Архитектоника - это композиция, только в более широком смысле слова. Значение слова архитектоника в литературной энциклопедии

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική - строительное искусство) - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.

Зримая архитектоника станции метро Ориенте, Лиссабон

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) - главный и др.-греч. τεκτον (tektos) - строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника - обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе.

В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды - столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Композиция – последовательное расположение частей в произведении.

Части композиции выделяются на основе:

· Идейно-тематической общности

· Сюжетной завершенности

Типы композиций:

· Лирическая

· Повествовательная

· Драматическая

Структура композиции:

· Блоковая (последовательная)

¾ Моноблок (единый тест)

¾ Двусоставная

¾ Трисоставная

¾ Полисоставная

¾ Циклическая

¾ Зеркальная

· Центростремительная

¾ Рассказ в рассказе

¾ Роман в письмах

¾ Рассказ в рассказе рассказа

¾ Монтажная

В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны.

Типы композиции:

· Свободная (ничем не ограничена). Общая тема, можно вставлять или убирать циклы (циклическая композиция)

· Жесткая (блоковая, центростремительная)

Связь композиции и содержания.

Существует 2 основных точки зрения:

· Композиция и сюжет не связаны. Композиция – застывшая структура, и в неё может быть вложено любое содержание (например – ода, где структура закреплена, а содержание может быть любым)

· Композиция и сюжет тесно связаны. Сама структура произведения содержательна, несёт в себе определенный замысел автора (например – Герой нашего времени)

К композиции в разные эпохи относились по-разному:

· Античность, средневековье – важен жесткий канон

· Барокко – свободная форма, изломанная композиция

· Классицизм, сентиментализм – строгая форма

· Модернизм, символизм, начало 20 века – свободная форма, сложное построение

Уровни структуры:

· Макроструктура– жесткие части (блоки)

· Мидиструктура – рассмотрение 1-х блоков в деталях

· Микроструктура – специфика построения отдельных частей

Типы композиционных связей:

1. Идейно-тематическая

2. Образная

3. Сюжетная

4. Пространственно-временная

5. Стилевая

Сюжетно-композиционные связки:

· Мотивированные – деталь сюжета, упоминаемая в предыдущей части и помогающая развитию действия в следующей части

· Немотивированные (механические) – деталь сюжета, мало связанная с содержанием, формально служащая для связи частей произведения.

· Кольцевая

Дополнительные композиционные компоненты:

· Лирические отступления

· Вводные эпизоды

Архитектоника - это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей.

Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но существует различие между этими понятиями. «Композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Архитектоника требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким.

Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми.

Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки.

Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чертова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого черта.

Деталь в литературе

Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению "давно минувших дней" можно реконструировать мат. быт.

Изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни:

1.На заре цивилизации вещь - венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства ("белокаменные палаты" и их убранство; ткани, на кот. "узор хитер"; великолепные пиршественные чаши).

2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению человеческого разума - эпоха Просвещения ("Робинзон Крузо" - гимн труду и цивилизации).

3.Лит-ра 19-20вв - а)по-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, насколько дорогими вещами обладает.

4.В 20в. - борьба против вещизма - рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (заводы-гиганты, адская карающая машина - "исправит. колония").

Функции вещей в лит-ре:

1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) - в синхронном срезе представлены различные миры (национал, сословн, географич и т.д).

2.Характерологическая функция: в "Мертвых душах" показана "интимная связь вещей" со своими владельцами).

3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии "Отелло".Вещ. мир имеет свою композицию (активна в детективных жанрах).

Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают преимущественно в бытописат. произведениях, в частности в "физиологических очерках", в научной фантастике.

Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «мелкая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Важнейшая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. детали относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин)

Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а суть образа). Деталь, замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к описан. едва заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация.

Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/или временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Только в мире и есть, что тенистый/Дремлющих кленов шатер./Только в мире и есть, что лучистый/Детски задумчивый взор./Только в мире и есть, что душистый/Милой головки убор./Только в мире и есть этот чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взгляда лирич. субъекта).

Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: событ., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира.

А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, или доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»). Эти св-ва могут не искл. друг др. Деталь вып. св. функц. полностью только в метасловесн. тексте (где ряд, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/или противопоставление деталей. Напр., детская, глуповатая улыбка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взгляд – для Толст. улыбка Пьера («ум сердца») важнее его мнений («ум ума»), к-рые будут меняться. Динамика портрета: жесты, мимика, измен. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. резко расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» деталей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» - «Е. О.»).

Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» - воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «детали» - тяготеют к един-ти, заменяют ряд подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, короткая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, а то, что намекает на некое противоречие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей (напр, короткая губка с усиками Лизы Болконской, сначала характер. как «ее особенная, собств. ее красота», скоро вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «...губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»).

Деталь (Добин):

а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. - терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «просто рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь <…>, они еще не готовы». При исп. такой д. - гипербола: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» такой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин.

б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. становится мотивом (лейтмотивом), часто вырастает в символ, станов. объяснен. хар-ра (в «Идиоте» странное умение Мышкина имитировать почерки воспроизв-е стилей письма -намек на главный талант Мышкина: понимание разных хар-в, разн. стилей поведен.

в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции).

Подробность (по Добину) ближе к знаку, чем к символу (выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – можно судить об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. описан.: «...и лорда Байрона портрет,/И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом,/С руками, сжатыми крестом».

Детали помогают при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.

Понятие «архитектоника » (от греч. – строительное искусство ) в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе.

В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во всестороннем единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

Большепролётные покрытия производственных зданий с использованием конструкций различных тектонических систем.
из книги «Архитектурный дизайн» В.Н.Ткачёва

ТЕКТОНИКА В ДИЗАЙНЕ - закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.

Тектонические особенности объектов дизайна определяются двумя группами обстоятельств: объективными особенностями функционально-технической компоновки объекта (принципы технического решения, его эффективность, новизна, рациональность конструкций и т.д.) и нацеленностью визуальных предложений (композиционная структура, цветовая гамма, выразительность формы и пр.). Оба ряда обстоятельств в общем решении могут действовать заодно, вступать в противоречия, даже отрицать друг друга – от чего будут зависеть конечный результат усилий по тектонической организации объекта проектирования и его эстетическая выразительность.

Т. в д. кок художественное средство дизайн-проектирования есть синтез трех начал: выражения в форме изделия работы материала и конструкций; отражения в творческом методе автора культурно-исторических представлений о выразительности «языка» тектонических форм; понимания Т. как символа целостности формы изделия (поскольку именно тектонический образ является важнейшим инструментом формирования этого качества).

Структурность и тектоничность промышленных форм:о - зависимость структуры от компоновки рабочего механизма и материала, структура статичная и динамичная; б- тектоника изделий из металла, пластика, дерева

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ в дизайнерском проектировании - формирование эмоционально-образного представления о предметных и пространственных комплексах средствами тектоники.

Т.в. в дизайне достигается двумя альтернативными способами:

Непосредственное использование технических и конструктивных компонентов изделий или их комплексов как носителей тектонических образов;

Прямое забвение конструктивно-функциональных структур, когда тектоническая тема разыгрывается дополнительными «изобразительными» и конструктивными средствами: кожух вокруг функционального механизма, декоративные накладки и т.п.

Сказанное определяет две группы стратегий тектонического формообразования (по Ю.В. Назарову): «выразительные» (демонстрация в особенностях формы изделия принципов распределения функциональных нагрузок, конструктивного или технологического устройства) и «изобразительные» (в т.ч. «имитация» других активных тектонических структур, «камуфляж» - иллюзорное, декоративное их воспроизведение, «стилизация» - воспроизведение распространенных культурных образцов данного класса изделий). Но если первая группа стратегий считается ведущей в дизайне, то вторая, долгое время находившаяся под огнем критики, еще только завоевывает право на официальное признание, что в значительной мере связано с развитием новых направлений в дизайн-формировании [арт-дизайн, фристайл и т.п.).

Технологии достижения Т.в. сильно осложняются качественным разнообразием базовых тектонических структур - от статичных до подвижных, перемещаемых и перемещающихся.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - варианты соотношения (комбинирования) «несущих» и «несомых», («активных» и «пассивных», движущихся и покоящихся и т.п.) элементов дизайн-объекта, выражающих специфические связи этих комбинаций с комплексными параметрами объекта (общей массой, объемно-пространственными показателями). В дизайне Т.е. - своего рода фундамент эмоционально-чувственного впечатления о строении объекта.

Тройственная природа форм реализации дизайнерских идей (плоскостная композиция в произведениях графического дизайна, объемные построения в объектах промдизайна и пространственные - в среде) определяет характер соответствующих Т.е. В графических схемах это по преимуществу соотношения цветовых пятен, шрифтовых и линейных элементов, в объемных - синтез технической идеи (имеющей свои принципы объемно-пространственной организации - осевые компоновки, сочетания движителя и двигающихся и покоящихся частей механизма и т.д.) и способов ее тектонического отображения (массивные, корпусные или ажурные образования, получившие плавные либо «колючие» очертания, варианты окраски, сопоставления фактур и т.п.), в средовых системах - пространственные сочетания архитектурных и дизайнерских компонентов. При этом в пределах каждой из базо-

Сравнение тектонических характеристик дизайн-объектов разного класса (по Ю. Сомову): а - ажурные каркасные формы; д - массивные корпусные; б, в, г - промежуточные варианты

вых форм имеется множество своих вориаций структурных решений. Так, в промышленных изделиях можно назвать следующие типы Т.е.: каркас, оболочка, монолит, решетчатая система и, наконец, особая форма - «тектоника мягких материалов» (одежда, шторы, паруса и пр.).

Художественное содержание Т.е. лучше всего иллюстрируется примерами из тектонической организации конструктивной базы архитектурных сооружений. Здесь этим понятием обозначается образ действующих сил, картина их соотношения, в то время как конструкция есть соотношение действительных сил, держащих здание. Можно сказать, что Т.е. представляет собой показ соединения противоположностей в строении данной системы (равновесие или динамика элементов, напряженность их связей, ощущение легкости или грузности целого, короче - игра сил в пределах этой системы).

Палитра вариантов Т.е. даже только в конструктивных схемах среды бесконечна: от массивных, цельных образований до каркасных, вантовых и надувных. И каждая несет свое эмоционально-чувственное содержание, которое варьируется в самом широком диапазоне - от абсолютно устойчивых, «вечных» впечатлений до эфемерных, сиюминутных, даже - мистически сюрреальных.

Например, комплексная тектоническая схема средового объекта, очевидно, есть следствие композиции, т.е. субъективного, порожденного авторской концепцией видения конфликта реально действующих здесь сил. Но воспринимается она объективно и сравнима с вариациями аналогичных тектонических решений, и потому дает возможность выбора наилучшего из них и с точки зрения автора, и с позиций заказчика.

Надо только помнить, что в среде тектоническими свойствами обладают, по крайней мере, три системы ее слагаемых: конструктивно-пространственная (архитектурная), пространственная организация элементов оборудования (дизайнерская) и комбинация их совместной работы в процессе потребления среды. Причем последняя система очень трудна для понимания без анализа первых двух.

Но она же, как самая свободная от жестких норм утилитарных ограничений, особенно благоприятна для возникновения оригинальных зрительных и смысловых образов, выявление которых - основное предназначение тектонического анализа в проектировании.

Значение слова АРХИТЕКТОНИКА в Литературной энциклопедии

АРХИТЕКТОНИКА

построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.) , то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же лит-ого стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции (см. «Композиция»).

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРХИТЕКТОНИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРХИТЕКТОНИКА в Архитектурном словаре:
    (от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. architektonike - строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению …
  • АРХИТЕКТОНИКА
    [из древнегреческого (строительное искусство)] построение, соразмерность художественного …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, м. 1. архит. Закономерное соотношение и сочетание в одном целом элементов сооружения или произведения скульптуры; то же, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. II прил. архитектонический, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРХИТЕКТ́ОНИКА (от греч. architektonik; - строит. искусство), худ. выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    архитекто"ника, архитекто"ники, архитекто"ники, архитекто"ник, архитекто"нике, архитекто"никам, архитекто"нику, архитекто"ники, архитекто"никой, архитекто"никою, архитекто"никами, архитекто"нике, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. 1) архит. Художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе сооружения, здания. Архитектоника моста. 2) иск. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. architektonike строительное искусство) 1) архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2. общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь …
  • АРХИТЕКТОНИКА в словаре Синонимов русского языка:
    композиция, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или произведения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    архитектоника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Орфографическом словаре:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    сочетание частей в одном стройном целом, композиция А. здания. А. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    архитектоники, мн. нет, ж. (от греч. architekton - строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре Ефремовой:
    архитектоника ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения …

  • (Diderot) Дени (1713-1784) - французский философ и идеолог Просвещения, писатель, теоретик искусства, глава энциклопедистов. Основные сочинения: вольный авторский перевод и …
  • ГИЙОМ в Новейшем философском словаре:
    (Guillaume) Гюстав (1883-1960) - французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка. Преподавал в Школе Высшего образования в Париже (1938-1960). …

РЕФЕРАТ

АРХИТЕКТОНИКА РАСПОРНЫХ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ СИСТЕМ – ВАНТОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

Выполнила студентка 326 группы

Штефан Марина

Проверил профессор Челноков А.В.

Г.Днепропетровск

1. Что такое архитектоника?

2. Типология тектонических систем:

· Понятие тектоники

· Тектоника каркасных сооружений

· Тектоника сводчатых конструкций

3. Распорные плоскостные конструкции

4. Виды вантовых поверхностей

o Покрытия с параллельными вантами

o Покрытия с радиальными вантами

o Двухпоясные покрытия с параллельными вантами

o Двухпоясные покрытия с радиальными вантами

o Покрытия с висячими фермами и балками

o Комбинированные и подвесные системы

o Мембранные поверхности

ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТОНИКА?

АРХИТЕКТОНИКА, (греч. architektonike - "главное строение" от archi - "главный" и tektainomai - "строить, возводить"). Архитектоника - "выстроенность", означающая в изобразительном искусстве композиционность, ясно воспринимаемую целостность в результате организации художником соподчиненности частей, артикуляции, акцентации, выявления пластических связей целого и детали, главного и второстепенного, центра и периферии, соотношений масс, объема и пространства. На уровне формальной организации это явление называется тектоникой, а соответствующее качество формы - тектоничностью. Создаваемая на такой основе художественно-образная целостность - архитектоникой и, соответственно, художественный образ (композиция) - архитектоничным. Тектоника - это ясное выражение на поверхности формы ее внутренней конструкции (функциональной структуры) посредством членений, подразделений. Архитектоника - то же, выражающее художественно-образный смысл формы, явление, преображающее формальную тектоничность в смысловую целостность (см. также гармония, гармонизация; "Дионисийские архитекторы"). Подобное понимание архитектоники всегда было присуще мастерам классического искусства, но утрачено в XIX столетии в искусстве академизма, подменяющего композицию компоновкой, и натурализма, где отсутствует не только художественная организация, но даже формальная тектоничность. В знаменитой книге "Проблема формы в изобразительном искусстве" (1893) А. Хильдебранд (Гильдебранд), немецкий скульптор и теоретик, попытался противопоставить разрушительным тенденциям поверхностно-описательного и сюжетно-занимательного подхода к изображению нормы классики, логику формообразования, архитектонического преображения формы, принципиально отличного от простого копирования натуры. Качества архитектоничности художественного произведения достигаются применением соответствующих материалов-средств и способов-приемов (см. композиция). Понятно, что универсальные закономерности архитектоники проявляются неодинаково в разных видах, исторических типах, направлениях и стилях искусства. Естественно, что качества архитектоничности наиболее полно выражены в архитектуре. На это указывает и родство терминов. В искусстве архитектуры сама строительная конструкция неумолимо порождает качества тектоничности, а в воображении и умелых руках художника эти качества преображаются в архитектоничность и, в конечном итоге, в архитектуру как вид художественного творчества. Но и в области архитектуры исторически формировались атектоничные стили, например Маньеризм, Барокко, Рококо, Ар Нуво, неопластицизм, или "органическая архитектура". Принципиально архитектоничны произведения искусства Классицизма - это их главное композиционное свойство. Оно проявляется во всех видах и разновидностях искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Таким образом, всю историю художественных стилей можно рассматривать как взаимодействие (и преобладание на отдельных этапах) двух формообразующих начал: тектоничного и атектоничного. Отсюда - архитектонический метод формообразования; его можно выделить в сравнении со скульптурным, пластическим, живописным и графическим. Преобладание того или иного метода в зависимости от конкретных задач, решаемых художником, определяет характер творческого процесса, тип композиции и, в последнюю очередь, принадлежность результата этого процесса - художественного произведения - к тому или иному виду искусства (см. морфология изобразительного искусства). В архитектуре архитектонический метод предполагает ясное расчленение несущих и несомых частей здания. Идеальным выражением архитектоники является ордер. Но в искусстве архитектуры известен и противоположный метод - стереотомия (от греч. stereos - "объемный, плотный" и tome - "рассечение, разрезание"). Тектонические сооружения складываются, стереотомические - "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Эта оппозиция соответствует двум основным способам формообразования, общим для всех видов искусства, - формосложению (лат. additio) и формовычитанию (лат. divisio) и, соответственно, качествам скульптурности или пластичности формы (см. стиль). Помимо всепроникающего принципа архитектоничности, определяющего сущность композиционного мышления формой в разных видах искусства, известно и явление уподобления форм, "романтики масштабов", когда архитектура по принципу подобия отражается в композиции "малых форм" - изделий прикладного и декоративного искусства. Это явление называется миниатюризацией, оно характерно для искусства Готики и, отчасти, Итальянского Возрождения (см. также мнимость). Противоположный принцип - максимализации - типичен для стиля Барокко. В готическом искусстве миниатюризация архитектурной композиции породила оригинальные изделия. Такова мебель из резного дерева - кресла, высокие спинки которых повторяют силуэт готического собора. Изделия из металла - архитектонические реликварии, монстранцы - выполняли в форме миниатюрных готических храмов. Они одновременно сакральны, архитектоничны и декоративны. Миниатюрные алтари-складни - диптихи, триптихи и полиптихи из слоновой кости, позолоченной бронзы или серебра, украшенные эмалями и драгоценными камнями, - также уподобляли средневековому собору, для чего украшали башенками с пинаклями, крестоцветами, краббами. Даже огромные, монументальные алтари из резного и расписного дерева, установленные в нефах католических соборов южной Германии, вторят архитектурной композиции собора. Ощущение архитектоничности (при насыщенности их пластикой и цветом) возникает от того, что интерьер готического храма становится экстерьером алтаря и архитектоника пространства определяет форму всего, что находится внутри. Поэтому можно сказать, что архитектоника композиции является непременным условием целостности художественного пространства - аккордности восприятия, явления ансамбля, стилистического взаимодействия компонентов. Формальной основой подобной целостности служит "гармонический резонанс" (см. пропорционирование). В XVII-XIX вв. содержание термина "архитектоника", в отличие от тектоники, пластики, композиции и, наконец, собственно архитектуры, зодчества, еще не было общепринятым. Архитектоникой называли просто теорию архитектуры, закономерности формообразования в этом виде искусства, что имело свой исторический смысл. В античности и Средневековье архитектоникой именовали тайные, сокровенные знания древних строителей братства "Дионисийских архитекторов", позднее - масонов. Такой же сокровенный смысл имело слово "архитектор".