Струнно - смычковые инструменты. Струнно - смычковые музыкальные инструменты группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном. Смычковые музыкальные инструменты

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.

Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с особенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала(обычно проволока, шелк или кишка) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого струной, зависят от длины, гибкости, и напряженности.

В Западных странах одобренным материалом для струн были кишка или провод, а на Востоке использовался шёлк. Кишка использовалась в древности Египтянами, Греками, и Римлянами. Провод не использовался до 14-ого столетия, когда было изобретено вытягивание проволоки. Это открытие также вело к изобретению клавишных инструментов со струнами (клавикорд, клавесина, клавичембало и фортепиано). Из-за того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных материалов.

Существует большое количество народных смычковых инструментов. Изредка выписывается партия для самого низкого струнно смычкового инструмента-октобаса. Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Разновидности струнно-смычковых инструментов:

  • Арфа Лира Гусли Лютня

    Скрипка Альт Виолончель

    Контрабас Октобас

Источник звука у всех инструментов - струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato).

Смычковые инструменты являются основой симфонического, да и камерного оркестров, представить себе музыку без этой группы не представляется возможным. Именно смычковые музыкальные инструменты придают мелодии плавность, протяженность, изящество. Звук в инструментах этой группы извлекается с помощью смычка, которым проводят по натянутым струнам. Струны резонируют с корпусом инструмента и передают колебания воздуха слушателям. В отличие от , смычковые не имеют ладов, что затрудняет игру и обучение музыкантов. Нахождение места нажима струны для получения нужного звука — дело многих лет обучения, таланта, кропотливого труда и тонкого музыкального слуха.

Ближайшим предком современных скрипки и виолончели является виола (по итал. — цветок), появившаяся в XV веке. Дальнейшее формирование и усовершенствование смычковых инструментов, какими мы видим их в наши дни, произошло во второй половине XVIII века. Не только игра, но и изготовление струнных смычковых инструментов считалась большим искусством. Имена великих мастеров того времени, — Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и других, — известны по сей день даже далеким от музыки людям, а смычковые инструменты, изготовленные маэстро, обладают восхитительным звучанием, не говоря уж об их стоимости. В мире существует большое количество струнных смычковых инструментов. Наиболее распространенными являются инструменты, которые используются в академическом музицировании: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Изредка в симфонических партитурах выписывают партию для самого низкозвучащего смычкового инструмента — октобаса.

Академические музыкальные струнные смычковые инструменты


Скрипка.
«Царица оркестра». Является струнным смычковым инструментом верхнего регистра. Несмотря на внешнюю хрупкость и изящество, таит в себе огромные возможности и неожиданную силу звука, и абсолютно заслуженно считается самым совершенным музыкальным инструментом. Состоит скрипка из двух основных частей — корпуса специфической округлой формы и грифа, на котором расположены струны и колковая коробка. Смычок для скрипки изготавливается из деревянной трости на которой натянут конский волос.


Альт.
Несмотря на тотальную популярность скрипки, альт является важной составляющей симфонического оркестра. И по размерам, и по возрасту (появился в конце XV века) альт можно назвать «старшим братом» великой скрипки. Звучание альта более густое, бархатистое, но менее яркое. Размер инструмента требует несколько иных приемов игры, большей растяжки пальцев и силы рук. Альтистами, как правило, не становятся с детства, на инструмент переходят в училище, консерватории скрипачи с более крупным телосложением.

Виолончель. По размерам виолончель почти в три раза больше обычной скрипки. Инструмент устанавливают на полу, вертикально, и играют сидя (в прошлые века виолончель устанавливали на специальный стул и играли стоя, после изобрели специальный металлический шпиль). Звучание виолончели густое, сочное, певучее, по тембру очень напоминающее человеческий голос (по тембру — баритон). В наши дни виолончель — незаменимый инструмент симфонического и камерного оркестров, создано множество сольных произведений, одним из самых ярких можно считать виолончельное соло «Лебедь» композитора Сен-Санса из оркестрового цикла «Карнавал животных».


Контрабас.
Самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент в симфоническом оркестре. Как сольный инструмент выступает редко, поскольку на нем сложно добиться точности и остроты интонации, но выступает неким музыкальным «фундаментом», на который опирается звучание остальных инструментов. Контрабас — неотъемлемая составляющая не только симфонического оркестра, но и джазовых, эстрадных музыкальных коллективов. На инструменте играют стоя или на высоком табурете, высоту инструмента можно регулировать изменением высоты шпиля.

Смычковые музыкальные инструменты народов Европы

Гудок. Русский народный смычковый инструмент, часто использовался скоморохами в XVIII-XIX веке. Состоял из деревянного выдолбленного корпуса неправильной (грушевидной) формы и плоской деки с резонаторными отверстиями. На короткий гриф натягивались 3-4 струны, верхняя из которых предназначалась для ведения мелодии, а остальные — для аккомпанемента.

Ребек. Средневековый испанский струнный музыкальный инструмент, пришедший в Европу из арабских государств. В XIII-XIV столетиях получил большое распространение в странах Западной Европы. Несколько похож на русский гудок, имеет корпус грушевидной формы и короткую деку с двумя натянутыми струнами. Первым в 1275 году инструмент описал теоретик музыки, церковный деятель Иероним Моравский.

Хардангерфеле. Норвежский вариант классической скрипки. Имеет меньший, чем у скрипки, размер, отличается более выпуклыми деками, а также более коротким широким грифом. На гриф натягиваются 8-9 струн, из которых для игры предназначены четыре, а остальные являются резонирующими. Самая ранняя хардангерфеле датируется 1651 годом и изготовлена Уле Юнсеном Ястадом. Зачастую корпус инструмента был украшен узорами, а гриф — инкрустациями.

Смычковые музыкальные инструменты народов Азии


Ребаб.
Инструмент арабского происхождения, под разными названиями встречается в культуре разных народов Востока, в Европу пришел под названием ребек. Поскольку ребаб используется не только в качестве аккомпанемента к пению, но и к декламации, существует две его разновидности. Ребаб-эх-хаэр (ребаб для поэтов) имеет только одну струну. Ребаб-эль-моганни (ребаб для певцов) имеет две струны. Игра на инструменте осуществляется с помощью смычка, при этом ребаб держат на коленях.

Хуцинь (гуцинь). Род скрипки из далекого Китая. Состоит из корпуса, имеющего круглую (шести-восьми угольную) форму, и прикрепленного к корпусу грифа. Изготавливается корпус из тонкого дерева или змеиной кожи. В Китае насчитывается около 30 разновидностей хуцинь, кроме того, в соседних с Китаем Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Японии, Монголии используются похожие на хуцинь инструменты.


Кеманча
(кяманча, кеман, гиджак, понтийская лира). Очень распространенные в Западной и Центральной Азии музыкальные смычковые инструменты, обязательные для ансамблей восточной народной музыки. Часто используется для исполнения соло. Существует множество разновидностей кеманчи, но родоначальником считается персидский инструмент. Состоит кеманча из длинной деревянной шейки с крупными колками, дека делается из тонкой змеиной, рыбьей кожи, бычьего пузыря. Количество струн колеблется от двух до шести. Отсутствие ладов на грифе открывает огромные возможности для музыкантов, как для сольного, так и для ансамблевого исполнения.

В хордофонах , как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

Скрипка

виола да гамба

ребек

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы — лютня, гитара, мандолина:

Лютня.

Гитара.

Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары :

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

Гусли.

или ударными дульсема, цимбалон :



Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

клавесин

Спинет.

Верджинел.

Между тем к "генеалогии" дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль .

Клавикорд.

Пианино.

Рояль.

Струнные смычковые инструменты.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон , прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика - тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула .

В действительности от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба , известная также в Кастилии как виуэла де пиерна , смычковая виуэла или виолон , инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д"Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас) . Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда (колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.