Какие черты софьи раскрываются в этих явлениях. Образ Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова. Софья – юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и прекрасной сообразительностью. После смерти матери Софья воспитывалась старой француженкой Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий. По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время отсутствия Чацкого (3 года) девушка сильно изменилась, и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов, в частности, произведения Карамзина.

В результате, девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли. Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

В доме отца Софья не имеет возможности духовно развиваться. Она заигралась, воображая себя героиней романа. Девушка стала придумывать сны, напоминающие баллады Жуковского, имитировать обмороки и т. п. Она придумала себе образ романтичного возлюбленного, преданного, робкого, но бедного человека, и наделила этими чертами Молчалина, не заметив, как жестоко обманулась. Чацкий по-своему также интересен Софье, ей не дают покоя воспоминания о трогательном детском чувстве, которое она испытывала по отношению к нему, но теперь она стала другой, и ее раздражает его сарказм и желчность. Кроме того, девушка боится разоблачения своего романтичного «идеала» в образе Молчалина, поэтому пребывание Чацкого в доме Фамусовых становится для нее крайне нежелательным. В этот момент проявляется «московское» воспитание Софьи и открывается истинная натура светской барышни. Именно Софья во время бала распускает слух о безумстве Чацкого. В финале комедии девушка жестоко наказывается за свою клевету: она узнает о предательстве Молчалина, который нагло заигрывает с Лизой и при этом открыто говорит, что Софья его интересует только из корыстных соображений. Узнав о романе Софьи со своим секретарем, Фамусов отсылает дочь «в деревню», «в глушь», а именно, к тетке в Саратов.

В образе Софьи удивительным образом сочетаются такие разные свойства, как женственность и властность, упрямство и эмоциональность, ранимость и жизненная хватка. Ее чувства к Молчалину были по-настоящему искренними, она всеми силами защищала и оберегала свой идеал от разоблачения. Поэтому в конце произведения она так же, как и Чацкий, трагично переживала драму обмана, предательства и разочарования.

Рассмотрим особенности комедии, которую создал Фонвизин ("Недоросль"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Пьеса эта является шедевром отечественной литературы 18 столетия. Это произведение входит сегодня в фонд русской классической литературы. Оно затрагивает целый ряд "вечных проблем". А красота высокого слога и сегодня привлекает множество читателей. Название этой пьесы связано с изданным Петром I указом, согласно которому "недорослям" (молодым дворянам) запрещается без образования поступать на службу и жениться.

История создания пьесы

Еще в 1778 году возник замысел этой комедии у ее автора, которым является Фонвизин. "Недоросль", анализ которой нас интересует, была написана в 1782 году и в этом же году представлена публике. Следует кратко осветить время создания интересующей нас пьесы.

Во время правления Екатерины II написал Фонвизин "Недоросль". Анализ героев, представленный ниже, доказывает, что они являлись героями своего времени. Период в развитии нашей страны связан с господством идей Они были заимствованы русскими у французских просветителей. Распространению этих идей, их большой популярности в среде образованного мещанства и дворянства способствовала во многом сама императрица. Она, как известно, переписывалась с Дидро, Вольтером, д’Аламбером. Кроме того, Екатерина II открывала библиотеки и школы, поддерживала различными средствами развитие искусства и культуры в России.

Продолжая описывать комедию, которую создал Д. И. Фонвизин ("Недоросль"), анализируя ее особенности, следует отметить, что, как представитель своей эпохи, автор, безусловно, разделял идеи, господствовавшие в то время в дворянском обществе. Он постарался отразить их в своем произведении, перед читателями и зрителями обнажив не только положительные моменты, но и указав на заблуждения и недочеты.

"Недоросль" - образец классицизма

Анализ комедии "Недоросль" Фонвизина требует рассматривать эту пьесу как часть культурной эпохи и литературной традиции. Это произведение считается одним из лучших образцов классицизма. В пьесе наблюдается единство действия (в ней не найти второстепенных сюжетных линий, описывается лишь борьба за руку Софьи и ее имущество), места (персонажи на большие расстояния не перемещаются, все события происходят либо около дома Простаковых, либо внутри него), и времени (не более суток занимают все события). Кроме того, использовал "говорящие" фамилии, которые являются традиционными для пьесы классицистической, Фонвизин ("Недоросль"). Анализ показывает, что, следуя традиции, он разделил своих персонажей на положительных и отрицательных. Положительные - это Правдин, Стародум, Милон, Софья. Их противопоставляет Простакову, Митрофану, Скотинину Д. И. Фонвизин (пьеса "Недоросль"). Анализ их имен показывает, что они дают читателю понять, какие черты в образе того или иного персонажа являются превалирующими. Например, олицетворением морали и правды в произведении является Правдин.

Новый жанр комедии, его особенности

"Недоросль" на момент создания стала важным шагом вперед в развитии литературы нашей страны, в частности, драматургии. Денис Иванович Фонвизин создал новый социально-политической. В ней гармонично совмещается ряд изображенных с сарказмом, иронией, смехом реалистичных сцен из жизни некоторых заурядных представителей высшего общества (дворянства) с проповедями о морали, добродетели, необходимости воспитания человеческих качеств, которые были свойственны просветителям. Поучительные монологи при этом восприятия пьесы не отягощают. Они дополняют это произведение, в результате чего оно становится более глубоким.

Первое действие

На 5 действий поделена пьеса, автор которой - Фонвизин ("Недоросль"). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы - а Софья и Правдин - положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума - это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.

Развитие событий в пьесе, которую создал Фонвизин ("Недоросль")

Анализ произведения продолжим описанием того, как развивались события. 2-е, 3-е и 4-е действия - это их развитие. Мы знакомимся со Стародумом и Милоном. Простакова и Скотинин пытаются понравиться Стародуму, но их лесть, фальшивость, необразованность и огромная жажда наживы лишь отталкивает. Они выглядят глупо и смешно. Наиболее смешной сценой этого произведения является опрос Митрофана, во время которого обнажается глупость не только этого юноши, но также и его матери.

Кульминация и развязка

5-е действие - кульминация и развязка. Следует заметить, что мнения исследователей о том, какой момент следует считать кульминацией, разнятся. Существует 3 самых популярных версии. Согласно первой, это похищение Простаковой Софьи, согласно второй - чтение Правдиным письма, в котором говорится о том, что под его опеку переходит имение Простаковой, и, наконец, третья версия - ярость Простаковой после того, как она понимает собственное бессилие и пытается "отыграться" на своих слугах. Справедлива каждая из этих версий, поскольку рассматривает с разных точек зрения интересующее нас произведение. Первая, например, выделяет сюжетную линию, посвященную женитьбе Софьи. Анализ эпизода комедии Фонвизина "Недоросль", связанного с женитьбой, действительно, позволяет считать его ключевым в произведении. Вторая версия рассматривает пьесу с социально-политической точки зрения, выделяя момент, когда в поместье торжествует справедливость. Третья внимание акцентирует на исторической, согласно которой Простакова является олицетворением ушедших в прошлое обессиливших принципов и идеалов старого дворянства, которые, однако, еще не верят в собственное поражение. Это дворянство, по мнению автора, основано на непросвещенности, необразованности, а также низких моральных устоях. Во время развязки все покидают Простакову. У нее не осталось ничего. Указывая на нее, Стародум говорит, что это "достойные плоды" "злонравия".

Отрицательные персонажи

Как мы уже отмечали, главные персонажи четко делятся на отрицательных и положительных. Митрофан, Скотинин и Простаковы - отрицательные герои. Простакова - женщина, ищущая наживы, необразованная, грубая, властная. Она для получения выгоды умеет льстить. Однако Простакова любит своего сына. "Тенью" жены предстает Простаков. Это безвольный персонаж. Его слово мало значит. Скотинин является братом госпожи Простаковой. Это столь же необразованный и глупый человек, довольно жестокий, подобно его сестре падкий на деньги. Для него прогулка к свиньям на скотный двор - лучшее занятие. Митрофан - типичный сын своей матери. Это избалованный юноша 16-ти лет, унаследовавший от дяди любовь к свиньям.

Вопросы и наследственности

В пьесе, следует отметить, важное место отводит вопросу родственных связей и наследственности Фонвизин ("Недоросль"). Анализируя этот вопрос, скажем, например, что Простакова лишь замужем за своим супругом ("простым" человеком, который не желает многого). Однако она на самом деле Скотинина, сродни своему брату. Сын же ее вобрал качества обоих своих родителей - "животные" качества и глупость от матери и безвольность от отца.

Похожие родственные связи можно проследить и между Софьей и Стародумом. Оба они честны, добродетельны, образованы. Девушка слушает дядю внимательно, уважает его, "впитывает" науку. Пары противоположностей создают отрицательные и положительные герои. Дети - избалованный глупый Митрофан и кроткая умная Софья. Родители любят детей, однако к их воспитанию подходят по-разному - Стародуб беседует на темы правды, чести, морали, а Простакова лишь балует Митрофана и говорит о том, что ему не пригодится образование. Пара женихов - Милон, видящий идеал и своего друга в Софье, любящий ее, и Скотинин, подсчитывающий состояние, которое он получит после женитьбы на этой девушке. Софья при этом как человек ему не интересна. Скотинин даже не пытается обустроить своей невесте удобное жилье. Простаков и Правдин являются в действительности "голосом правды", своеобразными "ревизорами". Но в лице чиновника мы находим активную силу, помощь и реальное действие, а Простаков - персонаж пассивный. Единственное, что смог сказать этот герой - упрекнуть в конце пьесы Митрофана.

Проблемы, которые поднимает автор

Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении. Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем. Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным.

Как показал проведенный нами анализ пьесы Фонвизина "Недоросль", главная идея и тема произведения - необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СОШ № 34» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Разработка Ермолаевой Инны Леонидовны, Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Рекомендовано: 9 класс 2016 год

История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.

История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально - «Горе уму»).

Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии. «Горе от ума» расходилось в списках. Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское. Ее приняли восторженно, особенно декабристы. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году. И.И. Пущин

Жанр В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий. Грибоедов создал комедию, которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы. Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

Композиция 2 действие развитие действия 3 действие кульминация 1 действие завязка 4 действие развязка В пьесе 4 действия:

Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге- "горе от собственного ума" полной мерой испил сам герой.

Действие первое Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха? Как характеризует Скалозуба Софья? О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения? Сколько лет отсутствовал Чацкий? Что связывает Софью с Чацким? Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.

Действие первое Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого? Что тревожит Фамусова? Как Чацкий характеризует московское общество?

Действие второе Прочитайте выразительно монолог Фамусова. «Петрушка…» Что можно сказать об образе жизни Фамусова на основании этого монолога? Как Фамусов прореагировал на слова Чацкого «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали»? Перед каким веком преклоняется Фамусов? Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то – то, все вы гордецы!...» На каком основании Фамусов сделал вывод, что Чацкий опасный человек?

Действие второе Как ведет себя Фамусов при появлении Скалозуба? Докажите содержанием текста, что Скалозуб ограниченный человек? Выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?». Кого обличает в этом монологе Чацкий? Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади?

Действие второе Выразительное чтение по ролям 12 явления 2 действия. Как раскрывается характер Молчалина в этом явлении?

Действие третье Какие качества в Молчалине ценит Софья? Почему Чацкий делает вывод: « Шалит, она его не любит.» Выразительное чтение по ролям 3 явления 3 действия. Как раскрывается характер Молчалина и Чацкого в этом явлении?

Действие третье Среди гостей Фамусова Чацкий встречает давнего своего знакомого Платона Михайловича. Как Платон Михайлович оценивает свой образ жизни? С какой целью приезжают на бал князь и княгиня Тугоуховские?

Действие третье С кем Хлестова приезжает в дом Фамусова? Как она относится к своим слугам? Как ведет себя в фамусовском обществе? Что можно сказать о поведении Молчалина по отношению к Хлестовой?

Действие третье Какую новую черту характера Молчалина отмечает Чацкий? (явл. 13) Как получилось, что Чацкого объявили сумасшедшим? В чем видит причину этого фамусовское общество? Докажите содержанием текста комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» Как данный монолог характеризует Чацкого?

Действие четвертое Как воспринимает Чацкий Репетилова? Какую роль в комедии играет Загорецкий? Верит ли фамусовское общество в сумасшествие Чацкого? Докажите примерами из текста. Как сам Чацкий реагирует на сплетни фамусовского общества? Каким образом Чацкий становится свидетелем неожиданной сцены?

Действие четвертое Выразительное чтение по ролям 12 явления 4 действия. Дайте оценку поведения каждого персонажа в этом явлении. Дайте характеристику Фамусову на основании содержания 13 явления.

Действие четвертое Выразительное чтение монолога Чацкого «Не образумлюсь…виноват…» Почему Чацкий бежит из Москвы?

Развернутый ответ на вопрос Как вы думаете, что произойдет в доме Фамусова после разоблачительной сцены? (письменный ответ)

Самостоятельная работа Задание: Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы и выписать их.

Самостоятельная работа Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит. 1. Счастливые часов … 2 . Грех не беда, … 3. Подумаешь. … 4. А горе … 5. Мне все равно, … 6. - Где ж лучше? … 7. И грянул вдруг … 8 . Сон … 9. Служить бы рад, … 10. Свежо предание, …

Афоризмы 11. Кто служит делу, … 12. Ах! Тот скажи любви конец, … 13. Дома новы, … 14. ,он малый … 15. Ах! Злые языки … 16. Но чтоб иметь детей, … 17. Кто беден, … 18. А впрочем, он дойдет до степеней известных, … 19. Нельзя ли для прогулок … 20. И точно, начал …

Афоризмы 21. Что за комиссия, создатель, … 22. И золотой мешок, … 23. Минуй нас пуще всех печалей … 24 . Подписано, … 25. Чуть свет уж на ногах! … 26. И дым Отечества … 27. Вот то-то, все вы гордецы! … 28. Что говорит! … 29. А судьи кто? … 30. И кто влюблен - …