Как нарисовать небо карандашом поэтапно. Рисуем Кучевые Облака, Дождевые и Перистые Облака в Adobe Photoshop

В процессе создания наброска композиции, включающей облака, необходимо решить, насколько большую часть они займут в конечном варианте. Вы хотите лишь разбавить ими однотонное небо или решили выделить облака и детально прорисовать? Как только решение принято, следуйте этой пошаговой инструкции.

Мы остановимся на кучевых облаках, наиболее часто встречающихся в работах. Кучевые облака обладают самыми разными формами, они плотные и могут быть белоснежными или угрожающе темными. Ниже приводится три примера изображения кучевых облаков.

1. Широкое и расплывчатое облако

Кучевое облако, как правило, объемное; через него видны синие кусочки неба. Оно плотное, не такое тонкое, как перьевое, и самых разных размеров, поэтому рисовать его интересно. Для его создания необходимо изобразить несколько рваных лоскутков неба.

Шаг 1

Для простоты я использовал обычный белый лист акварельной бумаги и один цвет - синий. Начните с набросков рваных по краям "дыр" - проглядывающего сквозь облака неба. Не нажимайте на карандаш, чтобы линии можно было спрятать в процессе рисунка или стереть ластиком.

Намочите бумагу, включая только что нарисованные места. Нанесите легкими мазками синюю краску на "дыры".

Оставьте лист бумаги (или хотя бы часть с небом) сохнуть на полчаса.

Шаг 2

Верьте или не верьте, но вы уже в шаге от финального результата! Добавьте больше синей краски в прорисованные в шаге 1 области. Пока бумага сохла, синий цвет наверняка перекрыл контур, выполненный карандашом. Это и хорошо! Так облака будут выглядеть натурально.

Еще один неравномерный слой синего цвета на влажной бумаге местами растечется, местами останется. Этот эффект нам и нужен.

Сделайте кое-где цвет ярче - и наслаждайтесь конечным результатом.


2. Объемное облако

Такие кучевые облака рисуют чаще всего. Именно в них, плавно скользящих по небу, мы пытаемся разглядеть знакомые очертания. Хорошая новость в том, что рисуются эти облака очень просто.

Шаг 1

Нарисуйте изогнутую круглую или овальную форму. С момента работы над детскими книжками границы облаков я делаю резкими, как в примере ниже. Не проводите жирные линии, лишь сделайте набросок, который в случае чего можно легко стереть.

Внутри облака проведите несколько похожих на холмов линий.

Шаг 2

Намочите область вне облака, само облако оставьте полностью сухим. Закрасьте небо.

Шаг 3

Начинайте работу над облаком, когда небо полностью высохнет. Для эффекта глубины подчеркните выпуклые части облака серыми оттенками (#1 на картинке ниже).

Намочите область, граничащую с «холмами» облака, и сделайте серый цвет насыщеннее. Края растушуйте кисточкой (#2 на картинке ниже).


3. Эффектное облако

Такие облака появляются при перемене погоды. Создавая кучевое облако, важно помнить о плотных белых областях, особенно в облаках пушистых и холмистых.

Шаг 1

Обозначьте контур облака как в предыдущем примере. На этот раз расположите неровности одно над другим и добавьте «холмы» и внутри облака, и по его краям.

Шаг 2

Намочите все небо. Можете немного смочить само облако, это сделает работу интереснее и придаст облаку эффектности (#1 на картинке ниже).

В процессе создания объема я насытил цвет на верхушках холмов. Это еще один способ достижения 3D-эффекта.


2 способа изображения перистого облака

Перистые облака обозначают хорошую погоду, они легкие и располагаются высоко в небе. Перистые облака рябые и туманно-белые, похожие на мрамор и на морскую волну. Их можно нарисовать двумя способами.

Синим по белому

Намочите область неба и нанесите синим цветом несколько завитков. Оставьте бумагу подсохнуть, выделите завитки еще раз. Повторите процесс в третий раз. Так цвет получит эффект объема, а края выйдут мягкими. Места с резкими границами идеально впишутся в итоговую картину, так что не переживайте, если бумага будет высыхать неравномерно.


Белым по синему

Используя этот метод, вы наносите материалы на законченное синее небо.

На рисунке ниже выполненное мной небо. Я нарисовал его, оставил сохнуть, смешал белую гуашь с небольшим количеством воды и сделал ею пару легких штрихов. Еще раз смочил кисть и смягчил слишком резкие края - и рисунок готов! Можно использовать даже белую пастель.


Используйте как можно больше материалов

Мои инструкции по созданию облаков будут работать и с другими материалами. Привожу пример объемного кучевого облака, выполненного углем.


Я нарисовал небо и тени облака горизонтальными штрихами, меняя нажим для создания света и тени.
Даже самые обычные облака могут стать героями иллюстрации, которая вас восхитит.


Вот, какие облака получились у меня в результате пробы рисования шаг за шагом.

Сделал новую серию этапов рисования облаков. На этот раз специально сел за рисования работы, которая послужит в демонстрационных целях и постарается рассказать, что и как я делаю во время рисования облаков.

Сразу хочу сказать, что большое влияние на качество работы оказывает именно такие важные вещи как опыт и практика. С большим количеством практики решения на вопросы и задачи зачастую находятся сами. С опытом приходит уверенность и смелость в рисовании, вера в то, что можно добиться того, что нуждается в изображении.

Может быть и скорее всего без опыта в рисовании облаков, а рисовал я их достаточно, я не смог бы по этому уроку нарисовать радующий меня вариант пейзажа. Просто нужно рисовать и радоваться достижениям, которые будут давать новые силы и желание двигаться дальше.

О инструментах

Кисть

Пользовался 99% это кисть. Она у меня здесь везде одинаковая.

Включена зависимость прозрачности от степени нажатия пера планшета. Надеюсь у Вас есть планшет, потому что без него никуда в рисовании на компьютере) На рисунке выше отмечена красным кружком.

Размер кисть не меняется от степени нажатия. Всё.

Горячие клавиши

1. F – я перевожу фотошоп в такой режим, когда можно таскать холст инструментом “Рука” даже есть он не в масштабе. Попробуйте нажать F и потащить холст нажав на него и зажав пробел. Если не вышло, то нажмите ещё раз.

Мелочь, а помогает вытащить холст на поверхность рядом с панелью слоёв, а не за ним.

2. Пробел . Я думаю Вы знаете, зажав пробел – появляется быстрая рука, которой можно опять же тягать холст. Всё время использую

3. На кнопки W и S назначил увеличение и уменьшение кисти. В я описал как это сделать.

4. Alt – зажав это кнопку кисть переходит в режим пипетки и при тычке на холст выбирается новый выбранный цвет. Очень важная кнопка. На ней построена вся моя техника рисования облаков.

Техника

На демонстрационном рисунке ниже я постараюсь продемонстрировать как именно я её использую.


Для простоты 2 цвета. Цвет неба и облака. Как правило я и начинаю с друх цветов, а остальные вношу позже. Так и в этом демонстрационном уроке.

1. Нарисовал облако.

2. Беря пипеткой (Alt) цвет неба, начинаю рисовать рваные края, создавая случайные мозки с разной интенсивностью нажатия пера, соответственно и прозрачности.

3. Опять выбираю соседний цвет и обрисовываю края уже другим цветом. Таким образом, корректируя форму, получается интересный эффект живости облака и воздушности.

1. Начальная форма

Выше было описано как рисуется начальная форма облака. Последующие этапы рисования таким же образом просто цвет и оттенок другой.

2. Добавляю новый оттенок

Люблю жёлтый светлый цвет. Его и добавлю. Обрисую края облака, преимущественно левые, сигнализирующие о том, что солнце падает на них слева.

Оттенком можно и нужно делать больше. Я ограничился 3-мя, чтобы не усложнять урок.

3. Добавление света на облака

Люблю добавлять слои с цветом на освещённые и не очень места картины, изменив режим смешивания. В данном случае стоит “Жёсткий свет”. Всегда попробую все прежде чем определиться. Жму в панели слоёв на режим смешивания и листаю кнопками вверх/вниз на клавиатуре, следя за эффектом. Если устаивает, то оставляю.

Здесь я хотел добиться освещённости и цветности облака.

4. Обрисовывание нового света наложенного предыдущим смешанным слоём.

Базовой техникой обрисовываю переходы одного цвета в другой и создаю в некоторых местах резкие границы, а в некоторых плавные.

5. Больше информации, избавляемся от пустых участков.

Часто на определённом этапе рисования, когда уже что-то есть, и не знаешь куда двигаться дальше спасают 3 вещи.

1. Перевернуть холст по горизонтали.

Изображение – Вращение изображения – Отразить холст по горизонтали. Вгляд посвещему начинает воспринимать картину, замечая косяки, которые были замылены при продолжительной работе.

2. Перевод в чёрнобелый.

Зачем это нужно. Когда картинка чёрно-белая, легко определить вызывает ли картинка интерес. Если на ней лишь оттенки серого или слишком светло/темно, то эта картинка воспринимается сложно. Нужно чтобы в картине были и светлые и тёмные и средние участки.

Я создаю новый слой и заливаю его монохроматическим цветом (Чёрный, серых, белый) комбинацией клавиш Ctrl + Backspace и меняю режим смешивания на Цветность (Color). Таким образом холст окрашивается в ЧБ цвет. Это изменение можно отключить, убрав видимость слоя.

3. Пустые участки

Присутствие ровных участков одной цвета – так же отрицательный момент, выдающий вашу работы за недоработку, отодвигая всё дальше от правдивой иллюстрации описывающей что-то реальное или правдоподобное. Ну, а если это безоблачное голубое небо, то следует его сделать градиентным.

Ещё света

И добавил ещё светлого размазанного пятная на новом слое с режимом смешивания “Яркость”. Всё эти поправки были сделаны в результате анализа того, что получается, что нравится и что не нравится, поэтому, я думаю, Вы понимаете, что бессмысленно повторять процесс по пунктам. Одно у Вас получится по другому, другое Вам понравится больше чем мне.

Скажу, что главное чувствовать локальные победы в своих картинах и рисунках. Если есть успехи, пусть даже и маленькие, это двигает Вас с места и главным образом даёт надежду на ещё больший успех в будущем.

Удачи и успехов в рисовании!

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать облака — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать облака нам может понадобиться:

  • Нужна программа Фотошоп.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Природные явления рисовать достаточно трудно. То есть, рисовать-то их не трудно, а вот добиться реалистичности — гораздо трудней. Я всегда рекомендую смотреть на оригинал, чтобы максимально точно повторить то, что вы собираетесь нарисовать. В поиске по картинкам Яндекса достаточно искать «облака на фото», чтобы получить большое количество нужного материала.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Совет: выполняйте разные действия на разных слоях. Чем больше слоёв вы сделаете — тем проще вам будет управляться с рисунком. Так набросок можно сделать на нижнем слое, а беловой вариант на верхнем и когда набросок будет не нужен, то можно будет просто отключить видимость этого слоя.

При выполнении урока учтите, что из-за различий в версиях программ некоторые пункты меню и инструменты могут называться иначе или отсутствовать вовсе. Это может немного затруднить выполнение урока, но я думаю, что вы справитесь.

Итак, для начала создайте новый документ, залейте его голубым градиентом. Делаем набросок. Изображение ниже представляет собой набросок облака, нарисованного мягкой кистью. Как вы видите, и свет обозначаются сразу.

Далее я поменял мягкую кисть на более твердую. Наметил края облаков. Помните, что сверху их освещает , потому цвет должен быть ослепительно белый, а снизу прорисуйте более темные контуры, так как это затененная сторона облака. Работайте аккуратно, старайтесь рисовать мягкими переходами.

Теперь необходимо избавиться от большого белого пятна в центре облака. Может быть, вы подумаете, что нет смысла его стирать, ведь все равно мы наложим поверх него другие объекты, однако я считаю, что должен быть порядок во всем. Также я немного затемню нижнюю часть облака. Таким образом, после некоторых изменений, наш рисунок должен выглядеть так:

Помните, что подобные облака могут быть созданы, только в определенном положении, ведь именно тогда свет, тени и ракурс будут располагаться правильно. Итак, ниже предоставлена схема правильного расположения взгляда, облаков и солнца.

Если же вы хотите другое расположение объектов (сверху правая картинка демонстрирует вам случай положения облаков между взглядом и солнцем) то ваш рисунок должен выглядеть так, как на рисунке ниже. Большая часть (которая обращена к зрителю) того же облака будет находиться в тени. Таким образом, при рисовании облака в данном положении, мы будем использовать больше темных цветов, и только по краям, с солнечной стороны, мы добавим синевы.

Продолжаем работать с этим облаком. Теперь мы добавим некоторых деталей, и осветим некоторые части облаков, которые вероятно недостаточно крупны для того, чтобы создать глубокую тень.

Создание этих облаков требовало от меня всего десяти минут, и я использовал всего два вида кистей. Одна кисть мягка, а другая - твердая, похожая на облако или рассеивающийся дымок. Для этого я немного поработал в Brush Preset, изменил некоторые параметры (вы можете их видеть на рисунках ниже). Когда вы узнали, как создать эту кисть, вы сможете создавать довольно красивые объекты.

Итак, теперь мы попробуем использовать полученные кисти в наших работах. Во-первых, нам понадобятся некоторые картинка, которые можно найти в Интернете (референсы). Я нашел несколько фотографий облаков, сфотографированных сверху (вероятно из окна ). Каждый, кто летал на самолетах, имеет примерное представление как выглядеть облака. Мой выбор пал на определенные фотографии: облака освещены ярким белым светом.

Итак, я изучил структуру и форму облаков. Теперь я имею примерное представление расположения объектов на картине: на всем протяжении будут тянуться облака, справа они будут слегка рассеиваться, простираясь к отдаленному горизонту. Примерно так:

Теперь я немного изменил контрастность и насыщенность картины. Прорисовал и добавил маленьких облаков. Вы должны осознать то, что все облака отбрасывают тени и назад, и под собой. Я показываю потоки воздуха, приподнимая некоторые из облаков. Таким образом, теперь ваша картина выглядит так:

Мне снова пришлось добавить больше контраста и насыщенности. Так, теперь основная масса облаков начинает приобретать реалистичный, красивый вид. Хотя и требует некоторой доработки.

Пришло время придать глубину и «космическое» ощущение рисунку. Необходимо теперь сконцентрироваться на облаках, находящихся на заднем фоне, добавить несколько деталей на основные облака. Потоки воздуха создают не только из облаков, но и «пропасти» в них. Чтобы показать эти дыры, я использовал насыщенный синий цвет. Понизил непрозрачность слоя с мелкими облаками заднего плана. Так как я хочу придать туманности рисунку, как это бывает на больших расстояниях.

Когда вы рисуете что-то или кого-то достаточно долгое время, чувство трезво оценивать картину и находить ошибки притупляется. Поэтому, когда картина будет готова, позовите кого-нибудь , чтобы тот трезво оценил ситуацию и помог найти ошибки.

Итак, моя картина закончена. Облака выглядят реалистичными и захватывающими, и у зрителя создается впечатление полета. А это именно то, к чему я стремился. На эту работу было затрачено около трех часов.

Я искренне надеюсь, что вам понравился урок о том, как нарисовать облака и надеюсь, что вы смогли повторить урок. Теперь можете обратить внимание на урок « » - он такой же интересный и увлекательный. Делитесь с друзьями этим уроком в соц. сетях.

В этом уроке будет рассмотрено техника рисования неба и облаков карандашом, в самом конце будет видео с такой же техникой для более наглядного понимания, как и что.

Посмотрите на три изображения ниже. Первое изображение. На нем очень резкий переход между небом, землей и сараем. Здесь просто оставлено место.

Это второе изображение. Оно значительно лучше, так как добавлен тон неба.

Третье изображение включает в себя тонированное небо и облака. Облака добавляют глубину к сцене.

Облака бывают разные перистые, слоистые, кучевые, переходные между эти облаками, дождевые и др.

Это очень конкретный перечень материалов, которые я использую. Конечно же у вас может быть другие инструменты. Экспериментируйте, чтоб найти сой собственный стиль рисования. Карандаши F(карандаш мягкостью между НВ и В) и 2H с 0,5 мм механическим стержнем, кусок замши (материала), Tortillon (карандаш для растушевки) — маленький (можно просто свернуть бумагу, чтоб был заостренный кончик) , Blu-Tack(клячка), небольшая линейка, бумага Strathmore 300 Series Bristol Board, макияжные кисти.

Шаг 1. Делаем штриховку, чтоб создать тон. Я использую свободное положение руки, работает только кисть. Штриховка у меня выполнена в три слоя карандашом F, 1 слой по горизонтали, два других по диагонали.

Шаг 2. Теперь нарисованный тон растираем тряпкой(замшей), обернутой вокруг пальца. Делайте это несколько раз, чтоб добиться гладкого тона. Смотрите, чтоб растерли все по краям, а также здания, деревья и горизонт.

Старайтесь не прикасаться пальцами к поверхности бумаги. Именно при смешивании появляются отпечатки пальцев. Если они появляются, это очень трудно исправить (если они не оказались в образовании облаков), и много раз просто придется начинать все сначала! Я добавлю еще 2 слоя штриховки с 2H карандашом и смешаю снова. Это создает хорошую гладкую поверхность. С помощью линейки и ластика сделайте края по бокам ровными.

Шаг 3. Теперь ластиком создайте облака. Для легких тонких линий в облаках я использую клячку и просто перетащите ее по всей поверхности.


Шаг 4. Используя карандаш 2Н создайте темный переход рядом с белыми вершинами облаков. Используйте карандаш для смешивания в этих районах. Нанесите новые тона, штрихуйте, растушевывайте, стирайте, чтоб достичь появление облаков на бумаге. Чтоб смягчить края облаков используйте клячку. Помните, что если акцент вашего рисунка не облака, они не должны конкурировать с остальным пейзажем. Обычно я использую пучки света и намеки на облака в большинстве моих пейзажах. Я обычно провожу 5-8 часов просто над рисованием неба и облаков. Терпение является ключевым в создании хорошего неба.

Вот пример вечернего неба.

Теперь можете посмотреть, как нарисовать небо и облака на видео от другого автора.

Вот такие облака мы сейчас создадим:

Как нарисовать облака в фотошопе

1. Итак, создаём новый документ. Размер совсем не важен. Выбираем инструмент Gradient Tool (Градиент), щёлкаем по полоске градиента в верхней панели, открывается окно настройки параметров градиента. Здесь нам нужно подобрать цвета неба, я использовал такие:

2. Заливаем холст этим градиентом сверху вниз:

Получаем примерно такую картинку:

3. Теперь перейдём непосредственно к рисованию облаков. Выбираем инструмент Brush Tool (Кисть), нажимаем F5 для вызова настроек кисти. Берем обычную мягкую кисть и настраиваем следующим образом:

Таким образом, мы создали особую кисть, которой сейчас и будем рисовать облака.

4. Создайте новый слой, установите непрозрачность кисти 50% и набросайте контур облака, с новой кистью у вас на этой должно уйти 5 секунд:

5. Теперь только дело техники, последовательно создавая слои и меня время от времени жёсткость кисти (края облаков неравномерны, и бывают как достаточно резкие так и очень воздушные) и оттенки серого и светло-синего нарисуйте что-то похожее.