Пояснительная записка обучение дошкольников музыкальной грамоте программа обучения. Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;

Добиваться активности детей в игровых заданиях ;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :

Назови имя хлопками

Назови слово хлопками

Назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

Игры :

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ :

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино »

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :

ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделятся особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, на музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.

Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основан и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на Д. М. И. с другими аспектами музыкальной подготовки.

Первоначальное обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, но этого не достаточно. Поэтому важно, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под руководством воспитателей, повторять и закреплять пройденный материал, давать возможность детям проявить творческую инициативу и самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Для того чтобы облегчить работу воспитателей, и заинтересовать детей предлагается:

активно использовать ритмические карточки;

записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что прежде всего является методическим пособием для воспитателей и дидактическим для детей.

Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

В средней группе ритмические карточки – это, прежде всего, методический материал для воспитателей. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

«Цветная» нотная грамота - это доступный и интересный способ знакомства малыша с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в приделах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий. Начинать знакомство с «цветными» нотами можно в средней возрастной группе, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком - отрабатываем технику удара.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.

Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

В старшей и подготовительной группе диапазон попевок расширяется и, на мой взгляд, «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования в группе воспитатель может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. (Необходимо проводить с воспитателями мастер- классы и семинары практикуму по теме музицирования).

Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

Предлагаю методику использования «Цветной» нотной грамоты.

Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки, соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Руководитель показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

Более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем - исполняется одновременно.

Так в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

Музыкальный руководитель показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

Применение «Цв. Н.» при игре на диатонических колокольчиках:

У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги та; ти, если это песня- поют слова. Музыкальный руководитель показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнения руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным музыкальным руководителем или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.

Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру:

Т. Э. Тютюнникова:

ДЕТИ ИГРАЮТ,НО ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ИХ УЧАТ

Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.