Стремление обломова и штольца. Любовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии обломова и штольца - документ

Приложение 1

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов

Андрей Иванович Штольц

возраст

портрет

«человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

«весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные

родители

«Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

воспитание

Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей»

Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»

Отношение к учебе

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

Дальнейшее образование

До 20 лет провел в Обломовке

Штольц закончил университет

Образ жизни

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»

Ведение хозяйства

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

Жизненные стремления

«готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Взгляды на общество

Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

Отношение к Ольге

Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум

взаимоотношения

Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам

Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни

самооценка

Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура

Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету

Особенности характера

Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний Обломова и Штольца . Проблемные задания Групповая Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца . ... Фронтальная, групповая Уметьсоставлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить...

  • Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Урок

    Друга? Встреча со Штольцем . В чём различие воспи­тания Обломова и Штольца ? Почему любовь к Ольге... дни?) 18, 19 5-6 Обломов и Штольц . Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца , беседа по составленному плану...

  • Приказ № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук

    Рабочая программа

    Чит. главы романа. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 22 Тема любви в романе... Обломов» Инд. задан. «Сравнительная характеристика Ильинской и Пшеницыной» 23 ... Вопр.10 стр.307. Сравнительная характеристика А.Болконского и П.Безухова...

  • Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева 3 часа в неделю. Всего 102 часа

    Урок

    Образ Обломова , формирование его характера, образ жизни, идеалы. Уметь составлять характеристику ... до конца 52 Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика Составить план сравнительной характеристики Обломова и Штольца . Уметь высказывать свои мысли...

  • Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два образа жизни - Обломов и Штольц - рассматриваются в данной статье в сравнении.

    Характеристика Обломова

    Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.

    При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»

    Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. "Обломов" (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа - незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов - истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.

    Характеристика Штольца

    Образ жизни Обломова никак нельзя сравнить с миропониманием Штольца. Читатель впервые знакомится с этим персонажем во второй части произведения. Андрей Штольц любит во всем порядок: у него день расписан по часам и минутам, запланированы десятки важных дел, которые нужно срочно переделать. Сегодня он в России, завтра, смотришь, уже неожиданно уехал за границу. То, что Обломов находит скучным и лишенным смысла, для него важно и значительно: поездки в города, деревни, намерения улучшить качество жизни окружающих.

    Он открывает в своей душе такие сокровища, о каких даже не может догадываться Обломов. Образ жизни Штольца целиком и полностью состоит в деятельности, которая питает все его существо энергией бодрости. Кроме того, Штольц - хороший друг: не раз он помогал Илье Ильичу в деловых вопросах. Образ жизни Обломова и Штольца различен между собой.

    Что такое «обломовщина»?

    Как социальное явление понятие обозначает направленность на праздную, однообразную, лишенную красок и каких бы то ни было перемен в жизни. Андрей Штольц называл «обломовщиной» сам образ жизни Обломова, его стремление к бесконечному покою и отсутствию всякой деятельности. Несмотря на то что друг постоянно подталкивал Обломова к возможности изменить способ существования, тот совершенно не сдвинулся с места, словно ему не хватало энергии, чтобы это сделать. При этом мы видим, что Обломов признает свою ошибку, произнося такие слова: «Мне давно совестно жить на свете». Он чувствует себя бесполезным, ненужным и покинутым, и потому ему не хочется вытирать пыль со стола, разбирать книги, которые лежат уже месяц, лишний раз выходить из квартиры.

    Любовь в понимании Обломова

    Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.

    Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.

    Любовь в понимании Штольца

    Штольц подходит к вопросу любви более рационально. Он не предается эфемерным мечтам понапрасну, так как трезво смотрит на жизнь, без фантазии, без привычки анализировать. Штольц - деловой человек. Ему не нужны романтические прогулки при луне, громкие признания в любви и вздохи на скамейке, ведь он - не Обломов. Образ жизни Штольца весьма динамичный и прагматический: он делает предложение Ольге в тот момент, когда понимает, что она готова принять его.

    К чему пришел Обломов?

    В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы - слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?

    Отчего наступила физическая смерть Обломова?

    Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.

    Достижения Штольца

    Штольц в отличие от Обломова не упустил свой шанс стать счастливым: он построил семейное благополучие с Ольгой Ильинской. Брак этот совершился по любви, в которой Штольц не улетал в облака, не пребывал в разрушительных иллюзиях, а действовал более чем разумно и ответственно.

    Образ жизни Обломова и Штольца диаметрально противоположны и противопоставлены друг другу. Оба персонажа по-своему уникальны, неповторимы и значимы. Этим может объясняться крепость их дружбы на протяжении многих лет.

    Каждому из нас близок либо тип Штольца, либо Обломова. В этом нет ничего плохого, да и совпадения наверняка будут лишь частичными. Глубоким, любящим поразмышлять о сути жизни, скорее всего, окажутся понятны переживания Обломова, его беспокойные душевные метания и искания. Деловые прагматики, которые оставили далеко позади романтику и поэзию, станут олицетворять себя со Штольцем.

    Литература – 10 класс.

    Тема урока: «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»

    (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

    Цели урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

    Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, текст романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по литературе, иллюстрации.

    Учащиеся должны знать:

    Содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

    Основную мысль произведения;

    Главные образы.

    Учащиеся должны уметь:

    Правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

    Обобщать и систематизировать учебный материал;

    Совершенствовать навыки работы с текстом;

    Делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

    Ход урока.

    I Оргмомент.

    II Реализация д.з. (И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

    главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

    III Сообщение темы и цели урока.

    IV Подготовка к восприятию произведения. Работа по плану урока.

    1.Вступительное слово.

    Добрый день, ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

    План работы:

    1.Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

    2.Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

    3.Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

    Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

    Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

    - Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

    Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник

    2.Словарная работа.

    Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

    Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

    Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

    Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

    (О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

    В связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

    В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

    Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

    Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

    3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

    (встреча Обломова и Штольца).

    Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

    4. Рассмотрим все особенности героев.

    (Ответы учащихся: Обломов и Штольц).

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Образование

    Заложенная программа

    Взгляды на жизнь

    Цель жизни

    Дружба

    Восприятие жизни

    Испытание любовью

    а)Внешность: ( когда они предстали перед читателем)

    - На что обращает наше внимание И.А.Гончаров при описании внешности героев?

    « …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

    б)Происхождение:

    выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

    в) Воспитание.

    - Какое воспитание получили И.Обломов и А. Штольц? Расскажите об этом.

    Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

    Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

    Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

    Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

    Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) по ролям.

    Какое впечатление производит на вас эта сцена?

    Как вы можете прокомментировать это?

    Чему научил его отец? Что чувствовал А.Штольц?

    Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

    Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

    Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

    Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

    Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).

    г).Образование:

    обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

    С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

    На основании воспитания и образования была заложена определённая программа.

    Какова она у Обломова и Штольца?

    д) Заложенная программа.

    Обломов

    Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

    «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

    Чего больше всего боялся Штольц?

    Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

    Штольц

    Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное начало

    « Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

    - Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

    Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

    Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

    Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

    - Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

    Это не жизнь!

    - Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

    (Физкультминутка)

    Вступительное слово о смысле жизни.

    Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» ( второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей…»)

    В какой обстановке происходит беседа?

    О чём говорит И.Обломов?

    Как каждый из героев выявился в споре?

    е) Взгляды на жизнь

    Обломов

    «Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

    Штольц.

    ё) Цель жизни

    Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов)

    «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».(Штольц)

    ж) Восприятие жизни

    Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

    Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    - С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

    - Есть ли один ответ на этот вопрос?

    (В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

    Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

    Чья философия позитивна и конструктивна?

    Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

    Обломов

    Штольц

    Покой (апатия)

    «…он беспрестанно в движении…»

    Сон (бездействие)

    «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

    Мечта – «скорлупа, самообман»

    «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

    Страх перед обстоятельствами

    «причину всякого страдания приписывал себе»

    Бесцельность существования

    «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

    Труд - наказание

    «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

    Сделать вывод о том , на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

    - Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

    А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

    Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

    Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

    Итог:

    - Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

    (Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

    - Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

    Ответы учащихся:

    Обломов и Штольц

    Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).

    Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

    - Какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?

    (Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

    з) Дружба

    - Дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.

    Характеристика героев:

    Обломов и Штольц

    1.Обломов. Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

    2. Штольц . Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий "железный" характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

    Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

    V Подведение итогов.

    Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.

    - Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

    Обломов умирает, оставив сына.

    Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

    Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

    Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

    Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

    Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

    VI . Домашнее задание :

    Роман И.А.Гончарова «Обломов»:

    Индивидуальные задания:

    1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

    2.Развитие отношений Обломова и Ольги (гл.6-12)

    3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной.

    Оценки

    Обломов и Штольц).

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    « …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности»

    ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

    Происхождение

    из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

    из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка

    Воспитание

    родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

    отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.

    Образование

    обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

    Заложенная программа

    прозябание и сон – пассивное начало

    С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемак.

    энергия и бурная деятельность - активное начало.

    Взгляды на жизнь

    «Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

    Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

    Цель жизни

    Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

    «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

    Дружба

    Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

    Восприятие жизни

    Колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

    Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

    Жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” - сказал Штольц».

    Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Испытание любовью

    ему нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

    ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Образование

    Заложенная программа

    Взгляды на жизнь

    Цель жизни

    Дружба

    Восприятие жизни

    Испытание любовью

    Жизненные идеалы Обломова и Штольца

    Всю свою жизнь И. А. Гончаров мечтал об об­ретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека раз­ ума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих, В этом романе противопоставлены два типа муж­ских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергич­ный Штольц, способный преодолеть любые об­ стоятельства силой своего ума и воли. Однако че­ ловеческий идеал Гончарова не персонифициро­ ван ни в одном из них. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Об­ ломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за це­ лостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

    У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные иде­ алы, которые они мечтали осуществить. В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть боль­ше тридцати лет, он столбовой дворянин, облада­ тель трехсот пятидесяти душ крепостных кресть­ ян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в ойном из столичных департаментов, он вы­ шел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «пере ползание изо дня в день». Устранившись от активной де­ятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, крепостным слугой, кото­ рый ухаживал за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что

    «все началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить».

    Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обло мовке, своем родовом поместье, с ее покоем и без­ действием как идеал человеческого существова­ ния. Норма жизни была готова и преподана обло мовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главных акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве; родины, свадьбы, похороны. Затем сле­довали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «ши­ рокое раздолье барской жизни» с ее празд­ ностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Об­ ломов а.

    Все обломовцы относились к труду как к нака­занию и не любили его, считая чемто унизитель­ ным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича раз­ делялась на две половины. Одна состояла из тру­ да и скуки, и это были для него синонимы. Другая же - из покоя и мирного веселья. В Об­ломов ке Илье Ильичу было также привито чувст­ во превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбега­ ет за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан неж­ но, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив уни­ верситет, он больше уже не занимался своим об­разованием, не интересовался наукой, искусст­вом, политикой.

    Когда Обломов был молод, ои ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной

    жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов «.

    Будущая служба представлялась ему не в виде суровой деятельности, а в виде какогото «семей ного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не вы­ держав трудностей, он подал в отставку, прослу­ жив всего три года и не совершив ничего значи­ тельного.

    Только юношеский жар Штольца еще мог за­ разить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной це­ ли. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит дветри позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно озирается кругом. Кажется, что его высокое уси­ лие вотвот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает вой­ну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем вооб­ ражении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мо­шенников, как Тарантьев и ебратец» его квар­ тирной хозяйки.

    Со временем у него появились угрызения со­вести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему чтото мешает смело идти

    по жизни. Он болезненно чувствовал, что хоро­ шее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не нахо­ дил. Однако апатия и безразличие быстро сменя­ли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

    Даже любовь к Ольге не возродила его к прак­ тической жизни. Столкнувшись с необходимо­ стью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселив­ шись на Выборгской стороне, он целиком предо­ставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окон­ чательно устранившись от активной жизни.

    Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое дру­ гое. Он действительно чувствует объективно су­ществующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причи­ной его горького разочарования. Его возмущает, что высший смысл человеческого существования в обществе часто заменяется ложным, мнимым содержанием» Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какаято душевная правота за­ ключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.

    Если в начале романа Гончаров больше гово­рит об обломовской лени, то в конце все настой­чивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Не­ счастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противосто­ ять. Оно заключено и в «гибельном избытке серд­ ца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

    В противоположность пассивному и безде­ятельному Обломову Штольц был задуман авто­ ром как фигура совершенно необычная, Гонча­ ров стремился сделать его привлекательным для

    читателя своей «дельностью», рациональной практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

    Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу полу­ чил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от внешне округлого Обломова, Штольц был худо­щав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какойто свежестью и силой. <«Как в орга­ низме его не было ничего лишнего, так и в нрав­ ственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими по­ требностями духа». «По жизни он шел твердо» бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каж­ дый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не ве­ шал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремил­ ся выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергает­ ся анализу опыта, не соответствует практичес­ кой истине, он считал обманом. Труд был обра­ зом, содержанием, стихией и целью его жиз­ ни. Выше всего он ставил настойчивость в дос­ тижении целей: это было признаком характера в его глазах. По мысли автора, личностям ти­ па Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русски­ ми именами!»

    Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сер­ дечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова, Писатель говорит о «нравственных отправлениях»личнос

    ти своего героя как о физиологической работе ор­ ганизма или об отправлении служебных обязан­ ностей. Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Однако в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.

    В развитии действия Штольц понемногу про­ являет себя как «не герой». Для Гончарова, кото­ рый воспел святое безрассудство Чацкого и пре­ красно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недо­статочности. Отсутствие высокой цели, понима­ ния смысла человеческой жизни постоянно обна­ руживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего ска­ зать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. По­лучив согласие Ольги на брак, Штольц произно­ сит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопроса­ ми», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство.

    Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человече­ ских типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам До­ бролюбова, настоящее историческое дело в Рос­ сии было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного ук­ лада. Деятельное существование и новые, актив­ные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но всетаки не ставшей реально­ стью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России» но все еще был неуловим тот род де­ ятельности и тот тип деятеля, которые ей требу­ ются.

    Гончаров Иван Александрович - это замечательный русский писатель-реалист. Его творчество прочно вошло в классическую литературу нашей страны. Своеобразие его художественного мира заключается, по словам Н.А. Добролюбова, в том, что он смог охватить в своем творчестве полный образ предмета, изваять, отчеканить его.

    Основная мысль Гончарова в романе "Обломов"

    В своем романе Иван Александрович осуждает дворянскую бездеятельность. Характеристика Обломова в романе "Обломов" это доказывает, и скоро вы в этом убедитесь. Автор приветствует деловитость класса предпринимателей, зарождавшегося в то время. Для Гончарова в характере Обломова существенной является его барская избалованность, а также бездеятельность, следующая из нее, бессилие воли и ума. Изображение этого героя под рукой столь именитого мастера вылилось в широкую картину, на которой читателю представлена предреформенная жизнь поместного дворянства страны. Более 100 лет назад было написано произведение, но оно привлекает к себе внимание до сих пор. Этот роман, безусловно, является классическим произведением, созданным прекрасным русским языком.

    Илья Ильич Обломов

    Какова же характеристика Обломова в романе "Обломов"? Прочитав его, каждый, наверное, хочет понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком уже не первой молодости. Он пытался в прошлом служить, однако от всякой деятельности отошел и стал неспособным вернуться к ней. Он не хочет не только чем-нибудь заниматься, но даже бывать в обществе, выходить на прогулку, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают лишь визитеры, которые приходят только с корыстными целями к Обломову. Например, Тарантьев его просто обворовывает, занимая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в произведении жертвой своих посетителей, поскольку он не может понять истинной цели их визитов. Исключение составляет лишь Штольц, друг его юности, который приезжает его навестить в Обломовку.

    Однако характеристика Обломова не так однозначно негативна. Мы к ней еще вернемся.

    Андрей Иванович Штольц

    Штольц является антиподом этого героя в романе. Гончаров его изобразил "новым человеком". Штольц с самого детства воспитывался в суровых условиях, привыкая постепенно к трудностям и невзгодам жизни. Это чуждый и служебного карьеризма, и дворянской лени делец, который отличается таким уровнем культуры и такой активностью, которые в то время не были свойственны русскому купечеству. Видимо, не зная, где такого человека отыскать среди деловых русских людей, Гончаров решил сделать своего героя отпрыском полунемецкой семьи. Штольц, тем не менее, воспитание получил у русской матери, которая была дворянкой, а также учился в столичном университете. Этот герой считает, что путем устройства шоссейных дорог, ярмарок, пристаней, школ патриархальные "обломовки" превратятся в приносящие доход благоустроенные имения.

    Взгляды на жизнь Обломова

    Не одной лишь апатией отмечена характеристика Обломова. Этот герой пытается "философствовать". Илья Ильич противопоставляет искренность и доброту патриархальной жизни нравственной испорченности представителей чиновничье-дворянского общества столицы. Он его осуждает за стремление к карьеризму, отсутствие серьезных интересов, прикрытое показной любезностью взаимное недоброжелательство. В этом отношении автор романа согласен с Ильей Ильичом. Характеристика Обломова дополняется тем, что он - романтик. Этот герой мечтает главным образом о тихом семейном счастье.

    Отношение к жизни Штольца

    Напротив, Штольц - враг "мечты", всего таинственного и загадочного. Однако он разумеет под "мечтою" не только лишь розовую романтику, но и всяческий идеализм. Автор, разъясняя убеждения этого героя, пишет, что в его глазах то, что не подвергается анализу практической истины, опыта, является оптическим обманом или фактом, до которого очередь опыта еще не дошла.

    Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца была бы неполной, если бы мы не раскрыли тему взаимоотношений этих героев с Ольгой Ильинской. Гончаров вводит своих персонажей в любовный конфликт для того, чтобы испытать их самой жизнью, которая покажет, чего каждый из них стоит. Поэтому незаурядной личностью должна была явиться героиня "Обломова". В Ольге Ильинской мы не найдем ни светского кокетства, ни барских причуд, ничего манерного, с умыслом сделанного для успеха в жизни. Эта девушка отличается красотой, а также естественной свободой поступка, слова и взгляда.

    Оба главных героя, созданных Гончаровым, в любовных отношениях с этой женщиной терпят поражение, каждый по-своему. И это раскрывает несостоятельность иллюзий автора в оценке и того и другого. "Честное и верное", "золотое" сердце Обломова вдруг оказывается под сомнением вместе с его порядочностью. Отметим, что герой этот, обладающий "глубоким, как колодезь, сердцем", перед девушкой позорно лукавит, ссылаясь на то, что о своем характере он ее "предупреждал". Ольга понимает, что Илья Ильич "уже давно умер".

    Последовательная характеристика Обломова и Штольца раскрывает все новые интересные детали. Опять в романе появляется Андрей Иванович. Он вновь возникает в произведении для того, чтобы занять место, которое ранее занимал Обломов. Характеристика героя Штольца в его взаимоотношениях с Ольгой раскрывает в его образе некоторые важные черты. Гончаров, показывая его парижскую жизнь с Ильинской, хочет показать читателю широту взглядов своего героя. Фактически же он его снижает, поскольку интересоваться всем означает ничем систематически, углубленно, всерьез не увлекаться. Это значит узнавать все с чужих слов, брать из чужих рук. Штольц едва мог поспевать за Ольгой в ее томительной торопливости воли и мысли. Вопреки воле автора, повествование о совместной жизни этих двух героев, которое должно было быть хвалой Штольцу, в конце концов оказалось средством его разоблачения. Штольц в конце романа представляется лишь самоуверенным резонером. Этому герою, который не смог спасти друга, дать любимой женщине счастья, читатель уже не верит. От полного краха Штольца спасает лишь тенденциозность автора. Ведь все-таки на его стороне был Гончаров ("Обломов"). Характеристика Обломова, созданная писателем, а также голос автора в романе позволяют нам судить об этом.

    Слабость обоих героев и классов, которые они представляют

    Помимо собственного желания, Гончаров смог показать, что не только русское барство вырождается. Слаб не только Обломов. Характеристика героя Штольца также не лишена этой черты. Добропорядочные предприниматели не могут исторически стать преемниками барства, поскольку они слабы, ограничены и не способны взять на себя ответственность за решение коренных вопросов жизни страны.

    Значение образа Ольги Ильинской в русской литературе

    Итак, сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает, что ни тот ни другой не могут, каждый по-своему, вызвать симпатию. А вот героиня произведения, Ольга Ильинская, станет прообразом просвещенной русской женщины. Этот прообраз в дальнейшем встретится в произведениях многих классиков 19 века.

    Часто сравнение Ильи Ильича и Андрея Ивановича представляется как таблица. Характеристика Обломова и Штольца, представленная наглядно, помогает лучше запомнить информацию. Поэтому сравнительная таблица на уроках литературы как вид работы нередко используется в школе. Когда же требуется глубокий анализ, лучше от нее отказаться. А именно такая задача и стояла при создании этой статьи.