Простые блюзовые мелодии на гитаре. Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации. Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас по традиции – урок для новичков. В данном небольшом уроке я расскажу вам — как можно играть блюз на вашей шестиструнной акустической гитаре, либо электрогитаре. Также опубликую схему, на которой вы можете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то хочу порекомендовать новый образовательный портал натомия-музыки.рф , где вы сможете найти уйму бесплатной информации и уроков на эти и другие не менее инетересные музыкальные темы.

На самом деле играть данный музыкальный стиль (блюз) – не сложно, достаточно знать несколько базовых понятий и техник, немного потренироваться и вы сможете играть блюз не хуже Би Би Кинга.

Аккорды

Ниже, по тексту, вы можете ознакомиться со схемой, на которой изображены самые популярные блюзовые аккорды. Инструкция о том — как читать данные аккорды, их схемы, также прилагается.

  • Схема состоит из сетки, которая состоит из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (порожков). Как вы могли догадаться – эти линии иллюстрируют струны и порожки на гитаре. Их пересечение образует лады на шестиструнной гитаре;
  • Сверху схемы стоит буква, указывающая на название аккорда изображенного на схеме;
  • Чуть ниже буквы, вы можете наблюдать два знака: крестик и нолик. Они указывают на закрытую (не исполняется) и открытую (играть нужно открытой) струну соответственно;
  • На самой схеме расположены черные метки, указывающие и показывающие на тот лад, который вам нужно прижать, чтобы исполнить аккорды;
  • Ниже схемы вы можете увидеть цифры от одного до четырех. Данный цифры указывают на то, каким пальцем предпочтительнее прижимать тот или иной лад, когда вы исполняете аккорды. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони, то первый – указательный, четвёртый – мизинец, большой палей цифрой не обозначается.

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение, которое позволит вам развить технику блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой данного упражнения (видео-урок по чтению табулатур, также, находится ниже).

Играть нужно так :


Видео

Ниже вы можете посмотреть видео-урок посвященные рассматриваемой, в данной статье, теме.


Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены :

  • Бенд – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.


Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи. Вот этот лад:

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации. Импровизация - это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть. Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке. Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды. Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и... снова два такта Ля. Потом все повторяется. Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт. И играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два» . Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E .

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7 .

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до
Мажорная форма C Минорная форма C
  • форма ля
Мажорная форма A Минорная форма A
  • форма соль
Мажорная форма G Минорная форма G
  • форма ми
Мажорная форма E Минорная форма E
  • форма ре
Мажорная форма D Минорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.


Аккорд E в системе СAGED
Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.


Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman» .

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.


I, IV, V ступени в песне “Перекресток”

Читая название данной статьи сразу же возникает мысль о том, что берешь гитару акустику и играешь блюз. Своя правда в этом конечно есть. Но все равно речь будет идти не про это.
Несмотря на то, что на акустической гитаре можно спокойно играть блюз просто аккордами, например аккомпанируя себе или солисту, или в составе музыкального коллектива. При этом можно еще придумывать и весьма интересные партии. Но в нашем случае, на данный момент больший интерес представляет именно сольное исполнение. Все таки изначально блюзмены исполняли блюз сольно, аккомпанирую себе на гитаре.

Mojo Hand — Sam Lightnin’ Hopkins

Отсюда со временем и сложилось манера играть акустический блюз на гитаре, когда партия гитары ведет и мелодическую линию, и линию аккомпанемента. Таким образом, мы подошли к теме пальцевого стиля игры блюза на гитаре.

Прежде чем перейти непосредственно к первым урокам пальцевого стиля блюзовой гитары, сделаем первые выводы о том как играть блюз на акустике и немного структурируем информацию написанную в самом начале данного материала.

И так, что может представлять из себя блюз на акустике. Здесь сразу же будем исходить из того, что муже знакомы с основами блюза и имеем представление, что такое шаффл, блюзовый квадрат и т.д.

1. Блюзовый аккомпанемент аккордами.

В этом случае, все достаточно просто. Зная структуру блюзового квадрата, зная тональность композиции, мы проигрываем аккорды с определенным ритмическим рисунком периодически по ходу пьесы разбавляя их бендами, басовыми ходами и прочими украшательствами. В итоге мы получаем неплохая партию ритм гитары для аккомпанемента.

2. Блюз в жанре буги-вуги.

Здесь получается обратный предыдущему вариант игры на гитаре, когда в основе партии лежит басовый ход, который так же в более сложном варианте разбавляется различными гитарными ходами и приемами игры. Не знаю почему я сейчас пишу ро буги-вуги, но к нашей основной теме как ни странно это очень даже подходит. А именно буги можно играть и пальцевым стилем.

3. Блюзовое соло.

Естественно, в блюзе соло можно играть и на акустике, что собственно часто можно услышать у разных исполнителей. Для начала, что бы играть соло достаточно знать стандартную аппликатуру блюзовой гаммы, уметь играть бенды, вибрато, знать некоторое количество блюзовых фраз для образца и можно начинать придумывать свое.

4. Слайд гитара.

Этот пункт пожалуй будет слишком сложным для описания его одним абзацем. Учитывая, что существую именно слайд гитары как инструмент и игра слайдом на обычных гитарах. Но раз уж наша тема завязанна на акустической гитаре, то в данном контексте мы будем рассматривать игру слайдом (bottleneck). Данный способ игры очень распространен среди гитаристов в блюзе.

5. Пальцевый стиль.

Собственно, это и есть основная тема нашей статьи и нескольких последующих уроков. В которых будут рассмотрены упражнения и небольшие композиции в данном стиле игры.

Продолжение следует