Композиция литературного произведения и ее разновидности. Типы композиционных связей. Архитектоника произведения. Архитектоника - это композиция, только в более широком смысле слова

Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi – главный и tektos – строить, возводить) – зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формируя окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах: представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Архитектор заботится о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря – эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала: польза, прочность, красота. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, – композиция, тектоника, пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей материалов, синтез искусств и др. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Вопросы единого подхода в постановке творческой задачи и взаимосвязи проектной деятельности архитекторов и дизайнеров одежды интересуют искусствоведов мира и постоянно рассматриваются на страницах различных изданий. Так, например, в статье «Строение тела» Alessandra Paudice / Алессандра Паудиче (Vogue № 3, март 2002. С. 292–294) приведены слова Тома Форда: «И одежда, и здания – оболочка, в которой живет человек». Архитектура рассматривается как макрокосмос, жизненное пространство. Мода – микрокосмос, вторая кожа, которую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. Первым архитектуру с одеждой сравнил римский архитектор Витрувий, живший во времена императора Августа. В своем трактате «Об архитектуре» он писал: «От красоты обнаженного тела мы переходим к колоннам толщиной в одну восьмую их роста; там, где у человека ноги, – у колонны основание. Капитель похожа на человеческую голову с кудрями, она украшена витиеватым орнаментом, как венок из фруктов украшает прическу. Флюты, прочерчивающие тело колонны, похожи на ниспадающие складки ткани».

Диалог моды и архитектуры достиг своего расцвета в конце XIX – начале XX веков, во времена модерна, а затем ар-деко. Архитекторы того времени – Петер Беренс, Анри ван де Велде и Фрэнк Ллойд Райт – экспериментировали с дизайном женской одежды. Это была эпоха простых форм, лишенных декора зданий с открытыми планами и текучими пространствами. Этот стиль отразился в моде благодаря Полю Пуаре. Он освободил женщин от корсета, а позднее одел в брюки и ампирные платья, которые давали свободу движениям.

Одним из первых архитекторов в моде был Чарльз Джеймс (1906–1978), который ввел в моду стеганые атласные пальто – прототип современных дутых вещей. Ив Сен Лоран, Тьерри Мюглер и Аззедин Алайя признавались, что именно у него они учились архитектурному подходу к одежде. Архитектор по образованию, один из ключевых дизайнеров 60-х Пако Рабанн известен своими экспериментами с нетипичными для моды материалами – бумагой, пластиком и металлом. Вместо ножниц, иголок и ниток он использовал плоскогубцы, отвертки и молотки. Он больше строитель, чем портной. Тем не менее, все эти непластичные материалы, подобно тканям, повторяли линии тела. Выпускника Миланского политехнического института Джанфранко Ферре часто сравнивают с выдающимся архитектором начала XX века Фрэнком Ллойдом Райтом. Он всегда славился своими точными объемами и совершенными формами, а его знаменитые сорочки кажутся не сшитыми, а смакетированными из хрустящей белой бумаги. Архитектурное прошлое иногда помогает создавать не монументальную, а очень практичную и удобную одежду. Дизайнер югославского происхождения Зоран, одевавший Изабеллу Росселлини, своим доведенным до крайности минимализмом напоминает основоположника этого движения в архитектуре Джона Поусона. Он прячет от глаз даже такие необходимые детали, как пуговицы, швы и «молнии». В великих произведениях портновского искусства торжественность архитектурного сооружения соседствует с эфемерностью и легкостью моды. Увлечение архитекторов модой доведено до логического завершения, проектирование одежды становится основным делом их жизни, архитектурное образование позволяет специалистам возглавлять производство одежды и смело экспериментировать с новыми материалами (Елена Серебрякова, г. Иркутск).

В наши дни союз моды и архитектуры окреп. Кэлвин Кляйн выбрал для создания своего бутика в Нью-Йорке известного минималиста Джона Поусона. Миучча Прада доверила свой нью-йоркский бутик Рему Колхасу. Ян Каплицки и Аманда Ливет из Future Systems сделали бутик Marni .

В 90-е годы XX века Ян Каплицки, который жил тогда в Праге, пытался заниматься дизайном одежды. Но лучшая «одежда», которую он создал, – обтекаемый металлический чехол, украсивший новое здание универмага Selfridge ’ s в Бирмингеме. «Мы столкнулись с той же проблемой, что и Пако Рабанн в 60-е, – считает Каплицки. – Мы должны были создать достаточно гибкое покрытие, ведь форма здания была довольно сложной. Нам пришлось составить чехол из маленьких кусочков. Многие архитекторы боятся попасть под влияние моды, но неосознанно впитывают ее. Мода слишком влиятельна. Она всегда в поиске новых форм и материалов. Это как раз то, чего не хватает традиционным архитектурным подходам». Это отличный пример того, как опыт дизайнера одежды может быть переведен на архитектурный язык. Здания Каплицки всегда узнаваемы по своим органическим архитектурным формам. Для него жилое пространство – это не геометрическая жесткость, а пластика тела человека со всеми его изгибами.

На рис. 2 гофрированные баски и шлейфы женских платьев в коллекции GFF своими извилистыми очертаниями походили на балконы Casa Battlo , знаменитого творения Антонио Гауди, текучие линии которых напоминают о мягких формах живой природы.

Рис. 2. Текучие линии балконов Casa Battlo (1905–1907) архитектор Антонио Гауди
напоминают о мягких формах живой природы, им вторят гофрированные баски и шлейфы
в женских платьях из коллекции
GFF

Вышивка на кринолинах из коллекции Yohji Yamamoto словно заимствована с фасада ренессанского собора (Флоренция, сер. XV века) (рис. 3). Йоджи Ямамото в коллекции весна-лето 2002 почти копирует легкий и праздничный рисунок фасада собора Санта-Мария Новелла итальянского архитектора Леона Баттиста Альберти. Изящные детали в последней коллекции Gucci похожи на круглые окна, типичные для итальянского средневековья.

Рис. 3. Вышивка на кринолинах из коллекции весна-лето 2002 Yohji Yamamoto
словно скопирована с фасада ренессансного собора Санта-Мария Новелла архитектора
Леона Баттиста Альберти

Многие образы и жесткая геометрия моды 60-х годов XX века перекликаются с известными архитектурными сооружениями. Мини-платье, созданное Андре Куррэжем в 1968 году, очень похоже на Villa Savoye в Пуаси, Франция (1928–1929) – одноэтажное здание на ногах-сваях, построенное Ле Корбюзье. Отстроченные, геометрической формы карманы на модели платья Куррежа, представленные на рис. 4, напоминают окна, а шляпы – крыши.

Рис. 4. Жесткая геометрия мини-платья, созданного Андре Куррэжем (1968),
напоминает Villa Savoye – одноэтажное здание на ногах-сваях, построенное Ле Корбюзье
в Пуаси, Франция (1928–1929)

Архитектор и дизайнер костюма используют одни и те же формы, вдохновляют друг друга, обмениваются идеями. На рис. 5 можно сравнить техногенные формы в моде и архитектуре. Совершенно неудивительно, что балаклава Пьера Кардена (1967) так похожа на терминал аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке, построенного в 1956–62 году американским архитектором Эро Саариненом.

Рис. 5. Техногенные формы в моде и архитектуре: балаклава Пьера Кардена (1967)
и терминал аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке (1962) архитектора Эро Сааринена

Аналогия в декоративно-пятновых членениях костюма и архитектурных сооружениях проявляется в меньшей степени. Примером может служить представленный на рис. 6 лоскутный калейдоскоп на платье Christian Lacroix из коллекции осень-зима 2001–2002 гг. и фасад дома в Вене (1983–1986) архитектора Хундертвассера.

Рис. 6. Лоскутный калейдоскоп на платье Christian Lacroix из коллекции
осень-зима 2001–2002 и на фасаде дома в Вене (1983-1986) архитектора Хундертвассера

В коллекции Viktor & Rolf весна-лето 2002 г. многочисленные бантики и драпировки напоминают о богатом и избыточном стиле рококо. На рис. 7 сопоставлены гигантская перфорация и своды пальмовой оранжереи в Лондонским ботаническом саду (1870-е годы), архитекторы Десимау Бертон и Ричард Тернер.

Рис. 7. Перфорация в модели Viktor & Rolf и своды пальмовой оранжереи в Лондонском
ботаническом саду (1870-е годы), архитекторы Десимау Бертон и Ричард Тернер

Связь между одеждой и архитектурой имеет и более глубокие корни: и архитектура и костюм функционально определены человеком. Как и костюм, архитектурное сооружение служит средством прикрытия человека, его очага, семьи от действия непогоды. Принципы организации архитектурных масс, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление свойств материалов – не только тектонических, но и фактурных – являются непосредственными носителями образного содержания, которые затем преломляются в линиях и членениях объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения материала.

Так купол собора или крыша пагоды напоминает головной убор; линия арки – символ устойчивости проема или перекрытия, – может преломиться в линиях широкой поясной или плечевой одежды овальной или трапециевидной силуэтной формы. Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности, единстве образного решения, похожести силуэта, принципиальной схеме внутренних членений.

Как уже было отмечено, предметом исследования является архитектоника экранных адаптаций литературных произведений. Для начала стоит определиться с терминами - что мы понимаем под архитектоникой в данном контексте?

Слово «архитектоника» пришло к нам из архитектуры. «Архитектоника» (греч. - architektoike) - строительное искусство. Согласно Толковому словарю Ушакова, «архитектоника:

  • 1) органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.), расположение частей, композиция какого-нибудь художественного целого (искус.), Архитектоника романа, повести;
  • 2) отдел геологии, изучающий строение земной коры, расположение её элементов (геол.)».

Литературный энциклопедический словарь подсказывает нам, что архитектоника - это «внешнее построение литературного построения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов».

«В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т.п.».

В научной среде понятие архитектоники противопоставляется композиции или считается её частью. Как отмечает М.С. Каган в «Мифологии искусства», «преимущества этого термина состоят в том, что он, во-первых, выявляет лежащий в основе формообразующий принцип, структурную доминанту художественного языка - эстетически значимое соотношение пластических элементов, из которых строится художественный образ». Такой принцип организации формы как архитектоника, обладает большей универсальностью по сравнению с принципом композиции, так как, «помимо композиции, выражает многомерную структуру произведения, подчеркивает сложность и многоуровневость строения формы предмета, будь она плоской или объемной».

Таким образом, мы намеренно разделяем понятия композиции и архитектоники в контексте нашего исследования. В то время как композиция акцентируется на самой структуре произведения и выявляет художественную функцию приема или элемента, архитектоника фокусируется на взаимосвязях структурных элементов, является формально-технической стороной многоуровневого произведения.

Какие структурные элементы мы можем выделить в архитектонике экранного произведения? Их множество. Это типы конфликтов между персонажами, хронометраж и типы сцен и эпизодов (диалог, экшн, экспозиция, пейзаж и т.д.), монтажные склейки и наличие драматургических переходов между сценами («клиффхэнгеров»), «аттракционные» эффекты и эмоциональная напряжённость повествования в целом, объём поступающей зрителю информации, всевозможные аудиовизуальные и технические приёмы, на которых мы не будем подробно останавливаться. В данном исследовании мы собираемся сфокусировать наше внимание на двух ключевых элементах архитектоники, обуславливающий силу воздействия экранного произведения на аудиторию - это драматургия и монтаж. В качестве краеугольного камня драматургического построения произведения мы рассмотрим конфликты между основными актерами произведения и т.н. «аттракционные» эффекты, о которых речь пойдёт ниже. Основными составляющими монтажа являются последовательность кадров и сцен в экранном произведении и связи между ними, а также их продолжительность (хронометраж).

Все мастера драматургии, как один, в своих наставлениях и учебниках сходятся во мнении, что основной движущей силой любой истории является конфликт. Автор наиболее известного труда по искусству сценаристики Р. Макки в своей «Истории на миллион долларов» пишет: «Когда главный герой выходит за пределы побуждающего происшествия, он вступает в мир, где правит закон конфликта. Этот закон гласит: в истории движение происходит только через конфликт». Под конфликтом маэстро понимает фундаментальное различие действующих лиц в мировоззрении, мотивации, целях и средствах их достижения. Это различия настолько несочетаемы, что приводят в действие механизм всей истории и толкают её вперед, подобно тому, как пар приводит в движение части парового двигателя. Макки делит конфликты на три большие подгруппы: внутренние, межличностные и внешние (внеличностные). Такое деление давно стало классическим. Все три вида конфликтов соответствуют основным типам сюжета - архисюжету, мини-сюжету и антисюжету, - влияют на жанр произведения и образуют так называемый треугольник истории (рис. 1).

Рис. 1.

Внеличностный конфликт возникает при столкновении героя с явлениями, которые не находят воплощения в конкретном человеке - это крупные социальные потрясения (войны, революции), природные катаклизмы (пожары, землетрясения), общество, обстоятельства, судьба, злой рок. В чистом виде мы наблюдаем этот вид конфликта в эпических произведениях (например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Межличностные конфликты массово встречаются в т.н. мини-сюжете. Интересы героя здесь сталкиваются с интересами других персонажей, личностей. Это могут быть семейные ссоры, конфликты в любовных и дружеских отношениях, конфликты между начальником и подчиненным и так далее. В чистом виде такой тип конфликта диктует определенный жанр - это мелодрама.

Наконец, у нас есть внутренний конфликт, когда герой вступает в схватку со своими «внутренними демонами» - это могут быть пороки, дурные воспоминания из детства, комплексы и слабости и т.п. В той или иной степени внутренний конфликт можно отследить в любом серьёзном произведении искусства, но есть жанры, в которых внутренний конфликт выдвинут на передний план, а все остальные конфликты остаются в тени или вовсе отсутствуют. Например, когда всё действие происходит в мозгу героя, даже межличностные конфликты могут восприниматься как часть внутреннего. Наиболее часто подобные приемы используются в так называемом авторском кинематографе (или артхаусе).

Стоит отметить, что это - наиболее распространённая классификация конфликтов, но не единственная. Так, драматург и скрипт-доктор Уильям Индик делит конфликты по принципу принадлежности их к основным психотерапевтическим учениям прошлого столетия, по Фрейду, Юнгу и другим мастерам психоанализа. Он выделяет невротический, нормативный, архетипический, экзистенциальный конфликт и конфликт на основе комплекса неполноценности. Однако, при определённых оговорках, данная классификация также вписывается в теорию Макки.

Подобное деление характерно для любого вида искусства, в основе которого лежит текст - для литературы и кинематографа в том числе. В данном случае мы можем даже рассуждать о некой преемственности, ведь первоначально киноискусство развивалось именно на основе накопленного литературой опыта. Скажем, исторические романы со временем превратились в киноэпопеи, а любовные романы - в мелодрамы. В своей «Теории кино» С.И. Фрейлих подробно останавливается на этом об этом и цитирует литературоведа М.Бахтина: «Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра. Поэтому и архаика, сохраняющаяся в жанре, не мертвая, а вечно живая, то есть способная обновляться архаика. Жанр живет настоящим, но всегда помнит своё прошлое, свое начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр способен обеспечить единство и непрерывность этого развития. Вот почему для правильного понимания жанра и необходимо подняться к его истокам».

Об этой самой живой архаике и истоках жанра мы подробнее будем говорить ниже, разбирая конкретные примеры экранизаций русских классиков. Как отмечал всё тот же Роберт Макки, «выбор жанра устанавливает чёткие границы возможного, так как структура истории должна учитывать познания и ожидания аудитории». А на жанр непосредственно влияет тип конфликта в произведении.

Что такое композиция?

Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.

Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.

Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.

Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох. В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа. Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.

Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).

Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.

В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.

Что такое Архитектоника?

Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.

Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:

  • форму организации повествования,
  • приемы создания образов,
  • особенности построения сюжета,
  • художественное пространство и время,
  • композиционные приемы.

То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.

  • Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека

АРХИТЕКТОНИКА -и; ж. [от греч. architektonikē - строительное искусство]. Гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом. А. зданий. А. романа. ◁ Архитектонический, -ая, -ое. А-ие различия. Толковый словарь Кузнецова

  • архитектоника - Архитектоника, архитектоники, архитектоники, архитектоник, архитектонике, архитектоникам, архитектонику, архитектоники, архитектоникой, архитектоникою, архитектониками, архитектонике, архитектониках Грамматический словарь Зализняка
  • архитектоника - сущ., кол-во синонимов: 5 композиция 19 построение 27 строение 34 структура 32 тектоника 5 Словарь синонимов русского языка
  • Архитектоника - (от греч. architektonike - строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произведений декоративного искусства. Большая советская энциклопедия
  • архитектоника - -и, ж. архит. Соразмерное расположение частей, гармоническое сочетание их в одно целое. || иск. Художественная соразмерность в построении произведения; композиция. Малый академический словарь
  • архитектоника - архитектоника ж. 1. Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения (в архитектуре, в изобразительном искусстве). Толковый словарь Ефремовой
  • АРХИТЕКТОНИКА - АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike - строительное искусство) - художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры. Большой энциклопедический словарь
  • архитектоника - См. архитектура Толковый словарь Даля
  • архитектоника - Архитектоники, мн. нет, ж. [от греч. architekton – строитель]. 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || Расположение частей, композиция какого-н. художественного целого (искус.). Архитектоника романа, повести. Большой словарь иностранных слов
  • архитектоника - АРХИТЕКТОНИКА, и, ж. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • архитектоника - орф. архитектоника, -и Орфографический словарь Лопатина
  • архитектоника - АРХИТЕКТ’ОНИКА, архитектоники, мн. нет, ·жен. (от ·греч. architekton - строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). | расположение частей, композиция какого-нибудь художественного целого (иск.). Толковый словарь Ушакова
  • Архитектоника - (греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом "архитектура". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Такое слово, как композиция, знакомо каждому человеку, вне зависимости от его профессии и увлечений. Оно встречается в живописи, музыке, скульптуре, в дизайне интерьера и во многих других областях. Но что же такое архитектоника? Это нечто более сложное, связанное с определенным родом деятельности, или это вовсе философское понятие? Давайте разбираться.

    Терминология

    Итак, архитектоника - это всего лишь построение художественного произведения. Оно включает в себя сопоставление частей с учетом их параметров, их гармоничное сочетание, и в результате образование единого целого. Мы в итоге получаем завершенный и сбалансированный арт-объект, который может быть частью живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы... Да чего угодно! Получается, что архитектоника и композиция - понятия практически идентичные. Разница между ними кроется лишь в самом слове. Архитектоника - это слово более профессиональное, имеет малое распространение среди людей, чаще употребляется в узких кругах творцов. Композиция же - более ходовое понятие, услышав которое, каждый поймет, о чем идет речь.

    Яркие примеры

    Попробуем рассмотреть готовые произведения искусства, которые позволят нам окончательно понять, что такое архитектоника. Это будут картины, объекты современного искусства и музыкальные произведения.

    Итак, живопись. Для того чтобы картина была целостной и завершенной, автору необходимо продумать ее сюжет. В главной роли выступают участники картины - люди, животные или природа, или же какие-то предметы. Затем все это обрамляется в определенную палитру - пастельную, яркую или темную. В результате мы получаем целостную работу, которая передает определенное настроение. Аналогично это действует в современном искусстве. Арт-объекты состоят из определенных форм, цветов и текстур. За счет этого зритель воспринимает их определенным образом.

    Музыка - дело тонкое

    Данное искусство - нечто уникальное, оно имеет так много разных форм и вариаций и в то же время остается единым. Ни один человек не может прожить без музыки, он выбирает свой стиль или же становится меломаном. Но каждое произведение, в каком бы жанре оно ни было написано, является композицией единой. Например, классические сочинения - это всегда четкие формы, у которых есть свои рамки. Они состоят из размера, тональности, темпа, штрихов и оттенков. Все это объединяется в части, которые образуют крупную форму, имеющую название рондо, соната или сюита. Это и есть архитектоника классического произведения.

    Архитектоника объемных форм

    В данном случае речь идет о некой дисциплине. Суть ее направлена на то, чтобы научить человека моделировать объемные формы из различных материалов, делать их целостными и завершенными, а после объединять в композиции. В рамках этой дисциплины работать можно с бумагой, тканью, глиной и многими другими компонентами. Главное - понять, как предметы, которые имеют объем, вписываются в окружающее пространство и выглядят в нем лаконично.

    Современные сферы бытия

    В последнее время актуальным стало такое понятие, как архитектоника бизнеса. Чтобы объяснить его, достаточно обратиться к изначальной трактовке термина и разбавить ее соответствующими понятиями. Суть такой архитектоники заключается в том, что бизнес состоит из многих частей - персонал, слаженная работа начальства, бумаги, бухгалтерия, внешние связи, атмосфера в офисе и многое другое. Из всего этого и состоит, так сказать, «композиция» любого дела, в какой бы сфере оно ни развивалось. Архитектоника - это для бизнеса такой же важный аспект, как для искусства или ремесла. Она формирует любое предприятие или фирму, делает его целостным, завершенным и совершенным. Правильно продуманная архитектоника - залог дальнейшего успеха и процветания любого дела.

    Итоги

    Можно с полной уверенностью сказать, что архитектоника - это основа всего, что нас окружает. Из нее состоят объекты искусства, она присутствует в музыке, литературе, в театре и кино. Принцип целостности композиции необходим даже в модельном деле, в бизнесе, в работе любого предприятия или завода. Без него не будет существовать ничего, начиная от природы морей и океанов, космоса и человека, заканчивая тем, что этот человек сотворил как в сфере искусства, науки, так и в более простых, обыденных, но очень важных делах.