Межполушарная асимметрия. О строении мозга «правшей» и «левшей». Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлени

Все функции нашего организма регулируются головным мозгом. Функционально и структурно левое и правое полушария отличаются друг от друга. В этом заключается межполушарная асимметрия головного мозга. Это правило работы головного мозга не только у людей, но и у животных.

Данную асимметрию также называют функциональной. Функциональная межполушарная асимметрия мозга – главнейшая физиологическая и психологическая особенность головного мозга.

Было обнаружено, что латерализация в соответствии с эмоциональной системой существует только для некоторых компонентов этих схем, в частности активации префронтальной коры. Таким образом, предполагается, что правая предлобная кора будет непосредственно задействована в системе торможения, а левая - в системе захода на посадку. Это означает, что субъекты с правой асимметрией активации тонической предварительно лобной коры имеет тенденцию испытывать более интенсивные негативные эмоции по сравнению с его левым собратом.

Кроме того, люди с предварительно тонический правой лобной корой более активной предрасположены быть более чувствительны к угрожающим раздражителям, подавляя их поведение и испытывать более негативное влияние. Имеются сходящиеся данные о последствиях различных моделей асимметрий головного мозга для аффективности.

Асимметрия эта не врожденная и формируется до 10-15 лет. Она имеет свои возрастные особенности и в различных отделах головного мозга реализуется по–разному. Этот процесс называется латерализация.

Особенности правого и левого полушарий

Особое внимание в изучении головного мозга уделяется взаимосвязи межполушарной асимметрии и психических процессов. Межполушарная асимметрия психических процессов – это способность головного мозга для реализации одного вида психических функций отводить главную роль правому полушарию, другого – левому.

Эмоциональное регулирование и аффективный стиль. Имеются данные, свидетельствующие о процессах, которые происходят при регулировании отрицательных эмоций. Лабораторные исследования показали, что эмоциональная регуляция происходит одновременно с контролем префронтальной коры головного мозга? Активация миндалины. В частности, добровольное сокращение негативных эмоций, связанные с изменениями в активности нейронов в миндалине.

В других направлениях развития в «эффективности» были определены различные последствия, регуляции, зависящей от уровней тонической активности префронтальной коры. В частности субъектов с асимметричной правой лобной тон активации испытывают трудности, регламентирующие негативные эмоции, по сравнению с его левым асимметричным аналогом. Другими словами, время, необходимое для восстановления негативное влияние связано с различиями в заранее лобных асимметрий, где предметы с правой асимметрией более трудно закончить с отрицательными эмоциями, как только она началась.

Изучение речи показало, что словесная характеристика находится под контролем левого полушария, а голосовые интонации, тембр – под контролем правого. Также левое полушарие отвечает за укрепление условных рефлексов и за , определение целей, последовательную обработку информации аналитическим методом.

Процессы торможения и растормаживания являются основными для адаптации. Иногда поведение подхода может быть выборочно заблокировано наличием ключей или ожиданием наказания. Основной провал психопата является то, что нет торможения в ситуациях, когда как награда и наказание возможны и, когда это произойдет, психопаты, кажется, сосредоточиться на возможностях награды и наказания игнорировать. Это может быть связано с отсутствием вины или раскаянием.

Психопатология: лингвистическая и эмоциональная обработка. Психопатия является поведенческим социально разрушительным расстройством, определяемое созвездием любви, межличностных характеристик и включая эгоцентризм, импульсивность, безответственную, мелкую эмоциональность, потерю вины, потерю эмпатии и сожаление, патологическую ложь, манипуляции и Постоянное нарушение социальных норм.

В свою очередь благодаря правому полушарию вырабатываются условные рефлексы, реализуются задачи, осуществляется единовременная обработка информации, восприятие признаков предметов. И если говорить об эмоциях, то именно эта часть мозга признана более «эмоциональной»: негативные или яркие эмоции находятся под его контролем, а левое полушарие отвечает за слабые и положительные.

Психопатия - это сложное расстройство личности неизвестной этиологии. В течение многих лет исследование психопатии сосредоточилось на характеристики и выяснения роли эмоциональных процессов в расстройстве. В целом, эти исследования показали, что психопаты имеют трудности с пониманием входных и Коннотативные аспектов эмоциональных стимулов. Аномальная эмоциональная и аффективная обработка.

При обработке языка, как правило, выше в левом полушарии, особенно для эмоциональной обработки негативных эмоций, как правило, выше в правом полушарии. Существуют исследования, которые, согласно вышесказанному, предполагают, что психопатия связана с ненормальной обработкой словесного аффективного материала.

Функциональная асимметрия мозга очень показательна при зрительном восприятии: левое полушарие воспринимает образ детально, отдельно анализируя цвет, размер и др.; правое – наоборот, оценивает образ целиком.

Моторное различие проявляется в том, что за работу мышц рук, ног, тела, например, с правой стороны отвечает участок коры левого полушария. И лишь отдельные лицевые мышцы находятся под контролем обоих полушарий.

Эти меры были приняты в ответ на ряд слов, записанных с аффективным смыслом, по сравнению с нейтральными словами и бессмысленными словами. Результаты подтверждают предсказания, что психопаты проявляют меньшее поведение между нейтральными и эмоциональными словами, чем не-психопаты.

Накопленные эмпирические данные подтверждают мнение Клекли о том, что эмоциональный дефицит лежит в основе психопатии. По сравнению с не-психопатами, психопаты показали вегетативная реактивность снизилась до различных ситуаций, которые вызывают страх и беспокойство, так как не шок во время воздействия к неприятному слайду, и отказ, чтобы показать типичную картину дифференциального ответа на слова Эмоциональное содержание и без него.

Связи между полушариями и их свойства

В настоящий момент проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из самых важных в естествознании. Впервые этот вопрос был затронут еще Гиппократом, а в 19 веке собралось достаточное количество фактов, подтверждающих межполушарные различия.

Становление теории межполушарной асимметрии шло в несколько стадий. Поначалу считалось, что левое полушарие полностью доминирует над правым. Потом появились предпосылки полагать, что каждое из них может доминировать в зависимости от выполняемых функций.

В этом исследовании, когда отрицательный эмоциональный материал обрабатывается, психопаты по сравнению с не-психопатами были менее зависимы от эмоциональных коннотативных процессов, основанных на праве полушария, и больше о денотативных языковых процессах, основанных на лев полушария.

Двусторонний тахистоскоп был использован в данном исследовании, чтобы исследовать боковые грани и эмоциональную обработку отрицательных и нейтральных слов в психопатов и не-психопатов. Он предсказал, что психопаты, зависят больше, чем не-психопаты в правом полушарии, декодировании стратегий, которые подчеркивают эмоциональный коннотативный смысл раздражителей. Вместо этого они должны были больше полагаться на лингвистическое декодирование посредством стратегий, связанных с левым полушарием.

Сейчас данный вопрос изучается в аспекте актуальности участия каждого полушария головного мозга в реализации психических функций. Участие каждого из них в выполнении разных функций имеет не тотальный, а парциальный вид. Выявлено, что полушария головного мозга принимают не одинаковое по виду и неравноценное по важности участие в реализации психических функций.

Две задачи были подготовлены с аналогичными тахихоскопами. Точность и время реакции ответов заключенных измерялись, задавая им, какой из двух стимулов, представленных на двусторонней основе, был преобладающим стимулом. Различия в боковой обработке между двумя группами возникали в задаче слова, но не в лицевой задаче, что частично поддерживало экспериментальные гипотезы. Психопаты также показали широкую эмоциональную чувствительность по ниже, чем не-психопаты, по отношению к измерению интенсивности поражения.

Психопаты, с другой стороны, не показали существенного преимущества в соответствии с полем зрения. Кажется, что правое полушарие специализировано для обработки эмоционального значения лингвистических стимулов. Кроме того, психопаты отличаются от не-психопатов неудачами, чтобы продемонстрировать преимущества в левом поле зрения при обработке слов с эмоциональным содержанием.

Сенсорная латерализация заключается в следующем: один орган чувств (парный) сильнее реагирует на стимуляцию. Так, доминантный глаз отличается лучшим зрением, ухо – более острым слухом и т.п.

Латерализация высших психических функций проявляется в том, как принимается, перерабатывается и хранится информация, как выбирается план поведения в той или иной ситуации.

Результаты этого эксперимента показывают, что психопаты не могут продемонстрировать эту картину. Гипотеза о том, что отрицательные эмоциональные лица создавали более слабое преимущество в левом поле зрения психопатов, чем у не психопатов, не была подтверждена. Данные предположили, что аномальная обработка эмоционального материала в психопатах может быть ограничена в лингвистическую области. Они показали меньше эмоциональных реакций в интенсивности аффекта, чем не-психопаты. Это объясняется вышеупомянутыми характеристиками потери привязанности и плоской эмоциональности.

Таким образом, индивидов, для которых типична левополушарность, отличают рациональность, логичность, обстоятельность. В свою очередь для правополушарных характерны непоследовательность, отсутствие склонности к анализу.

Можно выделить следующие свойства функциональной асимметрии:

  • Доминантность. Активируются зоны одного полушария в момент определенной деятельности. Это стабильная характеристика.
  • Переключаемость. Если меняется состояние организма, то происходит и смена активации полушария.
  • Пластичность. Некоторые особенности, объясняемые асимметрией, меняются и закрепляются под влиянием определенных факторов.

Благодаря последним работам в этой области также выявлено, что в отдельных областях деятельности асимметрия между полушариями стационарна. Но иногда проявляется ее динамичность, когда латерализация происходит длительное время.

Аномальное боковая обработка языка в психопата было истолковано как указание, что психопаты менее латерализованых в левом полушарии для обработки лингвистических стимулов. Результаты показывают, что задача, в которой не-психопаты продемонстрировали преимущества в правильном полушарии для обработки эмоционального языка, также демонстрирует меньшее латеральное исполнение.

Психопаты неудачи, чтобы продемонстрировать превосходство в правое полушарие задачи дает некоторые предварительные доказательства того, что эмоциональное качество льготное-ума раздражители декодируются правого полушария может быть менее заметным в психопатов.

Основные межполушарные различия были замечены ученым Р. Сперри. Для лечения эпилепсии им была разработана операция по рассечению мозолистого тела. Таким образом появилась возможность изучать работу полушарий мозга в их некоторой изоляции друг от друга.

Другое исследование по латерализации в обработке эмоций у психопатов было разработано. Известный метод дихотического прослушивания был использован для изучения асимметрии полусферы, основанной на принципе, что слуховой вклад в любое ухо сильнее представлен в контралатеральном полушарии из-за большего усиления и преобладания слуховых выступов против сторон. Асимметричное исполнение указывает на большую эффективность обработки в противоположном полушарии для более точного прослушивания. Предполагается, что психопаты, основанные на ненормальном лингвистическом и эмоциональном функционировании, будут демонстрировать меньшую специализацию в полушарии, чем не психопаты, чтобы распознавать тоны слов и эмоций.

Наблюдение за пациентами, перенесшими данную операцию, показало у них очень серьезные нарушения в работе мозговой организации высших психических функций, которые были названы синдромом «расщепленного мозга».

У данных пациентов не изменились темперамент, но были выявлены феноменальные нарушения , которые явились следствием операции.

Вопреки тому, что ожидалось, у психопатических людей было преимущество при правильном прослушивании текстовых карт. Глядя на группу сравнения, она показывает, что нет доказательств уменьшения латеральности для карточек слов. Результаты не подтверждают гипотезу о том, что психопаты демонстрируют латерализацию латинского языка.

Напротив, психопаты показали меньшее преимущество в левом прослушивании, чем в контрольной группе для обнаружения карт с эмоциональными стимулами. Акцентированная, уменьшенная латеральность в психопатах в задачах с эмоциональными стимулами отражает нормальное выполнение левого слушателя, но превосходное исполнение по сравнению с контрольной группой. В дополнение к их уменьшенной асимметрии эмоциональные процессы в психопатах более эффективны в правом полушарии, чем в левом полушарии, и, как и в контрольной группе, они показали преимущества в левом ухе.

Например, когда больного попросили собрать конструкцию по схеме правой рукой, то было отмечено большое количество неточностей. Это произошло потому, что левое полушарие взаимосвязано с правой частью тела. Таким образом было обнаружено, что большие полушария – это единый орган, и только при их взаимодействии мозг правильно функционирует.

Таким образом, психопаты имеют нормальную эффективность для обработки карт с эмоциональными раздражителями в левом ухе, но более эффективны, чем обычно, для эмоциональных карт, представленных правым ухом. Хорошее исполнение психопатов в эмоциональных задачах может показаться неожиданным, учитывая их характеристики дефицита обработки информации. Однако их высокая точность согласуется с литературой, которая показывает, что психопаты не отличаются от контрольной группы, когда ее спрашивают об эмоциональном содержании.

Существует много литературы, которая объясняет разницу между способностью психопата распознавать эмоции и использованием данной информации. Одно дело - это процесс, а другое - его использование, и есть теории об эмоциональной обработке, которые объясняют это. Нормальная способность психопатов обнаруживать эмоции в карточных тестах согласуется с клиническими наблюдениями, теоретическими моделями и предыдущими эмпирическими данными.

Взаимосвязь развития мозга и пола

На текущий момент есть наблюдения, подтверждающие связь пола человека и скорости, с которой созревает мозг. К моменту появления на свет у девочек наиболее сформированным оказывается левое полушарие, а у мальчиков – правое. Такое отличие объясняется связью межполушарной асимметрии с гормонами.

Аномальная лингвистическая обработка в психопатах. Существует много исследований, которые показывают, что ненормальная обработка языка может быть связана с аномальной латерализацией мозга, а у психопатических субъектов обнаружены недостатки в функционировании левого полушария. Давайте посмотрим на некоторые эксперименты, которые показывают эмпирические доказательства этого.

Для большинства правых людей язык более эффективно обрабатывается в левом полушарии головного мозга, чем в правом полушарии. Специализация левого полушария выполняется в превосходной лингвистической обработке односторонне представленных раздражителей с левой стороны, напротив правого полушария. Психопаты, однако, часто не демонстрируют превосходства в левом полушарии для обработки языка.

Это происходит потому, что на центральную нервную систему андрогены оказывают замедляющее действие. В свою очередь эстрогены, как и прогестерон, влияют на ЦНС наоборот, в качестве активизатора.

Отчасти в этом кроется причина того, что девочки раньше мальчиков начинают говорить, читать и делают они это, как правило, лучше.

Многочисленные исследования показывают, что мозг у мужчин в своей организации более асимметричный, нежели женский; также у сильной половины человечества чаще встречается преобладание левого полушария над правым.

Благодаря исследованиям стало ясно, что при дефектах левого полушария (травма, опухоль, операция) у мужчин гораздо чаще, по сравнению с женщинами, страдает вербальная функция. Это как раз и доказывает симметричность женского мозга в сравнении с мужским.

Психологические различия в зависимости от пола также тесно связаны с неодинаковой латерализацией. Речь, ее скорость и беглость, грамотность – здесь женщины опережают мужчин. А вот способности к геометрии, географии, шахматам, изобретательству, как правило, выше у мужчин.

Функциональная роль полушарий лишь относительно дает возможность и право называть их доминантными и субдоминантными. Некоторые функции человек осуществляет с помощью левого полушария, другие – с помощью правого. Но психическая деятельность невозможна без тесного взаимодействия и сотрудничества их обоих.

Исследования в области межполушарных различий продолжаются и в наши дни. Не исключено, что нынешние знания в будущем станут неактуальными и устаревшими, а ученые окончательно постигнут все тайны головного мозга. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Как изменить свою жизнь? Работа-мечта для женщин Как стать коучем?

Образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству .

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления . Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля : разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь - моторная афазия . Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии - сенсорную афазию . Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005).

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Объяснение с точки зрения этологии

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора , со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм - разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность - может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, - о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие - что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения. .