Что сближает и что разделяет Онегина и Чацкого? Онегин и чацкий - разные люди одной эпохи

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха — накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений — передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин — сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий — в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» — все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования — и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразн ого существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности — молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий — человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным чувством любви. Полученное образование Онегин использовал для завоевания популярности в. светском обществе, чтобы искусно и непринужденно демонстрировать скрывающуюся за короткими репликами эрудицию, без принуждения в разговоре «коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм». Чацкий, также образованный и в не меньшей степени остроумный, никогда не расточал свой интеллект для забавы. Его образ находится в соответствии со знаменитым пушкинским призывом:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Чацкий оставил свет и отправился путешествовать, чтобы обогатить свой ум, получить представление о реальной жизни страны. Чацкий оставил Софью, несмотря на глубокую любовь, оставил друзей, в которых был «особенно счастлив», потому что он альтруист, потому что его духовный мир значительно шире рамок личного счастья. «Вот о себе задумал он высоко...» — эта реплика Софьи свидетельствует не о завышенной самооценке героя, а о высоких задачах, которые он ставил перед собой.
Онегин отправился путешествовать лишь в конце романа, и Пушкин гипотетически допускал, что его герой может стать декабристом, что его критическое восприятие действительности, подкрепленное свидетельствами несовершенства общественного строя, даст реальные плоды. Чацкий, презревший светские удовольствия еще в юношеском возрасте, уже был сложившейся личностью, декабристом по образу мыслей, поставив целью жизни демократическое преобразование общества. Его странствия лишь укрепили веру в необходимости социальных реформ.
Чацкий — истинный просветитель, страстно отстаивающий права разума и глубоко верящий в силу слова. Он остро и беспощадно обличает высшее чиновничество, присвоившее себе право с высоты социальной лестницы судить молодых демократов, не желающих «прислуживаться» и делать карьеру;
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные сооруди палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
В своих гневных монологах Чацкий разоблачает фамусовское общество. «Достигнув степеней известных», они определяли внутреннюю политику России в «век покорности и страха». Гнев Чацкого вызывает помещичий произвол. Но герой не просто обличает высшее общество, его критика имеет конструктивное основание: Чацкий утверждает, что мир изменился («вольнее всякий дышит»), что появились люди, «кто служит делу, а не лицам». Время низких льстецов и карьеристов прошло: Хоть естъ охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде; Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий искренне верит, что полезная общественная деятельность честных, умных, образованных людей может преобразовать социальную систему. Столь же наивно герой рассчитывает на возможность централизованных демократических реформ. Он убежден, что «век нынешний» не повторит ошибок «века минувшего» и будет временем просвещения, созидательного труда и социальной справедливости. Однако все страстные призывы Чацкого бесплодны: фамусовское общество очень жестко стоит за свои социальные привилегии. Проникновенные монологи героя вызывают шок, и те, «чья чаще гнулась шея, как не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол не жалея!», изгоняют «безумца».
Прав ли был Чацкий, проповедуя высокие идеалы «на балу московским бабушкам»? Как мог он расточать свой душевный жар перед столь неблагодарной публикой? Пушкин упрекал Чацкого в отсутствии подлинного ума именно по причине непонимания гри-боедовским героем специфики аудитории. Но декабристы действительно ставили целью повсеместную пропаганду своих идей. К моменту выступления на Сенатской площади их энтузиазм угас, и декабристы перешли от слов к делу. В оправдание идеалистических представлений Чацкого Н. П. Огарев писал: «Вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным — оно исторически верно. Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаивать своих убеждений, и -едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени».
Образы главных героев «Горе от ума» и «Евгения Онегина» соответствуют двум направлениям в дворянском движении 10-х и 20-х годов девятнадцатого века: активное, деятельное, революционное и пассивно протестующее, безынициативное, самоустранившееся от участия в социальной борьбе. Оба героя умны, образованны, стоят выше своей социальной среды, критически воспринимают окружающую действительность, но взаимоотношения с этой действительностью у них разные: воздействие и отстранение. У героев разные темпераменты: Онегин — меланхолик, Чацкий — холерик. Отсюда и отличие в нравственном облике: Онегин — эгоист (пусть и вынужденно), для него главное — достигнуть собственного душевного комфорта, правда, не ущемляя прав других; Чацкий — альтруист, для него главное — это счастье всего человечества.

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства. Каждый из них выделяется своим характером, поступками и другими качествами, которые запоминаются читателю и откладываются в памяти на всю жизнь. Всех троих объединяет одна общая проблема – одиночество.

Александр Чацкий образован и умен, благороден и честен, молод и горяч. Он смело высказывается о проблеме крепостных и других проблемах его современности. Несмотря на то, что слова его не без доли правды, однако на них никто не откликается. Его сограждане, москвичи, преподносят его поступки как элемент психологического расстройства. Нареченный сумашедшим человеком, он удаляется с высоко поднятой головой, так и оставшись непонятым.

Евгений Онегин для многих читателей является наиболее симпатичным персонажем. Изначально, кажется, что он такой же разбалованный повеса, как и все в Петербурге. Он симпатичен, поэтому пользуется спросом у дам, посещает вечера, театры и ведет вольный образ жизни. Но вскоре такая жизнь наскучила Евгению. Именно там встречает он Ленского, убивает его. Его история с Татьяной Лариной не оставляет в душе героя ничего, кроме равнодушия. Только встретив молодую вдову снова, он бросается к ней в колени и молит о любви. Татьяна по долгу совести не отвечает взаимностью, обрекая Евгения Онегина, как и Чацкого на одиночество.

У Печорина же складывается удачная карьера – он офицер армии. Светским человеком он не был и не интересовался так же политикой. Персонаж романа «Герой нашего времени» на протяжении всего произведения остается эгоистичным человеком. Он, не задумываясь, рушит судьбы других людей. Печорина называют младшим братом Онегина. Он также стреляется на дуэли, которая приводит к смерти его товарища. Так же жестоко он обходится с княжной Мэри, точно так же как поступил Онегин с Татьяной. Поступок Печорина можно назвать даже более дерзким и жестоким.

Из всех трех персонажей критики считают деятелем только лишь Чацкого, который был подвержен не только лишь смелыми речами. Еще одна значительное отличие Чацкого от Онегина и Печорина в том, что Александр, полюбив Софью, по-настоящему искренен и старается всеми силами защитить ее от всего злого в мире.

И всё-таки каждому интересно, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов могли создать таких разных, но в тоже время похожих персонажей. Современники считают, что Онегина, Чацкого и Печорина можно назвать «лишними людьми» в их отдельных мирах. Интересен и тот факт, что Пушкин написал роман в стихах, что придает Онегину более романтический образ. Произведение Лермонтова – первый психологический роман, который заставляет читателя глубже проникнуть в суть его натуры. А вот у Грибоедова – трагедия, название которой раскрывает всю суть произведения. Подведя итоги, можно осознать, что все три представителя не нашли место в жизни и были вынуждены стать одинокими и покинутыми.

Несколько интересных сочинений

    И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса) 6 класс описание

    Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую – передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин – главные герои этих произведений – ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» – спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья – человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

Нет похожих записей.

Чацкий и Онегин.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - произведения, посвя­щенные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллиген­ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чац­кий и Онегин - представители передовой дворян­ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со време­нем, с общественным движением.

Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.

Злая ирония слышится в его вопросе:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра­ведливо замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Чацкого и Онегина еще более сближает их от­ношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в дерев­ню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привы­чки, поведение, «души тоскующая лень» вызыва­ют у соседей недоумение и недовольство.

Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Мо­лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», - гово­рит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почув­ствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Лен­ским), любить (отношения с Татьяной). «Им овла­дело беспокойство, охота к перемене мест».

«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вы­званные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающе­гося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом оконча­тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот те­перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает актив­но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш­ком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в дру­гом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?..

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз­дражается, личная драма делает его особенно уяз­вимым. Появившись на балу у Фамусова, он уст­раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.

Оружие Чацкого - карающее слово. Он требу­ет «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и сво­боды своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».

Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз­менно будут возникать в переломную эпоху. Оне­гины - «лишние» в своей среде люди, их появле­ние всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажден­ный ум».

Чацкие продолжают, развивают начатое «лиш­ними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обли­чают, высмеивают.

«Чацкий - искренний и горячий деятель», - говорит И. А. Гончаров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.