Литературные чтения ко Дню защитника Отечества «…Да, вот они, русские характеры! Защитник отечества в русском изобразительном искусстве Защиты родины в различных видах искусства

Цыдыпов Ярослав

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). В данной работе учащийся пытался проследить,как литература и музыка разными путями идут к созданию образа защитника Отечества и его прославлению. Проект был выполнен на республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Новые грани музыкального искусства» и был представлен в номинации: «Синтез литературы и музыки». Учащийся со своей работой занял II место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»

Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

«Новые грани музыкального искусства»

Номинация: «Синтез литературы и музыки»

Тема: «Образ защитника Отечества в музыке и литературе»

Ученик 6 класса СОШ № 43

Руководитель: Цыдыпова Ю.В.

Г. Улан-Удэ

2012

Введение

Основная часть

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах.

Глава I I . Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве. Все вышесказанное доказывает актуальность нашей работы.

Какой же он – защитник Отечества? Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве? Познакомиться с образом защитника Отечества через различные виды искусств стало целью моей работы .

Были поставлены следующие задачи : познакомиться с различными произведениями, в которых герой – защитник отечества; показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества.

Объектом исследования моей работы стал образ защитника Отечества, а предметом – изучение образа защитника в музыкальных, литературных и изобразительных произведениях.

При написании работы я изучил много литературы: монографии, журнальные статьи, произведения музыки, литературы и живописи, пользовался Интернет-ресурсами.

На мой взгляд, наша работа будет интересна широкому кругу читателей.

Глава I. Образ защитника Отечества в литературе.

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах .

Кто своего родства не уважает,

тот сам себя унижает.

А кто предков своих стыдится,

тот через это срамится.

Столетья, сменяя друг друга, идут

Герои в старинных былинах живут.

Не раз от врагов они Русь защищали,

За землю свою не раз кровь проливали.

С тех пор поколений немало сменилось,

Но память о них на Руси сохранилась.

Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?

В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги»

Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны. Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.

Вот что говорит об Илье былина «Илья Муромец и Идолище»: «Надвинулась на Киев-град беда великая: подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища. Услыхал Идолище, что богатыря Ильи Муромца в Киеве нет - и осмелел. Позвал он писца, велел князю Владимиру письмо писать:

«Выбирайся, князь, из своих хором. Иду я на Киев. Город возьму, церкви разрушу, а тебя в кухню сошлю. Будешь мне обеды варить». Как написал, так и сделал. Напал Идолище на Киев, княжеские палаты занял, князя Владимира на кухню работать послал. Плачет Владимир, а бороться, с Идолищем не может: без богатырей у него своей силы нет.

А Илья Муромец в родительском доме живёт. Почуял он издали, что беда стряслась над Киевом. Сел на своего добра коня и поехал проведать, не нужна ли его помощь родной земле…».

Образ русского былинного богатыря запечатлён не только в искусстве слова, но и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри». Художник не случайно изобразил именно трёх богатырей. Число три, в древности, имело значение множественности. Три богатыря олицетворяют весь народ, который стоит на страже Родины. (см. Приложение) .

§ 2 Образ защитника Отечества в «Слове о полку Игореве».

Весной 1185 года в огромной, бескрайней дикой степи двигалось небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников. «Слово о полку Игореве» называет такую причину причину: князь Игорь «навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». (см.Приложение)

Образ защитника Родины в «Слове…» имеет несколько ипостасей. По существу, все мужчины, выведенные как действующие лица этой героической поэмы (Всеволод, Игорь, Святослав, автор), являются защитниками Руси и патриотами. Но они по-разному понимают свои задачи.

Всеволод , брат князя Игоря, принявший участие в походе, поддержавший брата, не случайно назван в поэме «буйтуром». Он полагает, что защита родины – это его обязанность и долг любого русского князя. Ратные подвиги – его стихия, это реальный защитник своей Родины, физически крепкий, сильный духом и сознанием своей правоты: ведь он всегда готов драться на стороне своей семьи против ненавистных половцев: «Седлай, брат, своих борзых коней, – мои давно у Курска стоят наготове». Под стать ему и его дружина, о которой он заботится и которой очень гордится: «А мои куряне – дружина бывалая… сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы». Он хороший воин, истинный защитник земли русской. Куда в битве ни поскачет, там «лежат поганые головы половецкие». Он и погибает как истинный воин и защитник своей земли – в битве, под натиском половецких полчищ: «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы…»

Сам инициатор похода на половцев князь Игорь Святославич изображен несколько иначе. Он понимает свой долг защитника не только в прямом физическом смысле – с мечом в руках защищать свои земли от врагов, но и более обобщенно. Обезопасить Русь от набегов можно, не только защищая свой дом и княжество от врагов, но и одержав победу в «диком поле», далеко от дома, чтобы половцы не только ненавидели, но и боялись русичей. Этот образ выведен в поэме уже как защитник всей русской земли.

Ведя свои полки на землю половецкую за землю русскую, Игорь думает уже в отличие от брата не о хорошей драке, а размышляет более обобщенно, когда говорит своей дружине: «Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться». Но именно ему, раненному в руку, и суждено попасть в плен, бежать оттуда, именно его возвращение будет приветствовать вся русская земля: «Страны рады, города веселы». Помимо качеств защитника Родины и храброго воина, он показан в произведении как человек, обладающий сильной волей и национальной гордостью.

Иной взгляд на защиту русской земли у самого автора произведения. Рассказывая о горе, постигшем русскую землю после гибели Всеволода и пленения Игоря, показывая результаты битвы, в которой «кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», он скорбит вместе со всеми людьми и природой: «Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились». Но реально оценивая события, произошедшие в 1185 году, говоря о благородстве Игоря, который не бросил погибать брата и, по свидетельству летописи, приказал своей дружине спешиться, чтобы пришедшие с ним «черные люди», то есть крестьяне, бились в равных с его дружинниками условиях, автор возлагает вину за произошедшее на князя Игоря и его родственников, считает, что их попытки выделиться и сыскать себе славу дорого обходятся Родине, которую князья должны защищать: «А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на русскую землю, дань беря по белке от двора». Вот он, взгляд истинного патриота, защитника Отечества, незамутненный никакими имущественными и династическими распрями!

Самый старший и самый мудрый защитник русского государства Святослав полагает, что не так страшны для Руси половцы, как своеволие князей и феодальные междоусобицы, разрывавшие русскую землю на слабые и беззащитные кусочки, легкую добычу для всех желающих расширить свои земли и набить свой кошелек за русский счет. Обращаясь поименно ко всем своим детям и родственникам, князь Киевский восклицает, вслед за автором «Слова…»: «Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой». Он требует от всех этих людей, чтобы они вспомнили прежние деяния предков по защите русских княжеств, были достойны славы отцов, чтобы русские люди действительно чувствовали себя под надежной защитой и могли искренне возглашать «славу» князьям, которая и заканчивает по традиции текст «Слова…»: «Здравии князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя полки».

§ 3 Образ защитника Отечества в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»). Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина.

Глава I I Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1 Образ защитника Отчества в русской классической музыке.

О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, летописи, былины, поэзия, иконы, но и произведения русской музыкальной культуры. Так знаменитый русский композитор С.С.Прокофьев написал музыкальное произведение - кантату «Александр Невский». В нём средствами музыки и поэзии рассказывается история сражения русских людей под предводительством великого князя.

Вставайте, люди русские,

На смертный бой, последний бой!

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - опера М.И.Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. В 1815 году в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Автором либретто был Александр Шаховской. Опера была написана в стиле французской «опера комик» - диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. В ней Сусанин оставался жив.

Спустя более двух десятков лет за тот же сюжет берётся Глинка, стремившийся создать русскую национальную оперу. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Глинка предполагал писать оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему - тему подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Таким образом, в русской классической музыке представлено много патриотических произведений, раскрывающих образ защитника Отечества с разных сторон

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны .

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Эти люди своим примером вдохновляли солдат на подвиги.

Но и сам образ русского солдата – защитника Родины – не остался без внимания. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача , начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война» .

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Всем известна песня «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова) , но не все знают, как она появилась.. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. “Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой". Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Биографию "Катюши" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера) – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне". Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда была песня. Песня о доме, песня о солдате, песня о любимой, песня о Родине.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни .

Во второй половине XX века в истории нашей страны опять появились трагические страницы – военные действия в Афганистане. Наша армия помогала дружественному режиму этой страны своими военными силами, кровью и потом своих солдат поддерживая мир.

Война в Афганистане унесла жизни многих хороших людей. Кто-то из них только начал жить и не успел сделать в своей жизни первый шаг, а кому-то смерть навечно преградила дорогу в карьере. Пускай кто-то из них даже не успел сделать свой первый выстрел, но все равно он останется героем и никогда не умрет в памяти своих друзей и однополчан. Про войну в Афганистане написано немало песен, они несут в себе память трагических дней десятилетней войны. Память о друзьях, братьях, отцах осталась навечно в афганских песнях.

В 90-е годы после распада Советского государства на территории нашей страны начались межнациональные конфликты, в том числе на территории Чеченской республики.

Солдатская песня помогала нашим парням не падать духом, поддерживала их во время военных операций. Образ защитника Родины – молодого солдата – навсегда запечатлен в песнях о Чеченской войне.

Заключение

Повышенный интерес к Родине и проблеме ее защиты возникает у писателей, художников, музыкантов в связи с военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. В человеческой истории с различной степенью периодичности войны случались, к сожалению, постоянно: захватнические, освободительные, справедливые и несправедливые. Военные действия непременно сопряжены с проявлениями мужества, героизма, отваги и смелости. Защита Отечества и в мирное время - главный вид деятельности людей военной профессии. При охране покоя своих сограждан нередко возникают ситуации, когда приходится жертвовать собой и совершать героические поступки. Эти черты защитников Отечества и стремится отразить Искусство.

Тема защитника Отечества находит отражение практически во всех видах искусства: в музыке и скульптуре, в литературе и изобразительном искусстве, в театре и кино.

Проанализировав некоторые музыкальные и литературные произведения, картины художников, я пришел к выводу, что произведения, главным героем которых стал солдат – защитник Отечества, прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского солдата.

Литература

  1. Бирюков, Ю. Е. Песни, рождённые в боях / Ю. Е. Бирюков. - М.: Музыка, 1985
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006
  3. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
  4. Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 1994г.
  5. Сергеева Г., Критская Е. Музыка. Учебник для 5-го класса. М. 2003г.
  6. Слово о музыке. Хрестоматия М. 1990г.
  7. Терехов В. Александр Невский. М. 1990г.
  8. Ткаченко П.И. Когда поют солдаты: Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане / П. И. Ткаченко. - М.: Молодая гвардия, 1987.

Приложение

В.М.Васнецов «Богатыри» (1898)

Натюрморт "Слово о полку Игореве". Арсенюк Юрий. Билибин И.Я. Иллюстрация к "Слово о полку Игореве"

И.И.Голиков Оформление иллюстрации к «Слову…»

Василий Теркин – народный герой.

В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым стихотворением?

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Показать текст целиком

В повести «Сотников» В.Быкова представлен образ настоящего защитника Отечества. Главный герой произведения отправляется на задание несмотря на болезнь. Затем, когда он и его товарищ Рыбак попадают в плен, Сотников умирает, но не поддаётся захватчикам. Героизм солдата проявляется в его выносливости и желании сопротивляться, даже попав в заключение . Антагонист героя – трусливый Рыбак , который соглашается на сотрудничество с немцами, чтобы остаться в живых.
Данное произведение сопоставимо со стихотворением «Бородино» М.Ю.Лермонтова в изображении настоящих героев. Авторы сходятся в представлении о защитниках Отечества и считают, что они долж

Критерии

  • 2 из 2 К1 Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2 К2 Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 3 из 4 К3 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К4 Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 8 из 10

Роман Борисович Щетинин

На уроке музыки мне предложили выбрать тему для проекта. Меня заинтересовала тема >, т.к. она выходила за рамки одного школьного предмета. Для исследований я выбрал личность Александра Невского. Его образ для меня очень интересен. Я родился 6 декабря. В этот день русская Православная Церковь отмечает память святого Благоверного князя Александра Невского, поэтому меня назвали Александром. После крещения святой Александр Невский стал моим духовным покровителем и его икона появилась в нашем доме. На уроках в школе я узнавал про Александра Невского - князя, защитника Отечества. Но я мало знал про него как про святого. Поэтому я решил работать над темой проекта >

В ходе работы над проектом область исследований пришлось расширить. Окончательно тему я сформулировал так: >.

После экскурса в историю я стал искать информацию, как представлен образ Александра Невского в произведениях музыки, живописи и литературы.

На уроках музыки я познакомился с кантатой Сергея Прокофьева > и узнал, что в её основу легла музыка к кинофильму Сергея Эйзенштейна 1938 г. >. Кантата стала самостоятельным музыкально - драматическим произведением композитора на стихи поэта В. Луговского в 1939 году.

Я узнал, что Сергей Прокофьев наблюдал съёмки фильма и под впечатлением увиденного писал музыку к некоторым эпизодам. Мне тоже захотелось посмотреть фильм С. Эйзенштейна. Я нашёл его в Интернете. Музыка и кадры фильма произвели на меня сильное впечатление. Оба произведения появились накануне Великой Отечественной войны и прозвучали как грозное предупреждение всем врагам нашей Родины. Образ Александра Невского продолжал быть защитником Отечества.

После этого я немного изменил формулировку темы проекта и расширил рамки исследований. Я стал искать кинофильмы об Александре Невском в Интернете. Я установил, что современные композиторы и кинематографисты тоже обращаются к образу Александра Невского. Я нашёл ещё два кинофильма.

Композитор Андрей Антоненко написал музыку к кинофильму режиссёра Игоря Каленова >.(2008г)

Композитор Владимир Лебедев написал музыку к кинофильму режиссёра Георгия Кузнецова >. (1991 г)

И музыка, и кадры фильмов вместе очень ярко создают образ Александра в разные годы его жизни. У режиссёра Игоря Каленова Александр совсем ещё молодой князь, который обращается за помощью к богу перед своей первой битвой, принёсшей ему известность и имя >. В фильме Сергея Эйзенштейна князь суров и величествен, мудр и опытен. Он великий полководец, одержавший блестящую победу на Чудском озере. В фильме Георгия Кузнецова показан конец жизни и кончина князя. Ему 43 года. Он любит и почитает церковь. Его уважают враги, поэтому боятся и ненавидят.

В литературе > я нашёл объяснения, почему князь Александр Невский был причислен к лику святых. Одной из причин были чудеса, связанные с его именем. В фильме Сергея Эйзенштейна это не отображено. В 1938 году это было невозможно. А в современных фильмах упоминаются эпизоды некоторых чудес, на основании которых он в последующем был причислен к лику святых. В музыкальных темах современных фильмов звучит церковная музыка. Музыка в этих трёх фильмах усиливает впечатление от увиденного на экране.

Я доволен, что посмотрел все три кинофильма. Они помогли мне ярче представить образ Александра Невского и глубже понять то, чего нет в школьных учебниках - суть его христианского подвига.

Потом я приступил к поиску в Интернете произведений живописи об Александре Невском. Я обнаружил, что образ Александра Невского нашёл отражение в творчестве живописцев М. Нестерова, Н. Рериха, В. Серова, Г. Семирадского, Ю. Терновской, П. Шамшина, В. Ходова, С. Присекина, В. Назарука, А. Кившенко, Н. Кочергина, А. Шмарина, П. Корина.

На этом этапе работы я столкнулся с проблемой - трудно сканировать иллюстрации из книг, которые находились ещё и в разных библиотеках.

Когда эта работа была сделана, возникла другая проблема - случайно была удалена вся информация. Поэтому я изменил свой первоначальный замысел. Я ограничился той информацией, которую нашёл в Интернете. В своей работе я упоминаю только те произведения живописи, которые иллюстрируют исторические события, связанные с Александром Невским.

Во время Невской битвы Александр ранил шведского полководца в лицо копьём. Это событие отражено в живописных полотнах. У Николая Рериха есть картина >.

После двух неудавшихся крестовых походов (шведских и немецких рыцарей) Папа Римский прислал Невскому послание, в котором предлагалось принять католическую веру и повиноваться Папе Римскому, на что Александр ответил: >.

Г. Семирадский создал картину >. Александр мудро вёл политику с Золотой Ордой, пытаясь облегчить жизнь своего народа под гнётом ига, заложил фундамент для освобождения от этого бремени. Невский несколько раз ездил в Золотую Орду. Во время последней поездки его отравили. По пути домой Невский умер. У Г. Семирадского есть картины > и >.

Александр Невский обращался к своей дружине со словами: >

Живописцы часто изображали Невского молящимся или рядом с ликом Спаса. Но чаще всего Невского изображали во время Ледового побоища.

В 1242 году дружина Невского остановила стальную лавину крестоносцев. И символический портрет князя художник П. Корин создал по заказу в 1942 году в дни борьбы с немецкими захватчиками. Этот портрет является частью триптиха. Художник изобразил князя далеко не юным, хотя ему было в этот период 22 года. Взгляд Александра сурово устремлён в сторону врага. Я узнал, что в феврале 1944 года огромную копию картины отвезли в разрушенный Новгород и установили рядом с дорогой, по которой шли войска на запад. Рядом с картиной - щит с надписью: >. Днём и ночью шли через Новгород наши войска на запад. Их встречал и провожал грозный, величественный святой Александр Невский, звал их на смертный бой с фашистскими захватчиками, вселяя в них веру и отвагу, давая им мужество и силу. Эта история иллюстрирует, как почитаем был народом Александр Невский.

Работая над проектом, я узнал, что Александр Невский был ангелом - хранителем Русской земли в течение многих веков. Нетленные мощи святого Благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 году. К молитвам святого защитника Отечества русские полководцы прибегали во все последующие века. Пётр I перенёс святые мощи Александра в Санкт - Петербург в 1724 году с целью защиты северной столицы силами небесного покровителя. > - с такими словами обращается русский народ, православная церковь к своему небесному покровителю.

Я исследовал историю орденов святого Александра Невского и Александра Невского.

Орден святого Александра Невского был учреждён Екатериной I по замыслу Петра I в 1725 году. На этом ордене Александр изображён на коне. Этим орденом награждены 3 тысячи человек, в том числе А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф. Ушаков. Орден упразднён в 1917 году.

Перед лицом грозной опасности люди по - особенному воспринимали героическое прошлое своей страны. В июле 1942 года был учреждён боевой орден Александра Невского. Великий полководец >, чтобы помогать Родине одолеть врага.

За годы Великой Отечественной войны этим орденом награждены 42 тысячи командиров. Разработчик ордена Игорь Телятников изобразил на ордене актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме С. Эйзенштейна >.

Следующим этапом моей работы был поиск информации о скульптурных и архитектурных произведениях. Я узнал, что скульптурные памятники Александру Невскому есть в городах Курске и Усть - Ижоре, Санкт - Петербурге, Порхове, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде. На памятниках Александр Невский запечатлён в доспехах и шлеме, со щитом или мечом - как защитник земли Русской. Ему посвящены часовни и православные храмы во многих городах нашей страны: Северодвинске, Пскове, Владимире, Бийске, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле, Астрахани, Ртищеве (Саратовской области). Святые мощи Александра Невского хранятся в специально построенной Александро - Невской лавре в Санкт - Петербурге. Погребальная рака Александра Невского хранится в Эрмитаже. Образ святого Александра Невского отражён в фресках, иконографической живописи.

Несколько лет назад я был в Санкт - Петербурге и видел раку Александра Невского. В храме Спаса на крови я увидел мозаичную икону святого князя. В следующее своё путешествие я обязательно постараюсь посетить Александро - Невскую лавру и музей религии.

Есть храмы и соборы Александра Невского и во многих городах за пределами России: Париже, Софии, Ялте, Таллине. Храм Александра Невского в Софии оформляли художники В. Васнецов и П. Корин. Мне было любопытно узнать, что этот храм болгарский народ возвёл в благодарность русскому народу за освобождение от монголо - татарского ига. Это говорит о том, что личность святого Благоверного князя Александра Невского была чтима во все времена не только на Руси, но и далеко за её пределами.

Затем я стал искать литературные произведения об Александре Невском. (Они указаны в источниках информации). Первое литературное произведение было написано в 13 веке - >.

К сожалению, мне не удалось ознакомиться со всеми художественными произведениями полностью, потому что не хватало времени.

Я ознакомился с поэтическими произведениями А. Майкова, М. Ломоносова, Н. Кончаловской, К. Симонова.

Александр Невский использовал свою княжескую власть на благо веры, он исполнил долг перед Отечеством. Благодаря ему Русь сохранила власть своих князей, православную веру, самостоятельность в отношении с другими странами. В своей политике относительно Орды Александр твёрдо наметил путь, по которому пошли его ближайшие потомки. Успехи сына Даниила Московского, внука Ивана Калиты и праправнука Дмитрия Донского, были бы невозможны без святого Александра. Он повлиял на судьбы будущих столетий России.

Русская православная церковь чествует Благоверного князя Александра ежегодно 6 декабря - День погребения в г. Владимире и 12 сентября - День перенесения мощей из Владимира в Санкт - Петербург. В последние годы появились новые памятные даты, связанные с Александром - Невским. 18 апреля отмечается День Воинской Славы России в честь победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. В год 775 - летия со дня рождения Александра Невского был учреждён новый праздник >, который должен проходить раз в пять лет в областях, связанных с жизнью Александра Невского.

контрольная работа

Заключение

В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их - прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Война и мир" отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении - тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

В заключение своей работы хочется подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?. "

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.

Информационные источники

1. Вайдман П.Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. - http://www.tchaikov.ru/1812.html

2. Героика в русской и советской музыке [Текст]. - Л.С. Третьякова. - М.: Знание, 1985.

3. Героика в произведениях русских композиторов [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/514453/

4. Михеева Л. Бородин. Вторая симфония ("Богатырская") [Электронный ресурс]. - http://www.belcanto.ru/s_borodin_2.html

5. Музыка времён Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. - http://www.otvoyna.ru/pesni. htm

6. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная культура советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы [Текст]. - М.: Музыка, 2003.

7. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская [Текст]. - М.: Музыка, 1985.

8. Розанова Ю.А. История русской музыки. Т.2, кН.3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

9. Священная война [Электронный ресурс]. - wikipedia.org/wiki/

10. Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник для музыкальных училищ [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

11. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1985.

Приложение

"Три танкиста"

Музыка Дм. И Дан. Покрассов слова Б. Ласкина

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силён -

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука -

Нерушимой крепкою семьей

Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки,

В эту ночь решили вражьи стаи

Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно -

И пошёл, командою взметён,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь вражьи стаи

Под напором стали и огня.

И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста - три весёлых друга -

Экипаж машины боевой!

Музыка М. Блантера Стихи М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Не только Лермонтов в своём произведении создаёт образы героев Родины, но и Твардовский в его поэме Василий Тёркин. Он описывал героизм, мужество и огромную любовь к родине у солдата- защитника. Образ Василия Тёркин в поэме собирательный, он объединяет все черты советского солдата. Как и герои Бородино, Тёркин совершает само отверженный подвиг для своей страны: рискуя жизнью, он доставляет командованию важное донесение. Поэт показывает, что все подвиги совершаются самыми простыми русскими солдатами, ещё раз доказывая мысль о силе русского характера.

Образы защитников отечества также встречаются и в произведении древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". Это подробный исторический рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря и еще трех князей: его брата - Всеволода Курского, сына Игоря - Владимира Путивльского, и племянника - Святослава Рыльского.

Поход князей был попыткой отразить натиск врага, в то время, как другие князья были поглощены междоусобицей. В этом Игорь и Всеволод были продолжателями дела своего отца, который неоднократно укрощал половецкие восстания.

Поход великого князя и его дружины как нельзя лучше показывает любовь к родной земле и своему народу, ради которого войны восстали против иноземных врагов. Это произведение ещё раз подтверждает, что русский дух непоколебим перед врагом - даже после плена Игорь не становятся на сторону противника, a совершает побег и возвращается в родную землю. Произведение завершается славой русским доблестным войнам.

Не менее важна сила единства народа. Автору "Слова" удалось соединить в произведении плач и славу: упрёк в безрассудстве и восхищение мужеством защитников Русской земли, одобрение героизма и сомнение в том, что можно достигнуть победы в разрозненном государстве.

Обновлено: 2019-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» решена тема поколений? / В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведенным стихотворением?