Как рисовать нос в разных стилях. Учимся рисовать нос карандашом. Как нарисовать нос объемным

Особенной частью рисования является нос, который нередко упускается художниками-портретистами. Хотя этого не должно происходить! Если нос у вас совершенно не получается, то пострадает весь портрет. Поэтому будем учиться изображать нос!

Три изображения носа



Изображение перед вами – обычный эскиз носа.

Нос обладает совершенно простыми формами: обе линии, идущие по всей длине носа, округлый шар, который указывает на тип ноздрей и носа.

Данный рисунок указывает на начальный эскиз носа, с нанесенными на него тенями.

Тут изображена уже абсолютно готовая иллюстрация носа

На этом рисунке эскиза уже не наблюдается. Здесь можно заметить, что черты носа исполнены уже не резкими линиями, а тенью.

Иллюстрация, находящаяся выше, указывает структуру носа при помощи красных линий. Для регулировки образа носа мы поднимаем и опускаем наши красные линии.

Ниже в синем цвете показано, как можно нарисовать тень, которая будет располагаться непосредственно под окончанием носа.

Периодически тень будет более тяжелой, а иногда немного легкой и мягкой, однако в большинстве случаев при освещении она будет именно такой, как показано на рисунке.

Конечно, ясно, что на стороне носа либо на стороне переносицы, которая освещена сильнее, много тени быть не может.

Чтобы не совершить ошибку, которую чаще всего совершают новички, не стоит выделять весь контур носа с двух сторон. Это не выгодно, потому что контур делает вид портрета абсолютно нереалистичным. Так что лучше рисуйте контур носа с помощью теней.

Когда вы прорисовываете либо оттеняете вокруг носа, старайтесь нажимать на перо или руку слабее, т.к. они требуют легкого нажима. Эти три области показаны на рисунке.

В том случае, если вы рисуете тему, которая не содержит на лице много острых теневых переходов, то не стоит сильно прорисовывать эти черты. В обычном случае можно просто слегка оттенить. К примеру, так, как показано выше.

1) Область, обозначенная синим цветом, обладает почти незаметной тенью и показывает нос с боковой стороны.

Здесь оттенена область возле края глаза и участок, где находится не незаметный признак «шара» у носа.

Обычно там, где находится подсвеченная сторона носа, немногие портреты допускают чуть больше оттенения, но, в любом случае, не много. Особое внимание при оттенении, следует уделить переносице. Для того, чтобы гарантировать должную иллюзию размеров и глубины носа, обычно требуется оттенять и выделять детали носа в области темной стороны, как изображено на левой стороне данного рисунка.

2) Дальнейший участок, работая с которым при прорисовке необходимо нажимать легко – «линия улыбки», выделенная на изображении зеленым цветом. Называют эту линию, обычно, носогубной складкой.

На данном изображении вы можете увидеть легкий эффект улыбки. Незаметно книзу сначала слабеют, а потом и вовсе исчезают штрихи. Встречаются такие типы лиц, у которых «линия улыбки» намного темнее и длиннее.

3) На поверхности кожи, на верхней губе, из области линии, находящейся посередине, исходит губной желобок, который присоединяется к выступу верхней губы. На рисунке желобок определяется красным цветом и также наносится легкими штрихами.

Также нельзя обойти особым вниманием белые участки возле носа, которые изображены на рисунке выше.

Как удачно подмечено на подсвеченном изображении, области возле места, где начинаются ноздри, во многих случаях не очерчивают. Намного грубее будет иметь вид рисунок, если выделять всю основу носа (под ноздрями).

Давайте уделим внимание участку, что на стороне носа, находящемуся среди начала «линии улыбки» и ноздрями. Вы не обязаны размещать «линии улыбки» непосредственно возле ноздри. У некоторых лиц имеется некий промежуток между ноздрей и «линией улыбки».

Уделяйте внимание этому нюансу, когда приступите к изображению области возле носа. На этом рисунке пространство слегка приумножено. Обращая внимание на различные типовые характеристики лиц, Вы заметите это пространство.

На данном рисунке под углом изображен нос, находящийся в проекции?.

Если наш портрет взамен вида спереди изображен в проекции?, значит нос тоже в такой же проекции, и значит, он будет смотреться под небольшим углом.

На рисунке вы можете заметить фиолетовую линию, которая имеет место быть в самом центре лица.

Слева фиолетовой линии находится, участок носа, зарисованный красными линиями.
С иной стороны этой линии имеется синяя штриховка, которая указывает на области ноздри. В данном случае, нос нарисован повернутым, и абсолютно не выглядит симметричным ни с одной стороны.

Зеленый цвет указывает на то, что краешек ноздри обитает примерно на той же линии, на которой находится уголок внутри части глаза. Точно так же, если смотреть спереди, они будут располагаться на одной и той же линии.

Оранжевой линией я обозначил то, как следует рисовать край ноздри касательно центра рта.

Хотя у разных людей различные формы носа или рта, в основном они изображаются именно таким образом. Изображенная на рисунке девушка не имеет слишком большого либо очень широкого носа, тем не менее, мы применим к ней «метод линий».

Те, кто только начинает осваивать технику рисования, изображает носы чересчур узкими. Чтобы добиться удачной ширины носа, уделите этому особое внимание.

Взгляните на фиолетовый нос. Здесь указано, насколько от лица он отдален. Не стоит бояться это рисовать. Смело экспериментируйте с носом, но не стоит слишком сильно изменять его длину.

Имейте в виду, если носы, которые Вы будете рисовать, будут одинаковыми по длине, они будут иметь абсолютно не правдоподобный вид. Так как у людей разные лица, то и носы у них должны быть разные. Изображайте их наиболее похожими на оригинал.

Пропорции Вашего носа должны быть соблюдены.

Как можно заметить по двум красным и двум фиолетовым линиям, расположенным выше, длина не настолько больше, чем ширина.

Одинаковые размеры существуют далеко не у всех лиц. Однако некоторые из художников рисуют нос либо слишком длинным, либо очень коротким. Главным образом, Ваш портрет должен быть реалистичен.

Рисуем нос карандашом, поэтапно:

1) Для начала нарисуйте эскиз носа. Линии, находящиеся по сторонам носа, не должны быть затемнены. Одну сторону обычно затеняют больше, чем другую.

2) Теперь необходимо заштриховать основу носа и его сторону, обитающую в тени. Отметьте на рисунке ноздри. Дальше нужно заштриховать ту ноздрю, которая находиться в тени.

3) Заканчиваем заштриховку носа. Выделяем мягкой штриховкой участки округлостей ноздрей и область «шара» носа.

Чтобы нарисовать нос, необязательно углубляться в его анатомические особенности. Я предлагаю отталкиваться от простых геометрических форм, которые полезны в рисовании любых сложных и непонятных форм. А потом постепенно эти формы усложнять.

Рисуем нос при помощи простой формы

Среднестатистический нос – симметричная часть человеческого лица, расположенная по его середине. И схематично его можно изобразить в виде вот такой трапециевидной формы.

Это вот такая фигура, похожая на призму с равнобедренной трапецией в основании. Линии, образующие по носу такую фигуру не точны, они условны, но они помогут нарисовать нос симметрично, найти его размер относительно всего лица, поймать наклон носа.
В качестве примера я возьму вот такой нос, расположенный на лице примерно в три четверти.


То есть трапециевидная форма, в которую помещается нос, тоже поворачивается в три четверти. Обрисовываю эту форму по самым выступающим точкам скруглено поверхности носа.


Какие размеры и наклоны нам следует прикинуть, чтобы наш нос соответствовал натуре:
- линия середины, относительно которой нос симметричен, ее наклон и длинна


- размеры передней грани нижней и верхней трапеции



- ширина и наклон нижней трапеции, то есть насколько она нам видна, насколько нос вздернут к верху или опущен.


- ширина задней грани нижней трапеции



У этого носа данная длинна совпадает с высотой носа от кончика до лба.
Направления выделенные красным между собой практически совпадают (я не буду упоминать о перспективе, которая слегка их сводит – то есть они не строго параллельны, а слегка сходятся, но в данном рисунке такой эффект практически отсутствует). То есть направление носа совпадает с направлением губ, глаз и лица в целом.


После того, как Вы определились с этой простой формой, можно приступать к уточнению деталей.
На верхней грани может быть горбинка, нос может сужаться и расширяться по этой верхней грани, все зависит от индивидуальных особенностей косточки в носу. Место, где кость переходит в хрящ, может быть выражено довольно явно, а может быть не выражено вообще.

Крылья носа обычно вызывают наибольшие трудности у учеников. Следим, чтобы оба крыла как сверху, так и снизу находились на одном уровне, и самое главное – следим за натурой: как крылья скругляются, какой у них размер, насколько видно дальнее крыло, а может быть его не видно вообще.

Под крыльями носа находятся носовые проходы в виде двух отверстий. Они расположены симметрично относительно линии середины и также на одном уровне. Носовой проход под дальним крылом может быть не виден в зависимости от того, как сильно повернута голова и на сколько его заслоняет кончик носа.

Обрисовываю кончик носа.

Боковинки носа плавно переходят в щеки.

Покрываем нос тоном при помощи штриховки

Я покрываю нос тоном при помощи классической штриховки, которую накладываю по форме носа.
Начинаю с самого яркого и контрастного места – с падающей тени под носом. Не делайте сразу самые темные места во всю силу карандаша, когда будут покрыты тоном другие элементы, можно будет еще немного уплотнить, если понадобится.

Крылья носа характерно скругленные, штрих я накладываю по тому направлению, как они скругляются. Оставляю рефлекс.

Где нос плавно переходит в щеки, я так же плавно растягиваю штрих с боковинки на щеку.
Кончик носа округлый, я как бы скругляю штрих от одной стороны кончика, к другой.

Многие считают, что рисовать нос сложно, особенно в профиль. Если руководствоваться базовыми формами как каркасом, процесс рисования станет гораздо проще.

Список материалов, которые я использовала в этом уроке:

— механический карандаш (стержни 4В, толщина 0,5 мм);
— ластик-клячка;
— растушка;
— гладкая бристольская бумага.

Как нарисовать нос в профиль

Шаг 1:


Чтобы нарисовать нос в профиль, вам нужно начать с рисования двух кружков на некотором расстоянии друг от друга (на расстоянии ширины такого же круга). Для следующего этапа я также нарисовала треугольник, чтобы дать представление о том, как и где рисовать переносицу.

Шаг 2:


Нарисуйте кривую дугу, уходящую вверх и вокруг левого кружка, образующую кончик носы и переносицу и еще одну кривую, образующую губной желобок. Желобок не должен чрезмерно смещаться влево или вправо. Нарисуйте его примерно посередине, между кружков.

Шаг 3:

Ноздри рисуются по подобию петли. Она не должна быть слишком длинной или короткой. Опять же, постарайтесь рисовать между двумя кружками.

Шаг 4:

На этом этапе можете стереть круги и начинать затемнение. Как вы можете заметить, в этом уроке я пользуюсь техникой кругового затемнения. Это помогает добиться более реалистичного вида кожи. В моем уроке по распределению теней я также рассказываю о нескольких способах затемнения, которые ровно ложатся. Можете посмотреть его .

Шаг 5:

Убедитесь, что вы оставили освещенные участки.

Последний шаг:

Здесь я еще затемнила некоторые участки и прошла ластиком по освещенным линиям. Также я стерла некоторые опорные линии. Я использовала растушку для равномерного распределения теней вокруг бликов, чтобы кожа не выглядела грубой.

Надеюсь, что вам понравился этот урок по рисования носа в профиль ! Если у вас остались вопросы, оставляйте их ниже, в комментариях!

Статья переведена с сайта rapidfireart.com.

В этом уроке мы нарисуем нос карандашом поэтапно вид спереди. Нос бывает разных форм. Посмотрите ниже изображение носа в разных ракурсах.

Будем рисовать три разных носа одновременно. Курносый, прямой и немного изогнутый вниз.

Рисуем круг, как основу кончика носа.

Рисуем переносицу двумя кривыми линиями.

В зависимости какой нос, мы по разному располагаем два круга меньших по диаметру(крылья носа). Нос мужчины обычно длиннее и больше женского и идеальный нос -это субъективное понятие, у каждого человека представление об идеальном носе разное, а также зависит от культуры и расовой принадлежности.

Ластиком осветлите линии носа. Рисуем контуры кончика носа и крылья носа, обратите внимание, что контуры крыльев разные.

Нанесите штриховку на нос карандашом 2Н или НВ для выделения форм носа светлым тоном. Источник света в данном варианте слева сверху, поэтому правая часть носа будет темнее, чем левая.

Используйте перекрёстную штриховку, чтоб закончить затенение разных частей. Используйте карандаши 2Н или НВ для светлых оттенков и 4В для темных, вам надо только решить, где разместить свет и тень. Если использовать мало контрастных оттенков, рисунок может показаться плоским. Поэтому, если у человека не приплюснутый нос, всегда используйте широкий диапазон оттенков.

Отойдите немного от рисунка, посмотрите, что не так и добавьте дополнительные тени.
Автор:

Простая схема в считанные минуты поможет быстро и просто нарисовать ноc, глаза, губы!

Многие начинающие художники, при рисовании чего-либо, надеются на свой «глаз» и точность линий. Но, на практике сталкиваются с проблемой, что рисунок начинает «ехать», несмотря на то, что «вроде бы» правильно показал изгиб той или иной линии.

А Вы, с чего начинаете рисовать нос?

С линии? Или ищите простую геометрическую форму?

Вот простейшая схемка, с чего легче всего начинать рисовать нос

Есть спинка, боковушки и нижняя плоскость. Дальше все становится значительно проще! Пририсовываете крылья, ноздри; добавляете особенности конкретного человека и всё готово!

Если необходим поворот, ракурс — соответственно, меняете направление всей фигуры и потом дорисовываете детали

И так с каждой деталью лица — обобщаете, находя простейшую форму; уточняете, вдыхаете жизнь!

Подробнее… Как рисовать нос, уши, глаза, губы, волосы

смотрите на ближайших моих выступлениях по интернету, которые пройдут:

18 сентября в 20.00 в Академии живописи онлайн мы порисуем носы в различных ракурсах; если успеем, затронем «ушки»;

19 сентября в 19.00 на проекте Masaa (вход в вебинарную комнату) изучим схемы рисования глаз; поработаем над созданием выразительного живого взгляда;

20 сентября в 21.00 на проекте «Секреты Мастеров» (регистрируйтесь) — узнаете, как передать объем, структуру, живость волос в мужском и женском портретах.

21 сентября в 20.00 — я проведу свой онлайн Мастер-Класс, где «соберём все пазлы» и поработаем над образом в целом. Кроме того, я сделаю АНОНС обучающих программ в Школе Портрета!

На все Мастер-Классы вам понадобятся:

а) образцы фотографий:

сохраните себе на компоютер и распечатайте в формате А4, ч/б

б) материалы:

  • на первом онлайн МК — карандаш, уголь (угольный карандаш), альбомные листы и ластики;
  • на втором онлайн МК — можно так же уголь(карандаш); для более «продвинутых» — порисуем сухой кистью: краска масляная «сажа газовая», флейцевая щетинная кисть №№35-50; бумага акварельная, ластики, салфетки;
  • на третьем онлайн МК — используем те же материалы, что и на предыдущих двух.

Получив простой алгоритм, Вы всегда сможете «построить» нос, губы, глаза и т.д.:

  • любой сложности;
  • с любой фотографии;
  • независимо от освещения, поворота и ракурса

Занесите себе «напоминание» в телефон, компьютер и

будьте готовы принять участие в живом эфире

на Мастер-Классах: 18, 19 , 20 и 21 сентября!