Истинные и ложные ценности. Верность своему призванию. Жизнь и её ценности – истинные и ложные

Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита".

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах развития жизни.

А что такое истинные и мнимые ценности. Истинные ценности – это то, что важно всегда, везде и при любых условиях. Они одинаковы для всех людей.

Истинное творчество

Честность

Свобода личности

Мнимые ценности - это попытка замены основной и единственной цели человека целью вспомогательной. Их реализация несёт в мир зло и несчастье другим людям.

«квартирный вопрос»

Жажда личной выгоды

Предательство

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь.Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Вознаграждение: Мастер и Маргарита обретают вечное счастье и вечный покой.

Истинное творчество: . В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе Из диалога видно, что творчество этих писателей однобоко и является ложным.

Наказание: Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Однако он осознаёт бесполезность своего лжетворчества и обещает Мастеру больше ничего не писать.

Деньги. В романе эта мнимая ценность затронула два мира – древний ершалаимский и современный. Равнодушным к деньгам остался лишь Воланд со своей свитой. Иуда, который предал своего друга за 30 серебряников, жители Москвы, которые жадно ловили деньги, падающие с потолка в варьете, барон Майгель – все они «служили» этой мнимой ценности.

Наказание: Иуда и барон Майгель были убиты, а жители Москвы получили хороший урок за свою страсть к деньгам, когда их купюры превращались в простые бумажки а одежда таяла на глазах. Понёс наказание даже Босой, который не устоял перед возможностью получить лёгкие деньги.

Свобода личности. Вспомним Московскую Ассоциацию Литераторов. Её руководители создавали огромное количество бесполезных клубов и кружков, для того, чтобы полностью занять всех участников. Причём способности и таланты людей не имели никакого значения. Иными словами, человек был обязан выполнять различные постановления, и ни о какой свободе здесь не могло идти и речи.

Наказание: Свита Воланда заставляет всех этих руководителей петь без остановки, чтобы показать, какого это, делать что-либо против своей воли, без желания и способностей.

Итог: Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять их гнету. Человек не может быть счастлив, если большое количество времени тратит на мнимые ценности, потому что они делают его жизнь пустой.

Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе с примерами и цитатами из текста.

Широко известен тот факт, что Лев Николаевич Толстой был благосклонно принят при дворе и какое-то время вращался в избранных кругах. Однако с возрастом писатель начал осознавать, как много лжи и фальши скопилось в этом высшем обществе, как притворно люди ведут себя по отношению друг к другу, как бесчестье прикрывает себя вуалью аристократического происхождения. Постепенно он покинул свет и начал искать правду среди простых крестьян и ремесленников, с которыми общался и открывал для себя много простого, но, в то же время, нового и удивительного. Именно поэтому в своей книге «Война и мир» автор поднимает тему истинности и ложности наших ценностей, понятий и принципов.

Абсолютно все составляющие в романе, начиная с названия и заканчивая идеями, строятся на контрастах: Кутузов и Наполеон, военные баталии и мирные сцены, искренние герои и лжецы. Противопоставляя одно другому, Толстой дает понять, что есть истинное и ложное в красоте, патриотизме и любви. Каждый человек должен определить это для себя, чтобы лучше понять мир, людей и, конечно же, самого себя.

Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть настоящие и ложные, квасные патриоты. К примеру, многие дворяне перестали говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны, когда началась война 1812 года. Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы, и вовсе источал из себя безвкусные, наигранные, ура-патриотические воззвания, и это вместо того, чтобы действительно помочь и поддержать напуганных, отчаявшихся людей, покидавших родную землю.

Истинный патриотизм проявили простые люди, которые, будучи небогатыми, все равно сжигали свои дома, вещи, пашни, лишь бы ничего не оставить врагу, не помогать ему пожитками и кровом добраться до Москвы. Оставшись обездоленными, эти неизвестные герои шли в леса и организовывали партизанские отряды, а потом наносили французам сокрушительные удары, рискуя жизнью ради освобождения родины. В то же время многие дворяне не видели разницы между русским царем и иностранным захватчиком: свои личные интересы они ставили выше национальных. Они спокойно принимали захватчиков и лебезили перед ними ради сохранения своих привилегий.

Истинный и ложный героизм в романе Война и мир

Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?

В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.

Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Толстой описывает множество некрасивых женщин, ведь его задача – изобразить правду жизни. Например, о Наташе Ростовой он пишет: «Некрасивая, худая…», не забывает упомянуть некрасиво растянувшийся рот плачущей девушки, ее угловатость и несовершенства на лице. О княжне Болконской он и вовсе высказывается прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Зато завсегдательница салонов и балов Элен — ослепительная красавица. Она великолепно сложена, ее плечи вскружили даже самые горячие головы.

Однако истинная красота для Толстова заключается не во внешности: «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости». Душа этой девушки была прекрасна и светила изнутри, когда ей давали волю. Наташа Ростова тоже красива в своем милосердии и простосердечии. Так же ее несравнимая ни с чем прелесть проявлялась в творчестве, ведь Наташа великолепно пела и талантливо танцевала.

Таким образом, истинная красота всегда выражается в естественности, доброте, творчестве, но никак не в аппетитных формах, лишенных духовного содержания. Тому, кто не понимает истинной красоты, не обрести счастья и гармонии в жизни, как Пьеру Безухову, который обманулся в Елен.

Смысл романа «Война и мир» заключается в перманентом движении к истине, ведь только те герои, которые смогли это движение совершить, поняли себя и обрели счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Михаил Афанасьевич Булгаков потратил на создание романа «Мастер и Маргарита» десять лет. Он начал писать его в 1929 году, а закончил в 1938 году. На протяжении всего романа мы видим, как менялось сознание писателя, его мысли. Мы можем проследить в произведении и страх, и горе, и радость, и множество других эмоций. Но одно на протяжении всего романа остается неизменным – это отношение автора к человеческим ценностям.

В своем произведении М. А. Булгаков с первых страниц заставляет читателя задуматься об истинных и мнимых ценностях, но что такое ценности? Я считаю, что это человек считает наиболее важным в своей жизни, чему придает большее значение. Для многих людей огромную важность имеют любовь, дружба, семья, вера. Однако в своем романе М.

А. Булгаков показывает нам, что это не всегда так. Есть и люди, ставящие превыше всего деньги, славу, престиж. Я считаю, что конфликт между людьми с мнимыми и людьми с истинными ценностями является одним из главных в произведении.

В первой главе романа Берлиоз с Иваном Бездомным гуляют по патриаршим прудам. Они обсуждают поэму, которую сочиним Иван Николаевич. Редактор «Заказал у поэта большую антирелигиозную поэму», однако в его произведении Иисус получился «как живой», что и не понравилось Берлиозу. Вся эта сцена призвана обличать искусство. Творчество писателей «МАССОЛИТа» является ложным, сделанным на заказ, а это противоречит цели искусства – свободному самовыражению автора, его честному общению с читателем.

Другая ложная ценность, занимающая главное место в романе – деньги.

Равнодушными к ним остаются только Воланд с его свитой, а также Мастер и Маргарита. При выступлении Воланда в Варьете люди ловили деньги, бегали за одеждой. Каждый пытался забрать себе больше, чем другие. За это они и были наказаны: деньги превратились в простую бумагу, а одежда исчезла.

Но ошибочно полагать, что у героев романа нет истинных ценностей. Главными из них в романе являются любовь и вера. Пример Мастера и Маргариты показывает, что любовь способна на многое. Ради Мастера Маргарита терпит мучения на балу, даже не будучи уверенной в том, что ей вернут ее любимого. Ради того, чтобы быть с Мастером, она продает свою душу дьяволу. Маргарита обладает поразительной силой духа, а ее любовь к Мастеру настолько сильна, что, кажется, нет ничего, что могло бы помешать им быть вместе. И даже смерть не может разлучить влюбленных.

Итак, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ключевых произведений писателя. Он показывает нам, что в мире множество ложных ценностей, и только человек, обладающий истинными ценностями, может справиться с любыми трудностями. Так, Маргарита, сумела отправиться на бал Сатаны ради встречи с Мастером, справиться с болью и страхом и в конце концов обрести счастье и покой со своим любимым.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ставит своих героев перед нравственным выбором, заставляет их размышлять об истинных и мнимых ценностях жизни, о цели существования и законах бытия. Неоспоримой и высшей ценностью в романе выступает любовь. Именно она способна изменять все вокруг и преодолевать самые сложные препятствия. В самом начале произведения автор знакомит нас с двумя литераторами Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным .

Из их разговора становится ясно, что их творчество ложно и однобоко. В наказание Берлиозу отрубает голову трамваем, а Бездомный попадает в психиатрическую клинику, где встречает настоящего писателя с верными ценностями. Иван сам осознает бессмысленность своей поэзии и обещает Мастеру впредь ничего не писать. Таким образом, по версии Булгакова творчество может быть истинным и мнимым. К другим спорным материям он относит свободу личности и дружбу.

Например, в Московской Ассоциации Литераторов руководители создали огромное множество никому не нужных кружков, лишь бы как-то занять время участников. В наказание свита Воланда заставила их петь без остановки, чтобы они почувствовали, каково это делать что-то без особого желания и без способностей. Тема дружбы в романе тесно переплетается с нравственными проблемами. По мнению автора счастлив тот, кто находит дружбу в любви и каждому воздается по его вере.

Лучшим примером дружбы можно назвать тесную связь между Мастером и Маргаритой и добросердечные отношения между простым смертным Га-Ноцри и могущественным Понтием Пилатом . Мнимой и явно ложной ценностью автор представил деньги. Как в ершалаимском мире, так и в современной Москве они ведут к отрицательным последствиям. Две тысячи лет тому назад за тридцать серебряников Иуда продал Га-Ноцри, за что был впоследствии убит.

А в Москве 1930-х годов люди теряют головы от неожиданного денежного дождя, устроенного Воландом в театре Варьете. В наказание все купюры, которые они жадно собирают, позже превращаются в обыкновенные бумажки. Особое наказание было предъявлено председателю жилтоварищества дома на Садовой, который страдал манией взяточничества. Ему было предъявлено обвинение за спекуляции с валютой. Единственными героями, которые оставались равнодушными к деньгам, были Воланд и его приспешники.

Нужно отметить, что Маргарита также не была во власти денег. Её интересовали лишь личное благополучие с Мастером и достойная оценка его творчества. Если составить два отдельных списка истинных и мнимых ценностей, затронутых в романе, то к первым примкнут любовь, дружба, истинное творчество, свобода личности, вера и честность. А под вторую категорию подойдут деньги, лжетворчество, «квартирный вопрос», предательство и жажда личной выгоды.

Подводя итог, можно сказать, что Булгаков, разделяя мир на истинное и мнимое, выделял сильных и слабых людей. Сильные люди могли противостоять ложным ценностям и их гнету, а слабые нет.

Универсальная природа как на Земле, так и в космосе, проявляет себя в двух аспектах, один из которых мы называем высшей природой, соответствующий Божественной истине, другой её аспект мы называем низшей природой, который на поверхности кажется противостоящим Божественному. Если высшая природа воплощает в себя идею абсолютного знания и всеобщего единства, то низшая природа под покровом неведения стремится к максимальному всеобщему разделению. Высшая природа - это в основном царство богов или дэвов, а в низшей природе правят бал асуры, имеющие свою иерархию сил. Для богов или дэвов (В индийской ведической культурной традиции дэвы - это боги, в авестийской же традиции, дэвами называются асуры. Автор придерживается ведической терминологии - прим. ред.) характерно восприятие и осознание реальности мира изнутри, в то же время асуры воспринимают реальность мира только с его внешней стороны. Отсюда, дэвы осознают суть событий в их единстве и смысл, и цель всего происходящего в мире; асуры же, отделенные пеленой неведения от истинной сути всего сущего во вселенной и от её цели, способны воспринимать и манипулировать только материальными ценностями этого мира. Для них недоступно постижение истинной цели, так как это возможно только при восприятии реальности мира в его неразрывном единстве, от которого они отделены неведением. В связи с этим они для его познания и овладения им, используют разделение. Дэвов и асуров можно сравнить с людьми, имеющими нормальное и близорукое зрение. Рассматривая картину, дэвы видят её всю целиком, а асуры могут её рассматривать по частям и, поэтому, вся картина для них недоступна. Они подобны трём слепым, изучающим слона, каждый из которых при этом воспринимает только его часть. После такого рода восприятия, по результатам своих исследований, они могли бы высказывать свои мнения, каждое из которых было только частью знаний, но не всем знанием. Отсюда следует вывод, что люди, являющиеся проводниками и исполнителями асурической воли не могут знать истинной цели всего сущего во Вселенной и, конечно же, на Земле. Не зная истинной цели, они подменяют её различными планами, выполнение которых становится их целью.

Асурические силы, пораженные слепотой неведения, не в состоянии осознать непреодолимый поток Божественной эволюции, в котором они только исполнители Божественной воли, а немногие из них, которым дана возможность осознания этого потока, пытаются противостоять ему. Но как те, так и другие не знают, что любые их действия санкционированы Божественным для его собственных целей, которые им знать во всей полноте, не дано.

Есть одна очень важная особенность влияний и взаимодействий всего сущего во Вселенной - они происходят по созвучию. И следствием этой особенности является трансформация человеческой личности, когда она в чем-либо созвучна силам универсальной природы.

Человек, в отличие от асуров и дэвов, содержит в себе все бесконечные возможности Вселенной и те из них, которые созвучны вибрациям асуров, при их влиянии не только раскрываются, но и разрастаются, оттесняя все остальные человеческие качества. В то же время, человек не может что-либо изменить в асуре, имеющего только те возможности, которые направлены на раскрытие в человеке всего низкого, деструктивного. Отсюда, внешний проявленный мир - это поле низшей природы, на котором раскрываются возможности, имеющие низкие деструктивные вибрации. Это раскрытие необходимо для того, чтобы отделить «пшеницу от плевел», а для людей, идущих духовным путём - осознание своих несовершенств с целью их трансформации.

Человек принадлежит универсальной природе, соответственно он так же разделен на два полюса - один из которых находится под влиянием высшей природы, другой - низшей. И если первый обращён к Божественной истине и находится под влиянием Божественных сил, то второй, к которому относится внешняя часть человеческого существа, обращён к ценностям проявленного мира и находится во власти асуров. Это асур пытался соблазнить Иисуса Христа, когда говорил ему что даст власть над всеми царствами земными, если он, падши поклониться ему. Это о нём Иисус Христос сказал обличающим его: «Ваш бог дьявол». Разве не исполняют волю асура люди, стремящиеся к власти и богатству? Не через них ли он удовлетворяет свою страсть к безраздельной власти и поклонения ему, и не они ли вполне сознательно подготавливают человечество к приходу зверя (антихриста), развращая религии и растлевая человеческие души? В настоящее время повсюду распространяется символ его имени - «666» (Апок. 13, 18.). эти люди не только подготавливают человечество к приходу зверя, создавая ту атмосферу, которая созвучна ему, но везде размещая символы его имени, они как бы приглашают его поторопиться со своим приходом. Примером может быть штрих-код. Далее я беру цитату из книги С. В. Вальцева - «Закат человечества»: Штрих-код - номер как номер, если бы не одно НО. В каждом штрих-коде зашифровано число 666. А значит, любой товар, а теперь и наши документы помечены знаком Антихриста. Действительно ли это так? Каждому знакома белая этикетка на упаковке с чёрными полосками и цифрами под ними…

Изобрели этот способ записи чисел в XIX веке в США. Штрих-код говорит о стране производителе, качестве, наименовании, иногда стоимости продукта. Современный штрих-код - это компьютерный тип счисления, где каждой цифре соответствуют разные по толщине линии.

Любой человек может убедиться, что в каждом штрих-коде в начале, в середине и в конце имеются тонкие близлежащие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных. Называются они «параллелями безопасности». Правда, эти линии не подписаны никакими цифрами, но они графически тождественны только одной цифре - шесть. Получается, что абсолютно любой штрих-код включает в себя три шестёрки. Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: «использование знака цифры 6 в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости».

Таким образом, «князь мира сего» и исполнители его воли строят на Земле свой рай, который, конечно же, будет соответствовать их основной сути. Для примера, лягушка, если бы это было для неё возможно, построила бы на Земле свой болотный рай. А что творят в современном мире исполнители воли асуров, очень хорошо показал в своем фильме «Кин-дза-дза» режиссёр Данелия Георгий Николаевич.

Когда Шри Ауробиндо сказал, что надо жить изнутри, он имел в виду, что человек в своей деятельности в этом мире должен опираться на своё сердце. Осознавать мир изнутри - это способ восприятия реальности Вселенной богами или дэвами. Жить изнутри, - это значит, не быть привязанным к этому проявленному миру, живущему по асурическим принципам, ведущим человечество к деградации, и в то же время, использовать реальность этого мира для восхождения сознания. Для человека, живущего изнутри, не требуются какие-либо моральные правила или законы, потому что жить изнутри - это значит, быть в высшей гармонии со всем миром

Сознание человека имеет два полюса - один из них обращён во внешний мир, другой - во внутренний. И если во внешнем мире царствует низшая природа, то во внутреннем - высшая. Асурические силы не заинтересованы в том, чтобы человек воспринимал изнутри мир внешних ценностей, так как в таком случае он уходит из-под их влияния.

Только те ценности этого мира могут быть истинными, которые созвучны божественной истине. Те же, которые звучат в диссонанс с ней - это ценности ложные. Возможно еще и другое определение: истинные ценности не привязывают человека к ценностям материального мира и не делают его зависимым от них. И есть ещё одна важная особенность - движение в сторону истинных ценностей всегда требуют волевых усилий, в то же время ложные ценности сами по себе заманчивы и от человека не требуется каких бы то ни было усилий, чтобы двигаться в их направлении, требуется только молчаливое согласие, которым они тут же воспользуются и сделают его зависимым от себя, и соответственно, в последствии трансформируют его мировоззрение. При этом происходит своеобразная психическая кастрация человека, после которой он перестаёт замечать всё, что созвучно Божественной истине, а в сердце его стихает голос совести. Теперь человек не будет искать высокой гармонии в своих взаимодействиях с миром, и его вполне устроит или гармония чувственная или же гармония ментальная, опирающаяся на эго и внешние законы и правила.

Истинные и ложные ценности имеют своё различие только внутри человека, во внешнем же мире они неразличимы. Во внешнем мире - это только грани одной и той же реальности. Поэтому, если человек живёт умом своим, поддерживаемым телом желаний, то для него ложные ценности будут истинными, а истинные - ложными. Среди ложных ценностей особое место занимает фетишизм. Фетиш - это то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения (Словарь иностранных слов Л. П. Крысин изд. Эксмо 2008 год). К фетишу относятся очень многие грани реальности этого мира, которые могут носить для человека, как созидательный, так и разрушительный характер. Это связано с тем что фетиш суживает сознание человека и этим самым не позволяет ему воспринимать реальность такой, какова она есть в действительности. Например, на социальном плане для нас является авторитетным социальное положение человека, хотя это положение является только маской, замещающей истинное лицо этого человека. Но мы некритичны, потому что фетиш вызывает у нас безусловное признание социального статуса человека и соответствующие этому статусу его психологические особенности. Мы совершенно некритично относимся к так называемому священному писанию. Мы верим, что оно священно даже тогда, когда в нём утверждается ложь, агрессия, предательство и многие другие низкие стороны человеческой психологии. Слепая вера опасна тем, что человек не видит реальность такой, какова она есть в действительности. Различные высказывания авторитетных для нас лиц, даже если эти лица неприятны для нас, могут в значительной мере изменить наше отношение к реальности, о которой высказываются эти авторитетные лица. А чего стоят различные праздничные даты, которые действуют на человека как спусковой крючок. И мы сами толком не понимаем, почему нам в назначенный праздничный день празднично. Нам покажут фейерверк и мы приходим в праздничное настроение. Мы придаём истинное смысловое значение слову «демократия», хотя это слово уже давно является только маской, за которой царят беззакония и ложь. Если внимательно присмотреться ко всему, что окружает человека, то легко обнаружить, что люди живут среди символов, во многом символичной жизни, среди которой фетиш занимает почётное место.