Гусли - что такое? Древний русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли — инструмент гармонизации Вселенной

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн , настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми ) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцам

и левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами .

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей ), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским коклес и литовским канклес.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

" Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху ".

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 года.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково . Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников ), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов.

От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, например guzla , у которой только одна струна из конского волоса.


...Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела...

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые"./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев

Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые - столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия... Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса "земля - воздух", с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но... гусли звучат и будут звучать вечно!

Доклад по музыке про гусли кратко поможет Вам подготовиться к занятию, и Вы узнаете много полезной информации об этом древнейшем инструменте. Доклад про гусли можно дополнить интересными фактами.

Краткое сообщение о гуслях

Что такое гусли?

Гусли — это древнейший щипковый струнный музыкальный инструмент. В России под ними подразумевается некая разновидность лежачих арф. Они существовали на территории Украины, Литвы, Беларуси, России, Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и других европейских стран (где имели свое самобытное название). И в каждой стране они имели свои особенности. Между собой они были схожи веером струн, струнодержателем, колковым рядом и резонатором под струнами по всей длине.

Гусли: история для детей

Точно сказать, кто придумал гусли, и когда это произошло невозможно. В истории финского кантеле, славянских гуслей,латышских кокле, эстонской каннели, литовского канклеса есть только догадки и предположения. Встречаются мнения, что этот струнный инструмент пришел к нам с Китая, где был известен струнный инструмент гуцинь задолго до Рождества Христова. Согласно другой версии лироподобные инструменты были завезены в свои колонии римлянами.

Финны утверждают, что первые кантеле-гусли были сделаны Веймемейнен, в России и Беларуси, что гусли являются модернизированным «музыкальным луком». Поэтому путаница с предположениями невероятная.

В древнерусской рукописи «Повести о белоризце человеке и монашестве» автор изобразил в буквице «Д» фигуру царя, который играл на гуслях. Форма корпуса напоминает шлем. В дальнейшем форма резонаторой плоской коробки менялась: появилась трапецивидная форма. С уменьшением количества струн развились еще крыловидные гусли.

В далеком IX веке их делали из долбленой сухой доски клена или ели. С появлением металлически струн гусли зазвенели. Мастера-умельци столетиями передавали секрет изготовления инструментов своим ученикам. Гусельные наигрыши и песни любили слушать не только простые жители, крестьяне, но и цари. Однако гусляре часто нелестно отзывались о правителях в своих песнях. Поэтому возникали гонения на гусляров. Со временем этот щипковый инструмент из архаичного превратился в сценический профессиональный инструмент с уникальным звучанием.

На сегодняшний день каждый оркестр народных инструментов в своем составе имеет щипковые гусли: клавишые и столовидные. Их звучание придает оркестру колорит древних звонов.

Гусли: виды инструментов

Выделяют такие виды гуслей:

  • Звончатые . Это самые простые и древние гусли. Трапециевидный или треугольный ящик ставился при игре на колени. Количество струн варьировалось в количестве от 7 до 13. Когда звончатые гусли вошли в состав симфонического оркестра, то сразу стаи видны их недостатки: малый диапазон. Тогда было решено строить гусли разных размеров.
  • Щипковые . Оснащены 60 струнами, которые охватывают 5 полных октав. Музыкант играет на гуслях двумя руками, одновременно ведя мелодию на тонких и басовых струнах. Они могут воспроизводить многоголосные сложные произведения.
  • Клавишные . Это самый молодой вид гуслей, который появился в ХХ веке. Они создаются в 4-ех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Издают полный, насыщенный, приятный звук.

Как звучат гусли?

Данный самобытный инструмент может издавать мелодичный и нежный голос, может передать журчание ручья и птичье пение, изобразить колокольный перезвон. Источником звука являются гибкие натянутые струны. Каждая из них настроена на нужную звуковую высоту. Она извлекается медиатором или подушечками пальцев. На разных гуслях используются свои приемы звукоизвлечения: арпеджио, бряцание, пиццикато, глиссандо, тремоло.

Гусли интересные факты

  • Исполнитель на гуслях называется гуслист.
  • У царя Ивана Грозного при дворе был ансамбль гуслистов, который его веселил.
  • Патриарх всея Руси Никон приказал в 1654 году сжечь все имеющие в государстве гусли.
  • Первой песней, которая была записана нотами для гуслей, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Ее записал в Санкт-Петербурге французский композитор Ф. Буальде в 1803 году.
  • Ансамбль гуслистов в мае 1945 года выступил на ступенях поверженного рейхстага в Берлине с концертом в честь победы.
Русские гусли. История и мифология Базлов Григорий Николаевич

3.1. Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)

«Русские гусли принадлежат истории культуры не только как факт музыкального искусства, фольклорных традиций наших дней, но входят в качестве самостоятельного содержательного элемента, «сюжетного мотива», в систему особо значимых явлений, образов, первоначальных представлений, преданий, относящихся к периодам формирования мифологических воззрений народов ранних исторических эпох. Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. Знанием жизни, как путь просветления, соединяющий сферы материального и духовного в сознании человека» 125 .

Процитировав слова выдающегося русского этномузыколога, знатока отечественной традиционной культуры, исследователя гусельной традиции Анатолия Михайловича Мехнецова, обращаем внимание читателя на то, что гусли и гусельная традиция несут на себе отпечаток древнейших представлений славян о мироустройстве и в символическом виде выражают архаический взгляд на мир.

Очевидно, что в древности гусляр был чем-то большим, нежели просто музыкантом. Хотя, безусловно, гусли и гусельная игра использовались и в утилитарном, не сакральном качестве. Ряд черт, сохранившихся в сказочном фольклоре, в эпических произведениях, позволяет нам утверждать, что по выполняемым в старинной славянской культуре функциям гусляра можно сравнить с кельтским бардом или скандинавским эрилем 126 .

«Слово о полку Игореве…» рисует нам образ Вещего Баяна - эпического певца, гусляра, который не просто играет и поет, а отправляется в мысленный полет в прошлое, скачет воображаемой белкой по «мыслену древу», серым волком пересекает огромные пространства и орлом под облака взмывает над историческими событиями. Очевидно, что перед нами не простой музыкант, а человек, владеющий неким изотерическим профессиональным знанием.

В сравнительных поэтических образах, используемых автором «Слова…», просматривается устойчивая семиотическая традиция, те образы и символы, которыми древнерусские эпические поэты мыслили и которыми передавали смысловые соответствия между явлениями материального мира и духовными категориями.

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебед?й пущаше, нъ своя в?шиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Сюжет нападения на лебедей характерен для славянской песенной традиции, в особенности для лирических и свадебных песен. В них орел, «разбивающий» «лебедь с лебедятами, со малыми со дитятами», - это символ жениха, а лебедь - невесты. Таким образом, в поэтической картине охоты на лебедей (при гусельной игре) очевиден оттенок описания мистического брака разума гусляра, напустившего сокола (персты) на «стадо струн», с эпическими лебедями (струнами).

Продолжая рассматривать эту аналогию, мы неизбежно обратим внимание, что стая лебедей образует в полете упорядоченный строй, что опять же напоминает струны и музыкальный звукоряд. Что при ударе соколов лебеди должны вскрикивать, подобно струнам создавая мелодическую гармонию.

Академик Б.А. Рыбаков указывал на мифологическую связь гуслей со стихией воды и ее повелителем - царем подводного царства.

Из русской мифологии мы знаем, что у Морского царя есть дочери, которые отождествляются с русалками, видимыми человеку в образе рек, морских волн или лебедей. Иначе говоря, для архаичного мифологического сознания реки и морские волны - это и есть дочери водяного царя.

В русских сказках широко распространен сюжет о царевнах-лебедях, дочках Морского царя, которые прилетают искупаться к реке в виде стаи лебедей:

«Прилетели на Онегу лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок и её владелица - русалка стала его женой» 127 .

Среди этих сестер-лебедей есть старшая царевна-Лебедь, которую так ярко описал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане». По свидетельству духовного стиха о Голубиной книге и ряда белорусских преданий, этого лебедя зовут Острафиль - мать всех птиц 128 . Острафиль «держит весь мир под своим крылом». «Когда Страфиль птица встрепенутся, все сине море всколыбается. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными» 129 .

Что же за стихия, в которой живет этот лебедь? Из Голубиной книги мы узнаем: «Она пьет и ест из синя моря и детей ведет из синя моря».

Море в гусельной символической традиции отождествляется со звуком, с музыкой:

«Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну - сине море стало, дернул за другую - корабли под стольный город подступили, дернул за третью - со всех кораблей из пушек пальба началась» 130 .

В приведенном отрывке первый звук игры на гуслях создаёт море. Следующий звук тождествен выплыванию на море кораблей, которые стреляют из всех пушек, то есть тоже издают звук.

Море - это, очевидно, общий фон звучания, характерный для игры на гуслях. Вот как пишет об этом явлении А.М. Мехнецов на стр. 20 в книге «Русские гусли и гусельная игра»:

«К особым способам формирования звуковой среды (своеобразного «звукового поля») относится прием, на основе которого достигается характер и качество «педали» (общее звучание открытых струн полного диапазона инструмента) с одновременным использованием специфического штриха «глиссандо». В качестве педали - «бурдона» - на 7-9-ти струнных инструментах могут также постоянно звучать верхняя и нижняя струны. Такая техника используется повсеместно на территории бытования русских гуслей».

Сказочные корабли, появляющиеся при ударе по струнам гуслей - это, вероятнее всего, руки игрока. А «выстрелы с кораблей» - это кистевые удары правой рукой по струнам, приём гусельной игры - так называемое «выбивание». Руки гусляра скользят над струнами как корабли над морскими волнами, а при столкновении с волнами появляется звук. Интересно, тот «стольный город», под который «подступили» корабли - руки, также в реальности является каким-то приёмом игры, частью инструмента или фрагментом сказочного сюжета, не имеющего прямого отношения к практике гусельной игры?

В былине о Садко, в той ее части, где Морской царь пляшет под гусли и из-за этого танца появляются волны, разбивающие «черные корабли», поэтический параллелизм еще нагляднее. Реальный игрок, громко и долго бьющий по струнам, нередко разбивает себе пальцы, иногда даже в кровь. Каждому человеку, немного знакомому со струнными инструментами, эта аналогия покажется очевидной.

В былине гусляр не может по собственной воле прекратить игру, ведь пляшет-то сам Морской царь! Продолжительность игры Садко на пиру у Морского царя наводит на предположение, что речь в этой части былины может идти и об инициационном испытании героя, которому необходимо продемонстрировать мастерство и терпение, играя непрерывно продолжительное время. Чтобы остановит пляску, приходится, по совету Николы Можайского, рвать струны и ломать колки.

В системе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…» терминология музыкантов несколько иная: «стреляющие корабли» там - это удары соколов, бьющих лебедей.

Почему так? То сокола, то лебеди? Противоречие… а как же общеславянская гусельная традиция, как же древность этой культуры?

Для славянской мифологии гусельной игры, на мой взгляд, в этом противоречия нет. Наличие в традиции многовариантности, обычно, только подтверждает древность. То, что в одной системе струны названы лебедями, а в другой морскими волнами, - естественно, ведь и те и другие восходят к одной символической системе - это просто разные образы дочерей водяного царя.

Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…», где струны - это лебеди, а пальцы - сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси 131 , присутствует свадебная символика. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя - речкой Чернавой. В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником - зятем. Вероятно, в мифопоэтической традиции древних славян именно водяной царь был существом, покровительствовавший музыкальную струнную традицию. И не случайно его дочери - русалки-волны - в мифопоэтической традиции соотносились со струнами.

Несколько отвлекаясь от основной темы, по аналогии можно предположить, что прежде исполнительская традиция, связанная с духовыми инструментами, в славянской мифологии также была связана с царем ветров. Ведь в народных суеверных представлениях свист может вызвать ветер, так же как игра на гуслях порождает волны.

Конструкция гуслей как бы воспроизводит, моделирует славянское предание о сотворении мира.

Вкратце его можно пересказать так:

Мир выглядит как бескрайнее море. Посреди воды растут два дуба. Бог посылает в этот мир двух птиц (по некоторым легендам это голуби, но чаще это утки). Усевшись на дубы, птицы советуются о том, как сотворить мир. После совещания они ныряют на дно моря и выносят оттуда в клювах песок. Разбрасывая этот песок в стороны, птицы создают сушу. Причем одна «утица» творит мир ровным, а другая делает на поверхности этого мира овраги и горы. Таким образом, они создают мир.

В наиболее архаичных моделях гуслей не было металлической скобы, на которую надевались струны. Характерное для древности крепление - это две параллельно расположенные фигурные планочки, прикрепленные к гусельной доске дубовыми колышками. Между этими планочками закреплен деревянный стержень - струнодержатель, на который и надеваются струны.

Эти планочки называются «утицы», они «сидят» на дубовых колышках, как упомянутые легендарные птицы. Между гусельной доской и возвышающимися над ней «утицами» натянуты струны - «волны» музыкального моря. Ударяя по струнам, руки гусляра символически воспроизводят воспетое славянскими легендами творение мира.

Вероятно, что известное из средневековых источников гонение на гусляров и уничтожение гуслей было не борьбой с музыкальностью и исполнительской русской традицией, а порождалось религиозными мотивами, столкновением идей, описывающих сотворение вселенной. Через некоторое время гусли вновь становятся священным, даже отчасти религиозным инструментом. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. Правда, гуслями начинают называть несколько отличный инструмент - псалтирь, под который поются духовные стихи и псалмы. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Однако в народе его также именуют гуслями и переносят на него часть древних представлений, связанных с гуслями. Поскольку царь-псалмопевец Давид считается в народе гусляром, то и древние славянские гусли как бы освящаются его духовным авторитетом и перестают восприниматься как пережиток языческой религии.

В это время, вероятно, и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. С другой стороны, тогда же в народной культуре появляются значительно обмирщенные гусли, лишенные прежней мифопоэтической основы; они становятся преимущественно инструментом плясового аккомпанемента и почти в этом качестве (со значительно утраченной и забытой сакральной символикой) доживают до нашего времени. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.5. Человек и его свобода в русской философской традиции Интерес к проблемам человека, его свободе, счастью в отечественной культурной и философской традиции всегда был исключительно велик. Но наиболее разноплановые научные концепции человека дала миру русская

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

ИЛЛЮСТРАЦИИ к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию Неизвестный английский художник. X., м. 1662.Изображены князь Петр Семенович Прозоровский

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

ГЛАВА III. ГУСЛИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ И МИФОЛОГИИ

Из книги Русская ёлка: История, мифология, литература автора Душечкина Елена Владимировна

3.4. Гусли в русской религиозной традиции При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12 В седой древности славянской и, видимо, в протославянской культуре гусли были неразрывно связаны с дохристианской натурфилософией и, что весьма

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ёлка в русской народной традиции Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

«Ёлка» Андерсена в русской традиции Сколько вас, милые ёлки, погубится?! П. Кильберг. «Ёлка» Там зимой в мороз крещенский, В ярких блёстках и огнях, Ёлки мёртвые сверкают, Точно звёзды в небесах… К.М. Фофанов. «Сон ёлки» В 1888 году Д.М. Кайгородов писал в газете «Новое

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Совесть русской истории История изучения либерализма отечественными исследователями – печальная повесть о том, как под чужой потолок подводят и чужое имя дают. Десятилетиями наводили тень на плетень, пока не пробил звездный час возвращения великих имен: Хомякова, Ивана

Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег Николаевич

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

Из книги Эти странные семидесятые, или Потеря невинности автора Кизевальтер Георгий

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Из книги автора

4. ИРОНИЯ РУССКОЙ истории Когда ищешь способ уяснить себе запутанные исторические сложности, весьма притягательной видится идея иронии. Ироническое чутье прокладывает путь где-то посредине между абсолютно исчерпывающими объяснениями исторической науки XIX в. и

Из книги автора

Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции Из сказанного выше нетрудно понять, что в нашу задачу не входит подробный анализ технологий изготовления кукол. Однако прежде чем приступить к рассмотрению конкретных аспектов функционирования куклы

– это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент. Издревле русский люд славился своей игрой на гуслях и нередко покорял ею самые зачерствелые сердца и души. В детстве мы все видели сказку о Садко, вместе с ним путешествовали по разным странам и местам, сопереживали его горю и искренне радовались его победам. Именно играя на гуслях, Садко смог покорить подводного царя и выйти из этой истории победителем.
Гусли тесно связаны с культурой России и с ее традициями. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь»- так говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. Таким образом, гусли сопровождали людей не только в минуты отдыха, но и в различных бытовых ситуациях, далеко выходя за рамки обыденности.
История возникновения гуслей интересна и насчитывает не одно тысячелетие. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Кроме того, гусли имеют много древних и современных аналогов. Так, всем известная арфа – это не что иное, как разновидность гуслей. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон, иранский сантур, латышский коклес и литовский канклес. Название этого инструмента, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась "гусла". Принцип внешнего сходства породил название инструмента.
Гусли нередко упоминаются в исторических эпосах. Так они и дошли до наших дней. В рукописи "Повесть о белоризце-человеке и монашестве" Кирилла Туровского очерчен инициал в виде буквы "Д", внутри которого, возможно, находится изображение в виде гусляра царя Давида. Это, образ души, славящей Бога. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли. Есть документальные подтверждения, что еще в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях. Именно поэтому гусли – это струнный щипковый музыкальный инструмент.
Различают два основных вида гуслей - крыловидные и шлемовидные. Они различаются, во-первых, количеством струн, а, во-вторых, манерой игры. Крыловидные гусли от 5 до 14 струн, шлемовидные - 10-30.На крыловидных гуслях играют, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, если же запись песен в подарок идет в студии, то струны защипывают обеими руками.
Однако гусли не ограничивались только двумя классическими формами. Так, существуют, псалтиревидные гусли, которые были занесены в Россию греками. Именно они дали рождение клавирообразным гуслям, встречающимся до сих пор среди русского духовенства. Конструкция этого инструмента проста - это прямоугольный резонансовый ящик с крышкой, который стоит на столике. На резонансовой доске находится несколько круглых вырезов, и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них находятся железные колки, на которые намотаны металлические струны. Другой брус служит для прикрепления струн.
Известный русский музыкант Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитревский основал школу клавирообразных гуслей и внес огромный вклад в распространение гуслей в культуру разных народов.
Гусли были неизменным спутником русских народных гуляний. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Однако не все высказывания о гуслях были лестными. Находились и их противники. Нередко устраивались гонения на гуслистов, что сослужило недобрую службу в судьбе инструмента.
Сейчас этот инструмент редкий, но не забытый. Более того, благодаря технологии обработки дерева и декоративной отделке, гусли превратили в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли, что придает мелодиям неповторимый колорит. Для отдельных любителей приобрести инструмент сложно. В России существуют маленькие мастерские, где на заказ изготовят инструмент, но широкого распространения этот инструмент все равно не получил.