Бережное отношение ко времени. Свободное время и здоровье. Закрепление пройденного материала

Афоризмы, ниже опубликованные, о времени дадут возможность читателю понять суть времени и как его использовать. Ведь время в нашей жизни немаловажная деталь. Время в вечности, как такового, нет. По сути это наше восприятие. Час счастья кажется минутой, минута несчастий кажется часом. Отличия в скорости течения времени в детстве и в старости.

А в критической ситуации, - в состоянии аффекта, вообще, происходит такое замедление, что всё вокруг начинает медленно двигаться. От сюда вытекает, что его течением можно тоже научится управлять. Однако как бы там ни было, времени подвластно все в проявленной вселенной, она изменяется постоянно, каждый миг, впрочем как и мы. Тело стареет, хоть у каждого по разному и разной длине, опять того же, времени.

Ведь миг восприятия сразу становится прошлым, время как бы, постоянно течёт и под его влиянием всё изменяется. А будущее при этом приближается, грядёт, и мало кто развёрнут лицом к этому грядущему. Люди, в большей части, в лучшем случае идут спиной к грядущим событиям. Лицом на встречу жизни может идти человек находящийся в миге полного своего восприятия. В ногу со временем, так сказать! Ведь идти спиной вперёд не удобно и физиологически и внутренне. И человек, естественно, развернётся. Время священно и более глубоко изучаемое для всех истинных школ, ведущих к эволюции осознания. Любое восприятие прошлого, настоящего и будущего является результатом настройки. Любая пустая трата времени должна быть немыслимой, делать это - значит упускать возникающую возможность быть в всеобщем ежесекундном сотворении мира, который также как когда-то начал и продолжает творится в сей миг, который как измеришь? Это более обширная тема.

В этих афоризмах, как и в изречениях на другие темы нашей жизни, содержится глубокий смысл и мудрость. Объяснение законов и закономерностей жизни, во всей её широте. Вы узнаете суть времени и его закономерности, для разумного использования...

♦ Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!

Гесиод

♦ Время не любит, когда его тратят впустую.

Генри Форд

♦ Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Сюньцзы

♦ Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни.

Дарвин Ч.

♦ Ни чем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Людвиг Андреас фон Фейербах

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Артур Шопенгауэр

♦ Самый мудрый человек тот,кого больше всего раздражает потеря времени.

Данте Алигьери

♦ Время - честный человек.

Бомарше П.

♦ Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.

Фалес

♦ Увы, не время проходит, проходим мы.

Пьер де Ронсар

♦ Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Коменский Я.

♦ Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Франсуа Рабле

О разнице восприятия времени...

♦ Дни такие длинные, а годы такие короткие!

Альфонс Доде

♦ ...Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.

Купер Ф.

♦ Время - такая неопределенная штука. Одному кажется очень долгим. Другому - наоборот.

Агата Кристи

♦ Время - мать и кормилица всего хорошего.

Шекспир У.

♦ Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.

Фрэнсис Бэкон

♦ Мгновения вечно сменяют друг друга.

♦ Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.

Овидий

♦ Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.

Боккаччо Джованни

♦ Время - самое драгоценное из всех средств.

Теофраст

♦ Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.

Жан-Жак Руссо

♦ Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

Люк де Клапье Вовенарг

♦ Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.

Бенджамин Франклин

♦ Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

Гомер

♦ В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

Камю А.

♦ С каждой новой минутой начинается для нас новая жизнь.

Джером Клапка Джером

♦ Время - враг людей, которые любят спокойную жизнь...

Максим Горький

Время идет для разных лиц различно.

Шекспир У.

♦ Очень немногие умеют распорядиться с толком своим состоянием, еще меньше тех, кто умеет распределять свое время, а из этих двух вещей последнее - самое важное.

Честерфилд Ф.

♦ Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал.

Паскаль Блез

♦ Близость возлюбленной сокращает время.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Время исцеляет любовную тоску.

Овидий

♦ Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным.

Анатоль Франс

♦ Время - врач всех неизбежных зол.

Менандр

♦ Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

Толстой Л. Н.

♦ Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир.

Хун Цзычен

♦ Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Маркс К.

♦ Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!

Генри Дэвид Торо

♦ Тысячелетие в сравнении с вечностью более короткий период, чем мгновение ока в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве.

Данте Алигьери

♦ Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах.

Джордж Гордон Байрон

♦ Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

Михаил Булгаков

♦ Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю.

Аврелий Августин

♦ Время - лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

Гектор Берлиоз

♦ Время даже камень крошит.

Сергей Есенин

♦ Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Все, что сокрыто теперь, раскроет некогда время.

Квинт Гораций Флакк

♦ Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Камю А.

♦ Никогда не бойся мгновений - так поет голос вечности.

Рабиндранат Тагор

♦ Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время.

Белинский В. Г.

♦ Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его или отстал от него.

Ницше Ф.

♦ Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением.

Сэмюэл Джонсон

♦ Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.

Бальзак О.

♦ Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.

Олдингтон Р.

♦ Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна.

Манн Т.

♦ Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Мольер

♦ На радугу, которую видно в течение четверти часа, не смотрят более.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Каждое потерянное мгновение - потерянное дело, потерянная польза.

Честерфилд Ф.

♦ Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

Вольтер

♦ ... время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его.

Самуил Маршак

♦ Вечность - это то время, когда существуют идеалы.

Жан Поль

♦ Всепожирающее время.

Овидий

♦ Нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний... Все люди пренебрегают им, все сожалеют о его утрате.

Вольтер

♦ Время столь быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно.

Али Апшерони

♦ Время то же, что и деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его вдоволь.

Гастон Левис

Фразы сложенные в рифму...

♦ Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы.

Державин Г. Р.

♦ Время - конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру.
Время - меч; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть игру.

Рудаки

♦ Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Лафонтен

♦ Время как и прилив никогда не ждут.

Вальтер Скотт

♦ Два величайших тирана на земле: случай и время.

Гердер

♦ Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем, дни убегают, и нам их невозможно сдержать.

Овидий

♦ Время - вернейший союзник упорства.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Власть времени - это закон, достойный уважения.

Публий

♦ Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.

Овидий

♦ Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Чехов А. П.

♦ Время стирает ошибку и отшлифовывает истину.

Гастон Левис

♦ Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

Иоганн Вольфганг Гёте

А тут пошли целые абзацы характеристики времени...

♦ Не торопиться жить. Всему свое время - и все тебе будет в радость. Для многих жизнь потому слишком долга, что счастье слишком кратко: рано радости упустили, вдоволь не насладились, потом хотели бы вернуть, да далеко от них ушли. По жизни они мчатся на почтовых, к обычному бегу времени добавляют свою торопливость; в один день готовы проглотить то, что им не переварить за всю жизнь; проживают радости в долг, пожирают на года вперед, спешат и спешат - и все проматывают. Даже в знаниях надобно меру знать, не набираться тех знаний, которые и знать не стоит. Дней нам отпущено более, нежели блаженных часов. Наслаждайся не спеша, зато действуй не медля. Деяния закончены - хорошо; радости кончились - худо.

Второе выражение...

♦ Человек, умеющий ждать. Он должен обладать и большим мужеством, и немалым терпением. Никогда не спеши и не горячись. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. К благоприятному случаю приходится идти долгими путями времени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают, тайные замыслы мужают. С костылем времени уйдешь дальше, чем с окованной палицей Геркулеса. Сам Бог карает не дубиной, а кручиной. Мудро сказано: «Время да я - на любого врага». Сама Фортуна награждает терпение своими дарами.

Грасиан-и-Моралес

Похожее...

Социальный обмен...

Классный час на тему "Цена минуты"

Цель: Расширение кругозора учащихся значимости времени в жизни;

Формирование оценки и самооценки времени,

Развитие чувства времени и бережного отношения ко времени.

Оформление доски:

  • “Дорого вовремя время, времени много и мало”
  • “Время дороже денег”

Ход занятия

Загадки

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: Время

* * *

Что возвратить нельзя?

Ответ: Время

* * *

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Ответ: Время

* * *

Не измерив - не узнаешь,
Но не зная - ощущаешь
А порою убиваешь.

Ответ: Время

Ведущий (учитель). Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его правильно использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы.

  • Составь пословицу:
  • “Знай минутам цену, секундам счет”
  • “Упустишь минуту – потеряешь час”
  • “Время дороже денег”
  • “На час отстанешь, за день не догонишь”

Презентация

  • 1-й ученик . Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид часов был разным. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекало воды из одного сосуда в другой.
  • Подобно водяным часам были устроены часы песочные, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний. На Руси эти часы назывались склянками, так как делались из стекла. Они широко использовались на старинных судах. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударял в колокол, возвещал о количестве склянок - «бил склянки». Сегодня есть песочные часы, рассчитанные на 1, 3, 5... минут.
  • Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда пошло выражение «битый час». Слово «битый» свидетельствует, что действительно прошел целый час, так как бой часов нам сказал об этом.
  • 2-й ученик. 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
  • Прослушивание записи боя курантов.
  • 3-й ученик . Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута! Что же делают в нашей стране за минуту?
  • 4-й ученик.
  • С виду он обычный ящик,
  • Но - волшебник настоящий.
  • Живет в нем вся Вселенная,
  • Хоть вещь обыкновенная.
  • Сто историй вам расскажет,
  • В цирк вас пригласит на час,
  • Кинофильмы вам покажет –
  • Есть у каждого из вас. (Телевизор.)
  • За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.
  • 5-й ученик.
  • Полюбуйся, посмотри!
  • Полюс Северный внутри,
  • Там сверкает снег и лед,
  • Там сама зима живет.
  • Навсегда нам эту зиму
  • Привезли из магазина. (Холодильник.)
  • Холодильник - помощник человека. Он бережет продукты, бережет лекарства, а значит, бережет время. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников.
  • 1-й ученик.
  • Чтобы я тебя повез,
  • Мне не нужен овес,
  • Накорми меня бензином,
  • На копыта дай резины,
  • И, поднявши вихрем пыль,
  • Побежит... (автомобиль.)
  • Разные автомашины выпускают наши заводы - грузовые, легковые, большие, маленькие. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.
  • 2-й ученик.
  • Хочешь плыть по океанам,
  • Опускаться в глубину,
  • Побывать во многих странах
  • И домчаться на Луну,
  • Быть отважным следопытом
  • В чащах вековых –
  • Все края тебе открыты
  • На страницах книг.
  • Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7-8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг?
  • Сосчитаем: 7 х 60 = 420 (книг только для вас, ребята), а всего:
  • 45 х 60 = 2700 (книг).
  • 2700 - это же библиотека!
  • 3-й ученик. Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!
  • 4-й ученик . А часов? Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других? Каждую минуту заводы делают 77 штук. За 1 минуту производится промышленной продукции на 1,4 млн руб. Потеря одной минуты рабочего времени равна утрате результатов дневного труда 200 тысяч человек.
  • А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей. Вот сколько стоит минута.
  • 5-й ученик . А что же мы успеваем сделать за минуту?
  • Проводится соревнование, например, чтение (количество слов в минуту), решение примеров (учащиеся пишут только ответы), и т. д.

Ребята, а вы знаете, что такое минута?

Ученик: это 1\60 часа. А что можно сделать за одну минуту? На первый взгляд кажется ничего. А ведь из этих минут складывается время. Возьмем свой класс. В классе 12учеников. Если каждый своими шалостями отнимет по одной минуте, то останется 28 минут на получение знаний. Вот вам и одна минута.

Учитель: Чувство времени надо вырабатывать, ребята, в себе, приучаясь жить по часовой стрелке. А стоит ли трудиться? Может можно жить и без часов. Попробуем представить. что произойдет с каждым из нас, если исчезнут все часы.

Ученик: Мы пришли в школу. Пора бы начаться урокам, а в классе нет и половины учеников. Нет и учителя, он только вышел из квартиры.

Ученик: Я вернулся после школы домой. Ох, как хочется есть, а мама еще только поставила варить.

Ученик: мы пришли в кинотеатр, а там уже половина фильма показана.

Учитель: Вот какой получился бы беспорядок, если бы люди не посматривали на часы и постепенно не вырабатывали чувство времени. А можно иметь часы и не дорожить временем.

Ученица:

С часами дружба хороша работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша, и книг не забывай.

Учитель: Чтоб вечером, ложась в кровать, когда наступит срок, ты мог уверенно сказать – хороший был денек!

Итог урока.

Какова тема нашего занятия?

Какие пословицы вы запомнили?

Что же необходимо делать, чтобы обладать чувством времени?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛАССНЫЙ ЧАС «Цена минуты» Варакосова Л.П. 4 класс

ЦЕЛИ: 1. Расширение кругозора учащихся. 2. Воспитание бережного отношения ко времени.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ. Какие часы вы знаете?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ – МОРСКИЕ СКЛЯНКИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

ЦЕНА МИНУТЫ. С виду он обычный ящик, Но – волшебник настоящий, Живет в нем вся Вселенная, Хоть вещь обыкновенная. Сто историй вам расскажет, В цирк вас пригласит на час, Кинофильмы вам покажет – Есть у каждого из вас.

ТЕЛЕВИЗОР. За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.

ВТОРАЯ ЗАГАДКА Полюбуйся, посмотри! Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина.

ХОЛОДИЛЬНИК. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников.

ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА Чтобы я тебя повез, Мне не нужен овес, Накорми меня бензином, На копыта дай резины, И, поднявши вихрем пыль, Побежит…

АВТОМОБИЛЬ. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.

Хочешь плыть по океанам, Опускаться в глубину, Побывать во многих странах И домчаться на Луну, Быть отважным следопытом В чащах вековых – Все края тебе открыты На страницах книг.

ЦЕНА МИНУТЫ.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7–8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг? Сосчитаем: 7 × 60 = 420 (книг только для вас, ребята), а всего: 45 × 60 = 2700 (книг). 2700 – это же библиотека!

ЦЕНА МИНУТЫ. . Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

ЦЕНА МИНУТЫ. Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других каждую минуту заводы делают 77 штук.

ЦЕНА МИНУТЫ. Реши примеры: 1) 2х4= 2) 3х15= 3) 21:3 = 4) (3+7)х1= 5) 5:1+8= 6) (7 - 6)х10= 7) 4х4 – 3х4= 8) 3х4 – 12= 9) 28:7х9=

Бежит стремглав минута. Минута коротка. Но за минуту можно Найти звезду, жука, Решение задачи… И редкий минерал, Который до сих пор еще Никто не открывал. В минуту отрываются Ракеты от Земли. Но чтобы в дальний Космос Они лететь могли – Ученые отдали Десятки лет работе, И с детства космонавты Мечтали о полете. Пускай минута коротка, Пусть очень быстро мчится! Большая, смелая мечта В ней может уместиться! Н. Юркова

СОВЕТЫ: 1. Распредели свой день. 2. Пораньше ложись спать и пораньше вставай. 3. Утром делай зарядку. 4. Уроки учи не сразу, как пришел из школы, а через час-два. 5. После школы отдохни, но лучше активно и на свежем воздухе. 6. Уроки делай днем. 7. Поздно вечером не занимайся, так как мозг уже устал. 8. Сначала делай уроки, что потрудней. 9. Посещай секцию или кружок. 10. Помогай родителям по хозяйству.


Дни приходят к нам как замаскированные друзья, принося бесценные дары от неведомой руки; но если мы не пользуемся их приношениями, они молча уходят и никогда уже не возвращаются. Каждое последующее утро приносит нам все новые и новые дары, но если мы не сумели воспользоваться теми, которые были принесены вчера и третьего дня, мы делаемся все менее способными пользоваться ими, пока, наконец, способность оценивать их и пользоваться ими не исчезает совсем.

Время – это сырой материал, из которого мы можем делать все, что захотим

Те самые часы, которые вы беззаботно расточаете, в случае полезного использования могли бы обеспечить ваш успех. Какие величественные памятники созидались бы юношами, находившимися в неблагоприятных условиях, в подобные растраченные отрывки времени, которые совершенно не ценятся многими из нас?!

Майкл Фарадей вначале мог заниматься физическими опытами лишь в свободные часы, остававшиеся у него от занятия переплетным ремеслом. Гемфри Дэви приобрел известность, занимаясь физикой в свободные моменты на чердаке аптекарского магазина, в котором он служил. "Не существует никакого такого дела или занятия, - говорит Уитенбах, - которое не позволяло бы человеку уделять каждый день несколько времени научным занятиям своей юности".

"Ссылка на отсутствие времени для пополнения нашего образования, - говорит Матью Арнольд, - тотчас же окажется неосновательной, как только мы серьезно начнем исследовать наше распределение времени". "Как я заметил, - говорит Берк, - леность гораздо более заполняет время человека и менее позволяет ему быть своим господином, чем какое бы то ни было занятие".

Какой человек настолько занят, чтобы у него не находится ежедневно одного часа для пополнения своего образования? А между тем какие чудеса были бы совершаемы в "один час ежедневно"!

Один час ежедневно, отнятый от пустого времяпрепровождения и употребленный с пользой, дал бы человеку даже с заурядными способностями возможность вполне овладеть любой отраслью науки и сделал бы невежественного человека образованным по прошествии нескольких лет. В один час можно прочитать внимательно двадцать страниц, что составит в год свыше семи тысяч страниц или семнадцать больших томов. "Один час в день":

    в течение двенадцати лет больше чем уравновесит время, уделяемое для занятий в течение четырехгодичного курса в университете;

    может составить всю разницу между простым существованием и полезной, счастливой жизнью;

    может сделать и делал неизвестного человека знаменитым, полезным, благодетелем человечества.

Теперь представьте себе ту великую возможность, которая кроется в двух, четырех или даже шести часах в день, растрачиваемых бесполезно молодыми людьми обоего пола в беспокойной погоне за развлечениями и забавами!

Многие великие люди создали свою славу, пользуясь такими промежутками времени, которые большинством людей растрачиваются совершенно бесцельно:

    Гарриет Бичер-Стоу писала свою знаменитую книгу "Хижина дяди Тома" в промежутках между многочисленными хлопотами по хозяйству;

    Лонгфелло переводил "Ад" урывками по десять минут в день, пока варился его кофе, и продолжал так работать в течение нескольких лет до окончания работы;

    Гуго Миллер, усердно работая в качестве каменщика, находил время читать научные книги и записывать сведения, обнаруживаемые им на каменных глыбах, с которыми ему приходилось иметь дело;

    Берне написал многие из своих наилучших поэм в то время, когда работал на ферме;

    Линкольн изучал право в свободные часы, когда занимался межеванием, а начальные ступени прошел безо всякой помощи в то время, когда охранял товарный склад;

    Джон Стюарт Милль написал значительную часть своих наиболее известных произведений во время службы клерком в Ост-Индской компании;

    Чарльз Фрост, знаменитый сапожник из Вермонта, решил посвящать один час в день научным занятиям и в результате сделался одним из самых выдающихся математиков в Соединенных Штатах, приобретя, сверх того, завидную известность и в других областях знания.

Великие люди всегда были очень экономны по отношению ко времени :

    Цицерон говорил: "То время, которое другие посвящают зрелищам и развлечениям или даже умственному и телесному покою, я отдаю на изучение философии";

    дни Александра Гумбольдта так были заняты разными делами, что он занимался наукой по ночам или ранним утром, когда другие еще спали;

    Гладстон постоянно носил в кармане книгу с той целью, чтобы какой-нибудь непредвиденный свободный момент не пропал у него напрасно.

Каким укором является такая жизнь для множества молодых людей обоего пола, которые тратят напрасно целые месяцы и даже годы!

Время - деньги. Мы, конечно, не должны слишком скряжничать с ним, но не должны и тратить напрасно часов, как не разбрасываем денег. Хорошо было сказано, что утраченное богатство может быть снова приобретено деятельностью и бережливостью, утраченное знание - учением, утраченное здоровье - воздержанной жизнью и чтением; но потерянное время уходит безвозвратно. При потере часа, - как она ни дурна сама по себе, - хуже всего не сама потеря времени, а расточение жизненной силы, характера в безалаберной жизни. Вследствие лени нервы как бы "ржавеют".

Каждый день есть маленькая жизнь, а вся наша жизнь - лишь повторенный день.

Человек должен все время помнить о том, что постоянное обиталище его души — это вышний мир. Известно, что души были сотворены в начале творения мира (Раши говорит это в своем комментарии к трактату Йевамот, 53, на слова: «Тело…»; это записано в Мидраше) и жилище их — у Престола Б-жественной Славы. Там — место постоянного пребывания всех душ Израиля, сюда же они приходят лишь для того, чтобы чуть-чуть пожить в мире Действия, приобретя заслугу изучения Торы и совершения добрых дел, а затем вновь вознестись к Б-гу.

Представьте себе: некий человек отправился в далекую страну на громадную ярмарку, чтобы продать или купить дорогие товары, которых в его собственной стране не достать. И в ту самую минуту, когда сделка почти уже заключена, подходит к нему некто и говорит: «Посмотри, какие газеты у меня есть!

Почитай-ка их — такое удовольствие получишь!» Прогонит его этот человек от себя и закричит ему: «Поди прочь! Пока ты меня отвлекаешь, я каждую секунду теряю деньги! Разве ты не знаешь, что я проехал много сотен верст, добрался до чужой страны, и все лишь затем, чтобы оказаться на этой грандиозной ярмарке и заработать на ней денег на пропитание семье на весь год! А ты предлагаешь мне потратить время впустую на эти глупые газеты!»

О чем эта притча, ясно само собой. Постоянное место проживания души — в высшем мире, именно там ее вечный дом, согласно слову Писания: «Пришелец (…) временный житель, как все отцы мои». И только для того, чтобы не была душа вынуждена есть незаработанный «хлеб позора», низвергают ее сюда, на землю, на короткое время (так что в этом мире она на положении пришельца в чужой стране), для того чтобы она приобрела заслугу изучения Торы и совершения добрых дел. А когда она оказывается здесь, на земле, злое начало постоянно соблазняет ее потратить время на чтение всяческих газет и тому подобное времяпрепровождение. И нужно прогонять злое начало и говорить ему: «Разве ты не знаешь, что я спустилась сюда, преодолев многие сотни тысяч верст от места моего обитания, совсем на чуть-чуть и только затем, чтобы приобрести товар, который должен обеспечить мне вечное блаженство? А ты отвлекаешь меня всякими глупостями! Что я отвечу Пославшему меня, если вернусь домой с пустыми руками?»

Это поможет понять, что сказало Писание о Моше, учителе нашем, да пребудет он в мире: И назвал он имя одного (своего сына) Гершом, ибо сказал: «Пришельцем был я в стране чужой»; а имя другому дал Элиезер, ибо (сказал): «Б-г отца моего — в помощь мне». Ведь сам по себе стих непонятен: следовало Моше назвать первого сына Элиезером в память о чуде! И кроме того, для чего напоминать, что «пришельцем был я…»? А наши слова делают стих просто восхитительным: Моше, учитель наш, ведь пришел к Итро, а тот пока еще не принял иудаизма, и дела его не стали праведными (мы знаем это, поскольку в дальнейшем Писание приведет слова Итро: «Теперь узнал я, что более велик Б-г, чем все идолы», — значит, перед тем, как разъяснил ему это Моше, учитель наш, да пребудет мир на нем, он этого не знал!). Получается, Моше, учитель наш, боялся, что приучится поступать так же, как Итро, поэтому и назвал своего сына Гершом, сказав: «Ибо пришельцем был я…» Он хотел, чтобы у него перед глазами всегда было напоминание о том, что он в этом мире лишь на положении пришельца в чужой стране, которому придется затем возвратиться к своим корням, в обитель вечносущих: ведь именно там место «его постоянного жительства, как всех его отцов». (Писание так и говорит: «Пришелец я на земле, временный житель, как все мои отцы».) Моше, учитель наш, знал, что это напоминание поможет ему очень внимательно относиться ко всем своим делам.