Картины на тему зима. Знаменитые зимние картины великих русских художников

Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и сказочную безмятежность нашей природы в это удивительное время года.

Пейзаж Никифора Крылова

Украшает работа с изображением деревенского пейзажа, которая называется «Русская зима». Ее автор, Никифор Крылов, родом из города Калязина, который находится на Волге. На своей картине талантливый художник изобразил окраину деревни, позади которой красуется дивной красоты лес. Передний план представляют неторопливо идущие женщины, навстречу которым шагает крестьянин, ведущий своего коня. Чувство простора и легкости подчеркивают безмятежные зимние облака, плывущие по небу.

Картина И. Шишкина

Известный русский художник-пейзажист при творении своих работ отдавал предпочтение летней теме. Тем не менее, он стремился к разнообразию в своем творчестве, написав картины, изображающие и другие времена года. Одним из таких творений является полотно «Зима». Картина является впечатляющей, поскольку раскрывает зимнее оцепенение Центральным образом является сосновый бор, покрытый глубоким пушистым снегом. Тишину морозного дня передает величие ясного неба и могучих вековых сосен, прикрытых пушистым белым одеялом. Благодаря синеватому колориту работа раскрывает томную красоту заснувшего леса. И. Шишкин доказывает, что картины о зиме русских художников могут вдохновлять и поражать воображение своими красками и оттенками, постепенно раскрывая смысл зрителю.

Работа Б. Кустодиева

Пейзажи зимы русских художников поражают своим великолепием. Самый любимый на Руси народный праздник - Масленица - изображен на одноименной картине Б. Кустодиева. Работа передает настроение озорного и веселого прощания с зимой и встречи весны. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народное гуляние. Тяжело верится, что эта жизнерадостная картина была создана, когда был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.

Мартовский зимний день на картине К. Юона

Зима в живописи русский художников представляется таинственной и настороженной. Противоположной же по настроению является картина К. Юона «Мартовское солнце». Ясное пронзительное голубое небо, искрящийся снег, яркие пятна передают свежесть морозного дня. Темпераментный художник изобразил двух всадников, которые движутся на своих конях по узкой тропе. Их догоняет красивая лошадь, рядом с которой неторопливо бежит собачка. Торжествующие радостные краски подарили картине известность и любовь зрителей.

Ночь в изображении А. Куиджи

Картины о зиме русских художников передают ощущение фантастической атмосферы. Словно доказывая это, работа А. Куиджи "Пятна лунного света в лесу. Зима" изображает пространство небольшой лесной поляны, окруженной деревьями и кустами в снегу. Лунный свет озаряет неподвижные объекты, превращая всю поляну в загадочное пространство. Светлые участки застыли в оцепенении. С разных сторон к ним подкрадываются темными пятнами густые тени, которые плавно переходят в макушки деревьев.

Таким образом, картины о зиме русских художников наполнены контрастом загадочности и гармонии. Они передают зрителю не только все великолепие и красоту русской природы, но и глубокий смысл, настроение, творца. Зима в живописи русских художников представлена во всем величии. Все это в совокупности способствуют созданию особой атмосферы в сознании зрителя, позволяет почувствовать себя участником ожившего пейзажа, "прикоснуться" к его деталям.

Зимний пейзаж!

«Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.»

Николай Некрасов

Зима! Тяжелое испытание для всего живого.

Природа замирает в ожидании будущей весны.
Зима! Это время, которое пробуждает надежды и мечты на будущее.
Зима! Одно из самых интересных природных явлений. И не случайно, это время года с восторгом настоящих художников воспевается в многочисленных произведениях русских прославленных писателей и поэтов.

Не только русские поэты восхищались суровой русской зимой.
Блестяще это делали и лучшие русские художники.

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.»

Федор Тютчев

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»

Александр Пушкин


В этом разделе размещены картины, посвященные зимнему пейзажу.
Зима. Зимняя природа.
Зимний пейзаж.
Зимний пейзаж в творчестве русских художников.
Картины с зимним пейзажем.
Зимний пейзаж в картинах современных художников.

Картины с зимним пейзажем любимы и с удовольствием приобретаются как для себя, так и в подарок любимым людям.


Есть много прекрасных картин посвященных зиме, это интересному времени года. Зимний пейзаж на картинах художников очень многообразен.

« картины зимний пейзаж » Картины зима
«Зимние сказки: Снегурочка и Двенадцать месяцев»
«Вот лес замер в морозной тишине»
«По снежному полю идет одинокий сбившийся с дороги путник»
«Дети играют в снежки и катаются с гор на санках и лыжах»
«Тройка несется по снежной дороге»
Все это сюжеты с прекрасными зимними пейзажами.
Зимний пейзаж. Картины зимний пейзаж. Жанр зимнего пейзажа очень популярен у многих художников и разнообразен в форме подачи его на картинах.

« картины зимний пейзаж » Картины зима
Про волшебницу зиму, которую зовут еще седой хозяйкой, что «тряхнула пушинки из своей перинки», народ сложил немало пословиц и поговорок. Разумеется, основной темой в них являются холода. Вот, например, сколько вариантов «шубного» вопроса:
- зимой без шубы не стыдно, а холодно;
- шубка зимой не шутка;
- зима - не лето, в шубу одета;
- в зимней шубке и морозы - шутка.

« картины зимний пейзаж » Картины зима
Зима. Зимний пейзаж.
Зима. Картины зимний пейзаж, наполнены романтизмом суровой и прекрасной природы. Они запоминаются сразу и надолго. Есть немало любителей картин с зимним пейзажем. У них собраны прекрасные коллекции картин с разнообразными зимними пейзажами. У них дома хранится уже немало красивых, оригинальных и прекрасных картин посвященных зимнему пейзажу. Но они ищут и находят новые и прекрасные картины с зимним пейзажем.

« картины зимний пейзаж » Картины зима
Современные художники.
Наши современники тоже рисуют и пишут - зимний пейзаж. Картины с зимним пейзажем можно найти и в нашей галерее современных художников.
Зимний пейзаж. Зима. Картины зимний пейзаж. В жанре зимнего пейзажа есть картины, которые могут очаровать настоящих любителей живописи.

« картины зимний пейзаж » Картины зима
Мы любим наш суровый край с его неповторимой красотой. Мы очень любим хорошие картины с зимним пейзажем. У нас есть большой выбор картин посвященных зимнему пейзажу. Мы надеемся, что очарование этих картин коснется и вас. Зима. Зимний пейзаж. Полюбите эти картины и вы еще больше полюбите нашу настоящую русскую зиму!
Зима. Современные художники рисуют и пишут настоящую русскую зимнюю природу. Зимний пейзаж прекрасен. Вы любите нашу русскую зиму. Выберите для себя картину с зимним пейзажем, выберите свой любимый зимний пейзаж!

Н.С. Крылов (1802-1831). Зимний пейзаж (Русская зима),1827. Русский музей

Нет, всё-таки зима без снега - это не зима. Но в большом городе снег пока не задерживается, сегодня идёт, а завтра его уже нет. Остаётся любоваться снегом на картинах художников. Проследив эту тему в живописи, обнаружила, что лучшие снежные пейзажи, конечно, у русских художников. Что и не удивительно, Россия всегда была самой снежной и морозной страной. Ведь это у нас же - и валенки, и тулупы, и сани, и шапки-ушанки! Зимние пейзажи Айвазовского уже представила. А теперь ещё 10 лучших снежных картин русских художников конца XIX - начала XX века, очень известных и мало известных, но не менее замечательных, но это только очень маленькая частица русского наследия.
Несколько слов о художнике, картина которого начинает этот список. Это одно из первых изображений зимы в русской живописи, написанное в тот период, когда художники-пейзажисты писали в основном виды Италии или Швейцарии с водопадами и горными пиками. А.Г. Венецианов (педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы) встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств.

1. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик. Шишкин учился живописи в училище живописи в Москве, а потом продолжил образование в Академии художеств Петербурга. Имея возможность путешествовать, Шишкин побывал в Германии, в Мюнхене, затем в Швейцарии, в Цюрихе. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. В 1866 году вернулся в Петербург. Путешествуя по России, представлял затем свои полотна на выставках.


И. Шишкин. На севере диком, 1891. Киевский музей русского искусства

2. Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - русский художник, мастер пейзажа. Член "Товарищества передвижников". Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии."Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет - никак не поймешь… Чародей!" - говорил о нем И.Е.Репин. Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией. В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений. К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени, а в своё время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи.


И.П. Похитонов. Эффект снега



И.П. Похитонов. Зимний пейзаж, 1890. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

3. Алексей Александрович Писемский (1859-1913) - живописец, рисовальщик, пейзажист, занимался иллюстрацией. Представляет русский реалистический пейзаж 1880-90-х годов. Поступил в 1878 году вольноприходящим учеником в Императорскую Академию Художеств, был награжден за свои успехи тремя малыми и двумя большими серебряными медалями. Оставил академию в 1880 году, получив звание неклассного художника 3-й степени. На следующий год, за представленные на академическую выставку картины повышен в художники 2-й степени. Особенно удачно писал акварелью и рисовал пером, являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения.


А.А. Писемский. Зимний пейзаж



А.А. Писемский. Зимний пейзаж с избушкой

4. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. Художника интересовал особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытался возродить облик и жизнь допетровской Москвы. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи.


А.М. Васнецов. Зимний сон (Зима), 1908-1914. Частная коллекция

5. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) - академик живописи (1898), действительный член Петербургской Академии Художеств (1900), профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи. Член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа - простой и лаконичный. Среди множества ныне незаслуженно забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Н.Н. Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX - начала XX столетия его имя было одним из самых популярных.


Н.Н. Дубовской. В обители. Троице-Сергиева лавра, 1917. Ростовский музей изобразительных искусств

6. Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) - русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). После окончания Санкт-Петербургского университете, поступил в 1895 году в Петербургскую Академию Художеств, где обучался в мастерской Ильи Репина. И.Э. Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.


И.Э. Грабарь. Снежные сугробы, 1904. Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов

7. Николай Петрович Крымов (1884-1958) - русский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Н.П. Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А. Крымова, писавшего в манере "передвижников". Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки "Голубая роза" (1907), а также выставок "Союза русских художников". Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.


Николай Крымов. Зима, 1933. Государственная Третьяковская галерея

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?

Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Алексей Гаврилович Венецианов


Зимняя картина современного мастера на классическую тему про мороз и солнце радует березками и снегом. Николай Анохин изображает русские перелески и стоящий на отшибе деревенский дом. Полотно это займет достойное место в нашем собрании зимних репродукций.


Картина известного художника Константина Юона неотъемлема от ее названия — «Мартовское солце «. В противном случае мы могли бы и не понять, что это именно март, конец зимы. Спасибо, автор разъясняет. Посмотрим же на полотно, яркое и цельное? Не вполне. Композиция «навылет» отражает движение, поворот, к свету и к лету.


Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


Картина Алексея Саврасова изображет угол заваленного снегом дворика, огороженного крепким забором. Саврасов писал и покосившиеся хаты, и вот такие дворики, и широкие пустынные зимние пейзажи Средней Полосы.


Безыскусная на первый взгляд картина Алексея Саврасова изображает даже и не зиму, а пространство. И не дорогу — даль. Практически сведенный до белого и темного колорит интересен для анализа.


Интересный зимний пейзаж Густава Курбе изображает пустынную окраину деревни в отвратительную, промозглую, холодную и сырую погоду. А где же лошади и люди? В стойлах и в корчмах, пожалуй.

Удивительно современный художник Николай Крымов. Его «Зимний вечер» отлично бы смотрелся в галерее художников на Вернисаже или Крымском валу. Вот только сейчас так пишут все, ну или через одного, а Крымов — первый. И очень разный.