Образ русской женщины в классической литературе. Эволюция женских образов в русской литературе Тема русской женщины в литературе

В мировой литературе сложилось множество образов женщин-героинь, которые запали в душу читателя, полюбились, их стали цитировать. Некоторые произведения мировой литературы экранизируют и зритель считает, что картина успешна, если сюжет книги полностью раскрыт в фильме, а актёры соответствуют полюбившемуся литературному герою.
Женщине отдаётся очень важная и незаурядная роль в литературе: она является предметом восхищения, источником вдохновения, вожделенной мечтой и олицетворением самого возвышенного в мире.
Несомненно, у красивых женщин мировой литературы разная судьба: кто-то является вечным идеалом, как Джульетта, кто-то борцом и просто красивой женщиной, подобно Скарлетт О Харе, а кто-то забывается. На сколько героиня литературного произведения задержится в памяти чиитателя, напрямую связано с её внешностью, характером и поступками. Литературная героиня, как и в жизни, должна быть самодостаточной, миловидной, терпеливой, целеустремлённой, с чувством юмора и, безусловно, мудрой.
Наш сайт сайт решил составить Рейтинг самых красивых литературных героинь . На некоторых фото известные актрисы или модели, которые не снимались в ролях представленных литературных героинь, но, наш взгляд, очень подходят на эти роли. Описания внешности героинь взято из книг авторов мировой литературы Англии, Франции, Австралии, Америки, Турции и России.Некоторые полюбившиеся нам книги ещё не экранизированы, но мы искренне верим в то, что это время не заставит себя долго ждать.

15. К арла Саарнен ("Шантарам",Грегори Дэвид Робертс)

Главный герой встречает Карлу в первые дни своего времяпровождения в Бомбее. С неё начинается вступление главного героя в круги Мафии. Карла Cааранен характеризуется главным героем, как мудрая и загадочная красивая женщина. Карла брюнетка с зелёными глазами, имеющая восточные корни. Множество философских соображений и изречений в книге принадлежит именно ей.

14. Тэсс Дарбейфилд ("Тэсс из рода Д"Эрбервиллей", Томас Харди)

Это была красивая девушка, быть может, не более красивая, чем некоторые другие, но подвижный алый рот и большие невинные глаза подчеркивали ее миловидность. Волосы она украсила красной лентой и среди женщин, одетых в белое, была единственной, которая могла похвастаться таким ярким украшением. В лице ее все еще таилось что-то детское. И сегодня, несмотря на ее яркую женственность, щеки ее иной раз наводили на мысль о двенадцатилетней девочке, сияющие глаза - о девятилетней, а изгиб рта - о пятилетней крошке.
О цвете ее лица можно догадаться по темно - каштановой пряди волос, выбившейся из - под чепчика... Ее лицо - овальное лицо красивой молодой женщины, глубокие темные глаза и длинные тяжелые косы, которые словно цепляются умоляюще за все, чего коснутся.

13. Элен Курагина (Безухова) ("Война и мир", Л. Толстой)

Элен Курагина (Безухова) - внешне идеал женской красот, антипод Наташи Ростовой. Не смотря на внешнюю красоту, в Элен сконцентрированы все пороки, свойственные светскому обществу: высокомерие, лесть, тщеславие.

12. Ребекка Шарп ("Ярмарка тщеславия"Уильям Теккерей)

"Ребекка была маленькая, хрупкая, бледная, с рыжеватыми волосами; ее зеленые глаза были обычно опущены долу, но, когда она их поднимала, они казались необычайно большими, загадочными и манящими...".

11. Мэгги Клири ("Поющие в терновнике" Колин Маккалоу)


Волосы Мэгги, как у истинной Клири, пылали точно маяк: всем детям в семье, кроме Фрэнка, досталось это наказанье у всех рыжие вихры, только разных оттенков. У Мэгги глаза были похожи на "расплавленные жемчужинки", серебристо-серые. У Мэгги Клири были... Волосы такого цвета, что не передать словами - не медно - рыжие, и не золотые, какой-то редкостный сплав того и другого... Серебристо - серые глаза, изумительно чистые, сияющие, точно растаявшие жемчужины. ... Серые глаза Мэгги... Отливают всеми оттенками голубого, и фиалковым, и густой синевой, цветом неба в ясный солнечный день, бархатной зеленью мха и даже чуть заметно - смуглой желтизной. И они мягко светятся, точно матовые драгоценные камни, в оправе длинных загнутых ресниц, таких блестящих, как будто их омыли золотом.

10. Татьяна Ларина ("Евгений Онегин", А.С. Пушкин)

Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей душевной красотой, отсутствием притворства.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

9. Лара ("Доктор Живаго", Борис Пастернак)


Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой. Ей давали восемнадцать лет и больше. У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос было под стать друг другу.

8. Кристина Даэ ("Призрак Оперы", Гастон Леру)

У Кристины Даэ были голубые глаза и золотые локоны.

7. Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго)


Эсмеральда - красивая юная девушка, зарабатывающей деньги танцами и выступлением с дрессированной козочкой Джалли. Она - воплощение целомудрия и наивности, совсем не похожая на остальных. Даже тот факт, что ей приходится зарабатывать на жизнь танцами, не развращает её. У неё доброе сердце.

«Она была невысока ростом, но казалась высокой - так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, - так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который ее округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…»

6. Мерседес ("Граф Монте-Кристо", А. Дюма)

"Красивая молодая девушка, с черными, как смоль, волосами, с бархатными, как у газели, глазами...".

5. Кармен ("Кармен", Проспер Мериме)

В волосах у нее был большой букет жасмина. Одета была она просто, пожалуй, даже бедно, во все чёрное... Уронила на плечи мантилью, покрывавшую ей голову, я увидел, что она невысока ростом, молода, хорошо сложена и что у нее огромные глаза... Ее кожа, правда, безукоризненно гладкая, цветом близко напоминала медь. Глаза у нее были раскосые, но чудесно вырезанные; губы немного полные, но красиво очерченные, за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы, быть может немного грубые, были черные, с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие... На ней была очень короткая красная юбка, позволяющая видеть белые шелковые чулки и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета.

4. Ирен Форсайт ("Сага о Форсайтах", Джон Голсуорси)

Боги дали Ирэн темно-карие глаза и золотые волосы – своеобразное сочетание оттенков, которые привлекает взоры мужчин и, как говорят, свидетельствует о слабости характера. А ровная, мягкая белизна шеи и плеч, обрамленных золотистым платьем, придавала ей какую-то необычайную прелесть. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер.

3. Скарлетт О"Хара ("Унесённые ветром" Маргаретт Митчелл)

Скарлетт О"Харане была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчет, если они, подобно близнецам Тарлтонам, становились жертвами ее чар. Очень уж причудливо сочетались в ее лице утонченные черты матери - местной аристократки французского происхождения - и крупные, выразительные черты отца - пышущего здоровьем ирландца. Широкоскулое, с точеным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза - чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц. На белом, как лепесток магнолии, лбу - ах, эта белая кожа, которой так гордятся женщины американского Юга, бережно охраняя ее шляпками, вуалетками и митенками от жаркого солнца Джорджии! - две безукоризненно четкие линии бровей стремительно взлетали косо вверх - от переносицы к вискам". Её зеленые глаза - беспокойные, яркие (о сколько в них было своенравия и огня!) - вступали в спор с учтивой светской сдержанностью манер, выдавая подлинную сущность этой натуры...

2. Феридэ ("Королёк птичка певчая", Решад Нури Гюнтекин)

В роли Феридэ снялась легендарная турецкая актриса Айдан Шенер (биография, фото)


Феридэ была невысока ростом, но с рано сформировавшейся фигурой. В юности ее веселые, беззаботные глаза...

Светло - голубые... Казалось, состояли из золотой пыли, пляшущей в прозрачном свете. Когда эти глаза не смеются, они кажутся большими и глубокими, как живое страдание. Но стоит им заискриться смехом, они уменьшаются, свет перестает в них вмещаться, кажется, что по щекам рассыпаются маленькие бриллианты. Какие красивые, какие тонкие черты лица! На картинах такие лица трогают до слез. Даже в его недостатках... Виделась какая-то прелесть... Брови... Начинаются красиво - красиво, тонко-тонко, но потом сбиваются с пути... Изогнутые стрелы тянулись к самым вискам. Верхняя губа была немного коротка и слегка обнажала ряд зубов. Поэтому казалось, что Феридэ всегда чуть - чуть улыбалась. ... Существо юное, свежее, как апрельская роза, усыпанная капельками росы, с лицом ясным, как утренний свет.

1. Анжелика ("Анжелика", Анн и Серж Голлон)

В роли Анжелики снялась французская актриса Мишель Мерсье (биография, фото)

Серия художественных литературных произведений рассказывает об Анжелике, вымышленной красавице-авантюристке XVII века. В романе упор делается на её золотые волосы и необыкновенно завораживащие глаза зелёного цвета. Анжелика мудра, авантюрна, впечатлительна, всегда стремится к любви и счастью.

От сотворения мира женщина была и есть главным вдох-новением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих пре-красных шедевров мирового искусства. Женщина олице-творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Если верить Гомеру, то именно женщина стала причиной многолетней Троянской войны. В средние века рыцари посвящали ей свои подвиги, а позже — за оскорб-ление женщины вызывали на дуэль.

Женское сердце — это прежде всего сердце матери, великое сокровище для всякого человека. Женщина спо-собна пробудить в нас неудержимые стремления, согреть в семье, осветить наш жизненный путь. Древние славяне называли женщину ласковым и нежным словом «береги-ня», древние русичи — словом «лада». На мой взгляд, в этих словах сокрыто совершенное воплощение доброты и отзывчивости, преданности и верности, любви и самоот-речения. Рассказывая о начале Русской земли, древний летописец не преминул отметить, что хотя восточные сла-вяне и не знали брака, но жен выбирали по взаимному сговору, кто кому приглянулся.

А один византийский автор VI века был поражен такой деталью: «Скромность славянских женщин превышает вся-кую человеческую природу, так что большинство их счи-тают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».

Поразительный факт, не правда ли? И раз уж мы заве-ли разговор о седой древности, то нельзя не вспомнить и тот факт, что среди древних русов талантливых и выдаю-щихся женщин было больше, чем среди других народов Европы. Вспомним княгиню Ольгу, которая не только до самой своей кончины крепко удерживала бразды правления в государстве, но и проводила необходимые реформы — административные, финансовые, идеологические. Вспом-ним дочерей славного князя Ярослава Мудрого — Анну, королеву Франции, Анастасию, королеву Венгрии, Елизавету, выданную замуж за норвежского принца, а впослед-ствии ставшую королевой Дании. И этот список выдаю-щихся женщин Древней Руси можно было бы продолжать дальше.

Женщина — вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а еще труднее разгадать. Петрарка и Шекспир, Гейне и Гёте, Байрон и Мицкевич… А сколько гениальных строк посвятил краси-вым женщинам А. Пушкин! А с каким трепетом и востор-гом отзывался он о своей жене:

Господь мне ниспослал тебя, моя Мадонна — Чистейшей прелести чистейший образец!

Если бы мы попытались составить список творений, со-зданных во имя любви к женщине, он все равно оказался бы неполным. Такой список просто бесконечен, потому что каждое произведение связано с образом милой, единствен-ной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Говорят, у любви тысячи оттенков, в каждом из которых свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание. Мне представляется, что это потому, что в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, то особен-ное, что делает ее неповторимой и одновременно узнавае-мой среди великого множества женских образов

Неповторимые яркие женские образы созданы Л. Тол-стым в романе «Война и мир». Наташа Ростова… Вчераш-ний «гадкий утенок», девочка с неправильным ртом и чер-носливинами глаз. Во внешнем облике Наташи нет правиль-ных черт, делающих ее красавицей, как Элен Курагина, и нет совершенства форм. Но зато в ней с избытком присут-ствует другая красота — духовная. Живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех Наташи привлекают внима-ние и князя Андрея, и Пьера, и гусарского офицера Де-нисова, и великосветского кутилу и развратника Анатоля Курагина. Одни тянутся к ней, потому что она — вопло-щение добра и той истинной красоты, которая очаровыва-ет, притягивает, пробуждает чувства; другими (как Ана-толем Курагиным) руководит скрытое желание растоптать прелестный бутон, который вот-вот раскроется. Материал с сайта

И совершенно напрасными мне представляются наре-кания критиков в адрес Л. Толстого, который в эпилоге романа показывает Наташу любящей и преданной женой Пьера Безухова, матерью четырех детей. Тем самым писа-тель как бы принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами огра-ничена жизнь женщины ее круга, какими неравными яв-ляются роли, права и возможности мужчин и женщин. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, кото-рое дают женщины, слушая мужчину, — не умные жен-щины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что толь-ко есть в проявлениях мужчины».

Да, Наташа переменилась. Она — верная жена и забот-ливая мать. Она исполняет свое особое предназначение, данное самой природой. У нее есть свой мир — семья, — в котором она является полновластной хозяйкой. Но тако-ва правда жизни, которой Л. Толстой всегда придерживал-ся в своем творчестве.

Любовь женщины — это награда. Это вдохновение, спо-собное поднять в заоблачную высь.

Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи-на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторима; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда-ется все самое чудесное на земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историческая поэма н.а. некрасова «дедушка» анализ
  • книги о образе женщины в русской литературе
  • Образ русской литературы краткое сочинение
  • образ женщины в древнерусской литературе
  • описание женщин в литературе

Женщина, это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Прекрасные женские образы до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образы простых крестьянок Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэзия В.Я.Брюсова и А.А. Ахматовой создает незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно - высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины - кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена.

Ф.И.Тютчев говорил: "Нет ничего прекраснее на свете женщины". Женщине во все времена посвящали стихи, рисовали портреты, дарили цветы, носили на руках, сочиняли в их честь романсы. Кто не знает классические строки А.С. Пушкина - ..я помню чудное мгновенье…..

Все героини такие разные, у каждой своя жизнь, своё представление о счастье, но их всех объединяет любовь….. Русской литературе свойственно воспевать образ любящей и преданной жены:

Давайте вспомним "Слово о полку Игореве" - произведение, в котором впервые воспет образ русской женщины - любящей, волнующейся, страдающей, готовой на великие жертвы во имя любимого. Это Ярославна плачет по своему мужу и призывает силы для его спасения.

"Женщины в петровскую эпоху" А.Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоёв общества.

ХIХ век, 1825 год. Петербург, декабристы. "Женщины России" . Жены декабристов разделяют судьбы узников, пишут письма их родным, осваивают ведение хозяйства в условиях ссылки. Сердечные, добрые, кроткие, спокойные - они быстро стали всеобщими любимицами. Но даже если им будет невыносимо тяжело, они, русские женщины, вынесут всё. Такова уж их судьба. Через много лет Н.А.Некрасов в своей поэме "Русские женщины" напишет о судьбах княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской.

Произведения И.С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы."Тургеневская женщина" - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Им присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми. В романе "Отцы и дети" представлена целая галерея женских образов. - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Женщина - вдохновительница, женщина - Муза, женщина-мать. ЖЕНЩИНА является тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. Носительницы народных идеалов и женщины высшего света.

Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, потому что именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. Вместе с тем Л.Н. Толстой в романе-эпопее "Война и мир" раскрывает образ женщины как носительницы народных идеалов. Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни.

А.С Пушкин в своем самом значительном произведении "Евгений Онегин" раскрыл богатый внутренний мир своей героини, который наложил отпечаток на ее внешний облик. Такова Татьяна Ларина А.С. Пушкина - "милый" и "верный" идеал, нравственно безупречная, ищущая глубокого содержания в жизни. Имя Татьяны выбрано автором не случайно, а дано в память святой мученицы Татьяны, воплотившей в себе, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой - твердость веры и противостояние земным страстям. "Я все та же... Но во мне есть другая". Представительницы "века минувшего", героини - не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами, всё же каждая из них - это индивидуальность.

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" представляет образы четырех женщин: черкешенки Бэлы ("Бэла"), длинноволосой "ундины" - подруги контрабандиста Янко ("Тамань"), княжны Мери и княгини Веры ("Княжна Мери"); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, "хорошенькой дочки старого урядника" ("Фаталист").

Образы ХIХ века стали основой для современного облика женщины - героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Женские образы современности, которые несут на себе отпечаток ХХ века, создавались великими поэтессами - А. Ахматовой, З.Гиппиус, М.Цветаевой. Ошибается тот, кто считает созданные ими образы женщин лишь изысканными тепличными цветами, искусно вписанными в романтический фон стиля модерн. Ведь за их внешним обликом мы, благодаря поэтам В.Брюсову, А. Ахматовой различаем высокую одухотворённость, блистательный ум, благородство чувств.


Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной.
Ты - в наших безднах образ божества!
В.Я.Брюсов


Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выразить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых образов женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Женщина многограна, гармонична, с течением времени ее образ менялся, приобретал черты современности, но от него всегда веяло теплотой, загадочностью и таинственностью.

И кросс-постнула его во все социальные сети: "Какие женские образы из мировой литературы и кино вам кажутся наиболее сильными и привлекательными?" Сама же воздержалась до вечера, чтобы составить наиболее полный список тех героинь, которые произвели впечатление на меня.

Конечно же, самой популярной сильной девушкой всегда будет признана Скарлетт О"Хара из "Унесенных ветром" Маргаретт Митчелл. И я тоже попала под ее чары с первой минуты одноименного фильма. "Подумаю об этом завтра" - кажется, девиз всех сильных женщин планеты. Книга читается на одном дыхании, а в фильме моя любимейшая Вивьен Ли (да, я читала ее биографию пару раз и смотрела ВСЕ фильмы, какие смогла достать). Один нюанс: Скарлетт киношная мне нравится намного больше Скарлетт книжной, все же последняя слишком резкая и холодная к детям.


Наверное, второй по популярности любимый девочковый образ - Холли Галайтли из "Завтрак у Тиффани", Трумен Капоте. Книжная Холли больше похожа на реальную девушку, в исполнении Одри Хепберн же она совсем неземная - поет Moon River на подоконике и нуждается только в Коте из всех живых существ на этой земле.

Ну и, перенесясь в Нью Йорк, сразу вспоминаются два моих любимых сериала. "Секс в большом городе" с самой близкой мне героиней по складу ума - Керри Брэдшоу . Её "And then I thought" - это просто true story of ma life. Она такая глубокая и в то же время трогательная, что невозможно оторваться, пока не посмотришь все сезоны запоем, закусив еще и первым фильмом. Второй не надо смотреть, а то это как понижать градус получится. Мой абсолютный идеал с точки зрения "настоящести".

Вторая Нью-Йоркская героиня - Блэр Уолдорф из "Сплетницы". Высокомерная интригантка, у которой потрясающий английский, обезоруживающая чувственность, непревзойденное чувство стиля и такое важное качество: умение расставлять приоритеты и отличать своих людей от чужих. Яркий пример того, как за идеальной маской скрывается очень ранимая и нежная девочка, которая видит сны с той самой Хепберн и пишет дневник, и с пятого класса хранит его под кроватью.

Фильм, родом из 90х - "Когда Гарии встретил Салли" - о дружбе, телефонных разговорах и родственных душах - и чудесная Мег Райан в роли легкой и юморной Салли .

Фильм и сам по себе чудо, в нем одна из моих любимых цитат:

“I love that you get cold when it"s 71 degrees out. I love that it takes you an hour and a half to order a sandwich. I love that you get a little crinkle above your nose when you"re looking at me like I"m nuts. I love that after I spend the day with you, I can still smell your perfume on my clothes. And I love that you are the last person I want to talk to before I go to sleep at night. And it"s not because I"m lonely, and it"s not because it"s New Year"s Eve. I came here tonight because when you realize you want to spend the rest of your life with somebody, you want the rest of your life to start as soon as possible.”

А что стоит сцена с имитацией оргазма! Ничего не буду говорить даже, просто посмотрите видео:

Одна из самых сильных героинь советского кинематографа - Зося из "Школьного вальса". Не сильно известный фильмец, но девушка - Катя Тихомирова из школьных стен. Фильм про невозможность простить, даже если очень хочется. Но больше всего меня поражает то, сколько она молчит. Она весь фильм молчит и смотрит на всех серьезными карими глазами.

А вот Вика Люберецкая из "Завтра была война" Бориса Васильева - идеал Женщины. Пусть никогда и не выросшей, но так точно и четко понимающей, что такое искусство, любовь, счастье.

Еще очень люблю Катю Татаринову из "Двух Капитанов" Вениамина Каверина - очень целостный, гармоничный и женственный образ девушки, которая одновременно безумно любит своего одного единственного Саню Григорьева, и в то же время существует как независимая и полноценная личность.

Её монолог из блокадного Ленинграда я с седьмого класса знаю наизусть и считаю олицетворением веры в мужчину и любви к нему. "Да спасет тебя любовь моя".


http://youtu.be/mr9GpVv8qcM

"Это сердце стучало и молилось зимней ночью, в голодном городе, в холодном доме, в маленькой кухне, чуть освещенной желтым огоньком коптилки, которая слабо вспыхивала, борясь с тенями, выступавшими из углов. Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя. И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце - это буду я, и я спасу тебя".

Ну и, говоря о любви и борьбе за нее, нельзя не упомянуть Булгаквскую Маргариту . Но тут даже говорить ничего не буду, все знают историю о том, как она ходила с цветами желтого тревожного цвета, а потом кричала "Невидима и свободна" и стояла на балу у Сатаны. А все ради чего? Ради Мастера, конечно!

[Так интересно, что про себя могу сказать - я ни разу не Маргарита при всей своей взбалмошности. С Мастерами надо быть всегда в тени. Если один из пары летает, то второй должен крепко стоять на ногах. Так вот, я - тот, кто летает].

Отдельная категория интересных и сильных с точки зрения художественности, но не силы духа - оригинальные и неземные девушки-художницы-творческие личности.
Это и Элли из "Ноутбука" (та, которая чайка) с рыжими волосами, узкой спиной и заливистым смехом.

И Пейдж из "Клятвы". Фильм стоит смотреть ради одной последней строчки в конце.

И Кэнди из одноименного фильма с Хитем Леджером. Некий Реквием по мечте, но намного более эстетичный.

Со стеной, на которой написана сказка: " Жили были Ден и Кэнди. И все у них было отлично в тот день . И время шло. Он делал для нее все. Он звезды мог с небес достать. Все делал, чтобы ее завоевать. И птицы порхали над ее головой... все было отлично... все было золотым. Однажды ночью ее постель стала гореть огнем. Он был красивым, но он был преступником. Мы жили среди солнца, света, и всего сладкого. Это было начало нелепого удовольствия. Безрассудный Денни. Потом Кэнди исчезла. Последние лучи солнца бешено бегали по земле. На этот раз хочу попробовать, как это делал ты . Ты очень быстро ворвался в мою жизнь и мне это понравилось. Мы радовались этому грязному удовольствию. И было очень тяжело сдаться. Потом земля вдруг наклонилась. Это бизнес . Для этого мы живем. Когда ты рядом, я вижу смысл смерти . Возможно больше мы не заснем вместе . Мое чудовище в бассейне. Собака привыкла лаять без причины . Я всегда старалась смотреть далеко вперед. Иногда я ненавижу тебя. Пятница. Я не хотела обидеть. Моя

Женские образы в литературе XIX в.

Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития.

На мой взгляд, русская классическая литература настолько богата и разнообразна, что может нам поведать о любой проблеме, актуальной и поныне.

Как много существует в русской литературе произведений, рассказывающих о женской судьбе. Это и «Светлана» В.А. Жуковского,
«Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих произведений жили примерно в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, племянница
Стародума из комедии «Недоросль», Софья Фамусова из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не полный перечень героинь, с которыми связаны лучшие страницы русской классической литературы.
Изучая эти произведения на уроках литературы, я стала все чаще и чаще задумываться над женской долей этих девушек. Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного, но со временем я стала понимать, что ничего загадочного здесь нет, они обычные, светские дамы, со своими проблемами и недостатками. Но так просто ничего не бывает, и какими простыми они ни были бы, в каждой из них есть свои особенности, качества, за которые следует их ценить и уважать. И вот поэтому меня заинтересовала тема женской судьбы, поставленная в произведениях поэтов и писателей XVIII в. – начала XIX в.
Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины.
Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера.

Самыми известными, на мой взгляд, являются Софья Фамусова из пьесы
А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».

Чтобы лучше понять их, осознать глубину их характеров, я и взялась за исследовательскую работу. Ведь эти героини чем – то похожи на нас, сегодняшних. Мы также стремимся найти ответ на вечный вопрос: «Что такое любовь?» Мы тоже хотим понять это чувство, хотим любить и быть любимыми, но при этом делать свой выбор осознанно, не теряя собственного достоинства.

Я считаю, что между Софьей Фамусовой и Татьяной Лариной есть много общего. Они жили примерно в одну эпоху, когда женщинам полагалось сидеть дома, воспитывая детей, и только благодаря тому, что они дворянки, родители позаботились об образовании для своих дочерей, но и это могло быть только в лучшем случае.

Одна воспитана в деревне и потом приезжает в Москву. Другая живет в
Москве, но затем, по всей вероятности, окажется на какое – то время в деревне. И книжки они, вполне возможно, читали одни и те же. Для отца
Софьи в книгах – все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской
Татьяне – Ричардсон, Руссо, де Сталь.
Софья выросла в доме своего отца - Павла Афанасьевича Фамусова, в младенчестве потеряла мать. Воспитывала её мадам Розье, которая была её гувернанткой. Софья получила хорошее образование

«Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему…», - говорил Фамусов.
В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже её отец.
Важную роль в ней играет та непосредственность, неиспорченность её натуры, которая позволила Гончарову сблизить грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: «…она в любви своей точно так же готова выдать себя, как и Татьяна: обе как в лунатизме бродят в увлечении с детской простотой».
Но есть и существенная разница. Татьяна не только сама идеальный характер русской женщины, какой представлял его себе автор романа
«Евгений Онегин». Она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств.
Избранник Софьи, к сожалению, иной. Поэтому и мы по – иному должны оценивать ее поведение, ее смелость, так пугающую этого избранника.
Сопоставляя Татьяну и Софью, Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны тоже был случайным…».
Но он же отмечал далее, что «не безнравственность» (но и не «бог», конечно) «свели» ее с Молчалиным. А просто «влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права». Так считает Гончаров.

Ее характер сразу нам не понять. В её поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями.

Несмотря на то, что воспитана она «дураком отцом и какою – нибудь мадамою», её идеал противоречит правилам фамусовского общества. Хоть он и возник под влиянием «французских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготовленной участью. Софья готова защитить свою любовь – правда, методами воспитавшего её общества: обманом и сплетнями.
Это проявляется, в отношении Чацкого. Она пускает слух, будто Чацкий сошел с ума, пытаясь этим отомстить ему.

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить.
Софья не скрывает своей отчужденности, а затем и враждебности к нему, хотя она и понимает, что притворство с этим зорким наблюдателем ее поведения «облегчило» бы ей жизнь. Она даже, не притворствуя, открывает ему свою симпатию к Молчалину, признается доверчиво и прямо:

Я не старалась, бог нас свел.

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких;

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.
Софья живет только любовью, невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает её влечение к нему. Чувство её серьезно, оно дает ей смелость не бояться мнений света и идти против всех норм и традиций своей среды.

Что мне молва? Кто хочет, так и судит…

Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят.
Свой выбор она делает самостоятельно и не стыдится, почти не скрывает его.

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

В.Г Белинский в отношении Софьи замечает: «В ней есть какая – то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его, словом не по расчету, а, напротив, уж слишком не по расчету…». И в самом деле, несколько подозрительно, что девушка дворянского происхождения обращает свое внимание не на друга детства, которого должна она знать лучше, а на слугу, главные таланты которого – хитрость и умение приспосабливаться.
Но, узнав, как с ней поступил Молчалин, Софья с презрением его отвергает, велит завтра же оставить дом, грозя в противном случае, всё открыть отцу.

Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Ценя в человеке ум, самоотверженность, уважение к людям, Софья вызывает жалость к себе, потому что она жестоко ошиблась в Молчалине.
И эта ошибка наносит ей жестокий удар.

Как заметил К.А. Полевой: «Софья необходимое лицо пьесы, где видите вы современное общество". Она является как бы начальным этапом будущих коварных, злоречивых, бесчувственных Хлестовых, Хрюминых, Тугоуховских, которые в свое время, конечно, были Софьями, но, лишенные воспитания нравственного и умственного, сделались сплетницами и губительницами молодых своих дочек, внучек и племянниц. « Ум и душа, всегда праздные и погруженные в мелкие пересуды и чванство жизни, означаемой только обедами и балами, непременно должны принести те плоды, которые собрал
Фамусов в конце комедии», - к такому заключению пришел К.А. Полевой в своей статье, посвященной Софье.
Но Софья не такая как они, она гораздо умнее своих сверстниц, тоньше их чувствует. Она слишком полна чувствительности. В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстной и женской мягкости…«она прячет в тени что – то свое, горячее, нежное, даже мечтательное», - говорил А.И. Гончаров. Софья не любит пустое умничанье, острословие и злоязычие, которыми отличались люди XIX в.
Поэтому она и не может понять Чацкого: его беспощадные остроты она тоже относит к злоязычию.
Мне искренно жаль Софью: она со своим живым умом, самоотверженностью стала жертвой общества, в котором господствуют лицемерие и корысть, а настоящие чувства обесцениваются. Её урок – это и мне урок в жизни. Она поддалась влиянию людей, её окружающих; проявила слабость, а значит, нужно держаться своих жизненных принципов, и доверять только близким и верным людям, которые могут и в самом деле дать дельный совет.
Как заметил в свое время И.А. Гончаров: «Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга…»
И нам не известно, как сложится дальнейшая судьба Софьи, но хочется верить, что она сумеет сохранить в себе то лучшее, что было дано ей природой.
Татьяна Ларина – это еще одна героиня, судьба которой сложилась не так, как хотелось бы ей самой. Её любовь носила, скорее всего, трагичный характер. Хотя, я не думаю, что Татьяна разочаровалась в жизни. Может быть, это было всего лишь испытание, которое она с достоинством вынесла.
Татьяна – очень редкое имя для XIX в. и может быть, называя так свою героиню, А.С. Пушкин уже подчеркивал необычность, особенность, исключительность её натуры. Употребляя частицы НЕ и НИ в описании
Татьяны, он рассказывает не столько о том, какой она была, а скорее о том, какой Татьяна не была: обычной.

« Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

…Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять ее духовных запросов. Ее вкусы и интересы не совсем понятны нам:

…страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…

…Она любила на балконе

Предупреждать зари восход…

…Ей рано нравились романы…
Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору.

«Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо»
Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. То же мы наблюдаем и у Софьи.
В.Г. Белинский, объясняя характер Татьяны, говорил: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душу; ум её спал… Девические дни её ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум ничем не занят…».
Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно. Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность.

Под влиянием прочитанных книг Татьяна создает свой романтический мир, в центре которого – волею судеб – оказался Онегин, необычность и глубину личности которого Татьяна сразу почувствовала. Должна заметить, что Онегина и Татьяну объединяет многое: умственная и нравственная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойственно, то к
Татьяне – с открытой симпатией. С «милой Татьяной» связаны представления поэта о русском национальном характере. Пушкин наделил свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
«воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».
Не зря автор замечает:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…
Она думает и чувствует как истинно русский человек. Она умеет ценить естественную природную красоту. Недаром, когда Таня узнала, что отправляют её в Москву, с первыми лучами солнца она встала и поспешила в поля:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;
Природа оказывает на нее большое влияние. Благодаре ей Татьяна не сломилась, выдержала боль, нанесенную ей Онегиным.
А.С. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в провинциальной усадьбе, с бытом, поверьями, фольклором народа.

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;»

Об этом также свидетельствует и сон Татьяны, он говорит о ее естественности, честности, искренности, настолько близко ей народное, фольклорное восприятие мира.

А вспомним Софью: ведь она тоже говорит о сне. И здесь впервые самой
Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал
Гончаров. Сон Софьи важен для постижения ее характера, как важен сон
Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя
Татьяне её сон снится на самом деле, а Софья сон сочиняет, чтобы обмануть отца.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок…Знаете, кто в бедности рожден…

Татьяне в ее сне привиделся Онегин. «Она узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!
Как заметил В.Г. Белинский в своей статье: Татьяна – «это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине…
… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайной: его аристократизм, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром… не могли не действовать на фантазию Татьяны». С пониманием Пушкин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны:

Давно её воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала…кого – нибудь,

И дождалась … Открылись очи;

Она сказала: это он!

Интерес вызывает сочетание кого – нибудь. Разве можно ждать просто кого – нибудь? А Татьяна ждала, и, наверное, потому она полюбила человека, не зная его. Она знала лишь, что Евгений не такой, как все вокруг, - этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить. Она очень мало знала жизнь, людей и даже себя. « Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое – нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни
Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать», - говорил В.Г. Белинский
Но её любовь – настоящее, большое чувство, как бы ни было оно заимствовано из книг. Она любила всем сердцем, всей душой отдавалась этому чувству. С какой искренностью писала она письмо Онегину, и это притом, что она первая заявила о своей любви, первая пошла на рискованный шаг, абсолютно не принятый в обществе.
Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все – подлинно. Оно написано русской девушкой, неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой.
Такой поступок вызывает только уважение. Ведь даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь.
Но проходит время, Татьяну выдают замуж, хотя в ее сердце по – прежнему живет первая любовь. Но она остается верна своему долгу. При встрече она говорит Онегину:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».
И сейчас, в наше время, каждый молодой человек ищет свой идеал женщины. И я думаю, что у многих этот идеал ассоциируется с Татьяной
Лариной, потому что в ней сочетаются те качества, которые делают женщину прекрасной. Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А. С. Пушкина.

Подводя итог сказанному мной, я возвращаюсь к сравнению Татьяны
Лариной и Софьи Фамусовой.

Для читателей Татьяна стала идеалом для подражания. Убедительным, психологически правдивым образом русской девушки, молчаливой и грустной, робкой и в то же время решительной, искренней в своем чувстве.
А Софья - примером юной девушки, в которой борются наивность и лицемерие, жажда любви и препятствия, создаваемые обществом и воспитанием.
Героиня пушкинского романа проходит значительную и очень важную часть своего жизненного пути и предстает перед нами как сложившийся, законченный автором характер. Героиня грибоедовской пьесы по сути получает лишь первый жестокий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают на ее долю. Поэтому Софья – характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем.

В процессе изучения этой темы, я поняла на сколько сложно было женщинам делать свой выбор, особых прав они не имели, поэтому с их мнением никто не считался. И насколько мы, оказывается, счастливее их.
Ведь нам, живущим в XXI в., открыты все пути и дороги. Но как важно не ошибиться в выборе и сохранить себя. В этом, несомненно, нам помогают и
Софья Фамусова и Татьяна Ларина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.