Социальные слои общества. Представители социальных слоев. Состав категорий населения в киевской руси

Говоря о теме правового положения отдельных социальных групп населения в Древней Руси, необходимо выделить основополагающие положения, которые обусловили важность и актуальность проводимого исследования. Демократизация нашего общества, обращение к общегуманистическим ценностям связаны с изучением истории. Необходимо знать истоки идей, борьбы мнений, иметь возможность точно и беспристрастно анализировать прошлое, чтобы выявить перспективные исторические тенденции и логику развития, определить пути дальнейшего совершенствования экономической и социально-политической структуры общества.

В настоящее время возникают острые дискуссии по поводу различных институтов истории социального уклада: соотношение между коллективным характером русского земледелия (общины) и индивидуальным крестьянским хозяйством (семейным хозяйством); формы собственности и способ организации трудового коллектива; детерминанты развития производительных сил в сельскохозяйственном производстве; кооперация и интеграция в АПК; взаимосвязь между собственностью и политической властью и т.д. Практические выводы могут способствовать достижению наивысших результатов в общественно-экономическом производстве и эффективному функционированию экономики.

Основой экономики Руси издревле было сельское хозяйство. Многие современные явления и действия совершаются на основе исторического прошлого. Поэтому, чтобы понять настоящее, надо знать историю.

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

Задачи курсовой работы:

–рассмотреть общественный строй Древнерусского государства,

–перечислить виды социальных групп и их правовое положение,

–проанализировать политическое, культурное и экономическое расслоение в Древнерусском государстве.

Объект исследования: социально-экономическая и социально-правовая дифференциация населения в Древней Руси.

Предмет исследования: правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

В курсовой работе использованы принципы и методы:

Принцип научности проявляется в том, что в курсовой работе используются источники, подлинность и точность которых на данное время не вызывает сомнения;

Принцип объективности заключается в том, что в курсовой работе были использованы печатные материалы, отражающие различные версии и взгляды на процесс становления древнерусского феодального права;

Метод историзма отразился в том, что древнерусское феодальное право мы рассматривали как в динамике собственного развития (процесс кодификации), так и в контексте развития древнерусского государства в целом;

Формально-юридический метод заключается в формально-юридическом анализе событий и фактов, имеющих правовое значение;

Библиографический метод основан на том, что для написания курсовой работы была изучена и проанализирована научная и учебная литература, посвященная истории древнерусского государства и права IX - XVI веков.

При написании курсовой работы были использованы в качестве источников тексты договоров Руси с Византией и Русская Правда, а также учебная литература, монографии и статьи из специализированной периодики.

1. Социальная структура и правовое положение феодального населения Древней Руси

1.1. Социальная структура населения Древней Руси

Для характеристики социально-политического строя Древней Руси, который схематично представлен на рисунке 1, можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда».

Рисунок 1. Социальная структура населения Древней Руси

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).

«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.

Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но народные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

1.2. Особенности правового положения феодалов

В процессе развития феодальных отношении повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земля, феодалов. Прямые захваты общинных земель способствовали росту феодального землевладения и ускоряли формирование класса феодалов.

Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. Они являлись крупнейшими землевладельцами Руси. В "Русской Правде" нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. И в этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была финансово-административная реформа княгини Ольги. Отменив полюдье и заменив его определенными ставками дани и другими повинностями, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления собственности князя на землю являлось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов и обезземеленное крестьянство: закупов, изгоев и т. д.

По указанным выше основаниям (доход, власть, образование, престиж) можно выделить произвольное количество слоев. Количество выделяемых слоев определяется, прежде всего, задачами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархии общества достаточно выделить три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками.

К высшему слою (примерно 10% от общего социального состава общества) относят лиц, занимающих наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это – влиятельные политики, банкиры, менеджеры ведущих компаний, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший слой играет большую роль в выработке основных направлений развития общества, определения социальных приоритетов, в развитии ценностей и норм, однако гарантом стабильности общества выступает другой слой – средний.

К среднему слою (примерно 60-80% от общего социального состава общества) относятся средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, врачи, юристы, рабочие высокой квалификации, низший управленческий персонал, фермеры и некоторые друге категории. Для него характерны экономическая независимость, средний для данного общества уровень дохода и высокий уровень образования. Политические идеалы и ценности представителей среднего слоя определяются, как правило, демократическими принципами и ориентацией на престиж трудовой деятельности, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. Стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне выгодны среднему слою, поскольку позволяют реализовать жизненные планы, поэтому они отстаивают эти социальные приоритеты. По своему статусному положению средний слой как бы сглаживает противоречия крайних (высшего и низшего) слоев, смягчает социальную ситуацию.

К низшему слою относятся лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (безработные, бродяги и др.).

П. Сорокин считал признаком бедности тот факт, что практически весь свой доход бедный человек (семья) тратит на питание. Богатые же тратят на питание всего 5-7% своего дохода. Поэтому принято выделять абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность – это такое состояние, когда индивид не способен на свой доход удовлетворить даже базисные потребности. Относительная бедность – показатель того, насколько один индивид беднее другого, невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

Представления о масштабах бедности различаются и в зависимости от уровня благосостояния общества. Свидетельством этого является содержание «потребительской корзины» - условный набор продуктов питания, который соответствует минимальной зарплате. Например, в России она включает 11 наименований продуктов питания: мука, соль, сахар, хлеб, молоко, макаронные изделия, мясо (рыба), яйца, масло, овощи, чай. Для сравнения: в Швеции этот список содержит 113 позиций и дополнен такими «ненужными» для нас продуктами, как клубника, шампиньоны, шоколад, десертное вино, какао, малина и еще 107 наименований.

Однако бедность- это не только низкий доход, но особый образ и стиль жизни, нормы поведения и психология, передающиеся из поколения в поколение. Бедность порождает бедность. Чем больше численность этого слоя, тем менее стабильна ситуация в обществе. Увеличение низшего социального слоя оборачивается для общества снижением уровня культуры, утратой стандартов профессиональной деятельности, а в итоге- деградацией.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации , который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе.

В стабильном, экономически развитом обществе профиль стратификации имеет форму ромба и следующие пропорции: большую часть составляет средний слой (до 80%), а высший и низший уравновешивают друг друга по численности (5-10%). В кризисном, нестабильном обществе профиль стратификации имеет форму пирамиды, самой тяжелой, массовой частью которой является низший слой. Чем он многочисленнее, тем сложнее социально-экономическая ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. В России бедных было 70%, средний класс составлял 25%, богатые – 5%.

Социальная мобильность.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого- либо движения. Социальная структура характеризуется подвижностью, изменчивостью, мобильностью.

Социальная мобильность – совокупность перемещений индивидов в социальном пространстве, сопровождающихся изменениями их статусов.

В создание концепции «социальной мобильности» большой вклад внес русско-американский социолог П. Сорокин. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность», под которым подразумевал любое перемещение индивидов или групп в обществе между различными статусными позициями и в системе социальной стратификации.

По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность всегда связана с повышением или понижением социального статуса. При этом, переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью (повышение в должности), а на более низкую – нисходящей (разжалование в должности). Замечено, что восходящая мобильность совершается индивидами добровольно и с большим удовольствием, в то время как нисходящая мобильность носит вынужденный характер.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, т.е. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православия в протестантизм, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную), смена одного гражданства на другое. Подобные движения, как правило, ничего не меняют в статусной позиции индивида.

Можно различать также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая демонстрирует изменение статусов детей по сравнению с родителями. Например, дети могут достигать под влиянием различных социальных факторов более высокой социальной позиции либо, наоборот, опуститься на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Такая мобильность называется социальной карьерой.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение в физическом пространстве из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, международный туризм, переезд из города в деревню, перевод из одного учебного заведения в другое). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Как показал П. Сорокин, вертикальная социальная мобильность существует практически во всех типах обществ. Однако переход из одного социального слоя в другой всегда требует определенных усилий. Параметры вертикальной социальной мобильности зависят от конкретно-исторической ситуации в обществе, т.е. изменяются в пространстве и времени. Для количественной оценки социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. П. Сорокин определял скорость социальной мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Современное общество отличатся высокими показателями социальной мобильности, что связано с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов. Возможности социальной мобильности зависят как от общества и его социальной организации, так и от индивида. Способы преодоления барьеров в процессе социализации называются каналами социальной мобильности . Основные из них: образование, повышение квалификации, политическая карьера, изменение социального окружения, брак и др.

Используя подходящие для конкретного общества каналы, индивид имеет возможность повысить свой социальный статус. В истории никогда не было абсолютно закрытых обществ, как и таких, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, и переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то общество не смогло бы сформировать устойчивых страт.

Таким образом, внутри страт существует своеобразное «сито», просеивающее индивидов, позволяющее возвышаться одним и оставляющее в нижних слоях других. Эту роль выполняют социальные институты, применяя свои механизмы отбора. Не всякого «пассажира» такой «лифт» готов доставить по адресу. Однако подняться в более высокий социальный слой бывает легче, чем закрепиться в нем. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, к которой он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал – это индивид, утративший свой привычный социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Маргинальность – неизбежный спутник социальной мобильности. Каждый человек хотя бы раз в жизни становился маргиналом, а многие попадают в это состояние довольно часто. При массовой миграции образуются маргинальные группы (безработные, бомжи, нищие, беженцы). Маргинальные группы создают собственную субкультуру и начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для общества, если растут количественно, поскольку нередко настроены враждебно по отношению к основным ценностям данного общества.

В настоящее время во всем мире и в России, в частности, значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция- процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяется три основных фактора, способствующих этому процессу: выталкивание, притяжение, каналы миграции:

· выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах (войны и межнациональные конфликты, экономические кризисы и т.д.);

· притяжение – это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах;

· каналы миграции – транспортные возможности, информационная осведомленность, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.

Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную (в определенное время года), маятниковую (регулярные поездки, например, из родного места за его пределы на заработки). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (в пределах одной страны). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи, «старение населения», падение рождаемости и т.п.), нехватке или избытку рабочей силы и многим другим последствиям. Поэтому миграция должна регулироваться государством.

Контрольные вопросы:

1.Что такое неравенство и каковы причины его возникновения?

2. В чем заключается социальное значение неравенства?

3. Каковы негативные последствия неравенства?

4. Как связаны неравенство и стратификация?

5. Какие основания социальной стратификации вы знаете?

6. Какие вы знаете критерии стратификации?

7. Дайте характеристику основных социальных слоев.

8. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?

9. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности вы знаете?

10. Что такое «маргинальная личность»?

11. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?

12. Каковы социальные последствия миграции?

Литература:

45. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология. М., 1972.

46. Вебер М. Основные понятия стратификации// СОЦИС, 1994, № 5.

47. Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

48. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// СОЦИС, 1992, №9.

49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

50. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

52. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

53. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

54. Радаев В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

55. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

56. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

57. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

58. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

59. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное неравенство

b. социальная стратификация

c. социальная структура

f. сословие

g. профиль стратификации

h. критерии стратификации

i. социальная мобильность

j. вертикальная мобильность

k. горизонтальная мобильность

l. маргинальность

m. миграция

n. каналы социальной мобильности

o. групповая мобильность

p. индивидуальная мобильность

В Древнерусском государстве главным занятием было сельское хозяйство, а главным богатством - земля. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Земледельцы-общинники платили дань государству за пользование землей.

Стали появляться феодальные отношения. Первые феодалы – КНЯЗЬЯ. Они присваивали себе «общинные» земли или объявляли своей собственностью свободные земли, строили в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки, заводили конюшни, рыбные ловли. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей – управителей. Князья начали жаловать земельные владения дружинникам, церкви. Появляются первыевотчины – наследственные земельные держания. Собственником был князь. Мог жаловать вотчину за службу и мог отобрать ее.

Все люди в Древнерусском государстве составляли единое общество, но оно не было однородным. В зависимости от занятий, древнерусское общество делилось на две большие категории: свободные и зависимые. Свободные - это князь, дружинники, купцы, служители церкви, крестьяне-общинники. Но появилось и зависимое население: смерды – сельские жители, которые несли повинности князю, закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, проценты отрабатывали поле помещика, рядовичи, холопы – бесправные рабы.

Т.о. время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Руси. Он уделял много внимания внутренним и внешним делам в государстве, шло время медленное формирование феодальной собственности.

Приложение 2.

"Звездный час". Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра в 6-м классе посвященная 23 февраля и 8 Марта.

Цели урока:

определение уровня знаний, умений и навыков;

комплексного их применения, расширение кругозора учащихся;

развитие логического мышления, воспитывать точность, быстроту реакции.

Тип урока : проверка знаний, умений, навыков.

Структура урока:

Вводное слово учителя (7 минут).

Игра (40 минут).

Подведение итогов урока (13 минут).

“Сегодня необычное мероприятие, сегодня у вас “Звёздный час” - игра, где каждый может проявить себя. Прослушайте правила игры”. (Поздравления для мужской и женской половин с праздниками)

Участвуют 8 человек- 4 мальчика и 4 девочки. Остальные - участники игры.

Игра проводится в четыре тура:

I тур - “Дай правильный ответ” 8 чел.

II тур - “Слова” 6 чел.

III тур - “Логические цепочки” 4 чел.

IV тур – Финал 2 чел.

I тур – тема “Полководцы”

1. М. Кутузов. 2. М. Платонов. 3. А. Суворов. 4. А. Невский. 5. Г. Жуков. 6. Д. Донской.

Вопросы:

1. Князь, разбивший немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чукотского озера? (4 - А. Невский)

2. Какой полководец командовал русской армией во времена войны с французами в 1812 г.? (1 - М. Кутузов)

3. Чьи слова: “Тяжело в ученье - легко в бою” (3 - А. Суворов)

4. Внук князя И. Калиты, отказавшийся платить дань Золотой Орде. (6 - Д. Донской)

Тема “Военная техника”

1. Пушка. 2. Граната. 3. Мина. 4. Пулемёт 5. Танк. 6. Автомат.

Боевое средство для устройства взрыва. (3 - мина)

Боевая гусеничная бронированная машина. (5 - танк)

Лимонка. (2 - граната)

Артиллерийское оружие, названное женским именем. (1 пушка)

Тема “Цветы”

1. Василёк. 2. Гвоздики. 3. Подснежники. 4. Ландыши. 5. Роза. 6. Одуванчик.

Вопросы-загадки:

1. Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (4 - ландыши)

2. Из-под снега вышел друг

И весной запахло вдруг. (3 - подснежник)

3. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок пошуршал

И развеял этот шар. (6 - одуванчик)

4. Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гроздями,

Полюбуйся дикими

Алыми... (2 - гвоздиками)

5. Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (1 - василек)

6. Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится?

Какой цветочек? (5 - роза)

(Из игры выбывают те, у кого меньше других звёзд)

>>История 7 класс >>Основные слои населения

Население Киевской Руси подразделялось на отдельные слои. Социальную верхушку составляли князья во главе с Великим князем киевским. Далее следовали бояре - потомки племенных вождей и верхушки княжеских дружинников. Все они были профессиональными воинами, поэтому доблесть и честь ценились среди них превыше всего.

Наряду с крупными и мелкими боярами значительное влияние в Киевской Руси имело высшее духовенство: киевский митронолйт, епископы (управители церковных округов), настоятели больших монастырей.
Городское население составляли купцы, ремесленники, челядь (прислуга при княжеских и боярских домах).
Основной массой населения Киевской Руси были крестьяне. Свободные крестьяне назывались смердами. Они платили феодалу дань. Феодально-зависимыми в Киевской Руси были рядовичи, работавшие по договору (ряд - устар. договор), и закупы, трудившиеся за денежную ссуду (купу). Как правило, это были люди, оказавшиеся в долгу и обязанные отработать заём в хозяйстве кредитора. Рабов в Киевской Руси называли холопами или челядью. Рабами преимущественно становились военнопленные, их дети также оставались рабами. Холопы не имели своего хозяйства и находились в полной зависимости от хозяина. Челядь служила на хозяйском дворе - были слугами, конюхами, поварами и т. п.

Представители разных слоев населения Киевской Руси. Реконструкция П. Толочко

По каким признакам мы можем определить принадлежность человека к определённому сословию? Ответ аргументируйте, ссылаясь на рисунок.

Патриарх - глава православной церкви.
Епископ, митрополит - высшие духовные чины в православной церкви.


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Социальная структура Древней Руси February 19th, 2015

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX , X вв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к I Xв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой. Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья . Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре . Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр . Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя. С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина . К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XII I в для младших дружинников используется название слуги . С XVв младших дружинников называют дворяне . К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.


К следующему сословию относятся смерды и закупы . Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь . К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.