Руководство для смельчаков: о том, как устроена музыкальная индустрия. Современные проблемы деятельности концертных организаций Полезные материалы по муз индустрии

Как часто до нас отовсюду доносится музыка. Музыка становится звуковым фоном нашей жизни. А знакомы ли вам ощущения, когда вот просто забыл взять с собой наушники? Тишина, нет – даже пустота. Непривычно, и руки стремятся что-то включить. Перестает играть музыка – включается внутренний голос, а его слушать как-то совсем не хочется. Напоминает нам о незаконченных делах, укоряет в чем-то, серьезные мысли приносит. Нет, поскорее бы уже начался новый трек. Мы просто привыкли к музыке, привыкли, что всё время не одни, а с этими весёлыми (или не очень) музыкальными ритмами.

Наверное, у каждого есть любимые мелодии, при звуке которых где-то глубоко внутри всплывают строки знакомых песен. При этом часто так бывает, что текст песни человек знает наизусть, а о смысле запечатлённых в памяти и даже часто произносимых слов он никогда и не задумывался. Так происходит потому, что музыку большинство людей привыкли слушать в формате фона или отдыха, то есть, расслабившись и ни о чём не думая, наслаждаясь эмоциями или просто погрузившись в сторонние мысли.

В результате такого прослушивания мировоззрение человека наполняется текстами и смыслами, не прошедшими фильтрацию на уровне сознания. А так как информация подаётся в сопровождении различных ритмов и мелодий, то усваивается она очень хорошо, и в дальнейшем с уровня подсознания начинает влиять на поведение человека. Какие же программы поведения транслирует массовой аудитории современная популярная музыка – та, которую крутят по телевизору и на радио, и можно ли к ней относиться неосознанно, то есть не задумываясь о её влиянии? Давайте посмотрим несколько видеообзоров:

После просмотра этих видеороликов уместно вспомнить цитату древнекитайского философа Конфуция: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречён на вырождение».

Обратите внимание, в последнем обзоре речь шла не только о содержании конкретных песен, но и об общей направленности тематики популярной музыки. Это важный нюанс, который надо учитывать. Ведь музыка должна отражать разные аспекты нашей жизни, а не возвышать какой-то один до несоответствующего ему размера и важности.

Творчество человека, когда оно идёт от души, всегда отражает его внутренний мир, затрагивает вопросы личного развития, поиска ответов на волнующие вопросы. Если же творчество подменяется бизнесом, и на первое место выходит зарабатывание денег, то его содержание автоматически наполняется соответствующими смыслами и формами: примитивными, шаблонными, пресными, глупыми.

Прослушивание того контента, который сегодня крутят на и в эфире большинства радиостанций, представляет собой реальный процесс программирования людей на бессознательную реализацию в своей жизни всех перечисленных в роликах моделей поведения.

При этом в представленных видеообзорах проводился анализ только содержания текстов и видеоряда клипов, но огромное влияние на человека оказывает и ритм, и тональность, и мелодичность, и громкость музыки. Ведь любая музыка – это, в конце концов, вибрации, которые могут либо гармонировать с внутренним состоянием человека, либо в прямом смысле действовать разрушительно.

Влияние музыки на общество

Диссонанс в музыке, резкие перепады ритма, громкое звучание – всё это организм воспринимает как стресс, как загрязняющий фактор, который воздействует не только на нервную, но также и на сердечно-сосудистую и эндокринную системы. В интернете вы можете найти результаты множества экспериментов, которые показывают, что если классическая или народная музыка улучшают психические способности, то современная попсовая музыка, построенная на одних и тех же ритмах, или тяжёлая рваная музыка наоборот угнетают психику человека, ухудшая память, абстрактное мышление, внимательность.

Наглядно увидеть влияние музыки можно вот на этих картинках:

Эти фотографии сделаны японским исследователем Масару Эмото. Он подвергал воду воздействию разных мелодий и речи человека, после чего замораживал её и фотографировал с большим увеличением полученные замороженные кристаллы воды. Как видно на слайде, под воздействием звуков классической музыки кристаллы дистиллированной воды приобретают изящные симметричные формы, под воздействием тяжёлой музыки или негативных слов, эмоций замороженная вода образует хаотические, фрагментированные структуры.

Учитывая, что мы все по большей части состоим из воды, можете себе представить, какое значительное влияние на нас оказывает музыка. По этой причине к выбору тех композиций, которые вы часто слушаете сами или включаете детям, следует относиться осознанно, оценивая воздействие музыки и эффект, который вы хотели бы получить.

Музыка влияет на человека в 3-х аспектах:

  1. Содержательный посыл текстов песен и видеоряда клипов
  2. Вибрации музыки (ритм, тональность, мелодичность, тембр голоса и т.д.)
  3. Личные качества популярных исполнителей, чья жизнь выставлена напоказ

Третьим пунктом на этом слайде мы выделили личный аспект, связанный с нравственностью тех исполнителей, которые получают известность и славу. Так как современный шоу-бизнес построен на том, что выносит на публичное обсуждение всю личную жизнь так называемых звёзд, навязывая подрастающим поколениям их в качестве кумиров, олицетворяющих «успех», то при оценке современных песен надо учитывать и образ жизни, который своим примером транслируют их исполнители.

Все, наверное, слышали про такую популярную западную певицу, как . Давайте посмотрим, какую идеологию она продвигает своим творчеством, да и личным примером.

В рамках проекта Научи хорошему были сделаны аналогичные обзоры на других самых популярных западных исполнителей: , – и везде одно и то же. Их карьера развивается как по шаблону: из относительно простых и скромных девушек они, войдя в индустрию шоу-бизнеса, постепенно превращаются в тех, чьи фотографии и плоды творчества даже неловко демонстрировать в ходе лекции из-за навязчивой вульгарности и пошлости.

При этом именно этих звёзд постоянно награждают главными музыкальными премиями, их клипы крутят на телеканалах и радиостанциях, даже у нас в России регулярно звучат их песни. То есть , в музыкальной индустрии выстроена та же самая система, опирающаяся на 3 главных инструмента: институты премий, финансовые потоки и контроль над центральными СМИ.

Где искать хорошие песни?

Через этот заслон хорошим исполнителям – тем, которые поют действительно осмысленные песни и стараются направлять своё творчество на благо людей, пробиться практически невозможно. Ситуация начинает меняться только сегодня, когда с появлением Интернета каждый человек получил возможность через свои аккаунты в соцсетях, через ведение блогов и создание сайтов выступать в роли самостоятельного средства массовой информации.

Появление проекта Научи хорошему и многих других объединений неравнодушных людей – это закономерный процесс разрушения старой системы, построенной на жёстком контроле лиц, допущенных к СМИ. И именно в Интернете можно найти песни тех исполнителей, которых вы не услышите по телевизору, но чью музыку действительно приятно и полезно слушать.

Они также ездят с гастролями по городам, выступают на сценах, собирают полные залы, но их фотографии не печатают в глянцевых журналах, а и их песни не транслируют на популярных радиостанциях или музыкальных телеканалах. Потому что для современной музыкальной индустрии, их творчество не подходит по «формату», определяемому и навязываемому широкой аудитории через всё те же средства массовой информации, а точнее – средства формирования и управления общественным сознанием.

В качестве примера осмысленного творчества предлагаем вашему вниманию одну из песен, которую придумали и записали читатели проекта Научи хорошему.

Таблица № 9

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКО­ГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА

Российский музыкальный бизнес напрямую за­висит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому - кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи-

чески парализованной. В результате количество зву­козаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых ре­пертуарных группах - в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент.

Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного ком­плекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в тече­ние последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы.

Еще одной проблемой времени стала новая це­новая политика. Крупнейшие продавцы ориентиру­ются на минимальные, сравнимые с пиратскими це­ны. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкаль­ной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низ­ким ценам принималось непросто. Мейджеры, на­пример, боялись реэкспорта дешевых дисков на За­пад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один ува­жающий себя дистрибьютор или владелец сети мага­зинов не стал бы масштабно продавать диски «неяс­ного происхождения», без кодов IFPI и другой

символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт.

Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и на­чинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемиро­вым тенденциям.

Помимо продаж таких традиционных носите­лей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно раз­вивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе.

Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране - 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90%

Таким образом, российский рынок в целом вы­глядит следующим образом (разделение по видам но­сителей):

Таблица 10

СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТ­СКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $

* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается ком­пакт-кассета.

Таблица № 11

ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).

Таблица № 12

СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБ­ЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).

ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?

Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциа­ции производителей кинопродукции Америки (АП­КА). Это профессиональное объединение ведущих ки­но-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс».

АПКА решает множество задач: защита автор­ских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной дея­тельности. Юристы Ассоциации помогают прокура­туре лучшим образом сформулировать обвинение; со­брать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой ана­лиз, рассчитать сумму компенсации.

Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследо­вании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению.

Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих

фильмов в России через организации, имеющие соот­ветствующие российские лицензии, такие как «Кас­кад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер».

С октября 1998 года 32 кинофильма производ­ства студий-членов АПКА были на законных основа­ниях поставлены в российский прокат для демонстра­ции в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Допол­нительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распростра­нению на видеокассетах. Обычно последние поступа­ют в продажу после завершения кинопроката. Это де­лается для защиты интересов кинопрокатчиков.

АПКА поддерживает Российскую антипират­скую организацию - РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Члена­ми РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независи­мые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинема­тографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео.

Сотрудники РАПО оказывают помощь правоо­хранительным органам и налоговой полиции в рас­следовании источников пиратской продукции, в про­ведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» про­дукции и выступать с показаниями в суде.

НАПА - Национальная ассоциация произво-

дителей аудиопродукции России. Решение о созда­нии Национальной ассоциации производителей ау­диопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европей­ской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НА­ПА была зарегистрирована в июне 1999 года.

Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительст­ва IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции - российских му­зыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего зако­нодательства на территории Российской Федерации.

В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имею­щие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие.

На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на пра­вах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на биз­нес регионы страны, города-миллионеры.

В состав НАПА входят многие компании - чле­ны НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом.

Международная федерация производителей фоно­грамм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компа­нии, которые, в свою очередь, объединены по терри­ториальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп раз­личных стран, например, национальных групп Герма­нии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового веде­ния бизнеса IFPI начинает свою деятельность с от­крытия представительств. Через какое-то время, в за­висимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в раз­личных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге со­здать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути».

Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью гото­вы к этому - Ассоциация была создана как ядро на­циональной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям - членам IFPI, актив­ная борьба с пиратством в России в целом, но особен­но в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Мос­ковской области.

НАПА содействует государственным структу­рам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза-

висимых экспертов в выработке решений органов го­сударственной власти и управления в вопросах музы­кального бизнеса.

У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор возна­граждений за публичное воспроизведение и распре­деление сохранных денежных средств среди компа­ний-правообладателей.

Членом НАПА может стать любая отечествен­ная легально работающая на рынке компания, при­знающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступле­ния необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрацион­ных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов.

В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственнос­ти лиц, виновных в незаконном использовании ав­торских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранитель­ными органами и IFPI, и пятнадцать акций совмест­но с органами МВД.

Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федера­ции, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибь­юторов - вплоть до информации по каждой торговой

точке. Консультирует государственные органы, пред­приятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропа­гандой цивилизованных способов развития музыкаль­ного рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах - организация национальных конкурсов в об­ласти музыкальной индустрии.

НАПА представляет российских производите­лей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее де­ятельности (взаимодействует с иными национальны­ми группами).

Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продук­ции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контра­фактной продукции.

Посредством комплекса проводимых экспер­тиз можно доказать факт производства контрафакт­ной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к кон­кретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемеща­ющаяся в процессе записи на нее звуковой информа­ции, имеет характерные для этого звукозаписываю­щего устройства изменения поверхностного слоя, что

и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой.

Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отече­ственных альбомах (и в этом НАПА очень помогает из­даваемый агентством «Inter Media» «Российский музы­кальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зару­бежных партнеров. Важно определить дату первой пуб­ликации произведения и фонограммы по каждому на­именованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определе­ние размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом.

Денежные средства, полученные после перера­ботки контрафактной продукции и изготовления ле­гальной продукции из высвобожденных комплектую­щих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение кон­трафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легаль­ной продукции, и бюджетом.

ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?

«НОКС» - это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются:

Сохранение и развитие национальных и эт­нических культур;

Пропаганда культурного наследия;

Объединение людей посредством культурно­го взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами;

Утверждение гордости каждого человека за свою нацию;

Содействие в укреплении России как много­национального государства, в котором все народы равны в своих правах.

Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно разви­вают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди.

Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС».

Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспиты­ваю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать.

До появления современных портативных источников воспроизведения звука, цифрового сигнала и музыки, процесс записи и воспроизведения звука прошел долгий путь развития. На рубеже XIX-XX вв. музыкальная индустрия имела определенную систему, в которую входили: концертно-гастрольная деятельность, продажа нот и инструментов. В XIX веке основной формой музыкального товара являлась нотно-печатная продукция. В конце XIX века появление аппаратов для записи и воспроизведения звука, и как следствие появление звукозаписывающих компаний, привело к существенному изменению структуры музыкальной индустрии и появлению вначале XX века такого феномена как музыкальный бизнес .

Природа человека такова, что он не представляет жизни без звуков, гармонии и музыкальных инструментов. На протяжении нескольких тысячелетий музыканты оттачивали свое мастерство в игре на лире, варгане, лютне или цистре. Но для того, чтобы порадовать слух высокопоставленных заказчиков, всегда требовалось присутствие труппы профессиональных музыкантов. Так возникла потребность записи музыки с возможностью ее дальнейшего воспроизведения без участия человека. К тому же, своему возникновению музыкальный бизнес в первую очередь обязан появлению звукозаписи.

Считается, что первым устройством воспроизведения звука было изобретение древнегреческого изобретателя Ктесибия - "гидравлос" . Первые описания данной конструкции находятся в рукописях позднеантичных писателей - Герона Александрийского, Витрувия и Афинея. В 875 году братья Бану Муса позаимствовав идею из рукописей древнегреческого изобретателя, представили миру свой аналог устройства для воспроизведения звуков - "водный орган" (рис. 1.2.1.) . Его принцип работы был чрезвычайно прост: равномерно вращающийся механический валик с искусно расположенными выступами ударял по сосудам с разным количеством воды, что влияло на высотку звуков, таким образом заставляя звучать наполненные трубки. Спустя несколько лет братья представили и первую "автоматическую флейту", в основу работы которой также лег принцип "водного органа". Вплоть до XIX века именно изобретения братьев Бану Муса являлись единственным доступным способом программируемой звукозаписи .

Рис. 1.2.1. Изобретение братьев Бану Муса - "водный орган"

Начиная с XV в. эпоху возрождения накрыла мода на механические музыкальные инструменты. Открывает парад музыкальных инструментов с принципом действия братьев Бану Муса - шарманка. В 1598 году появляются первые музыкальные часы, в середине XVI в. - музыкальные шкатулки. Также первоначальными попытками массового распространения музыки, являлись так называемые "баллады-листовки" - напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа, которые впервые появились в Европе в XVI-XVII вв. Этот способ распространения тогда никем не контролировался. Первым осознанно-контролируемым процессом массового распространения музыки, являлось - тиражирование нот .

В первой половинае XIX века была продолжала тенденция развития механических музыкальных инструментов - ящиков, табакерок - все эти приспособления имели весьма ограниченный набор мелодий и могли воспроизводить ранее "сохраненный" мастером мотив. Записывать человеческий голос или звучание акустического инструмента с возможностью его дальнейшего воспроизведения не представлялось возможным вплоть до 1857 года .

Первым в мире звукозаписывающим аппаратом является - фоноавтограф (рис. 1.2.2.) , который был изобретен в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Принцип работы фоноавтографа заключался в записи звуковой волны, посредством улавливания вибраций через специальный акустический рупор, на конце которого располагалась игла. Под действием звука игла начинала вибрировать, рисуя прерывистую волну на вращаемом стеклянном валике, поверхность которого покрыта либо бумагой, либо копотью .

Рис. 1.2.2.

К сожалению, изобретение Эдуарда Скотта не умело воспроизводить записанный фрагмент. Несколько лет назад в парижском архиве был найден 10-секундный отрывок записи народной песни "Лунный свет", исполненной самим изобретателем 9 апреля 1860 года. В дальнейшем конструкция фоноавтографа была взята за основу для создания других аппаратов записи и воспроизведения звука .

В 1877 году создатель "лампы накаливания" Томас Эдисон закончил работу над совершенно новым звукозаписывающим устройством - фонографом (рис. 1.2.3.) , который спустя год он запатентовал в соответствующем ведомстве США. Принцип работы фонографа напоминал фоноавтограф Скотта: покрытый воском валик выступал в роли звуконосителя, запись на который осуществлялась при помощи иглы, подсоединенной к мембране - прародителю микрофона. Улавливая звук через специальный рупор, мембрана приводила в действие иглу, которая оставляла углубления на восковом валике .

Рис. 1.2.3.

Записанный звук впервые можно было воспроизвести, используя то же устройство, на котором и производилась сама запись. Однако, механической энергии было недостаточно для получения номинального уровня громкости. В то время фонограф Томаса Эдисона перевернул весь мир: сотни изобретателей стали экспериментировать с использованием различных материалов для покрытия цилиндра-носителя, а в 1906 году состоялся первый публичный концерт-прослушивание . Фонографу Эдисона аплодировал переполненный зал. В 1912 году мир увидел дисковый фонограф , в котором вместо привычного воскового валика стал использоваться диск, значительно упростивший конструкцию. Появление дискового фонографа хоть и имело интерес общественности, при этом с точки зрения эволюции звукозаписи практического применения так и не нашло .

В дальнейшем, начиная с 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер активно развивал собственное видение звукозаписи при помощи собственного устройства - граммофона (рис. 1.2.4.) . В качестве альтернативы восковому барабану Эмиль Берлинер предпочел более прочный целлулоид. Принцип записи оставался прежним: рупор, звук, колебания иглы и равномерное вращение диска-пластинки .

Рис. 1.2.4.

Эксперименты, которые проводились со скоростями вращения записываемого диска-пластинки позволили увеличить время записи одной стороны пластинки до 2-2,5 минут при скорости вращения в 78 оборотов за минуту. Записанные диски-пластины помещались в специальные картонные чехлы (реже кожаные) из-за чего в дальнейшем получили название "альбомов" - внешне они очень напоминали фотоальбомы с достопримечательностями городов, повсеместно реализуемых в Европе.

Заменой громоздкому граммофону стал усовершенствованный и доработанный в 1907 году Гильоном Кеммлером аппарат - патефон (рис. 1.2.5.) .

Рис. 1.2.5.

Данное устройство имело маленький рупор встроенный в корпус, с возможностью размещения всего устройства в одном компактном чемодане, что привело к быстрой популяризации патефона. В 1940-х гг. появилась более компактная версия устройства - мини-патефон, получивший особую популярность среди солдат .

Появление пластинок значительно расширило музыкальный рынок, так как их, в отличие от нот, мог приобрести абсолютно любой слушатель. Долгие годы грампластинки являлись основными носителями звукозаписи и основным музыкальным товаром. Грампластинка уступила место другим носителям музыкального материала лишь только в 1980-х гг. С начала 1990-х гг. и по настоящее время, продажи пластинок составляют единицы или даже доли процента от общего оборота аудиопродукции. Но, даже после такого спада продаж пластинки не исчезли и сохранили до наших дней свою незначительную и небольшую аудиторию среди меломанов и коллекционеров.

Появление электричества положило начало новому этапу эволюции звукозаписи. С 1925 года начинается - "эра электрической звукозаписи" с использованием микрофона и электродвигателя (взамен пружинному механизму) для вращения пластинки . Арсенал устройств, позволяющих осуществлять как звукозапись, так и ее дальнейшее воспроизведение пополнилось модифицированной версией граммофона - электрофоном (рис. 1.2.6.) .

Рис. 1.2.6.

Появление усилителя позволило вывести звукозапись на новый уровень: электроакустические системы получили громкоговорители, а необходимость в форсации звука через рупор осталось в прошлом. Все физические усилия человека стала выполнять электрическая энергия. Все эти и другие изменения совершенствовали акустические возможности, а также увеличивали роль продюсера в процессе звукозаписи, что кардинально изменило ситуацию на музыкальном рынке.

Параллельно с индустрией звукозаписи, также начинало развиваться радио. Регулярное радиовещание началось еще в 1920-е гг. Вначале, для популяризации новых технологий на радио приглашались актеры, певцы, оркестры, и это способствовало появлению огромного спроса на радиоприемники. Радио стало необходимостью для огромной аудитории и конкурентом фонографической промышленности. Однако вскоре была обнаружена прямая зависимость от звучания пластинок в эфире и увеличением продаж этих пластинок в магазинах. Возросла потребность в музыкальных комментаторах, так называемых "диск-жокеях", которые не просто ставили пластинки на проигрыватель, а способствовали продвижению новых записей на музыкальном рынке .

В первой половине XX века базовая модель музыкальной индустрии претерпела значительные изменения. Звукозапись, радио и другие достижения научно-технического прогресса многократно расширили первоначальную аудиторию музыкального бизнеса и способствовали возникновению и распространению новых музыкальных стилей и направлений, например электронной музыки. Они предложили публике более привлекательный товар и органично вписывались в те формы, которые были распространены в XIX веке .

Одна из основных проблем звукозаписывающих устройств того времени, заключалась в длительности звукозаписи, которая была впервые решена советским изобретателем Александром Шориным. В 1930 году он предложил в качестве оперативной записи использовать кинопленку, проходящую через пишущий электрический узел с постоянной скоростью. Устройство получило название шоринофона , но качество записи оставалось пригодным исключительно для дальнейшего воспроизведения голоса, на 20 метровой киноленте уже можно было разместить около 1 часа записи .

Последним отголоском электромеханической записи стала так называемая "говорящая бумага", предложенная в 1931 году советским инженером Б.П. Скворцовым. Звуковые колебания записывались на обычную бумагу с помощью пера, рисующего черными чернилами. Такую бумагу можно было легко скопировать и передать. Для воспроизведения записанного использовался мощная лампа и фотоэлемент. В 1940-е гг. прошлого века уже были покорены новым способом звукозаписи - магнитным .

История развития магнитной звукозаписи практически все время шла параллельно механическим способам записи, но оставалась в тени вплоть до 1932 года. Еще в конце XIX века, вдохновленный изобретением Томаса Эдисона американский инженер Оберлин Смит, занимался изучением вопроса звукозаписи. В 1888 году вышла статья, посвященная использованию явления магнетизма при звукозаписи. Датский инженер Вальдемар Поульсен, после десяти лет экспериментов в 1898 г. получил патент на использование стальной проволоки в качестве звуконосителя. Так появилось первое устройство звукозаписи, в основе которого лежал принцип магнетизма - телеграфон . В 1924 году изобретатель Курт Штилле совершенствовал детище Вальдемара Поульсена и создал первый диктофон на основе магнитной ленты. В дальнейшую эволюцию магнитной звукозаписи вмешалась компания AEG, выпустившая в середине 1932 года прибор Магнитофон-К 1 (рис. 1.2.7.) .

Рис. 1.2.7.

Применяя в качестве покрытия пленки оксид железа, компания BASF произвела настоящую революцию в мире звукозаписи. Использование подмагничивание переменным током, инженеры получили совершенно новое качество звучания. Начиная с 1930 года и вплоть до 1970 года мировой рынок был представлен катушечными магнитофонами самых различных форм-факторов и с самыми различными возможностями. Магнитная лента открыла творческие двери перед тысячами продюсеров, инженеров и композиторов, которые получили возможность экспериментировать со звукозаписью не в промышленных масштабах, а прямо в собственной квартире.

Еще больше поспособствовало таким экспериментам появление в середине 1950-х гг. многодорожечных магнитофонов. На одну магнитную ленту стало возможным производить запись сразу нескольких источников звука. В 1963 году выходит 16-дорожечный магнитофон, в 1974 году - 24-дорожечный, а через 8 лет компания Sony предложила улучшенную схему цифровой записи DASH-формата на 24-дорожечный магнитофон .

В 1963 году компания Philips представила первую компакт-кассету (рис. 1.2.8.) , которая в дальнейшем стала главным массовым форматом воспроизведения звука. В 1964 году в Ганновере было запущено серийное производство компактных кассет. В 1965 году компания Philips инициировала производство музыкальных кассет, а в сентябре 1966 году на территории США в продажу поступили первые продуктов двухгодичных промышленных экспериментов компании. Ненадежность конструкции и сложности, которые возникали с записью музыки, сподвигли производителей к дальнейшим поискам эталонного носителя информации. Эти поиски стали результативными для компании Advent Corporation, представившей в 1971 году кассету на основе магнитной ленты, при производстве которой использовался оксид хрома .

Рис. 1.2.8.

Кроме того, появление магнитной ленты, как носителя аудиозаписи, дало пользователям недоступную ранее возможность самостоятельного тиражирования записей. Содержимое кассеты можно было переписать на другую бобину или кассету, получив тем самым пусть не 100% точную, но вполне пригодную для прослушивания копию. Впервые в истории носитель и его содержимое перестали быть единым и неделимым продуктом. Возможность тиражирования записей в домашних условиях изменила восприятие и пути распространения музыки среди конечных пользователей, но изменения эти не стали радикальными. Люди все так же покупали кассеты с записями, поскольку это было гораздо удобнее и не намного дороже, чем делать копии. В 1980-х гг. количество пластинок продавалось в 3-4 раза больше, чем кассет, но уже в 1983 году они делили рынок поровну. Пик продаж компакт-кассет пришелся на середину 1980-х гг., а заметный спад продаж начался только в начале 1990-х гг. .

В дальнейшем идеи звукозаписи, заложенные еще в конце XIX веке Томасом Эдисоном, во второй половине XX века привели к использованию лазерного луча. Таким образом, на смену магнитной ленте пришла "эра лазерно-оптической звукозаписи" . В основу оптической звукозаписи лег принцип образования на компакт-диске спиральных дорожек, состоящих из гладких участков и впадин-питов. Лазерная эра позволила представить звуковую волну в сложную комбинацию нулей (гладких участков) и единиц (питов) .

В марте 1979 года компания Philips продемонстрировала первый прототип компакт-диска, а уже через неделю нидерландский концерн заключил соглашение с японской компанией Sony, утвердив новый стандарт аудиодисков, которые были приняты в производство в 1981 году. Компакт-диск представлял собой оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, прообразом этого носителя являлась граммофонная пластинка. Компакт-диск вмещал в себе 72 минуты высококачественной аудиозаписи, а также он был значительно меньше виниловых пластинок, его диаметр составлял всего 12 см против 30 см винила, при почти вдвое большей емкости. Несомненно, это делало его более удобным в использовании .

В 1982 году Philips презентовала первый проигрыватель компакт-дисков, по качеству воспроизведения превзошедший все до этого представленные носители. Первым коммерческим альбомом, записанным на новом цифровом носителе, был легендарный "The Visitors" группы ABBA, который был анонсирован 20 июня 1982 года А в 1984 году компания Sony выпустила первый портативный проигрыватель компакт-дисков - Sony Discman D-50 (рис. 1.2.9.) , стоимость которого на то время составляла $350 .

Рис. 1.2.9.

Уже в 1987 году продажи компакт-дисков превысили продажи грампластинок, а в 1991 году компакт-диски уже существенно потеснили с рынка и компакт-кассеты. На начальном этапе компакт-диск сохранял главную тенденцию развития музыкально рынка - между аудиозаписью и носителем можно было ставить знак равенства. Послушать музыку можно было только с диска, записанного на заводе. Но, этой монополии не суждено было продлиться долго .

Дальнейшее развитие эры лазерно-оптических компакт-дисков привело к появлению в 1998 году стандарта DVD-Audio, выходу на рынок звука с различным числом звуковых каналов (от моно до пятиканального). Начиная с 1998 года компании Philips и Sony продвигали альтернативный формат компакт-дисков - Super Audio CD. Двухканальный диск позволил хранить до 74 минут звучания как в стереофоническом, так и в многоканальном формате. Вместительность в 74 минуты была определена оперным певцом, дирижером и композитором Нориа Ога, который на тот момент занимал и должность вице-президента корпорации Sony. Параллельно с развитием CD-дисков уверенно развивалось и кустарное производство - копирование носителей. Звукозаписывающие компании впервые задумались о необходимости цифровой защиты данных с использованием шифрования и водяных знаков .

Несмотря на универсальность и удобство использования компакт-дисков, им был присущ внушительный перечень недостатков. Одним из главных являлась чрезмерная хрупкость и необходимость бережного обращения. Время записи CD-носителя было также существенно ограничено и индустрия звукозаписи усиленно искала альтернативный вариант. Появление на рынке магнитооптического мини-диска так и осталось незамеченным рядовыми почитателями музыки. Mini-Disk (рис. 1.2.10.) - разработанный компанией Sony еще в 1992 году, так и остался достоянием звукорежиссеров, исполнителей и людей, напрямую связанных со сценической деятельностью .

Рис. 1.2.10.

При записи мини-диска использовалась магнитооптическая головка и лазерный луч, прорезающий на высокой температуре участки с магнитооптическим слоем. Главным преимуществом мини-диска перед традиционными CD являлась его улучшенная защищенность и более длительный срок эксплуатации. В 1992 году компания Sony представила и первый плеер для формата носителей типа мини-диск. Модель плеера получила особую популярность в Японии, а вот за пределами страны как первенец - плеер Sony MZ1, так и его усовершенствованные потомки, приняты не были. Так или иначе, прослушивание компакт или мини-диска больше подходило исключительно для стационарного использования .

В конце XX века пришла "эра высоких технологий" . Появление персональных компьютеров и глобальной сети Интернет открыли совершенно новые возможности и значительно изменили ситуацию на музыкальном рынке. В 1995 году в институте Фраунгофера был разработан революционный формат сжатия аудиоданных - MPEG 1 Audio Layer 3 , который получил сокращенное имя MP3. Главной проблемой начала 1990-х гг. в сфере цифровых носителей являлось недоступность достаточного размера дискового пространства для размещения цифровой композиции. Средний размер жесткого диска самого навороченного персонального компьютера на тот момент с трудом превышал несколько десятков мегабайт .

В 1997 году на рынок вышел первый программный плеер - "Winamp" , разработкой которого занималась компания Nullsoft. Появление кодека mp3 и дальнейшая его поддержка со стороны производителей CD-плееров привела к постепенному снижению продаж CD-дисков. Выбирая между качеством звучания (которое реально ощущал лишь небольшой процент потребителей) и максимально возможным количеством композиций, которые можно было записать на один CD-диск (в среднем, разница составляла около 6-7 раз), слушатель выбирал последнее .

За несколько лет ситуация изменилась кардинально. В 1999 году 18-летний Шон Фаннинг, создал специализированный сервис, под названием - "Napster" , который поверг в шоке всю эру музыкального бизнеса. При помощи этого сервиса, обмениваться музыкой, записями и прочим цифровым контентом стало возможно прямо через Интернет. Спустя два года, за нарушение авторских прав со стороны музыкальной индустрии данный сервис был закрыт, но механизм был запущен и эра цифровой музыки продолжала развиваться уже бесконтрольно: сотни пиринговых сетей, оперативно регулировать работу которых было очень сложно .

Радикальный поворот в способе получения и прослушивания музыки произошел, когда воедино сошлись три составляющих: персональный компьютер, Интернет и портативные флеш-плееры (портативные устройства, способные воспроизводить музыкальные треки, записанные на встроенном жестком диске или флеш-памяти). В октябре 2001 года на музыкальном рынке появляется компания Apple, представившая миру первое поколение абсолютно нового типа портативного медиа-плеера - iPod (рис. 1.2.11.) , который был оснащен флеш-памятью объемом 5 Гб, а также поддерживал воспроизведение таких аудио форматов, как MP3, WAV, AAC и AIFF . По размерам он был сравним с двумя компакт-кассетами сложенными вместе. Вместе с выходом концепции нового Flash-плеера, генеральным директором компании Стивом Джобсом был разработан интригующий слоган - "1000 songs in your pocket" (в переводе с англ. - 1000 песен у вас в кармане). На тот период времени, данное устройство являлось по-настоящему революционным .

Рис. 1.2.11.

Далее, в 2003 году компания Apple, предложила собственное видение распространения легальных цифровых копий композиций посредством Интернета через собственный музыкальный интернет-магазин - iTunes Store . На тот момент, общая база композиций в этом онлайн-магазине составляла свыше 200000 треков. В настоящее время эта цифра превышает отметку в 20 млн. песен. Подписав соглашения с лидерами звукозаписывающей индустрии, такими как: Sony BMG Music Entertainment, Universal Music Group International, EMI и Warner Music Group, компания Apple открыла совершенно новую страницу в истории звукозаписи .

Таким образом, персональные компьютеры стали средством обработки и тиражирования аудиозаписей, флеш-плееры - универсальным средством прослушивания, а Интернет выступил в роли уникального в своем роде средства распространения музыки. В результате, пользователи получили полную свободу действий. Производители техники пошли навстречу потребителю, обеспечив поддержку воспроизведения сжатого аудиоформата MP3 не только во флеш-плеерах, а во всех AV-устройствах, начиная с музыкальных центров, домашних кинотеатров и заканчивая превращением дисковых CD-проигрывателей в CD/MP3 плееры. Благодаря этому, потребление музыки стало расти с невероятной скоростью, а прибыль правообладателей стала столь же неуклонно падать. Ситуацию не смогли изменить и новые более совершенные форматы дисков SACD, которые были призваны заменить компакт-диски. Большинство людей предпочли этим новшествам компрессированное аудио и другие революционные новинки, например - музыкальный плеер iPod и его многочисленные аналоги .

При помощи систем простейших генераций звуковых сигналов на персональных компьютерах в огромных количествах стала создаваться компьютерная музыка. Интернет, наряду с цифровыми технологиями, позволил продюсерам создавать и самим распространять свою музыку. Артисты использовали сеть в целях промоушн и продаж альбомов. Пользователи получили возможность в кратчайшие сроки получать запись практически любого музыкального произведения и создавать свои музыкальные коллекции, не выходя из дома. Интернет расширил рынок, увеличил разнообразие музыкального материала, и способствовал активному внедрению цифровых технологий в музыкальном бизнесе .

Эра высоких технологий оказала огромное влияние на музыкальную культуру, способствовала появлению и дальнейшему развитию музыкальной индустрии, и, как следствие - развитию музыкального бизнеса. С этого времени появились альтернативные варианты выхода артистов на музыкальный рынок без участия крупных звукозаписывающих компаний. Старые схемы распространения продукции находятся под угрозой. За последние несколько лет 95% музыки в Интернете распространяется пиратским способом . Музыка все больше не продается, а бесплатно обменивается в Интернете. Борьба с пиратством приобретает невиданный размах, поскольку звукозаписывающие компании теряют прибыль. Компьютерная индустрия приносит более весомый доход, чем музыкальная, и это позволило использовать музыку как продукцию, способствующую продажам цифровой техники. Обезличенность и однородность музыкального материала и исполнителей привело к перенасыщению рынка и преобладанию в музыке фоновых функций.

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века, во многом напоминает ту, что происходила в музыкальной индустрии на рубеже XIX-XX вв., когда новые технологии ломали сложившиеся традиции, а пластинки и радио, активно внедрились в музыкальный бизнес. Это привело к тому, что к середине века музыкальная индустрия сформировала практически новую базисную структуру, на которую "эра высоких технологий" рубежа ХХ-ХХI вв. оказала губительное воздействие .

Таким образом, следует умозаключить, что вся история развития носителей звуковых данных базируется на наследственности достижений предшествующих этапов. За 150 лет эволюция технологий музыкальной индустрии прошла долгий путь развития и трансформации. За этот период неоднократно появлялись новые, более совершенные устройства записи и воспроизведения звука, начиная от фоноавтографа и заканчивая компакт-дисками. Первые ростки записей на оптических CD-дисках и стремительное развитие накопителей HDD конца 1980-х гг. только за одно десятилетие сломили конкуренцию множества форматов аналоговых записей. Несмотря на то, что первые музыкальные оптические диски качественно не отличались от виниловых пластинок, их компактность, универсальность и дальнейшее развитие цифрового направления ожидаемо завершили эру аналоговых форматов для массового использования. Новая эра высоких технологий существенно и стремительно изменяет мир музыкального бизнеса.

Конкуренция в шоу-бизнесе привела к тому, что появляется маркетинг музыкальной индустрии. Когда аудиоискусство стало сферой предпринимательства, ему понадобились инструменты для продвижения своих продуктов. Маркетинг в музыке опирается на традиционные стратегии и методы, но, безусловно, имеет много специфических черт и особенностей.

Понятие маркетинга

Укрупнение производств, выпуск все большего количества товара высокого качества приводит к тому, что становятся необходимыми особые усилия для стимулирования покупательской активности. По мере повышения производительности возникают первые Первоначально он был направлен на усовершенствования товара и производства, но постепенно формируются современные представления о продвижении как об особой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей при помощи обмена. Сегодня под маркетингом понимается особая коммуникация между производителем и покупателем, которая приводит к удовлетворению потребностей. Он призван помочь покупателю и продавцу достичь своих целей. В этом смысле маркетинг музыкальной индустрии также является специфическим взаимодействием производителя и потребителя. Продюсер предлагает на аудиорынке товар, который позволит слушателю удовлетворить свои потребности.

Появление музыкального маркетинга

Возникновение музыкального маркетинга связано с формированием индустрии развлечений и досуга. Когда появляется шоу-бизнес, сфера в которой люди зарабатывают деньги на предоставлении развлекательных услуг, появляется и необходимость максимально полно удовлетворять потребности рынка. Чем больше росла конкуренция, тем сильнее ощущалась потребность в специальных усилиях по реализации создаваемого продукта. Зачатки музыкального маркетинга можно обнаружить еще в давние времена. Например, отец Моцарта выполнял, по сути, функцию продюсера музыканта: он отбирал репертуар, вел пропагандистскую деятельность с целью организации концертов. Композитор и исполнитель являлся средством для извлечения прибыли и для удовлетворения потребностей публики в развлечении. Но в полном смысле слова музыкальный маркетинг появляется только на этапе высокого развития развлекательной индустрии. Только с перенасыщением рынка и большой конкуренцией возникает необходимость продуманного продвижения музыкального продукта.

Формирование музыкальной индустрии

Шоу-бизнес включает в себя несколько отраслей: кинематограф, театр и зрелища, музыку. Аудиоиндустрия - это отрасль мировой экономики, которая извлекает прибыль путем реализации музыкального продукта или услуги. Человек испытывает потребность в прослушивании музыки с самых древних времен, феномен ее воздействия на психику до конца не изучен. Однако очевидно, что она тесно связана с эмоциями, которые являются глубинным человеческим переживанием. Именно с ними и связывают значимость музыки в жизни человека. Раз существует спрос, то, естественно, возникает и предложение. Музыкальная индустрия возникает вместе с возможностями массового распространения аудиопродукта, то есть вместе с техническим прогрессом. Шоу-бизнес появляется вместе с публичными зрелищами, исследователи по-разному определяют дату его рождения: от XI до XIX века. Но так как первые законодательные акты, регулирующие организацию публичных шоу, появились только в середине XIX века, то именно отсюда традиционно ведется отсчет. Музыкальная индустрия формируется с появлением граммофонной записи, которая начинает распространять музыкальный продукт в массы. Следующие революционные этапы связаны с возникновением радио и телевидения. Впоследствии индустрия только набирает обороты, совершенствуются носители звука, растут тиражи и конкуренция. Ежегодно рынок музыкальной индустрии продолжает увеличиваться на несколько процентов, особенно заметен рост в интернет-сегменте. Сегодня без продвижения невозможно реализовать ни один музыкальный проект, даже с самыми талантливыми исполнителями.

Музыка как товар

Песни, исполнения аудиопроизведений, музыкальные группы и солисты являются средством извлечения прибыли. Особенность музыки как объекта продвижения заключается в том, что она одновременно сочетает свойства товара и услуги. Аудиопродукт должен удовлетворять потребность слушателя, иметь определенное качество и соответствующую ему цену, он должен обладать престижностью и потребительской ценностью, как любой товар. Кроме того, музыка, как и услуга, неотделима от исполнителя, она неосязаема, результат ее потребления невозможно предугадать. При этом аудиопродукт является товаром, так как имеет цену, качество, может удовлетворять потребность и требует продвижения от производителя к покупателю.

Профессия: продюсер

Важнейшую роль в создании и продвижении музыкального продукта играет музыкальный продюсер. Он задумывает продукт, подбирает исполнителя и материал в соответствии с потребностями рынка. Он хорошо понимает тенденции рынка, может влиять на вкусы и желания публики, способен предугадывать потребности слушателей. Музыкальный продюсер также материально обеспечивает создание продукта, он находит технику, покупает музыку, тексты, оплачивает труд исполнителей и сопровождающего персонала. И еще одна важнейшая функция продюсера - это обеспечение продаж продукта, он планирует маркетинговые мероприятия, организует туры и концерты. Продюсер - центральная фигура в музыкальной индустрии, он является специалистом по маркетингу и менеджменту одновременно.

Цели и задачи маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии, как и любой другой, имеет самую главную цель - это увеличение продаж. Но для того чтобы повысить спрос, необходимо решить сопутствующие задачи. Важной целью музыкального маркетинга является распространение информации о продукте и исполнителе. Только высокая осведомленность может привести к покупке. Еще одна задача маркетинга - создать продукт, удовлетворяющий потребности слушатели. Поэтому каждый исполнитель должен иметь не только уникальное качество, но и уникальное позиционирование. Музыкальный маркетинг должен поддерживать постоянную коммуникацию между слушателем и исполнителем, учитывать изменения в восприятии товара, формировать лояльное отношение к товару со стороны потребителя.

Объекты продвижения

В музыкальном маркетинге существует несколько объектов продвижения. В первую очередь это исполнитель или группа. Когда на музыкальном рынке появляется новое имя, задачами маркетинга становится создание осведомленности о нем у целевой аудитории. Раскрутка групп и солистов начинается с того, что разрабатывается позиционирование, а уж затем планируется коммуникация, формируется и стимулируется спрос. Исполнитель также нуждается в брендинге, каждый музыкант стремится стать брендом, ведь это ведет к постоянным высоким продажам. Также объектом продвижения может быть аудиопродукт. Пластинка, концерт, фильм - все это требует продуманного рекламного плана, чтобы максимизировать спрос и прибыль. Музыкальные хиты чаще всего появляются в результате продуманных маркетинговых усилий.

Стратегия маркетинга

Долгосрочный план развития товара называют маркетинговой стратегией. Для того чтобы разработать стратегию, нужно хорошо представлять себе состояние рынка и специфику сегмента, на который продвигается товар. Музыкальный маркетинг как особая деятельность не может применять все существующие маркетинговые стратегии. Здесь нужен специальный подход, который учтет особенности музыкального продукта. Наиболее приемлемы стратегии интенсивного роста, которые базируются на повышении маркетинговых усилий на существующих рынках. Также возможно применять стратегию глубокого проникновения на рынок, в этом случае маркетинговые программы стимулируют покупку большего количества товара, а также и услуг. Стратегии должны способствовать долгосрочному и устойчивому спросу, поэтому на музыкальном рынке чрезвычайно важен имидж исполнителя, который необходимо тщательно планировать и поддерживать.

Целевая аудитория музыкального маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии базируется на понятии то есть на выявлении особой целевой аудитории, для которой и разрабатывается данный продукт. Определение сегмента чрезвычайно важно для успешного сбыта продукта. Выделение целевой аудитории на музыкальном рынке чаще всего производится по следующим параметрам: возраст, пол и образ жизни. Существует продукт для молодежи, детей и зрелых людей, музыка для мужчин и женщин. Образ жизни, интересы, вкусы также являются критерием выделения целевой аудитории. Можно увидеть, что сегодня на всех рынках, в том числе и музыкальном, происходит демассификация, производятся продукты для все более узких аудиторий. Так, есть музыка для любителей корейских сериалов или для готов. Это позволяет сбывать больше товара.

Методы продвижения

В маркетинге существуют четыре основных метода достижения целей: это стимулирование спроса, прямые продажи, PR и реклама. Все четыре элемента комплекса маркетинга используются в продвижении музыкального продукта, но используются чаще, чем стимулирование спроса. Продвижение песни без рекламы и PR невозможно. Для того чтобы альбомы покупались, необходимо формировать осведомленность и спрос, и для этого используются такие методы, как прямая медийная реклама - размещение информационных материалов в СМИ, а также инструменты BTL - ивент-маркетинг, коммуникации через социальные сети, интернет-маркетинг.

План продвижения музыкального продукта

Исходя из выбранной стратегии маркетинга, вырабатывается план продвижения исполнителя или группы. На первом этапе необходимо определить цели продвижения, это может быть, например, формирование осведомленности или поддержание известности. Затем планируется деятельность по трем направлениям: промоушн (размещение продукта в теле- и радиопередачах), паблисити (создание информационного шума вокруг продукта, запуск легенд и сплетен, раздача интервью, размещение в рейтингах, создание журналистских материалов), перфоманс (организация живого общения между исполнителем и слушателем, организация концертных выступлений, автограф-сессий). Музыкальные группы и солисты должны быть постоянно на слуху, поэтому необходимо задействовать разнообразные средства рекламы и PR для обеспечения постоянного присутствия исполнителя в информационном поле слушателя.

Бренды в музыке

Маркетинг в музыкальном искусстве изначально связан с созданием звезд, то есть брендов. Для того чтобы слушатель доверял исполнителю, чувствовал к нему симпатию и привязанность необходимо тщательно продумать имидж будущей звезды. Раскрутка групп или солистов начинается с создания названия, которое должно содержать некую философию, посыл, на основе которого впоследствии будет планироваться коммуникация со слушателями. Следующий шаг - это создание личной истории. Фанаты хотят знать о своем кумире все, поэтому начнут искать информацию о его личной жизни, прошлом, и продюсер должен заранее позаботиться о продающем мифе. Например, легендой мега-популярной группы «Ласковый май» была история про детей из детского дома, это придавало коллективу дополнительный ореол жалости и способствовало популярности. Также необходимо продумать внешний вид исполнителя, чтобы он соответствовал ожиданиям целевой аудитории. Кроме того, следует сформулировать ключевое сообщение, которое нужно будет закреплять в головах слушателей. Например, Стас Михайлов позиционируется как певец для зрелых, разведенных женщин, в этом и состоит его конкурентное преимущество. После того как все элементы бренда созданы, необходимо систематически поддерживать имидж исполнителя.

Мировой опыт музыкального маркетинга

Сегодня музыкальные хиты рождаются не только благодаря таланту композиторов и исполнителей, но чаще всего благодаря усилиям продюсеров. Современная индустрия поставила процесс рождения звезд на поток. Безусловно, для старта необходим талантливый материал, но больше нужен грамотный продюсер, которому знакомы эффективные маркетинговые методы производства музыкальных брендов. Ярким примером такой работы продюсеров являются, например, Леди Гага, Джастин Бибер или группа "Виагра".

Знаменитый британский медиа-ритейлер - HMV (His Master"s Voice) - с понедельника объявлен банкротом. Торговая сеть, существовавшая с 1921 года, не выдержала конкуренции с он-лайн продажами, ставшими главной формой распространения музыки. Приход новых технологий требует новых подходов к регулированию. Обзор исследования Глинна Ланни

Необходимость адаптации существующего режима регулирования авторского права назрела давно. В своем исследовании «Меркантилистский поворот в сфере копирайта» (Copyright’s Mercantilist Turn: Do We Need More Copyright or Less? Tulane Public Law Research Paper No. 12-20). Профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни (Glynn S. Lunney) анализирует позицию сторонников ужесточения регулирования авторских прав. Принятие таких законов, как SOPA и PIPA , по их мнению, будет способствовать росту доходов в креативной индустрии. Г-н Ланни сомневается в жизнеспособности подобной аргументации – похоже, что за счет ужесточения регулирования копирайта может быть достигнуто лишь то, что государство искусственно перенаправит часть доходов из других отраслей экономики в креативную индустрию. Но вместе с тем, современные цифровые технологии формируют новые механизмы стимулирования творческих личностей к созданию новых культурных ценностей, что подтверждается результатами его эмпирических исследований музыкальной индустрии.

Этапы креативной индустрии

Новые технологии не редко приводили к радикальным преобразованиям разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. Появление первого печатного станка Гуттенберга, а позднее устройств для звуко- и видеозаписи, значительно удешевило процесс копирования и сделало возможным распространение творческих произведений без непосредственного участия их авторов. На ранних этапах развития этих технологий изобретателям удавалось успешно распространять (не бесплатно, впрочем) копии мультимедийного контента без выплаты денежных отчислений их авторам. Например, в конце XIX века активное распространение получили механическое пианино (пианола) и перфоленты, на которые записывались ноты, что позволило массово копировать и распространять музыкальные композиции.

В таких условиях композиторы и издатели партитур рисковали остаться без дохода. Для урегулирования набирающего обороты конфликта было достигнуто выгодное для обеих сторон соглашение. Авторское право стало распространяться на копии произведений и музыканты совместно с издателями партитур получили право на получение дохода с распространяемых копий, а звукозаписывающие компании минимизировали возможность монополизации рынка со стороны издателей партитур и получили гарантированный доступ к музыкальным композициям за определенную плату. Такая модель защиты авторского права действует до сих пор как в музыкальной индустрии, так и в других отраслях креативной индустрии. Существует концепция , по которой такая модель позволяет сократить транзакционные издержки, но она при этом остается нечувствительной к изменениям экономических условий.

Цифровое перерождение музыкальной индустрии

Широкое распространение цифровых технологий за последние несколько десятилетий ощутимо преобразило наше общество. Содиректор Беркмановского центра изучения интернета и общества при Гарвардском университете Йохай Бенклер (Yochai Benkler) в своей книге «Богатство Сетей » отмечает, что цифровые технологии сделали возможным формирование сетевой информационной экономики, в которой сочетаются как рыночные, так и нерыночные элементы. Такая экономика функционирует на основе универсально распределенной технологической инфраструктуры (компьютерная техника находится во владении и под контролем индивидов). В качестве «сырья» выступают общественные блага (информация, знания, культура), «предельная социальная стоимость» которых фактически равна нулю. Вместе с тем, креативность человека и вычислительные возможности технологий являются ограниченными ресурсами. А социальные системы производства и обмена (peer-to-peer) позволяют использовать эти ресурсы эффективней.

Цифровые технологии преобразили музыкальную индустрию. Теперь для записи и распространения музыкального альбома, к примеру, достаточно иметь не очень дорогое звукозаписывающее оборудование, компьютер и доступ в Интернет. В результате, у музыкантов отпадает необходимость обращаться к известным звукозаписывающим студиям, замыкающим на себя большую часть каналов дистрибуции музыкального контента. Сокращение издержек и рисков при создании цифрового контента позволяет разрушить былые барьеры для вхождения на музыкальный рынок, что способствует формированию высококонкурентной среды и появлению новых творческих работ. Но вместе с тем, музыкальная продукция фактически «утекает» из рук ее производителей в цифровую среду, в которой они все меньше способны контролировать ее распространение, а доходы в отрасли сократились. Влияет ли это на мотивацию творческих личностей к созданию новых культурных ценностей?

Государство усиливает поддержку авторского права

Для выживания в музыкальной индустрии звукозаписывающие корпорации вынуждены адаптироваться к новым условиям цифровой эпохи. Но вместо поддержки конкурентной среды в индустрии правительство США проводит активную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на сохранение сложившегося «статуса кво». Наиболее показательным примером усиления роли государства в регулировании интеллектуальной собственности на внутреннем уровнем является принятие Белым домом в 2010 году Общего стратегического плана по защите интеллектуальной собственности , который направлен в большей степени на борьбу с контрафактом, чем на реформирование законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, в т.ч. и авторского права.

В своей статье профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни отмечает, что такой отход США от неоклассических подходов в международной торговле может быть преждевременным. Сторонники ужесточения регулирования режима авторского права аргументируют свою позицию тем, что такие действия будут способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и росту доходов в креативных отраслях. Но сторонники копирайта зачастую упускают из виду то, каким образом ужесточение регулирования режима авторского права отразится на других отраслях экономики.

В качестве аналитической модели для рассмотрения такого взаимодействия г-н Ланни предлагает использовать парадокс разбитого окна Фредерика Бастиа, согласно которому если мальчик разобьет стекло в лавке булочника, то последнему придется заказывать новое, что породит спрос на продукцию стеклодува и услуги стекольщика. Но если бы стекло осталось целым булочник смог бы приобрести на эти деньги новые сапоги. Как результат, экономика выросла, но новой ценности для булочника произведено не было. Так и в креативной индустрии, даже если расширение режима авторского права позволит создать новые стимулы для экономического роста, это не всегда будет приводить к созданию новых ценностей для общества. Это может приводить, например, к «перекачке» ресурсов из других отраслей экономики.

Создание музыки без копирайта

За первое десятилетие 2000-х гг., после появления первого музыкального файлообменного сервиса Napster , объем доходов в отрасли сократился более чем вдвое (см. Рис. 2).

Рис 2. Объем музыкальных продаж (в ценах 2011 года)