Какие девушки нравятся григорию антипенко. Истинное лицо актера григория антипенко. Что самое важное в профессии актера

Театра и кино.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Анонс программы «Культура» актёр театра и кино Григорий Антипенко. 10.06.2018г.

    ✪ Григорий Антипенко и Мария Машкова в фильме Черная метка

    ✪ Григорий Антипенко: семья, роли, увлечения

    ✪ Васильки для Василисы, фильм (2012)

    ✪ "Мой любимый лётчик" 2016 2017 HD Премьера комедия,МЕЛОДРАМЫ НОВИНКИ 2017 Русские фильмы и сериалы

    Субтитры

Биография

После окончания школы поступает в фармацевтическое училище по специальности аптекарь-фармацевт. Однако по профессии работает недолго, уставая от монотонности. Григорий искал себя в различных направлениях: закончил бухгалтерские курсы и подготовительные в юридический вуз, за недолгое время успел поработать в рекламном агентстве, социальным работником, менеджером, а также изготовителем факсимильных копий (копий музейных экспонатов) на «Мосфильме»: «Это был безумно интересный период, зарабатывал копейки, буквально экономил на еде», - говорит об этом периоде своей жизни Григорий. Но быстро понял, что все это не его: «Я считаю, что каждый человек должен искать себя, как говорится, до последнего. Лучше искать себя и не найти, чем успокоиться на чём-то посредственном и в результате не получать от жизни и работы никакого удовольствия».

Ещё в юности он занимался в театральной студии «Свеча» при ДК Савеловского района, но об актерской профессии всерьез не задумывался, пока в 22 года судьба не привела Григория в «Сатирикон », где он проработал 2 года монтировщиком сцены. Пересмотрев множество спектаклей и, увидев театральную кухню изнутри, Григорий постепенно пришёл к мысли, что нужно искать себя в творческой среде. Параллельно с этой работой начал заниматься в подготовительной группе при Школе-студии МХАТ , пробуя свои силы, как актёр. И в 1999 году поступил в Щукинское училище , мастерскую Родиона Овчинникова . Уже на четвёртом курсе Антипенко дебютировал в кино, снявшись в эпизоде сериала «Кодекс чести», некоторое время играл в «Классном театре», театре Маяковского . По окончании училища в 2003 году был принят в труппу театра «Et cetera », где задействован в спектаклях: «Парижский романс», «Тайны тетушки Мэлкин». За роли в спектакле «Парижский романс» в театре «Et Cetera» в 2004 году Антипенко был номинирован на ежегодную театральную премию «Московские дебюты». Участвовал в спектаклях: «Прекрасные люди», «Кони привередливые», «Старый сын с преогромными крыльями», «Дон Кихот из Ламанчи».

В это же время Григорий начал успешно сниматься в кино. Несмотря на то что, его герой Платон Амелин в сериале «Талисман любви» - персонаж отрицательный, у актёра появляются первые поклонники его творчества. Но всеобщая известность приходит во время съёмок в сериале «Не родись красивой », где он играет президента модного дома «Зималетто» - Андрея Жданова. Григорий и его герой не имеют ничего общего, тем не менее свою роль он исполнил просто блестяще, изучив и проработав все стороны своего персонажа. Как говорит актёр, эта роль стала для него настоящей школой мастерства: «Мне надо было понять моего персонажа, понять человека, у которого нет проблем. Поэтому мне было интересно „делать“ этого героя». В 2006 году за роль Андрея Жданова Григорию была вручена украинская народная премия «Телезвезда», как лучшему телеактёру года.

После завершения съёмок «Не родись красивой» Антипенко начинает активно сниматься в кино: в ироническом детективе «Человек без пистолета», в комедии «Луна-Одесса», в историческом фильме «Заговор», мелодраме «Разлучница», драме «Этим вечером ангелы плакали», за которую на фестивале имени Сергея Герасимова «Любить человека» в Челябинске Григорию был вручен приз за «Лучшую мужскую роль».

Помимо съёмок в кино, Григорий играет профессора Хиггинса в антрепризном спектакле «Пигмалион» реж. П. Сафонова по одноименному произведению Б. Шоу. За смелый творческий эксперимент спектакль был отмечен специальным призом жюри фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске в 2007 году. Также участвовал в спектаклях «Результат налицо», реж. Житинкин и спектакле «Орфей и Эвридика», реж. П.Сафонов.

В 2012 году Антипенко стал слушателем Высших курсов сценаристов и режиссёров .

Летом 2013 Антипенко был зачислен в труппу театра им. Вахтангова .

Спектакли с участием Григория Антипенко неоднократно получали международную театральную премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». В 2012 году в номинации «Лучшая антреприза» победил спектакль «Одесса 913», реж. Р. Ю. Овчинников . В 2013 году так же в номинации «Лучшая антреприза» спектакль «Двое на качелях», реж. А. А. Кирющенко . В 2014 году в номинации «Лучший музыкальный спектакль» - «Отелло», режиссёр-хореограф А.Холина .

Личная жизнь

Фильмография

  • «Дон Кихот из Ламанчи»
  • АНО «Театральный марафон»

    • «Пигмалион» - профессор Хигинс

    Театральное агентство Гагарин Продакшн

    • «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» - Джонни, телеведущий

    Продюсерская Группа «ТЕАТР»

    • «Результат налицо» - Альфред

    Другой театр

    • «Орфей и Эвридика» - Орфей

    Театр Вахтангова

    • «Медея» - Язон
    • «Отелло» - Отелло
    • «Улыбнись нам, Господи» - «Палестинец»

    Театр Ермоловой

    • «Одесса 913» - Беня Крик

    Современный театр антрепризы

    • «Двое на качелях» - Джерри
    Год Фильм/сериал Название Роль
    2002 с Кодекс чести
    2002 с Кодекс чести 2
    2003 с Операция «Цвет нации»
    2004 с Против течения
    2004 с Голова Классика Григорий
    2005 с Талисман любви Платон Амелин, фокусник и мошенник
    2005-2006 с Не родись красивой Андрей Жданов
    2006 ф Шекспиру и не снилось Степанов / Разбойник / Белл
    2006 с Юнкера Поручик Бек-Агамалов
    2007 с Человек без пистолета Михаил Саблин
    2007 ф В ожидании чуда Пассажир в самолёте
    2007 ф Заговор Михаил Комиссаров, полковник жандармерии
    2007 ф Луна-Одесса Борис
    2008 ф Этим вечером ангелы плакали Иван Никитин
    2008 с Разлучница Виктор Антонов
    2008 с Провинциалка Константин Градский
    2008 ф Альпинист Виталий Долинцев
    2008 ф Враг номер один Геннадий
    2009 ф М+Ж Роман Емельянов
    2009 ф Москва, я люблю тебя! Сергей Александрович
    2010 ф Возвращение в "А" Военврач
    2010 ф Допустимые жертвы Максим
    2010 д/ф Военная контрразведка. Наша победа. Операция "След"
    2010 ф Обратный путь Пётр Фролов, геолог
    2010 с Сердце матери Поляков
    2010 м/ф Рапунцель: Запутанная история Флин Райдер (озвучка)
    2010 с Последняя минута Федор Ситников
    2010 с Черная метка Максим Ерошин
    2011 с Возмездие (телесериал) Максим Третьяков
    2011 с Весна в декабре Вадим Волков
    2011 с Спасти мужа Сергей Князев
    2011 с Пуля-дура 4 Сергей Волков
    2011 с Пуля-дура 5 Сергей Волков
    2012 ф После дождичка в четверг матрос Сашка
    2012 с Верю Иван
    2012 ф Отдам жену в хорошие руки Женя
    2012 ф Васильки для Василисы Василий
    2012 ф 45 секунд Андрей Матонин
    2012 м/ф Тэд Джонс и Затерянный город

    Играет следователя Алексея Полякова. Друг трагически погибшего мужа главной героини, он единственный, кто не отвернулся от отчаявшейся женщины, единственный, кто верит в ее правоту и помогает в поисках пропавшего ребенка. В общем, настоящий рыцарь, благородный, заботливый, бесстрашный. Таких "подарочных" мужчин Антипенко переиграл великое множество, и потому к своему герою относится с долей иронии. Нам удалось поговорить с актером прямо на съемочной площадке. Пока гримеры колдовали над прической Григория, завивая непослушные локоны и делая укладку, он рассказал о новой роли, о комплексах, творческих поисках, открытиях и бриллиантовых стульях.

    - Григорий, в этом проекте у вас главная роль. Интересно играть?

    Не могу сказать, что это центровая роль. Основное действие ведет главная героиня, которую играет Оля Будина . Я стараюсь ей всячески помогать - там, где нужно мужское вмешательство. На кого-то прикрикнуть, кого-то прижать слегка. Но так, в незначительной мере. Каких-то серьезных творческих открытий роль не предполагает - так прописан сценарий. Но это нормально.

    - А были в последнее время работы, которые стали открытием?

    В основном театральные. Спектакль "Результат налицо", например. Репетиции шли сложно, но то был творческий поиск, вылившийся для меня в совершенно новую краску, которой я раньше не пользовался. Это позволяет мне чувствовать, что я не одноплановый актер и в потолок еще не уперся. И достаточно многие люди отзывались о спектакле неплохо - значит, что-то получилось, и это приятно. А все остальное - это работа.

    - То есть по большей части работа и удовольствие для вас - вещи несовместные?

    Сложно сказать. Работа - это хорошо в любом случае. Хуже, когда ее нет. Поэтому грех жаловаться. Я сейчас стал более мягким в оценке происходящего… Видимо, постарел и стал спокойнее на все реагировать. А конкретно на этом проекте интересный сценарий, да и коллектив хороший. И я благодарен людям, что они ежедневно помогают мне не воспринимать работу как некую каторгу и составляют мою повседневность - в общем, неплохую.

    И все же складывается впечатление, что вы не очень довольны собой, ролями, что вам предлагают… Но при этом не отказываетесь от них.

    К сожалению, иногда я вынужден идти на какие-то компромиссы. У меня есть семья, и ее надо кормить. Режиссеры видят меня в определенных образах - я отчасти заложник прежде сыгранных ролей, фактуры. В ситуации, когда я сознательно понижаю планку и соглашаюсь на некачественный сценарий и не очень интересную роль, стараюсь, естественно, что-то все же делать новое. Иногда удается.

    Кстати, о семье. "Сердце матери" в очередной раз утверждает незыблемость семейных ценностей. А вы сами хороший отец? Или все же "так себе", как признались в одном интервью?

    Может, я и был бы хорошим отцом, если бы у меня была другая профессия и я был другим человеком. Мне сложно удержаться дома, на одном месте. Не могу. День-два максимум, и меня подрывает, я должен куда-то лететь, что-то делать, иначе превращаюсь в амебу и перестаю сам себя любить и уважать. Какой-то мотор внутри работает, часы какие-то тикают, постоянно напоминают, что еще не прошел тот период, когда нужно действовать, куда-то спешить, кого-то спасать, искать собственную душу и прочее… Поэтому моим детям, наверное, не хватает отцовского внимания, но выбора у них нет - такой уж папка им достался. Мой отец в свое время тоже очень много ездил в командировки, хотя все равно больше уделял нам внимания. Правда, тогда времена были поспокойней, была стабильность. Субботы и воскресенья всегда отводились нам. А я сейчас этим похвастать не могу. Дай бог, раз в две недели встречусь со своим старшим сыном, а маленьких детей отвез в Черногорию, и вообще неизвестно, когда в следующий раз их увижу. Получится - буду вырываться на день-два. Это жизнь, это нормально. Хотя всегда хочется, чтобы было иначе.

    Я слышала, в плане вот этого вечного поиска вы себя сравниваете с Остапом Бендером. Как думаете, близок тот день, когда вы найдете свой бриллиантовый стул?

    Да, Бендер - это абсолютное мое внутренне эго, оно живет во мне совершенно органично. Я человек в поиске - постоянном таком, нездоровом, тревожном. И считаю, что это правильно. Во всяком случае, для меня. Стулья попадаются разные. Иногда венские, случаются табуретки, а бывают и из гамбсовского гарнитура. Но я, на самом деле, убежден, что лучше не находить тот самый бриллиантовый стул, но верить, что он где-то есть. Чтобы не случилось, как с Остапом, который нашел стул и понял: искать-то больше нечего, цель достигнута. Либо найти, но тогда уж чтобы следующий был какой-нибудь мегабриллиантовый, платиновый, но чтобы обязательно появлялись новые стремления и не было остановок.

    Вы как-то обмолвились, что нет ничего страшнее раскомплексованного человека. Напрашивается вывод, что сами вы, должно быть, "счастливый" обладатель целого набора комплексов…

    Я догадываюсь, что у меня их достаточно много. Есть теория, что интеллигентность - это в некоторой степени закомплексованность, и это действительно так. Мы стесняемся обидеть, причинить неудобство, быть лишними. Такие комплексы делают человека более чутким к окружающим, к тому, что происходит вокруг. Эти комплексы я считаю полезными. Все остальные, которые мешают жить и реализовываться, безусловно, вредные. У меня достаточно и таких, и таких. От вредных стараюсь избавляться. А полезные живут со мной. И другой степени раскомплексованности я не ищу. Хотя многие считают меня излишне застенчивым или слишком обходительным. Говорят: "Гриша, будь проще". А я уже не буду, мне 35 - поздно меняться. Какой есть - такой есть.

    Вы называете себя депрессивным человеком, говорите, что много раз приходилось начинать жизнь с чистого листа. Как часто бывают душевные бури? Давно возникало желание в очередной раз "обнулиться"?

    Да было дело. У меня в последнее время была очень сильная депрессия, опять же, связанная с профессией. Я не мог сниматься, не хотел… Все, что выходит, далеко от ожидаемого. Но, к сожалению, это действительность. Надо тогда или уходить из профессии, или пытаться пробиться, что-то сделать в тех обстоятельствах, которые существуют. Получается одна-две сцены за весь проект - уже победа. А не получается… Дай бог, следующая получится. В любом случае, профессия не терпит простоя, ожидания, проседания. Это постоянный экшен, движение души. Ну и, безусловно, планомерный тренинг, иначе все теряется… Вообще, я не такой уж депрессивный. Просто разбега для творчества бывает маловато, и в соответствии с поставленными задачами и имеющимися возможностями, приходится прибегать к уже использованной палитре. А что делать?

    Вы невероятно популярны. Наличие пяти неофициальных сайтов, первые места в рейтингах российских актеров, толпы поклонниц - тут впору звездной болезни появиться, а не наоборот. Как все же уживаются ваше критичное отношение к себе и ваш успех у зрителей?

    Я адекватен - в этом моя беда и мое счастье. Я очень адекватно все воспринимаю. Не совсем правильно, может быть, оцениваю себя в своих работах - мне мало что нравится, честно скажу. Пока еще не было ни одной работы, которую хотелось бы повесить в рамочку на стену и гордиться. Только какие-то отдельные сцены. Наверное, поэтому у меня очень нервная природа в этом смысле. Я постоянно об этом думаю. Как сделать лучше, в какую сторону двигаться, как точить свое мастерство? Поэтому я очень благодарен своим поклонникам, которые держат меня в рейтингах, но отношусь к этому с легкой иронией. Слава богу, если людям нравится. Иногда бывает совсем тоскливо: посмотришь на какое-нибудь муви, и думаешь: блин, ну что ж такое - никак не вылезти из этого… А мне звонят и говорят, что понравилось, и я в этот момент нахожусь в каком-то ступоре и не понимаю, как воспринимать. Как это? Может, я действительно излишне самокритичен в своей оценке… Или настолько велики зрительские симпатии, авансы в счет прошлых каких-то достижений? Загадка. Во всяком случае, никаких лавровых венков у меня на голове еще нет, я не считаю, что достиг серьезных рубежей, что куда-то дошел и уперся, а дальше ровно по течению…Стул, определенно, в перспективе - как раз к вопросу об Остапе.

    Людмила Хлобыстова, RUTV.ru

    Андрей Жданов – персонаж Григория Антипенко из сериала «Не родись красивой», по утверждению актера, его полная противоположность. Актер не любит играть в кино самого себя, предпочитая раскрывать свое истинное «я» только близким людям. В интервью порталу starstory.ru Григорий рассказал о дружбе, женском идеале и о том, насколько легко быть лидером в творческой профессии.

    «Вообще, Андрей – это диаметрально противоположный мне человек по духу, по образу жизни и, вообще, по всему», – говорит Григорий

    Григорий, почему обычно, когда журналист идет на интервью с актером, думает, что его сейчас начнут обманывать? Во время интервью актеры также успешно входят в роль, как в кино, или же остаются самими собой?

    Я затрудняюсь говорить про всех. Лично мне самому легче жить в правде, по другому просто не интересно. Но у меня есть «замечательные друзья», которые настолько усовершенствовали это мастерство, что сами теряются в общении с прессой (улыбается).

    Есть ли такое понятие как дружба на работе, на съемочной площадке?

    Дружба для меня – очень высокое понятие. А работа настолько кратковременна, что её недостаточно для того, чтобы хорошо узнать человека, с которым познакомились во время съемок. У меня есть хорошие приятели, которые могли бы быть друзьями, но друзей, как таковых, у меня здесь нет.

    Во время съемок с артистами все время случаются различные казусы... Ты можешь этим похвастаться?

    Ярче, чем мой день рождения, я не могу вспомнить. Меня разыграл главный режиссёр Александр Назаров. Он устроил грандиозный скандал на площадке, съёмки были на грани срыва. На площадку были вызваны все: гримёры, костюмеры, сценаристы. Я подумал, что это очередной нервный срыв режиссёра. Сел спокойно в сторонку, выжидая окончания. В какой-то момент включился свет, заиграла торжественная музыка из «Талисмана любви» и вынесли торт со свечами. И только в этот момент я понял, что это розыгрыш. Мне было очень приятно.

    «Обычные профессии меня не интересуют»

    Актеру, наверное, трудно быть лидером. Профессия зависимая, основанная на подавлении самолюбия. Ты не согласен с этим?

    Я, вообще, по натуре – лидер. И, позвольте, не соглашусь с вами. Наша профессия однозначно лидерская, здесь необходимо стремление. Если человек начинает прогибаться, то это всё начинает проявляться в работе. Я очень независимый человек и иду на компромисс с людьми, с которыми работаю, лишь в том случае, если им удалось убедить меня в своей правоте. В противном случае, я никому не даю спуску и веду себя так, как считаю нужным.

    Хочешь сказать, ты совершенно бескомпромиссный человек?

    Я раньше был очень компромиссным человеком, даже чересчур мягкотелым. И этим пользовались. Это плохо, в принципе. У каждого человека должен быть свой стержень, свои позиции. Сейчас у меня достаточно жёсткая своя позиция. Я очень категоричный человек.

    Есть роль, которую ты никогда бы не согласился сыграть?

    Мне не очень нравятся роли с сексуальными извращениями. Если это комедийный жанр, то ещё возможно. Но сыграть драматическую роль гомосексуалиста, скорей всего, отказался бы даже за большой гонорар. Это не по мне, я натуральный человек по своей природе.

    А вспомни свой самый первый гонорар?

    Это была реклама «Мегафона». Там абсолютно не было слов. Некая влюблённая пара – я был женихом. Бессловесная счастливая история. Правда, я уже не помню, сколько мне заплатили. Но, на самом деле, это не так уж важно. В эту профессию я пришёл не из-за денег, а, прежде всего, потому, что актерская деятельность мне нравится как профессия.

    Сейчас многие актеры начали получать вторую резервную профессию. Одни идут в продюсеры, другие – в бизнес... Ты не думал о получении второго высшего образования?

    Я ещё не наигрался (улыбается). У меня нет ощущения, что необходимо что-то где-то добирать, искать какие-то резервы. Не исключено, что в последствии я попробую себя в качестве режиссёра. В любом случае, я думаю, это будет связанно с театром и кино. Обычные профессии меня не интересуют. Я их достаточно перепробовал до того, как попал в актёрскую среду. Все профессии я старался узнать, познать, пощупать руками. Вернуться я мог бы в любую из них, другое дело, что мне этого не хочется делать. Уверен, что этого никогда не случится. Главное – все время двигаться вперёд, делать только то, чего я еще не пробовал. Я верю в то, что в одну реку дважды не войдёшь.

    В вашей среде поговаривают, что актерская профессия немыслима без допингов. Как ты считаешь?

    Я вообще очень плохо отношусь к любым допингам. Нас так воспитывали в Щукинской школе, что это неестественно, ненормально, неправильно. Человек, который не может без допинга выходить на площадку, – не профессионал. В жизни я не пью, либо делаю это крайне редко, и не курю. Я так воспитан.

    Как ты себя ведешь, когда на улице тебя узнают поклонники? Общаешься с ними?

    Я стараюсь избегать таких встреч на улице, я крайне закрытый человек. Никогда не тяготел к случайным знакомствам. Тем более, если инициатива исходит с другой стороны и это девушка, меня это даже отталкивает. Стараюсь избегать таких знакомств.

    «Не люблю, когда люди ведут себя излишне бурно и нагло»

    Многие мужчины опасаются состояния «вдвоем», некоторые боятся жениться. А ты никогда не боялся?

    Вообще, женитьба – это очень серьёзный шаг. Я уже был женат. Всё это было достаточно сумбурно и неправильно, поперёк моего сознания. В молодости я совершил эту ошибку, но ни о чём никогда в этой жизни не жалею. Всё это было, это моя жизнь.

    Какие выводы ты сделал для себя после первого брака?

    Я извлёк для себя много полезного. Я никогда не пойду на этот шаг, хорошенько не узнав человека, не проверив его ситуациями. Что я буду делать? Раскрывать его полностью.

    Как у тебя складываются отношения с бывшей супругой?

    У меня с ней замечательные отношения. Слава Богу, всё в порядке. Никаких препятствий в общении с сыном, оно только приветствуется.

    А как много времени ты проводишь с сыном?

    К сожалению, очень мало – из-за насыщенного графика работы. Надеюсь, что в будущем эта ситуация изменится в лучшую сторону.

    Сын очень похож на тебя. Желание многих родителей-актеров уберечь от этой профессии своих детей вполне обосновано. Если твой сын решит стать актером в будущем, ты его в этом поддержишь?