Максим горький биография по годам. Последние годы жизни и смерть. Тест по биографии

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Устойчивым легендам о его «босяческом» происхождении, что так импонировало революционно настроенной интеллигенции, противоречат Словарь Брокгауза и Ефрона (где говорится о нем, как о выходце из среды «вполне буржуазной») и факты. Дед Горького по отцовской линии был офицером, правда, разжалованным - за жестокое обращение с подчиненными. Отец, Максим Савватеевич Пешков, будучи одаренным и удачливым человеком, добился значительного жизненного успеха. Некоторые черты его биографии затем повторит сын, но с большим размахом.

В трехлетнем возрасте сын Пешковых Алеша заболел холерой и заразил отца. Мальчик выжил, а отец ушел из жизни. Мать к сыну охладела, считая его виновником смерти горячо любимого мужа. Вскоре мать отдала его на воспитание деду и бабушке Кашириным.
Василий Васильевич Каширин характер имел взрывной, деспотичный, и мальчик рос в атмосфере постоянных семейных скандалов. Тем не менее, к внуку он был привязан, обучил его в шесть лет сначала церковно-славянской грамоте, а лишь затем – современной. В девятилетнем возрасте мальчика отдали в Нижегородское Кунавинское училище, где он закончил два класса и был переведен в третий с похвальной грамотой за «отличные перед прочими успехи в науках и благонравие». В это время дед разорился и, не умея пережить удар судьбы и смириться с нищетой, заболел душевной болезнью. Одиннадцатилетний Алеша Вынужден был оставить училище и отправиться в «люди», то есть обучаться какому-нибудь ремеслу.

С 1879 по 1884 год побывал учеником в обувной лавке, в чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода «Добрый», где произошло событие, которое можно назвать стартовым для Алеши Пешкова на его пути Максиму Горькому, - встреча с поваром по фамилии Смурый. Этот замечательный в своем роде кок, несмотря на малограмотность, был, одержим страстью к собиранию книг, преимущественно в кожаных переплетах, что и определило «диапазон» его собрания – от готических романов Анны Радклиф до литературы на малорусском языке. Благодаря этой, по словам писателя, «самой странной библиотеке в мире» («Автобиография», 1897), он пристрастился к чтению и «читал все, что попадало под руку»: Гоголя, Дюма, Некрасова, Скотта, Флобера, Бальзака, Диккенса, журналы «Современник» и «Искра», лубочные книжки и франкмасонскую литературу…

Ощутив вкус к знанию, Алексей Пешков в 1884 году отправился в Казань поступать в университет, но по бедности его «университетом» стала жизнь: поселившись в ночлежке среди будущих своих героев и, работая чернорабочим, начал посещать кружки самообразования, студенческие сходки, библиотеку нелегальных книг и прокламаций при булочной Деренкова, который взял его на работу подручным пекаря. Вскоре появился и наставник – один из первых марксистов в России Николай Федосеев…

И вдруг, уже нащупав «судьбоносную» революционную жилу, 12 декабря 1887 года Алексей Пешков пытается покончить с собой (простреливает себе легкое). Причину этого одни биографы находят в его неразделенной любви к сестре Деренкова Марии, другие – в начавшихся репрессиях против студенческих кружков. Эти объяснения представляются формальными, поскольку совсем не идут к психофизическому складу Алексея Пешкова. По природе своей он был борец, и все беды на пути только освежали его силы.
За попытку самоубийства Казанская духовная консистория отлучила Пешкова от церкви на семь лет.

Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси»,чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис – вот неполный перечень его маршрутов. За время странничества работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батрачил в деревнях, добывал соль, был избит мужиками и лежал в больнице, служил в ремонтных мастерских, несколько раз подвергался аресту – за бродяжничество и за революционную пропаганду. В эти же годы пережил увлечение народничеством, толстовством (в 1889 году заезжал в Ясную Поляну с намерением попросить у Льва Толстого участок земли для «земледельческой колонии», но их встреча не состоялась), переболел учением Ницше о сверхчеловеке, которое навсегда оставило в его воззрениях свои «оспины».

Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный его новым именем – Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинает публиковать очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и другие. Здесь же он познакомился с корректором «Самарской газеты» Екатериной Павловной Волжиной и, преодолев сопротивление матери браку дочери-дворянки с «нижегородским цеховым», в 1896 году с ней обвенчался.

В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание – выпущено в 1899 году в трех томах. Свою первую книгу Горький послал Чехову, перед которым благоговел, тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант».

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Имя Максима Горького известно, пожалуй, каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество с детских лет. О Горьком сложились определенные представления-стереотипы. Его воспринимают как основоположника литературы социалистического реализма, «буревестника революции», литературного критика и публициста, инициатора создания и первого председателя Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.

Сообщение учащегося о биографии Горького

Детство

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В три года потерял отца, а в десять – мать. Детство прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Улица по воскресеньям нередко оглашалась радостными криками мальчишек: «У Кашириных опять дерутся!» . Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставит в автобиографической повести «Детство» (1914). Учился он всего два года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности (дед к тому времени разорился) оставить учебу и пойти «в люди» на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

«В людях»

Подростком будущий писатель полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем все, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В Казани, куда он отправился летом 1884 года, надеясь поступить в университет, тоже пришлось перебиваться случайными заработками, а самообразование продолжилось в народнических и марксистских кружках. «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов» , – говорил писатель впоследствии.

«Мои университеты»

Начало литературной деятельности

В конце 80-х – начале 90-х годов Алеша Пешков странствует по просторам России: Моздокской степи, Поволжью, Донским степям, Украине, Крыму, Кавказу. Он уже сам занимается агитацией среди рабочих, попадет под негласное наблюдение полиции, становится «неблагонадежным». В эти же годы он начинает печататься – под псевдонимом Максим Горький. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появляется рассказ «Макар Чудра», а в 1895-м был напечатан рассказ «Старуха Изергиль» Горького сразу же заметили, в печати появились восторженные отклики.

В 1900 году Горький познакомится с Львом Толстым, и тот запишет в дневнике «…он мне понравился. Настоящий человек из народа» . И писателям, и читателям импонировало то, что в литературу вошел новый человек – не из «верхних», образованных, слоев, а «снизу», из народа. К народу – в первую очередь крестьянству – давно было привлечено внимание русского общества. А тут народ как бы сам в лице Горького вошел в гостиные богатых домов, да еще держа в руке собственные необычные сочинения. Разумеется, его встретили с восторженным интересом.

Истоки горьковской прозы

Непосредственной предшественницей горьковской прозы были произведения Чехова. Но если у Чехова герои жалуются, что «надорвались», то у Горького фигуры «дна» общества довольствуются тем, что есть. У них своеобразная «босяцкая» философия с привкусом модного тогда ницшеанства.

Босяк – человек без определенного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьей, не владеющий какой-либо собственностью и потому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Мимо влияния Ницше трудно было пройти в России конца XIX – начала XX века. И у Горького уже в 90-е годы отмечали новые для русской литературы мотивы: жадность к жизни, жажда и культ силы, страстное стремление выйти за привычные, «мещанские» рамки существования. Поэтому писатель отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек, 1904).

Начиная с 1889 года за революционную деятельность среди рабочих Горький несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых Лев Толстой. Во время одного из арестов (1901) Горький в Нижегородской тюрьме пишет «Песню о Буревестнике», текст которой быстро распространился по всей стране. Клич «Пусть сильнее грянет буря!» не оставлял вариантов в выборе пути развития России, особенно для молодежи.

В том же году его высылают в Арзамас, но, учитывая плохое состояние здоровья, разрешают полгода прожить в Крыму. Там Горький часто встречается с Чеховым и Толстым. Популярность писателя во всех слоях общества в те годы огромна. В феврале 1903 года его избирают почетным академиком по разряду изящной словесности. Николай II, узнав об этом, написал министру просвещения: «…такого человека, в теперешнее смутное время, Академия наук позволяет себе избрать в свою среду. Я глубоко возмущен…» .

После этого письма императорская Академия наук признала выборы недействительными. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания почетных академиков.

В 1900-х годах Горький, благодаря своему огромному литературному успеху, уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально. И он нанимает столичных адвокатов для арестованных сормовских и нижегородских участников рабочих демонстраций, дает крупные суммы на издание выходившей в Женеве ленинской газеты «Вперед».

В группе большевиков Горький участвует в шествии рабочих 9 января 1905 года. После расстрела демонстрации властями он пишет воззвание, в котором призывает «всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием» . Вскоре после этого писатель в очередной раз был арестован, обвинен в государственном преступлении и заключен в Петропавловскую крепость.

Горький был возмущен тем, что в крепости ему в течение девяти суток «не давали никаких вестей о положении М.Ф.» (Мария Федоровна Андреева, его близкий друг, находилась тогда в больнице), что было несколько похоже на пытку…

Через месяц его освободили под залог, а условия содержания в крепости позволили написать там пьесу «Дети солнца». В этой пьесе автор сетует на вялость интеллигенции.

Подобно большинству людей, живущих в России начала века, Горький просто не мог себе представить, что в результате революции, возглавляемой большевиками, множество литераторов, философов, ученых окажется в тюрьмах, но только там им уже не разрешат писать, они годами не будут иметь известий о судьбе своих малолетних детей, их, безвинных, будут пытать и убивать…

Писатель деятельно участвует в революции 1905 года, вступает в социал-демократическую партию, во время уличных боев в Москве снабжает оружием рабочие дружины. На авторском чтении «Детей солнца» с каждого присутствующего берут определенную сумму денег – на оружие для восставших.

Темперамент борца, бойца, глашатая уводит Горького все дальше от собственно художественных задач.

Поездка в Америку и Европу

В январе 1906 года партия большевиков отправляет Горького в Америку – для сбора денег на подпольную работу. Сбор этот в задуманном масштабе не удался; зато в Америке был написан роман «Мать» – о пробуждении в пролетарской среде «классового сознания».

Критика отмечает, что Горький не выдержал «мажорного тона», с которым входил в литературу. Талант Горького не увеличился. Взамен романтического босяка у него выросла явно придуманная, серая фигура «сознательного рабочего».

Покинув Америку, Горький остался за границей: на родине его ждал арест. Осенью 1906 года он поселился в Италии, на острове Капри. Писатель смог вернуться в Россию только в 1913 году, когда в связи с трехсотлетием Дома Романовых была объявлена амнистия политическим эмигрантам.

Талант Горького, вопреки приговорам критики, еще далеко не исчерпал своих возможностей. Писатель без конца изучает и описывает русский национальный характер. Теперь его интересуют не столько «босяки», сколько чудаки, неудачники.

«…Русь изобилует неудавшимися людьми… они всегда, с таинственной силой магнита. Притягивали мое внимание. Они казались интереснее, лучше густой массы обычных уездных людей, которые живут для работы и ради еды…».

В цикле рассказов «Жалобы» (1912) Горький рисует «безысходную, бестолковую тоску русской жизни». В книгу «По Руси» вошли очерки увиденного в былых скитаниях по бескрайней стране. Горький словно задался целью создать реестр российских характеров – бесконечно разнообразных, но в чем-то похожих друг на друга.

«Детство»

В 1913 году в печати появились первые главы из повести «Детство». Она написана на документальном материале.

«Хотя в “Детстве” изображается столько убийств и мерзостей, это, в сущности, веселая книга, – писал Корней Чуковский. – Меньше всего Горький хнычет и жалуется… И написано “Детство” весело, веселыми красками» .

При советской власти, когда будет невозможно любовно писать о «хорошем» дореволюционном детстве, книга Горького станет образцом для подражания, наглядной иллюстрацией того, как нужно уметь увидеть в минувшем дореволюционном времени главным образом «свинцовые мерзости».

Лучшие рассказы 1922–1926 гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ о необыкновенном», «Убийцы»), посвященные его неизменной теме – российским характерам, тоже в значительной мере документальны. А выше всего наиболее квалифицированная критика середины 20-х годов оценит короткие «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923–1924): в них Горький пишет преимущественно о реальных людях под их настоящими именами (например, очерк «А.А.Блок»).

«Несвоевременные мысли»

Октябрьские и послеоктябрьские события 1917 года Горький, много лет, числивший себя в социалистах, воспринял трагически. В связи с этим он не стал проходить перерегистрацию в РСДРП и формально остался вне партии. «Буревестник революции» понимает, что она оказывается гибельной для тех «сознательных рабочих», на которых он возлагал свои надежды.

«…Пролетариат не победил, по всей стране идет междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей. …Но больше всего меня и поражает, и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда».

Так писал Горький вскоре после революции в газете «Новая жизнь», где печатались его резкие публицистические статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». На какой-то период они развели писателя с большевиками.

Полгода спустя он, как ему кажется, находит выход: пролетариату нужно объединиться «со свежими силами рабоче-крестьянской интеллигенции».

«Покрыв всю стану сетью культурно-просветительных обществ, собрав в них все духовные силы страны, мы зажжем повсюду костры огня, который даст стране и свет, и тепло, поможет ей оздоровить и встать на ноги бодрой, сильной и способной к строительству и творчеству… Только так и только этим путем мы выйдем к действительной культуре и свободе» .

Рождается новая утопия – всеобщая грамотность как путь к свободе. Отныне и до конца его жизни она будет руководить действиями писателя. Он верит в объединение сил интеллигенции и разумных рабочих. Крестьянство же считает темной, «антиреволюционной» стихией. Трагедию русского крестьянства на рубеже 20–30-х годов он так и не разглядел.

Деятельность Горького в первые послереволюционные годы

В первые послереволюционные годы Горький постоянно хлопочет за несчастных, которым грозит расстрел, весьма похожий на самосуд.

«Владимир Ильич! – пишет он Ленину осенью 1919 года. – …Арестовано несколько десятков виднейших русских ученых… Очевидно – у нас нет надежды победить и нет мужества с честью погибнуть, если мы прибегаем к такому варварскому и позорному приему, каким я считаю истребление научных сил страны… Знаю, что вы скажете обычные слова: “политическая борьба”, “кто не с нами – тот против нас”, “нейтральные люди – опасны” и прочее… Для меня стало ясно, что “красные” такие же враги народа, как и “белые”. Лично я, разумеется, предпочитаю быть уничтоженным “белыми”, но “красные”, тоже не товарищи мне».

Стараясь спасти от голодной смерти остатки интеллигенции, Горький организует частные издательства, комиссию по улучшению быта ученых, везде встречая яростное сопротивление советских чиновников. В сентябре 1920 года писатель вынужден уйти из всех созданных им учреждений, о чем, и объявляет Ленину: «Иначе я поступить не могу. Я устал от бестолковщины» .

В 1921 году Горький пытается отправить на лечение за границу умирающего Блока, но советская власть отказывает в этом. Не удается спасти от расстрела арестованных по так называемому делу Таганцева, в том числе Николая Гумилева. Созданный по инициативе Горького Комитет помощи голодающим через несколько недель был разогнан.

Лечение заграницей

В 1921 году писатель покинул Россию. Он лечился в Германии и Чехословакии, а с 1924 года снова поселился в Италии, в Сорренто. Но на этот раз не в качестве эмигранта. Прошли годы, и постепенно отношение Горького к советской власти изменилось: она стала казаться ему народной, рабочей властью. В СССР в те годы, опираясь на ленинскую оценку, «Мать» сделали школьным учебником, убеждая всех, что это и есть образцовая литература. Именем Горького называют улицы, театры, самолет. Власть делает все, чтобы привлечь писателя на свою сторону. Он нужен ей – как ширма.

Возвращение в Москву, последние годы жизни

В 1928 году Горький возвращается в Москву. Его встречают толпы новых читателей. Писатель погружается в литературную и общественную работу: основывает и возглавляет новые журналы и книжные серии, принимает участие в писательских судьбах, кому-то помогает преодолевать цензурные запреты (например, Михаилу Булгакову), кому-то уехать за границу (Евгению Замятину), а кому-то, напротив, мешает печататься (например, Андрею Платонову).

Сам Горький продолжает начатое еще в Италии многотомное сочинение «Жизнь Клима Самгина» – хронику русской жизни предреволюционных десятилетий. Огромное число персонажей, немалое количество верных деталей эпохи, и за всем этим одна задача – показать двоящееся, трусливое, предательское лицо прежней русской интеллигенции.

Он сближается со Сталиным и наркомом внутренних дел Ягодой, и это все больше заслоняет от него кровавый смысл происходящего в стране. Как многие деятели культуры, Горький не видит, что установившийся в СССР политический режим в своих целях (подобно гитлеровскому в Германии) манипулирует культурой, искажает самый смысл просвещения, подчиняя его бесчеловечным целям. В статьях Горький клеймит жертв судебных процессов 28–30-х гг. При всем своем знании жизни он не хочет понять, что показания, которые дают «враги народа», могут быть получены только под пытками.

С 1933 года Горького лишают возможности выезжать на зиму за границу, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть. Сталин уже не может допустить даже эпизодического, не предусмотренного им самим участия писателя в каких бы то ни было литературно-общественных делах. Горький фактически оказывается под домашним арестом и в этом положении при неясных обстоятельствах умирает накануне новой волны массовых репрессий.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Настоящего образования Алексей Пешков не получил, окончил лишь ремесленное училище.

В 1884 году юноша приехал в Казань с намерением учиться в университете, однако не поступил.

В Казани Пешков познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.

В 1902 году Императорская Академия наук по разряду изящной словесности. Однако избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик "находился под надзором полиции".

В 1901 году Максим Горький встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать сборники, где печатались Иван Бунин, Леонид Андреев, Александр Куприн, Викентий Вересаев, Александр Серафимович и др.

Вершиной его раннего творчества считается пьеса "На дне". В 1902 году она была поставлена в Московском художественном театре Константином Станиславским. В спектакли играли Станиславский, Василий Качалов, Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова. В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Горький также создал пьесы "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906).

В 1905 году он вступил в ряды РСДРП (Российская социал-демократическая партия, большевистское крыло) и познакомился с Владимиром Лениным. Горький оказывал финансовую поддержку революции 1905-1907 годов.
Писатель принимал активное участие в революционных событиях 1905 года, был заключен в Петропавловскую крепость, освобожден под давлением мировой общественности.

В начале 1906 года Максим Горький прибыл в Америку, спасаясь от преследования российских властей, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию в 1906 году Горький написал роман "Мать". В этом же году Горький уехал Италию на остров Капри, где пробыл до 1913 года.

Вернувшись в Петербург, сотрудничал с большевистскими газетами "Звезда" и "Правда". В этот период были опубликованы автобиографические повести "Детство" (1913-1914), "В людях" (1916).

После Октябрьской революции 1917 года Горький активно занимался общественной деятельностью, участвовал в создании издательства "Всемирная литература". В 1921 году снова уехал за границу. Писатель жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине и Праге, а с 1924 года — в Сорренто (Италия). В эмиграции Горький не раз выступал против политики, проводимой советскими властями.

Писатель был официально женат на Екатерине Пешковой, урожденной Волжиной (1876-1965). У супругов было двое детей — сын Максим (1897-1934) и дочь Катя, которая скончалась в детском возрасте.

Позже Горький связал себя гражданским браком с актрисой Марией Андреевой (1868-1953), а затем Марией Брудберг (1892-1974).

Внучка писателя Дарья Пешкова — актриса Театра Вахтангова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отцом его был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти мужа мать Горького вскоре снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки.

Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.

В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

Творчество раннего периода

Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».

За активную пропагандистскую деятельность Алексей Максимович находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 - в Петербурге выходят «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год - публикуется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев». Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше чем Толстого или Чехова.

В период до первой русской революции 1905-1907 годов Горький вёл активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

Ранние творения Горького не имели особой социальной направленности, но герои в них были хорошо узнаваемы по своему типу и одновременно имели свою «философию» жизни, что привлекало читателей необычайно.

В эти годы Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 года он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 году она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально.

Меж двумя революциями

Первая мировая война произвела на Горького крайне тягостное впечатление. Его безграничная вера в прогрессивность человеческого разума была растоптана. Писатель воочию увидел, что человек, как личность, не значит на войне вообще ничего.

После поражения революции 1905-1907 годов и в связи с обострившимся туберкулёзом Горький уезжает на лечение в Италию, где поселяется на острове Капри. Здесь он проживает семь лет, занимаясь литературным творчеством. В это время написаны его сатирические памфлеты о культуре Франции и США, роман «Мать», ряд повестей. Здесь же созданы «Сказки об Италии» и сборник «По Руси». Наибольший интерес и разногласия вызвала повесть «Исповедь», содержащая темы богостроительства, что категорически не принимали большевики. В Италии Горький редактирует первые газеты большевиков - «Правда» и «Звезда», возглавляет отдел по художественной литературе журнала «Просвещение», а также помогает издать первый сборник писателей-пролетариев.

В это время Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооружённого восстания, т.к. народ ещё не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и всё лучшее, что есть в царской России.

После Октября

События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу.

Горький с одной стороны осуждает действия большевиков во главе с Лениным, но с другой стороны называет простой народ варварским, чем, по сути, оправдывает жестокие действия большевиков.

В 1818-1819 годах Алексей Максимович ведёт активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. Он организует открытие издательства «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти - её единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 году закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признаёт ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем её ошибки.

Годы второй эмиграции

В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто. До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького - роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.

Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Возвращение на Родину

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 году он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатлённый торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 году Горький навсегда возвращается в СССР. Здесь он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти.

В это же время он занимается огромной общественной работой: создаёт издательство «Academia», журнал « Литературная учёба», Союз писателей СССР, книжные серии об истории фабрик и заводов, и по истории гражданской войны. По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Своими статьями и книгами Горький, по сути, рисует высокий моральный и политический облик Сталина, показывая только достижения советского строя и замалчивая репрессии руководства страны по отношению к собственному народу.

18 июня 1936 года, пережив на два года сына, Горький умирает при невыясненных до конца обстоятельствах. Возможно, его правдивая натура одержала верх, и он посмел высказать какие-то претензии партийному руководству. Такого в те времена не прощали никому.

В последний путь писателя провожало всё руководство страны, урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Интересные факты:

9 июня 1936 года практически уже умершего Горького оживил приезд Сталина, который приехал, чтобы попрощаться с покойным.

Мозг писателя перед кремированием был удалён из тела и передан в Московский Институт мозга для изучения.

Имя Максима Горького знакомо, пожалуй, любому русскому человеку. В честь этого писателя называли города и улицы в советское время. Выдающийся революционный прозаик был выходцем из простого народа, самоучкой, но талант, которым он обладал, сделал его всемирно известным. Такие самородки появляются раз в сто лет. История жизни этого человека весьма поучительна, поскольку наглядно показывает, чего может достичь выходец из низов безо всякой поддержки со стороны.

Алексей Максимович Пешков (таково было настоящее имя Максима Горького) родился в Нижнем Новгороде. Этот город был переименован в его честь, и только в 90-х годах прошлого века ему вернули прежнее имя.

Биография будущего писателя началась 28 марта 1868 года. Самое главное, что он запомнил из детства, Алексей Максимович описал в своем произведении «Детство». Отец Алеши, которого он почти не помнил, работал столяром.

Он скончался от холеры, когда мальчик был совсем маленьким. Мать Алеши была тогда беременна, она родила еще одного сына, который умер в младенчестве.

Семья Пешковых жила на тот момент в Астрахани, потому что отцу пришлось работать в последние годы своей жизни в пароходной компании. Впрочем, литературоведы ведут споры о том, кем был отец Максима Горького.

Взяв двоих детей, мать решила вернуться на родину, в Нижний Новгород. Там ее отец, Василий Каширин, держал красильную мастерскую. В его доме Алексей и провел свое детство (сейчас там находится музей). Дедушка Алеши был довольно властным человеком, имел суровый характер, часто наказывал мальчика по пустякам, применяя розги. Однажды Алеша был выпорот так сильно, что надолго слег в постель. После этого дед раскаялся и попросил прощения у мальчика, угостив леденцом.

Автобиография, описанная в повести «Детство», говорит о том, что дом деда всегда был полон народу. В нем жила многочисленная родня, все были заняты делом.

Важно! У маленького Алеши тоже было свое послушание, мальчик помогал красить ткани. Но за плохо выполненную работу дед сурово наказывал.

Читать Алексея выучила мама, затем дед учил внука церковно-славянскому языку. Несмотря на свой суровый характер, Каширин был очень верующим человеком, часто ходил в церковь. Он заставлял Алешу ходить в храм чуть ли не силой, но ребенок не любил это занятие. Атеистические взгляды, которые проявились у Алеше в детстве, он пронес через всю свою жизнь. Поэтому и творчество его было революционным, писатель Максим Горький в своих произведениях часто говорил о том, что «Бог выдуман».

В детстве Алеша посещал приходскую школу, но потом тяжело заболел и оставил обучение. Затем мама его вышла замуж второй раз и забрала сына к себе в новый дом в Канавино. Там мальчик ходил в начальное училище, но отношения с учителем и священником не сложились.

Однажды, придя домой, Алеша увидел страшную картину: отчим ногами бил мать. Тогда мальчик схватил нож, чтобы заступиться. Та успокоила сына, собиравшегося зарезать отчима. После этого происшествия Алексей решил возвратиться в дом своего деда. К тому времени старик совсем разорился. Алексей некоторое время посещал училище для бедных детей, но был выгнан за то, что вид юноши был неопрятный, от него плохо пахло. Алеша большую часть времени проводил на улице, воровал, чтобы прокормиться, одежду для себя находил на свалке. Потому подросток связался с плохой компанией, где получил прозвище «Башлык».

Больше Алексей Пешков нигде не учился, так и не получив среднего образования. Несмотря на это, он обладал сильным желанием к самообразованию, самостоятельно читая и кратко заучивая творчество многих философов, таких как:

  • Ницше;
  • Гартман;
  • Селли;
  • Каро;
  • Шопенгауэр.

Важно! Всю жизнь Алексей Максимович Горький писал с орфографическими и грамматическими ошибками, которые исправляла его жена, корректор по образованию.

Первые самостоятельные шаги

Когда Алеше было 11 лет, мать умерла от чахотки. Дедушка, окончательно обеднев, был вынужден отпустить внука с миром. Старик не мог прокормить юношу и сказал, чтобы тот шел «в люди». Алексей оказался одиноким в этом большом мире. Молодой человек решил поехать в Казань, чтобы поступить в университет, но получил отказ.

Во-первых, потому что в тот год набор абитуриентов из низших слоев общества был ограничен, а во-вторых, потому что у Алексея не было документа о среднем образовании.

Тогда юноша пошел работать на пристань. Именно тогда в жизни Горького произошла встреча, которая повлияла на дальнейшее мировоззрение и творчество. Он познакомился с революционной группировкой, которая кратко объяснила, в чем суть этого прогрессивного учения. Алексей стал посещать революционные собрания, занимался пропагандой. Затем юноша устроился в булочную, хозяин которой доходы отправлял на поддержку революционного развития в городе.

Алексей всегда был психически неуравновешенным человеком. Узнав о смерти любимой бабушки, молодой человек впал в тяжелое депрессивное состояние. Однажды возле монастыря Алексей пытался покончить с собой, прострелив из ружья легкое. Сторож, бывший свидетелем этого, позвал полицию. Юношу отвезли срочно в больницу и успели спасти жизнь. Однако в больнице Алексей совершил повторную попытку самоубийства, глотнув яда из медицинского сосуда. Юношу снова спасли, промыв желудок. Психиатр установил у Алексея множество психических нарушений.

Странствования

Далее жизнь писателя Максима Горького была не менее трудна, кратко можно сказать, что его постигали различные напасти. В 20 лет впервые Алексея лишили свободы за революционную деятельность. После этого полиция вела постоянный надзор за неблагополучным гражданином. Затем М. Горький уехал на Каспий, где работал рыбаком.

Потом поехал в Борисоглебск, где стал весовщиком. Там он впервые влюбился в девушку, дочь начальника, и даже просил ее руки. Получив отказ, Алексей, однако, помнил свою первую любовь всю жизнь. Горький пытался среди крестьян организовать толстовское движение, для этого даже поехал на встречу с самим Толстым, но жена писателя не пустила к живому классику бедного молодого человека.

В начале 90-х Алексей познакомился в Нижнем Новгороде с писателем Короленко. К тому времени Пешков уже писал свои первые произведения, одно из них он показал известному писателю. Интересно, что Короленко раскритиковал творчество начинающего литератора, но это не смогло никак повлиять на твердое желание писать.

Затем Пешкова снова посадили в тюрьму за революционную деятельность. Выйдя из заключения, он решил отправиться странствовать по Руси, побывал в разных городах, в Крыму, на Кавказе, на Украине. В Тифлисе познакомился с революционером, который посоветовал записывать все свои приключения. Так появился рассказ «Макар Чудра», который был напечатан в 1892 году в газете «Кавказ».

Творчество Горького

Расцвет творчества

Именно тогда писатель взял псевдоним Максим Горький, скрыв свое настоящее имя. Затем вышло еще несколько рассказов в нижегородских газетах. К тому времени Алексей решил осесть на своей родине. Все интересные факты из жизни Горького были положены в основу его произведений. Он записывал самое главное, что с ним происходило, и получались интересные и правдивые рассказы.

Наставником начинающего писателя стал опять же Короленко. Постепенно Максим Горький приобрел популярность у читателей. О талантливом и самобытном авторе заговорили в литературных кругах. Писатель познакомился с Толстым и .

За короткий промежуток времени Горький написал талантливейшие произведения:

  • «Старуха Изергиль» (1895);
  • «Очерки и рассказы» (1898);
  • «Трое», роман (1901);
  • «Мещане» (1901);
  • (1902).

Интересно! Вскоре Максиму Горькому присваивают звание члена Императорской академии наук, но император Николай II лично отменил это решение.

Полезное видео: Максим Горький - биография, жизнь

Переезд за границу

В 1906 году Максим Горький решил поехать за рубеж. Сначала он поселился в Соединенных Штатах. Затем по состоянию здоровья (у него нашли туберкулез) переехал в Италию. Здесь он много писал в защиту революции. Потом писатель ненадолго вернулся в Россию, но в 1921 году вновь уехал за границу из-за конфликтов с властями и обострившейся болезни. Вернулся в Россию он только спустя десять лет.

В 1936 году в возрасте 68 лет писатель Максим Горький закончил свой земной путь. В его смерти некоторые видели отравление недоброжелателей, хотя эта версия не подтвердилась. Жизнь писателя была нелегкой, но зато наполненной многообразными приключениями. На сайтах, где опубликованы биографии разных писателей, можно увидеть таблицу хронологических событий жизни.

Личная жизнь

М. Горький имел довольно интересную внешность, что можно заметить, глядя на его фото. У него был высокий рост, выразительные глаза, тонкие кисти с длинными пальцами, которыми он размахивал при разговоре. Он пользовался успехом у женщин, и, зная это, умел показать свою привлекательность на фото.

У Алексея Максимовича было множество поклонниц, немало тех, с кем он был близок. Впервые Максим Горький женился в 1896 году на Екатерине Волгиной. От нее родилось двое детей: сын Максим и дочь Катя (умерла в пять лет). В 1903 году Горький сошелся с актрисой Екатериной Андреевой. Не оформляя развода с первой женой, они стали жить как муж и жена. С ней он провел за границей много лет.

В 1920 году писатель повстречался с Марией Будберг, баронессой, с которой вступил в интимную связь, они были вместе до 1933 года. Ходили слухи, что она работала на английскую разведку.

Горький имел двух приемных детей: Екатерину и Юрия Желябужских, последний стал известным советским режиссером и кинооператором.

Полезное видео: интересные факты из жизни М. Горького

Вывод

Творчество Алексея Максимовича Горького внесло неоценимый вклад в русскую и советскую литературу. Оно своеобразно, самобытно, удивительно по своей красоте слова и силе, тем более если учесть, что писатель был малограмотным и необразованным. До сих пор его произведениями восхищаются потомки, их изучают в средней школе. За рубежом также знают и почитают творчество этого выдающегося писателя.