Картотека игр и упражнений на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. Психологическая разгрузка для педагогов

«Психологическая разгрузка для педагогов»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

    Сформировать доверительные отношения в группе;

    Объединение, сплочение коллектива;

    Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми. Продолжительность встречи 2 часа.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

    Воспитатели лучше узнают друг друга.

    Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

    Увеличится работоспособность группы.

    У педагогов сформируется умение работать в команде.

    Улучшится психологический климат в коллективе.

    Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы- заготовки «Мой герб» на каждого участника, флипчарт, малярный скотч; маркеры; листы бумаги, карточки или список с названиями животных.

Вступление.

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость

Притча о коллективности (и в шутку и всерьез)

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Опять те же действия с вашей стороны.

Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Практическая часть:

1. Психолог:

Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с релаксационного упражнения «Посещение зоопарка»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями . Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду ( коротко и сильно щипать ноги и руки ).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.


После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

3. Психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте узнаем и выполним упражнение «Узнай рисунок»

Цели:

    помочь участникам глубже узнать друг друга;

    создать мотивацию к совместной работе.

Материалы: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;

Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

    Каков этот человек?

    Кто это может быть?

    Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия.

Литература

  1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

    Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

    Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. - 224 с: ил.

    Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. - СПб.: Речь, 2008. - 416 с.

    18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. - (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

    http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9420

Страничка психолога

Вы любите жизнь? Вы хотите быть здоровым? Здоровым физически и психологически? Уделяйте себе несколько минут в день на психологическую разгрузку и Вы по-новому ощутите вкус к жизни…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Мы будем играть сейчас, чтобы потом побеждать в жизни! Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

В литературе и по телевидению много пишут и говорят о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к работе и т.д. Физиологические признаки стресса: бессоница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Все это приводит к потере уверенности в себе, возникновению различных психосоматических расстройств и даже заболеваний и к лекарственной зависимости.

Многие начинают ненавидеть работу, дом и все, что их окружает. Что делать? Выход следующий – меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления и заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит восточная древняя мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к самому себе, своим близким, к дому и работе, которую вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил и спасет от утомления».

При напряжении быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру. Очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. Необходимо заниматься психической и физической релаксацией. Попробуйте следующие простые способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, на облака. Для гармоничной жизни человеку необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, знакомьтесь с новыми интересными людьми, уделяйте внимание своим родным и близким. Все это поможет вам нейтрализовать стрессовые ситуации.

    Мини-лекция «Если не противостоять стрессу, к чему это ведет?»

Подвести педагогов к той мысли, что многие болезни начинаются из-за неумения снятия нервно-психического напряжения и неумения разрядить негативные эмоции. Познакомить педагогов с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения:

    релаксация – напряжение –релаксация – напряжение и т.д.

    спортивные занятия

    контрастный душ

    стирка белья

    мытье посуды

    пальчиковое рисование

    скомкать газету и выбросить ее

    Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

    Газету порвать на мелкие кусочки, еще мельче и выкинуть.

    Закрасить газетный разворот

    Громко спеть любимую песню

    Покричать то громко, то тихо

    Потанцевать под музыку, как спокойную, так и «буйную»

    Смотреть на горящую свечу

    Вдохнуть глубоко до 10 раз

А как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже сухое. Ведь большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах.

Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулки по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхательная гимнастика: три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Смех и плач – отличное средство защиты от психических перегрузок, которое нашему мозгу дала природа. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

    Упражнение «Пустой или полный»

Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что он наполовину пустой, а другие – что наполовину полный. Как бы вы ответили? И то, и другое – правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. За 5 секунд можно выяснить оптимист человек или пессимист. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Учитесь и делайте выводы.

    Упражнение «Стаканчик»

Ставлю на ладонь мягкий пластиковый стаканчик и говорю участникам группы следующее: «Представьте себе, что этот стаканчик – сосуд для ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание. В неожиданный момент я сминаю этот стаканчик. Далее ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им хотелось сделать и т.д.. Возможно проведение параллели переживания "здесь и сейчас" на ситуации общения: Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?

В заключение мне бы хотелось вам сказать: «То, что вы пережили сейчас, - это реальный стресс, это реальное напряжение. И то, как вы это пережили, это и есть ваша настоящая реакция на стресс, ваша реакция на проблемы, которые у вас возникают, в том числе и в общении с другими людьми».

4. Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

      Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите пять раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

      Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

      Слегка массируйте кончик мизинца.

      Поместите грецкий орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

5. Мини-лекция.

Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

Одной из форм эффективной помощи педагогу выступают психокоррекционные методы, способствующие развитию у него внутренних средств автокоррекции, саморазвития и самовосстановления.

Вашему вниманию предлагаются разработки психологических игр, игровых эпизодов и упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Главное, что потребуется, - это иметь желание укрепить свою психику и развить собственную личность.

Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические:

Игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы, расширяют профессиональное самосознание. Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно- психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня принимает душ, так и педагог, выполняя специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику.

6. Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо,шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере продвижения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все делаю хорошо!».

7. УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕСС»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в трудном «классе», разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнять сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что мы видим так часто: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. А наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное сними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

8. УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО».

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-нибудь предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествляете).

Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя; циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

9. УПРАЖНЕНИЕ «МАРИЯ ИВАНОВНА».

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 мин.

Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много того, чего не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

10. УПРАЖНЕНИЕ «ГОЛОВА».

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной части головы.

Предлагаю вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

11. УПРАЖНЕНИЕ «НАСТРОЕНИЕ».

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, агрессивного. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать ребенка вдруг заявила, что воспитывать должны педагоги, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, ЛЕВОЙ рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте: необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

12. УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ».

Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы» и т.п. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 20-25 минут, пока не почувствуете внутренне облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

13. УПРАЖНЕНИЕ «Я -- РЕБЕНОК».

Вспомните, в какую игру в детстве вы больше всего любили играть? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

14. УПРАЖНЕНИЕ «ОТКРЫТОСТЬ».

Одно из условий успеха в педагогической деятельности - умение педагога правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с детьми. Известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь – вы не были открыты к диалогу.

Попробуйте следующее упражнение. Перед вами собеседник (ребенок, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

15. УПРАЖНЕНИЕ «РЕЗЕРВУАР».

В беседе с ребенком, коллегой, родителем или дома в разговоре со своими домашними почувствуйте себя «пустой формой», резервуаром, в который ваш собеседник «вливает», « закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы - форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутренне пространство. Отбросьте все свои личные оценки, - как бы нет реальности, есть только пустая форма.

Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2-3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

16. УПРАЖНЕНИЕ 11. «ФАМИЛИЯ - ИМЯ».

Хочется открыть вам маленький психологический «секрет».

Педагог, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников по фамилии. Такое формальное обращение «сверху-вниз» подчеркивает деловой, административный стиль взаимодействия.

И, напротив, педагог, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее психологический контакт между ними.

И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!?». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое человеческое унижение он при этом испытывает?! Прогрессивный педагог никогда не позволит себе такого обращения с ребенком. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь!?».

Вы поняли разницу в этих двух фразах? Выводы делайте сами!

17. УПРАЖНЕНИЕ «МЫШЕЧНАЯ БРОНЯ».

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции у человека «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

ДЫХАНИЕ. Перед беседой глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их - с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу.

МАССИРОВАНИЕ. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-2 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на занятиях вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора вы становитесь собеседником.

18. Упражнение «Сбрось стресс, наполни жизнь счастьем!»

Кто правша, у тех негатив и все, связано с прошлым, находится с левой стороны тела, для левшей все наоборот. Для выполнения упражнения встаем, правши начинают энергично махать левой рукой, левши – правой. Движения руки, как будто отмахиваемся, и приговариваем: «Прочь неприятности, плохое настроение, болезни, напряжение и т.п.». Затем другой рукой машем, движение руки к себе и говорим: « Ко мне здоровье, радость, везение, удача, счастье, любовь и т.п.» И затем двумя руками энергично машем к себе, чтобы закрепить состояние «альфа». Ощущения обычно после этого упражнения – супер!

Подготовила

Психолог КГКП«Аксуский колледж чёрной металлургии» Гусева Ангелина Александровна

Игры психологической разгрузки

«Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны! А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку). Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку.

«Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки: "Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись (в медвежонка, зайку и др.) Заводная кукла сломалась. Дети застывают в определенной позе. Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову» потом правую руку, затем левую руку, затем - туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

«Бабушка»

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: Ох,ох! Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: Ах - ах -ах!

«В дерево превратись!»

Вокруг себя обернись, в дерево превратись! Представьте, что вы превратились в дуб. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва, едва раскачивает дубы. Они стонут низким голосом: ы -ы- ы. А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: ы –ы –ы –ы.

Изобразите щенка, который мокнет под дождем. Нам жалко щенка. А это провинившийся кот, которого наказала хозяйка. Покажите как они уныло бредут по улиц. какое грустное у них настроение. Вы улыбнулисьим, и ваши улыбки подняли им настроение. Покажите, какое у них стадо настроение.

Изобразите утят, шагающих на пруд. Утенок поранил ножку. Выразите эмоции сострадания и боли. Утята увидели огромного пса. Покажите, как они испугались. Изобразите,как мама-утка защищала утят, а потом - как учила их плавать.

Холодно. Покажите, как вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Покажите, как дети лепят снеговика: катают снежные комы, ставят их друг на друга, им тяжело. Вы играете в снежки. Вам случайно попали в лицо, изобрази огор­чение. Вы боитесь съезжать с горы - покажите как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно - мы не довольны вьюгой.

Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым”.

Пояснительная записка

Основная цель комплекса

Игра лечит от агрессивности.

- о казание помощи детям дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) в развитии и в адаптационных возможностях.

Задачи:

Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности;

Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Оптимизация мышечного тонуса

Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;

Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки;

Повышение функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов);

Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;

Формирование позитивных установок.

Ожидаемые результаты

При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.

Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.

У детей при прослушивании музыки происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих паттернов у детей и формированию позитивных установок.

С помощью упражнений произойдет специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей.

Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой, сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.

Агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, но и отстаивание.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Содержание:


Пояснительная записка ……………………………………………..……2-4

I младшая группа


«Муха» игры с руками………………………………………….…….….…..9

«Кулачек» игры с руками…………………………………………………..10

«Лебедь белая» игры с руками…………………………………….….…...11

«Указочка» игры с руками………………………………………………….12

«Веселый котенок» стимулирующее упражнение………………………..13

«Ветерок» дыхательная гимнастика………………………………….…...13

«Повтори ка!» упражнение драматизация ……………………….…… ….…..13

«Шишки» гимнастика для рук……………………………………..………13

«Чижик - пыжик» игры с руками……………………………………….....14

«Мальчик с пальчик» игры с руками……………………………………..15

«Грека и рак» игры с руками………………………………………………16

«Про бабку» игры с руками…………………………………………..........17

«Совушка сова» игры с руками………………………………………….....18

«Колпак» игры с руками…………………………………..……………….19

«Одуванчик» дыхательная гимнастика………………..………….….......19

II младшая группа


«Лентяи» стимулирующее упражнение………………………………..…21

«Спящий котёнок» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики………………………………………………………………..….21

«Холодно – жарко» ирга инсценирование……………………………...…21

«Солнышко и тучка» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики…………………………………...……………….22

«Веселые животные» игра драматизация…………...……………………...22

«Бабочка» дыхательная гимнастика……...……………………………….22

«Догони овощи» с тимулирующее упражнение…………………………..22

«Прикрой глазки» инсценирование……………………………………….22

Средняя группа


"Прикосновение» игра на тактильное восприятие …………...…………...24
«Повтори кА!» и гра–пантомима ………………………………...…….……24

«Драгоценность» игры для рук…………………………...………………...24

«Игра с песком» упражнение на тактильное восприятие………………...24

«Муравей» гимнастика с элементами дыхательных упражнений……….25

«Полные паруса» дыхательная гимнастика …………………....………….25

«Летит пчела» игра драматизация…………………………...……………..25

«Падают листочки» и гра драматизация с элементами дыхательной гимнастики……………………………………………………………………25

Старшая группа


«Молчу - шепчу – кричу» упражнение на внимание ……………………27
«Облака» упражнение релакс……………………………………………...27

«Водопад» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………………..28

«Улыбка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица…………………………………………………………………...28

«Солнечный зайчик» релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица…………………………………………………...28

«Пчелка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………..............29

«Бабочка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица с элементами дыхательной гимнастики…………………..…29

«Качели» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………………..29

Подготовительная

группа


«Скульптура» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………….……..31

«Шар» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………….……..31

«Тише» игра –драматизация………………………………………………32

«Пальчик - мальчик» игры с руками…………………………………...…32

«Белка» игры с руками…………………………………………………….32

«Орешек» и гры с руками…………………………………………………..33

«Мыльные пузыри» дыхательная гимнастика………………………...…33

Стимулирующее упражнение………………………………………………33

(1-3 лет)

«Муха»

(игры с руками)

Вот летела муха, (пальцами правой руки

машем в разные стороны)

На варенье села, (Левой рукой хлопнуть по

правой)

Вымазала брюхо- (Ладони трут друг о друга,

направляя в разные стороны)

изображая полет )

«Кулачок»

(игры с руками)

Как сожму я кулачок (сжимаем руки в кулаки)

Да поставлю на бочок (ставим кулачки боком на

коленках)

Разожму ладошку (разжимаем кулаки)

Положу на ножку (руки кладем на колени)

«Лебедь белая»

(игры с руками)

Лебедь белая плывет (рука изображает лебедь)

шею изгибает. (руки соединены между

А захочется в полет

Крылья расправляет (пальцы расправлены

в разные стороны,

изображая

изображая крылья)

«Указочка»

(игры с пальцами)

Ротик мой умеет кушать (указательным пальцем

показать на губы)

нос- дышать, а уши- слушать. (показываем на нос, уши…)

могут глазками –моргать (поморгать)

руки – все хватать, хватать (показываем руками

захватывающие

движения)

Игра «Веселый котенок»

(стимулирующее упражнение)

(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).

На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.

После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.

«Ветерок»

(дыхательная гимнастика)

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

«Повтори ка!»

(Упражнение драматизация)

Брови вверх-вниз.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

«Шишки»

(Гимнастика для рук)

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

«Чижик -пыжик»

(игры с руками)

-Чижик – пыжик где ты был? (грозим пальцем)

-Я на речке руки мыл (моим руки)

Ветер дунул, я упал расставляем пальцы и

обдуваем себя ветром

В луже руки замарал отряхиваем руки

друг о друга

«Мальчик с пальчик»

(игры с руками)

-мальчик с пальчик, где ты был? (перебираем

пальцы

-с этим братом в лес ходил… ребенка по

одному

-с этим братом щи варил… на каждую сторону

-с этим кашу ел слегка потирая

-с этим братцем песни пел… каждую фалангу)

«Грека и рак»

(игры с руками)

Ехал Грека через реку. (кисти сжаты в кулаки

обе руки рисуют в воздухе круги

Видит Грека: в реке – рак. руки вытянуты вперед

большой палец направляем вниз

Сунул Грука в реку руку. одну руку напрвляем вниз

Рак за руку Греку цап другой рукой –схватить

опущенную руку

«Про бабку»

(игры с руками)

Да жила у речки (разводим руками, как бы

поглаживая водную гладь)

Захотелось бабке (опять руки в боки)

Искупаться в речке (изображаем плавание)

И купила бабка (руки в боки)

Мыло и мочало (руки вперед – обтираем руки)

Эта сказка хороша, (правая рука вперед

Я начну сначала большой палец вверх)

«Жила – была бабка» (руки в боки)

«Совушка - сова»

(игры с руками)

Совушка – сова, большая голова (ребенок берется

за голову руками)

На суку сидит (присаживается на

корточки)

Во все стороны глядит (поворачивает голову)

(руками вправо и влево)

Да вдруг как полетит (взмахивает руками)

«Колпак»

(игры с руками)

Колпак под колпаком (ребенок вытягивает ладонь)

Под колпаком колпак (накрывая ее другой ладонью)

«ОДУВАНЧИК»

(дыхательное упражнение)

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)

(3-4 года)

Лентяи”

(стимулирующее упражнение)

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Холодно – жарко”

(ирга инсценирование)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Солнышко и тучка”

(стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

«Веселые животные»

(игра драмматизация)

Дети представляют возле себя названное педагогомживотное и эмоционально реагируют на него.

Упражнение «БАБОЧКА»

(дыхательная гимнастика)

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Догони овощи»

(стимулирующее упражнение)

Как-то вечером на грядке(Дети идут по кругу, взявшись за руки в центре круга – водящий с завязанными глазами.)Репа, свекла, редька, лук.

Поиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.Рассчитались чётко тут же:(Останавливаются, крутят водящего.)Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,(Разбегаются, приседают,водящий ищет.)Ну а ты иди искать.

Упражнение «Прикрой глазки»

(инсценирование)

Спросите ребенка: а ты пробовал щурить глаза перед сном? Что ты видел? Нарисуй. Попросите детей повторить данное упражнение.

(4-5 лет)

"Прикосновение"

(Игра на тактильное восприятие)
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Повтори кА!»

Игра–пантомима

Звучит музыка из серии «Звуки природы».– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:– распустились цветы

пчелы полетели собирать мед– подул ветерок – закачались деревья

солнышко улыбнулось из-за тучи– в траве прыгают кузнечики

паучок плетет паутинку– птицы перелетают с ветки на ветку

и поют песни

Драгоценность”

(Игры для рук)

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Игра с песком”

(упражнение на тактильное восприятие)

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Муравей”

(гимнастика с элементами дыхательных упражнений)

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Полные паруса»

(дыхательная гимнастика)

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Летит пчела»

(игра драматизация)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.Подлетает к ней комар – Что ты ищешь там?– Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом, Просто некогда скучать.

«Падают листочки»

( игра драматизация с элементами дыхательной гимнастики )

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Техника выполнения упражнения: воздух набирать через нос, плечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению.

(5-6 лет)

"Молчу - шепчу - кричу"
(упражнение на внимание)
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Облака”

(упражнение релакс)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие.все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Водопад”

с мышц туловища, рук, ног)

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове

. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Солнечный зайчик”

(релаксационные упражнения для снятиянапряжения с мышц лица)

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Бабочка”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Качели”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

(6-7 лет)

Игра «Скульптура»

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

"Шар"

(релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног)

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

«Тише»

(игра -драматизация)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, тоостанавливаются и знаком показывают друг другу:«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок» Верлина – выразительные движения,выпячивание, указательный палец к губам.

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

(игры с руками)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать

большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Белка»

(игры с руками)

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать

все пальчики,

начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Орешек”.

(игры с руками)

Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Мыльные пузыри”

(дыхательная гимнастика)

научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
Инструкция: Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

Стимулирующее упражнение

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз

Балалардың психологиялық

жеңілденуіне арналған ойындар

Игры для психологической разгрузки


.

Испорченный видеотелефон

Аналог испорченного телефона. Подготовка: Участники игры садятся спиной к сцене.

Игра: Первый и второй участники выходят на сцену и становятся в противоположных ее концах. Теперь первый с помощью жестов и мимики должен передать свое сообщение второму. Например, о том, что в воскресенье они приглашены на день рождения к знакомой девушке к двум часам дня и с утра надо купить цветы. Когда второй участник подтверждает, что он все понял, первый садится на место, и на сцену выходит следующий. И так до тех пор, пока последний участник не получит информацию. После этого он оглашает сообщение. Можно так же произвести опрос всех участников в обратном порядке. Победителей нет - главное настроение.

Пеленгатор

Инвенарь: Повязка. Подготовка: Все участники рассаживаются по кругу на максимальном расстоянии друг от друга. Один из них приглашается на сцену круга и становится водящим, которому предстоит стать "пеленгатором".

Игра: Задание заключается в следующем: Участники, сидящие по кругу, разбиваются на условные пары и вслух в течение минуты договариваются о выполнении какого - нибудь совместного действия.Поскольку все пары говорят одновременно, разобраться в содержании их разговоров довольно трудно. Шум, производимый ими, условно можно назвать "шумом в эфире". Вот тут-то и должен проявить свои способности водящий: во-первых, " запеленговать" партнеров каждой пары и, во-вторых, прослушать и понять содержание их разговора. Победитель: "Пеленгатор", лучше выполнивший задание.

Наводчики

Инвенарь: Пронумерованные карточки в количестве, соответствующем числу участников. Подготовка: Карточки с номерами раскладываются на столе цифрами вниз. Участники игры тянут жребий. Дается следующая инструкция по распределению ролей. Тот, кто вытащил карточку с №-1, становится водящим. Остальные участники (их должно быть 15-25 человек) распределяются на две группы. Четные номера играют роль " наводчиков", нечетные-"перехватчиков".

Игра: Водящий - выходит из помещения, остальные прячут какой - либо небольшой предмет, например записку. После этого приглашается водящий, и ему предлагают найти спрятанный предмет.

"Наводчики" должны бессловесно помогать водящему, но так, чтобы никто, кроме него самого, этого не заметил. "Перехватчики" недолжны, во-первых,сбивать входящего дезинформацией, а во-вторых, они должны обнаружить и устранить "наводчиков". Учитывая, что играющие не знают номеров друг друга, внимание их должно быть особенно тонким и искусным."Перехватчики", используя только им данною право, могут хлопком останавливать игру. Водящий в это время должен отвернуться и встать спиной ко всем, а "перехватчик" - встать и попросить у обнаруженного им участника его номер. Если предположение подтвердилось и обнаружен действительно "наводчик то он выбывает из игры. Если же оказалось, что "перехватчик" ошибся и обнаружил "своего", из игры выбывают оба обнаруживающих себя игрока из команды "перехватчиков". В первом случае обнаруживший себя "перехватчик" продолжает игру, но уже "легально".

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет спрятанный предмет или не будут обнаружены и выведены из игры "наводчики". Победитель: "Наводчики", если предмет найден, в противном случае "перехватчики"

Роддом

Играют два человека. Один - только что родившая жена, а другой - верный ее муж. Задача мужа - как можно подробнее распросить все о ребенке, а задача жены объяснить все это мужу знаками, т.к. толстые двойные стекла больничной палаты не пропускают звуки наружу. Увидите, какие жесты будет делать жена! Главное - неожиданные и разнообразные вопросы.

Кто быстрее?

Эту игру помню еще с детского садика, только использовались кегли. В круг ставятся пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно немного наполнить водой) в количестве N-1, где N - это количество участников. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из дальнейшей игры. Каждый раз количество уменьшается на одну.

Полез на елку за укропом, а его арбузами завалило...

Всем участникам выдаются чистые листы бумаги, где они будут писать свои "шедевры", и ручки. Участники пишут имена своих героев, загибают листок так, чтобы написанного не было видно. А затем передают листок соседу. Далее пишут ответы на вопросы типа "куда пошел герой, что с ним случилось и пр." Вопросов можно придумать множество, лишь бы бумаги хватило. После каждого написанного ответа листок загибается и передается соседу. Должно получится нечно вроде "полезла красная шапочка на елку за уропом, а ее арбузами завалило. " Уверен, что прочтение этих "шедевров" вызовет у вас бурю веселых эмоций. :)))

Разведчики

Игрокам прицепляются на спины по табличке с заранее написанным на них словом. Задача играющих - прочитать, что написано на спине соперника, но при это не показать своей надписи.

Взломщики

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

"Папа, мама, пушистое чудо."

Всем играющим нужно разбиться в групки по трое. Потом каждые в своей групке распределяют кто будет папой, кто мамой, кто пушистым чудом. После этого все папы загадывают по два желания (желательно выполнимых в данный момент). Одно желание выполняет мама, а другое пушистое чудо. Выполнив желания, пушистое чудо загадывает свои два папе и маме. А затем загадывает мама.

Например: Алёна - папа, Оля - мама, Зауре - пушистое чудо. Алёна говорит: "Мама, залезь на стол и спрыгни оттуда. Пушистое чудо, громко крикни Ку-ка-ре-ку." Оля прыгает со стола, а Зауре кричит. После этого Оля говорит: "Папа иди поцелуй в щёчку всех мам (всех мам, которые играют). Пушистое чудо поцелуй всех пап." Алёна подходит к каждой групке и целует мам, а Зауре - пап. Потом Зауре загадывает свои желания. Очень весело, не правда ли?

"One up one down"

Эта игра заключается в том, что все участники садяться в круг на стулья и один стул ставиться посередине. Для этой игры необходимо, чтобы было несколько знающих разгадку. После этого ведущий объясняет правила или даже не правила, а саму игру.

Он говорит: Вам (всем играющим) нужно угадать, а лучше сказать расшифровать, три слова:

  • ONE UP ONE DOWN (одна вниз одна вверх),
  • TWO UP (две вверх),
  • TWO DOWN (две вниз)

Ведущие садятся между играющими, примерно через одного, смотря сколько ведущих. Каждому человеку предоставляется право высказать свое предположение, то есть одно из трех слов, а ведущие к тому времени говорят верно его предположение или нет. Человек должен наблюдать за остальными, присматривать и уловить закономерность. Когда человек думает, что расшифровал слава, он не встает и не кричит, а спокойно подходит к одному из ведущих и говорит то, что он придумал, тихонько и на ушко. И игра прдолжается до тех пор, пока все играющие не расшифруют таинственные слова.

НА САМОМ ДЕЛЕ - разгадка заключается в положении ног:

  • ONE UP ONE DOWN - это положение нога на ногу;
  • TWO DOWN - это положение, когда две ноги находятся на полу внизу;
  • TWO UP - это положение, когда ноги лежат на стуле или еще как нибудь, но только не на полу!

Уточка

Есть уточка. Летает, крякает - символизирует шум в данном случае. Тут охотник (вожатый), говорит, что утка мешает нашей работе, крича: "утка!". Дети стреляют в неё: "БАХ!" Тишина. Полная концентрация внимания и готовность к работе