Аркадий отцы и дети воспитание. "Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева

Аркадий Николаевич Кирсанов родился в благополучной семье, где царила любовь и понимание. Его отец – Николай Петрович Кирсанов был кандидатом, закончившим университет, и работал в министерстве уделов, пока не познакомился с матерью Аркадия – Марией. После женитьбы, отец и мать переехали жить в деревню, где она выращивала цветы, а он иногда ездил на охоту.

Вскоре у них родился сын – Аркадий. Он был тихим, хорошим мальчиком. Когда Аркадию было десять лет, мать его скончалась и отец, с трудом перенеся этот удар, занялся хозяйственными делами. Когда сын достиг студенческого возраста, отец повез его в Петербургский университет и прожил там с ним три зимы. Позже, отец остался в деревне и не смог приехать, а Аркадий окончил университет и получил звание кандидата.

Проведя детство в любящей семье, Аркадий и сам вырос добрым душей и любящим сыном.
Вернувшись в родной дом, он увидел, что край его небогатый, а люди недовольны и ленивы. Ему захотелось что-то поменять, улучшить, но что - он пока не знал.

«Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

Вспомнив детство и годы, проведенные в этом доме, он был несказанно рад вернуться сюда снова, окунуться в родные запахи и видеть родные лица и предметы.

« Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».

В отсутствие Аркадия дома, его отец полюбил и принял в дом молодую девушку, которая родила ему сына. Николай Петрович сильно переживал, как это воспримет его сын, но Аркадий был очень рад за отца.

«Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает»

Аркадий помнил и ценил то, что отец никогда не стеснял его личной свободы, от того и сам понял его, чем несказанно обрадовал и утешил старика.

У Аркадия был друг - Базаров, в котором он видел своего наставника и во всем ему подражал. Они часто спорили, но Аркадий всегда был побежденным в этих спорах. Видимо из-за того, что Базаров был несколько старше его и имел свою личную точку зрения, отличимую от других. Они были нигилистами, отвергающими все каноны и авторитеты.

В спорах Аркадий старался показать все свое красноречие и понимание, стремясь к тому, чтоб друг его уважал.

В присутствии красивых дам молодой человек сильно робел и не находил слов для общения. Так же он не мог похвастаться умением танцевать.

«Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда при первых звуках мазурки он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова».

Но привыкнув к собеседнице, он мог уже спокойно с нею разговаривать. Познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, Аркадий сначала оробел, но вскоре уже рассказывал ей о своем отце и дяде, ощущая себя счастливым от того, что находится рядом с такой женщиной. Она была немного старше него и видела в Аркадии только младшего брата, что очень печалило парня, так как он быстро влюбился в нее.

«…казалось, она ценила в нем доброту и простодушие молодости – и только».

Находясь рядом с Одинцовой, Аркадий чувствовал себя неловко, не зная чем заинтересовать ее.

«…и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод».

У Одинцовой была младшая сестра Катя, с которой Аркадий мог быть самим собой. Ему было с ней легко, и они могли разговаривать на разные темы.

Когда Аркадий приехал в имение Одинцовой с письмами ее покойной матери, он остался там на несколько недель. В это время, проведя с Катей все дни, он понял, что любит именно ее. Так же он понял, что изменился и все наставления и взгляды Базарова ему чужды. Он не захотел больше уподобляться ему.

Ему было так приятно прямо разговаривать о вещах, которые его интересовали, не боясь осуждения со стороны.

«…недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине».

Полюбив по-настоящему, он понял, что не там искал свои идеалы, и не те задачи себе ставил. Вскоре, они с Катериной поженились, и у них родился сын – Николай.

Аркадий нашел свое место под солнцем и стал очень счастливым.

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению

»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах , обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»

Аркадий по натуре добр . Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»

Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей , жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».

Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.

На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Таким образом , Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой… Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.

При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ». Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.

Обижает , но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»

Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»

Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».

Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

оложных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой… Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.

При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ». Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку.

и настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.

Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Павел Петрович Кирсанов - аристократ, щеголь, красив, приятен в общении. Ему под пятьдесят. Волосы седые. Одевается модно. Усы у него душистые. Ничего не делает, много философствует. Был влюблен в княгиню всю жизнь. Жил за границей. Приехал в Россию, поселился в деревне брата. Любит спорить об аристократизме, материализме, крепостном праве, литературе,искусстве. Использует много иностранных слов. На стороне " бывших. " Базаров - Кирсанову: “...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”. "“Аристократизм, либерализм,прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и... бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны” (Базаров о его речи). Николай Петрович о Павле Петровиче: ""...Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый..."

Тургенев с уважением относится к принципам Кирсанова, его отношению к искусству, литературе, к природе. Но бездеятельность ему не мила.

Аркадий Николаевич Кирсанов - дворянин, 23 года, имеет университетское образование. Он только что окончил университет. Потомственным дворянин: "...Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки..." Он "...либеральный барич..." Он "...так весело... посмотрел на отца..." , которого очень любит. Аркадий преклоняется перед Базаровым: "...Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся..." "...Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)..." Он желает казаться старше, чем есть и "<...> без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы..." Хочет быть нигилистом, но в любовь верит и женится на Кате, став хорошим мужем. От Базарова постепенно отходит. Базаров называет его " птенцом" и " неженкой ". Аркадий называет себя нигилистом, но не верит в него: "...Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий..." "...Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!.." "...Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом..." "...Аркадий сибаритствовал, Базаров работал..." Одинцова об Аркадии: : "...Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен..." "...Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!.." Аркадий - справедливый человек: "...Надо быть справедливым, Евгений..."" У Аркадия нежная душа: "...Ну, не сердись, неженка"...Ты славный малый; но ты все-таки мякенький..." Аркадий Кирсанов о природе: "...Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!.." "...Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом..." Также о музыке: "...вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку..." Простой человек, легко отказывается от своих взглядов.