Лирические отступления и их роль в произведении. Лирическое отступление

208 0

Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю. Такой литературный прием называется лирическое отступление.

Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.

Типы лирических отступлений

Лирическое отступление принято делить на несколько групп:

  1. Авторское.
  2. Критико-публицистическое.
  3. Отступления на житейские темы.
  4. Образ лирического.
  5. Отступления на гражданские темы.
  6. Смешанное.

Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.

Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.

Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, и .

Поэма «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.

Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.

Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного. В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.

Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.

Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.

Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.

Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения. Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.

Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.

Лирическое отступление в литературе

Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.

Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице. Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником. Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.

Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни. Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.

Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе. Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.

Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Виды лирических отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.


I. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Мой реферат называется «Лирическое отступление в русской литературе», я выбрала эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям, уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Лирическое отступление – это высказывания автором чувств и мыслей в связи с изображением в произведении. Например, в конце первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанавливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои мысли о России, которую представляет в виде быстронесущейся тройки. Это отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора. Вторгаясь в произведение, писатель нарушает единство образной картины, замедляет развитие действия, но лирическое отступление естественно входит в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распространены в литературе, в том числе и современной. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только в главе I – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта. В противоположность жизни «лирического человека» в отступлениях постепенно вырисовывается полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необходимости борьбы за свободу с тиранией и угнетением.

Глубоким философским, публицистичным содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггальц, Е.А. Евтушенко и других поэтов XX века. В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму («Поэма без героя» А.А Ахматовой, 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкается в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Достаточно вспомнить отступления в «Евгении Онегине», чтобы убедится, что тематика их гораздо шире интимно-личных, любовных переживаний. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.


II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).

Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.

Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Роман «Евгений Онегин» полон отступлений разного характера, это автобиографические, философские отступления, а также комментарии о любви, о дружбе, о театре и литературе. Также по комментариям автора можно понять, как он лично сам относится к героям, какие испытывает симпатии и антипатии.

Что касается самого Онегина, то Пушкин говорит о нём: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Но Пушкин не наделяет Онегина такой глубокой любовью к русской природе, какой обладает сам:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душою
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

В наибольшей степени близка образу автора романа Татьяна, которая всею душою была предана своему родному краю, всем сердцем любила природу. Пушкин в своих комментариях не раз называет эту героиню «милой», говорит о ней с нежностью и лаской, жалеет её.

Пушкин в своих комментариях предается различным размышлениям, в том числе упоминая и о собственной персоне. Такие отступления относятся к числу автобиографических. Например, следующие строки:

Весна моих промчалась дней
(Что шутя твердил доселе) ?
И ей ужель возраста нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Об образе жизни Пушкина тоже можно узнать из автобиографических отступлений:

Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.

Также в романе встречаются пушкинские высказывания о литературе, например, когда он с иронией описывает любовный роман, который читает Татьяна:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман…
…Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья…
…И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон…

Пушкин затрагивает в романе и вечные вопросы: о бренности существования, о неизбежности смерти, давая комментарии философского характера. К примеру, вторая глава романа, тот момент, когда речь идет о семействе Лариных. Пушкин поднимает вопрос о продолжении рода, о закономерном, одинаковом для всех, исходе жизни:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

Что значит именно родные.
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать…

Рассуждает Пушкин о взаимоотношениях Онегина и Ленского, делая краткое, но очень точное отступление о том, что их дружба возникла «От делать нечего, друзья».

Встречаются на страницах романа высказывания Пушкина о культуре и о театре, благодаря им он выражает собственное мнение о творчестве. Например, в этом отступлении:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина.

Пушкин не скрывает своего восхищения известной Истоминой, в его строках чувствуется преклонение перед талантом этой женщины.

Очень много рассуждений о любви встречается в произведении: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»…, «Любви все возрасты покорны …» и самое важное и актуальное замечание:

О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай…

В этом отступлении заключена великая истина о «запретном плоде». Таким «плодом» стала для Онегина Татьяна, когда он увидел ее женой генерала, такой недоступной и величественной. Именно это и привлекло Онегина.

С помощью лирических отступлений Пушкин передает читателям собственный взгляд на культуру, на общество, на предрассудки и правила, существовавшие в то время. Пушкин размышляет о смысле бытия, высказывает свое мнение о героях романа и об их поступках. Все отступления автора помогают читателям лучше понять позицию самого автора и его личное отношение ко многим жизненным ценностям.

(336 слов) Некоторым читателям кажется, что лирические отступления в романе «Евгений Онегин» — это всего лишь проявление желания автора высказать свое мнение по наболевшим вопросам. Однако на самом деле они обладают рядом важнейших функций, которые я постараюсь описать в следующих абзацах.

Во-первых, лирические отступления играют композиционную роль. Автор иногда прерывает повествование о героях, когда в их жизни не происходит значительных событий. Эти перерывы в сюжете заполняются лирическими отступлениями и пейзажными зарисовками. Например, между объяснением Татьяны с Онегиным и встречей на именинах проходит около полугода. Пушкин пропускает этот период времени и связывает эпизоды с помощью своих рассуждений. Во-вторых, с помощью таких отступлений создаётся образ автора. Например, когда он комментирует

письмо Татьяны, то защищает её от ханжеских взглядов. Он объясняет читателю, что поступок героини мотивируется не безнравственностью, а наоборот — чистотой чувства. Это говорит о гуманизме Александра Сергеевича, о его способности понять чужие переживания и не подчиняться светским условностям. В седьмой главе мы видим строки, посвященные Москве. В них выражаются патриотические чувства автора. Он гордится ею, ведь она не покорилась Наполеону. В лирических отступлениях поэт рассуждает также о собственном творчестве, здесь проявляется его способность к самоиронии:

Иль после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу, …

В–третьих, в лирических отступлениях создаётся образ эпохи. В романе есть рассуждение Пушкина о воспитании и образовании дворянской молодежи: «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь». Кроме того, автор рассказывает о театре своего времени. Мы можем узнать, что на сценах шли постановки пьес Фонвизина, Княжнина, что известным постановщиком балетов был Дидло, что большой популярностью пользовалась балерина Истомина, обладавшая красотой и талантом. Также поэт затрагивает проблему развития русского языка, которая активно обсуждалась в обществе в его время. Борьба шла между взглядами Карамзина и Шишкова. Последователи Карамзина считали, что нужно заимствовать лексику из европейских языков, а сторонники Шишкова выступали против этого. Пушкин считал, что можно использовать иноязычные слова, если нет соответствующих русских: «Но панталоны, фрак, жилет – Всех этих слов на русском нет».

Таким образом, лирические отступления формируют композицию романа, выражают образ автора и дают исчерпывающую информацию о месте и времени действия в произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Голос автора напрямую звучит в лирических отступлениях, роль которых в романе многообразна.Во-первых,лирические отступленияоткрывают мир автора: авторские оценки, комментарии, размышления выявляют многогранность и богатство внутреннего мира поэта, его жизненные ценности, восприятие мира и человека. Во-вторых, в лирических отступлениях создается масштабная и многогранная картина жизни России первой четверти 19 века, энциклопедизм романа связан прежде всего с размышлениями автора. В-третьих, лирические отступления помогают Пушкину напрямую выразить свое отношение к героям, а также установить диалог с читателем.

Тема любви в лирических отступлениях. Одной из сквозных тем лирических отступлений становится тема любви. Стихия любви, по Пушкину, свободная, разноликая, непредсказуемая - это, в частности, ощутимо в знаменитом лирическом отступлении о «дамских ножках», поначалу игривом и легком, но постепенно переходящем в другую тональность – к высокой страсти и взволнованному лиризму, когда Пушкин вспоминает свое чувство к Марии Раевской. Исчезает атмосфера легкой шутливости, на ее месте – романтически грандиозная картина моря, связанная с темой бурной страсти:

Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам…

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Рамки любви и рамки жизни, по мнению Пушкина, тождественны, а потому «любви все возрасты покорны»: любовь, как и сама жизнь, меняется, она многогранна настолько, что каждый раз внове.

Тема свободы. Тема свобода становится так же, как и тема любви, сквозной в лирических отступлениях романа, более того, можно ощутить эволюцию этой темы, связанную с духовной эволюцией самого поэта: если в начале романа, в 1823 году, свобода осознавалась Пушкиным как стихия внешняя, как «вольный бег» по волнам жизни, не скованный полицейским надзором и положением ссыльного, то в тридцатые годы свобода – понятие психологическое, верность своим идеалам, своему жизненному выбору, то «самостоянье», которое поэт называл «залогом величия» человека.

Тема творчества. Пушкин в романе не только герой, но и его создатель, а потому тема творчества не могла не стать одной из ключевых. Именно в этом произведении появляется знаменитое пушкинское определение поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум». Этот союз создает «даль свободного романа» - совершенно особого, нового для того времени жанра, и новизну эту Пушкин осознавал явственно. «Свободный роман» - это свобода содержания, композиции и словесной организации: гармоничное совмещение разных сюжетных линий, открытый финал, включение лирических отступлений, живой, свободный и естественный язык. Творчество для Пушкина – это прежде всего свобода самовыражения, поэтому любые ограничения, устаревшие языковые нормы и жанровые рамки преодолеваются поэтом. Пушкин спорит с литературными оппонентами легко, с искрящимся юмором, утверждая новые литературные формы как нечто органичное, созвучное наступившему времени.

Особую атмосферу романа создает необыкновенная легкость общения автора с читателем. Читатель для Пушкина – друг, причем понимающий, умный, способный оценить шутку. Именно с таким читателем можно советоваться о выборе имени героини, прервать рассказ об Онегине воспоминанием о театре, деревне, любви, помянуть с иронией литературных оппонентов и лишь в конце седьмой главы «вспомнить» о вступлении, отметив с улыбкой: «Хоть поздно, а вступленье есть». Пушкинская улыбка, мягкая, светлая, умная, пронизывает многие строки романа. С той же улыбкой поэт говорит и о самих лирических отступлениях:

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Размышления о жизни и ее назначении в лирических отступлениях. Вечная загадка жизни, ее содержания и смысла – еще одна тема лирических отступлений. Жизнь неостановима: в юности, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», это движение ощущается с радостью, однако на пороге своего тридцатилетия Пушкин впервые ощутил драматизм этой неостановимости:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе?)

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы прощание с юностью не стало одновременно встречей с новым, еще неизведанным этапом жизни, если бы с «ясной душой» поэт не приветствовал этот новый путь:

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары…

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Пушкин обладал удивительной способностью ощущать жизнь как движение, включающее радость и грусть, свет и мглу. Например, конец шестой главы – сцена дуэли Онегина и Ленского: зимнее оцепенение в природе, зима в отношениях двух друзей, «мгновенным холодом» облит Онегин, пораженный смертью юного поэта. Казалось, пробудиться от этого зимнего холода уже невозможно, однако седьмая глава начинается стремительно-легкими строками описания весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

Весна – пора пробуждения и жизни – властвует не только в природе, и в судьбы героев романа она вносит изменения, преображения, потому что жизнь не может стоять на месте: Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана, Татьяна после посещения кабинета Онегина и проникновения в его таинственный для нее мир дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». Так через судьбы своих героев Пушкин отражает восприятие жизни, умеющей мудро преодолевать минуты тоски и горя, врачующей душевные раны. Вероятно, именно такое отношение к жизни стало источником светозарного, «моцартианского» мироощущения поэта.

Без патетики и громкости, с легкой улыбкой и мягкой грустью Пушкин говорит о самом важном – о смысле человеческой жизни, которая не может и не должна обратиться в небытие:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Природа в лирических отступлениях. В размышлениях и воспоминаниях автора входит в роман огромный мир России – с ее природой, культурой, историей, стилем жизни. Природа в романе дана в восприятии Татьяны и самого автора. В слоге Пушкина нет красивости, «роскошности», он так же прост, как проста русская природа, однако именно такой слог передал неповторимость и живую прелесть русского первого снега, очарование осенней тишины, весеннего преображения. Каждое время года несет свою поэзию, движение природы – это движение самой жизни, движение времени.

Духовная жизнь русского общества . Театр, литература, наука (например, увлечение Онегина Адамом Смитом) – всё это в той или иной степени находит отражение в романе. Не только русская, но и западноевропейская культура, без которой немыслима духовная жизнь просвещенного русского общества 19 столетия, представлена в романе. Байрон, Шиллер, Гёте, Кант, Ричардсон, Корнель 0 вот далеко не полный список «властителей дум» русского дворянства.

Непременной частью дня Онегина и содержанием лирических отступлений становится театр, который Пушкин называет «волшебным краем». Состояние театра, интерес к нему всегда становились показателями наполненности духовной жизни общества: кипение театральной жизни созвучно кипению самой России начала 19 века. В нескольких строках Пушкин набрасывает историю русского театра, вспоминая Фонвизина, Княжнина, с упоением говорит о блистательной игре Семёновой, воздушном танце Истоминой.

С образом автора в роман входит стихия литературной борьбы того времени. С устаревшими догмами классицизма Пушкин спорит легко, с искрящимся юмором, например, лишь в конце седьмой главы вспоминая о непреложном в произведении классицизма вступлении, промолвив с улыбкой: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть». Да и само «вступление» - это блистательная пародия на высокопарность вступлений классицизма:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Пушкин утверждает право писателя на свободу выбора героя, построения произведения, на свободу выбора литературных форм и языка. Жизнь не делится на высокое и низкое, она многообразна и сложна, Пушкин как раз это многообразие и отразил в романе, утверждая свое право именно так видеть жизнь.