Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. «Вся Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души

1. Неоднозначная оценка поэмы критиками.
2. “Живая душа” России и ее составляющие – суть замысла поэмы “Мертвые души”.
3. Образ птицы-тройки как символа удивительной жизнеспособности Руси.
Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни
В. Г. Белинский
Эти слова критика-демократа В. Г. Белинского о поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” являются следствием глубокого проникновения в суть замысла творца “Мертвых душ”. Гоголь сам признавался в письме А. С. Пушкину, что в этом произведении он хотел показать “всю Русь”, какая она есть на самом деле.
В адрес писателя раздавалось много нелицеприятных слов со стороны критиков славянофильского толка, что в поэме собран один негатив. На первый взгляд, это действительно так. Показанные герои: помещики, жители губернского города, центральный персонаж Павел Иванович Чичиков, даже народ, – далеки от совершенства. Что мы видим глазами Чичикова – покосившиеся избы, бесхозяйственных мечтателей, пустозвонов и буянов, пустоту и продажность чиновников, бессмысленное

скопидомство и утрату человеческого достоинства. Простой народ предстает безграмотным и забитым, живущим как придется и ничего не делающим для улучшения своего положения. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, плюшкинские Прошка и Мавра, девочка Пелагея, не различающая “право и лево”, нетрезвые два мужика у кабака, со спора которых, доедет или не доедет коляска до Москвы, начинается поэма – существуют в своем узком, недалеком мирке. Даже занимаясь чем-то, они либо не достигают результата, либо просто не понимают назначения этого занятия. Например, Петрушка, вроде бы читает, но следит не за содержанием и заложенном в нем смысле, а за тем, как буквы складываются в слова. Подобно ему дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, которые запутались в постромках.
Вместе с тем эта картина является важным, но не основным элементом поэмы. Суть ее в другом. Н. Г. Чернышевский очень точно сказал о Гоголе: “Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству; он думал о себе: “Я не поэт, я гражданин”. Можно поспорить с писателем-демократом в оценке художественного дара Гоголя, который, на мой взгляд, был и остается одним из непревзойденных мастеров слова в русской литературе. Но Чернышевский прав в другом – эта поэма явилась гражданским подвигом Гоголя-писателя.

Н. В. Гоголь говорил о том, что в его комедии “Ревизор” есть один положительный герой – смех. В первом томе “Мертвых душ” положительным героем является “живая душа” России. Только здесь к смеху писателя присоединяются боль, горечь и надежда. “Живая душа” России, по Гоголю, заключена в ее великой истории, ее безграничном просторе, ее величавости, таланте и мудрости ее народа.
“Мертвые души” – это поэма о России и для России. Автор показал неприглядность современного существования для того, чтобы пробудить в читателях чувство неприятия этой “омертвевшей” действительности, чтобы заставить задуматься над смыслом своего существования, о будущем страны. Понятие “мертвые души” – многопланово, оно постоянно меняет плоскость восприятия и толкования: это и умершие крепостные, и духовно омертвевшие помещики и чиновники. Причем первых нет на свете, но память о них, их делах, их труде жива, вторые, казалось бы, живут, но их интересы и образ жизни – мертвы. Их не будет, и о них не вспомнит никто, даже их потомки. Так на кого же опирается современная Русь, кто является источником ее настоящих и будущих устремлений?
Замысел “Мертвых душ” построен так, что описание России народной, России живой дано в гораздо меньших объемах, чем описание России помещичьей. Но по своему поэтическому напряжению и эмоциональному накалу место, которое занимает Россия живая в поэме, намного превосходит все остальное. В лирических отступлениях, раздумьях о судьбах народа слышится величайший гуманизм писателя. Как образно отмечали исследователи, его грустная, несущаяся “по всему лицу земли русской” песня. С особой теплотой и сердечностью автор описывает образы умерших и беглых, затерявшихся на бескрайних просторах Руси крестьян.
Гоголь восхищается их трудолюбием, выносливостью, физической силой, внутренней красотой. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу своей необыкновенной прочностью и красотой. Плотник-богатырь Степан Пробка “все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах”. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – “что шилом кольнет, то и сапоги”. Еще в раннем своем творчестве Н. В. Гоголь с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, красоте, удали, трудолюбии: т “Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”.
Вместе с тем есть у Гоголя и такая фраза: “…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут”. Жажда свободы и угнетение толкают крестьян на бегство то в разбойники, то в бунтари, то в бурлаки, “таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. Песни народа – особая тема у Гоголя: “Еще доселе загадка – этот необъятный разгул, который, слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек”.
Тема крестьянских бунтов также представлена в поэме. Нерастраченная энергия, не находящая выхода внутренняя сила может привести к “разгулу широкой жизни”. В этом состоит предупреждение и опасение писателя. Но в этом же и спасение России, путь к возрождению: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе;… но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?”

В лирических отступлениях Русь предстает в символическом образе птицы-тройки, олицетворяющей мощь и неисчерпаемость внутренних сил. Этот символ России оказался точным выражением ее пути, ее удивительной жизнеспособности и устремленности в будущее.


Другие работы по этой теме:

  1. Известно, что сюжет поэмы “Мертвые души” был подсказан Гоголю Пушкиным. Именно Пушкин заразил писателя перспективой изъездить вместе со своим героем всю Россию и выписать множество...
  2. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения....

Время написания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - середина XIX века. Это время, когда крепостнические отношения изжили себя. Что идёт им на смену? Это и есть вопрос, волновавший автора поэмы. Произведение Н.В. Гоголя – это раздумье о судьбе России.

Произведение воспринималось неоднозначно: одни современники Гоголя видели в поэме карикатуру на современную действительность, другие замечали и поэтическую картину русской жизни.

В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.

Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты. Таковы слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево».

Гоголь изображал действительность «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Но сквозь эти «слезы», в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы. «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михеев создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо». Еремей Сорокоплёхин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако «…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут».

Гоголь ценит в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку». Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа.

В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России. Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще доселе загадка, - писал Гоголь, - этот необъятней разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.

Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: «Ищи сам средства для жизни», да еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников.

Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь. Гоголь искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?».

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе «птицы-тройки», воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне - безграмотные и забитые - однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей - трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта - группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу - это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя - по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы "Мертвые души" , несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме - это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

"Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность"

В.Г.Белинский

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. В поэме изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу -- крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит".

Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя сего дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Коробочка имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем", есть яблони и другие фруктовые деревья.

Живут зажиточно, в достатке почти что, восемьдесят душ,

Едят довольно, сытно-сладко: в хозяйстве много яблок, груш,

Свиней, коров, гусей, индюшек, медку, мочала и пеньки,

Лошадок, курочек-несушек, пшеничной и ржаной муки...

За Коробочкой в гоголевской галерее крепостников следует еще один представитель помещиков - Ноздрев. Это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной", среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.

Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика даёт исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия.

Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только завершает галерею помещичьих "мертвых душ" - этот человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. Безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика - "тебе же хуже будет". Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Собакевич -- ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера -- неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет.

В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду.

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики "проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... "Мертвые души" потрясли всю Россию".

С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание русского народа.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.