Животные в русских народных сказках – образы и прототипы. Волк - сказочный персонаж

«Философ, законодатель, историк – всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к его поговоркам, отдельным выражениями и словам. За словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом – смысл тайный, аллегорический, под странным пёстрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций», - проницательно напутствовал всех итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843 – 1916).

Сегодня мы всё чаще и чаще обращаемся к русским народным сказкам, пытаясь найти в них сокровенную истину, тот волшебный клубочек, который приведёт нас в тридевятое царство, где наши мечты сбудутся и всё будет хорошо.

Помогают герою в пути не только волшебные вещи, но и животные, растения. В своей работе мы попытаемся разобраться не только в символическом значении этих образов, но и в их структуре. В своей исследовательской работе я буду пользоваться таким понятием, как тотем. Данное понятие взято из языка североамериканских индейцев, в научный оборот введено в ХIХ веке. Переводится «тотем» как «его род» и означает родовую принадлежность, но не по семейным узам, а по объединению и себя и своего рода-племени с каким-либо животным, растением, стихией (например, водой, ветром, молнией) или предметом (например камнем). Несмотря на кажущуюся нерусскость понятия «тотем», оно созвучно самым что ни есть русским словам «отец», «отечество», «отчим» и т. п.

Для чего нужны тотемы и почему они появились? Каждому человеку необходимо отличать себя от других. Как подчеркнуть свою уникальность и неповторимость на уровне рода, племени, этноса? Вот здесь-то и выработалась традиция различаться по тотемам, связав себя неразрывными узами с миром живой и неживой природы. В этой взаимосвязанной системе тотему отводилась роль оберега: он охранял, защищал человека, помогал ему в трудных ситуациях. В свою очередь, все тотемные животные и растения табуированы: то что считалось

2 тотемом, нельзя было убивать, обижать употреблять в пищу. Тотему поклонялись, ему приносились жертвы, он прославлялся и изображался всеми доступными способами. В Древнем Риме наиболее экзотическим тотемом был дятел, а наиболее известным - волк (Капитолийская волчица, выкормившая Ромула и Рема).

Греческая мифология особенно богата превращениями богов и героев в животных, растения и некоторые неодушевлённые объекты (камни, скалы, звёзды). Овидий написал на эту тему 15 книг, объединённых в знаменитые «Метаморфозы». Зевс превращается в быка; Гелиос – во льва, вепря, пантеру; Афина – в оленя и т. д.

У русского народа отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках - особенно о животных. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, а также оберегательные функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема- оказывать помощь всем, кто находится с ним в в социально-родственных отношениях). Убедительным подтверждением тотемно-родственных отношений между животными и людьми в пошлом может служить хотя бы всем хорошо известное прозвище лисы – Лисичка-сестричка (она же – кума-лиса). Кому же она сестра и кума?

Не волку, не зайцу, не медведю, а нам с вами, точнее нашим далёким пращурам!

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет

3 лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый.

Пословицы и приметы:

Лисичка всегда сытей волка бывает

Лисой пройти - хитростью

Кто в чин вошел лисой - править волком будет

Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!

Лиса и во сне кур считает

Лиса дорогу перебежала, быть беде.

Лисий лай услышать - к несчастью.

Животные – главные персонажи русских народных сказок – обычно мужского рода: бык, конь, волк, медведь. Заяц петух, кот баран и др. Но есть, конечно, и животные женского рода: коза, лягушка, мышка, курочка. Однако все они ни по популярности, ни по значимости не могут сравниться с Лисой Патрикеевной – носительницей как лучших, так и худших качеств всего женского племени, и в определённой степени – выразительницы самой сути женской природы.

Лиса – героиня главным образом бытовых сказок. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошёл впереди. Лисица выбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была мертвая. Да уже поздно. Делать нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади» Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна. Собрав рыбу, брошенную на дорогу, лиса стала обедать. Бежит волк: «Здравствуй, кумушка, хлеб, да соль!» - «Я ем свой, а ты подальше стой». С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: « Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь Сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Волк послушался. Лиза вызвалась помогать. Её беспокоит: лишь бы не настала оттепель, лишь бы выдалась морозная ночь. Ходит вокруг волка и приговаривает:

Ясни, ясни, на небе звёзды,

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

«Рыбу на хвост нагоняю», - поясняет она волку, который не разбирает всех её слов. Просидел волк целую ночь у проруби. Примёрз его хвост. Пришли на реку бабы за водой и увидели волка, стали бить его коромыслами. Волк рвался-рвался – оторвал хвост и пустился наутёк.

После этого лисица, казалось бы, должна страшиться встречи с кумом. Волк на неё зол: «Так-то ты учишь, кума, рыбу ловить!»

Лисица успела побывать в избе, наелась у одной бабы теста из квашни И вымазалась в нём. «Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри мозг – выступил!» И волк поверил ей, пожалел, усадил на себя: «Битый небитого везёт».

Сказка изображает торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями. Да и волк хорош! Зависть и глупость губят его. Так можно потерять и шкуру. При всей незамысловатости сказка с психологической правдой передаёт в этих животных и черты людей, особенности их характеров, поведения.

Разумеется, о людских пороках сказочники могли бы поведать и не прибегая к фантастическому вымыслу, но каким бы пресным стал этот рассказ! Он бы не донёс до нас и небольшой части того едкого, глубокого смысла, который содержит сатирическое повествование.

Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка героя, какой бы неправдоподобной и невероятной она ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт жадного глупца, который ей поверит. Глупость и доверчивость также бесконечны, как хитрость и расчёт. Когда они встречаются – всё возможно: можно ловить рыбу хвостом, можно потерять голову, пожалеть того, кто тебя едва не погубил. Всегда ли Волк в сказках глуп и смешён? Каково отношение наших далёких предков к этому образу?

6 Волк – одна из центральных и повсеместно распространённых мифологических фигур мирового фольклора и один из древнейших тотемов русского народа. Двойственность (дуальность) данного сказочного образа наглядна. С одной стороны. Волк – кровожадный хищник, нападающий на скот и людей; с другой стороны, он – верный помощник и даже родственник сказочных героев.

Об этом свидетельствуют некоторые свадебные обычаи, сохранявшиеся на Руси вплоть до ХХ века. Так, в северо-западных областях России (в частности в Псковской) дружку – представителя жениха – принято было называть волком, а родня жениха в песнях прозывала невесту волчицей; та тоже не оставалась в долгу и в традиционном причитании называла братьев жениха волками серыми.

Историк культуры Эдуард Тайлор (1832 – 1917) в своём классическом труде «Первобытная культура» обращал внимание на то, что известная русская сказка «Волк и семеро козлят» содержит в себе осколки и мифологемы древнего космического мировоззрения, когда под «волком» понимались тёмные силы хаоса, поглощавшие вовремя затмения солнце, луну и блуждающие небесные светила (так в старину именовались семь наблюдаемых невооружённым глазом планет) в их сказочно-символическом обличье, и выступали «козлята», коих проглатывал «волк», а затем (добровольно или по принуждению) выпускал на волю.

У русских следы такого древнейшего отождествления обнаруживаются, помимо всего прочего, в архаичной загадке- поговорке, где тёмная ночь отождествлена с волком: «Пришёл волк [тёмная ночь] – весь народ умолк» взлетел ясен-сокол [солнце] – весь народ пошёл!» Следы такого древнего космического мировоззрения и верований обнаруживаются даже в незамысловатой детской игре «Гуси-лебеди и волк», где последний олицетворяет тёмную ночь, пытающуюся настичь и поглотить светлые солнечные дни – гусей-лебедей.

Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях-волках. Геродот в своей «Истории» писал о неврах - народе, который жил на территории нынешней Белоруссии и, по мнению учёных, несомненно, был связан со славянами. Геродот передал рассказы греков и скифов о том, что «ежегодно каждый невр становится на несколько дней волком, а потом опять принимает свой прежний вид». Не это ли поверье отразилось и в «Слове о полку Игореве», где рассказывается, как князь Всеслав «сам въ ночь влъкомъ раскаше».

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке. Фольклористы относят её к типу волшебных сказок. В том виде, в каком мы её знаем, она действительно волшебная сказка.

Сын караулит отцовский сад. Жар-птица клюёт в нём яблоки, герой хочет поймать её; он ищет злотогривого коня и добывает себе в далёких краях невесту – такие сюжетные положения любит волшебная сказка. Вместе с тем на сказку повлияли древние поверья о животных. В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал. То буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред волку, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной и нарушение её каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения самого точного. Волк съел коня. Он сам служит герою конём, он берёт на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для нег родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна. Правда, мы не знаем, какой конкретный вид имели древние повествования о волках, но вполне возможно, что взятая нами сказочная ситуация находится с ними в какой-то связи.

Волк, как и медведь в народных поверьях предстаёт животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

В бесхитростной сказке «Колобок» закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным древнему светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие солнце).

А в не мене популярной сказке «Теремок» получила отражение былая тотемная борьба за «жизненное пространство»: перенаселённость «теремка» решается путём вытеснения тотемов Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство» - кланом Медведя.

Наблюдения этнографов убеждают, что медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

О медведе-покровителе говорят многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали мёдом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и от колдовства.

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

Силен медведь, да в болоте лежит

Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы

Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

Не продавай шкуры, не убив медведя

Два медведя в одной берлоге не живут

Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Человеческий тип, воплощённый в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведён в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесой зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, зверях в яме и других.

Надо думать, что это положение медведя о звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором жили мирно самые разные зверюшки. Не является ли эта полузабытая сказочка полузабытым иносказанием. Мир-община испытывала давление князей и вотчинников: господа наровили обложить данью людей побольше, а принеповиновении наказывали всех непослушных. « Я всем пригнётыш», - говорит медведь о себе.

И в заключительной части своей исследовательской работы я бы хотел уделить внимание своему любимому сказочному образу - Сивке-Бурке.

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал

Иван Суриков

Летающие и скачущие до небес кони – излюбленные образы русского и славянского фольклора.

С детства врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времён и звучащие как заклинания:

«Конь бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

«В правое ухо влезь, в левое вылезь – станешь таким красавцем, каких свет не видывал».

Космические отражения проступают и в сюжетах о конях, скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рождённых от лошади. Так в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной в Сибири в начале ХХ века, спутниками и помощниками героя выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.

В русском фольклоре и народном миросозерцании с единосущностью коня и солнца связаны другие известные образы и имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других народов – Солнечный конь, Конь-солнышко), вне всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также восходит к протоиндоевропейским верованиям (богиня Сива «бог Шива»).

В одной из самых ёмких по мифологической закодированности сказок о Василисе Премудрой (Прекрасной) приоткрываются древнейшие представления русского народа о смене дня и ночи как космических всадников: День ясный – «сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая»; Солнце красное – всадник «сам красный, одет в красном и на красном коне». Ночь тёмная – опять всадник: сам чёрный, одет во всём чёрном и на чёрном коне».

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в развёрнутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как правило, изображаются вместе с солнцем).

В композиции русской избы кони, устремлённые в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях – оно неотделимо от этого полёта, более того – это как бы модель солнечной колесницы, запряжённой деревянными конями.

Связь коня с культом плодородия очевидна в календарных обрядах и обычаях. Сохраняется обычай ряжения кобылкой или конём на Святки, несущий и свет, и работу в поле, и новое время – новый год. В далёкие времена при закладке дома происходил обряд захоронения головы коня, дающей связь с умершими предками. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в свадебном: коня давали в качестве выкупа за невесту, коня и кобылицу привязывали у сеней, где молодые проводили первую брачную ночь.

Коня хоронили вместе с хозяином в языческие времена, павшего коня хоронили с почестями, как преданного воина.

Чуткое и преданное животное породило много гаданий и поверий. Если конь спотыкается на левую ногу – к беде. Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на неё, куда она пойдёт – туда и девушка замуж пойдёт. При проводах на войну или в рекруты, если лошадь вздрагивает, это считается дурным знаком. Ржёт конь – к добру, топает к дороге, втягивает воздух ноздрями – к приезду домой, фыркает к доброй встрече или к дождю. Конский череп страшен для нечистой силы, оттого-то прежде в деревнях на заборах вывешивалось много лошадиных черепов. Хомут снятый с лошади, и вода, недопитая лошадью, считаются целебными.

Почти все волшебные функции коня-побратима удачно соединены в классической литературной сказке Петра Петровича Ершова «Конёк-горбунок», бережно и скурпулёзно использовавшего образы русского фольклора.

Два небывалых коня золотогривых, их мать – волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец, чудесный Конёк-горбунок, уносящий своего хозяина ещё дальше, к небесным светилам.

Современное русское слово «конь» - сокращённое древнерусское слово «комонь». «Комони ржут за Сулою» - памятная фраза из «Слова о полку Игореве». Корнь этот сохранился в старорусских словах «орать» - «пахать», «орало» - «соха», «оратай»- «пахарь».

История тотемов – русских и мировых – это неисчерпаемый кладезь знаний о далёком прошлом. Прошлое надо хранить и помнить. Тотемное прошлое не исчезло бесследно. Оно живёт в современных символах, государственной и сословной геральдике, обрядах, традициях, и, наконец, во многих фамилиях, названиях рек, озёр, древних городов, селений и просто заповедных мест. О многом хочется узнать Но это - темы моих следующих исследований.

Образ Волка в
русских народных
сказках
Векшин Ярослав 3а класс

Цель исследования
Целью моего исследования было понять, почему
Волка в сказках всегда изображают по разному. То
как глупого и недалекого животного, то как
верного друга и помощника, то как жуткого и
злобного врага.
Давайте же попробуем разобраться в этом во всем.

Окутанные своеобразной аурой таинственности волки не напрасно
становились героями легенд и фильмов ужасов, песен и романов.
Им приписывают мистические способности и неимоверную силу.
Чего, собственно говоря, у них нет. Да, волки могут учуять жертву
или друг друга на расстоянии 1,5 км, и еще они при необходимости
пробегут без устали многие часы.
Кроме того, что волки все же являются одними из самых опасных
хищников (это – да!), они еще вносят огромный вклад в очищение
территории своего проживания от больных, слабых и даже мертвых
животных. “Санитары леса” не зря им дали такое прозвище.

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а
что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и
даже письменности.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают,
ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при
беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста
хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по
горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.
Появление различных персонажей в русских сказках о животных
изначально обусловлено тем кругом представителей животного
мира, который характерен для нашей территории. Поэтому
закономерным является то обстоятельство, что в сказках о
животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных
просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В
сказках о животных животные сами являются главными героями-
персонажами, а отношения между ними определяют характер
сказочного конфликта.

В сказках о животных одним из
главных персонажей является
волк. Это прямая
противоположность образу
лисы. В сказках волк глуп, его
легко обмануть. Нет, кажется,
такой беды, в какую бы ни
попал этот незадачливый,
вечно избиваемый зверь. Так,
лиса советует волку ловить
рыбу, опуская хвост в прорубь.
Козёл предлагает волку
разинуть пасть и стать под
гору, чтобы он мог впрыгнуть в
пасть. Козёл опрокидывает
волка и убегает (сказка «Волк-
дурень»). Образ волка в сказках
вечно голодный и одинокий. Он
всегда попадает в смешное,
нелепое положение.

Однако, в древних
культурах образ волка
ассоциировался со смертью,
поэтому в сказках этот
животный персонаж
зачастую кого-то съедает
(«Волк и семеро козлят»)
или нарушает спокойную
жизнь животных («Зимовье
зверей»). Но в итоге добрые
сказочные персонажи
русских сказок всегда
обманывают или побеждают
волка. Например, волк в
сказке «Лисичка-сестричка
и волк» остается без хвоста.

«… встречается молодому
воину серый волк…» Это
тоже символ. Символ самого
Перуна. Могучий Бог грозы,
Бог справедливости, света и
воинской доблести,
появляясь на земле,
предпочитает облик волка.
Волк-Перун мудр, отважен и
очень быстр. Это на нём в
других сказках Иван-царевич
покрывает огромные
расстояния. Причём, Перун
становится витязю не просто
другом, но и побратимом. О
чём это говорит? О том, что,
имея в братьях самого
Перуна, русский богатырь
способен сокрушить кого
угодно.

Итак, теперь давайте подумаем,
почему же волк во всех сказках
такой разный? Для этого нужно
вспомнить, что сказки изначально
никто не записывал, они
передавались исключительно из
уст в уста. И только в узком кругу.
Невозможно представить, чтобы
сын какого-то купца слушал
сказку от обычного крестьянина.
А кто мог бояться волков?
Правильно, крестьяне. Волки
могли нападать на скот, на людей,
и крестьяне могли нести от этого
жуткие убытки. Для этих людей
волк страшный, вот и в их сказках
он был страшный, но все таки
победимый. Да и крестьянским
детям такие сказки рассказывали,
чтобы неповадно в лес было
ходить «придет серенький волчок
и укусит за бочок».

Кренделев Антон

Сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рас­суждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть сред­ствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV районные юношеские «Филологические чтения»

МОУ Михайловская СОШ

Кренделев Антон

МОУ Михайловская СОШ, 5 класс, 11 лет

Конкурсная работа

Жанр «Исследование»

«Образы животных в русских народных сказках»

Педагог-наставник:

Яблокова Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы

п. Михайловский, Ярославский муниципальный район, 2010г.

1.Введение 2 стр.

2. Глава «Образы животных в русских народных сказках»

1.1 Лиса семерых волков проведет 5стр.

1.2. Волк меняет шерсть, но не характер 7 стр.

1.3. Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит 9 стр.

1.4. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки 11 стр.

3.Заключение 12 стр.

4. Список литературы 14 стр.

Введение

Что такое сказка? Это красивый мир волшебства и превращений, в котором мы живем в детстве, где заканчивается реальность и начинается этот мир, удивительный и непостижимый. Это мир, в котором добро побеждает зло, наверно, поэтому этот жанр так любим детьми.

А если говорит научным языком, сказка- вид повествовательного, в основном прозаического фольклора. Ее истории уходит в далекое прошлое. Слово « сказка » записано в письменных источниках XVI века. От слова « казать ». Значение: перечень, список, точное описание. Современное значение слово приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово XI века - кощуна.

Существует несколько видов русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Цель моей работы - выявить особенности образов животных в народных сказках. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач:

  1. выявить место и особенности изображения животных в сказках в сказках;
  2. посмотреть, являются они главным или второстепенным лицом;
  3. рассмотреть особенности характера;

Для написания своей работы я использовал несколько источников народных сказок.

Данный вид сказок существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Сказка о животных – это произведения, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Вопрос о первоначальных истоках фантастики в сказках о животных много десятилетий волнует ученых. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия. Особенность этих сказаний состояла в том, что звери были наделены разнообразными человеческими качествами, но в зверях видели именно зверей. Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты. Такова сказка о медведе на липовой ноге. Это сказочное повествование неизвестно в Западной Европе. Его происхождение чисто восточнославянское. Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, но лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, а из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчише- из-под куста хватыш», трусоватый заюнок- кривоног, по горке скок».

Лиса семерых волков проведет

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточно-славянских сказок, сделалась лиса.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Волк меняет шерсть, но не характер

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»). Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Кого разумеет народ в этом образе ? В сказках волк беспредельно глуп. Феноменальная глупость порочит волка. В таком изображении выразились не столько реальные особенности того человеческого типа, которые собой олицетворяет волк, сколько отношение к нему.

Задумаемся над тем, почему волк принимает удары от разгневанных баб, пришедших на реку по воду, почему, едва пережив одну беду, волк попадает в другую. Сказка кончается гибелью волка. Волк помирает жестокой смертью, чтобы в новой сказке ожить и вновь принять злую смерть. Какое неистребимое зло изгоняется, казнится народом?

Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право - право сильного, право зубов, - без этой черты волк не волк. Социальный прототип этого сказочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко.

Сказки о волке не скрывают, кого они имеют в виду... Ирония вымысла состоит в обыгрывании народного обычая.

Сказка о том, как волк зарезал свинью («Свинья и волк»), рисует в образе волка жестокого и неумолимого господина, который взыскивал с крестьян за потраву. Жил старик и при нем старуха. Только и скота у них, что свинья. Черт ее понес, да в чужую полосу - в овес. Прибежал туда волк, «схватил он свинку за щетинку, уволок ее за тынинки и изорвал».

В таких сказках есть то острое социальное иносказание, которое делало сказку интересной и взрослым. Фантастические повествования говорят о социально-классовых отношениях. Игнорировать этот смысл нельзя, если мы не хотим видеть в сказках только забаву.

Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идейным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке передано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хитрить. Его право - право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального угнетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требовала от ее учредителей и защитников умственного напряжения.

Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь - зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя. Он давит все, что попадает ему под ноги.

Глупость медведя - рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя - глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Есть предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью.

Медведь - хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели роль помещика. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы, которую почему-то называли десятиной) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. Через такую призму становиться понятным не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Стоит заметить, что в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. За этими образами стоит мысль: «может ты барин и силен, но я умен и при своем останусь!»

Есть сказки, где медведь одаривает Машу подарками, а ее ленивую сестру наказывает. Тут образ медведя несет в себе образ природы, доброй и злой доли. Если человек трудиться честно, то природа его награждает своими дарами, а кто ленив у того вода не течет.

Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки

Из домашних животных и птиц положительным героем в сказках выступают кот. В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка ) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок " Кот, петух и лиса" , которые у А.Н. Афанасьева идут под номерами. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои. Он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. То есть в этих сказках кот выступает как положительный герой. Подводя итог разговору о коте, можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Кот бескорыстен в дружбе. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность этих персонажей весьма условна. Сказка о том, как петух выгнал лису из заячьей избы («Лиса, заяц и петух»), в основе своей веселая юмореска. Ирония состоит в том, что петух - лисья пожива - сумел напугать любительницу белого куриного мяса. Иронична сказка «Кот на воеводстве» - она делает любителя избяного тепла, запечного жителя героем по стечению обстоятельств: волк, спрятавшись в куче листьев, зашевелился; кот думал, что там мышь, прыгнул, волк прянул в сторону, и начался общий переполох - бегство зверей. Только в сказке «Кот, петух и лиса» кот действительно герой. Вероятно, эта сказка с самого начала была создана для детей.

Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.

Заключение

В ходе работы над данной темой мы провели анкетирование среди учащихся 3- 6 классов. Были предложены следующие вопросы:

  1. Сколько сказок о животных вы прочитали?
  2. Какие звери встречались в сказках чаще?
  3. Какие черты присуще?
  4. Чему учат сказки о животных?

Опрос дал следующие результаты:

1 вопрос: 1 сказка-6%

2 сказки -18%

Несколько- 76%

2 вопрос: волк - 7%

Медведь-18%

Лиса – 75%

3 вопрос: Лисе – хитрость

Медведю – глупость

Волку - злость

  1. вопрос: Доброте

Любви

Не обижать маленьких.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить: сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рассуждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Волк, как и медведь, в народных поверьях предстает животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк - существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия.

Использованная литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка М., «Просвещение», 1977
  2. Афанасьев. А.Н. Народные русские сказки / Под ред. Грузинского. - Изд. 3-е. - 1897.
  3. Ведерникова Н .М. Русская народная сказка М., «Наука»

4)Фокеев А.Л. «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество» изд. «Лицей»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В культуре восточных славян волк - это животное - миф.
Волк принадлежит к "чужому" миру.

Возникновение волка в легендах связывается с землёй. Согласно легенде, Чёрт позавидовал Богу, лепившему человека. Чёрт вылепил из глины волка. Но создав форму, не смог его оживить.

Чёрт предположил, что если волка направить против Бога, то он оживёт. Чёрт стал бегать вокруг волка и кричать: "Куси его!" Но волк не ожил. Это продолжалось до тех пор, пока Бог не крикнул: "Куси его!"

Оживший волк накинулся на Чёрта. Чёрт испугался и залез на ольху.

Но волк успел схватить Чёрта за пятку. Кровь из раненой пятки Чёрта попала на ствол дерева. С тех пор древесина у ольхи красноватая.

А Чёрт стал беспятым. Его в народе так и называют Антипкой (Анчуткой) Беспятым или Беспалым.

В народной культуре образ волка соотносится со смертью и миром мёртвых.

Волк выступает как посредник между миром людей и и силами других миров.

Пословицы и поговорки о волке.

Волков бояться - в лес не ходить.
И волки сыты - и овцы целы.
Сколько волка не корми - он в лес смотрит.
Волка видно и в овечьей шкуре.
Волк волка не съест.

Стихи о волке.

"Волк" Саша Чёрный

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу- гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьётся снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат -
едем в ряд!
Кто - в запряжке, кто - седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берёз.
Вдруг кричит передовой:
"Черти, стой!"
Стали санки. Хохот смолк.
"Братцы, волк!.."
Ух, ка брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда -
Кто куда.
Где же волк? Да это пёс -
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
"Ай, да волк!"

Считалки о волке.

Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк.
Он зубами - щёлк, щёлк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька и ты!

Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мы вначале их поймаем,
А потом и поиграем

Сказки о волке.

Волк - герой многих сказок. Все их знают.
Владимир Пропп в книге "Мифология волшебной сказки" пишет о том, что в русских сказках присутствует восхищение и уважение к волку. Волк помощник и друг в "Сказке об Иван - царевиче, Жар - птице и Сером волке".


В сказке "Сказка о Лисичке - сестричке и Волке" простодушный волк обманут лисой. В сказке "Волк и семеро козлят" волк кровожадный, хочет съесть козлят. В сказке "Теремок" волк как и все звери просится в теремок и дружно живёт с другими зверями.

Подвижная игра "Волки и Колобки"

Для группы детей

Цель игры : развитие речи, развитие ловкости и внимания, соблюдение правил очерёдности.

Ход игры:

Все дети встают в единый большой круг. Каждый ребёнок держит в руках предмет (кубик, круг из картона, маленький обруч для кольцеброса, крышку круглой или овальной формы яркого цвета или другое.) Одна половина круга детей – это «Волки», а вторая - это «Колобки». И между ними идёт диалог.

Волки: Колобочки – колобки,

Знаем мы, что вы робки.

Полезайте в наш мешок,

Рты закройте на замок,

Ждите тихо свой итог.

Колобки: Не полезем мы в мешок.

Знаем мы, что волк жесток!

Серый волк еще 200 лет назад засеял практически всю территорию Евразии, Аравийский полуостров и Индокитай.

Помимо этого животные обитали в Северной Америке. Но сегодня этих хищников уже нет в США, а в Европе они встречаются лишь в России и в северной Испании. В Азии серый волк также встречается, но далеко не везде: в Турции, Монголии, Средней Азии и в Китае. А вот в Канаде, Сибири и Аляске этих зверей довольно много.

Вид «серый » состоит из 30 подвидов. Хищники, живущие в северных районах, значительно крупнее южных собратьев. Канадские особи дорастают до 140-160 сантиметров, а в высоте они достигают 85 сантиметров. Длина хвоста достигает 30-50 сантиметров. Весят они не менее 38 килограмм, средний вес составляет 55 килограмм. Европейские собратья весят не более 40 килограмм, а серые волки, живущие в Турции, весят 25 килограмм, представители, обитающие в Пакистане и Иране, весят и того меньше – 13 килограмм. Самцы крупнее самок примерно на 15%.

Внешний вид серого волка

Серый волк имеет пушистый и плотный мех. От сильных морозов хищников согревает короткий подшерсток, который напоминает по своей структуре пух.

Шерсть грубая и длинная, она тоже служит защитой от холода, к тому же она не промокает. Самая длинная шерсть растет на шее и в передней части спины. Длина волос на этих частях тела достигает 110-130 миллиметров. Уши обрамлены коротким и упругим мехом. Такой же меховой покров находится на лапах. Длина волос на задней части спины и боках не превышает 70 миллиметров. Мех настолько теплый, что эти хищники практически не ощущают мороз в 40 градусов.


Когда серый волк зарывает в землю морду, из-за его теплого дыхания на волосках не образуется иней. У южных жителей мех гораздо реже и грубее, чем у северян.

Окрас имеет большое количество оттенков. У серых волков, живущих на Аляске, светлый окрас, иногда он темно-бежевый. У таежных волков шкура серо-бурого цвета.

У хищников, живущих в монгольских степях и Средней Азии, светло-рыжий окрас. В некоторых местностях живут полностью черные или темно-коричневые хищники. Но самым распространенным окрасом является темно-серый. Волки с таким мехом встречаются на юге и на севере. Между окраской самок и самцов не имеется никакого различия.

Поведение и питание серого волка

Серые волки умеют рыть норы, но они не любят это занятие, поэтому чаще устраивают логово в зарослях или расщелинах между скалами. Живут эти хищники в степях и лесостепных районах. В лес они заходят крайне редко.

Рацион питания в основном состоит из копытных: , косулей, сайгаков. В южных районах серые волки охотятся на антилоп. Домашние животные также могут стать жертвой этих хищников.


Серый волк — опасный хищник и великолепный охотник.

На людей серые волки нападают довольно часто. Эти звери занимаются каннибализмом. Также они едят падаль. С удовольствием охотятся на песцов, лис и грызунов. Не отказываются хищники от диких фруктов и ягод. На протяжении 2-х недель серый волк может находиться без пищи.

Прослушать голос серого волка

Эти звери обладают отменными физическими данными. Во время бега они могут разгоняться до 65 километров в час. Но в таком темпе они могут бежать не более 20 минут. В поисках пищи эти охотники преодолевают до 60 километров.

На крупных животных серые волки охотятся стаями, при этом одни ждут в засаде, а другие гонят в нее добычу. Если погоня продолжается долгое время, то хищники сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что серые волки обладают высоким интеллектом.

Живут представители семейства стаями, численность которых доходит до 40 особей. Управляет этим обществом доминирующая пара. После пары на иерархической ступеньке находятся ее близкие родственники, в основном это молодые особи, не достигшие половой зрелости. Следующую ступень занимают волки, примкнувшие к стае. На самой низшей ступени находятся малыши.


В основном продолжением рода занимается доминирующая самка. Молодняк по достижению половой зрелости покидает стаю и образует собственную семью. Между братьями и сестрами никогда не образуется брачных союзов. Партнеров серые волки отыскивают на стороне.

Размножение и продолжительность жизни

Эти звери однолюбы, они образуют пары на всю жизнь. Самок меньше чем самцов, поэтому самкам проще найти партнера. Течка у самок наступает в конце зимы, а беременности длится 2,5 месяца. Самка рожает 5-6 малышей, но в помете их может быть и значительно больше 14-16. Новорожденные щенки глухие и слепые, весят они не более 400-500 грамм. Через 2 недели после рождения у них открываются глаза, а через месяц прорезаются зубы.

В 1,5 месяца волчата уверенно стоят на ногах. Мать не отлучается от своих щенят на протяжении 2-х месяцев. В это время добычей пропитания занимается самец. Он приносит жертву, самка ее ест, а малышам отрыгивает пищу. Твердую пищу щенята начинают есть в месячном возрасте. Щенята быстро растут и на 5-м месяце жизни по размерам догоняют своих родителей. У самок половое созревание наступает в 2 года, а у самцов на 1 год позже. Продолжительность жизни этих хищников составляет около 15 лет.