Судьба молодого дворянства на примере образа Евгения Онегина (по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»). Пушкин А. Евгений Онегин, Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе «Евгений Онегин

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-05-18

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.
В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, даже его обед. Мы видим молодого дворянина, “забав и роскоши дитя”. Жизнь петербургского света “однообразна и пестра”, пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком достаточно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела “русская хандра”. Такое критическое отношение к действительности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и “угрюмости”. Стремление к свободе (личной и общественной), творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают возможность Онегину сменить привычную обстановку.
Два дня ему казались новы.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле...
Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:
...Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об “общественном договоре” Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение “старого” и “нового” в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался “не мужем с честью и умом”, он испугался “мненья света”, которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла “охота к перемене мест”.
Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это возможность “пробуждения души”. После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его душа или погаснет окончательно - остается за пределами романа.


А.С.Пушкин создал ярчайшее произведение. Роман «Евгений Онегин» стал отображением русской жизни, и одновременно, повествованием о судьбе уникального персонажа, для русской литературы не совсем обычного.

Дворянин Евгений Онегин проживал в Москве. Он стал наследником солидного состояния умершего дяди. Со стороны Пушкина звучит нотка расположения в адрес героя, так как он его называет «добрым приятелем».

Автора привлекает тяжелая судьба Евгения и нравится сложный характер. Пушкиным описывается жизнь Онегина в Москве, постоянное посещение светских мероприятий. Но по ходу действия, читатель становится свидетелем того, как Евгению наскучивает подобный образ жизни, и «света шум». У молодого человека возникает ощущение, что оно попал не в свою среду, потому что столичные развлечения не приносят ему удовольствия.

Драматизм судьбы Онегина заключается в бессмысленности, по мнению героя, его собственного существования в этом мире. Его надоела скука и обыденность. Онегин не верит в то, что можно достигнуть высоких целей. Он не имеет каких-либо ценностей, поэтому его ожидает несчастная жизнь.

После встречи с Татьяной, может показаться, что герой должен воспрянуть, ощутив любовь.

Но томительная тоска его не покинула, ведь Онегин не верит в существование настоящей любви, и в то, что Татьяна обладает способностью к искреннему чувству. Да и сам он пока не способен полюбить.

Правда, Пушкин не желает всё оставлять именно так, поэтому пользуется кольцевым сюжетом, согласно которому, между Онегиным и Татьяной спустя время происходит встреча. Во время неё они меняются ролями. Герой ощущает трагизм неразделенной любви. Хотя несчастен персонаж этот

не только в любовных отношениях. Ему не дано познать и настоящей дружбы. Пушкин признаётся, что Ленский с Онегиным «от делать нечего друзья», поэтому, когда перед ними возникла ситуация, подразумевающая неизбежность дуэли, они не стали идти против общественного мнения с целью сохранения дружбы. Онегин несчастен, потому что все шансы быть счастливым упустил в своей жизни.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Текст сочинения:

Евгений Онегин это произведение, в котором отразился век. Болезнью века, болезнью лишних людей была русская хандра. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найҭи применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставиҭ вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэҭ исследует и личность Онегина молодого дворянина 10-х начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ. В первой главе поэҭ детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, даже его обед. Мы видим молодого дворянина, забав и роскоши диҭя. Жизнь петербургского света однообразна и пестра, пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком достаточно умным и криҭически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела русская хандра. Такое криҭическое отношение к действительности ставиҭ Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и угрюмости. Стремление к свободе (личной и общественной), ҭворчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом. Внешние обстоятельства смерть дяди, необходимость вступать в права наследства даюҭ возможность Онегину сменить привычную обстановку. Два дня ему казались новы. Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье ҭихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле... Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрыҭую красоту Татьяны: ...Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ҭы, поэҭ. Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об общественном договоре Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение старого и нового в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался не мужем с честью и умом, он испугался мненья света, которое так презирал. Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла охота к перемене мест. Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь это возможность пробуждения души. После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может. Финал открыҭ. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависиҭ не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних собыҭий. Время изменяется, приносиҭ много неожиданного. По-новому складываюҭся общественные условия, и дальнейшая жизнь героя возродиҭся ли его душа или погаснет окончательно остается за пределами романа.

Права на сочинение "Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", написанный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде "лишних людей" и возникновения тайных обществ.

Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев "о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.

Бывало, он еще в постели: К нему записочки несут. Что? Приглашены? В самом деле, Три дома на вечер зовут... Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается "Петербург неугомонный". Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, Па биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит... Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой — о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая "равнодушною княгиней", "законодательницей зал". Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину: ...Сейчас отдашь я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, "цвет столицы", в лицах — это "знать" и "моды образцы", "везде встречаемые лица, необходимые глупцы". На балу мы видим и "бального диктатора", и "залетного путешественника", и субъекта, заслужившего известность "низостью души", и "на все сердитого господина" — но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется темный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой. Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны "целью взоров и суждений" был жирный пирог, "к несчастию, пересоленный". Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор; Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод... Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе "Филипьевны седой" мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.

Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, "собирая ягоду в кустах", в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман "Евгений Онегин" — это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.

В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения.

Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты” и что он любил проводить с ним время. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяжении всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не “положительный”, но и не “отрицательный” герой.

Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает большое внимание на его воспитание. Оно оказало на героя губительное действие. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необычайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действие на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о которых даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать.

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест...

Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.

Татьяна, “милый идеал” Пушкина, является главной героиней романа. Татьяна - это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню “русской душою”. Но если прежний Онегин прежде не увидел всей внутренней красоты Татьяны, зато новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и пылко, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизни ему нет. Но его ждет отказ, потому что понятие чести Татьяны не позволит ей нарушить слово, данное Богу и себе: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна”. Главное свойство Татьяны - высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому ею человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью привлекает к героине наше внимание. Недаром для Пушкина она - “милый идеал”, хотя он и не наделяет ее ни красотой, ни знатностью, а создает образ русской женщины с превосходными душевными качествами. На это обращает внимание даже прежний Онегин и говорит Ленскому: “Я выбрал бы другую, когда бы я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...” В Татьяне с первого взгляда чувствуется поэтическая душа.

Кроме главных действующих лиц, наиболее близких автору, Онегина и Татьяны, в романе присутствует еще один замечательный образ - образ романтичного юноши Ленского. Пушкин поведал нам о его кратковременной жизни и довольно грустной судьбе. В лице Ленского Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного романтика. Ленский - восторженный поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, “вольнолюбивые мечты”, как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. “Сердцем милый невежда”, он воспринимает людей и жизнь романтически, верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. И, как ему кажется, он обрел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и к лучшему, так как в памяти остальных героев и читателей романа Ленский навсегда остается пылким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.

Пушкин, дабы полнее показать все стороны жизни дворянского общества 10-20-х годов XIX века, дает в своем романе еще и образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга - полная противоположность своей сестре. Она жизнерадостна, привлекательна, но это не может скрыть бедности ее душевного мира. “Всегда скромна, всегда послушна”, Ольга является одной из тех, кто, не задумываясь, следует принятым в дворянской среде правилам.

Недолго она плакала о Ленском и вскоре вышла замуж, по словам В. Г. Белинского, “повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”.

Итак, Пушкин показал на примере своих любимых героев жизнь молодежи его времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, но и от правил, установленных в дворянском обществе в то время. Тем не менее Пушкин не только определяет главного врага молодежи - бесцельную и праздную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян, но и указывает пути, по которым могли идти лучшие представители дворянства в 10-20-е годы XIX столетия.