Почему маша и медведь опасный мультик. Мнение психолога о мультфильме "маша и медведь". Видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?» и попытки цензуры

Политику в мультфильме «Маша и Медведь» разглядел профессор Букингемского университета, написавший в Times о том, что « ». На этом можно было бы не обращать внимание, как и на то, что киевская писательница предлагает мультфильм запретить на Украине. Это частное мнение. Но уже и министр просвещения Грузии считает, что мультик опасен: он мешает детям учить английский и заставляет учить русский.

В малиновой косынке, быстро перебирая ботиночками, «призрак бродит по Европе». И в очередной раз все силы Старого Света объединились для «священной травли». В Шотландии в газетах пишут: «Встречайте крошку Машу — новое российское супероружие ». В Эстонии: «„Маша и медведь“- гибридная форма идеологической диверсии». В Англии: «Детское шоу — это пропаганда Путина».

И ладно бы журналисты — они всегда приукрашивают, но и профессор, эксперт по безопасности Энтони Глис тоже говорит про когтистую лапу Кремля. «Маша бывает дерзкой, даже невыносимой, но в то же время отважной. Она пытается прыгнуть выше головы. В ней без преувеличения просматриваются путинские черты», — отмечает он. Сейчас экспертам не дает покоя, например, серия мультика, в которой Маша надевает фуражку и идет охранять огород от зайца.

На официальном англоязычном канале «Маши» на Youtube — 4,2 миллиона подписчиков. Это на миллион больше, чем у официального канала Disney. А еще ее любят в мусульманских странах: девушка с покрытой головой, в длинном сарафане — халяльный идеал восточной мультипликации. «Маша фром раша» — самый популярный в мире товар из России: доступнее нефти, понятнее Достоевского, полезнее водки. В Италии в огромном парке развлечений рядом с Бергамо нашим мультгероем посвящена отдельная игровая зона. А ростовые куклы Маши и медведя — на каждой второй фотографии отсюда. По всей видимости, эта популярность и .

Юлиана Слащёва , председатель правления киностудии «Союзмультфильм»: «Я вижу в этом чистую конкуренцию. Потому что анимация — это бизнес. Бизнес очень серьезный и большой. В анимации в мире зарабатываются очень большие деньги. И когда приходят чужаки, другая компания с другого рынка, который анимационной державой не является и не считается, и вдруг начинает забирать большой объем рынка, то, конечно, с ней все начинаются бороться».

При этом никто почему-то обвиняет американский мультфильм «Том и Джерри» в милитаризме. Одна из серий даже получила «Оскар» в военном 1943-м. И мир узнал, кто лучше всех воюет. Потом в той же Америке это назовут «мягкой силой», которая опосредованно влияет на умы. И получается, очень легко назвать пропагандой то, что тебе мешает на рынке. Но в XXI веке со свободным Интернетом и свободой выбора не так легко внушить зрителю, что и когда ему смотреть. На хороший мультфильм он ответит лайком или просмотром, а газету в следующий раз читать не будет.

Непростая Маша!
Предлагаю статью психолога (в некотором сокращении), под которой полностью подписываюсь: «Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения - это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина - та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли - любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет - всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что *** очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть - место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир - это интересное место, где ты - главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение - безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем - это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен - даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно - в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала - принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини - это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя - хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента».

Много лет подряд люди, которые (как и я) выросли на прекрасных советских мультиках, жаловались, что Россия, как страна производитель детской мультипликации, исчезла с мировой карты. Ситуация изменилась несколько лет назад, прежде всего благодаря мультфильму "Маша и Медведь", который стал мировым хитом. Его смотрят в разных странах люди, далекие от русского фольклора, с его вечной темой девочки забредшей к медведям.

"Буквально пару недель назад в Штатах. Сидим с родственниками в японском ресторанчике, суши наворачиваем, общаемся... Тут дочка говорит "что-то знакомое где-то звучит". Прислушались - вроде что-то где-то но никак не вспомнилось... Дочка вышла прогуляться, возвращается слегка в непонятках: через пару столиков сидит негритянка с дочкой (такой же) и дочка "Машу и медведя" на таблете " - прочитал вчера в Facebook.

Нечто подобное сегодня можно увидеть во многих странах: от Франции до Южной Кореи. Причем, общее мнение, которое можно прочитать в реакциях на разных языках: этот сериал относится к той редкой категории, который взрослые могут смотреть вместе с детьми. И вместе заливаться смехом.

Но довольны сериалом отнюдь не все. Есть и критики, которые предупреждают о вреде, который Маша может нанести детской психике, общественному сознанию, государственной идеологии. Лет двадцать тому назад одна немного истеричная глава неполной семьи (в просторечии: мать-одиночка) сказала мне:

- А почему никто не обращает внимание, что сказка "Волк и семеро козлят" - она о проблемах безотцовщины.

- Безотцовщины?!

Козла ведь нет. Коза одна детей воспитывает. Нет козла.

Женщину эту понять можно было. Я не спорил.

Но вот именно с таким методом истолкования подошел к мультику "Маша и медведь" критик "Гаарец" Рогель Альпер, усмотрев в популярном российской мультфильме "назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне". Увидев эту новость на сайте IzRus , я вначале не поверил.

Рогель Альпер, следуя методу интерпретации моей знакомой, обнаружил главную проблему в отсутствии родителей: "Девочка, где твои мама и папа?". Он сумел диагностировать в мультике целый пучок нездоровых и идеологически вредных комплексов: от параноидальных экзистенциальных страхов одиночества у девочки, которая боится, что медведь от нее сбежит, поскольку от нее и раньше сбегали (где родители?), до нездорового чувство вины и нереализованного долга у мечтающего сбежать от ребенка хищника. С звериной серьезностью проанализировал Альпер взаимоотношения Маши и животных, которым мешает гиперактивная и сующая во все свой носик маленькая девочка. "Маша - инородное тело в этой среде, мирящейся с ее существованием", - заключил Альпер, призывая родителей обратить внимание на пугающее сущностное содержание российского мультика. Ведь дети могут невольно впитать в себя эти психологически нездоровые, идеологически вредные и противные экологии посылы.

Людей, которые прочитав текст, сразу же принялись клеймить "левую сволочь" и "русофобию", начали насмехаться "что они курят в этом Гаареце" спешу уверить. Альпер - такой не один. Российский профессор Лидия Владимировна Матвеева, которая возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением федерального закона 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка поделилась с "Психологической газетой" своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка сериал "Маша и медведь". Лидия Владимировна — человек дюже серьезный - профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы "Психология массовых коммуникаций", изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она ученый чиновник, уполномоченный государством надзирать над контентом. И приговор ее звучит тоже не по-детски серьезно.

"Давайте, для примера, рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал "Маша и медведь". Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не все, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это "информационная бомба", заложенная под российский менталитет", - говорит Лидия Владимировна. Приговор ее настолько строг, что совершенно непонятно почему она не призывает запретить мультик, а его создателей отправить в места не столь отдаленные.

Обвинений в адрес мультика у нее много. И картинки в мультике, как кажется профессору, движутся слишком быстро, а потому у ребенка может возникнуть логоневроз. И еще в нем есть "несоответствие иерархии". В старинной народной сказке, придя в дом к медведям, девочка не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего, то Маша из мультфильма, к великому профессорскому сожалению, ведет себя иначе. "Проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом...". А если сегодня разрешить девочке нарушать табу в отношении отца и Медведя, то завтра, вырастая, она замахнется и на "медвежью" партию "Единая Россия", а то и, страшно подумать, на самого всероссийского отца — президента Путина!

И эмоциональная ограниченность Маши: "Даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все ее эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это все. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно". Действительно, здесь можно согласиться с профессором. В образе Маши никак не раскрыта тема пятого размера гражданской ответственности, и линия готовности погибнуть за Русскую весну под Луганском.

И принижение статусной роли российской женщины также отразилось в образе маленькой девочки Маши. "Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует". А маленькая Маша, как мы видим в мультике, далеко не соответствует этому высокому стандарту. Она медведя достает, а не поддерживает. Не помогает в работе, а мешает и портит.

Но нам в этой заметке интересны пункты, в которых надзирающий профессор схожа с критиком либеральной газеты. А сходство поразительное. Матвеева тоже осуждает фильм за то, что девочка в лесу инородное тело, разрушительное начало, которого боятся все животные: "В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы еще не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна".

Руководитель Комиссии по мониторингу за исполнением закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" тоже считает, что мультик вреден с экологической точки зрения, поскольку разрушает связь ребенка с природой, с окружающей средой, частью которой подрастающий человечек должен себя чувствовать. Профессор клеймит эмоционально ограниченную Машу за неспособность любить, безответственность и пр.

И тема взаимоотношения детей и родителей, которые в мультфильме отсутствуют, профессора Матвееву тоже волнует: "А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?". Интервью профессора Матвеева вообще полно перлов. И я делаю над собой недюжинные усилия, чтоб прекратить его цитировать, поскольку и так уже многократно превысил размеры заметки, рекомендованные редакцией сайта.

Многословные выводы делать не буду. Не буду перечислять доводы эстетического, этического, психологического плана в защиту "Маши и медведя". Этот шедевр в моей защите не нуждается. У меня только один вопрос: почему мнение либерального автора прогрессивной газеты "Гаарец" настолько совпадает с мнением российского реакционного держиморды?

2016-11-03 19:16 5529

Первоисточник информации о вредности мультфильма

В центральных СМИ широкую огласку получила информация о том, что российские психологи составили список вредных мультфильмов. Первое место в этом рейтинге занял сериал «Маша и Медведь», второе — , на третьем — , на четвертом — «Том и Джерри». Первоисточником публикации стал сайт Planet today . Новость была опубликована 30 октября и в оригинале выглядит следующим образом:

Российские психологи изучили действие различных популярных мультфильмов на психику детей и составили свой ТОП самых опасных мультсериалов.

Один из самых успешных современных проектов для детей — мультфильм «Маша и медведь» занял первую строчку рейтинга. По словам ученых, из-за того, что главной героине Маше можно безнаказанно капризничать и плохо себя вести, дети могут перенять манеру ее поведения и не понимать, почему они делают что-то неправильно.

Вторую строчку занял американский мультфильм про девочек-монстров «Монстр Хай». Специалисты считают, что лексика, использующаяся в разговорах между главными героями, может существенно испортить словарный запас малышей.

Бронзу «антирейтинга» занял сериал «Губка Боб квадратные штаны», ставший популярный и у более взрослого поколения. По оценке психологов, главный герой — слишком эгоистичное существо, постоянно критикующее взрослых, даже если они дают ему дельные советы.

Интересно, что ставший классическим сериал «Том и Джерри» занял лишь четвертое место, несмотря на то, что в каждой серии один главный герой (мышонок) постоянно издевается над другим (котом), а Том, в свою очередь, постоянно проявляет агрессию.

Развитие скандала

Несмотря на высокий резонанс, вызванный этой информацией, до сих пор не известно, что за группа психологов подобным образом оценила мультфильмы, и никаких развёрнутых аргументов о вредности мультфильмов в прессе пока не фигурирует. В этой ситуации режиссёр мультика Маша и Медведь Денис Червяцов уже поспешил заявить , что «интернет - это помойка, в которой каждый может написать, что угодно». А психологи, по его словам, скорее всего даже не смотрели мультфильм, да и вообще якобы никто не скажет вам, «как влияет то или иное произведение искусства на психику человека».

Другие издания, такие как Pravda.Ru, стали распространять мнение президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного , который назвал ситуацию с шумихой вокруг мультика Маша и Медведь «провокацией». По его словам, ничего криминального в мультфильме нет, а вредные советы могут якобы быть даже полезны для детей. «Российские психологи не давали такую оценку мультфильму Маша и медведь, это я вам говорю совершенно точно. Да, это антиреклама», - заявил Анатолий Северный, по какой-то причине взявший на себя право выступать от имени всех психологов России.

Мнение доктора психологических наук Л.В.Матвеевой о мультфильме «Маша и медведь»

Хотя ситуация с оглашением списка вредных мультфильмов выглядит действительно странно, призываем читателей не поддаваться на заверения в безопасности мультсериала «Маша и медведь» таких аффилированных лиц, как Денис Червяцов и Анатолий Северный, один из которых говорит, что психология вообще не может оценивать влияние искусства, а второй оправдывает обучение детей вредным моделям поведения.

В качестве аргумента приводим в этой статье интервью гораздо более квалифицированного специалиста - профессора кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве Лидии Владимировны Матвеевой, которая в 2013 году возглавляла Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 «О защите детей от информации…» при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России.

Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

Видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?» и попытки цензуры

На базе этого интервью, а также классификации признаков вредного мультфильма проект Научи хорошему ещё в 2014 году создал видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?». Сразу после того, как ролик начал набирать множество просмотров, он был заблокирован на хостинге YouTube по требованию правообладателей, якобы за нарушение авторских прав. На самом деле это был элемент откровенной цензуры со стороны тех, кто стремится помешать распространению правды о влиянии подобного контента на психику детей. В ответ нашим проектом была проведена , и видеообзор с тех пор распространяется через другие видеохостинги и социальные сети, уже набрав миллионы просмотров.

Надеемся, что нынешняя ситуация с шумихой вокруг мультфильма Маша и медведь привлечёт ещё больше внимания к проблеме , заполонившего российский телевизионный экран и в прямом смысле разрушающего психику миллионов детей. Призываем активно распространять правду, которая даже несмотря на цензуру, всегда найдёт себе дорогу.

Смелее, товарищ, гласность - наша сила!

В сериале Маша и медведь присутствуют следующие :

  1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
  2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
  3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
  4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
  5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
  6. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
  7. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.