Сочинение Гоголь Н.В. Униженные и оскорбленные на страницах русской классики Тема униженных и оскорбленных в повести гоголя

1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. Он живет крайне бедно, хотя отдает работе очень много сил и времени и искренне любит переписывание документов. Впрочем, более трудную работу Акакий Акакиевич и не способен выполнять, хотя был в его жизни эпизод, когда добрый начальник пытался повысить Башмачкина в должности и поручить ему делать извлечения из документов.
Акакий Акакиевич ведет полунищенское существование, он едва может оплатить самую скудную еду и плохонькое жилье, но уже покупка одежды становится для него неразрешимой проблемой. На шинель взамен вовсе пришедшей в негодность он вынужден долго копить, отказывая себе в самом необходимом.
Шинель становится для героя сверхценностью. Поэтому Башмачкин гибнет, лишившись ее, ведь она была уже смыслом его жизни.
Гоголь, безусловно, очень сочувствует герою, показывая, что даже нищий и глупый человек – это все равно человек, и относиться к нему надо по-человечески. В то же время автор осуждает героя за то, что он неодушевленную вещь – шинель – сделал смыслом своего существования.
Не в этом ли причина того, что после смерти чиновник становится привидением, срывающим шинели с прохожих. Он ожидает своего обидчика – «значительное лицо», когда-то распекавший бедного Башмачкина. Так реализуется идея возмездия. Интересно, что реализуется возмездие только в фантастической плоскости: автор, похоже, не верил в реальность возмездия.

2. Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В состав «Петербургских повестей» вошло несколько произведений: «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего»; иногда добавляют еще повести «Коляска» и «Рим», хотя они написаны позже. Все эти произведения изображают город в более или менее фантастическом стиле. В «Шинели» город страшен и жесток в своей зимней неумолимости. Стужа убийственна для тех, кто беден, у кого нет теплой одежды и обуви.
Гоголь пишет: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»; «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков»; «…порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться». Эти описания имеют и символическое значение: мороз и ветер, вынудившие Башмачкина пошить новую шинель и затем убившие чиновника, лишившегося своей отрады, теперь являются союзниками призрака, верша вместе с ним возмездие.

3. В книге «Гоголь в Петербурге» читаем: «В «Шинели» и в «Повести о капитане Копейкине» реалистически запечатлен непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Тема униженных и оскорбленных, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя».
Как вы понимаете это высказывание ученых? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).

Я думаю, ученые имели в виду, что Пушкин в «Станционном смотрителе» и Гоголь в «Шинели» впервые изобразили бедного чиновника, которого каждый может обидеть. Их беспомощность останавливает одних насмешников (тех, в ком еще осталась совесть) и подстегивает одновременно других, совестью и милосердием уже не обремененных. Вслед за этими писателями к теме «униженных и оскорбленных» обращаются и многие другие писатели. Например, В.Короленко в своем произведении «В дурном обществе» или Ф.М.Достоевский в повестях «Белые ночи» или «Неточка Незванова». Русские писатели стремились всегда призывать людей любить и жалеть тех, кому судьба дала более тяжкую долю, нежели им. Мысль о страдающих и несчастных людях должна заставлять тех, кто может, хоть чем-нибудь помогать нуждающимся. Сейчас тоже много тех, кто нуждается в нашей помощи, и хорошо, что многие стремятся делать что-то для других.

Творчество Достоевского разнообразно и насыщенно столь многими темами, что тяжело выделить ту, которая определяет мотивы всех его произведений. Чаще всего говорят о теме «униженных и оскорбленных», которая поднимается не раз в его повестях и романах.

К этой теме Достоевский возвращается с завидным упорством, стараясь высветить в ней все малейшие детали и нюансы. Можно выделить два знаменитых произведения Достоевского, которые посвящены «униженным и оскорбленным» - это повести «Бедные люди» и «Преступление и наказание» .

Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»

Особенно ярко прослеживается мотив этой темы в известном во всем мире произведении «Преступление и наказание». Этот роман называют психологической картиной преступления, нарисованной автором в таких неожиданных красках, с тщательно продуманными психологическими нюансами.

Бедный студент Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но суть этого произведения отнюдь не в мастерстве преступления, а в его идеологии и мотиве. За убийством Родиона стоит что-то куда более основательное, чем желание украсть, личностно отомстить или освободить себя.

Его размышления приводят читателя к тому, что по-другому он не мог поступить. Его действие – это прямое следствие той судьбы, которую он проживает, судьбы «униженных и оскорбленных».

Обстоятельства, в которых вынужден существовать студент, настолько удручают его и вызывают отчаяние и противоречия, что со временем он погрязает в запутанных и невыносимых размышлениях. Раскольников видит вокруг бедных, отверженных и страдающих людей, и сам он – яркий образец «униженный и оскорбленных».

Вокруг него нет нормальной, сытной жизни, люди уже забывают о том, что может быть неголодно, о том, что можно жить в чистоте и в тепле. Судьба его сестры такой же участи, и это вводит Раскольникова в невыносимое негодование.

Он уже не переживает так за себя, как за других людей: за голодных и нищих детей, за сестру, за Соню, которую жизнь заставила зарабатывать неподобающим образом, за Катерину Ивановну, которой даже не было к кому обратиться за помощью.

Психологическое осмысление униженных и оскорбленных

Настоящие этих людей так же драматично и ужасающе, как и их будущем, в котором невозможно представить просвета и радости. Только у одного Родиона истории этих людей вызывают такие чувства, другие же улыбаются, зевают и даже не пытаются понять суть их плачевной жизни.

Отвергнутые и униженные обществом люди уже сами не задумываются над тем, что они достойны лучшей – сытной и теплой – жизни, так как в восприятии других людей не находится места для таких мыслей, о них никто не заботится, им никто не желает помочь.

Раскрывая картину жизни «униженных и оскорбленных» Достоевский не просто описывает их существование, он сразу переходит к психологическому осмыслению. Убийство, совершенное Раскольниковым, кажется скорее естественным результатом происходящего, чем противоестественным.

Писатель желает не просто обратить внимание на таких людей, он желает, чтобы все остальные задумались, к чему это приведет. Но Достоевский не оправдывает преступление своего героя, нет, он показывает, что и такой путь неприемлем для того, что исправить ситуацию.

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни и редко им сострадают. А ведь Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители повсюду. Они живые. Образ маленького человека в повести «Шинель» - не сатирический персонаж и не сказочный призрак. Это герой поучительной истории о глупой бессердечности и злом равнодушии.

Гоголь: «отец» Башмачкина

Великая цель истинной литературы - создание образов и сюжетов, не теряющих актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми литераторами, способными эту миссию выполнить. Одним из них был и Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, - яркое тому подтверждение.

Почти в каждом человеческом обществе присутствует личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в собственном, непонятном и закрытом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они - другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, всячески оскорбляют и унижают отщепенца. Причина непохожести этого человека, ставшего изгоем среди ему подобных, может быть какой угодно. Но чаще всего она кроется в невысоком Впервые эту проблему осветил Гоголь, использовав образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Акакий Акакиевич

Невезение преследует его всю жизнь. Оно началось сразу же после рождения, когда Башмачкину досталось самое что ни на есть неблагозвучное имя. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значительным. И Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Чиновники над ним потешаются и дразнят его, как малые дети, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен лишь жалостливо вскрикнуть: «Оставьте меня!»

Гоголь создал почти случайно образ маленького человека. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанной где-то анекдотической истории. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который отомстить своим обидчикам смог лишь после смерти.

Все в его жизни маленькое и жалкое. И внешний облик, и должность. Работа его монотонна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Жизнь его пуста, но размеренна. И пусть насмехаются над ним сослуживцы. Ему до них нет никакого дела. Он обитает в мире, где, кроме бумаг и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там пребывает давно и уже боится выбраться наружу. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.

Шинель

В жизни Акакия Акакиевича появляется сладостное стремление. Старая шинель совсем уж обтрепалась. Он решает заказать новую. К тому же морозы начались, и ожидается награждение к празднику. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней и днем и ночью, а иногда наведывается к портному, чтобы обсудить предстоящую обновку. И однажды, получая премию, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудной вещи. Для главного героя стала «приятной подругой дней» (как выразился Гоголь) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость еще и от осознания того, насколько ничтожной является причина его безграничной радости.

Великая утрата

В департаменте шинелью восхищаются. Башмачкина поздравляют с приобретением. Счастье его рискует быть омраченным предложением сослуживцев устроить по такому важному событию праздничный вечер. Но взоры вдруг обращаются к теме предстоящего званого ужина.

Никогда он не был столь преисполнен счастьем, как в то недолгое время, когда его согревала новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители сорвали с него дорогую сердцу вещь.

Напрасно пытался он ее вернуть. Все попытки были тщетны. Вдобавок злобный чиновник унизил его жестоко, дабы покрасоваться в глазах своего приятеля. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и внезапно умер. Образ маленького человека в повести «Шинель» приобретает сильный эффект оттого, что после смерти главный персонаж не исчезает. Душа Башмачкина еще долго бродит где-то по пустырю в поисках своей пропажи. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, пропадает навсегда.

Мистика

В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может стать хотя бы ненадолго сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех оскорбленных. Событие, которое произошло с хамом-чиновником, неслучайно. Автор делает акцент на том, что после встречи с привидением этот стал смиреннее и тише.

Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, до глубины души оскорблен. Пушкинский станционный смотритель - человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая преобладает в каждом обществе.

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?" И в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой!" И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым... Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным... Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.