Движение хиппи является ярким примером субкультуры. Современные хиппи: философия, фестивали, коммуны

В традиционном обществе функция воспитания детей и молодежи возложены на институт семьи, церковь и государство, в частности школу. Процесс Воспитания осуществляется по принципу структурного метода управления. Несмотря на первичность института семьи, важнейшая роль в традиционной культуре отводится церкви. Молодежная субкультура хиппи должна была создана для замены протестантской церкви в процессе воспитания молодежи. При этом планировалось перейти от структурного метода управления к бесструктурному методу. Тем самым, создав у молодежи иллюзию абсолютной свободы и полную уверенности в собственной правоте. Эксперимент проводился как первый этап в создании единой мировой идеологии и религии, поэтому по мере успешности его в США и Западной Европе процесс географического распространения субкультуры должен был принять глобальный характер. Время исполнения этого научного проекта Тавистокского института семьи Ротшильдов было рассчитано на протяжении несколько десятилетий. Сумма денег, выделенной на проект, до сих пор является тайной. Также планировалось, по мере необходимости, используя матрицу субкультуры как исходную, создавать новые молодежные субкультуры. При этом разрешалось привлекать к работе ведущие университеты мира. Ведущие электронные и печатные СМИ должны были обеспечить информационную поддержку, придавая движению прогрессивный характер и возвеличивая его цель и задачи. Масштабно участвовал и Голливуд. Взять, например, фильм Френсиса Копалы «Апокалипсис сегодня». Пришлось даже пожертвовать войной во Вьетнаме, переведя ее из разряда скоротечных и победоносных войн, в разряд длительного и кровавого конфликта. Таким образом, пацифизм хиппи стоил жизни около 50 тысяч американских солдат и нескольких миллионов жителей Индокитая. Кровавое жертвоприношение во имя «мира», а точнее Нового Мирового Порядка состоялось. Такого рода цель – оправдывает любые средства достижения цели. Подрядчики Пентагона также получили свои сверхприбыли.

Молодежная субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в мире и на постсоветском пространстве. Создавалась как молодежное движение для выходцев из среднего класса. Является генетической матрицей всей рокнаркосексконтркультуры. Исследование глубинных основ этой матрицы позволяет понять механизмы зарождения и развития всех остальных субкультур. Субкультура хиппи содержит все три компонента любой культуры или аффенированного общества III типа: духовное ядро, сердцевину и внешнюю оболочку или скорлупу. Все эти составляющие связаны друг с другом по принципу голограммы. Другими словами, если внешняя оболочка или сердцевина попадают внутрь другой субкультуры, они ее трансформируют по своему образу и подобию. Таким образом, в данной субкультуре есть все структурные и функциональные компоненты суперсистемы и алгоритм ее развития, которые были раскрыты Арнольдом Тойнби в его работе «Постижение истории».

Хиппи (англ. hippy или hippie ; от разг. hip или hep , - «понимающий, знающий»;) молодежная субкультура, возникшая в середине 1960-х годах в США. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Такая вроде бы незатейливая пиар-акция имела ошеломляющий успех, так как активировала у наблюдавших эту сцену людей любимые воспоминания детства, с их волшебным миром сказок. Это мир добрых фей и их верных слуг – эльфов. Вместе с тем, следует напомнить, что в скандинавской мифологии духи и дети цветов – это эльфы. Они нам знакомы по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Таким образом, хиппи сами стали «цветами романтической любви». И многие взрослые поверили в искренность лозунгов этой субкультуры и благие намерения этого молодежного движения.

Расцвет этой субкультуры пришелся на конец 1960-х начало 1970-х годов. Хиппи протестовали против пуританской морали традиционной Америки. Они пропагандировали желание вернуться к природной чистоте под лозунгом «любовь и пацифизм». Лозунг хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!» был весьма популярен во время войны во Вьетнаме

Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. заявила о себе «третья волна« хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладали над юношами. Но эта волна быстро пошла на спад.

Внешний вид хиппи по современным меркам достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы, зачастую потертые, или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» или «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Но, став модным «брендом», он вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Но если посмотреть на это глазами 60-х годов, то можно увидеть, что с модой не все так просто и она идеологически выдержана и тщательно продумана. Стиль одежды хиппи называется унисекс и он символизирует равенство мужчин и женщин, уничтожая в женщине индивидуальность стиля одежды, ее личного вкуса, как будто их всех клонировали в одной пробирке. Одежда мужчин тождественна одежде женщин и это внешний, но верный признак потери архетипа Героя. А длинные распущенные волосы мужчин – это признак их феминизации. Служба в армии — такому не по плечу. Поэтому вместо патриотизма остается голый пацифизм и якобы — борьба за мир. Бывший «ребенок цветов», то есть бывший хиппи и пацифист президент США Билл Клинтон в 1999 году отдаст приказ авиации НАТО бомбить православные церкви и монастыри в Косово и Сербии во имя прав и свобод человека. Итог такой борьбы за мир — разрушено 22 церкви и монастыря, занесенных в реестр памятников мировой культуры. А погибших монахах все давно забыли. Между тем, рюкзак третьей волны – это символ- атрибут отсутствия корневой основы и превращения человека в бурьян перекати-поле. Вот вам и неокочевник. В пятом веке Европу стали заселять кочевые племена готов, а в конце ХХ века возникнет молодежная субкультура готов. Интересная историческая аналогия.

Коммуны (общины) хиппи - главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить своим особым укладом жизни и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Общежительный устав такой коммуны – свободное и бесконтрольное потребление наркотиков, беспорядочные половые отношения с частой сменой половых партнеров – свободный секс, попрошайничество, как основной способ пропитания, и много рок музыки. И такое явление не носит случайного характера. Коммуны хиппи – это мощное средство разрушения традиционного института семьи, а так же разрушение механизма преемственности между поколениями. И, конечно же, запуск механизма вырождения белой расы с использованием механизма эпигеномной наследственности — телегонии, тем самым, ускорив время старения европейской цивилизации. В генетике такое заболевание называется прогерией или синдром Гетчинсона-Гилфорда. Именно эта субкультура стала основой процесса появления «новых кочевников», о которых потом напишет Жак Аттали в своем бестселлере «Линия горизонта».

Пик расцвета движения пришёлся на 1967 год. Это было так называемое «лето любви», когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)», автор - Джон Филипс. исполнтель Скотт Маккензи, а также «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной основой движения стала психоделическая рок музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы». Именно «Биттлз» стали основой сердцевины этой молодежной субкультуры. Ученые из Тавистока, в рамках секретной программы «Изменение образа человека», вложили в эту музыкальную группу и ее репертуар всю трансформирующую мощь элевсинских, дионисийских мистерий и вавилонской магии. Вот как вспоминает об этом полковник ЦРУ Джон Колеман: «Никто не обратил бы внимания на группу из Ливерпуля и на их двенадцати тональную систему «музыки», если бы пресса не подняла вокруг них настоящий ажиотаж. Двенадцати тональная система состояла из тяжелых повторяющихся звуков, взятых из музыки жрецов культов Диониса и Ваала и подвергнутых «современной» обработке Адарно, близким другом королевы Англии…». Джимми Хендрикс, умерший от передозировки снотворного в 1970 году, и тесно сотрудничавший с Биттлз, не стесняясь, говорил: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их слабое место, ты можешь вбить им в голову все, что угодно».

Битлз пели тексты шаманских компаний:

«Отключи свой мозг, расслабься, плыви по течению,

Это не умирание, это не умирание

Останови свои мысли, отдайся пустоте,

Она свечение, она свечение…»

Философские основы достаточно разнообразны и представляют сложную компиляцию различных школ восточных вероучений, фрейдизма, экзистенциальной философии и манихейства. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы». Участники появлялись на сцене обнажёнными. С движением хиппи связана популяризация нудизма. И это не случайно, так как хиппи были основной движущей силой сексуальной революции. Подобно марксистскому учению здесь, зачастую незримо, были свои великие учителя – З. Фрейд, Антонио Грамши, Генрих Маркузе Д.Рабин и Эрих Фромм. Фромм написал работу с названием: «Утопический общинный социализм». При реализации этой теории возникли коммуны хиппи. Особенно отличился Маркузе, написавший свой бестселлер «Эрос и революция». Д.Рабин в книге «Делай» очень откровенно высказывался: «Мы смешали молодость, музыку, секс, наркотики и дух бунтарства с предательством. А такое сочетание трудно побить». Под лозунгами отказа от устаревшей буржуазной морали Маркузе, Рабин и их сподвижники разрушали последние остатки христианской этики и морали в Западной цивилизации. Бунтарский и богоборческий дух движения «хиппи» подменил христианские представления о добре и зле манихейскими взглядами, в которых добро равно злу, а свет тьме, тем самым открыл дорогу революциям нового типа. Крупнейший теоретик марксизма Антонио Грамши утверждал: «Грядет революция. Она будет отличаться от всех революций прошлого. Она обращается к человеку, а не классам и затрагивает культуру, и изменение политической структуры происходит лишь на последней стадии. Она не нуждается в насилии для своего успеха, и подавить ее насилием также не удается. Она распространяется с удивительной скоростью, и уже наши законы, наши институты и социальные структуры меняются под ее влиянием. Таковы революции нового поколения».

О начале революции – еще в 1968 году пророчествовал Бжезинский: «Наша эпоха не просто революционная, мы вошли в фазу метаморфозы всей человеческой истории. Мир стоит на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматична, чем то, что было вызвано французской или большевистской революциями. Робеспьер и Ленин были слишком мягкотелы».

А так как сексуальная революция носила глобальный характер говорить о том, что хиппи были вне политики – это просто сознательно врать. Они были инструментом внутренней, внешней и даже геополитики. Созданная с помощью пси-технологий учеными из Тавистокского института в Великобритании и Гарвардского университета в США субкультура стала материальным субстратом и движущей силой экспорта этой революции в континентальную Европу и лагерь социализма. Был даже создан свой «символ веры». Этот символ в своей догматической основе опирается на такую экзистенциальную сущность как «Свобода». На основе этой философской категории был создан политический миф о «свободе», где сознательно извращалась первоначальная сущность этого понятия. Политические мифы представляют собой наиболее мощный элемент психологической войны и тотальной манипуляции сознанием.

Заметный вклад в исследование политических мифов ХХ века внес немецкий философ Эрнст Кассирер. Приведем оценку понимания мифов, сделанную этим исследователем. «Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения, но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются одним лишь плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственное творение, созданное умелыми и ловкими «мастерами». Нашему ХХ веку – веку великой эпохи технической цивилизации – суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно также в соответствии с теми же правилами, как и другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменил всю нашу социальную жизнь. Методы подавления и принуждения всегда использовались в политической жизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на материальные результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишь навязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей. Конечно, в крупных религиозных столкновениях наибольшее усилие предпринималось для укрепления не только действиям, но и сознания людей. Но эти усилия оказывались тщетными – они лишь укрепляли чувства религиозной независимости. Современные политические мифы действуют совершенно по-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика, перед тем как его атаковать. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло. Обычные методы политического насилия не способны дать подобного эффекта. Даже под самым мощным политическим прессом люди не перестают жить частной жизнью, всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такому давлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности.

«Символ веры» субкультуры содержит 7 догматических истин :

  • 1- человек должен быть свободным;
  • 2- достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • 3- поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • 4 — красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • 5 – молодежь, разделяющая вышеперечисленные убеждения, образует «духовную» общину -коммуну;
  • 6 — «духовная» община — идеальная форма общежития;
  • 7 — все, думающие иначе, заблуждаются.

Число 7 в нумерологии является сакральным и является выражением полноты Бытия. Как известно, что еще середине 60-х годов во многих американских школах преподавался Закон Божий, где говорилось о семи Смертных грехах. Таким образом, одну семерку заменили другой, даровав при этом молодежи индульгенцию на любой грех. Получилось все как в романе Достоевского «Бесы».

Притча о слепых. П. Брейгель – старший. Картина может служить образной иллюстрацией к «философской мудрости» хиппи.

Символика хиппи.

Одним из ключевых символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в пиходелическом стиле «власть цветов». Второй базовый символ — Пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Третий — символ даоской философии Инь и Ян.

Краткий анализ основных символов.


Таким образом, в любом случае символика хиппи отражает стремление построить «рай» на Земле не с помощью мировой коммунистической революции, а сексуальной.

В начале исследования вопроса разберемся, что обозначает слово «политика» при переводе его с греческого языка на русский язык. Буквально – это переводится как «много интересов». Так как не бывает людей без интересов, поэтому, живя в обществе, нельзя находиться вне политики. Хиппи активно участвовали во внутренней политике США, расшатывая и разрушая, основы государства и государственного строя. Об этом свидетельствует приведенные ниже факты.

Из статьи А. Никитина «21 октября: Раз-два –free». Газета «Зеркало недели» №40 19 окт. 2002 г. приводим следующие выдержки:

«Осада Пентагона готовилась тщательно. Журналистов оповестили заранее. Военных в известность решили не ставить. На публичную рекогносцировку были направлены несколько хиппи. С видом людей, глубоко погруженных в свое дело, они бродили в окрестностях министерства обороны. Когда обеспокоенная охрана вышла узнать, в чем дело, им объяснили, что огромная пентаграмма, дьявольское клеймо на теле Америки – причина всех бед и несчастий страны. Пентагон надо очистить от духа ненависти, изгнать из него бесов. А потом, уже для журналистов уточнили, что Пентагон в ходе магической чистки будет поднят в воздух. Планировалось поднять его на 100 футов, но генералы согласились только на 10.

21 октября 1967 года пятидесятитысячная мирная армия хиппи окружила унылое бетонное здание. В авангарде встали буддийские монахи с трещетками, поэт Аллен Гинсбург, индейский шаман с бубном… Организатор этого безобразия Эдди Хоффман был одет индейским вождем, а его жена Анита — сержантом Пеппером. Над толпой плыл легкий дымок с характерным запахом марихуаны.

Пентагон защищали кордоны национальных гвардейцев. Из толпы им кричали «Иди сюда..!», стреляли в них патентованными средствами для поднятия потенции… Из задних рядов к оцеплению пробрался хиппи с Западного побережья. Он вложил в ствол винтовки гвардейца цветок. В общем бедламе этого почти никто не заметил, но рядом щелкнул фотоаппарат и самое известное фото шестидесятых было сделано.

Вечером, когда по толпе заскользили лучи прожекторов, а над головами зависли вертолеты, десятки тысяч голосов следом за Гинсбургом затянули «Ом-м». Позже Хоффман вспоминал, что его даже удивило, как легко поднялось в воздух здание. Под грохот вертолетов, в ослепительном резком свете прожекторов, огромной летающей тарелкой Пентагон вознесся и завис над собравшимися демонстрантами. Это видел не один Хоффман, множество участников акции помнят, как это случилось. Не видели только национальные гвардейцы…

Осада Пентагона не стала самой массовой акцией, организованной Хоффманом, но стала ключевой».

В США на базе хиппи была основана радикальное, молодежное движение. Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и троцкистов. Они устраивали многотысячные марши и демонстрации протеста против войны во Вьетнаме. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус).

Внешняя политика. В 1968 году революция «детей цветов» перекинулась во Францию, и ее первой жертвой стал неугодный нью-йоркским банкирам генерал де Голь. Франция лишилась своего лучшего президента. Затем пришел черед стран Восточной Европы. В страны социализма они несли разрушительное пламя мировой сексуальной революции, в огне которой пали коммунистические диктатуры.

В глобальном плане они выступали могильщиками христианской культуры и возрождали вавилонское неоязычество. Так как, например, весь репертуар группы «Биттлз» есть не, что иное, как современная аранжировка вавилонских мистерий богини войны, любви и плодородия Иштар (Инанны), дополненная античными мистериями.

В плане использования манипуляции массового сознания заслуживают внимания идеологические лозунги субкультуры. Например, лозунги хиппи 60-х годов – это наглядный пример эффективного использования методик нейролингвистического программирования для оболванивания молодежи.

  • «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной!».)
  • «Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов - «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)
  • «Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Дж.Леннона)
  • «Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
  • «All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно - это любовь!») (название песни The Beatles)

Как сказано в начале нашего исследования субкультура хиппи является базовой матрицей всей рокнаркосексконтркультуры и поэтому все ее составляющие – психоделический рок, наркотики, полная свобода сексуальных отношений и контркультура, то есть не уважение и не почитание старших по возрасту людей, присутствуют в ее структуре полной мере.

Особенно обращает на себя внимание взаимопроникновение рока и наркотиков. Даже само название галюциногена или психоделика ЛСД связано с именем Джона Леннона и его песни «Люси на небесах, в брилиантах». По-английски LSD. Свое произведение Леннон написал под впечатлением от приема диэтиламида лизергиновой кислоты. Все творчество ливерпульской четверки немыслимо без марихуаны и лизергиновой кислоты. Субкультура хиппи страдает социальной «шизофренией» относительно отношения к употреблению наркотиков. В внутри среды субкультуры хиппи существует устойчивый стереотип, что приём марихуаны и психоделиков является одной из главных предпосылок, на которых основано принадлежность к их движению.

Вместе с тем, в субкультуре на уровне слухов циркулирует другое, альтернативное по своему смыслу мнение, которое гласит, что прием наркотиков не является обязательным компонентом эго-трансформации. И следует признать, что это утверждение, опирающееся на данные этнографических исследований, выглядит куда более убедительно.

Большой красный дракон, нападающий на Деву. Уильям Блейк.

Исследования этнографами жизни индейских племен – научное подтверждение этого факта. Тогда как психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы обыденного эго-сознания. С этой точки зрения, помимо мескалина – вытяжки из пейота и ЛСД, существуют и другие способы инициативных практик. При приеме наркотиков нет никаких гарантий насчёт того, что процесс инициации завершится необходимым типом трансформации личности. Прием наркотиков, как правило, вместо трансформации дает наркотическую зависимость, со всеми вытекающими проблемами для здоровья. А после приема ЛСД у части пациентов развиваются симптомы шизофренического типа и галлюцинаторный синдром. В трансперсональной психологии он известен как духовный кризис по типу одержимости. «В этой разновидности трансперсонального кризиса люди испытывают отчетливые ощущения, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие из внешнего мира, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся, разно воплощенные сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи черной магии и колдовских процедур.

Существуют много разных типов и степеней таких состояний. В некоторых случаях подлинная природа такого расстройства остается скрытой. Проблема в этом случае проявляется как серьезная психопатология: асоциальное или даже криминальное поведение, суицидальная депрессия, жажда убийства или само разрушительное поведение, хаотические и извращенные сексуальные побуждения или избыточное потребление алкоголя и наркотиков», — пишет психиатр С.Гроф. В середине 60-х годов, в рамках фармакологического изучения механизма воздействия психоделиков на сознание человека на тысячах добровольцев из числа студентов Гарвардского университета проводился эксперимент, результаты которого засекречены по настоящее время. Время проведения эксперимента четко совпадает со временем зарождения субкультуры хиппи.

Таким образом, проявляется явная амбивалентность субкультуры даже по такому принципиальному для здоровья человека вопросу как прием наркотических препаратов. Такая парадоксальная логика позволяет легко манипулировать общественным мнением по этому важному для социума вопросу. Благодаря этой двойственности стала возможным, легализация наркотиков в странах Евросоюза, а ведущим спецслужбам мира ЦРУ и МИ-6 курировать наркобизнес в молодежной среде. Важна и экономическая составляющая, так как наркобизнес – это второй по величине в мире рынок услуг и уступает по величине только мировому энергетическому рынку. И прежде всего, наркотики — это контроль сознания наиболее активной части молодежи и ее формальных и неформальных лидеров. Не случайно, что еще с 1864 года, когда Великобритания развязала первую опиумную войну против Китая, весь мировой рынок наркотиков, от производства до сбыта контролируется Британской правящей монархией и ее спецслужбами.

Коммунистическая субкультура зародилась в Лондоне. В нем жили и работали два агента британского влияния немецкого происхождения и русофоба, основатели ее культурного ядра – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Личность создателя, то есть Маркса была крайне противоречива. Он будучи революционером ненавидел все монархии мира, но боготворил британскую, будучи атеистом, тайно возжигал, в ночное время, свечи. Правда, по словам очевидцев, огонь их был почему-то черным и очень напоминал адское пламя.

Как и положено каждой субкультуре, она состоит из трех основных частей – культурного ядра, сердцевины и внешней оболочки. С культурным ядром или советским коммунистическим культом был знаком каждый советский человек, получивший высшее образование. Это кватерное образование включало четыре мифа: марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм и научный атеизм. Последний лишал это ядро хоть какого-либо духовного начала и создавал эффект его отсутствия. На основе этого идеологического ядра строилась сердцевина, то есть мораль, нравственность и сама советская культура, а также внешняя оболочка – государство, экономика и его силовые структуры. Таким образом, в информационно-психологическую войну против США, Советский Союз вступил с идеологией ХIХ века, написанной для развала Русской империи. Многие образованные люди стали понимать степень убожества коммунистического, культурного ядра и коммунистической идеологии. Собственно реальным реформатором коммунистической субкультуры был только И.Сталин, но его реформы коснулись только внешней оболочки и сердцевины. Он почти ликвидировал пролетарскую культуру Ленина-Троцкого-Луначарского.

И вдобавок, новая советская культура была облагорожена чертами русской национальной традиции. И даже Советская империя внешне стала чем-то походить на последнюю в мире православную империю дома Романовых. Но, богоборческое, культурное ядро осталось неизменным, и это предвещало стране печальную участь. Марксистский миф умирал в душах советских людей. При Хрущеве и Брежневе, по причине наличия инстинкта самосохранения у кремлевской геронтократии, реформировать «святыню» никто не решался. Между тем, еще Михаил Горбачев с супругой Раисой и реформаторами, прошедшими стажировку в Колумбийском и Гарвардском университетах США решили, что можно реформировать основу советского коммунистического культа – «духовное ядро», разбавив его гедонизмом субкультуры гламур. Другими словами больному решили сделать реанимацию с помощью трансплантации части головы. Эту химера решили называть «социализм с человеческим лицом». Химеру советские «титаны мысли» и «отцы демократии» родить не смогли, а страну погубили. Или по-простому — вместо реанимации сделали декапитацию, так как, убрав из конституции 6 статью, ликвидировали вертикаль власти и разрушили иерархический принцип управления страной. Все получилось как с головой Берлиоза, которую отрезала комсомолка — водитель трамвая. В реальной исторической жизни старую комсомолку звали Рая «Горби». А молодые шарлатаны-реформаторы устроили советскому народу спектакль в «Варьете». Были здесь и фантики вместо денег и парижский гламур. А главное был украден весь золотой запас СССР. Но главным деянием реформаторов был геноцид собственного народа. И для его проведения понадобился Ельцин, Кравчук и Шушкевич. Но подлинными руководителями были жрецы золотого тельца

«Наш золотой телец питается не созданием богатств, даже не их пользованием, но прежде всей их мобилизацией, которая есть душа спекуляции. Чем больше переходит богатств из рук в руки, тем более от них остается у нас. Мы — маклеры, принимающие заказы на все теневые операции, или, если хотите, мы — мытари, контролирующие все закоулки земного шара и взымающие пошлину со всякого перемещения анонимного и бродяжнического капитала, будто пересылка денег из одной страны в другую или колебание их курса. Спокойному, унылому однообразному напеву процветания, мы предпочитаем страстно возбужденные голоса повышения и понижения курсов. Для пробуждения этих голосов ничто не может сравниться с революцией или войной, которая есть та же революция. Революция ослабляет народы и приводит их в состояние меньшей сопротивляемости чуждым им предприятиям». Комментарии, как говорится, излишни.

В дальнейшем, для удобства, мы будем называть советскую коммунистическую субкультуру контркультурой, так как она всегда противостояла традиционной православной культуре Святой Руси.

Сложный процесс взаимодействия между субкультурой хиппи и традиционной культурой СССР осуществлялся в рамках знаменитой директивы Аллена Даллеса. Проблема для Советского Союза, прежде всего, заключалась в том, что советское общество жило в условиях так и не завершившейся гражданской войны, а советская контркультура еще во времена Хрущева перешла в наступление на традиционную православную культура, решив уничтожить ее ядро – Православную Церковь. На эту войну были брошены лучшие силы спецслужб. Результат – страна оказалась неготовой к культурной агрессии из вне. В 1961 году состоялся знаменитый ХХII съезд КПСС, и на нем была принята программа построения коммунизма в СССР. Третий пункт этой программы – глобальный специальный проект «Воспитание нового советского человека – строителя коммунизма». Этот проект позорно провалился. Именно появление хиппарей в 1967 году, из числа бывших комсомольцев, на практике наглядно продемонстрировала крах замыслов коммунистических утопистов-ленинцев. 1967 год оказался знаменательным, так как именно в этом году СССР отмечал 50 лет Великого Октября. Но именно в этом в году синхронично в США выходит «Сатанинская Библия» Лавея, а в СССР – Евангелие от Воланда, с поэтическим названием «Мастер и Маргарита». Это манихейское «евангелие» станет обязательным произведением школьной программы уже в годы Перестройки. И оно, всем «прогрессивным» человечеством признано лучшим произведение мировой литературы ХХ века. Таким образом, трансплантация генетического ядра субкультуры была блестяще осуществлена в форме мимикрии — литературного произведения. Дело сделано, и «хрущевская оттепель» себя исчерпала.

Зоолог и антрополог К.Лоренц сформулировал научный закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры – даже если он полностью оправдан – может повлечь за собой гибельные последствия, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиций, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы». Но гуманитарная наука в СССР не пользовалась почетом партийной номенклатуры.

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии - хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х- 70-х годах можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках».

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР была распространена среди немногочисленных представителей молодежи. Социальной средой для субкультуры стала студенческая молодежь и будущая творческая интеллигенция. Как правило, это были дети партийной номенклатуры и интеллигенции. Основой для вовлечения в субкультуру служило пристрастие к модной одежде, желание послушать рок музыку в хорошем качестве. Неофита приобщали по полной программе педагогического эксперимента. Вначале безобидные джинсы, затем сеансы психоделического рока, потом доступ к сленгу, а следующим этапом шел свободный секс, демагогические рассуждения о свободе слова и приобщение к алкоголю и наркотикам и даже знакомство с диссидентами. После такой обработки бывший советский комсомолец становился убежденным хиппи. Конечно, многие, повзрослев, покинули субкультуру и вернулись к обычной советской жизни. Но именно бунтарский дух хиппи еще проявится во время перестройки, например, в рейтинговой программе «Взгляд» и экономической программе Явлинского «500 дней» и конечно же Чубайса, Гайдара, Ходорковского. Вопрос о внедрении субкультуры курировался лучшими работниками западных спецслужб, и они знали, что работают на перспективу. Они выращивали демонов новой революции и геноцида народов СССР. С субкультурой активно работали «фарцовщики», делая свой, по меркам советского времени, неплохой бизнес на торговле фирменной одеждой и обувью. И все же закончить мысль хочется цитатой известного философа и экономиста из США Л.Ларуша: «Многие из них считающиеся высокообразованными становятся за небольшим исключением, жертвами беллетристической «кулинарии», когда речь заходит о фактах международной политики, которые хорошо известны американским и западно-европейским исследователям… Практически вопрос сегодняшнего дня состоит в том, чтобы уяснить, почему такое множество ведущих постсоветских и западных деятелей «фактически стали агентами политики массового убийства людей и иными связанными с этими средствами, которые по своей сути являются еще большим геноцидом, чем та практика, за которую нацисты были осуждены и получили свой приговор в Нюрнберге».

В сознании простого народа, слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные - «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами. По жизни он бездельник, пьяница или даже наркоман. Он часто аполитичный и безыдейный, — антипод культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» - опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР из легальных источников информации можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х. Такое умалчивание подрывало авторитет власти в глазах молодежи. И оно возвеличивало «свободу слова» на Западе. Таким образом, именно идеологический аппарат ЦК КПСС, стал агентом западного влияния. Вместе с тем, всю информацию, которая замалчивалась официальной властью, каждый желающий мог легко получить от «вражеских» голосов. Радиостанции «ВВС», «Голос Америки» и «Свобода» вели свои передачи круглосуточно и притом на русском языке. Причем тайными слушателями были, как правило, комсомольские работники. Именно они, страдали «социальной шизофрений». По долгу комсомольской работы днем они «клеймили» «загнивающий» Запад, а вечером тайно слушали «вражьи голоса» и с пиететом слушали «запретную» рок- музыку и готовы были продать мать родную за фирменные, с «лейбой», американские джинсы, которые носила вся «золотая молодежь» начала 70-х. Таким образом, без особого труда субкультура хиппи в виде своей оболочки и сердцевины легко прошла сквозь пресловутый «железный занавес» и только получив отпор со стороны православных традиций народа, она не развалила СССР еще во времена Брежнева. Но она вызвала трансмутацию советской культуры и сделала ее беззащитной перед новой субкультурой гламур.

Субкультура хиппи советского периода сформировала свой специфический сленг, на основе сочетания английского языка и арго. Этот сленг представляет собой особую форму новояза, форму извращения и десакрализации русского языка. Таким образом, этот новояз есть орудие убийства живого языка русского народа. Если живой язык умирает, тогда вместе с ним умирает человеческая мысль. Об этом процессе пишет М. Хайдеггер в «Письмах о гуманизме»: « Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. В бытие языка обитает человек. Повсюду и стремительно распространяющееся опустошение языка не только подтачивает эстетическую и нравственную ответственность во всех употреблениях языка. Оно коренится в разрушении человеческого существа». Теперь наглядно рассмотрим, как выглядит эта химера. Например: «ксивник», от «ксива» - документ, маленькая сумочка для переноски этого документа. «Хайратник» от слова «хаер» - волосы. Ленточка на лбу надевалась по суеверию, чтобы «не срывало крышу». «Фенечка» — браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» друзьям. Существует символика фенечек. Пример слов хиппового сленга, которые пережили время: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:

Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): - Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: - Ну вот, уже подписал!

С. Печкин «100 хипповских телег»

Мало кто, в тот период истории, понимал глубину воздействия этой духовно-психологической диверсии.

Современный человек живёт в мире культуры и в этом мире есть особое образование, которое мы называем сферой Логоса. Она включает в себя язык как средство человеческого общения, а также различные формы «вербального мышления».

Язык представляет собой сложную систему понятий и слов, благодаря которой человек воспринимает окружающий мир и общество. Именно через язык осуществляется механизм подчинения человека обществу или каким-то социальным группам. «Мы – рабы слов» – любил повторять Фридрих Ницше. Власть слова огромна и основное своё суггестивное воздействие она проявляет не через рассудок, а через чувственную сферу. В психотерапии известны суггестивный терапевтический метод Льебо-Бернгейма — «перевоспитание воли», нашедший широкое применение уже в начале ХХ века и нейролингвистическое программирование по В.М. Бехтереву, которое получило признание во второй половине ХХ века.

Внушаемость посредством слова — глубинное свойство психики, и оно возникает в процессе развития раньше, чем способность к аналитическому мышлению. Этот процесс детально исследовали психологи, изучавшие период детского возраста у человека. Суггестивное значение слова проявилось на ранней стадии развития человечества в процессе формирования особых кодовых слов – слов-символов, которые всегда являлись основой заклинаний. Они сохранились до наших дней, и широко используются сегодня знахарями, шаманами и современными врачами-психотерапевтами.

Следует отметить такую важную деталь, что суггестивное воздействие слов совершенно не уменьшилось с развитием цивилизации и формирования рациональной интеллектуальной формы мышления. Скорее, даже наоборот, упор современного человека на рациональное мышления усилило их суггестивное воздействие.

Русский язык – это наше самое большое богатство. Этот язык уже в нынешнем достаточно упрощенном виде в значительной степени продолжает оставаться духовным языком. Например, если русский язык сравнить с английским языком, то последний на порядок более упрощен и примитивен. На современный английский язык нельзя без потери смысла содержания Библию. Если же Вы откроете англо-русский словарь, то для множества английских слов одному английскому слову ставится в соответствие десяток русских слов. Другими словами десятку различных оттенков смысла русских слов соответствует одно огрубленное английское слово. Но дело уже не только в словах. Например, американская речь более примитивная, чем речь русского человека. Для нее характерен обмен речевыми шаблонами. Например, при приветствии американец говорит: «Hi Haw are you? (привет, как дела?)» и каждый должен отвечать одно и то же: «Fine. Haw are you?» (Прекрасно, как у тебя?). Если же собеседник ответит не Fine, а на другой манер, то это будет считаться уже не по-американски.

Есть известное правило: «Чем примитивнее язык, тем примитивнее мышление человека, чем примитивнее становится сам человек и тем легче таким человеком управлять». Таким образом, внедрение сленга субкультуры – это попытка выращивания из русского человека особого типа примитивного и архаичного дикаря. Которым легко было бы управлять из-за пределов страны методом бесструктурного управления. И эта попытка удалась, словно не было никогда великой русской литературы. Сленг субкультуры получил дальнейшее развитие среди субкультур нового поколения.

Субкультура хиппи плодотворно сотрудничала и духовно питала диссидентскую среду, активно продвигала идеи сексуальной революции и внесла свою немалую лепту в развал СССР. Крушение СССР послужило отправной точкой для заката этой субкультуры, так свою задачу она выполнила.

Подлинная наука, только тогда становится наукой, когда она, приобретает черты мифологемы, утверждает Джозеф Кэмпбелл – один лучших психоаналитиков ХХ века. И потому закат субкультуры чем-то похож на конец любой волшебной сказки. Сегодня, может многим может показаться, что субкультура находится в состоянии клинической смерти или анабиоза. И это частично верно. Количество коммун хиппи в Европе исчисляется единицами, три коммуны сохранились в США, одна на Африканском континенте. Количество активных хиппи во всем мире насчитывает несколько тысяч. Появились также и кибер-хиппи в сети Интернет. «Тусовки» хиппи есть в некоторых городах бывшего СССР. Все это остатки «былого величия».

Тем не менее, говорить о ее биологической смерти хиппи пока не приходится. Многие элементы одежды стали классикой. Герой психоделической атаки на Пентагон Хоффман Британской королевой Елизаветой II был произведен в дворянский титул и стал аристократом. В память индейского шамана с бубном многие представители субкультуры панков и готов носят ирокезы индейцев. Дворянских титулов, удостоились знаменитые «Битлз». А музыкальные критики причислили их творчество к современной классической музыке. Душой четверки был Джон Леннон. И он, часто в шутку, говорил журналистам, что за успех «Биттлз» продал душу Сатане. И не повезло только Леннону, так как он был убит в 1980 году, при загадочных обстоятельствах, на ступеньках отеля, где Роман Полански снимал свой фильм «Омен». Умер он плебеем. Посмертно дворянский титул не присваивают. Памяти хиппи из западного побережья с цветком, российские «совки» посвятили фильм «Город Солнца». А печально знаменитый сержант Пеппер ожил, и в облике морпеха доводит дело революции хиппи до логического завершения в психоделическом фильме «Аватар», культового режиссера Д. Камерона. Не обижены и побежденные – Горбачев (он же Михаил «Меченый») празднует 80-летие под звуки «Ветра перемен» в исполнении группы «Скорпионс» в Лондонской опере. Цена билета – 50000 евро. Вход только для самых избранных. На торжествах, по причине болезни, отсутствует баронесса Маргарет Тэтчер.

И этот бал, частично роскошный, и немножко гламурный, проходит почти по сценарию известного романа Булгакова. Нет только хозяйки бала — старой ведьмы «королевы Марго».

Не будет Михаилу «Меченому» и душевного покоя на старости лет. Все остальное — как положено в хорошей сказке, герои получили свои награды от «доброго» волшебника (профессора Воланда). И все это выглядит как цепочка случайных явлений и событий. Или это игра символов в Мета-игре? На месте когда-то многочисленной субкультуры хиппи выросло целое новое поколение молодежных субкультур, опутавшее своей сетью наших юных граждан.

Жителям СССР с юного возраста внушали магический лозунг: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». И придумал этот лозунг сам комиссар пролетарской культуры Казимир Малевич. Тот самый, нарисовавший знаменитый «Черный квадрат». Но сам слоган озвучил поэт Маяковский. Теперь подобное хотят говорить о Дж. Ленноне. На просторах СНГ появился художник рисующий 40 портретов великого пацифиста Джона Леннона, на фоне флагов 40 стран мира. А это попахивает симпатической магией. И весь этот финал напоминает конец знаменитого романа Мастер и Маргарита». И еще -16 января все прогрессивное человечество отмечает день «ливерпульской четверки». Имеющий глаза, да увидит, а уши — услышит или хотя бы постарается это сделать.

Резюме.

Таким образом, нам следует признать, что рассмотренная нами субкультура хиппи создана в рамках глобального проекта «Изменение облика человека». В основе проекта лежит Антропный принцип разработанный Восточной Православной Церковью. В средние века ему безоговорочно следовала вся философская и научная мысль Западной Европы. Но в просвещенном ХХ веке его использовали ученые мужи из «цивилизованных стран» во вред людям. Принцип гласит, что человек состоит из трех взаимосвязанных субстанций – духа, души и тела. И для изменения всех трех этих субстанций были созданы ядро, сердцевина и оболочка. Ядро субкультуры – манихейство, преимущественно ориентировано на изменение духовности человека. Сердцевина, представленная психоделической музыкой и наркотиками, воздействует на душу и частично на тело. Секс и мода преимущественно относятся к телесной субстанции и участвуют в механизмах физиологической трансформации. Кроме того, свободный секс с частой сменой половых партнеров — мощный фактор эпигеномной наследственной изменчивости или телегонии. Такой секс вызывает дегенерацию у потомков уже в первом поколении. Статистический анализ приведен в книге П. Бьюкинена «Смерть Запада». Все компоненты субкультуры связаны между собой с помощью симпатической магии. Другими словами, если человек следует моде хиппи, то дальше будет секс и рок музыка, а затем и наркотики. А если он интеллектуал ему откроется и манихейство, а далее визионерский опыт.

В вышеизложенной работе мы провели морфофункциональный анализ и генезис основных этапов развития субкультуры хиппи, а также выявили алгоритм ее функционирования и механизмы ее деструктивного воздействия на личность и общество. Системный анализ вышеизложенной духовной болезни западно-европейской локальной цивилизации позволяет создать эффективные механизмы профилактики, этиотропного и патогенетического лечения подобного рода социальных состояний и болезней.

Список литературы.

  • 1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.
  • 2.Вехи Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент.
  • 3.Воробьевский Ю. Ю. Шаг змеи. Издание 2-е дополненное – М: 000 «Палитра – статус», 2002 528 с.
  • 4. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
  • 5.Духовный кризис: Когда преображение личности становится кризисом (Под. ред. Станислава и Кристины Гроф / Пер. с англ. А.С.Ригина – М. Независимая фирма «Класс, Изд-во Трансперсонального института, 2000 –23, 105-106 с. – (Библиотека психологии и психотерапии
  • 6. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.
  • 7. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
  • 8.Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990, № 2, 54.
  • 9. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  • 10. Лисичкин В.А., Шелепин А.А. Третья мировая информационно-психологическая война. –М.: Академия социальных наук, -1999.
  • 11. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
  • 12.Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в ХХ веке. – Т.1. –М.: «Родник», -1997. –896 с.
  • 13.Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в ХХ веке. – Т.2. –М.: «Родник», -1997. –896 с.
  • 14. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
  • 15. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
  • 16. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
  • 17.Тойнби А.Дж. Постижение истории.:Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П. Вступ. ст. Уколовой В.И. Закл. ст. Рамковского Е.Б. –М.: «Прогресс», -1991. –736 с.
  • 18. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
  • 19.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.
  • 20.Уолш Р. Дух Шаманизма.:Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.
  • 21. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
  • 22.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ, -1998. –784 с.
  • 23.Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева и др. – М.: Локид-Миф, -576.
  • 24.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.
  • 25.Юнг Карл Густав, фон Франц Н-А., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М.: «Серебряные нити», -1997. –386 с.
  • 26.Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. –СПб.:Изд-во «Питер», -2000. –640 с.
  • 27. Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.
  • 28.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and histori. New York: Norton.
  • 29.La Rouche Lyndon H. “Jesus Christand Civilization” //EIR, October 6, 2000, Vol. № 39, p.22.

Николай Головачев г. Днепропетровск. Январь 2013г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Субкультура хиппи

Субкультура - обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Хиппи - это специфическая субкультура, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века. Появившись, она быстро распространилась по всем странам мира, а к середине семидесятых практически исчезла. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего в большинстве из тинэйджеров и довольно "юных взрослых" в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относятся к устоявшимся понятиям, критикуют ценности среднего класса и выступают как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделались популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание (Изначально галюциноген LSD - применялся как препарат для лечения психических заболеваний. Т.к. много психологов того времени считали, что работая с пациентом под влиянием данного препарата, они работают непосредственно с подсознанием. Имеется достаточно много успешных случаев лечения описанных в медицинской литературе. Во времена расцвета Хиппи LSD не считался наркотиком и в США был в свободной продаже. Как следствие многие молодые люди, исходя из научных трудов медиков, начали увлекаться "самокоррекцией" собственного сознания). Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности. субкультура хиппи идеология общество

Внешний вид, форма одежды

Независимо от пола - длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы ("хайратник" от англ. Hair - волосы), на руках - "фенечки", т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов ("ксивник": от ксива - документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль

Музыкальная культура хиппи представляла собой смесь рока, фолька, блюза и психоделического рока. Эта культура также нашла свое отражение в литературе, драме и изобразительном искусстве, включая фильмы, плакаты, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов. Из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors».

Язык, жаргон

Большое количество английских заимствований, таких как "болт" - бутылка, "вайн" - вино, "флэт" - квартира, "хайр" - волосы, "пипл" - люди (распространенные обращения: "человек", "люди"), "рингушник" - записная книжка (от англ. Ring - звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся "фенечка", "ксивник" и т.п.).

Развлечения

Из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является "свободная любовь" - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг "Make love, not war". (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами "Мир, дружба, жвачка". Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярны восточные религии и учения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные причины вступления молодёжи в неформальные группы. Один из самых известных лозунгов хиппи, их внешний вид. Язык и символы молодёжной субкультуры "Панки". Их характерная одежда, прическа. Субкультура стиляг и особенности их образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    История возникновения молодёжного движения хиппи, его отличительные черты (внешний вид, украшения, популяризация нудизма, отрицание капитализма). Идеология и политика хиппи, их музыкальные предпочтения, употребление психоделиков и галюциногенов.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Особенности девиантного поведения. Молодежные течения: хиппи, панки, скинхеды. Пацифизм как духовная основа хиппи. Анархия как философия. Одежда и увлечения. Становление современных скинхедов, их мировоззрение и образ жизни, а также стиль одежды.

    реферат , добавлен 11.06.2014

    Концепция социального проявления тела, позиция антропологии. Психологическая и идеологическая мотивация участия в молодежных группировках. Социализация как адаптация молодежи к обществу через принадлежность к субкультуре хиппи, развитие самосознания.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Зарождение понятия и история развития молодежной субкультуры, ее основные характеристики. Идеология, символика, стиль одежды представителей музыкальных субкультур (хиппи, металлистов, панков, готов) и японских субкультур (акихабара-кэй, косплей, гяру).

    реферат , добавлен 20.11.2013

    Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура "гаражного рока". Анархия как философия. Скинхеды или "рабочая молодежь".

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Понятие "культура" и "молодежная субкультура", их влияние на развитие личности и общества. Типология молодежных субкультур (хиппи, панки, растаманы, грандж, рейв). Проблема наркотизации молодежи в современном обществе. Факторы наркотизации молодежи.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Неформальные молодежные движения: битники, стиляги, хиппи, готы, эмо, панки, скинхеды. Зарождение, идеология, музыка субкультур, их атрибуты, ритуалы, этические и эстетические нормы. Эскапизм и "этика неучастия" хиппи. Ценности и жизненный стиль яппи.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Социально-психологические особенности молодежных субкультур. Группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны), аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки), криминогенные группировки.

Появлению хиппи мир обязан Вьетнамской войне, когда молодые люди выходили на улицы и призывали всех уйти от насилия, не поддаваться ему и «Заниматься любовью, а не войной». Именно этот лозунг популярен и по сей день и точно характеризует эту безумно интересную субкультуру.

Движение миролюбов росло с каждым днем, они верили, что мир можно изменить без пролития крови, только любовь людей друг к другу и всему миру способна в корне изменить его, именно она способна объединить человечество против насилия.

Длинные волосы, яркая одежда свободного кроя, бесчисленное количество разноцветных фенечек и счастливый взгляд – вот образ типичного хиппи, будь то мужчина или женщина. Основной мотив данного направления – это «свобода во всем» и «любовь ко всему». Этническая составляющая образа хиппи свидетельствует о том, что представители этого направления не видят различий между расами и народами, по их мнению, все едины и все заслуживают любви, независимо от происхождения и ступени в обществе.

Хиппи первые бросили вызов всему обществу, они рушили все рамки и стереотипы, опровергали цензуру и показывали ему новую жизнь. «Дети цветов» - именно это распространенное определение прочно укрепилось за представителями нового движения. Хиппи пропагандировали любовь во всем, в том числе и к природе: вплетали в волосы цветы, носили цветочные венки, разводили целые оранжереи прекрасных растений. Хиппи открывали обществу краски мира, показывали, что он далеко не серый и чопорный, каким его видели многие, а яркий, интересный и многогранный.

Представители данной субкультуры впервые начали исследовать собственное «я» и путь единения с этим миром. Хиппи считали, что мир прекрасен и следует быть в гармонии с этой красотой. Так появилось множество медитативных техник, собранных со всего мира. Духовные практики были особо популярны в среде хиппи, потому что, изменив внутренний слой души, можно достичь свободы и просветления. Объединившись в так называемые «духовные общины», люди-хиппи открывали все новые и новые грани человека.

Полное неприятие каких-либо ограничений приводило к тому, что эти люди все пробовали на себе, а это зачастую вело к необратимым последствиям. Изучение своего внутреннего мира сопровождалось курением марихуаны и употреблением более сильных наркотиков. Мир тогда еще не знал о сильном вреде подобного «баловства». Очень многие представители умирали от передозировки.

Принятые ограничения в институте брака также были отвергнуты свободолюбивыми хиппи, которые считали, что для секса вступать в брак необязательно. Можно заниматься когда угодно и с кем угодно, не получая на это чьего-либо одобрения, кроме своего партнера, которого ты тоже можешь выбрать по своему желанию. Это привело к началу масштабной сексуальной революции. Перевернувшееся представление о взаимоотношениях мужчины и женщины сильно пошатнуло моральные устои общества. Групповые оргии, беспорядочные половые связи, вовлечение малолетних в свои сексуальные развлечения привело к значительной деградации общества. Именно в то время появились феминистично-настроенные женщины, которые не желали быть только лишь объектом сексуального желания мужчины, а иметь равные с ним права. Это положило начало женскому феминизму.

Хиппи не были привязаны к дому, они путешествовали по всему миру, изучая и познавая его и себя. Провозглашённая ими свобода проявлялась во всем: они не посещали учебных заведений, с легкостью перемещались с места на место, заводили новые знакомства с себе подобными и несли свою культуру в массы. Любимым способом времяпрепровождения хиппи считались посиделки, сопровождающиеся беседами, прослушиванием музыки, танцами. Большое внимание «дети цветов» уделяли самореализации и творчеству каждого из них.

Несмотря на то, что популярность хиппи осталась далеко в прошлом эта субкультура буквально взорвала мир и оставила после себя множество прочно вошедших в нашу жизнь принципов, которые до сих пор актуальны и имеют множество последователей.

Материал подготовила Сережина Екатерина.

США, 1960-е, длинные волосы, джинсы, украшения, яркие цвета, мир во всем мире – глядя на эти слова, сразу понимаешь, о чем пойдет речь. Хиппи – субкультура, перевернувшая привычный на момент ее возникновения уклад жизни.

Развитие субкультуры хиппи протекало, так называемыми «волнами»: «первая волна» относится к концу 60 – началу 70-х гг., «вторая» – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, в связи с резким уменьшением числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. заявила о себе «третья волна» хиппи.

Зарождение движения хиппи произошло в 1960-х годах в США. Причиной, согласно множеству источников, послужила война во Вьетнаме (1964-1972 гг.) Эта война стала первой в истории Америки, вызвавшей ненависть и неприязнь самих американцев. Не желая войны, люди объединялись и бастовали во имя мира. Так, 22 ноября 1964 года, в передаче одного из нью-йоркских каналов, произошло первое употребление слова «хиппи». Тогда, этим словом была названа группа молодых людей протестующих против вьетнамской войны.

Значение слова «хиппи» происходит от английского « hip » - понимающий или « to be hip » - быть в курсе. Интересно то, что сами хиппи никогда себя так не называли. Им больше нравилось зваться «прекрасные люди» или «дети цветов». Однако средства массовой информации обыграли термин «хиппи» и использовали его повсюду, чтобы описать массы молодых людей, отращивающих длинные волосы, слушающих рок-н-ролл, употребляющих наркотики, практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали и концерты, устраивающих демонстрации и отвергающих массовую культуру начала 60-х.

Убеждения хиппи:

Самым важным для хиппи было - следовать принципу ахимса . Иными словами пацифизм: ненасилие, отказ от войны и миролюбие. Хиппи не признавали социальных устоев, а создавали свои альтернативные системы жизни, отрицая какую-либо иерархию. Для проведения революций, согласно их учению, не нужна война, достаточно использовать творчество. И так не только с войной: карьере они предпочитали самоусовершенствование, материальным ценностям – духовные, общепринятым порядкам и нормам – свободу слова и самовыражения. За всем этим последовало появление 7 истин субкультуры:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и реализация того и другого - чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община - идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.

Символика хиппи:

Хиппи – это такая культура, приверженцы которой сразу же узнаются по внешнему виду и поведению. К атрибутам хиппи относится множество вещей. Во-первых, это микроавтобус , который хиппи разрисовывали в невероятные цвета, называя это «Flower power» («Сила цветов»). Во-вторых, важным символом является пацифик («лапка») - символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Сюда же относится и символ даоской философии Инь и Ян.

Что касается внешнего вида, то и тут все очень интересно. Безусловно, длинные волосы, как у женщин, так и у мужчин; джинсы , ставшие, к моменту расцвета культуры, «фирменной одеждой» хиппи; «фенечки» (браслеты ручной работы из бисера, кожи, шнурков, лент или ниток), которые, кстати, имели огромное значение для хиппи. В зависимости от цвета, толщины, узоров и т.д. используемых при плетении «фенечек», можно было определить: жизненную позицию, музыкальные предпочтения и даже возраст ее обладателя.

Радуга тоже играет в жизни хиппи весомую роль. 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялась за руки и стояла так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле ни забастовками, ни демонстрациями, а молчанием и медитацией. На первый взгляд нет никакой связи у данного события с радугой. Однако так сложилось, что культура хиппи почерпнула многие знания у древних индейцев. Вот и название «Rainbow Gathering» («Собрание Радуги») возникло из пророчества индейцев копи: «В конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их “Воинами Радуги”» 10

Нельзя не упомянуть цветы , как атрибут хиппи. Ведь не напрасно второе название культуры – «дети цветов». Они вплетали цветы в волосы, дарили их случайным прохожим, изображали на микроавтобусах. Невероятно, но вставляли в дуло огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

Некоторые аспекты образа жизни хиппи порождают гораздо больше споров и неоднозначных оценок. Благодаря «детям цветов» популяризировались наркотики , которые, по их мнению, расширяли сознание; произошла сексуальная революция , провозглашающая, терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям и однополым бракам, а также стал популярен нудизм .

В любом случае, значение хиппи для общества нельзя недооценивать. Вместе с негативными моментами, они подарили миру новую философию, основанную на свободе, уважении, поиске себя и самовыражении. Но самое важное для них – любовь во всем мире. Поэтому хотелось бы закончить статью знаменитым лозунгом хиппи, взятым из песни «The Beatles» (Автор песни – Джон Леннон – был хиппи), « All you need is love » («Все, что тебе нужно – это любовь»)…

Источники информации:

(от англ. hip или hep – знать, понимать, «быть в теме») – стиль одежды, появившийся благодаря одноименному движению в США в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. Этот стиль отличается простотой и непритязательностью, обилием , наличием этнических компонентов.

История возникновения хиппи

Субкультура хиппи зародилась в США в конце 50-х годов ХХ века. Расцвет движения, однако, пришелся на более поздний период, спустя почти 10 лет. Строго говоря, годом возникновения хиппи можно считать 1965. Пиком популярности, без сомнения, является 1967 год, так называемое «Лето любви».

Более тонкого и обширного хитросплетения музыкального и социального, духовного и внешнего не найти ни в одной другой субкультуре. Молодые люди, нередко из хороших семей, просто уходили от диктуемой обществом жизни, от пуританской морали церкви, от военной пропаганды, навязываемой правительством. Их жизнь была протестом против системы, настолько мирным, насколько можно себе представить. Не желая быть винтиками в бездушной машине государства, хиппи создавали собственные коммуны, где жили по свои правилам. Самый известный лозунг движения: «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной»). Хиппи пропагандировали образ жизни, свободный от всяких условностей.

Музыка, которая традиционно считается «хипповой», отражала миролюбивость течения, стремление хиппи «залюбить систему насмерть», открыть сердце всему миру. «Give Peace A Chance» Джона Леннона, «All You need Is Love» квартета The Beatles, «San Francisco», исполняемая Скоттом МакКензи, песни группы Jefferson Airplane были настоящими гимнами движения. Знаменитый музыкальный фестиваль Вудсток в 1969 году собрал около пятисот тысяч хиппи со всей страны, а заодно и послужил последней яркой вспышкой перед закатом движения.



Позже движение хиппи продолжало существовать, уже выплеснувшись далеко за пределы Соединенных Штатов, докатившись даже и до Советского Союза. Но ни масштабом, ни особым влиянием на ситуацию в стране субкультура больше похвастаться не могла.

Одежда в стиле хиппи

Как истинные «дети цветов», хиппи любят все природное. Натуральные материалы, минимум одежды, максимум ярких цветов. Пожалуй, этот стиль можно назвать самым летним и позитивным из всех. Многие настоящие хиппи не видели ничего зазорного и в том, чтобы ходить полностью голыми или же раздетыми по пояс.

Хиппи носят простые хлопчатобумажные , лучше всего не новые, а «из старых запасов». На них не должно быть лэйблов и логотипов известных компаний: по натуре своей хиппи – антиглобалисты, выступающие против больших корпораций. Приветствуется наличие на футболке типичного для субкультуры , к примеру, значка «пацифик» , похожего на перевернутую куриную лапку.

Также к стилю хиппи можно отнести кожаные или джинсовые жилеты. Желательно, чтобы они тоже были не новыми. Потертости, флуоресцентные краски на джинсовых жилетках будут весьма кстати.

Одна из самых характерных деталей гардероба хиппи – клешеные или . Клеш начинается от колена и закрывает собой практически всю стопу. Как и в случае с майками и жилетками, здесь весьма поощряются элементы . К примеру, можно увеличить клеш, вшив в него дополнительные клинья. А еще джинсы или брюки можно расписать красками, расшить мулине или бисером.

Цвета в одежде хиппи используются самые яркие, кислотные. Т.к. история становления субкультуры достаточно тесно связана с наркотическими веществами класса психоделиков (марихуана,
диэтиламид лизергиновой кислоты – ЛСД), нередко в одежде используются особые цветовые темы психоделичного характера. Концентрические окружности всех цветов радуги и неправильной формы, странные узоры и фракталы ядовитых оттенков – все это является достаточно характерным атрибутом стиля хиппи.

Элементы этнического стиля также уместны для данного образа. Они могут выражаться как непосредственно в предметах одежды (например, пончо), так и в ее оформление (узоры, рисунки).

На ногах хиппи носят простые шлепанцы, яркие кеды, или же вовсе ходят босиком.

Прически хиппи

Большинство хиппи, как мужского, так и женского пола, носят длинные распущенные волосы. Иногда они делают себе забавные пышные прически. Допустимо заплетать сложные косы, делать хвосты. Иногда хиппи заплетают дреды.

Аксессуары

Стиль хиппи крайне богат на простые, но в то же время эксклюзивные аксессуары. Самый распространенный из них – фенечки, изготавливаемые вручную из всевозможных материалов: бисера, ниток, кожи и т.п. Такие дарили друг другу хиппи как знак дружбы, любви, симпатии. Существует даже особый «язык» фенечек, согласно которому цвета этих браслетов, их сочетания и узоры несут в себе определенное информативное послание. Правда, точные значения и первоисточники этого языка найти в настоящее время очень сложно.

Хиппи нередко используют живые цветы для украшения волос, ведь цветы – это один из излюбленных символов течения. Достаточно вспомнить слоган «flower power» («сила цветов») и, например, песню «San Francisco», в которой есть такие строки: «If you’re going to San Francisco be sure to wear some flowers in your hair». Также хиппи проводили различные акции, в ходе которых раздавали цветы прохожим или вставляли их в дуло ружей солдат американской армии.

Помимо цветов в волосы можно вплетать цветные ленты, делать жгуты из волос, оплетая пряди нитками мулине, бусинами, бисером. Подобные тонкие хвостики также придают образу немного этнического колорита: нечто подобное делали себе североамериканские индейцы.

На голове представители стиля носят не шапки и шляпы, а небольшие повязки из ткани. Иногда роль повязки хиппи может выполнять тонкий плетеный шнурок.

Хиппи также носят кулоны в виде вышеупомянутого пацифика или символа «инь-ян», нашивки с этими же значками, стилизованные кольца, бусы. хиппи практически никогда не бывает дорогостоящей, в основном это природные материалы вроде дерева или плодов растений.

Как создать образ в стиле хиппи?