Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Краткая биография владимира короленко самое главное

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).

Родился будущий писатель в Житомире в семье судьи. В 1871 году поступил в технологический институт, но из - за нехватки денег был вынужден привезтись в Петровскую земледельческую академию в Москве на стипендию. Чувство справедливости побудило его пополнить ряды революционного народнического движения. И за активную деятельность его выгнали из академии и был сослан в портовый город России Крондштадт.

После окончании ссылки снова поступает в институт. В этот период Короленко активно занимается общественною деятельностью и литературой. Впервые в журнале «Слово» была напечатана его новела. Но вскорости его снова выгоняют из института и ссылают в самый северный город Глазов. После этого его переправляют в другой населённый пункт, отбывать наказание, но из - за самовольной отлучки Короленка отправляют в тюрму. Но вскорости по рассмотрению его дела вышей комиссией его отпустили. Он на этот испытания у него не закончились еще на раз он вынужденно бывал в Сибири. Все это не сломало, а наоборот помогло сформировать богатый внутренний мир писателя. Часто в его работах отражались проблемы того времени. Он смело высказывал свою точку зрения и не боясь становился в защиту угнетённых.

Благодаря своему творчеству его почитатели были как и на его родине так и за рубежом. "Сон Макара", "В дурном обществе", "Слепой музыкант" - все эти его труды принесли небывалую славу.

Видя, каким успехом Короленко, пользуется, власть стала более терпима к его общественной деятельности. Короленко очень много путешествует Крым, Кавказ, Чикаго.

В 1990 году облюбовал город на Украине Полтаву, сюда и поселился жить, но вскорости заболел и умер. Так умер великий писатель, смелый общественный деятель, но память о нем не забыта. По четырех его романах были сняты фильмы. Было создано множество библиотек, школы и другие здания носящие его имя, музеи. У многих городах есть улица Короленка.

Биография Владимира Королен о главном

В. Г. Короленко (1853 -1921) - известный русский писатель. Всю свою сознательную жизнь посвятил общественной деятельности.

При царском правлении, во время Гражданской войны, при становлении Советской власти занимался правозащитной деятельность. Многие произведения были написаны им, основываясь на личных воспоминаниях о детстве и юности прошедших на Украине, о своих лишениях во времена ссылок и репрессий.

Отец, Галактион Афанасьевич, служил судьей, был суровым и малообщительным человеком. Его мама, Эвелина Иосифовна.

Свою учёбу маленький Володя начинал с пансионата в Польше, потом были годы учебы в Житомире. Когда отца по долгу его службы перевели в Ровно, Володя поступил учиться здесь же в училище. Ещё совсем юным мальчиком увлекся литературой, мечтал выучиться на адвоката.

В 1871 году А.Г.Короленко поступает в Петербургский Технологический институт, но вскоре обучение пришлось оставить ввиду тяжелого материального положения. В 1874 году он переехал в Москву. Здесь будущий писатель поступил в академию. Во время учебы он активно принимает участие в студенческой жизни академии, выступает против администрации, увлекается народническими идеями. Из академии, вскоре, тоже исключили и выслали под надзор полиции в Кронштадт.

После отбывания срока наказания писатель возвращается в Петербург. В 1877 году опять поступает в тот же институт, откуда за революционные взгляды, весной 1879 года писатель отчислен. Следующие шесть лет (1878 - 1884) он провел на этапах, в тюрьмах или ссылках. В ссылке писатель занимался тяжелым крестьянским трудом, знакомился с их жизненным укладом, делал наброски для своих будущих рассказов.

В 1879 года издается первый рассказ «Эпизоды из жизни искателя», он печатается в одном петербургском журнале. Суровые жизненные испытания, выпавшие на долю В.Г.Короленко не сломили его волю и характер. Годы, проведенные в ссылках и тюрьмах только укрепили его сознание, сформировали из юноши взрослого писателя, явились источником для будущих творений.

В 1885 году В.Г.Короленко разрешается жить в Нижнем Новгороде. С 1885 года и по 1895 год начинается расцвет творчества писателя, он активно включается в общественную жизнь: занимается сбором продуктов для детей, создает колонии и приюты для сирот. Это десятилетие можно по праву назвать всплеском таланта.

В 1886 года В.Г.Короленко и Евдокия Семёновна, после продолжительного знакомства, решают пожениться, у них родилось двое детей, она была с ним до конца дней.

«Очерки и рассказы» - это первая изданная книга писателя, выпущенная в свет в 1886 году. В книгу вошли рассказы, написанные в ссылке: «В дурном обществе», «Сон Макара», «Слепой музыкант». Вскоре были напечатаны «Павловские очерки», где автор описывает нищенское, голодное житье кустарей.

В период с1895 года по 1900 год писатель живет и работает в Петербурге, занимается редакцией. Тогда же печатаются новеллы «Марусина заимка» и «Мгновение».

В 1900 году, по состоянию здоровья, писатель вынужден уехать жить на Украину, здесь он провел остаток жизни.

Мечтая о создании художественной летописи своего поколения, в период с 1906 года по 1921 год писатель работает над созданием большого романа «История моего современника», но роман не был завершен. А.Г.Короленко скончался работая над очередным томом.

Популярность А.Г. Короленко была огромна не только в стране. Он своими талантливыми и актуальными произведениями, своей активной деятельностью направленной на благо человека привлекал внимание людей к самым острым, волнующим сторонам реальности.

Интересные факты и даты из жизни

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях пофнятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи праведного». Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.

Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе.

Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным.

С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющимся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно, то о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.

В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал - за попытку к бегству)

Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнут Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.

Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе. Недаром, что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести.

В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего этого.

Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам и т.д.

Как мне кажется, в своем рассказе «Чудная» (1880) он как бы представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: «Сломать ее можно… ну а согнуть - сам, чай, видел: не гнуться такие»

Убийство и пролитие крови - темы волновавшая многих писателей XIX века и рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко.

Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель неосознанна до конца, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - не покорившийся человек.

Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета в рассказе парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек - часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.

После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам.

Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом «История моего современника», где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.

Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия «литература» и «борьба» для Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин». Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.

короленко писатель публицистика произведение

Владимир Короленко родился 15 июля 1853 года в украинском городе Житомир. Его дед, Афанасий Яковлевич, имел казацкие корни. Предки Короленко по материнской линии были шляхтичами, и будущий писатель с детства говорил на польском языке, как на родном. Его отец служил уездным судьей и отличался суровым, замкнутым характером, но в то же время обладал высокими нравственными качествами, славился своей честностью и бескорыстием. Галактион Афанасьевич серьезно повлиял на представления и склад ума своего сына, хотя впоследствии писатель говорил, что между ними не было «никакой внутренней близости». Тем не менее, Короленко неоднократно возвращался к образу отца в своих произведениях: рассказ «В дурном обществе» (1885), автобиография «История моего современника» (1905-1921).

В молодые годы Короленко жил в небольших городках, где тесно переплетались между собой польские, русско-украинские и еврейские традиции. Межнациональный колорит, смесь кровей, воспитание, культура разных народов - все это нашло отражение в творчестве писателя, определило его художественную манеру. Короленко стал художником-гуманистом, порицающим национальную рознь и всякого рода нетерпимость в обществе. Сказалось и влияние матери, Эвелины Иосифовны, ревностной католички, женщины эмоциональной и впечатлительной.

В 1868 году скончался Галактион Афанасьевич, и семья Короленко стала бедствовать. По окончании гимназического курса в Ровно, в 1871 году Владимир поступил в Технологический институт Петербурга, однако нужда заставила его бросить учебу и устроиться работать корректором. Не без помощи матери в 1872 году Короленко переезжает в Москву, где становится стипендиатом в Петровско-Разумовской земледельческой Академии. Именно тогда он начинает увлекаться идеями народничества. В 1876 году, за подачу прошения от имени 79 студентов об отмене церберских порядков в Академии, Короленко исключили и выслали в Кронштадт.

Последняя неудачная попытка получить высшее образование состоялась в 1877 году: он был зачислен в петербургский Горный институт, но не проучился там и двух лет. Короленко был арестован по доносу, обвинен в революционной деятельности и вновь выслан из столицы - в город Глазов. (Правда, еще до ареста, в 1879 году молодой человек все же успел дебютировать как писатель, опубликовав в журнале «Слово» новеллу «Эпизоды из жизни искателя»).

Следующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках: Березовские починки, Вятка, Вышний Волочек, Амгинская слобода. Он продолжает много писать: только в 1880 году им созданы рассказы «Ненастоящий город», «Яшка», «Чудная». Последний был написан в Вышневолоцкой политической тюрьме, под впечатлением от знакомства с девушкой-революционеркой Эвелиной Улановской. Рукопись была тайно передана на волю. В 1893 году рассказ напечатали в Нью-Йорке и Лондоне (в нелегальных русских газетах), а в России его опубликовали под названием «Командировка» лишь в 1905 году.

С 1881 по 1884 год Короленко жил в Якутии, куда его выслали за отказ присягать восшедшему на престол императору Александру III. Под впечатлением от суровой обстановки, переносимых тягот, окружающей нищеты, но вдохновленный сибирской природой, писатель задумал и создал целую серию блистательных новелл, впоследствии опубликованных в столичных журналах: «Убивец» (1882), «Сон Макара» (1883), «Соколинец» (1885), «Федор Бесприютный» (1885) и т.д. Успех рассказа «Сон Макара» был столь огромен, что молодому прозаику было сразу отведено одно из первых мест в рядах русской литературы того времени.

С высочайшего соизволения императора, в 1885 году он поселяется в Нижнем Новгороде. Здесь Короленко женится на Евдокии Ивановской, русской революционерке и народнице, также прошедшей через аресты и ссылки. В 1886 и в 1888 годах у них рождаются дочери Софья и Наталья.

С Нижним Новгородом связан самый плодотворный период в жизни писателя, продлившийся 11 лет. Его сибирские рассказы выходят отдельной книгой в 1886 году, а через три года публикуется второй сборник, состоящий из произведений волжского периода. Повести и новеллы, литературные заметки и воспоминания выходят из-под его пера одна за другой - хрестоматийные «Дети подземелья» (1885), этюд «Слепой музыкант» (1886), ставший подлинным триумфом писателя и выдержавший только при жизни Короленко пятнадцать изданий, «За иконой» (1887), «Черкес» (1888), «Ночью» (1888), «Птицы небесные» (1889), этнографические «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и другие. Он проявляет себя подлинным гуманистом, выражая почти в каждом произведении беспокойство о судьбе русского народа. В каждом человеке он пытался увидеть, открыть самые лучшие стороны, очистить его от житейской грязи.

В Нижегородской губернии Короленко ведет также активную общественную деятельность, выступает против произвола властей, организует бесплатные столовые для голодающих (своими впечатлениями он делится в многочисленных очерках, выпущенных в 1893 году специальным изданием под общим названием «В голодный год»). К числу самых заметных эпизодов этого периода жизни Короленко относится «дело вотяков»: благодаря защите писателя были спасены от каторги удмуртские крестьяне, ложно обвинявшиеся в ритуальных убийствах. Он опубликовал цикл громких статей «Мултанское жертвоприношение».

В 1890-е годы Короленко путешествует по Крыму и Кавказу, совершает вояж по Америке. Под впечатлением от увиденного, в 1895 году он создает рассказ-аллегорию «Без языка» (1895), описывающий жизнь украинца-эмигранта. Прозаик получает признание и за рубежом, его рассказы выходят на нескольких языках. С 1895 по 1900 год Короленко живет в Петербурге, где работает редактором и издателем журнала «Русское богатство». Здесь публикуются его блестящие новеллы «Марусина заимка» (1899) и «Мгновение» (1900).

Он продолжал открыто выступать против беззакония властей, против смертной казни, против «белого» и «красного» террора, обличал деятельность военно-полевых судов, осуждал продразверстку и раскулачивание. Короленко придавал большое значение публицистике, не менее важной в его творчестве, чем беллетристика. Авторитет писателя был колоссален, по сути, в то время он стал настоящим символом русской демократической литературы.

В 1900 году он был одним из первых, кого избрали почетным академиком петербургской Академии наук, вместе с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Но через два года Короленко заявил письменный протест в связи с исключением из числа академиков Максима Горького и сложил с себя звание.

В 1900 году Владимир Короленко, в связи с ухудшением здоровья, переезжает в Полтаву, где продолжает писать многочисленные публицистические статьи и очерки. Он очень болезненно относился к происходящим в стране политическим событиям, остро реагировал на каждое общественно-значимое событие, любой межэтнический или социальный конфликт.

Короленко ненавидел самодержавие и яростно осудил действия царского режима, направленные на подавление революционного движения 1905 года. В 1911-1913 годах активно выступал против шовинистов и реакционеров, раздувавших громкий судебный процесс над евреем Менахемом Менделем Бейлисом, обвиняемом в убийстве 12-летнего мальчика. В то же время он опубликовал не менее десяти статей, разоблачавших ложь и фальсификации, организованные правительством и черносотенцами. Среди них - «Бытовое явление», «Дело Бейлиса», «В успокоенной деревне», «Черты военного правосудия».

Короленко весьма неоднозначно воспринял Октябрьскую революцию 1917 года. Называя себя «беспартийным социалистом», он не разделял большевистских идей и не одобрял те методы, которыми осуществлялось строительство социализма. Вместе с тем писатель выступал и против контрреволюционеров, осуждая творимые ими погромы, казни, грабежи и бесчинства. Современники называли его «нравственным гением», «совестью России».

Короленко был гуманистом и демократом во всем, не принимал насилие ни в какой форме и всегда становился на защиту личности, прав угнетенных. Его деятельность оказывала значительное влияние на самые разные слои русского общества того времени. В 1920 году он написал шесть писем А.В. Луначарскому. Обращения остались без официального ответа, но их автор получил следующую оценку наркома просвещения - «прекраснодушный Дон-Кихот».

В Полтаве Короленко очень много работает, невзирая на прогрессирующую болезнь сердца, основывает колонии для беспризорных, организует сбор продовольствия для детей Петрограда и Москвы, избирается почетным председателем Всероссийского комитета помощи голодающим. В последние годы жизни Короленко трудился над объемной эпохальной автобиографией «История моего современника», которая подводила итоги его общественной и художественной деятельности, в то же время характеризуя значительный период русской истории. Это произведение создавалось на протяжении 15 лет, но, к сожалению, осталось незаконченным.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 февраля 1921 года от рецидива воспаления мозга. Похоронен в Полтаве, на Старом кладбище.

Короленко и сила его творчества

В силу романтического склада души автора, рассказ вылился в, по-настоящему, романтическом стиле, каждое слово которого протекает очень спокойно и насыщает действие разнообразными сильными акцентами. Действие рассказа протекает в среде, где человеческое сознание затуманено и не осознает в полной мере, что есть свобода, что есть любовь, что есть счастье. Воры, нищие, сумасшедшие люди - все эти отбросы живут в развалинах старого замка и не выходят за его пределы. Автор настоял на том, что общество, показанное через «потерянных» людей, на самом деле не нуждается в жалости, и является «дурным».

Имея склонность к меланхолии или чрезмерной сентиментальности, он распорядился бы своим материалом по иному и заставил бы читателя переживать трагедию отверженных. Однако этого не происходит и не должно происходить. Намерения автора показать лживых, грязных в душе людей, облекаются в жуткую форму. Жители замка пьют, воруют, развратничают. Однако не все в душе этих людей прогнило. В черствости есть своя мягкая корка. Тибурцый любит свою дочь, и хочет уберечь её от посягательств той системы, в которой он взращен и живет. Девочку зовут Маруся, она невинна как слеза. Автор выписал в ней образ страдалицы, из которой окружающая обстановка высасывает все жизненные силы, всю красоту той непорочной юности, которая выросла в девочке и продолжает расти. В итоге истории, она умирает, и смерть её написана поистине трогательно, так, что слезы невольно наворачиваются на глаза и чувствуешь первую по-настоящему сильную утрату.

В читателе, как и в героях, просыпается совесть и чувства. Глядя на место действия этого рассказа, невольно вспоминается легенда «Лес шумит», которая написана практически в подобной сказочной манере. В ней говорится о том, как пана убивает оскорбленный простолюдин. Однако, несмотря на столь банальную сюжетную канву, подробности истории описаны с огромной тонкостью и чутьем. Великое мастерство было вложено в сюжет. Прекрасно показана общая физиономия леса, личность каждого отдельного дерева. Лес в описании оживает и становится живым участником разворачиваемых событий.

Короленко - поэт с чисто меланхоличными чертами характера. Его нити души волнуются при виде трогающих картин повседневности, при виде цветущей, яркой природы. Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888) и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". В «Слепом музыканте» автор с большим мастерством и искусством дал психологический портрет развития гниющего общества. Здесь научное переплетается с художественностью и создает странный симбиоз.

Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью". Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Эти детские мысли и рассуждения читаются так искренне, потому, что написаны ребенком, который остался верен своей детской наивности до самых поздних лет. Он всегда знал, что в детстве является ребенком, который все еще удивляется и задает много вопросов, но очень важных вопросов. Однако в рассказе имеют место и взрослые. Есть молодой доктор, который отвечает на этой вопрос просто, без всяких изгибов в сторону. Он говорит что это просто физиологический акт и ничего более. Ничего заумно философического здесь ничего нет и не может быть. Но для другого персонажа, который из-за этого акта потерял свою супругу, все кажется намного сложнее и объемнее.

Мы прекрасно видим, как автор наслаждается тем, что описывает ситуации, как примеры того, что есть в мире. Он смотрит на жизнь человека, как на величайшую и прекрасную тайну. Одним из лучших рассказов Короленко, в котором говорится о Сибири, является «Из записок сибирского туриста». Автор раскрывает в рассказе огромную степень гуманности и понимания. Несмотря ни на что, он любит тот мир, в котором живет. Здесь история убийцы рассказана с огромным гуманизмом и душевностью. Он необычного душевного склада. Однако автор готовит для него испытание, в котором герой разрывается, не в силах понять и избрать сторону, к которой примкнуть. Тот же выбор между двумя началами лежит в основе маленького рассказа «В пасхальную ночь». Автор не хочет и не намерен осуждать тот принцип, который позволяет преступникам бежать из заточения. Он в своей манере просто рассказывает историю, которая якобы произошла, и рассказывает её так, будто это какое-то чудо, аналогов которого нет больше на свете.

Вскоре после своего переселения на Волгу, Короленко написал рассказ «Река играет», в котором герои ведут страстные дебаты, касательно веры и выбора своего жизненного пути. В рассказе автор выделяет такие слова: «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскаемого народом града... Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью».

Короленко при всей своей наивности, считает, что народная мысль еще не утратила своей силы и голоса, и может в любой момент прозвучать, как звучала раньше. Его другой рассказ, из той же волжской жизни «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что люди съезжаются наблюдать великое затмение солнца, и постепенно проникаются к нему таким сильным удивлением, что начинают восторженно хвалить науку и мудрствовать по поводу неё, хотя сами до этого относились с презрением ко всем мудрствованиям других.

Короленко всю свою жизнь верил в лучшее будущее. Его гуманизм и надежда на исправление человека доходили до космических горизонтов. Он мечтал о том, чтобы сделать человека лучше. Мечтал о том, чтобы направить его на путь истинный, показать дорогу, путь к исправлению. Он делал все, чтобы человек понял, для чего он рожден, чтобы он понял, что его жизнь должна не понапрасну растрачиваться на бессмысленные нравоучения или бесполезное прожигание, а тратиться с умом. С верой в том, что перерождение возможно, и все зависит от самого человека. Он, как писатель, смотрящий в будущее, не разочаровывается и не скулит. Он знает, что судьба человека всегда находится в состоянии варьирования. Что он всегда предпочитает жизнь на грани, и что у каждого в душе есть хотя бы капля греха. Для него жизнь - это один большой идеал, высокие грани и бесконечные границы.

В середине 1890-х годов, Короленко достигает пика своего творчества. Это кульминация его жизни, а вместе с ней и его творчества. В этот период он пишет много произведений и прекрасных очерков, а также этюдов, среди которых «Государевы ямщики», «Мороз» и другое.

В 1906 году, автор начинает печатать свой самый большой, самый обширный труд, автобиографическую повесть «Историю моего современника». В ней автор попытался дать отчет о своей жизни. Через персонажа показать свою жизнь. В этой работе он сознательно идет на жертвы, он ставит на плаху красоту слогу и чистоту описаний, дабы подвести повествование под реалистические каноны, под автобиографический стиль. И это ему удается. Чувствуется правда и её сила. В этом двухтомнике Короленко рассказывает о своих молодых годах жизни, о том, как он рос и креп как личность. Как рождались его взгляды, и закалялась душа.

Короленко прекрасный писатель, и умеет писать и о других. Его перу принадлежат воспоминания о крупных писателях Михайловском, Чехове, Успенском. Все эти воспоминания он объединил под общим названием «Отошедшие». Среди этих очерков стоит выделить об Успенском, написанный со всем выразительным мастерством, со всем колоритом и силой художественного слова.

Помимо известного талантливого писателя Короленко раскрывается и как гений публицистики. Он пишет многочисленные журнальные и газетные статьи, в которых говорит о злобах дня, раскрывает актуальность современной общественной жизни и его проблем. Где бы он ни трудился, везде был в центре общественного мнения и сознания. Он держал внимание людей своей силой, своим разумом подавлял в них негативные моменты и говорил, как им жить. Но главное, они его слушали.

В таких произведениях, как «Голодный год» и «Бытовое явление», он выступил в роли ярого критика общественной жизни. Читая их, мы видим сильного человека, знающего за что и как бороться. Он рыцарь пера, в нем изящность таланта соприкасается с неподдельным образованием.

И напоследок стоит заметить, что Короленко не партийный писатель, как Маяковский. Его творчество полностью держится на гуманизме, красоте и правде слова. Он гений своего дела и это чувствуется каждым, кто хоть раз соприкоснется с его творчеством.

Произведения Короленка всегда имели огромный интерес и пользовались неубывающим спросом. Его книги выдерживали не одно переиздание. Такие знаменитые книги, как: «Слепой музыкант», «Без языка», «История моего современника» пережили не одно переиздание, и являются рекордами в литературном наследии автора. Его мелкие рассказы расходились и сейчас расходятся в десятках тысяч экземпляров. Одна из полнейших библиографий Короленка дана в книге Н.Д. Шаховской «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики».

Выдающийся писатель и общественный деятель, - Владимир Короленко, оставил после себя огромное количество литературных трудов, большая часть из которого с огромным успехом расходятся и до сих пор. Наше поколение также нуждается в его наследии, ибо те принципы, который заложил автор в свои произведения, живут и до сих пор. Вечные вопросы всегда остаются вечными. И Короленко прекрасно это понимал.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Короленко Владимира Галактионовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.


Короленко Владимир Галактионович
(1853 - 1922)






  • Умер 25 декабря 1921 г. в Полтаве.
  • краткая биография короленко:
    родился он а потом умер
    )))
  • Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертжные работы, занимался корректурой.
    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключн, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.
    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ Эпизоды из жизни искателя. Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко повести В дурном обществе (1885 г.), Слепой музыкант (1886 г.), Река играет (1892 г.).
    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почтным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.
    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.
    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения История моего современника
  • гг вп
  • (18531921) Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире, в семье уездного судьи. Еще будучи гимназистом, Короленко увлекался чтением, особый интерес питал к классической литературе. С раннего детства будущий писатель мечтал об адвокатской карьере. Однако у него не было возможности поступить после реальной гимназии в университет. Короленко так же не мог ждать год, чтобы сдать экзамены экстерном. Именно поэтому в 1871 году он поступил в Технологический институт в Петербурге, а в 1874 перешел в Петровскую академию под Москвой. Во время учебы Короленко заинтересовался идеями народников, принимал участие в студенческом движении. За это в 1876 году его исключили из числа студентов и сослали в Кронштадт. В 1877 году Короленко поступил в Петербургский горный институт. На протяжении всей жизни писатель неоднократно находился в тюрьмах и ссылках, был под надзором полиции, активно участвовал в либеральной оппозиции, сотрудничал в либеральных периодических изданиях. Умер писатель 25 февраля 1921 года.
  • Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомире. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса. Окончив гимназию в 1871 году, Короленко переехал в Петербург и поступил в технологический институт. 2 первых года прошли в тяжелой борьбе с голодом. В 1874 году Короленко уехал в Москву, так как он перешел в Петровскую сельскохозяйственную академию, но окончить е ему не удалось, так как был исключен, а затем выслан за подачу коллективного протеста против полицейского режима, который господствовал в академии. 3 года Короленко прожил в Кронштадте под надзором полиции. В 1877 году он поступает в Петербургский горный институт, но снова высылается сначала в Глазов, потом в Березовые Починки, потом в Восточную Сибирь, и наконец в Пермь. В 1881 году, за отказ дачи присяги новому царю, Короленко был сослан в Якутию. После ссылки Короленко переехал в Нижний Новгород, где и прожил оставшиеся 10 лет жизни
  • Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертжные работы, занимался корректурой.
    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключн, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.
    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ Эпизоды из жизни искателя. Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко повести В дурном обществе (1885 г.), Слепой музыкант (1886 г.), Река играет (1892 г.).
    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почтным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.
    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.
    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения История моего современника.