Памирские народы. Памирцы - загадка Средней Азии

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции. Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.

Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы.

Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.

Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.

Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

История

Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) образована 2 января 1925 года в составе Таджикской ССР. Расположена в восточной части страны, занимая 40 % территории Таджикистана -63,7 тыс. квадратных километров. На севере граничит с Киргизией, на востоке с Китаем, на юге и западе с Афганистаном В 1911 году, в 23:15 с 5-го по 6-е на Памире произошло событие, которое внесло существенные изменения в местную географию. От сильных подземных толчков в упомянутую ночь произошел обвал огромной горы в долину реки Бартанг у кишлака Усой. От этого весь кишлак погиб со всем населением и скотом. В 1928 году большой комплексной памирской экспедицией в результате фото теодолитной съёмки был описан обнаруженный двумя годами ранее пик, господствовавший над всеми заоблачными гигантами региона. Он был ошибочно принят за пик Гармо. И лишь в 1932 году разгадка узла Гармо увенчалась успехом: специалисты установили, что пик Гармо находится на 20 км в стороне от самой высокой вершины Памира.

Топографические съёмки сделанные И. Дорофеевым дали возможность определить высоту пика - 7495 метров. Позже её нанесли на карты и присвоили ей имя "отца всех народов" - Сталина (а в 1962 году переименовали в пик Коммунизма). Пик Коммунизма - самая высокая вершина Памира и бывшего Советского Союза. С 1999 года она носит название пик Исмаила Сомони В 1931 году около Хорога был основан один из самых высокогорных в мире Ботанический сад, сотрудники которого изучают растительность края и садоводство. Сад насчитывает более 2 тысяч видов растений. Основные отрасли промышленности области: легкая и пищевая. В 2001 году промышленных товаров в Горно-Бадахшанской автономной области было произведено 11 млн. 671 тыс. сомони, что на 31,8% выше показателей 2000 года. В 1998 году в истории Бадахшана открылась новая страница: стала функционировать магистраль Муграб-Кульма-Каракорум и Куляб-Дарваз, которою в народе называют "Шохрохи Вахдат" (магистраль единения). По существу, с введением в строй этих дорог область вышла из географической изоляции. Это позволит Таджикистану выйти к крупным морским портам Китая, Пакистана и Индии.

Природа

ПАМИР - имеющего высочайшие в Советском Союзе горные вершины (пик Коммунизма, 7495 м) и крупное горное оледенение (ледник Федченко, 71 км,- самый длинный в странах СНГ). Территория области делится на западную (меньшую) и восточную (большую) части. Западная часть в среднем ниже и более расчленена: глубокие узкие долины правых притоков р. Пяндж пересекают её с запада на восток; их разделяют хребты, возвышающиеся над днищами долин на 3000-4000 м и более. Восточная часть-высочайшее выровненное нагорье с плоскими долинами и котловинами, над которыми горные хребты поднимаются на 1200-1800 м. Самые низкие места в западной части не опускаются ниже 1500 м, в восточной - ниже 3600 м. Климат западной части умеренно континентальный. Средняя температура января -7,8°С, июля 22,2° C , осадков около 240 мм в год (Хорог). В восточной части намного холоднее и суше: средняя температура января -19,6°С, июля 13° C (Мургаб), осадков 60-70 мм в год. Продолжительность вегетационного периода (с температурами выше 5°С) 223 дня в Хороге и 140 дней в Мургабе. Главные реки в западной части - Пяндж и его притоки Ванч, Язгулем, Бартанг, Гунт с Шахдарой - берут начало в ледниках или проточных озёрах, многоводны, стремительны, изобилуют порогами и водопадами. Реки восточной части - Мургаб с Оксу, Аличур и др., наоборот, маловодны, текут медленно, меандрируют в широких долинах. Озёр немного. В восточной части - бессточные озёра Каракуль (наиболее крупное), Шоркуль, Рангкуль и др. Из проточных озёр выделяются Сарезское (на границе западной и восточной частей), Яшилькуль и Зоркуль. Почвенно-растительный покров в западной части носит черты сильной ксерофильности во всех поясах: в нижних - серозёмы с полынями, солянками, кузиниями, а весной эфемеровой растительностью; в верхних - пустынно-степные почвы с полынями, ковылем, типчаком и колючетравием; у вершин хребтов - подушечки (из акантолимонов) и пятна лугов с осоками и кобрезией. По берегам рек встречаются рощицы из ив, тополя, джиды, на склонах - редкие заросли арчи. В восточной части на выровненных участках - высокогорные пустынные почвы с редкими кустиками терескена и подушечниками, местами болотистые низины; по склонам гор на каменисто-щебнистых почвах растительность крайне разреженная. Из животных повсеместно распространены волк, лисица, заяц-толай, снежный барс, горный козёл, длиннохвостый сурок, крупные хищные птицы и др. На западе обитают рысь, дикобраз, кабан, на востоке - архар. В реках и озёрах водятся форель, маринка, голец.

Религия

Жители Горного Бадахшана исповедуют ислам. Жители Дарваза, Ванджа и Мургаба мусульмане сунитского толка - Ханафия. Жители Рушана, Шугнана, Шахдары и Ишкашима мусульмане шиитского толка - Исмаилия. Исмаилиты отделились в IX в. От остальных шиитов после правлении шестого шиитского Имама – Джаъфара Садика. Они настаивали на замешении должности имама после его смерти его сыном – Исмаилом, который к тому времени безвременно исчез и умер, но остался его сын – Мухаммад. Исмаилиты имеют духовного лидера, который является прямым потомком пророка Мухаммада. В данный момент духовным лидером исмаилитов является Его Высочество принц Ага Хан IV, который является сорок девятым (49) по счету духовным лидером исмаилитов. Таджики Горного Бадахшана являются потомками древнейщих восточно-иранских племен. Они входили в состав скифо-сакских объединений, игравших огромную роль в этногенезе иранских и других народов Центральной Азии. Эти народы внесли свою ленту в создании культуры Бактрии, Кушан, Саманидов, Гуридов и т.д. Остатки древних крепостей и пограничных укреплений Бактрийского и Кушанского периода существует в Бадахшане до сих пор. В древние и средневековые периоды здесь проходили торговые и военные пути, соединяющих Европу с Китаем. По этому пути, через Вахан религия буддизма распространилась в Китай. В Ваханском коридоре столкнулись арабская мусульманская и китайская циливизации. Через эти дороги везли в Китай товары различного качества, например, из Согда военные кольчуги для Китайской армии, из Шугнана шиповник для китайского императора, музыкальные инструменты из Бактрии и Согда. Обратно шли караваны с китайскими товарами: бумагой, шелком, фарфором и т.п. Здесь проходили ветви Великого Шелкового Пути, которые были связаны с добычей Лаъла – благородной шпинели в Шугнане и перевозкой его в Вавилон, Египет и Китай. Бадахшанские таджики сохраняют в языке и в быту много элементов древнеиранской идеологии, как и таджики долин Таджикистана. Но они имеют и свою специфику. Это отразилось во многих ритуалах и обычаях, например, во время свадебной церемонии, ритуала с огнем и в ритуалах домашнего очага. Жених перед уходом за невестой и всякий уходящий в путешествие из дома должен поцеловать домашний очаг с заженными благовониями. Свои особенности сохранились и в языке. Например, древнеиранское божество плодородия и воды - Анахита (Нана), сохранилось в шугнанском языке под именем материи - Нан. То же самое авестийское Замёд (Земля), как один из священных элементов сохранилось в слове Земад (Земля). Таких примеров можно привести множество. Почитание огня как элемент вошел даже в исламскую идеологию. Это можно увидеть в обряде поминаний ушедших - зажигании факела (чарогравшанкуни). Бадахшанцы последователи Исмаилизма. Это направление очень известен в средневековое время, как свободолюбивое и толерантное к другим течениям Ислама. В исмаилизме, возникшем в среде арабских и иранских мусульман, сохраняется сильный дух свободы, любви к знаниям и просвещению. Приверженцы исмаилизма наравне с другими защищали эти земли от нашествие крестоносцев во времена Крестовых походов, долго обороняли Иран и Багдад от монгольского нашествия и совершали бесчисленные подвиги. Были и трагические страницы в истории исмаилизма. Из-за политических перепитии, иногда они подвергались гонениям и на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Большой вклад внесли исмаилитские мыслители в культуру Средней Азии во времена Саманидов. К этим просветительским кругам имели близкие отношения Фирдоуси, Ибн Сина и др. При правлении исмаилитских Фатимидов в Каире был создан Дом Науки (Академия) и самое важное - первый университет в мире - Ал-ахзар, где мусульмане обучались всем существующим в то время в мире наукам. Известный таджикский поэт и мыслитель XI в. Насыр Хусрав, который возгловил миссию просвещения Харасана, навсегда оставил память о себе в сердцах жителей Горного Бадахшана. Традиция науки и образования сильно сохраняются в среде бадахшанских исмаилитов до сих пор. По все вероятностей, исмаилизм проник в Горный Бадахшан очень давно, т.е. еще до X в. Косвенным свидетельством, это является обнаруженные исключительно здесь древнейщие рукописи шиитского и исмаилитского толка. Для примера можно назвать рукописи «Умм-ул-китаб»-а отрывки из космолого-теологической системы исмаилитов времен имама Джаъфара Садика. Видимо деятельность Насыра Хусрава совпало с этой готовой благодатной почвой. Здесь, именно в этих теснинах гоор, он создавал свои основные философско-теологические сочинения, а также диван стихов, и как он сам выражается каждый год он их распространял по всему миру.

Язык

Основной частью населения западных районов Бадахшана составляют таджики. Дарвазские и ванджские таджики говорят на фарси-таджикском языке, жители Рушана, Шугнана и Шахдары говорят на шугнанском-рушанском языке таджиков, происходящим из древних восточно-иранских языков. Ишкашимцы говорят на фарси-таджикском, на ваханском и других восточно-иранских языках. Мургабцы говорят на киргизском языке, но там живут так же жители говорящие на таджикском языке.

Народ

1) язгуламцы (самоназв. згамик) - живут в выcoкогорной долине реки Язгулём.

2) шугнанцы (самоназв. хугни или хунуни) - живут в Горно-Бадахшанской АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара, на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов.

3)бартангцы (самоназв. бартангидж) - около 2 тыс. человек) - живут в выcoкогорной долине реки Бартанг, в нижней и средней её части, а в верховьях - в Рошорве (старое написание Орошор) - локальная группа бартангцев - рошорвцы (рожорвидж).

4) ишкашимцы (самоназв. ишкашими) - живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (в основном, в кишлаке Рын) и в северо-восточном Афганистане. Численность около 500 человек.

5) рушанцы (самоназв. рхен или рушни)

6) сарыкольцы - населяют долину Мургаба, а также живут в Китае (в Синьцзяне), в чертах лица сарыкольцев, в отличие от остальных памирцев, может быть заметна некоторая монголоидность.

8)баджуйцы

9)Стоило бы добавить еще и население Ванчи Болор - Горного или Bыcoкого Ванджа, однако в данный момент население Ванча пользуется таджикским языком и свой оригинальный памирский язык, по видимости, утратило.

10)При этом стоит также заметить, что, если шугнанцы и рушанцы могут понимать друг друга (т.е. их языки достаточно близки друг другу), то речь язгуламцев и ишкашимцев непонятна остальным памирцам.

, таджики , хунзы , калаши

Происхождение иранское

Пами́рцы (памирские таджики , припамирские таджики ) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро -Гиндукуша , разделённого между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем . Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи . Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма .

Расселение

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча , Пяндж , Памир , Вахандарья). Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд , к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда , представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит . Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , Мунджан , Сарыкол - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Пик Исмоила Сомони

География и климат в местах расселения

Площадь Бадахшана в целом - 108159 км², население 1,3 миллиона человек.

Таджикская часть Бадахшана (Горно-Бадахшанская автономная область). - 64 100 км², 216 900 человек. Большую часть территории ГБАО занимает высокогорье Восточного Памира (высшая точка - Пик Исмоила Сомони , бывший пик Коммунизма (7495 м)), из-за которого иногда называется «Крышей мира». На склонах горы имеются мощные фирновые поля и ледники общей площадью 136 км².

К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м.

Памироязычные народы

Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.

Афганская часть Бадахшана

Таджикский Бадахшан

Северные памирцы

  • Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский .
    • Шугнанцы - Шугнан (тадж. Шуғнон , шугн. Xuɣnůn ) - часть долины р. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков (Гунт , Шахдара , Баджув). Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана , левобережье - району Шигнан афганской провинции Бадахшан . Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
    • Рушанцы - Рушан (тадж. Рӯшон , руш. Riẋůn ), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг . Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана , левобережная - в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан . Общая численность - ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:
      • хуфцы - Хуф (тадж. Хӯф , хуф. Xuf ) к юго-востоку от Рушана;
      • бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ;
        • рошорвцы - Рошорв (тадж. Рошорв , рош. Rōšōʹrv , самоназв. rašarviǰ) - верхнее течение Бартанга .
  • Сарыкольцы (кит. 塔吉克语 Tǎjíkèyǔ «таджики») населяют Сарыкол (уйг. ساريكۆل , кит. 色勒库尔 Sèlēikùěr ) в долине р. Тизнаф (Ташкурган-Таджикский автономный уезд) и верховья Яркенда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая . Численность ок. 25 тыс. чел.

Западные памирцы

  • Язгулямцы - народ, населяющий долину Язгулям (на языке язгулямцев - Yuzdam ) в западном Памире и относящийся к европеоидной расе .

Южные памирцы

Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:

  • Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа (тадж. Ишкошим , ишк. Šьkošьm ): кишлак Рын в ГБАО (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана . Ок. 1500 чел.
  • Сангличцы - долина р. Вардудж в афганском Бадахшане , левого притока Пяндж , с главным кишлаком Санглеч. Численность критична (100-150 чел.). К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык , в настоящее время полностью вытесненный таджикским (дари).
  • Ваханцы - исторически населяют область Вахан (тадж. Вахон , вах. Wux˘ ), включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи . Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана , правобережье - к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана . Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша - в долинах Хунза , Ишкоман , Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне : Сарыколе и на р. Кильян (к западу от Хотана) . Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. чел.
  • Мунджанцы (дари منجی munǰi , мундж. məndẓ̌i˘ ) населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане). Численность - ок. 4 тыс. чел.
    • Йидга (урду یدغہ ‎ , йидга yiʹdəγa) - часть мунджанцев, переселившаяся через хребет Гиндукуша в XVIII в. в долину Луткух области Читрал (Пакистан). Численность - ок. 6 тыс. чел.

Близкие и соседние народы

Памирец в Китае

Таджикоязычные памирцы

С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка (дари). Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:

  • Йумган (дари یمگان , Йамган , одноимённый район провинции Бадахшан) - в XVIII в. (шугнанский язык)
  • Зебак (дари زیباک , одноимённый район провинции Бадахшан) - в XX в. (зебакский язык)

Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:

  • Область Горон (тадж. Ғорон ) на р. Пяндж между Ишкашимом и Шугнаном (правобережье в Ишкашимском районе ГБАО)
  • Правобережный Вахан (4 кишлака).

Соседние народы

Таджикский язык является для памирцев языком религии (исмаилизма), фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках.

Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык .

Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами

На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу .

Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке .

Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский . В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту .Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев.

Этногенез и история

Памирский воин доисламского периода

Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона . Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины . В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы . Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту . Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев . Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане . Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) - VII-VI вв. до н. э. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества.

Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области (ГБАО), представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» .

Касательно этнической самоидентификации вне ГБАО, к примеру в среде трудовых мигрантов в Российской Федерации , характерно два типа самоопределения :

  1. для контактов с государственными органами (правоохранительные и миграционные учреждения) - представляться таджиками согласно паспортных данных, исходя из соображений государственной принадлежности (таджики - граждане Таджикистана) и частично этнической принадлежности (85% памирцев при опросе не посчитали себя таджиками);
  2. в среде соотечественников (уроженцев ГБАО) - исключительно «памирцы», с уточнением народности (рушанцы, ваханцы, ишкашимцы и т.д.).

Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов - памирцы отказываются признавать себя таджиками .

Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.

Памирский мужчина из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана

Поселение и жилище

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения памирцев - деревня. При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в деревне расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют деревни в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же деревня расположена в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в такой деревне почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие дервени встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение деревень различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить деревни на три категории: 1 - деревни, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище памирцев, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В деревнях, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведёт небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных деревнях почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живёт большинство женщин деревни с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждой деревне имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург, 1937: 17-24).

Дома памирцев не похожи на жилища других народов. Их устройство остаётся неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад , Али , Фатима , Хасан и Хусейн . Столб Мухаммад - основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима - символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али - символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделённость хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения памирцев товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.

С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.

И почему их считают загодочными народами?
Я в свое время неоднократно бывал в тех краях и всегда поражался их внешности:







Понравился пост ivan_melnic667

Памирцы - загадка Средней Азии. Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира.
Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай.

Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы?
Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места.
Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии.
Люди европейской внешность - памирцы, одна из загадок Средней Азии.



Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии.

Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.

Это были первые люди с европейской внешностью - памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.

Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Также как и узбеки- сунниты.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.

Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: ".....Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.







Памирцы из ГБАО.





Чеченец? Нет! Памирец.








Лики Хорога.




















Ну прям чеченки.

Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей (фото периуда гражданской войны в Таджикистане)

На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.

Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Древний народ Памира

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край - родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.

Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан - так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе - самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае - уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм - шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон , то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы - потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы - древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена , китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты. Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.