Виолончель - это что такое? Описание, особенности и интересные факты. История виолончели. Виолончель - Всё о создании электронной музыки Форум электронной музыки

Работы одного из мастеров семейства Амати. басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент,… … Энциклопедия Кольера

- (итал. violoncello, от viola виола). Музыкальный инструмент, средний между скрипкой и контрабасом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИОЛОНЧЕЛЬ 4 струнный смычковый инструмент, изобретенный музыкантом … Словарь иностранных слов русского языка

виолончель - и, ж. violoncelle, ит. violoncelle. 1. муз. Четырехструнное смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом. Даль.Играет на виолончелле. Прим. Вед. 1738 178. Играли на двух скрипицах и филоншели. 20. 7. 1789. КФЖ. // Ливанова 2… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Виолончель - Виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. violoncello) музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового регистра. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв.: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал.… … Большой Энциклопедический словарь

Басетля, хордофон, инструмент Словарь русских синонимов. виолончель сущ., кол во синонимов: 6 басетля (3) гамба … Словарь синонимов

- (Violoncello, сокращенно Cello) инструмент средний междуальтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменилстаринный инструмент viola di Gamba. Строй такой же, как и у альта, нотолько октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и… … Современная энциклопедия

ВИОЛОНЧЕЛЬ, виолончели, жен. (итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИОЛОНЧЕЛЬ, и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. | прил. виолончельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Васильева Алла Евгеньевна. Книга "Виолончель Solo. Алхимия музыки" выходит в свет к 85-летию выдающейся виолончелистки Народной артистки России профессора Аллы Васильевой (1933-2018). Первая из учеников Мстислава…
  • Виолончель SOLO. Алхимия музыки (+ DVD приложение) , Васильева Алла Евгеньевна. Книга`Виолончель Solo. Алхимия музыки`выходит в свет к 85-летию выдающейся виолончелистки Народной артистки России профессора Аллы Васильевой (1933-2018). Первая из учеников Мстислава…

Или приобрести струны для виолончели

Виолончель -(итальянское violoncello, уменьшительное от violone - контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басотенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав.

В. появилась в конце 15 - начала 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась глубоким образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й половины 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619).

По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в начале 18 в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.


Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты , А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты , Й. Гайдна - ноты , многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты , Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и другие, сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и другие.

Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные " " - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение). Художественный расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди.. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…


Русское виолончельное искусство 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный. Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.

Итак, мы рассказали вам про историю виолончели, но не упомянули ничего о её строении. Пора исправляться!

Виолончель состоит:

1)Головка.

2)Гриф.
3)Корпус.


Ну и подробнее.
Головка виолончели состоит из завитка, колковой коробки и колков. Соединена с грифом.

Вторая часть виолончели – гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далеешейка, пятка.

Третья часть – это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f – образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой – это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента.
Ну вот, мы рассказали об устройстве виолончели. Что ещё является немаловажным при игре на ней? Догадаетесь? Правильно, смычок.

Виолончельный смычок бывает разных размеров - Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:

  1. Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка ;
  2. Для изготовления трости используется дерево фернамбук или бразильского дерева.
  3. Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.
  4. Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке.

Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровойточкой . В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр.

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  1. Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  2. Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение – улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не забывайте после каждой игры протирать свой инструмент – канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание. Ещё канифоль скапливается на струнах – потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента – свой тип канифоли.

Если вы желаете приобрести виолончель или электро виолончель, а так же комплектующие к ним – то обращайтесь к нам – мы дадим вам полную консультацию по поводу приобретения.

violoncello , сокр. cello ; нем. Violoncello ; фр. violoncelle ; англ. cello ) - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт , однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

История возникновения и развития инструмента

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати , Джузеппе Гварнери , Антонио Страдивари , Карло Бергонци , Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Доменико Габриели . К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба . Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пау Казальса . Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Техника игры на виолончели

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке , однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты , пиццикато , ставка большого пальца (англ.) русск. и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C , G , d , a («до», «соль» большой октавы, «ре», «ля» малой октавы), то есть на октаву ниже альта . Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C («до» большой октавы) до a 4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом , теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До конца XIX века исполнители удерживали виолончель икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль , который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что несколько облегчает технику игры.

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета , в котором является самым низким (кроме контрабаса , который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов .

Напишите отзыв о статье "Виолончель"

Литература

  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В двух книгах. - М., Л., 1950, 1957.
  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа. - М.: Музыка, 1965
  • Лазько А. Виолончель. - М.: Музыка, 1965

Ссылки

  • Виолончель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (англ.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Виолончель

И моё сердце снова болело за чудесных людей, чьи жизни обрывала всё та же церковь, лживо провозглашавшая «всепрощение»! И тут я вдруг вспомнила слова Караффы: «Бог простит всё, что творится во имя его»!.. Кровь стыла от такого Бога... И хотелось бежать куда глаза глядят, только бы не слышать и не видеть происходящее «во славу» сего чудовища!..
Перед моим взором снова стояла юная, измученная Эсклармонд... Несчастная мать, потерявшая своего первого и последнего ребёнка... И никто не мог ей толком объяснить, за что с ними вершили такое... За что они, добрые и невинные, шли на смерть...
Вдруг в залу вбежал запыхавшийся, худенький мальчик. Он явно прибежал прямиком с улицы, так как из его широкой улыбки валом валил пар.
– Мадам, Мадам! Они спаслись!!! Добрая Эсклармонд, на горе пожар!..

Эсклармонд вскочила, собираясь побежать, но её тело оказалось слабее, чем бедняжка могла предположить... Она рухнула прямиком в отцовские объятия. Раймонд де Перейль подхватил лёгкую, как пушинка, дочь на руки и выбежал за дверь... А там, собравшись на вершине Монтсегюра, стояли все обитатели замка. И все глаза смотрели только в одном направлении – туда, где на снежной вершине горы Бидорты (Bidorta) горел огромный костёр!.. Что означало – четверо беглецов добрались до желанной точки!!! Её отважный муж и новорождённый сынишка спаслись от звериных лап инквизиции и могли счастливо продолжать свою жизнь.
Вот теперь всё было в порядке. Всё было хорошо. Она знала, что взойдёт на костёр спокойно, так как самые дорогие ей люди жили. И она по-настоящему была довольна – судьба пожалела её, позволив это узнать.... Позволив спокойно идти на смерть.
На восходе солнца все Совершенные и Верящие катары собрались в Храме Солнца, чтобы в последний раз насладиться его теплом перед уходом в вечность. Люди были измученные, замёрзшие и голодные, но все они улыбались... Самое главное было выполнено – потомок Золотой Марии и Радомира жил, и оставалась надежда, что в один прекрасный день кто-нибудь из его далёких правнуков перестроит этот чудовищно несправедливый мир, и никому не надо будет больше страдать. В узком окне зажёгся первый солнечный луч!.. Он слился со вторым, третьим... И по самому центру башни загорелся золотистый столб. Он всё больше и больше расширялся, охватывая каждого, стоящего в ней, пока всё окружающее пространство полностью не погрузилось в золотое свечение.

Это было прощание... Монтсегюр прощался с ними, ласково провожая в другую жизнь...
А в это время внизу, у подножья горы, складывался огромный страшный костёр. Вернее, целое строение в виде деревянной площадки, на которой «красовались» толстые столбы...
Более двухсот Совершенных начали торжественно и медленно спускаться по скользкой, и очень крутой каменной тропинке. Утро стояло ветреное и холодное. Солнце глянуло из-за туч лишь на коротенькое мгновение... чтобы обласкать напоследок своих любимых детей, своих Катар, идущих на смерть... И снова ползли по небу свинцовые тучи. Оно было серым и неприветливым. И чужим. Всё вокруг было промёрзлым. Моросящий воздух напитывал влагой тонкие одежды. Пятки идущих застывали, скользя по мокрым камням... На горе Монтсегюр всё ещё красовался последний снег.

Внизу озверевший от холода маленький человек хрипло орал на крестоносцев, приказывая срубить побольше деревьев и тащить в костёр. Пламя почему-то не разгоралось, а человечку хотелось, чтобы оно полыхало до самих небес!.. Он заслужил его, он ждал этого десять долгих месяцев, и вот теперь оно свершилось! Ещё вчера он мечтал побыстрее возвратиться домой. Но злость и ненависть к проклятым катарам брала верх, и теперь ему уже хотелось только одного – видеть, как наконец-то будут полыхать последние Совершенные. Эти последние Дети Дьявола!.. И только тогда, когда от них останется лишь куча горячего пепла, он спокойно пойдёт домой. Этим маленьким человечком был сенешаль города Каркасона. Его звали Хюг де Арси (Hugues des Arcis). Он действовал от имени его величества, короля Франции, Филиппа Августа.
Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.

План

Введение

Предыстория появления виолончели

История возникновения и развития инструмента

Строение инструмента

Техника игры на виолончели

Репертуар для виолончели

Современная виолончель

Выдающиеся виолончелисты

Список литературы

Введение

Виолончель (итал. violoncello , сокр. cello , нем. Violoncello , фр. violoncelle , англ. cello ) - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басового и тенорового регистра.

Предполагают, что виолончель появилась в первой половине XVI века.

Она такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.



1. Предыстория появления виолончели

История музыкальных инструментов насчитывает столько же веков, сколько история самого человечества. Наука, изучающая происхождение и развитие музыкальных инструментов, называется органология. Её систематизация восходит к эпохе Возрождения.

Ввиду того что музыкальные инструменты имеют очень разное происхождение и природу, они классифицируются в соответствии с принципом звукообразования согласно принятой в 1914 г. Куртом Заксом и Эрихом Мориц фон Хорнбостелем («Systematik der Musikinstrumente: ein Versuch» Zeitschrift fur Ethnologie) («Систематика музыкальных инструментов: опыт» Журнал этнологии) классификации, ставшей классической.

Следуя системе предложенной названными музыковедами, среди музыкальных инструментов выделяют хордофоны (от греч. «хорда» - струна). В хордофонах, как следует из их названия, звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн через воздействие на них смычка (скрипка, виола да гамба) или же с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором).

Струнные инструменты разделяют на две большие группы: группа смычковых и группа щипковых инструментов. Мы рассмотрим группу смычковых инструментов, т. к. виолончель принадлежит к этой группе.

Смычковые инструменты известны с VIII в. и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток - в музыкальные культуры Индии и Китая, в то время как по персидскому пути - на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон, прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в. мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам.

Но самым значимым смычковым инструментом средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула. В действительности, от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба, известная также в Кастилии как виуэла де пиерна, смычковая виуэла или виолон, инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко. Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопрано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапазон виолы был закреплён ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.).

Виола да гамба, предшественник виолончели

Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего, со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен-Коломба, Де Маши, Луи де Ка д’Эрвелуа, Антуан Форкере и Марен Маре

Также в Англии XVI- XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол, - Тобиас Хьюм, Орландо Гиббонс, Кристофер Тай, Метью Локк, Генри Перселл и Джон Дженкинс.

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов - семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемлённый корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

2. История возникновения и развития инструмента

История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола. В истории музыки установилось довольно прочное убеждение, что этот инструмент ведёт свою родословную от старинной "ножной виолы", известной под именем viola da gamba. В противоположность гамбе, некоторые разновидности виолы, и в частности, - viole d"amour, имели под грифом ряд созвучных "гармонических" струн, настроенных точно с основными. Подлинный "бас виолы" с шестью струнами не имел этих созвучных струн.

Впрочем, одна разновидность басовой виолы - viola bastarda, получила эти "созвучные струны", что произошло значительно позднее и в правило для гамбы так и не вошло.

Появление виолончели относится к кону XV и началу XVI века в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Первоначально она применялась как басовый инструмент в различных ансамблях, для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра (скрипке, флейте и т.д.).

До 2-й половины XVII в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Существовали многочисленные разновидности виолончели. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619). В XVI-XVII вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа.

В истории виолончели упомянуты лишь два прославившихся мастера, сконструировавших виолончель: Гаспаро да Сало и Паоло Маджини.

Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроенными квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели.

Современный вид инструменту придал уже Антонио Страдивари. <#"601005.files/image004.gif">

Ну и подробнее:

Головка виолончели состоит из завитка, колковой коробки и колков. Соединена с грифом.

Вторая часть виолончели - гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далее шейка, пятка.

Третья часть - это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f - образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой - это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента.

Ещё при игре на ней немаловажным является смычок.

Виолончельный смычок бывает разных размеров - имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:

Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Для изготовления трости используется дерево фернамбук или бразильского дерева.

Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.

Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке.

Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровой точкой. В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр.

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

) изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов;

) регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение - улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не нужно забывать после каждой игры протирать свой инструмент - канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание.

Ещё канифоль скапливается на струнах - потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента - свой тип канифоли.

4. Техника игры на виолончели

В техническом отношении виолончель как музыкальный инструмент совершенен - удобное положение инструмента при игре, возможность исполнять виртуозные вещи с лёгкостью, и извлечение звука не требует полной нагрузки на физические данные исполнителя. В этом отношении виолончель является почти совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило, требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной, хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими.

Виолончель является струнным инструментом, который относится к «семье» скрипки, поэтому принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограничена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.

Каждый струнный инструмент сравнивают с живым голосом вокалиста, таким как: скрипка (сопрано-высокий женский голос), альт (средний женский голос, в старинной музыке существовал - контр альт-мужской высокий голос), виолончель (бас - низкий мужской голос) и контрабас (бас - баритон - вокалисты мужчины с очень низкими голосами).

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше, поэтому он может простираться свыше больше чем четырех октав, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной. Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.

Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

Виолончель приблизительно четыре фута длиной и полтора фута в ее самой широкой части и, поэтому, на ней играют сидя. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног).

На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.

5. Репертуар для виолончели

Репертуар виолончели достаточно широк, потому что богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов. Для этого инструмента создана обширная литература. Концертный репертуар украшают сольные виолончельные сюиты И. С. Баха, сонаты для виолончели и фортепиано Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Брамса, Э. Грига, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича. На концертных эстрадах звучат концерты для виолончели с оркестром А. Вивальди, И. Гайдна, Л. Боккерини, Р. Шумана, К. Сен-Санса, А. Дворжака, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бриттена; всемирной известностью пользуются концертные Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского.

Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце XVII в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели). Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты , А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38).

Расцвет виолончельного искусства начался в XVIII в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений XVIII в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты, Й. Гайдна - ноты многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия.

В течение Эры Барокко такие композиторы как Антонио Вивальди и Луиджи Бочерини сочинили неаккомпонируемые сюиты для виолончели. К XIX столетию пьесы для виолончели включали концерты, которые были написаны Джонасом Брамсом и Антонином Дворжаком. Композиторы, такие как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович далее исследовали и расширили способности виолончели как сольного инструмента в течение XX века.

В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра XIX в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты , Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель).

В XX в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, ’Э. ДАльбер , П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие.

Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др.

Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные "Вариации на тему рококо " - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие.

Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт ), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы XVIII в., - итальянец Л.

Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление XIX в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение).

Художественный расцвет виолончельного искусства, начиная с конца XIX в. связан, прежде всего, с исполнительской деятельностью выдающегося испанского музыканта Пабло Казальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…

Русское виолончельное искусство XVIII в. и 1-й пол. XIX в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный.

Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.

В истории существует интересный факт: великий мастер оркестра, композитор, музыкант, дирижёр, такой как Иоганн Себастьян Бах, ни разу не посвятил виолончели сольной певучей партии в оркестре, в которой она могла бы блеснуть своими качествами. Бетховен был, несомненно, первым композитором - классиком, кто оценил инструмент по достоинству. Он угадал истинное достоинство виолончели и поставил её, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву.

Уже позднее, такие композиторы - романтики, как Мендельсон, Давыдов, Шостакович, Вебер - ещё более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя её в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

Великий композитор Пётр Ильич Чайковский, особенно богато использовал виолончель в своём произведении Вариации на тему “Рококо”, где представил виолончели такие права, что сделал это своё небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом, чтобы подчеркнуть величие и достойность этого прекрасного инструмента. виолончель инструмент композитор репертуар

Можно выделить ещё несколько композиторов, выше упомянутых, написавших концерты для виолончели: Камиль Сен-Санс, Роберт Шуман и Антонин Дворжак. Концерты Шумана и Дворжака следует отнести к числу любимых, но также довольно редко исполняемых произведений.

Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сен-Санса и, к сожалению, редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. Идея в принципе была общей - показать инструмент с разных сторон: музыкальной, технической и выразительной, и всем им это прекрасно удалось!

Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - её теплоту, искренность и глубину звучания, а её исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано.

6. Современная виолончель

Трудно с достоверностью сказать, когда возникла современная виолончель. Возникала ли современная виолончель вполне самостоятельно или она явилась следствием длительного совершенствования баса виолы или гамбы - сказать невозможно.

Современные виолончели бывают разные: они могут отличаться, например, цветом, материалом изготовления, формой (если это электронный инструмент) и конечно же качеством звука.

Вот некоторые примеры виолончелей, сделанных в наше время:C - Виолончель 4/4, кейс JW 2890

Виолончель разработана специально для студентов и оркестрантов, которые хотят иметь профессиональный и доступный по цене инструмент.

Оркестровый мастеровой инструмент, изготовленный из высушенного естественным образом восьмилетнего европейского волнистого клена класса +ААА. Ручная лакировка масляно-спиртовым лаком, выдержана в янтарно-коричневых тонах. Фурнитура выполнена из эбенового африканского дерева.

Струнодержатель с 4-мя машинками фирмы „Wittner“. Струны Larsen Solo и Spiro core Wolfram. Карбоновый облегчённый шпиль.C - Виолончель 4/4, кейс JW 8033

Сольный мастеровой инструмент ручной работы, отличается мягкостью звука и великолепной отзывчивостью, изготовленный из высушенного естественным образом десятилетнего европейского волнистого клена класса +ААА. Ручная лакировка масляно-спиртовым лаком, выдержана в янтарно-коричневых тонах. Фурнитура выполнена из эбенового африканского дерева или палисандра. Струны Larsen Solo и Spiro core Wolfram. Карбоновый облегчённый шпиль.

. Выдающиеся виолончелисты

Развитие школы исполнения на виолончели привело к появлению широкого круга виолончелистов-виртуозов, которые регулярно выступали со своими сольными концертами. Самые именитые исполнители на виолончели: Мстислав Ростропович, Пабло Казальс, Наталья Гутман, Йо-Йо-Ма, Жаклин Дюпре, Андре Наварра, Пьер Фурнье.

· Григорий Пятигорский

· Мстислав Ростропович

· Пабло Казальс

· Пьер Фурнье

· Жаклин Дю Пре

· Поль Тортелье

· Даниил Шафран

· Давид Герингас

· Эйкка Топпинен

· Пертту Кивилааксо

· Константин Миньяр-Белоручев

· Наталия Гутман

· Александр Кузнецов

· Йо-Йо Ма

· Морис Марешаль

· Андре Наварра

· Стивен Иссерлис

· Александр Ивашкин

· Александр Рудин.

Список литературы

1. Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В двух книгах. - М., Л., 1950, 1957.

2. Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа. - М.: Музыка, 1965

3. Лазько А. Виолончель. - М.: Музыка, 1965

4. М. Астрель Мир музыки (энциклопедия), АСТ 2008

Музыкальный инструмент: Виолончель

Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику, и в этом ей нет равных.

В отличие от скрипки и альта , на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

Историю виолончели и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук виолончели

Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.


Её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента. Каждая из четырех струн виолончели имеет свое особое звучание, свойственное только ей. Так, низкие звуки напоминают басовый мужской голос, верхние – более нежный и теплый женский альтовый. Именно поэтому кажется порой, что она не просто звучит, а «разговаривает» со зрителями.

Диапазон звучания охватывает интервал пяти октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» третьей октавы. Однако часто мастерство исполнителя позволяет брать ноты намного выше. Настройка струн производится по квинтам.

Фото :





Интересные факты о виолончели

  • Самым дорогим инструментом в мире считается виолончель Страдивари, Дюпора. Она была сделана великим мастером Антонио Страдивари в 1711 году. Дюпор – гениальный виолончелист был её владельцем долгие годы до самой смерти, поэтому виолончель и получила такое название. Она немного поцарапана. Существует версия, что это след от шпор Наполеона. Император оставил эту метину, когда пытался научиться игре на этом музыкальном инструменте и обхватил его ногами. Виолончель погостила несколько лет у знаменитого коллекционера барона Иоганна Кнопа. На ней 33 года играл М. Ростропович. Ходят слухи, что после его смерти Японская музыкальная ассоциация купила инструмент у его родственников за 20 млн $, хотя они упорно отрицают этот факт. Возможно, инструмент до сих пор находится в семье музыканта.
  • Граф Вильегорский владел двумя прекрасными виолончелями Страдивари. Одной из них позже обладал К.Ю. Давыдов, потом Жаклин дю Пре, сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Yo-Yo Ma.


  • Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души».
  • Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.


  • Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.
  • Известная художница-абстракционистка Джулия Борден рисует свои удивительные картины не на холсте или бумаге, а на скрипках и виолончелях. Для этого она снимает струны, зачищает поверхность, грунтует её и затем наносит красками рисунок. Почему она выбрала для картин столь необычное размещение, Джулия объяснить не может даже себе самой. Она рассказала, что эти инструменты будто тянут её к себе, вдохновляя на выполнение очередного шедевра.
  • Музыкант Ролдугин купил виолончель «Стюарт», сделанную мастером Страдивари в 1732 году за 12 млн $. Первым её владельцем был король Пруссии Фридрих Великий.
  • Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.
  • В Оркестре Берлинской филармонии играет 12 виолончелистов. Они прославились тем, что ввели в репертуар множество аранжировок популярных современных песен.
  • Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Например, Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели. Этим же увлёкся и немецкий мастер Pfretzschner.


  • Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет довольно редкий состав. В ансамбле участвуют 8 виолончелей и рояль.
  • В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.
  • Одной из самых известных виолончелей является “Король”, который был сделан Андрэ Амати между 1538 и 1560. Это - одна из самых старых виолончелей и находится она в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты.
  • Не всегда использовались 4 струны на инструменте, в 17-18 веках были пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах.
  • Первоначально струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлические.


Популярные произведения для виолончели

И. С. Бах - Сюита №1 соль мажор (слушать)

П.И.Чайковский. - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (слушать)

А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром (слушать)

К. Сен-Санс - "Лебедь" (слушать)

И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели (слушать)

Репертуар виолончели


У виолончели очень богатый репертуар из концертов, сонат и других произведений. Возможно самые известные из них - это шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо П.И. Чайковского и "Лебедь" Сен-Санса. Антонио Вивальди написал 25 концертов для виолончели, Боккерини 12, Гайдн написал по крайней мере три, Сен-Санс и Дворжак написали по два каждый. Так же виолончельные концерты включают произведения, написанные Элгаром и Блохом. Самые известные сонаты для виолончели и фортепиано были написаны Бетховеном, Мендельсоном , Брамсом, Рахманиновым , Шостаковичем, Прокофьевым , Пуленком и Бриттеном .


Инструмент долгое время сохраняет свой первозданный вид. Конструкция его довольно проста и никому не приходило в голову переделывать и что-то менять в ней. Исключение составляет шпиль, которым виолончель упирается в пол. Сначала его не было вовсе. Инструмент ставили на пол и играли, обхватывая корпус ногами, затем ставили на возвышение, и играли стоя. После появления шпиля единственным изменением был его изгиб, благодаря чему корпус мог находиться под другим углом. На вид виолончель напоминает скрипку большого размера. Она состоит из 3 основных частей:

  • Корпус. Содержит верхнюю и нижнюю деку, эфу (отверстие для резонации), подгрифник, обечайку, петлю, пуговку, дужку (распорка внутри).
  • Гриф. Здесь имеются порожек, шейка и пятка.
  • Головка. Это деталь с колковой коробкой, где находятся колки для натягивания струн. Заканчивается она завитком.

Немаловажной отдельной деталью инструмента служит смычок. Он бывает разных размеров и состоит также из 3 частей:


  • Деревянной трости (применяется бразильское дерево либо фернамбук).
  • Колодки (производится из прочного чёрного дерева, имеет перламутровые вставки).
  • Конского волоса (берётся натуральный либо искусственный). Его натяжение регулируется восьмигранным винтом, расположенном на трости.

Место, где волос прикасается к струне, имеет название «игровая точка». На звук влияет игровая точка, сила надавливания на смычок, скорость его перемещения. Кроме того, на звучание можно влиять наклоном смычка. Например, применять технику флажолетов, артикуляционных эффектов, смягчения звука, piano.

Размеры виолончели


Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако используются и другие инструменты. Для детей или людей низкого роста производятся модели меньшего формата с размерами 7/8, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8, 1/10, 1/16.

Эти варианты схожи по своему строению и звуковым возможностям с обычными виолончелями. Их небольшие размеры создают удобство при игре юным дарованиям, которые только начинают свой путь в большую музыкальную жизнь.

Есть и виолончели, размер которых превышает стандартный. Подобные модели предназначены для людей большого роста с длинными руками. Подобный инструмент не выпускается в производственных масштабах, а делается на заказ.

Вес виолончели довольно небольшой. Несмотря на то, что выглядит она массивно, весит не более 3-4 кг.

История создания виолончели

Изначально все смычковые инструменты произошли от музыкального лука, который немногим отличался от охотничьего. Первоначально они распространились в Китае, Индии, Персии вплоть до исламских земель. На европейской территории представители скрипичных начали распространяться с Балкан, куда их привезли из Византии.

Отсчёт своей истории виолончель официально начинает с начала XVI века. Так учит нас современная история инструмента, хотя некоторые находки заставляют в ней усомниться. Например, на Пиренейском п-ове уже в IX веке возникла иконография, на которой присутствуют смычковые инструменты. Таким образом, если копнуть глубоко, история возникновения виолончели начинается более тысячелетия назад.


Наиболее популярной из смычковых инструментов была виола да гамба . Именно её впоследствии вытеснила виолончель из оркестра, являясь прямым её потомком, однако с более красивым и разнообразным звучанием. Все известные её родственники: скрипка, альт, контрабас, также ведут свою историю от виолы. В XV веке началось разделение виолы на различные смычковые инструменты.

После своего появления, как отдельного представителя смычковых, виолончель начала применяться в качестве баса для сопровождения вокальных выступлений и партий для скрипки, флейты и прочих инструментов, имевших более высокий регистр. Позже виолончель начали часто применять для исполнения сольных партий. Без неё не обходится и по сей день ни один струнный квартет и симфонический оркестр, где задействовано 8-12 инструментов.

Великие создатели виолончелей

Первыми известными мастерами по изготовлению виолончелей являются Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Они сконструировали инструмент в конце XVI – начале XVII века. Первые виолончели, созданные этими мастерами, лишь отдалённо напоминали тот инструмент, который мы можем сейчас видеть.

Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер.


Виолончели Страдивари считаются самыми дорогостоящими на сегодняшний день. Их стоимость исчисляется миллионами долларов. Не менее знамениты и виолончели Гварнери. Именно такой инструмент больше всего любил знаменитый виолончелист Казальс, предпочитая его изделиям Страдивари. Стоимость этих инструментов несколько ниже (от 200 тыс. $).

Почему инструменты Страдивари ценятся в десятки раз выше? По оригинальности звучания, характеру, тембру обе модели имеют исключительные особенности. Просто дело в том, что фамилию Страдивари представляло не более трёх мастеров, тогда как Гварнери было не менее десяти. Слава к дому Амати и Страдивари пришла ещё при жизни, фамилия Гварнери зазвучала намного позже смерти своих представителей.

Ноты для виолончели пишут в диапазоне тенорового, басового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. В оркестровой партитуре её партию располагают между альтами и контрабасами. Перед началом игры исполнитель натирает смычок канифолью. Это делается для сцепления волоса со струной и позволяет извлекать звук. После музицирования канифоль удаляется с инструмента, поскольку она портит лаковое покрытие и древесину. Если этого не делать, звучание впоследствии может потерять в качестве. Интересно, что для каждого смычкового инструмента существует свой вид канифоли.

Видео: слушать виолончель