Казалось бы красота понятие широкое сочинение егэ. Текст о красоте. егэ

(1)Казалось бы: красота - понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2)Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно.

(9)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.
(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания - и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.

(13)Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14)Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15)Для современного человека гармония - это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи - это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен - оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж - это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен - с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами... (27)Но если к нему приглядеться внимательно - сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство - это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (З0)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(33)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.

(42)Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43)Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину *)

* Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) - российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актёр, музыкант. Лауреат множества литературных премий, таких как «Русский Букер десятилетия» (2011), «Супер Нацбест», «Бронзовая улитка» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна» (2012) и др. Его роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011).

В тексте Захара Прилепина, российского писателя, филолога, журналиста, поставлена важная проблема определения современного понятия красоты.
Автор посвящает свой текст этому вопросу из--за его злободневности и социальной важности. Для начала в первых абзацах писатель дает истинное определение понятие красоты: " Добро красиво, милосердие красиво.."(предложения 3-5). Мы провалились в тартарары... Автор обращает внимание читателей на то, что в современном обществе красоты в ее истинном виде более не существует: произошла подмена понятий. Неприглядные поступки наделяются благородством, слабости и непотребства выставляются в хорошем свете. Подлинность и гармония, составляющие красоты, заменились комфортом, имиджем и гламуром. И теперь "наверное, красота никого уже не спасет". Выводы писателя не утешительны.
Автор приходит к мысли, что в современном обществе извратилось понятие красоты, произошла ее подмена, потому что люди хотят конкретики, а отвлеченные понятия,такие как: благородство, честь, достоинство, милосердие, добро, подвиг-стали занимать слишком много места в их сердцах.
Я согласен с точкой зрения писателя. Действительно, в нашем современном мире понятие красоты исказилось. Ее духовная основа забыта. Для современного человека красота заменилась комфортом, имиджем и гламуром. Для подтверждения правоты своего мнения приведу несколько примеров.
Об определении понятия красоты писали многие писатели нашей родины. Например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" мы видим проявления как истинной красоты(духовной), так и ложной. Представителями первой категории являются Марья Болконская и Наташа Ростова, а второй- Элен. Рисуя образы героем, Толстой убеждает читателей, что истинная красота-это красота духовная.
Другим примером может служить произведение И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско", которое, на мой взгляд, может служить предтечей современных реалий. Печальным итогом судьбы главного героя(смертью) автор стремится показать всю бесцельность, пустоту и никчемности жизни такого типа человека, который гонялся лишь за "внешними"(ложными) проявлениями красоты. К несчастью, в современном обществе такой типаж личности встречается очень часть
Я прихожу к выводу, что автор был прав. Нам необходимо перестать следовать ложному божку и наконец освободить истинную красоты от связывающих ее оков!

Сочинение 22 . Сборник ЕГЭ-2019. Цыбулько. 36 вариантов | Форум

Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2019. Цыбулько.Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ-2019 из сборника Цыбулько.

Relasko.ru > Сочинение 22. Сборник

Оглянуться и не расплакаться. Захар Прилепин ... - Politikus.ru

Захар Прилепин о вчерашней моде и сегодняшнем тренде.Да и тексты , если сравнить их с отстоем нынешней попсы, были вполне приемлемыми. Честно говоря, именно эти две группы до сих пор есть у меня в машине на флешке, наряду, к примеру с Магомаевым, Скорпионс...

Politikus.ru > Оглянуться и не

Сочинение по тексту 22 . Цыбулько. ЕГЭ 2019

Сочинение по тексту 22 . Сборник И.П. Цыбулько "36 вариантов . ЕГЭ-2019". Сочинение написано в строгом соответствии с новыми критериями оценивания задания 27. Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. Врачи, сёстры и санитары надавали мне...

Zadacha.pro > Сочинение по тексту №22.

Русский язык ЕГЭ-2016. общий список тем сочинений ...

Обсуждаем варианты , которые у вас были. Пожалуйста, пишите свой регион, автора текста для сочинения , о чем текст (отлично, если вспомните первую строчку или найдете этот текст в интернете). Для каждого текста будет выделено отдельное обсуждение.

Vk.com > Русский язык ЕГЭ-2016. общий

Проблема веры в красоту грядущей жизни (По А.И. Куприну)...

Знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн поднимает проблему веры в красоту грядущей жизни. Поднятая проблема раскрывается автором с помощью описания жизни великого писателя Антона Павловича Чехова.

Sochinyashka.ru > Проблема веры в красоту

Пример сочинения на ЕГЭ по русскому языку по тексту ...

Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку.(22 )Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда* Захар Прилепин (род. в 1975 г.) – российский писатель, журналист.

Samarus-school.ru > Пример сочинения на ЕГЭ по

Цыбулько Вариант 22 ЕГЭ-2018-русский.

Multiurok.ru > Цыбулько Вариант 22

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку...

Сочинение (ЕГЭ по русскому языку) Майковой Я.А., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район РБ.Обучение написанию сочинения -рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...

Nsportal.ru > Материал для подготовки к

Все мы живем, как умеем: мечтаем о любви и о счастье, пытаемся чего-то добиться в жизни, узнать новое, приобрести интересную, высокооплачиваемую профессию… Но ведь мы живем не в пустыне, а в обществе, мы связаны со многими другими людьми. Как же можно соотнести свою судьбу и судьбы других людей? Или можно прожить, вовсе не задумываясь об этом?

Именно проблеме связи личного жизненного пути человека и существования всей страны, всего общества посвящает свой текст автор. Эта проблема, весьма актуальная в наши дни, раскрывается З.Прилепиным на примере его наблюдений за людьми и социальной обстановкой в стране (предложения 1-6, 14, 17-19), а также в рассуждениях, навеянных набившей оскомину фразой «Я никому ничего не должен».

Самое простое – сказать, что от индивидуума, дескать, ничего не зависит, и продолжать спокойно делать, что хочется: лить понапрасну питьевую воду, бросать под ноги мусор, материться, не обращать внимания на ребенка, мучающего бездомную кошку, и на негодяев, избивающих какого-нибудь очередного изгоя. Но вот тогда-то и не получится изменить хоть что-то. Главное зло в мире – это не зло. Главное зло – равнодушие. Оно-то и позволяет твориться злу.

Каждый из нас – гражданин своей страны, и это не громкие слова, а просто факт. Любой наш поступок делает людей и жизнь либо лучше, либо хуже. Об этом, мне кажется, слова Марины Цветаевой, которая писала детям, чтобы они не лили зря воду, потому что в эту минуту в пустыне погибает от жажды человек: «Но ведь у него от этого вода не появится! – Не появится, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше!»

Все мы связаны со всеми; хотим мы или не хотим, но все, что мы делаем, отражается на всех людях, а потом, рикошетом – на нас. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». В ней автор как раз рассуждает о том, что каждый человек может сделать для всего общества, и о том, к чему приводит безразличие. Например, героиня повести Светка покорно идет с преступником, понимая, что, если она позовет на помощь, ни один прохожий не откликнется. Но есть и противоположный пример. Брат Светки Иван стремится что-то противопоставить деморализующему влиянию на общество. Он решает заняться изучением истории русского языка, уверенный, что знания, любовь к родной традиции — это лучший способ бороться с диктатом безнравственности.

Я уверен, что каждый из нас может и должен сделать что-то для своей страны и общества, в котором мы живем.

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва

Исходный текст:

(1)В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». (2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.

(5)Однако сегодня сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

(7)Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

(8)Возникает резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то бόльшим?

(9)Сейчас много говорят о пробуждении гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное – «начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. (12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

(15)А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

(18)Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?

(21)Нельзя сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

(По З. Прилепину*)

* Захар Прилепин (род. в 1975 г.) – российский писатель, журналист.

(1) Казалось бы: красота - понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2) Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З) Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4) Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5) Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6) Мир преисполнен красотой как счастьем. (7) Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8) Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно. (9) Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.

(10) В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания - и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11) Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12) Мир искал гармонии.

(13) Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14) Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15) Для современного человека гармония - это комфорт. (16) Нынешний гармоничный взгляд на вещи - это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных.

(17) Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

(18) Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19) Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей.

(20) Подвига уже нет. (21) Он стал, по сути, неполиткорректен - оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22) Естественно, нет и национальных героев. (23) Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала ком-фортом, так и подлинность заменил имидж. (25) Имидж - это под-линность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26) Остался манекен - с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами... (27) Но если к нему приглядеться внимательно - сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28) Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство - это имидж, комфорт, гламур. (29) Они неразрывны и взаимосвязаны. (30) Имидж и комфорт создают гламур. (31) Гламур и комфорт делают имидж. (32) Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(ЗЗ) Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34) Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35) У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36) А отвлечённые понятия занимают слишком много места.

(37) Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38) Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39) Мы изгнали их. (40) Мы желаем жить конкретно. (41) По конкретным понятиям.

(42) Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43) Красота неконкретна. (44) Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45) Надо отвлечься от конкретных понятий. (46) Слишком много серьёзных людей вокруг. (47) Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину*)

* Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) - российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актёр, музыкант. Лауреат множества литературных премий, таких как «Русский Букер десятилетия» (2011), «Супер Нацбест», «Бронзовая улитка» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна» (2012) и др. Его роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011).

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, - это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? - строго спросил отец.

Нет. Это не я.

Кто тогда?

Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? - испытующе посмотрел на меня отец.

Честное слово! Я здесь ни при чём! - ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное - не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Типовые конструкции

Автор считает, что...
Автор подводит читателя к выводу о том, что...
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
Позиция автора такова...
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что...
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Практика