Первая и вторая сигнальные системы. · Социально-детерминированное сознание. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы - возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности - преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.

В Соединенных Штатах и ​​в других местах за пределами советской сферы Павлов влиял на все концепции модифицируемого поведения или обучения - так называемые вертикальные измерения ума. Однако в самом Советском Союзе его влияние также распространилось на горизонтальные размеры ума - через учение о типах нервных систем, основанное на предполагаемых генотипических индивидуальных различиях в пяти фазах нейронного действия. Грубо говоря, в доктрине утверждается, что индивидуальные вариации безусловных и обусловленных эффекторных реакций - в последние годы также в электроэнцефалографических и биохимических реакциях - демонстрируют, что нервная система людей и животных подразделяется на несколько конкретных генетических типов, которые наиболее четко различают все фазы жизни и Поведение: от восприимчивости к болезням и ожидаемой продолжительности жизни, стилям работы, моторной ловкости, способам мышления и, конечно, темпераменту, индивидуальности и эмоциональному балансу.

В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения - восприятия. И только с возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений.

Даже вариация общего интеллекта - «общая способность» на русском языке - считается функцией типа нервной системы. Недавние впечатляющие успехи в методах нейронной регистрации и интерпретации полученной таким образом информации подчеркивают необходимость интеграции нейронных и поведенческих данных и связывания последних с первым. Более раннее американское мнение о том, что нейрон не имеет никакой информации, существенной для анализа поведенческих, больше не выполняется. Современная психология требует, чтобы нейронный уровень имел и продолжает иметь важную роль в поведенческом анализе, поскольку нео-бихевиоризм постепенно заменяется мозговым бихевиоризмом, который по существу идентичен с павловской высшей нервной деятельностью.

В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.

Имеются также убедительные доказательства того, что Павлов был на правильном пути, когда он дал истинное словесное обусловливание или приобретение языка - то, что он назвал системой второго сигнала - более высоким онтологическим статусом, и когда он отказался классифицировать его как просто условную вокальную реакцию, тем самым отстаивая качественную отчетливость человека. Рассмотрим клинико-неврологические данные о том, что область речи человека находится в ассоциативной коре, в то время как механизмы простой вокализации - животного и человека - внедряются в глубокий мезенцефалион.

Физическая структура знака не зависит от объекта, который он обозначает. Одни и те же явление, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках. Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов - в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Отправившись от антропоморфизирующих животных, психология не должна отскакивать от другого экстремально-человеческого зооморфизма. Он специально не пытался распространять свои принципы на любую систему - или даже на какой-либо анализ - социального и социального поведения, в которой социальная наука была бы эмбриональной. Но ученики Павлова и, в частности, Бехтерев и его ученики, таким образом, использовали концептуальные концепции. Эти два поля возрождаются и, по всем пунктам, являются марксистско-ленинским и павловским подходами к ним.

Существенное отличие словесных сигналов от естественных сигналов первой сигнальной системы обусловлено особенностями лежащих в их основе безусловных раздражителей. У животных биологическое значение воспринимаемых сигналов обусловлено только характером последующего подкрепления, при этом связь между новым сигнальным раздражителем и подкрепляющим его раздражителем каждый раз вырабатывается заново. Сигнальное значение слова определяется всем коллективным опытом людей, пользующихся данной системой словесных знаков. Таким образом, информация, содержащаяся в самих словах, связана не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.

Однако не может быть никаких сомнений в том, что в конечном счете, как и в случае психопатологии, социальные и индивидуальные изменения в социальном отношении тесно связаны с процессами обучения и принципами обучения. Таким образом, павловская социальная психология и социология, которая является критической, всеобъемлющей и хорошо систематизированной, вполне может возникнуть в связи с продолжающимся быстрым развитием психофизиологии в Соединенных Штатах.

Павлов был сыном священника Петра Дмитриевича Павлова и его жены Варвары Ивановой. Киона решительно стимулировали его интерес к физиологии, и он провел экспериментальные исследования влияния нервов на кровообращение. Чтобы расширить свои знания по физиологии, Павлов поступил на курс третьего курса в Военно-медицинскую академию после окончания университета, в его учебе были направлены прежде всего на теоретическую медицину. Впоследствии он организовал и возглавил физиологическую лабораторию Боткинской клиники и провели исследования по физиологии кровообращения и пищеварения.

Умение использовать знаковую систему языка позволяет человеку оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесенными или написанными словами, служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно-обобщенного отражения окружающей действительности. Оперирование речью (устной или письменной) дает человеку огромные преимущества в адаптивно-приспособительном поведении, в познании и рациональном использовании окружающей природы или искусственной среды.

В лаборатории Боткина Павлов подвергся воздействию атмосферы «нервизма», которая «расширила влияние нервной системы на максимально возможное количество активности организма». В этот период Павлов написал свою докторскую диссертацию по эфферентным нервам сердца, Который он защитил 21 мая.

В то же время он стал директором секции физиологии Института экспериментальной медицины и провел исследования по физиологии пищеварения, которые были обобщены в работе, опубликованной в Тарханове, Павлов перешел в отдел физиологии, к которому он направлялся, пока не остался Его деятельность была сосредоточена в трех институтах: Институте физиологии Академии наук СССР, который теперь носит его имя, Институт медицины экзистенции и биологическая станция в Колтуши под Ленинградом.

Функция речи включает в себя способность не только кодировать, но и декодировать данное сообщение при помощи соответствующих условных знаков, сохраняя при этом его содержательное смысловое значение. В отсутствие такого информационного моделирующего изоморфизма становится невозможным использование этой формы общения в межличностной коммуникации. Так, люди перестают понимать друг друга, если они пользуются разными кодовыми элементами (разными языками, недоступными всем участвующим в общении лицам). Такое же взаимное непонимание наступает и в том случае, если в одни и те же речевые сигналы закладывается разное смысловое содержание.

Научная работа Павлова получила всемирное признание. Павлов обогатил физиологию и естественные науки новым методом и новой методологией. Последнее вытекало из его общей биологической мысли, которая была направлена ​​на изучение всего организма в условиях его нормальной деятельности. Для Павлова живой организм был сложной системой, изучение которой - как и любой системы - требовало использования как аналитических, так и синтетических методов научных исследований. Главной проблемой экспериментальных исследований в физиологии он считал изучение взаимного влияния и взаимного воздействия в организме, а также отношение организма к его окружающей среде.

Система символов, используемая человеком, отражает наиболее важные перцептивные и символические структуры в системе коммуникации. Следует при этом заметить, что овладение языком существенно дополняет способность его к восприятию окружающего мира на базе первой сигнальной системы, составляя тем самым ту «чрезвычайную прибавку», о которой говорил И. П. Павлов, отмечая принципиально важное различие в содержании высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными.

В своем первом исследовании циркуляции он подчеркнул, что такая работа возможна только по методу, позволяющему систематически исследовать «те взаимоотношения, в которых отдельные составляющие сложной гемодинамической машины обнаруживаются в течение своей жизнедеятельности». Исследования должны проводиться При нормальных условиях на неподготовленных животных.

К концу девятнадцатого века существенной проблемой физиологии стала замена традиционного, вивисекретарного метода на долгосрочную, экологическую. Такая замена была вызвана логикой развития физиологии; Огромный объем данных был накоплен с помощью вивисекреторного метода, но становилось все более очевидным, что весь организм должен изучаться в его естественных условиях. Об ограничениях вивисекции Павлов сказал.

Слова как форма передачи мысли образуют единственную реально наблюдаемую основу речевой деятельности. В то время как слова, составляющие структуру конкретного языка, можно видеть и слышать, смысл, содержание их остаются за пределами средств непосредственного чувственного восприятия. Смысл слов определяется структурой и объемом памяти, информационным тезаурусом индивида. Смысловая (семантическая) структура языка содержится в информационном тезаурусе субъекта в форме определенного семантического кода, преобразующего соответствующие физические параметры словесного сигнала в его семантический кодовый эквивалент. При этом устная речь служит в качестве средства непосредственного прямого общения, письменная позволяет накапливать знания, информацию и выступает в качестве средства опосредованного во времени и пространстве общения.

Павлов задумал метод долгосрочного эксперимента, который он представил в лаборатории не только как метод экспериментальных исследований, но и как способ мышления. Непрерывный метод открыл новую эру в физиологии пищеварения и привел к новой работе и концепциям, особенно в экспериментальной хирургии и физиологии мозга. В своей первой лекции по физиологии пищеварения Павлов сказал: Наука движется в разрыве, в зависимости от прогресса, достигнутого в его методах. С каждым шагом вперед в методах мы поднимаемся, так сказать, на более высокий шаг, из которого открывается более широкий горизонт, с предметами, которые ранее невидимы.

В нейрофизиологических исследованиях речевой деятельности показано, что при восприятии слов, слогов и их сочетаний в импульсной активности нейронных популяций мозга человека формируются специфические паттерны с определенной пространственной и временной характеристикой. Использование разных слов и частей слов (слогов) в специальных опытах позволяет дифференцировать в электрических реакциях (импульсных потоках) центральных нейронов как физические (акустические), так и смысловые (семантические) компоненты мозговых кодов психической деятельности (Н. П. Бехтерева).

Поэтому он разработал синтетическую физиологию, призванную «точно определить фактический ход отдельных физиологических Явлений в целом и нормальном организме». Объектом исследования Павлова являлись как организм как система, так и любые ее отдельные органы, которые выполняли определенную функцию. Его не интересовали основные принципы и основы жизни, полагая, что они являются надлежащими субъектами не физиологических, а физико-химических исследований. Характеризуя его подход, он писал.

Однако его преданность синтетическому подходу не мешала Павлову аналитического изучения организма, «вдаваясь в глубины клеточной и молекулярной физиологии». Подчеркнув проблемы и цели физиологического анализа, он отметил свою роль в выяснении функциональности Механизмы органов. Он выделил четыре уровня или степени экспериментального физиологического исследования - организменного, органического, клеточного и молекулярного - все это должно, в конечном счете, отражать свойства живого вещества. Павлов прекрасно понимал необходимость определенной, регулярной связи между целостными и аналитическими подходами к научным исследованиям.

Наличие информационного тезауруса индивида и его активное влияние на процессы восприятия и переработки сенсорной информации являются существенным фактором, объясняющим неоднозначную интерпретацию входной информации в разные временные моменты и в разном функциональном состоянии человека. Для выражения любой смысловой структуры существует множество разнообразных форм представлений, например предложений. Известная фраза: «Он встретил ее на поляне с цветами»,-допускает три разных смысловых понятия (цветы у него в руках, у нее в руках, цветы на поляне). Одни и те же слова, словосочетания также могут означать разные явления, предметы (бор, ласка, коса и т. д.).

Будучи основателем организма, он явно предвидел появление клеточной и молекулярной физиологии, которая значительно изменила бы ход органической физиологии. Большая часть исследований Павлова посвящена трем основным направлениям: физиологии кровообращения, физиологии пищеварения, физиологии мозга и высшей нервной деятельности. Его ранние исследования в области физиологии кровообращения были посвящены механизмам, регулирующим кровяное давление. Он описал роль нервного механизма в адаптивной активности кровеносных сосудов, указав роль блуждающего нерва как регулятора артериального давления.

Языковая форма коммуникации как ведущая форма обмена информацией между людьми, ежедневное использование языка, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствует развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями (в качестве которых выступают слова и словосочетания - лингвистические переменные). Человеческий мозг в процессе развития его второй сигнальной системы, элементы которой допускают неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (знаком - словом), приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, «размытого» окружения, значительной информационной неопределенности. Это свойство основано на способности манипулировать, оперировать неточными количественными данными, «размытой» логикой в противоположность формальной логике и классической математике, имеющим дело только с точными, однозначно определенными причинно-следственными отношениями. Таким образом, развитие высших отделов мозга приводит не только к возникновению и развитию принципиально новой формы восприятия, передачи и переработки информации в виде второй сигнальной системы, но функционирование последней в свою очередь результируется в возникновении и развитии принципиально новой формы мыслительной деятельности, построении умозаключений на базе использования многозначной (вероятностной, «размытой») логики, Человеческий мозг оперирует «размытыми», неточными терминами, понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами. По-видимому, постоянная практика использования языка с его вероятностным отношением между знаком и его денотатом (обозначаемым им явлением или предметом) послужила прекрасной тренировкой для человеческого ума в манипулировании нечеткими понятиями. Именно «размытая» логика мыслительной деятельности человека, основанная на функции второй сигнальной системы, обеспечивает ему возможность эвристического решения многих сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.

Орбели основывал свою теорию адаптивной трофической роли симпатической нервной системы. Исследования Павлова по физиологии пищеварения требовали от него разработки новых методов и, таким образом, стали поворотным моментом в его работе. Его метод изучения действия органов пищеварения включал хирургическое вмешательство на весь пищеварительный тракт, выполняемый в условиях строгой асептики и антисептики, что позволило ему наблюдать нормальную активность конкретной пищеварительной железы у здорового животного.

Таким образом, он позволил более или менее непосредственно исследовать механизмы, регулирующие слюнные железы, желудок, поджелудочную железу, почки и кишечник. Эксперименты Павлова исходили из современных представлений о нервной и гуморальной регуляции пищеварительного процесса и его последствий в различных частях пищеварительного тракта. Он показал, что существует тесная связь между свойствами слюнной секреции и потреблением пищи. Шеповальниковым, обнаружил энтерокиназу, которую он назвал «ферментом ферментов» в кишечной секреции.

Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины (рис. 15.8). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.

Его теоретические выводы имеют большое биологическое значение. Его теория специфической раздражительности имела особое значение: при показе того, что понятие общей раздражительности является научно несостоятельным, он продемонстрировал определенную раздражительность в различных частях пищеварительного тракта.

Павловская теория пищеварения имела большое значение в клинической патологии желудка и кишечника. После работы над физиологией пищеварения Павлов обратился к физиологии поведения. К началу двадцатого века многие физиологи, зоологи и психологи уже провели эксперименты по изучению функции мозга, но собрали лишь фрагментарные данные. Павлов основывался на теории эволюции Дарвина, которая подчеркивала психологическую, а также физиологическую непрерывность - и рефлексологию Сеченова, чтобы создать свою собственную теорию поведения.

Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части - надкраевой извилине (gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине (gyrus angularis), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.

Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат - соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.

Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляются обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью высшей нервной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Способность произносить и понимать слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков - слов устной речи. Пользуясь языком, ребенок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорного и моторного) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувства и действия уступают место слову.

В качестве комплексного сигнального раздражителя слово начинает формироваться во второй половине первого года жизни ребенка. По мере роста и развития ребенка, пополнения его жизненного опыта расширяется и углубляется содержание используемых им слов. Основная тенденция развития слова заключается в том, что оно обобщает большое количество первичных сигналов и, отвлекаясь от их конкретного разнообразия, делает заключенное в нем понятие все более абстрактным.

Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной, творческой деятельности человека, в мире искусства, где продукт творчества выступает как одна из разновидностей кодирования и декодирования информации. Еще Аристотель подчеркивал неоднозначный вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Как и всякая другая знаковая сигнальная система, искусство имеет свой специфический код (обусловленный историческими и национальными факторами), систему условностей.. В плане общения информационная функция искусства позволяет людям обмениваться мыслями и опытом, дает возможность человеку приобщиться к историческому и национальному опыту других, далеко отстоящих (и во временном, и в пространственном отношении) от него людей. Лежащее в основе творчества знаковое или образное мышление осуществляется путем ассоциаций, интуитивных предвосхищений, через «разрыв» в информации (П. В. Симонов). С этим, видимо, связано и то обстоятельство, что многие авторы художественных произведений, художники и писатели обычно приступают к созданию произведения искусства в отсутствие предварительных четких планов, когда неясной представляется им конечная форма продукта творчества, воспринимаемого другими людьми далеко не однозначно (особенно если это произведение абстрактного искусства). Источником многогранности, многозначности такого художественного произведения служит недосказанность, дефицит информации, особенно для читателя, зрителя в плане понимания, интерпретации произведения искусства. Об этом говорил Хемингуэй, сравнивая художественное произведение с айсбергом: лишь небольшая часть его видна на поверхности (и может восприниматься всеми более или менее однозначно), большая и существенная часть скрыта под водой, что предоставляет зрителю и читателю широкое поле для воображения.

сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему (П. с. с.) действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы П. с. с.; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга , в связи с наличием Вторая сигнальная система касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и Вторая сигнальная система - различные уровни единой высшей нервной деятельности, но Вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование Вторая сигнальная система происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и Вторая сигнальная система может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. - их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В изучении Вторая сигнальная система вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем - вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы ); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости , большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие Вторая сигнальная система - результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

Лит.: Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1-5, М. - Л., 1940-49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Бойко Е. И., Основные положения высшей нейродинамики, в сб.: Пограничные проблемы психологии и физиологии, М., 1961; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967.

М. М. Кольцова.

Статья про слово "Вторая сигнальная система " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 7173 раз