Руанский собор моне описание. Лучшее из увиденного. От романской базилики до готического собора

Сентябрь 11, 2012

Собор в Руане, портал в сером тоне

1892; 100х65 см
Музей д"Орсэ, Париж

Соборы — это еще одна знаменитая серия Моне , состоящая из тридцати полотен. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

С рассвета Моне уже в ожидании: сообразно со своей технологией, он рисует много полотен одного и того же фрагмента, чтобы уловить соответствующие световые эффекты. „Чем скорее продвигается моя работа, тем труднее показать то, что я чувствую. Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый”, — доверяется он другу и будущему биографу — Гюставу Жеффруа.

Собор в Руане в солнце

1894; 107х73 см
Музей д"Орсэ, Париж

После возвращения из Руана Моне оставляет картины нераспакованными. Если он и достает одну из них, то только лишь для того, чтобы продолжить над ней работать. Ожидаемая всеми руанская серия будет представлена только лишь в 1895 году. Художник хочет, чтобы двадцать картин серии «Соборы» продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!

«Соборы в Руане » вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов» и говорит о том, что «неподвижный предмет с большой силой подчеркивает движение света».

Вопреки воле Моне «Соборы в Руане» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и Роcсии.

«Соборы в Руане » оказали влияние на многих художников XX века. Французский художник Фаутрир говорил, что эта серия радикально изменила способ мышления нескольких поколений художников. Американец Рой Лихтенштейн в появившихся в 1969 году трех работах, названных «Собор в Руане», непосредственно обращается к теме, предложенной Моне .

Собор в Руане в полдень

1894
Музей им. Пушкина, Москва

Техническое замечание

С течением времени Моне наносит на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества.

Клод Моне - выдающийся художник-импрессионист XIX века. Его картины удивляют своей свежестью и натуралистичностью. Моне писал очень живо, был внимателен к мельчайшим деталям и мастерски передавал цветовую гамму.

Импрессионизм

Искусствоведы всего мира считают Клода Моне одним из знаковых представителей движения, получившего название "импрессионизм". Это направление в мировой живописи было создано несколькими художниками и быстро получило распространение в Европе. Основной идеей школы импрессионистов было передать впечатление, которое произвёл пейзаж, прямо на месте. Раньше художники работали в мастерских, рисуя несуществующие пейзажи или какие-то вещи по памяти. Новое направление ломало стереотипы о живописи в целом.

Клод Моне: начало пути

Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Природность картин таких художников завораживает больше, чем декоративные фантазии ранних мастеров. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы — Эженом Буденом. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Несмотря на разницу в возрасте, Эжен видел в Моне талант, и оба художника были одновременно учителями

О серии картин «Руанский собор»

Руанский собор - это не только архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света - солнце - находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы.

Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.

Творчество в судьбе Клода Моне

Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.

Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ "Руанский Собор" Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.

Собор в солнечный день

Картины, где собор - светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно - здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей - и получились прекрасные картины серии "Руанский собор". Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.

Туманные картины Моне

Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь - специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом.

Пасмурная погода

Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне - особенное произведение искусства. В этой картине почти нет тёплых оттенков: только холодные серые и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а соткан из сотни которые в любой момент могут пролиться дождём. Мазки Моне напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот обрушатся с небес. Нависшее над зданием кажется очень тяжёлым, так же, как и линии архитектурных элементов собора.

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне - ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах - мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Эпоха, стиль, направление - импрессионизм

Собор в Руане - древней столице римской провинции в северной Галлии, возводившийся на том самом месте, где мы его видим сейчас, - первое культовое христианское сооружение. Его строительство было возобновлено в начале второго тысячелетия нашей эры, но после пожара 1200 г. собору потребовалась тридцатилетняя реконструкция, в результате он был восстановлен в стиле «пламенеющей» готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Четыреста лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, тем не менее собор выглядел весьма живописно, Моне был им просто очарован.

Самый большой цикл работ Моне посвящен Руанскому собору, точнее - его западному фасаду, украшенному скульптурой, отражающей тенденции развития французской готики; по бокам фасада расположены две большие башни - башня Сен-Роман на севере и Масляная башня на юге. Название последней обусловлено тем, что в ее строительство были вложены средства, поступившие от благодарных граждан, которым было разрешено есть масло во время поста.

Моне приехал в Руан - город, расположенный на севере Франции, 5 февраля 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье. Свой первый вид фасада собора он написал из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж. По возвращении он добился разрешения работать, сидя в витрине магазина модной одежды «Фернан Леви», выходившей на соборную площадь.

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Владелец магазина, заметивший, что посетительницы странно реагируют на присутствие художника, попросил его впредь прятаться за ширму и ограничить свои занятия утренними часами. 15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы, из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Комнаты, отведенные под мастерские, были расположены на втором этаже, из их окон, выходивших на соборную площадь, взору Моне открывался великолепный вид собора. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.

Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни - темно-серой.

Работая над серией, художник пребывал в тревожном, смятенном состоянии духа; недовольный собой, он уничтожил многие полотна этого цикла. В том же письме Алисе Ошеде он писал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Художник более не использует нейтральные тона для передачи тени, на холсте нет явно выраженных зон с преобладанием темного или светлого. Тени написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, природа обретает свою гармонию в свете и вечном движении: каждое мгновенье ее облик преображается.

Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия - огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Ради раскрепощения зрительного восприятия Моне жертвовал даже перспективой - непреложным принципом европейского изобразительного искусства начиная с XV века. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг.

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Тот же Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.

- (Monet) (1840 1926), французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоённые светом и воздухом пейзажи; в 1890 х гг. стремился запечатлеть мимолётные состояния световоздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена» … Энциклопедический словарь

- (monet) Клод Оскар (1840, Париж – 1926, Живерни, Франция), французский художник, представитель импрессионизма. Родился в семье бакалейщика. Когда Моне было шесть лет, его семья переехала в Гавр, где произошла встреча будущего художника с Э.… … Художественная энциклопедия

МОНЕ, КЛОД ОСКАР (Monet, Claude Oscar) (1840 1926), французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился 14 ноября 1840 в Париже в семье бакалейщика. Через пять лет его семья переехала в Гавр. Около 1856 под руководством Луи Эжена… … Энциклопедия Кольера

- (Monet) (1840 1926), французский живописец. Один из главных создателей метода импрессионизма. Учился у Э. Будена, посещал академию Сюиса (185 60) и мастерскую Ш. Глейра (1862 63) в Париже. Испытал влияние К. Коро, Г. Курбе, Э. Мане.… … Художественная энциклопедия

Моне (Monet) Клод Оскар (14.2.1840, Париж, 6.12.1926, Живерни, Нормандия), французский живописец пейзажист, один из основателей импрессионизма. Учился у Э. Будена в Гавре (1858 59), в академии Сюиса (1859 60) и в мастерской Ш. Глейра (1862 63) в… …

- (1840 1926) французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890 х гг. стремился запечатлеть мимолетные состояния свето воздушной среды в разное время дня (серии Стога сена, 1890 91 … Большой Энциклопедический словарь

Моне - Клод (Monet, Claude) 1840, Париж 1928, Живерни. Французский живописец, основоположник импрессионизма. Художественная одаренность Моне проявилась рано: еще учась в коллеже в Гавре, получил известность своими карикатурами. В 1858 встречается с… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Не следует путать с Эдуаром Мане. Клод Моне Oscar Claude Monet … Википедия

- (Monet) Клод Оскар (14.2.1840, Париж, 6.12.1926, Живерни, Нормандия), французский живописец пейзажист, один из основателей Импрессионизма. Учился у Э. Будена в Гавре (1858 59), в академии Сюиса (1859 60) и в мастерской Ш. Глейра (1862 63) … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Клод Моне Позднее творчество , Астахов Ю.. Книга посвящена позднему творчеству французского живописца, основоположника импрессионизма, Клода Mo ie. Работая на пленэре он, как и остальные импрессионисты, виделпреображение природы,…
  • Клод Моне. Коллекция картин-постеров с репродукциями мировых шедевров живописи , . Это издание посвящено творчеству знаменитого французского художника-импрессиониста, перевернувшего представление об искусстве, - Оскара Клода Моне. Он произвел настоящую революцию в мире…

Руанский собор Клода Моне

Эпоха, стиль, направление - импрессионизм

Собор в Руане - древней столице римской провинции в северной Галлии, возводившийся на том самом месте, где мы его видим сейчас, - первое культовое христианское сооружение. Его строительство было возобновлено в начале второго тысячелетия нашей эры, но после пожара 1200 г. собору потребовалась тридцатилетняя реконструкция, в результате он был восстановлен в стиле «пламенеющей» готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Четыреста лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, тем не менее собор выглядел весьма живописно, Моне был им просто очарован.

Самый большой цикл работ Моне посвящен Руанскому собору, точнее - его западному фасаду, украшенному скульптурой, отражающей тенденции развития французской готики; по бокам фасада расположены две большие башни - башня Сен-Роман на севере и Масляная башня на юге. Название последней обусловлено тем, что в ее строительство были вложены средства, поступившие от благодарных граждан, которым было разрешено есть масло во время поста.

Моне приехал в Руан - город, расположенный на севере Франции, 5 февраля 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье. Свой первый вид фасада собора он написал из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж. По возвращении он добился разрешения работать, сидя в витрине магазина модной одежды «Фернан Леви», выходившей на соборную площадь.

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Владелец магазина, заметивший, что посетительницы странно реагируют на присутствие художника, попросил его впредь прятаться за ширму и ограничить свои занятия утренними часами. 15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы, из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Комнаты, отведенные под мастерские, были расположены на втором этаже, из их окон, выходивших на соборную площадь, взору Моне открывался великолепный вид собора. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.

Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни - темно-серой.

Работая над серией, художник пребывал в тревожном, смятенном состоянии духа; недовольный собой, он уничтожил многие полотна этого цикла. В том же письме Алисе Ошеде он писал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Художник более не использует нейтральные тона для передачи тени, на холсте нет явно выраженных зон с преобладанием темного или светлого. Тени написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, природа обретает свою гармонию в свете и вечном движении: каждое мгновенье ее облик преображается.

Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия - огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Ради раскрепощения зрительного восприятия Моне жертвовал даже перспективой - непреложным принципом европейского изобразительного искусства начиная с XV века. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг.

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Тот же Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/