Сочинение ЕГЭ:
Незамечаемые в сутолоке дней прозрачные берёзовые перелески, ивы, скрывающие за ветвями оконца озёр, липовые аллеи по дороге в школу и обратно… Действительно ли мир, окружающий нас, способен повлиять на настроение, мировосприятие? Проблему воздействия природы на состояние, чувства человека поднимает в предложенном мне тексте известный писатель К.Г. Паустовский.
Раскрывая проблему, автор описывает ощущения главного героя, оказавшегося на берегу Оки наедине с природой. Описывая туманные видения «вековых ракит на берегах», увядшие пажити и полосы «изумрудных озимей», сравнивая курлыкание журавлей со звуками журчащей воды «из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд», К.Г. Паустовский показывает силу воздействия природы. Не случайно герой - рассказчик проводит параллель между гениальным стихотворением М.Ю. Лермонтова и шедеврами окружающего мира. Солнце, играющее трепещущим золотом, воздух «сильно отдающий вином» и тончайший слиток «из золота и бронзы» осеннего листа - всё это совершенное, с точки зрения писателя, безукоризненное произведение, изменившее взгляд героя на мир.
Позиция автора не вызывает сомнения. К.Г. Паустовский убеждён в том, что даже самое малое явление природы может открыть в человеке способность радостно воспринимать мир. В этом убеждает и риторическое восторженное восклицание, которым заканчивается текст: «Да что говорить!»
Убедиться в том, что природа, её красота способны изменить мироощущение человека и открыть его для людей, мне помог рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Читая о маленьком Селюжёнке, вместе с ним ощущаешь отчуждённость и от взрослых, и от детей, одиночество героя. Казалось, нет такой силы, которая могла бы пробудить в ребёнке интерес и открыть душу героя для людей. Удивительно, но настоящим спасением стала природа! Вместе с Селюжёнком мы, зачарованные и восхищённые соловьиным пением, стоим всю ночь недвижно, боясь нарушить нить, протянувшуюся между нами и луной. Читая рассказ, понимаешь, что сбросить с себя старую, негодную шкурку и стать самим помогла герою именно встреча с чудом природы.
Свою уверенность в том, что природа способна спасти жизнь человеку, мне хотелось бы обосновать, обратившись к рассказу Ф. Абрамова «Есть, есть такое лекарство!» Писатель знакомит нас с главной героиней - не похожей на всех в деревне бабой Маней, знающей какой-то особый подход к птицам. Мы видим героиню в трудный период её жизни: от неё, маленькой, старенькой, отказались врачи, отправив дамой умирать, сказав, что от старости нет лекарства. Так бы и случилось, если бы не любимый ею птичий народ. Пение скворцов, их стук в окно заставили умирающую сделать на собой неимоверное усилие и подняться с постели. Трогательная история взаимоотношений птиц и бабы Мани не оставляет сомнений: природа способна помочь в самых трудных ситуациях!
Текст Г.К. Паустовского обращён, безусловно, к каждому из нас и позволяет задуматься о силе воздействия природы на восприятие человеком мира, отношение к происходящему вокруг.
Текст К.Г. Паустовского
(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.
(11)Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.
(14) Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(15) 3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(20) Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.
(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
(К.Г. Паустовский)
Какое влияние оказывает природа на человека? Я думаю, что она способна влиять на настроение. Именно такую проблему воздействия природы на человека рассмотрел Гавриил Николаевич Троепольский.
В приведённом для анализа тексте описана природа ранней весны. Рассказчик восхищённо говорит об её красоте: "Всё было таинственно-шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листья под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли".
Увидев первый подснежник, он испытывает радость и наслаждение. Троепольский призывает идти в лес к данным цветам, чтобы поднять настроение и ощущать счастье. Это является основной мыслью, которая содержится в предложении №37: "Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".
Я считаю, что авторская позиция сформулирована в предложениях №10-11: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого, неба такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас-украшение жизни". Гавриил Николаевич утверждает, что природа воздействует на настроение человека. Она пробуждает в нём чувства радости, счастья, восхищения и заставляет его задуматься о прекрасном.
Мы убеждаемся в этом, читая роман-эпопею Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Вспомним эпизод двух встреч Андрея Болконского со старым дубом. Сначала дерево заставляет героя вспомнить трудности и переживания, связанные со смертью жены. В этот момент читатель понимает, насколько страдает Болконский. Затем дуб встречается в произведении после того, как Андрей выжил в Аустерлицком сражении. Тогда дерево помогает ему поверить в новую жизнь и счастливое будущее. Благодаря роскошному и красивому дубу, раскинувшему свои зелёные ветви, Болконский вновь чувствует счастье. Именно природа повлияла на изменения в настроении у нашего героя. В первый раз она усилила чувство тоски, а во второй- чувство счастья и полноты жизни.
Ещё одним примером служит рассказ Михаила Михайловича Пришвина "Кладовая солнца". Сироты Настя и Митроша испытали на себе влияние природы. Дети питались дарами леса, знали его красоту и секреты. Они радовались приходу весны, потому что чаще появлялось солнце и можно было отправляться за клюквой, которая после зимы становилась вкуснее. Природа оказала воздействие на настроение детей: они, полные радости и счастья, отправились за ягодами в лес.
Таким образом, природа способна влиять на настроение человека. Она может заставить нас не только радоваться, но и тосковать. В любом случае наблюдение за красотой природы приносит счастье людям.
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир
Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.
Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васильевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, которые не замечала раньше: близость к природе, непосредственность, благородство.
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине
С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, пашни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.
Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из малой любви
Какое воздействие оказывает природа на человека? Как смена окружения может изменить взгляды и вкусы личности? Проблему благотворного влияния природы на человека поднимает Б. П. Екимов.
Размышляя на эту тему, автор приводит в пример эпизод из своей жизни. Он вместе со своим внуком, выросшим в окружении города, решает устроить "невеликий праздник", отправляясь в поселок Пятиморск. Вдали от городской суеты и грохота ребенку, ровно как и пожилому человеку, автору, на лоне природы открывается новый мир, не испорченный выхлопными газами вездесущих автомобилей и ржавым железом гаражей.
Позиция автора не выражена в одном предложении, однако не представляет труда сформулировать ее: взаимодействие человека с природой постепенно учит его находить прекрасное в мелочах, расширяет кругозор и морально, нравственно обогащает внутренний мир человека.
Я полностью согласен с точкой зрения автора. Людям, живущим исключительно в городах, необходимо уделять больше времени, ведь ничто, кроме как девственная, нетронутая рукой цивилизации природа, не воспитывает в человеке хорошие качества и добрые намерения.
Катерина Петровна Кабанова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского "Гроза", являет собой яркий пример личности, воспитанной в окружении любви и свободы. Детство этой искренней, открытой женщины прошло в тесном контакте с природой, что в итоге и воспитало в ней столь добрую, чувственную, ранимую натуру. Молодая, свободолюбивая и мечтательная Катерина чахнет под гнетом представителей "темного царства", единственным спасением представляя только любовь к Борису… Но и это увлечение вскоре рушится: героиня понимает, что эта любовь была страшным грехом. Не чувствуя поддержки, не находя выхода из своего положения, Катерина погибает.
Толстой Лев Николаевич в романе-эпопее "Война и мир" также изобразил силу природы, возможность изменять человека, вдохновлять его. Старый, сухой дуб, который видит в первый раз князь Андрей Болконский, не дарит ему никаких впечатлений, однако, возвратившись к этому могучему дереву во второй раз, герой вдруг осознает, что именно нужно ценить в этой жизни, находит в себе силы избавить свою жизнь от той сухости, угрюмости: князь Болконский застает дуб полным жизненных сил, что и обновляет его взгляды на мир.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие человека с природой действительно позволяет тому найти вдохновение, силы жить дальше, воспитать в себе важные нравственные качества.
Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.
Тургенев И. С.
Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.
Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»
Отношение Базарова к природе
Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!
Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.
Тургенев. Взаимосвязь природы и человека
В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.
Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.
В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.
Лермонтов М. Ю.
В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.
Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.
Евгений Замятин
Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.
Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.
Сергей Есенин
В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.
Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.
Использование аргументов в сочинении
Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:
- Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
- Подавать информацию грамотно, без ошибок.
- Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.
Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.