Зима: аллегория и реальность. Зима: аллегория и реальность Брейгель зима катание на коньках

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»
1565 г. Дерево, масло, 117х162 см.
Художественно-исторический музей, Вена

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая.
Роясь пушинками, вновь первый снег идет
И по навесам крыш соломенных кладет
Свои подушечки, свисающие с края.
Эмиль Верхарн. «Зимой».

Надеюсь, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне - прекрасная девушка, по сути - фантом, порождение планеты Солярис. Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака… А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом - зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, - и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора. Как же добивается Брейгель того, что из мелких деталей быта складывается всеобъемлющая картина Бытия, что уголок заснеженной земли превращается в планету Земля и, словно капля воды, отражающая небосвод, вмещает в себя весь мир.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года» или «Месяцы». Брейгель работал над ним в 1565 году по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Картины цикла, скорее всего, первоначально предназначались для украшения дома, но заказчик распорядился ими иначе. Цикл еще не был завершен, а Ионгелинк уже передал всю свою коллекцию работ Брейгеля (по документам 16 произведений!) городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Ни сам художник, ни его современники больше не увидели этих картин. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище, а когда «Времена года» снова стали доступны публике, загадкам не было конца. Из всего цикла уцелело пять картин: «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стада» (все - Художественно-исторический музей, Вена), «Сенокос» (Национальная галерея, Прага) и «Жатва» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Сколько же всего картин написал Брейгель: шесть - на каждые два месяца по картине - или двенадцать? И соответственно, сколько работ утрачено: одна или (невыносимая мысль!) целых семь? А возможно, цикл и вовсе не был завершен? Ведь создать всего за год двенадцать сложнейших для исполнения крупноформатных картин - задача почти непосильная даже для такого мастера, как Брейгель!

Не одно поколение историков искусства пыталось реконструировать брейгелевский замысел, вглядываясь в каждую деталь пяти оставшихся картин. Подсказок более чем достаточно, ведь цикл Брейгеля продолжает средневековую традицию иллюстрированных календарей, в которых каждому месяцу года соответствует миниатюра с изображением характерных для этого времени занятий. Так, например, фигура косца обозначает июнь, жнеца - август, возвращающееся с дальних пастбищ стадо - ноябрь, сцена пира или охоты - январь. Кажется, что, сопоставляя сюжеты брейгелевских картин с миниатюрами из календарей, мы с легкостью проникнем в замысел художника. Но это далеко не так. Три картины - «Сенокос», «Жатва» и «Возвращение стада» - несомненно, соотносятся с месяцами июнем, августом и ноябрем. Это аргумент в пользу того, что картин было двенадцать. С «Пасмурным днем» все не так просто: мы видим здесь и сценку праздника масленицы (февраль) и людей, подрезающих деревья (традиционно - март). То же и с «Охотниками»! Обратите внимание на группу слева: крестьяне развели огонь, чтобы освежевать тушу свиньи. Подобный сюжет соответствует в календарях декабрю. Но главная сцена - зимняя охота - свидетельствует о том, что картина посвящена январю. Итак, каждая из этих картин, похоже, соответствует двум месяцам, а значит, правы историки искусства, убеждающие нас в том, что картин было лишь шесть. Точка в этом споре вряд ли будет поставлена, поэтому не удивляйтесь, когда один искусствовед будет уверенно называть картину «Охотники на снегу» открывающей цикл (январь), другой, не менее уверенно, - завершающей (декабрь), а третий - «открывающе-завершающей» (декабрь-январь).

Пасмурный день

Композиционно картины построены сходно: на переднем плане, в левом или правом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем - несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.
Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами). Каждый из этих пейзажей хорош по-своему, но все же «Охотники» - наиболее значительное среди известных нам произведений цикла. Ощущение безграничного простора, которое присутствует во всех пяти работах, в «Охотниках» особенно сильно: пространство, открывающееся нам в этой картине, явственно ощущается как часть бесконечного целого. Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора.

Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины. Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем

Сенокос

Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели - увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед. Их движению в глубь картины вторит ритм чередования древесных стволов (здесь, кстати, тоже все не так просто с перспективой - деревья расположены довольно близко друг от друга, но перспективные сокращения очень резкие, как если бы между деревьями были гораздо большие расстояния). Линию деревьев продолжает дорога, манящая взор еще дальше - к альпийским пикам. Эту пересекающую картину слева направо основную диагональ поддерживает множество других линий: контуры заснеженных островерхих крыш, очертания пологих холмов и крутых горных склонов. Особенно важна перекличка «крыши - горы», связующая большой мир природы с малым миром людей.

Как это характерно для Брейгеля, «Охотники» - очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем. По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста, внизу справа притаился охотник на птиц, а слева от дороги, за церковью, тушат горящий дом. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур. Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, угадываем повадку и характер каждой из собак, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица. Сдержанный фон - белый снег и зеленовато-серый лед - подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки.

Жатва

В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку. Он мал, но ни в коем случае не мизерен, не ничтожен - ведь его повседневные заботы и радости сопряжены с величественной жизнью природы, с вековечной сменой времен года. Брейгель продолжает традиции средневековых календарей не только формально, но и в более глубоком смысле. В своем ставшем уже классическим труде «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает иллюстрированный календарь как «новый по своему смыслу жанр - земная деятельность человека совершается перед лицом небесного мира и как бы включается в единый гармонический ритм природы». Называя такое календарное восприятие времени «сельским» или «природным», Гуревич поясняет: «Человек эпохи Средневековья относился к природе как к продолжению себя самого, и, хотя он и не сливался полностью с природой, но и не противопоставлял себя ей».

Но позвольте, справедливо заметит читатель, ведь картина написана во второй половине 16-го века! Характерное для Средневековья единение человека и природы, малого и великого миров, подчиняющихся общим законам, воплотил в своей картине художник позднего Возрождения - эпохи, когда индивидуализм уже в полной мере выступил как великое созидательное начало. Ренессансный человек, осознавший свою самодостаточность, ощущал себя уже не частицей, а центром мироздания, и за это обретение собственного «я» расплачивался неминуемой утратой прежней гармонии. Естественное единение с природой сменилось активным, творческим к ней отношением: ее познают, изучают, раскрывают ее тайны, с ней соревнуются, наконец - ее преобразуют. Конечно, мы должны иметь в виду, что в Северной Европе, в том числе и в Нидерландах, культура Ренессанса сохраняла многое от Средневековья, но все же, как сочетаются в «Охотниках» следование средневековой традиции и ренессансное мировосприятие? В чем проявляется ренессансный дух картины?

Возвращение стад

Ответ - в присутствии авторского «я», в том особом взгляде, который отличает этого и только этого художника, в его отношении к изображаемому. Мы уже видели, как решительно Брейгель преобразует реальность в композиционном построении картины. Добавим к этому, что Брейгель, которого по праву считают одним из основателей пейзажного жанра в европейской живописи, смело осваивает новые для своего времени мотивы. Он открывает зрителю праздничную белизну свежего снега, дает почувствовать скромную прелесть северной зимы. Всем очевидна красота цветущего луга или усыпанного розами куста, но красоту тонких ветвей на фоне сумрачно-серого неба, готового обрушиться новым снегопадом, впервые запечатлел Брейгель. А кустик на переднем плане - в нем нет совершенно ничего примечательного, но художник превратил эти невзрачные древесные побеги в изысканный узор. Наконец, увидев четкий силуэт человека или собаки на чистом снегу, мы и сегодня восклицаем - да это же настоящий Брейгель!

Для того чтобы понять, как далеко ушел Брейгель от своих предшественников, еще раз сравним его «Времена года» с традиционными календарными миниатюрами. Обычно календарь входил в состав Часослова (богато иллюстрированного сборника молитв, приуроченных к определенным церковным службам) и имел ясное практическое назначение. В календаре указывались церковные праздники, сообщались сведения по астрономии и астрологии, а кроме того, счастливый владелец Часослова каждый месяц рассматривал новую «картинку». В брейгелевском цикле, каким он был задуман, все месяцы являются зрителю одновременно; картины складываются в грандиозную панораму вечно меняющегося ландшафта. Живописным календарем Брейгеля нельзя пользоваться, по нему нельзя сверять время, но, глядя на него, можно бесконечно размышлять о глубинных связях человека с природой.

Средневековый иллюстратор ощущал свою причастность к тому миру, где жить в согласии с природой было так же естественно, как дышать, где даже не возникала мысль о том, что может быть иначе. Брейгель - уже не просто искусный мастер, а художник - видит этот мир со стороны, сквозь призму своих чувств. Он любуется им, изображает его идиллически светлым и гармоничным, но уже не принадлежит ему. Он - сын иной эпохи, когда представления о месте человека на земле были уже вовсе не так очевидны, когда были поставлены многие мучительные вопросы, на которые мы ищем ответы до сих пор. И картина «Охотники на снегу» вселяет в нас надежду на то, что счастливое единение человека со всем сущим все-таки достижимо.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа.

Картина рассказывает нам об одном из зимних дней и передает, что увидел художник с высокого ракурса. На картине происходит много действий, задействованы несколько групп людей. На первом плане мы видим охотников и их собак, которые по видимому, возвращаются с охоты к себе домой. Так же на первом плане мы видим людей, которые греются с помощью костра, что говорит нам о морозном дне. На дальнем плане мы видим людей, которые катаются на льду, можно заметить, что все люди разделяются на маленькие или большие группы, что говорит о желании автора передать сплоченность людей того времени. Очень важно изображение гор в этой картине. Они объясняют многие мифологические параллели и целую серию мифов. Гора как местопребывание богов -- один из устойчивых мифологических мотивов, например, гора, обитаемая громовержцем в индоевропейском мифе и его вариантах в отдельных традициях (Перун, Перкунас, Зевс и др.). С горой связываются существенные мифологические мотивы и события, в частности потоп.Гора -- широко известный в мире символ близости Бога. Она возвышается над повседневной равниной человечества и простирается до неба . Окутанная облакавершина будит фантазию, и прежде всего вулканы выглядят как жуткие, внушающие почтительное уважение места, ведущие в неведомый мир.

Нередко встречаются двойные горы (с двумя вершинами) или же две отдельные горы, часто противопоставленные друг другу. Иногда речь идёт об одной горе, на которой живут брат и сестра, вступающие в брак и дающие начало человеческому роду. Эта тема божественного инцеста (часто между близнецами) связывается с двумя горами или с одной горой (ср. тему, приуроченную к «спаренным» мировым деревьям).

Также на мы видим на картине птиц, которые непременный элемент различных религиозных систем, мифопоэтических традиций и ритуалов; широко представлены в символике и эмблематике. Значение птицы как символа определяется: зима картина брейгель арчимбольдо

  • · наличием крыльев и способностью к полёту;
  • · связь с воздушной средой;
  • · свобода, лёгкостью и скоростью передвижения;
  • · способность к пению и «речевому» общению.

Чаще всего птицы рассматриваются как благоприятный образ или знак. Среди массы значений можно выделить несколько основных «функций» птиц в символике.

Птицы как воплощение божества играют важную роль в мифах о создании мира: во многих из них присутствуют великая птица-демиург, космический Дух в образе птицы или птица помощник божественного творца , исполинская птица -- обычный образ Творца. Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома , ветра, управителями природных стихий. Иногда птицы выступают в роли «вторичного» демиурга или как помощник человека при «втором» творении. Во многих мифах и легендах они считаются разумными союзниками и советчиками людей, культурными героями.

Самой известной «функцией» птицы является олицетворение ею человеческой души: представление сколь древнее, столь и распространённое. Представления о душе в виде птицы обнаруживаются в древних культурах Египта, Двуречья, Греции, Китая и Сибири (у эвенков, алтайцев, якутов), в Южной Америке (индейцы бороро), etc. Часто эти воззрения бывают весьма дифференцированными, например, у тлинкитов. Существенно разнятся в различных культурах представления о взаимоотношении души и птицы: последняя может представлять саму освобождённую от плоти душу, служить телом, в которое индивидуальная душа человека переходит после смерти, либо выступать её проводником в загробный мир. Нередко образ птицы-души перекликается с образом птицы как вестника свершившейся или близкой смерти.

Одновременная связь птиц с мировым Духом и душой человека делает её едва ли не идеальным символом посланника божественных сфер и проводника на пути в иные космические уровни и миры. Не случайно многие птицы, в первую очередь -- орёл, часто начинают жреческую (и шаманскую) традицию (ср. орлиные атрибуты шамана в ряде сибирских и африканских традиций: когти, перья, крылья и т. п.) .

В роли инструмент передачи божественной мудрости, да и просто полезной информации, птицы часто выступают воплощением божества предсказаний и «субстратом» самих предсказательных практик. Нередки также представления и о том, что птицы выступают в роли соглядатаев, сообщающих о делах и намерениях своих подопечных.

Художники для усиления художественно образного смысла изображают птиц;

Картины с птицами наполняются особым смыслом.По поведению птиц в природе можно глубже понять картину.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном -- тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам.

Перейдем непосредственно к картине «Охотники на снегу»: произведение поражает естественностью открывающегося зрителю пейзажа. Но какой холодный этот мир! Здесь нет теней, так как нет солнца. Снег покрыл землю и небольшие растения, а на заднем плане громоздятся гигантские обледеневшие горы. В картине господствуют два «холодных» тона: белый цвет снега и бледно-зеленый - цвет неба и льда. Все живое - люди, деревья, собаки, птицы - изображено темными цветами и это усиливает ощущение холодной неподвижности. Хотя нет: жизнь продолжается. Дети, несмотря на мороз, резвятся на льду. На переднем плане понурые фигуры усталых охотников и озябших собак. Возле дома разведен костер, на котором опаляют свиную тушу. Забой домашней скотины на фоне зимнего дня - традиционный сюжет нидерландской живописи XVI века. Брейгель смягчает его, делая как можно менее «кровавым». Жаркий огонь с летящими красными и золотыми искрами усиливает ощущение холодного зимнего дня.

Эта картина входит в серию «Месяцы», заказанную Брейгелю брюссельским банкиром Николасом Йонгелинком. Сохранилось лишь пять работ этой серии. Соотносится данная работа, скорее всего, с январем. Заснеженная панорама на заднем плане заставляет вспомнить об альпийских пейзажах, глубоко поразивших художника во время его путешествия в Италию.

Собственное мнение и оценки

Эти две картины безусловно неподражаемы и заняли свои места в истории искусства. Они абсолютно разные по стилю и написанию, и хотелось бы привести свои оценки и мнения об этих картинах.

«Зима» Джузеппе Арчимбольдо обладает огромным количеством загадок, это не та картина, по которой можно определить ее название лишь взглянув на нее: крайне тонкий посыл от автора, зимой мы все «твердеем» и стареем. Нет ничего схожего со временем года как таковым, лишь то, что происходит с человеком в данный период, причем как внешний вид его, так и внутреннее состояние. Нестандартное раскрытие с названием «Зима» лично мне очень по душе именно из-за необычного представления о зиме самого Джузеппе Арчимбольдо.

Питер Брейгель Старший и его «Охотники на снегу». Данная картина отражает привычное и естественное изображение зимы как времени года. Заснеженная земля, горы в снегу, пруды под слоем льда, деревья без листьев и тепло одетые персонажи - вот что на ней изображено. Это стандартное представление зимы, поэтому, смотря на эту картину, не ищешь какой-то скрытый смысл, по сравнению с предыдущим произведением.

Исполнение данной картины замечательное, на нее хочется смотреть и искать что-то необычное, хотя данных аспектов здесь не присутствует. Все так, как должно это быть зимой.

После Брейгеля Старшего картины на зимнюю тему вошли в Нидерландах в моду. Однако его «Охотники на снегу» - не просто жанровые сцены на фоне сельского пейзажа. Это портрет мира

До наших дней из цикла «Месяцы» («Времена года») Питера Брейгеля сохранились пять картин . Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю , то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи.

Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено» . На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта - художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.


(1) Лиса . С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча. Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем.


(2) Костер . Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.


(3) Вывеска . Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.


(4) Сорока . В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину «Сорока на виселице», Брейгель неслучайно намекал на неких «сплетников» (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в «Охотниках...», лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.


(5) Коньки . Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие - так возник прообраз современной конструкции конька.


(6) Айсшток . Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.


(7) Игра с мячом и клюшками . Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели.


(8) Деревни . Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.


(9) Горы . Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: «Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна...»

Н.Н. Александров

Анализ картины Питера Брейгеля «Зима» (Охотники на снегу)


В работе анализируется самая известная картина Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) «Охотники на снегу. Зима». Анализ произведен как в визуально-геометрической плоскости, так и в культурном контексте – в ракурсе ментального хронотопа.

ВВЕДЕНИЕ

О месте Питера Брейгеля Старшего в истории менталитета.

Отсутствие Я, герой-группа.

ГЛАВА 1. БРЕЙГЕЛЬ И ТАРКОВСКИЙ

1.1. Брейгель как «альтер эго» Андрея Тарковского.

1.3. Прием космической отстраненности-остраненности.

1.2. Картина как фильм.

ГЛАВА 2 . ПОНИМАНИЕ КАК ПАКЕТ СЛАЙДОВ

2.1. Иерархическая ось, или «мировое дерево».

2.2 Вложенные масштабы пространства.

2.2.1. Границы общинного мира.

2.3. Микромасштаб и мир деталей.

2.3.1. Отсутствие воздушной перспективы.

2.3.2. Мир деталей Питара Брейгеля.

ГЛАВА 3. ХРОНОТОП КАРТИНЫ

3.1. Пространство.

3.1.1. Линейная одномерность.

Индикатор типов линейности.

Геометрическое и природное в линейности картины.

Перекличка по типам линейности.

3.1.2. Плоскостная двухмерность

Проблема рамы.

Весовая структура плоскости картины.

Диагонали и пространственная модель картины.

Кристалл осей.

Пропорциональные доминанты в культурном цикле.

Пропорция картины Брейгеля «Охотники на снегу».

Овальность зрительного поля («поле ясного зрения» и периферия).

3.1.3. Объемная трехмерность

Естественный и искусственный «зонтики».

Визуальные «стрелы».

Сцепленные треугольники осей.

Начало прочтения картины.

Чаша долины.

Переход к перспективе.

Трехмерность зрительного поля и перспектива.

Четыре визуальных смысловых центра.

3.2. Время

Горизонтальная ось «прошлое – настоящее – будущее», или цикл

ГЛАВА 4. СБОРКА

4.1. Пакет значений и смыслов

Принцип «пакета слайдов»

Четверка стихий и разнообразие

4.2 Другие средства выразительности

Фактуры и текстуры

Звуки и запахи в картине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема репродукций

Кадрирование

Колорит

Что приводит к искажениям

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

О месте Питера Брейгеля Старшего в истории менталитета

Когда меня спрашивают, зачем тебе этот Брейгель, почему он так важен и т.п., я отвечаю: он жил в центре истории, в ее середине, и выразил ее.

А почему это так важно? Потому, что всякая вещь или явление полноценно выражает себя именно в середине процесса своего бытия. Если брать человечество в целом и рассматривать его историю, серединой и будет момент, когда жили Босх, Брейгель и Бах. Уже нет угнетающе полного растворения человека в МЫ, свойственного классическому средневековью, но еще нет сегодняшнего безобразного выпячивания «Я» вплоть до полного игнорирования «Мы». Есть равновесие, которым и пронизана эта картина.

Самое важное в смысловом плане, что перед нами середина истории человечества. Если мы посмотрим отсюда назад, в прошлое, то там такой идиллии, пожалуй, не увидим. Относительный мир бывал, но все чаще войны да набеги. Относительная свобода тоже бывала, но все больше рабство и прочее в том же духе. А такая общинная свобода – она очень даже временная. Но ее и Толстой еще наблюдал в натуре у нас. Триста лет, не так уж мало.

Отсутствие Я, герой-группа

Еще раз: соотношение свободы человека и свободы общины (группы) здесь относительно равновесное. Но это как раз тот момент истории, когда просыпается свобода Я в Европе. Преддверие Нового времени.

Посмотрим вперед в историю – скоро возникнет индустриальная цивилизация и явится эта постоянно ускоряющаяся гонка «отдельного человека». Она-то и отрывает человека от Природы и общины. И хрупкая гармония, равновесие, бывшие в истории только раз, разрушится навсегда.

Я как-то писал об этом: именно в позднем средневековье происходит действие большинства волшебных сказок. Может потому мы так и относимся к позднему средневековью, с некоторой долей привитой нам детской любви и веры в эту сказку. И нас на самом деле совершенно не интересует, как оно было «на самом деле».

Что важно – это именно система небольшого поселения как целого, как организма и в ней много живых элементов – людей, животных, птиц. Но в картине нет обособленных единиц, как в итальянском Возрождении. Это простой мир крестьянской общины, без аристократов и интеллигенции. Некого особо выделять и детализировать. Позднее средневековье.

Хотя в других картинах того же времени простая жизнь такого рода чаще служит обрамлением, фоном. У Яна ван Эйка карлики, корабли, дороги, город, бухта – все это не более чем фон для канонической священной сцены (мадонна с младенцем) и главное – портрета заказчика – канцлера.

Рис. 1. Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Роллена.

А Брейгель – он недаром «мужицкий». Он любит свою общинность, хотя все больше посмеивается над ней и ее приколами. И если вводит в картины некие аллегорические и мифологические персонажи, то они в них никак не главные. Главное у него – это вот это биение жизни, суета массы людей. Коллективное Целое.

Брейгель хитрец: он вроде как «фотографирует» этот мир, но во многом создает его из множества наблюдений, поднимаясь до настоящих обобщений. Создает как свой миф. Свою сказку, очень похожую на реальность.

Что интересно, он много чего написал – и здорово, по мере своего времени. Но в рамку гениальности, уже по гамбургскому счету, попала именно эта картина. Очень много людей, которые ее любят. И некоторые даже пытаются объяснить, почему. Попробуем и мы, еще и еще.

Мир картины для нас гармоничен, и это не вопрос вкуса, а вопрос мироощущения, которое излучает художник и содержит его эпоха.

Этот нехитрый тезис на самом деле хитрый. Можно брать многие противоположности и находить как они взаимоуравновешиваются в этой картине. Причем, я имею в виду как содержательные, так и формальные пары.

С точки зрения современного молодого, энергичного и рвущегося вперед человека все это старье, почти серая фотография прошлого – и не более. Такая установка индивидуализма понятна, поскольку ему должна соответствовать яркость, скорость, мелькание, рывок, обгон и т.д. А здесь тихая и слегка «серая» жизнь, настолько неторопливая, насколько это бывает в детстве. И такая же важная, как все события любого дня детства – очень длинного.

А самое главное отличие – в картину заложены совершенно иные значения, порождающие у нас при прочтении свои личностные смыслы. Что характерно, значения и смыслы настроены на уравновешивание, некую забытую норму. Все в этом засыпанном снегом мире настроено на ритмы природы и на гармонию с ней, согласование, сопряжение.

Вот и вся разница с миром сегодняшним. И в каком мире жить приятнее? Ответ очевиден. Вот почему многие современные игры и целые виртуальные миры типа «Властелина колец» Толкиена просто черпают материал оттуда, из этого времени истории, слегка переиначивая и комбинируя его элементы – чисто в постмодернистическом ключе. Но в итоге часть современной молодежи все так же бегает в капюшонах с луками по лесу. Как и тогда.


Рис. 2. Молодежные субкультуры: средневековые мотивы стилизации.

Часть первая доступена в
Часть вторая доступена в

Н.Н. Александров, Анализ картины Питера Брейгеля «Зима» (Охотники на снегу) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17167, 02.01.2012