. После сигнала несколько раз глубоко вздохните, потянитесь и вставайте. Вы должны дойти до такой степени концентрации, чтобы тиканье часов стало для вас слышимым ходом времени. С первого раза это может не получиться, но при регулярных занятиях такая концентрация неизбежна.

В дальнейшем, когда вы научитесь мгновенно сосредоточиваться на звуке секундной стрелки, вам достаточно будет только услышать тиканье, чтобы войти в это состояние. Это очень поможет вам в решении трудных проблем, в эмоционально накаленных ситуациях.

Упражнение

«Холод и давление»

С помощью этой техники вы сможете выработать контрольное ощущение, которое позволит вам мгновенно приводить в норму эмоции.

Я сам часто пользуюсь этой техникой. Это очень удобно. Когда эмоции хлещут через край, я говорю себе: «Сейчас я почувствую холод и давление, а когда эти ощущения исчезнут, я буду спокоен, как скала». Я достаю предмет, кладу его на середину ладони и на миг сосредоточиваюсь. Когда я убираю предмет, все эмоции улетучиваются.

Примите удобное положение (сидя, лежа или стоя – неважно). Закройте глаза, протяните правую руку ладонью вверх. На середину ладони положите небольшой металлический предмет. Например, зажигалку в стальном корпусе или ключ, но не слишком маленький. Главное, чтобы предмет производил легкое давление на кожу и вы могли бы почувствовать его вес. Важно и то, чтобы предмет был самым обычным, который вполне может оказаться в вашем кармане или сумке.

Положив предмет на середину ладони, сконцентрируйтесь на своих ощущениях в этом месте. Вы должны отслеживать два ощущения: холод и давление. Чтобы не отвлекаться на посторонние предметы, глаза можно закрыть.

Это упражнение не может быть длительным, так как от тепла руки металл неизбежно нагреется. Ваша задача – «поймать» первоначальное чувство холода и давление, и полностью погрузить в эти два ощущения свое внимание. Как только холод начнет исчезать, заканчивайте упражнение.

Когда вы научитесь мгновенно сосредоточиваться на этих ощущениях, можете повторять данную практику в любом месте, в любое время. Вы можете использовать эту концентрацию в качестве транса, который поможет вам принять верное решение или успокоиться.

Упражнение

«Гамма аромата»

Благодаря этому упражнению вы на некоторое время почувствуете себя парфюмером. Но, разумеется, главная цель упражнения – в концентрации, благодаря которой происходит перестройка эмоций.

Вы, наверное, наслышаны об ароматерапии. Обычно ее назначают в качестве симптоматического средства при несложных расстройствах психики или упадке сил. Ароматы способны лечить бессонницу или же, наоборот, прибавлять энергии. Если вы увлекаетесь ароматерапией, это упражнение поможет вам достичь максимального эффекта от использования ароматов.

Для этого упражнения выбирайте ароматы не слишком сильные – особенно если у вас есть аллергия на резкие запахи. Лучше всего подходят натуральные запахи, например, запах сосновой смолы или листьев мяты. Можно использовать одеколон или эфирное масло. Только не выбирайте сложные ароматы: они более трудны для концентрации.

Данная техника особенно подходит женщинам, так как от природы у женщин обонятельные рецепторы развиты лучше.

Возьмите в руки источник аромата – сосновую веточку, листья мяты; салфетку, смоченную одеколоном или эфирным маслом. Поднесите к носу на такое расстояние, чтобы запах не был слишком резким и раздражающим. Закройте глаза и сосредоточьтесь полностью на обонятельных ощущениях. Вдыхать следует медленно, небольшими порциями: с сильным вдохом в нос попадает слишком большая порция эфирных веществ, и обонятельные рецепторы могут потерять чувствительность.

С чем ассоциируется у вас этот запах? Это могут быть картины природы или воспоминания детства. Может быть, вы вспомните песню или произведение искусства? Позвольте вашему воображению плыть по течению, однако не отвлекайтесь от запаха. Он должен быть главенствующим в ваших мечтаниях. Чтобы максимально связать запах с определенным состоянием, обязательно проговаривайте про себя то, что вы чувствуете и видите.

Время выполнения практики 10–15 минут.

Это упражнение желательно выполнять каждый вечер в течение недели, чтобы закрепить установку, ассоциированную с определенным запахом. После этого вы можете использовать этот запах для мгновенной перестройки эмоционального состояния. Для этого достаточно просто приложить к лицу платок, пропитанный выбранным ароматом.

Упражнение

«Сгладить эмоции»

Есть такое выражение «сгладить углы». Эта техника очень хорошо помогает сгладить острые углы психики.

У каждого человека есть внутренние «кнопки», «нажатие» которых приводит к эмоциональному взрыву. Это могут быть люди, которых вы недолюбливаете, темы в разговоре, определенные ситуации, реклама, прерывающая любимую передачу, то есть все то, что вызывает острое внутреннее неприятие и раздражение.

Такие эмоции очень омрачают нашу жизнь. И тем хуже, если эти ситуации повторяются изо дня в день. К негативным эмоциями приспособиться невозможно, но при постоянном негативном фоне они загоняются внутрь и становятся причинами неврозов.

Упражнение, которое я вам предлагаю, поможет вам предупредить такие «нажатия внутренних кнопок». Вы перестанете чересчур эмоционально реагировать на острые ситуации.

Сядьте удобно на стул без спинки. Закройте глаза. Сделайте несколько медленных, глубоких вдоха (дышать животом).

Представьте себе одну из тех ситуаций, которые выводят вас из себя. Нарисуйте яркую, полноцветную картинку, услышьте внутренним слухом слова, которые вас особенно задевают, погрузитесь в те обстоятельства.

Чем лучше сработает ваше воображение, тем глубже вы войдете в транс, а значит, техника будет результативнее. Как только вы начнете испытывать негативные эмоции, начинайте поглаживать ноги: от бедер к коленям. Поглаживания должны быть медленными, но сильными, как будто вы сгоняете воду.

Когда дойдете до колен, сделайте движение, словно вы стряхиваете мусор. Этот мусор – ваш негатив. Снова и снова возвращайтесь к верху бедра и медленно двигайте руки к коленям.

Продолжайте поглаживания до тех пор, пока эмоции не улягутся. Таким образом «проработайте» все ситуации, включающие ваши негативные кнопки.

Эта техника дает эффект уже после первого занятия, но если вы хотите научиться правильному способу реагирования на раздражающие ситуации, заниматься надо регулярно.

Упражнение

«Очищение сознания»

В конце каждой рабочей недели выполняйте это упражнение-медитацию по очищению сознания. Вам на нее понадобится не менее получаса времени. Вы должны остаться в одиночестве. Отключите телефон: в это время вас никто не должен беспокоить. Свет в помещении должен быть рассеянным и неярким. Хорошо подойдет настольная лампа с регулируемой яркостью. Я не рекомендую использовать свечи, так как пламя свечи очень чувствительно к движению воздуха. Колеблющееся пламя будет давать нестабильный свет, а это очень отвлекает.

Положение тела – сидя. Выберите позу, в которой вам будет удобно.

Закройте глаза и сделайте десять глубоких вдохов и выдохов. Вдыхая, представляйте, что воздух входит в область солнечного сплетения. Когда выдыхаете, представляйте, что погружаетесь туда сознанием.

Через солнечное сплетение вы «проваливаетесь» внутрь себя и оказываетесь в кинотеатре. На экране перед вами проходит вся прожитая неделя: где вы были, что делали, с кем встречались, о чем говорили. Все мысли, эмоции, все, что вы пережили. Вы словно смотрите кинофильм. Перед вами мелькают лица, ситуации, вы слышите слова, обрывки фраз.

Представьте, что вы берете водяной пистолет и начинаете брызгать на экран. Вода, попадая на него, растворяет картинку. Образы сливаются в цветовые пятна, которые стекают вниз. Фильм останавливается. Остается один белый экран.

На этом можно завершить медитацию – «обратным» путем выйти из солнечного сплетения, вдохнуть десять раз и открыть глаза. Но если хотите, можете «запустить» на экран новый фильм, в котором будет показано то, о чем вы мечтаете, или то, как вы планируете изменить нынешнюю ситуацию.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 18 Подстройка к будущему Хотя подстройка к будущему – эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему – процесс

Из книги Человек - манипулятор [Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации] автора Шостром Эверетт Л.

Глава 8. Личный контроль Прежде чем перейти к рассмотрению того, как теории этого раздела можно применять в жизни, мне бы хотелось предложить этику естественного контроля за нашим поведением, которая может послужить подспорьем в различных жизненных ситуациях.Как было

Из книги The Blueprint / Блюпринт автора Дарден Тайлер

Книга 10. Черты характера и состояние (состояние и восприятие) Для того что бы управлять женщиной, вы должны уметь управлять собой. Мы все несём ответственность за состояние нашего разума. Парень, который имеет сильные внутренние черты характера будет способен управлять

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 15. Подстройка. Снятие подстройки Подстройка - это согласование макро- и микродвижений в процессе общения.Сильная подстройка наблюдается у всех людей и животных, которые долго живут вместе в согласии. Именно подстройка стала причиной поговорок: «Муж и жена - одна

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Глава 4. Подстройка под состояние другого – важнейшее умение гипнотизера. Как и контроль эмоций Множество проблем, возникающих в процессе общения, связаны с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Контроль эмоций 1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.3. Чрезмерное использование вины. Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

ГЛАВА 14. СОСТОЯНИЕ +24. ОСНОВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Состояние 24, соответствующее вибрационному уровню 24 состояния сознания, называется основным положительным состоянием. Я называю его основным положительным состоянием профессиональным, потому что здесь нет

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

67. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения,

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Практика. Быть в зоне: состояние CRASH и состояние COACH Говорят, что мир постоянно меняется, но не всегда к лучшему. Во времена перемен и трансформации возникает множество проблем – например, страх неизвестного, необходимость справляться с потерями и общее состояние

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Из книги Getting Things Done автора Аллен Дэвид

Глава 5. Контроль В чем заключается конечная цель любого менталиста? Контроль над разумом, не так ли?Ладно, возможно, это слегка похоже на бред, но ведь на самом деле этому есть вполне разумное объяснение. Я не имею в виду массовое промывание мозгов и завоевание мирового

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Глава 10. Контроль над проектами В главах 4–9 представлены все трюки и методы, которые могут пригодиться вам для того, чтобы добиться кристально чистого сознания. Это горизонтальный срез, который требует вашего внимания и действий на горизонтальном жизненном

Из книги автора

Восприятие эмоций другого человека Принять эмоции другого человека означает показать ему, что мы понимаем его эмоциональное состояние, но он не будет сожалеть о том, что открылся нам. Нет необходимости давать советы, успокаивать, заверять, что мы совершенно с ним

Из книги автора

Принятие эмоций другого человека и выражение своих Принять эмоции другого человека не значит забыть о своей радости, страхах, гневе, привязанностях, неприятии и т. д. Наоборот, надо выражать свои эмоции, чтобы дать собеседнику возможность раскрыться.Мы часто действуем,

Организация: ГБДОУ детский сад №116

Населенный пункт: город Санкт-Петербург.

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тип проекта: практико-ориентировочный

Тема проекта: Разноцветный мир эмоций

Длительность проекта: среднесрочный 02.02.2015-23.02.2015

Этапы проекта

  1. Диагностический
  2. Основной
  3. Аналитический

Актуальность темы

"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого, как известно, оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка

  • Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
  • развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
  • учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
  • учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим людям:

  • подбери эмоцию;
  • узнай эмоцию;
  • беседа об эмоциональных ситуациях;

Пример: Беседа об эмоциональных ситуациях

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Анкета : «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях.

При этом результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.

Основной этап

На основном этапе были применены ряд методик:

Игровые упражнения по развитию мимики

“Съели кислый лимон” (дети морщатся).

“Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

“Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

“Обиделись” (опускают уголки губ).

“Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

“Расцвели, как цветы”.

“Завяли, как травка”.

“Полетим, как птицы”.

“Идет медведь по лесу”.

“Крадется волк за зайцем”.

“Плывут уточки”.

“Идут пингвины”.

“Жук перевернулся на спину”.

“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

“Мчатся олени”

"Тренируем эмоции"

Нахмуриться как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Упражнение на релаксацию .

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  • Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

«Любимое-нелюбимое ». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

«Ожившие предметы ». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант - один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.

Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается другим цветам (улыбнуться соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости

·«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

  • Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

·«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

·«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

  • Танцуем вместе

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

·«Слепой танцор»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

  • «Помоги сверстнику»

Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

  • "Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений

Задачи:

  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
  • Развитие умения ставить себя на место героев произведений
  • Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
  • учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации

Валентина Осеева. Рассказы для детей

  1. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
  2. ПЛОХО
  3. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
  4. БАБУШКА И ВНУЧКА
  5. СТОРОЖ
  6. ПЕЧЕНЬЕ
  7. ОБИДЧИКИ
  8. ЛЕКАРСТВО
  9. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
  10. КТО ХОЗЯИН?

Владимир Григорьевич Сутеев.

Сказки и рассказы

  1. КОТ-РЫБОЛОВ
  2. ПОД ГРИБОМ
  3. ЯБЛОКО

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.

Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же) .в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Папка-передвижка

Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл...»

Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Беседа «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Предполагаемые результаты

Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь

попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс

6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

7. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.

8. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.

9. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

11. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г

Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но-рильска является дошкольным учреждени-ем санаторного типа для детей с первич-ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти-ческих мероприятий, цель которых - пре-дупреждение развития локального туберку-леза. Туда поступают дети на три-шесть месяцев. Поэтому в первую оче-редь стремятся создать благоприятный эмоционально-психологический климат, чтобы каждый ребенок был окружен атмо-сферой доброты, внимания, заботы и по-нимания. А учитывая, что поступают в основном дети, не имеющие опыта общественного, а то и семейного воспитания, очень важно помочь им адаптироваться в новом окружении без особых проблем.

В изложенном ниже материале пред-ставлен опыт работы воспитателя 2-й кате-гории. Крат-ковременность пребывания детей в сана-торном детском саду ставит перед педаго-гическим коллективом много проблем, прежде всего как и чему учить в эти шесть месяцев, особенно если ребенок пришел из семьи, где родители не слишком обеспоко-ены его развитием.

В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ре-бенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллекту-ального развития . Однако, как справед-ливо указывали Л.С. Выготский и А.В. За-порожец, только согласованное функ-ционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Работая с детьми не один год, обща-ясь с ними изо дня в день, воспитатель пришел к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоцио-нальной сферы необходимо рассматри-вать в качестве одной из наиболее важ-ных, можно сказать - приоритетных задач воспитания . Известно, что в про-цессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: ме-няются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осозна-вать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоцио-нальная сфера качественно не меняет-ся. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизоре, компьюте-ре, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучи-лись чувствовать эмоциональное состо-яние и настроение другого человека реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональ-ной сферы, представляется нам весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понят-но: на протяжении всего детства, бук-вально от колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредст-венностью отдаваться ей. Непросто создать такое радостное настроение особенно в период привыкания детей к детскому саду. В ДОУ № 48 эта одна и насущных проблем: практически еженедельно одни дети прибывают к нам другие, пройдя курс лечения, уходят людей. Поэтому воспитатели стараются прежде всего снять напряжение, создать в группе та-кую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его ждут и с радостью встре-чают. Почувствовав себя нужным, ребе-нок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней пытаются установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребенком в от-дельности, и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональ-ному воспитанию дошкольников таких авторов, как АД. Кошелева, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касатки-на, и отталкиваясь от программы «Исто-ки», воспитатель определила для себя принципы , которые лежат в основе ее общения с детьми.

Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лаби-ринтах детства. Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, по-лученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои уси-лия с усилиями ребенка.

Я - единственная, кто может про-жить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду призна-вать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребен-ка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащит-на. Поэтому я буду прикасаться к внут-реннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целе-направленный, системный характер решили определить, что брать за осно-ву, на какие эмоции опираться. Одной из наиболее удобной для практических целей классификаций является класси-фикация К. Изарда. Она основана на фундаментальных эмоциях: интересе радости, удивлении, горе, гневе, презре-нии, страхе, стыде, вине. Остальные эмоции рассматриваются им как произ-водные. Этой классификации воспитатель и стала придерживаться в своей работе.

Сначала проводит с детьми диагнос-тику, разработанную Л.П. Стрелковой выделяя следующие параметры:

* адекватная реакция на различные яв-ления окружающей действительности;

* дифференциация и адекватная ин-терпретация эмоциональных состоя-ний других людей;

*широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивностьи глубина переживания, уровень пере-дачи эмоционального состояния в ре-чевом плане, терминологическая оснащенность языка;

*адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникатив-ной сфере.

Работа с детьми планируется на осно-ве результатов диагностики, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления. Дети охот-но играют в игры «Поварята», «Дотронь-ся до...», «На что похоже настроение?» (в них они учатся сопереживать, чувство-вать других), а также в игры «Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» (направ-лены на снятие страхов и повышение уверенности в себе). Снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть другого, стараются в играх, в которых можно драться (их мы объеди-нили в «Развлечение с подушками»). Лю-бят дети и игры с карточками, изобра-жающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?»). Чтобы игры всегда были под рукой, создали картотеку.

Стремясь развить в детях ощущение свободы и творческую активность, еже-месячно организуем игры «Рисуем му-зыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рису-ем маму из цветов». Из рисунков впос-ледствии устраиваем выставки.

Для развития эмоциональной сферы кроме игровых работниками ДОУ №48 проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают разные эмоциональные со-стояния, вербализуют свои пережива-ния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои ли-тературных, живопис-ных, музыкальных про-изведений.

Ценность таких за-нятий заключается в следующем.

* Расширяется круг понимаемых детьми эмоций.

* Дети начинают лучше понимать себя и других.

* У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Так, на занятиях у детей по выражению лица определяю на-строение человека, формируют умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Оказалось, что многие дети не знают, как можно улучшить настрое-ние другого, что при этом надо гово-рить, делать.

В результате работы по эмоциональ-ному воспитанию детей в группе сло-жились определенные традиции.

Завели «Дневник настроений» . Ут-ром, придя в группу, дети рисуют в нем свое настроение, а если оно меняется в течение дня, то делают несколько зари-совок.

Дневник концентрирует внима-ние детей на их эмоциях, настроении, позволяет осознать свое эмоциональ-ное состояние и научиться выражать его словами.

Известно, что природа «разряжает на-пряженность», снижает стресс, помогая выздоровлению. Поэтому мы стараемся почаще приходить в «Зеленую ком-нату». Дети с наслаждением и интере-сом наблюдают, ухаживают за растения-ми, птичками, кроликами, любуются их красотой. А с каким удовольствием они выращивают травку для своих любим-цев! Это способствует воспитанию доб-рых эмоций, помогает расслабиться.

Весело и душевно проходят у нас слад-кие вечера, дни рождения детей. Становится традицией пить чай с разными «вкусностями», сделанными руками родителей и ребят. Исполь-зуя эту возможность, учим детей доставлять удовольствие сверстни-ку, разделять его ра-дость. Такие вечера сни-мают психоэмоцио-нальное напряжение.

Ежемесячно органи-зуются развлечения, на которых закрепляются знания детей об эмо-циях, развиваются спо-собность чувствовать настроение, эмпатия. После наблюдений и по-вторной диагностики выявляются положи-тельные результаты: де-ти проявляют откры-тость, доверие к взрос-лым и друг к другу. Од-ним из важнейших мо-ментов эффективного обучения является эмо-циональный фон. Ре-зультат? Дети начинают чувствовать се-бя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверст-никами. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляется его психиче-ское и физическое здоровье.

Воспитатели ДОУ №48 искренне надеются, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и на-сыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

У многих из бывают периоды, когда мы не справляемся с нахлынувшими эмоциями, которые появляются под воздействием внешних или внутренних факторов. Переживание сильных негативных эмоций забирает большое количество энергии и порядком портит самочувствие и здоровье в целом. Кроме того, эмоции порой толкают нас на совершение необдуманных поступков, о которых впоследствии приходится жалеть. В этой статье я даю несколько работающих техник для переработки своих эмоций.

Техника по работе с эмоциями №1

Когда вы замечаете у себя негативную эмоцию, например, страх или агрессию, представьте эту эмоцию в виде некоего образа. Образ может любой. Все зависит от вашего воображения. Поставьте мысленно этот образ перед собой и скажите ему следующее:

Я вижу тебя. Я принимаю тебя. Я даю тебе место.

А затем спросите у этого образа:

Что хорошего ты для меня делаешь?

Любая эмоция возникает у нас не просто как неконтролируемый импульс в ответ на некий раздражитель, но призвана защищать наше внутреннее "Я", а в определенных ситуациях и наше физическое тело. Дождитесь ответа: чем помогает вам та или иная эмоция, какую миссию по вашей защите она на себе несет.

Например, эмоция ярости может ответить следующее: "Я защищаю чувство твоего собственного достоинства от постороннего влияния. Я не хочу, чтобы кто-то мешал тебе добиваться своих целей". А эмоция страха может сказать: "Я хочу, чтобы ты семь раз подумал, прежде чем ввязываться в эту историю. Ведь я не хочу, чтобы тебя преследовали неприятности. А то может случиться, как в прошлый раз..."

Когда вы получите ответ, мысленно поблагодарите свою эмоцию за заботу о вас и скажите ей, что сейчас вы больше не нуждаетесь в ее помощи.

Техника по работе с эмоциями №2

Когда вы отследили у себя негативную эмоцию, положите 2 пальца правой руки себе на грудину и произнесите вслух или про себя:

Несмотря на то, что я чувствую /название эмоции/, я люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и я принимаю тот факт, что чувствую /название эмоции/, и даю этому место.

Это формула взята из техники Живорада Славинского под названием ПЭАТ. Полностью прохождение этой техники занимает гораздо больше времени и сил. ПЭАТ помогает справляться даже с самыми болезненными психологическими травмами, идущими из прошлого. Если вы хотите пройти технику целиком, вы можете обратиться за соответствующей . Но для того, чтобы быстро справиться с нахлынувшими эмоциями, этой формулы вполне достаточно.

Техника по работе с эмоциями №3

Если вы понимаете, что эмоционально вы чувствуете себя плохо, у вас упало настроение, и мир потерял свои краски, то эта техника поможет вам справиться с этим. Хроническое негативное настроение - это медленное самоубийство. Не будем этого допускать.

Для этой техники необходимо на время отключиться от событий текущей ситуации и полностью отдаться внутренней работе.

1. Для начала примите свою эмоцию и признайтесь себе в том, что вам плохо.

2. Установите причину своего плохого настроения, так как она не всегда очевидна. Для этого спросите у самого себя: "Чего я сейчас НЕ хочу? " Например: не хочу быть в одиночестве, не хочу, чтобы на меня ругались, не хочу идти на работу и т.д.

3. Теперь выясните, чего вы хотите вместо нежелательного? Формулируйте свои желания кратко, четко и понятно. Сконцентрируйтесь на желаемом. Произнесите мысленно или вслух свое желание 5 раз. "Прямо сейчас я хочу... "

Техника такая: произнести свое желание — вдох/выдох — вновь произнести желание и так 5 раз.

У вас не только пропадет сигнал "Мне плохо", но и ситуация начнет меняться.

Сегодня я, дорогие мои читательницы, хочу рассказать подробно о способе принятия своих эмоций, используя метод погружения (ответ на комментарий в статье).

Когда мы испытываем «негативные» эмоции, такие как боль, гнев, обиду, раздражение и т.п., мы внутри начинаем сопротивляться им, считая их плохими, и хотим быстрее от них избавиться. Это вызывает внутреннее сжатие. И чем больше мы внутри сопротивляемся, тем сложнее нам корректно выйти из этого состояния. А это вызывает депрессию или уход не прожитых эмоций в подсознание, что в дальнейшем может спровоцировать различные заболевания или непредсказуемые эмоциональные реакции.

Эмоцию нужно в первую очередь принять и прожить.

Как работать с эмоциями?

Есть один очень эффективный способ работы с эмоциями. Проверено на себе не один раз, работает всегда.

Во время возникновения таких эмоций, нужно научиться отслеживать внутренние сжатие и расширение. Чаще всего, когда нам эмоционально не комфортно, мы сжимаемся. Наше тело сразу же нам это показывает, в виде напряжения каких-то частей тела, чаще всего лица, плеч, рук или нижней части живота.

Когда Вы это отследили, нужно специально расслабиться и погрузиться в эмоцию. Это происходит с внутренним согласием на проживание данной эмоции, больше не боитесь её. Вы словно ныряете в неё и растворяетесь (расширяетесь) в ней.
В тот момент, когда Вы в неё погрузитесь, сразу отпадает желание ей сопротивляться. Гармонизируется внутреннее состояние.
Вы идёте на встречу, не сопротивляясь. Получается, Вы даёте себе право переживать любые эмоции, соответственно Вы принимаете себя полностью.

Пример:

Возникла ситуация, что Я испытываю страх чего-либо. Начинаю отслеживать, что тело напрягается и мне не комфортно. Я начинаю задавать себе вопросы: « Чего я боюсь? Почему я боюсь? Что будет, если произойдёт то, чего я боюсь?» И так различными вопросами я помогаю себе погружаться в эмоцию, действуя с позиции наблюдателя и исследователя. Это позволяет мне абстрагироваться от эмоциональной зацепки за это чувство и спокойно прожить её. Внутри возникает чувство расширения и соединение с эмоцией. Проще говоря, «ныряю с головой» в это чувство без оглядки на последствия.

При некоторой тренировке это возможно делать это мгновенно, без каких-либо вопросов.

Вторая часть данной статьи вот .

Надеюсь, Я понятно рассказала о данном способе, если же остались вопросы, Вы можете задать их в комментариях.

С любовью к Вам, Марина Данилова .