Проект география в литературных произведениях. Проект "Литературная география". Путешествие по памятникам литературным героям. Индивидуальные задания группе литераторов

Российская государственная детская библиотека совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В. И. Даля, Русским географическим обществом при поддержке Министерства культуры РФ продолжает Всероссийский проект «Символы России».

В этом году проект приурочен к Году экологии и особо охраняемых территорий в РФ и проводится при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ. Проект состоит из двух частей: Всероссийский литературно-географический конкурс «Символы России» и Всероссийская литературно-географическая олимпиада «Символы России» .
До 20 октября 2017 года в РГДБ принимаются вопросы детей о природных объектах и территориях России и их отражении в классической русской литературе. Авторитетное жюри определит лучшие вопросы.
Составители лучших вопросов получат не только дипломы и подарочные сертификаты интернет-магазина Лабиринт, но и станут авторами Всероссийской олимпиады «Символы России».
23 ноября 2017 года в каждом регионе планируется проведение Олимпиады среди школьников в двух возрастных категориях: от 8 до 10 лет и от 11 до 14 лет. Победители Олимпиады получат дипломы и книжные подарки.
Поздравляем педагогическое сообщество с профессиональным праздником! Надеемся, что литературно-географический проект «Символы России» будет поддержан Вами и Вашими коллегами из учреждений образования и культуры. Мы уверены, что его успешная реализация позволит выстроить эффективное межведомственное взаимодействие, способствующее привлечению детей к чтению и повышению интереса к природе и литературе нашей страны.

_______________________________________________________

Художественная литература ­­– это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают строки произведения, в которых мы находим название нашего города с точным указанием улицы или какого-нибудь известного дома!

Есть места, которые у каждого на слуху: например, Патриаршие пруды или Зимний дворец, Петропавловская крепость или Дом Грибоедова. О них много сказано и написано, но интерес к ним всё равно не ослабевает. Но сколько в литературе малоизвестных или совсем неизвестных топонимов? Откуда писатели их берут? Может, они их просто выдумали? Но ведь наша жизнь полна тайн: а вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, изображённых в книгах, существует в действительности? Ведь это значит, что есть люди, которые живут от них неподалеку или помнят, как они выглядят!

Конечно, жителям столиц и больших городов удаётся намного чаще встретить в произведении места, которые действительно существуют – более того, находятся где-то по соседству. Но и другие населенные пункты нередко попадали на страницы книг. Главное, что они реальны, узнаваемы и имеют свою историю. Интересно знать, побывал ли там автор лично – или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке... Тем не менее эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Мы предлагаем и вам погрузиться в этот загадочный мир.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы будете исследовать. За основу можно взять какое-либо сооружение, дом, улицу, мост, площадь, тюрьму – что угодно, что существует на самом деле или угадывается под другим названием. Определившись с автором и произведением, вы выписываете отрывок (или отрывки, если в этом тексте есть несколько описаний изучаемого объекта), а дальше начинается наше расследование!

В какой период творил автор? Насколько достоверно изображено в его произведении изучаемое место? Вы можете воссоздать его историю благодаря таким источникам информации, как иллюстрации к тексту, старые фотографии, архивные записи, заметки в научно-популярных журналах и многое другое.

Вы постараетесь воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом. Проследите все изменения, которые произошли со времени описания, наведите справки в архиве или библиотеке – вдруг попадётся старая фотография или какие-то интересные записи – и расскажите всем о своих научных открытиях.

В заключение обязательно сфотографируйте исследуемый объект – его современное состояние очень важно для исследования. Если самостоятельно сделать фото по какой-то причине невозможно, можете взять снимок из интернета, только не забудьте его подписать.

Может случиться так, что об одном и том же месте будет заполнено несколько анкет. Это просто замечательно – такой подход придаст нашему научному исследованию достоверности.

Сурков Алексей Александрович родился 1(13) октября 1899 года в дер.Середнево Рыбинского района Ярославской области. С 12 лет Сурков служил "в людях" в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушел на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, вернулся в деревню. Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете и даже писал пьески для драматического кружка. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету.

Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа в 1928 году. Здесь он закончил факультет литературы Института красной профессуры в 1934 году. В 1934 - 39 работает в журнале "Литературная учеба".

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 году в петроградской "Красной газете", но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930 год, когда вышел первый сборник стихов "Запев". Наибольшие удачи этого и последующих сборников относятся к изображению героев Гражданской войны. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет - "Конармейская песня", "Терская походная" и др. В 1939 - 1945 гг. Сурков - военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем - Великой Отечественной войны. В 1944 - 1946 гг. был ответственным редактором литературной газеты. Особенную популярность приобрели его песни тех лет: "Бьется в тесной печурке огонь...", "Песня смелых" и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР. С 1945 по 1953 года - ответственный редактор журнала "Огонек". Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенный сборник "Миру - мир!", вышедший в 1950 году и удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР. С 1949 года был секретарем Союза писателей СССР (с 1953 по 1959 - первый секретарь). В 1952 - 1956 гг. избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а в 1956 - 1966 гг. - кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4 - 8-го созывов и РСФСР 2 - 3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира.

С 1962 года - главный редактор "Краткой Литературной Энциклопедии". В 1965 году вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова "Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934 - 1965". Переводил стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и др. поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки. В 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Скончался в июле 1983 года.

Муза странствий - Африка.

(африканская тема в поэзии Н. Гумилева ).

1. Актуальность.

2. Цели.

3. Задачи.

4. Введение

5. Практический этап.

6. Творческая работа групп.

7. Заключительный этап проекта.

8. Приложение (презентации, слайд-шоу, работы учащихся, фото и видеоматериалы)

ТИП ПРОЕКТА: интегрированный,

творческий,

исследовательский,

долгосрочный

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : с января 2015 года

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА: 2 года

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 11г класса,

учителя-предметники

ПРОДУКТ ПРОЕКТА: сценарий урока,

презентации,

слайды-шоу

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ :1. Работа с картами

2.анкетирование учащихся

3. карточки

5. схема анализа

стихотворения

6. рисование

Актуальность проекта :

Данный проект представляет интеграцию – бинарность учебных дисциплин: географии и литературы, творческий поиск и научное исследование учащихся 11–х классов Маджалисской СОШ Кайтагского района.

Наш творческий проект состоит в изучении географической темы поэзии Николая Гумилева, научных исследований, посвященных его путешествиям по Черному континенту, письмам и личным дневникам поэта, лирическим произведениям из цикла «Шатер». Он представляет интерес для уч-ся и поможет им в подготовке к экзамену по литературе и географии в форме ЕГЭ, а также в расширении кругозора и повышении культурного статуса. Изучение биографии поэта- акмеиста Серебряного века подтолкнуло нас, авторов проекта, к желанию увидеть Африку глазами поэта и путешественника, а также к желанию привлечь учащихся к поиску и сотворчеству. Проект представляет файловые документы, разработку интегрированных уроков, презентации, видео и фотоматериалы

Он включает следующие темы по литературе и географии:

1.Африка- идеальный континент.

2.Поэт и этнограф Николай Гумилев.

3.Африка глазами поэта(сквозь призму стихотворений)

4.Вклад Гумилева в изучение Африки.

Цели проекта:

    обобщить знания по материку Африка;

    дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;

    познакомить учащихся с "Африканским дневником поэта" и циклом стихов "Шатер";

    показать экзотическую природу Африки глазами поэта-романтика;

    через поэзию Гумилева раскрыть особенности быта, традиций и культуры народов африканского континента;познакомиться с особенностями ГП Африки, овладеть умением определять ГП, работать с разными картами. Познакомиться с причинами появления африканских мотивов в лирике Гумилева.

Задачи проекта :

    познакомить учащихся с поэзией Гумилева, посвященной Африке;

    соединить литературный образ с географическими образами и понятиями воедино, развивая эмоциональную сферу учащихся;

    развивать чувство прекрасного, творческие способности учащихся.

    Основываясь на базовых знаниях, мы изучим географическое положение Африки и историю исследования материка. Познакомимся с некоторыми удивительными особенностями природы «идеального континента».

    Развивать умения: наложения карт различной тематики, определение координат, ориентирование по карте, работы с дополнительными источниками информации.

    Воспитание таких качеств как патриотизм, коллективизм, гордость за уникальные природные объекты Земли, любовь к природе.

Оборудование:

    Карта мира физическая;

    Карта Африки физическая;

    Слайд-шоу «О! Эта Африка!»;

    Иллюстрации на доске;

    Аудио сопровождение «Звуки моря», «Африканские мотивы»;

    Персональный набор (таблица «Рекорды Африки», тестовая карточка, атлас, контур Африки, простой карандаш, авторучка, ластик, тетрадь) географические карты,

    выставка книг Н. Гумилева,

    выставка творческих работ учащихся, посвященных Африке.

В ходе проекта учащиеся разделены на две группы: литературоведы и географы.

Введение

Гумилёв - поэт географии...
Вселенную он воспринимает как живую карту... он принадлежит династии Колумба., - слова
Ю.Айхенвальда в полной мере отражают мироощущение поэта и географа. Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям. Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с "дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: "Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, - он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.Эти слова - ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилёва - это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления - акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел - решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: "Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизана книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привёз,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

Практический этап проекта.

Уч-ся разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.

ИГРА- ВИКТОРИНА « Африка»

1. Кто открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка.

2. Кто открыл новый путь в Индию.

3. Известный путешественник, проделал путь в 6354 км из Центральной Африки до западного побережья, а потом на восток материка Африка. Следующее путешествие протяженностью 1610 км, которое он предпринял по левому берегу реки Замбези. Дал описание водопада «Гремучий дым», позднее он нарек его Виктория. Около 30 лет провел в Африке, изучая ее природу.

4. Назовите потенциально активный стратовулкан на северо-востоке Танзании, высочайшая точка Африки над уровнем моря (Килиманджаро)

5. На скольких литосферных плитах находится материк. Есть ли районы столкновения с другими плитами? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

6. Огромный горный массив с цепями вокруг гор и множеством отдельных потухших вулканов. Очертания нагорья напоминают грушу, сужающую к северу. Протяженность на юг – около 1500 км, в самом широком месте ширина нагорья составляет 900 км.

7. Главный источник питания существования населения в оазисах. Дает тень, пищу, источник питания.

8. Культурное растение. Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом.

9. Самое удивительное растение пустыни Намиб. Называют осьминогом пустыни. Изображается на марках Намибии.

10. Назовите озеро, которое расположено в приэкваториальной области. Оно пополняется водой равномерно в течение всего года за счет постоянных дождей и полноводных рек, впадающих в него.

11. Эта река берет начало на плато Лунди, около 300 км течет по территории Анголы на запад, вдруг резко поворачивает на восток и, делая огромную петлю, заканчивает свой бег у Индийского океана, проходя от истоков до устья 2660 км.

Индивидуальные задания группе географов:

1.Определить географическое положение материка: показать Африку, крайние точки, подчеркнуть удаленность от России, проследить по карте маршруты путешествий Гумилева.

2.Работа со справочной литературой:

Используя карты атласа, энциклопедический словарь, учащиеся определяют, что Абиссиния - это второе название Эфиопского нагорья.

3.Как вы думаете, какой горной стране принадлежат эти вершины и чем объясняется наличие здесь снега?

.Практическая работа с картами атласа.

По физической карте учащиеся определяют географический объект - вулкан Килиманджаро, его высоту, а по климатической карте определяют температуру в районе вулкана. Зная об изменении температуры с высотой, проведя расчеты, объясняют наличие снегового и ледникового покрова на вершине горы.

8. Какие географические особенности Сахары как природного объекта подчеркнул Гумилев в этих строках?

(Учащиеся, используя ранее полученные знания, дают физико-географическую характеристику величайшей пустыне мира, уточняя при этом, какие особенности природы поэтически образно отобразил Гумилев.)

9. Рассматривая внутренние воды Африки, мы обратимся снова к стихам поэта - географа Гумилева. Каковы воды Африки в глазах поэта?

Задание: найти в тексте стихотворения и записать в тетрадь географические характеристики названных водных объектов.

(Самостоятельная работа учащихся)

10.Животный мир Африки богат и разнообразен, он поражает необычными животными, яркими невиданными птицами, которых не встретишь больше нигде.

Задания группе (география):

В текстах предложенных стихов найти упоминания животных, относящихся к различным природным зонам.

Индивидуальные задания группе литераторов:

1.- как описывает рельеф поэт Гумилев в стихотворениях "Абиссиния", "Судан", "Сахара"?

(Учащиеся зачитывают и комментируют отрывки названных стихотворений)

2.После первой поездки в Африку стихи Гумилева изменились - стали глубже и чище. Он стремился туда всем своим существом, потому что она одна могла залечить его раны. Особенно впечатлила поэта Сахара, " вечная слава песка". Наверное, Сахара - это олицетворение страсти и могущества. Точно и образно поэт описывает её.

3. Задания (литература):

Найти в тексте стихотворения сравнения, эпитеты. Определить цветовое и звуковое восприятие Сахары автором.

Для поэта воды Африки - это не просто жизненно необходимые объекты, но и божественная красота, которая столь же необходима человеку, чтобы быть богатым духовно. О ней-то восторженно пишет поэт.

4. Конкурс стихов.

Творческая работа уч-ся:

    Конкурс красноречия (продолжите фразу- составить высказывание на тему «Поэзия - это ….», География – это…»)

    Создание презентации про пустыни и озера Африки

    Создание клипа про животный мир Африки.

    Создание клипа по стихотворениям «Жираф», «Носорог», «Красное море».

    Защита рефератов по географическому положению Африки и по биографии поэта.

    Конкурс рисунков по фауне и флоре Африки и создание иллюстраций к стихотворениям Гумилёва.

    Конкурс чтецов с элементами инсценировки.

    Конкурс сочинений по стихам.

    Викторины и игры об Африке

    Анализ стихов.

Заключительный этап проекта.

В ходе работы над проектом мы убедились в том, что Гумилёв был не только замечательным поэтом, но и любознательным путешественником, возглавлявшим экспедиции в Африку. Мир поэзии Гумилёва удивительно красочен. Поэт обладал не только чуткой поэтической душой, богатым воображением, но и к тому же был замечательным мастером, виртуозно владевшим всеми приёмами стихосложения. Поэт, путешественник, географ, этнограф: Его творчество позволило нам более образно взглянуть на природу этого удивительного континента, увидеть мир глазами поэта-романтика, отмечающего красочность и неповторимость всего, что встречалось ему во время путешествия в Африку. Действительно, "Гумилев - поэт географии: вселенную он воспринимает как живую карту:он принадлежит к династии Колумба". Во время путешествий по Африке Гумилев в своих стихах описывал интересные живописные места, мимо которых он проезжал, животных, которых ему доводилось видеть, показал удивительный животный и растительный мир африканского континента. Можно сделать вывод: что экзотическое в творчестве Гумилева было не просто фиксацией мимолетных впечатлений, которых было предостаточно: охота на диких животных, ежедневный риск, реки, кишащие крокодилами, что все это было источником вдохновения поэта, но носило и исследовательский характер. Экспедиция в Африку были организована Академией наук, с целью изучения и жизни и быта неисследованных племен, составления коллекций предметов африканского быта.Все эти предметы можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.